Незаконная миграция: ответственность за организацию, методы противодействия

Незаконная международная миграция – одна из ключевых проблем в настоящее время. За последние годы она достигла пика. Обусловлено это главным образом нестабильной ситуацией в развивающихся странах, активизацией деятельности террористических организаций.

Военные конфликты на Ближнем Востоке, безработица, демографические проблемы – все это влияет на потоки мигрантов, хлынувшие в Россию и на Запад. В РФ незаконная миграция является уголовным преступлением.

Рассмотрим далее, какие меры предусмотрены в законодательстве против этого явления.

Незаконная миграция: ответственность за организацию, методы противодействия

Общие сведения

Обычно в организации незаконной миграции участвует 3 группы стран. В первую входят государства, из которых уезжают граждане в поисках лучшей жизни. Вторую группу составляют страны транзита. И третьи государства – пункты назначения.

Как показывает статистика, порядка трети мигрантов задерживается в транзитных странах. Часть из них депортируется на родину. Стоит сказать, что из оставшихся 70 % мигрантов только небольшая их часть достигает цели.

В разных странах предпринимаются различные меры по противодействию незаконной миграции. Так, к примеру, в России ужесточаются правила въезда в страну и пребывания в ней. Кроме того, устанавливается уголовное наказание за организацию незаконной миграции.

Актуальность проблемы

В России незаконная миграция входит в число ключевых угроз для экономики. В Стратегии нацбезопасности до 2020 г. прямо говорится о повышении уровня риска, связанного с неконтролируемым перемещением иностранных граждан.

Среди главных негативных последствий организации незаконной миграции в РФ специалисты отмечают рост теневой экономики, интернациональной, трансграничной, этнической преступности.

Неконтролируемое перемещение иностранцев приводит к возникновению межконфессиональной и межнациональной напряженности. Незаконная миграция способствует распространению терроризма и экстремизма.

Как отмечал в одном из выступлений руководитель ФСБ РФ, иностранцы проходят психологическую и военную подготовку в лагерях, получают опыт в горячих точках. Используя мигрантов, они создают бандформирования, распространяются по разным регионам и ведут преступную деятельность.

Особенности борьбы с незаконной миграцией

В существующих сегодня условиях противодействие неконтролируемому перемещению иностранцев становится одной из ключевых задач правоохранительных органов. Ее решение должно осуществляться комплексно.

Противодействие незаконной миграции направлено на выявление и устранение факторов, способствующих ее развитию. В России постоянно совершенствуется миграционное законодательство. На настоящий момент в нем содержится более 240 правовых актов.

Незаконная миграция: ответственность за организацию, методы противодействия

Активное создание отечественного миграционного законодательства началось в 90-е гг. Необходимость в нем была обусловлена увеличением потоков вынужденных переселенцев. Сегодня большое внимание уделяется вопросам, связанным с:

  • трудовой миграцией и оптимизацией статуса работающих мигрантов;
  • возвращением в РФ соотечественников, находящихся за рубежом;
  • противодействием и предупреждением незаконной миграции;
  • обеспечением госбезопасности посредством формирования эффективной системы учета и контроля.

Виды ответственности

Реализация положений, регламентирующих миграцию иностранцев, обеспечивается за счет установления административной и уголовной ответственности за их неисполнение. В целях пресечения нелегального перемещения лиц через границу и предотвращения преступлений, совершенных ими ведено несколько уголовных норм, предусматривающих различные санкции.

Так, за незаконное пересечение Госграницы ответственность закреплена в ст. 322 УК РФ. Организация незаконной миграции наказывается по ст. 322.1 Кодекса. В статьях 322.2, 322.3 устанавливаются санкции за фиктивную регистрацию и постановку на учет иностранцев на территории РФ.

Административное наказание за нарушение режима пересечения границы закреплено в главе 18 КоАП.

Нелегальное пересечение границы как угроза национальной безопасности страны

Санкции, установленные в УК РФ за организацию незаконной миграции, достаточно строгие. Это связано с высоким уровнем опасности преступления.

Нелегальным пересечение границы считается, если оно совершено:

  • Без действительных документов, дающих право на въезд в РФ.
  • Без разрешения, выданного в установленном порядке.
  • Субъектом, въезд которому в Россию запрещен.
  • С применением насилия.
  • Организованной группой или предварительно сговорившимися субъектами.

Деяние признается завершенным в момент пересечения линии Госграницы.

Пресечение нелегального перемещения иностранцев предотвращает развитие незаконной миграции.

По УК РФ допускается наказание по совокупности статей. К примеру, если нелегальное перемещение через Госграницу было сопряжено с бандитизмом, захватом заложников, угоном воздушного или железнодорожного транспорта, деяние квалифицируется по ст. 322 и соответствующей норме Кодекса.

Международное сотрудничество

Ответственность за незаконную миграцию предусмотрена практически в каждой развитой стране. На фоне обострения миграционного кризиса многие государства понимают необходимость тесного взаимодействия.

Для его обеспечения создаются оперативные каналы связи, по которым идет активный обмен информацией между правоохранительными структурами стран-партнеров.

Такое взаимодействие позволяет осуществлять согласованные действия по регулированию потоков иностранцев, контролю за незаконной миграцией, пресечению трансграничной преступности. Россия, к примеру, является участницей Соглашения о сотрудничестве, подписанного между странами ШОС.

Незаконная миграция: ответственность за организацию, методы противодействия

Межгосударственное взаимодействие, несомненно, приносит результаты. Так, за последние 10 лет наблюдается существенное изменение структуры преступности иностранцев. Значительно уменьшилось число тяжких, особо тяжких посягательств. Эти изменения обусловлены главным образом совершенствованием государственной миграционной политики, применением мер ответственности к нарушителям законодательства.

Статистические данные

Стоит, однако, отметить, что, несмотря на множество принимаемых мер, незаконная миграция все еще остается одной из главных проблем современного общества.

По разным оценкам, в России ежегодно 3-5 млн иностранцев находятся и работают нелегально. Так, на 2014 г. по фактам нарушений было составлено более 2 млн административных протоколов.

За этот же период было пресечено более 45 тыс. преступлений разной тяжести.

Выявление противоправной деятельности мигрантов осложняется тем, что их активность отличается очаговым характером. В основном иностранцы сосредотачиваются в развитых странах, в экономически успешных районах.

Особенности трудовой миграции

Современный мир столкнулся с неизбежностью формирования огромных потоков мигрантов. Это связано с самыми разными причинами. Кроме нестабильности экономической ситуации в странах проживания иностранцев, проблемы создают и пробелы в законодательствах государств, принимающих лиц из-за рубежа.

В России, к примеру, отсутствует эффективный механизм квотирования рабочей силы. Существуют также недостатки и в системе прогнозирования потребностей нанимателей в рабочей силе.

Существующая практика создания официальных заявок работодателей ориентирована на крупные предприятия. Мелкие и средние предприниматели, в свою очередь, в основном используют нелегальных мигрантов.

Недобросовестных нанимателей привлекает возможность сэкономить на оплате труда иностранцев, скрыть случаи производственного травматизма.

Решение проблем

Для обеспечения надлежащего контроля за исполнением миграционного законодательства было принято несколько нормативных актов, существенно упрощающих процесс постановки иностранцев на учет, порядок трудовой деятельности лиц, въезжающих в Россию в рамках безвизового режима.

Незаконная миграция: ответственность за организацию, методы противодействия

В настоящее время мигранту необходимо получить патент. Этот документ позволяет осуществлять трудовую деятельность официально. С одной стороны, введение патентной системы решило множество вопросов, связанных с трудовой миграцией.

С другой же стороны, для оформления разрешения необходимо собрать внушительный пакет документов. Кроме того, процесс его получения стоит немалых денег для иностранца. В результате многие трудовые мигранты становятся нелегальными.

Анализ практики применения норм

Как показывают результаты исследований, существует немало сложностей в системе регулирования ответственности за нарушения миграционного законодательства. Закрепление в статье 322.

1 УК таких объективных признаков, как организация нелегального въезда в страну, пребывания и транзитного проезда иностранцев и субъектов, не имеющих гражданства, предполагает, что граждане, причастные к преступлениям, совершают действия организационного характера.

Между тем, как показывает статистика, большинство субъектов, привлеченных к ответственности, только оказывает содействие нелегалам в решении вопросов по легализации их нахождения на территории РФ. Обычно ими являются лица, передающие в уполномоченные госорганы недостоверную информацию о месте временного жительства мигрантов.

В этой связи ряд экспертов предлагает внести в нормы дополнения, предусматривающие ответственность и за содействие в незаконном въезде иностранцев и субъектов без гражданства в Россию, их пребывании в стране и транзитном проезде.

Особенности деятельности контрольных органов

Ключевые функции по выработке и реализации госполитики и нормативного регулирования в миграционной сфере возлагаются сегодня на ФМС РФ. В систему контролирующих органов также включены:

Необходимо сказать, что задачи указанных институтов власти существенно отличаются друг от друга по масштабам, полномочиям, методам, формам, уровню специализации.

Результативность предупредительной работы во многом зависит от согласованности уполномоченных органов. В связи с этим, большое значение приобретает координация действий правоохранительных структур по предупреждению и пресечению преступности мигрантов. Ее осуществляет прокуратура.

Незаконная миграция: ответственность за организацию, методы противодействия

В процессе реализации координационных задач:

  • анализируются динамика, структура, тенденции преступности мигрантов;
  • изучается практика пресечения и предотвращения противоправных действий;
  • разрабатываются предложения по недопущению нарушений законодательства;
  • подготавливаются информационные материалы и направляются в местные структуры власти;
  • проводятся межведомственные совещания и другие мероприятия.

Профилактическая работа

Она считается одним из эффективных методов противодействия нелегальной миграции. Профилактическая работа ведется различными государственными органами совместно. Кроме этого, разрабатываются планы специальных операций, в ходе которых обнаруживаются места незаконного скопления иностранцев, пресекается противоправная деятельность организаций и частных лиц, транснациональных групп.

За несколько последних лет ФМС совместно с правоохранительными структурами провели огромную работу для устранения нарушений на потребительском и трудовом рынке, транспорте, в лесном хозяйстве и иных сферах, в которых задействованы нелегалы. Многое сделано для ликвидации каналов незаконной миграции.

Прокурорская деятельность

Особую роль в борьбе с нарушениями миграционного законодательства играют прокурорские работники. Проверки, проводимые ими, осуществляются с привлечением сотрудников ФМС, МВД, территориальных подразделений Роспотребнадзора, Роструда и прочих контролирующих инстанций.

В процессе этих мероприятий особое внимание уделяется соблюдению нанимателями правил приема иностранцев на предприятия лесного и сельского хозяйства. По результатам проверок разрабатываются планы реализации дополнительных мер по обнаружению иностранцев, нарушивших законодательство, и лиц, задействованных в организации нелегальной миграции.

Незаконная миграция: ответственность за организацию, методы противодействия

Перспективные направления

По результатам анализа практики предотвращения незаконной миграции можно выделить несколько ключевых задач, решение которых позволит усовершенствовать деятельность контролирующих структур:

  1. Организацию комплексного мониторинга соблюдения миграционного законодательства.
  2. Выявление пробелов в нормах и проблем правоприменительной практики.
  3. Выработку предложений по совершенствованию нормативного регулирования.
  4. Организацию информационно-аналитической деятельности.
  5. Совершенствование методов оценки состояния, динамики нелегальной миграции.
  6. Выявление мест скопления иностранцев.
  7. Привлечение к ответственности лиц, нарушивших предписания закона.
  8. Разработку механизмов реагирования в экстренных ситуациях. В частности, речь о действиях при массовой миграции вследствие вооруженных конфликтов, техногенных и иных катастроф.
  9. Развитие межведомственного взаимодействия для ужесточения мер по борьбе с нелегальной миграцией.
Читайте также:  Транзитная виза: что это такое, как получить, сколько стоит и другие нюансы

Немаловажное значение имеет оптимизация количества лиц, прибывающих в страну, создание для них надлежащих условий.

Важным направлением в сфере профилактики незаконной миграции является и обеспечение социальных гарантий для иностранцев. В первую очередь, это касается оплаты труда.

Для повышения прозрачности движения средств необходимо обязать нанимателя, использующего труд мигрантов, оформить каждому иностранцу банковскую карту или счет для перечисления денег.

Дополнительные меры

Одним из факторов, предрасполагающих для развития незаконной миграции, является низкая квалификация иностранцев. Для оформления разрешения на проживание, трудовую деятельность субъектам необходимо подтвердить знания языка, основ законодательства и истории РФ.

Незаконная миграция: ответственность за организацию, методы противодействия

Для преодоления низкого квалификационного уровня мигрантов необходимо упрощать порядок получения гражданства иностранцев, уже проживающих в стране и являющихся специалистами, инвесторами, выпускниками отечественных учебных заведений либо признанных носителями государственного языка.

Все эти меры способствуют укреплению межконфессионального и межнационального согласия, профилактике конфликтов, решению проблемы социальной изоляции граждан иностранных государств.

В качестве меры предупреждения развития нелегальной миграции выступает сокращение потребности отечественных предприятий в низкоквалифицированных работниках. Необходимо переориентировать экономику на привлечение внутренних трудовых ресурсов.

Источник: https://BusinessMan.ru/st-uk-rf-organizatsiya-nezakonnoy-migratsii-otvetstvennost-protivodeystvie-nezakonnoy-migratsii.html

Наказания и штрафы за организацию незаконной миграции

С латинского «миграция» – это переселение или перемещение. Соответственно, мигрант – это человек, которые переезжает с одного места жительства на другое. Перемещение может быть как внутренним, так и внешним. А с юридической точки зрения – законным и незаконным.

Что такое незаконная миграция?

Незаконная миграция: ответственность за организацию, методы противодействия

Незаконная миграция – понятие абсолютно противоположное. Оно подразумевает сложную процедуру перемещения лиц через границу без уведомления властей. Такие мигранты не имеют законных оснований для проживания на территории государства. А значит, представляют определенную опасность для безопасности населения и страны в целом.

В России миграция иностранцев регулируется несколькими нормативными актами:

  • ФЗ №109 от 22. 12. 14 г.;
  • ФЗ №111 от 07. 06. 17 г.;
  • ФЗ №114 от 31. 12. 14 г.;
  • Приказ №848н от 15. 12. 17 г.;
  • ФЗ №366 от 11. 10. 18 г.

Справка! Одним из последних нормативных актов является Указ Президента РФ от 31.10.18 г., определяющий концепцию миграционной политики России на 2019–2025 гг.

Незаконная миграция: ответственность за организацию, методы противодействияНезаконная миграция условно делится на два вида. Первый – это пересечение границы, а второй – пребывание на территории страны. Признаки первого вида незаконной миграции:

  1. Пересечение российской границы в местах, не предназначенных для въезда. Для этого используются населенные пункты, где отсутствуют таможенные пункты.
  2. Могут быть использованы фальшивые или поддельные документы.
  3. Мигрант может пересекать границу в надлежащем месте и с настоящими документами, но настоящая цель прибытия может отличаться от указанной в заявлении.

Второй вид незаконной миграции заключается в следующем:

  1. Человек легально пересек российскую границу, но не оформляет РВП, ВНЖ, не получает статус беженца и т. д. Другими словами, живет в стране незаконно.
  2. Он обратился за оформлением документов, а при получении отказа не выехал из страны.
  3. Пребывание в стране с нарушением правил транзита, установленных для иностранцев.
  4. Срок пребывания на территории России закончился, но не был продлен.

С точки зрения закона состав такого преступления является формальным, а само преступление окончено с момента осуществления указанных действий. Объектом преступления при этом выступают общественные отношения, которые регулирует порядок миграции иностранцев и их пребывание на территории государства.

Что касается объективной стороны, то она выражается в следующем:

  • организация нелегального въезда на территорию страны;
  • организация незаконного пребывания лиц в РФ;
  • организация нелегального проезда через Россию.

Деятельность лиц, контролирующих провоз нелегалов через границы России, выражается в создании соответствующей преступной группы, планировании и т. д.

Субъективные признаки

Субъектом данного преступления может выступать лицо, достигшее 16 лет и являющийся резидентом РФ, апатридом или резидентом другого государства. Что касается субъективной стороны преступления, связанного с организацией незаконной миграции, то она характеризуется наличием прямого умысла. Субъект понимает, какую общественную опасность несут его действия, но не прекращает их.

Административная и уголовная ответственность за организацию незаконной миграции

Незаконная миграция: ответственность за организацию, методы противодействия

Наказание можно условно разделить на два вида – за непосредственную организацию преступления (ст. 322.1 УК РФ), а также наказание непосредственных исполнителей. Это незаконное пересечение границы, фиктивная прописка по месту проживания и т. д.

Штрафы

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает ответственность в виде уплаты соответствующих штрафов:

  • нарушение правил въезда на территорию РФ (ст. 18.8 КоАП) – от 2 до 10 тыс. рублей в зависимости от состава преступления;
  • нарушение правила пребывания (ст. 18.9 КоАП) – для должностных лиц (от 40 до 50 тыс. рублей), для юридических лиц – от 400 до 500 тыс. рублей.

Физические лица несут ответственность по ст. 18.9 КоАП РФ только по пунктам 3 и 4. Размер административного штрафа в данном случае составляет 2–4 тыс. рублей.

Иные наказания

Помимо административного или уголовного наказания к нарушителям миграционного законодательства могут быть применены другие санкции. Как правило, это аннулирование вида на жительство или депортация из страны. Эти два вида наказания применяются, если нерезидент умышленно или неумышленно нарушил правила пребывания в России.

К примеру, пропустил срок регистрации по месту жительства. Достаточно несколько раз нарушить процедуру, как будет поставлен вопрос об аннулировании РВП или ВНЖ, а также о депортации.

Статьи уголовного кодекса, как правовое регулирование вопроса

Незаконная миграция: ответственность за организацию, методы противодействияОрганизация нелегальной миграции все же является уголовным преступлением, поэтому к преступникам применяются санкции ст. 322.1 УК РФ:

  1. Лишение свободы на 5 лет за организацию пересечения границы, пребывания в стране (постоянного или для транзита) нелегалов.
  2. За те же действия, которые были совершены группой злоумышленников, ч. 2 данной статьи предусматривает тюремное заключение на срок до 7 лет, а также штраф в размере до 500 тыс. рублей.

Также к преступникам может быть применено дополнительное наказание в виде ограничения свободы на срок до 2 лет после отбывания основного наказания. Санкции статьи распространяются исключительно на организаторов данного преступления. Но наказание также ожидает и лиц, являющихся нелегальными мигрантами.

Статья 322 УК РФ содержит наказание за нелегальное пересечение границы РФ:

  • штраф – до 300 тыс. рублей;
  • принудительные работы – до 4 лет;
  • лишение свободы – до 4 лет.

Справка! Если перемещение через границу было осуществлено несколькими лицами (преступной группой), то согласно ч. 3 ст. 322 УК РФ их ожидает тюремное заключение на срок не менее 6 лет.

Статьи 322.2 и 322.3 УК РФ содержат санкции за фиктивную регистрацию иностранцев. Они предусматривают использование в качестве наказания штраф (до 500 тыс. рублей), а также принудительные работы или тюремное заключение (не более 3 лет).

Судебная практика

Незаконная миграция: ответственность за организацию, методы противодействияВ России судебная практика по делам, связанным с организацией незаконной миграции, достаточно разнообразна. По статистике в каждом населенном пункте страны суды ежегодно рассматривают приблизительно от 2 до 100 дел. Приговор при этом получает около 80% лиц.

В качестве примера можно использовать уголовное дело в отношении нескольких сотрудников ГУВМ МВД г. Москвы и граждан Республики Азербайджан, обвиняемых по ст. 290, 291.1 и 322.1 УК РФ.

Было установлено, что гражданин РА Зульфгаров в феврале 2016 года вступил в преступный сговор с сотрудниками миграционной службы Биткаш и Потаповым. Целью данного сговора было получение материального вознаграждения за незаконную регистрацию мигрантов.

В обязанности Биткаш и Потапова входило получение документов от Зульфгарова и их оформление для постановки на учет за определенную денежную компенсацию (330 рублей за человека). За период с 2015 по 2016 год таким образом обоими было зарегистрировано 558 человек. Суд приговорил Зульфгарова к 4 годам лишения свободы, а Биткаш и Потапова к 3 годам заключения.

Меры противодействия

Незаконная миграция является серьезным преступлением не только в России, но и во все мире. Больше сложностей с нелегалами возникает в благополучных странах, к примеру, в Европе. Россия не стала исключением из правила и также борется с наплывом лиц, не желающих въезжать в страну на законных основаниях.

Именно поэтому миграционная служба РФ (ГУВМ МВД), Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная служба и другие государственные структуры используют особые меры противодействия организации нелегальной миграции. К ним можно отнести:

  • внедрение современных информационных технологий;
  • улучшение материально-технической базы отделений ГУВМ МВД на местах;
  • увеличение штата сотрудников миграционной службы;
  • совершенствование взаимодействия со всеми государственными органами для пресечения незаконной миграции;
  • проведение информационной работы с населением (в частности, с работодателями);
  • усиление мер ответственности за незаконную миграцию, включая прием нелегалов на работу.

Количество нелегалов, ежегодно пересекающий границы РФ, действительно является серьезной государственной проблемой.

Опасность незаконной миграции и ее последствия

Незаконная миграция: ответственность за организацию, методы противодействия

И население таких стран начинает предпринимать попытки выехать заграницу. А так как не все могут уехать законно, нелегалов становится все больше.

Конечно, есть положительный момент – увеличивается количество работников, а значит, растет конкуренция и улучшается качество продукции. Но большое количество нелегально проживающих лиц на практике приводит к другим проблемам:

  • снижение заработной платы из-за большого количества низкооплачиваемых работников;
  • повышение роста безработицы в стране;
  • этнические и национальные конфликты.

Кроме того, повышается уровень преступности, что очень негативно сказывается на безопасности населения.

Сложности решения проблемы

Борьба с нелегалами ведется постоянно, но на практике взамен каждого депортированного иностранца приезжает еще несколько. Проблема заключается и в том, что невозможно постоянно контролировать работу сотрудников контрольно-пропускных пунктов и миграционных служб на местах. Правоохранительные органы, к сожалению, не всегда могут пресекать их действия.

Читайте также:  Административный отпуск без сохранения заработной платы по инициативе работодателя и работника: какой максимальный срок, как оформить

Огромную роль в процессе привлечения незаконной рабочей силы играют как раз таки компании, которые не заботятся о легализации своих сотрудников. Несмотря на то, что российским законодательством установлены определенные меры наказания работодателей, этого явно недостаточно.

В конце концов, наплыв мигрантов приводит к тому, что местное население также вынуждено отправляться на заработки.

Незаконная миграция – серьезная проблема для России. Ни тюремное заключение, ни большие штрафы не пугают организаторов. Да и сами иностранцы часто готовы идти на любой риск, лишь бы приехать в страну и трудоустроиться.

Источник: https://ufms-mvd.com/faq/organizatsiya-nezakonnoj-migratsii.html

Незаконная миграция — ст 322 1 УК РФ, план мероприятий по борьбе, состав преступления, документирование, судебная практика, меры противодействия

В поисках лучшей жизни многие люди пытаются выехать за пределы своей родины в поисках более оплачиваемой работы.

При этом у многих нет возможности оформить заграничный паспорт, получить виз, разрешение и т.д., въехав в государство на законных основаниях.

Очень много нарушают международные правовые нормы, нормы принимающего государства, и пересекают границы нелегально, получая автоматически статус нелегальных мигрантов. И далее более подробно именно о таком понятии как незаконная миграция

Понятие и правовое регулирование ответственности

Если говорить о таком понятии, как незаконная миграция, то можно использовать определение Международной организации по миграции, которая определяет это понятие как процесс въезда и выезда на/с территории государства мигрантов, которые не имеют на это законного права или въезжают на территорию государства с нарушением норм закона.

В общей сложности определений, которые трактуют данное понятие много, и каждый автор и исследователь предоставляет свое, но в общей сложности все они подразумевают одно и тоже.

К признакам незаконной миграции можно отнести:

  • Пересечение государственной границы не в официальных пунктах пропуска, а через неофициальные пункты, нелегальным путем.
  • Въезд на территорию страны без наличия разрешения на осуществление таких действий.
  • Получение документов и разрешений на пребывание страны или выезд из нее обманным путем, запрещенным на законодательном уровне.
  • Пребывание на территории с имеющимися документами, которые оформлены правильно, но срок которых уже истек, и следовательно, прекращено действие пребывания в стране.
  • Заключение фиктивного официального брака, который дает возможность остаться в той или иной стране.
  • Другие признаки, позволяющие определить тот факт, что гражданин нарушает законодательство действующей страны по пребыванию на ее территории и пересечение ее границ.

В соответствии с данным нормативно-правовым документам все иностранцы или субъекты, вообще не имеющие гражданства, которые находятся на территории РФ с нарушением законодательства, без наличия документов или с просроченными документами, и которые не обратились во время за их продлением в компетентные органы, или те, кто уклоняются от выезда с территории РФ, не имея на него разрешения, признаются нелегальными мигрантами.

Административная и уголовная ответственность

За нарушение норм миграционного законодательства предусмотрена ответственность как для самих иностранных граждан, так и для тех, кто организовывает и принимает таких лиц.

Возможные варианты ответственности:

  1. Административная ответственность для иностранцев, которые не имеют разрешения на работу, заключается в наложении штрафа на лицо в размере от 2-х до 5-ти тысяч рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге размер штрафа может составлять 7 тыс.рублей.
  2. Административная ответственность для должностного лица, который принял на работу нелегального мигранта, заключается в уплате штрафа в размере от 50 до 75 тыс. рублей. При повторном факте должностное лицо может быть уволено с занимаемой должности в судебном порядке.
  3. Для юридического лица, который использует незаконный наемный труд, ответственность заключается в уплате штрафа от 800 до 1,5 тыс. рублей. При этом ответственность может не ограничиться штрафом, а заключаться в прекращении деятельности на срок до 3-х месяцев.

Но административная ответственность многих не пугает, поскольку заплатил штраф и все, тем более необходимо еще, чтобы тебя поймали.

А вот уголовная ответственность совсем другое дело, и именно поэтому многих интересует вопрос: а несут ли уголовную ответственность нелегальные  мигранты.

Ответ: сами физические лица, то есть нелегальные мигранты не несут уголовной ответственности, поскольку при повторном их обнаружении их просто выдвинут из страны, и все.

Но вот те, кто организовывает такой процесс, несет уголовную ответственность.  И предусмотрено это Уголовным Кодексом РФ.

Наказание – лишение свободы до 3-х лет. Другой вопрос, что очень трудно на деле доказать такие действия, и именно поэтому существует очень много проблем и в законодательном плане, и в судебной практике.

Видео: Информация о нелегальном переселении

Совершенствование мер противодействия незаконной миграции

Опасность нелегальной миграции заключается во многом, особенно если она неконтролируемая. Если это эпизодично, то тогда это не грозит никакими проблемами.

Но не контролируемая может приводить к таким последствиям как:

  1. Рынок труда перенасыщается дешёвой рабочей силой, так как именно она в большинстве случаев находиться нелегально, и местный рынок труда может не предлагать высокую оплату труда для местной категории населения.
  2. Это может приводить страну к производственному и промышленному коллапсу, поскольку неквалифицированный рабочий труд может влиять на качество изготавливаемой продукции, а это повлечет за собой снижение торговли, экспорта и т.д.
  3. Расовые и национальные конфликты, возникающие на почве разных религий, взглядов на жизнь, уровни жизни, образования, культуры и т.д.
  4. Эпидемии, возникающие из-за ненадлежащих условий труда и проживания нелегалов, «завоза» болезней, не типичных для данной конкретной территории.
  5. Социальные проблемы, когда местное население из-за мигрантов испытывает безработицу, проблемы с медицинским обслуживанием и т.д.

В чем сложности решения проблемы

Многие думают, что  сложность решения проблемы заключается исключительно в законодательной отрасли или правительственном контроле, но это не всегда так.

Это общая человеческая проблема, которая никогда не решиться. Максимально, что может помочь – это улучшение условий жизни и качества жизни в странах третьего мира, в странах с кризисной экономикой и т.д.

Когда люди будут получать достойную оплату труда , у них будут средства на еду и крышу над головой, то тогда они перестанут ездить в другие страны за заработком, или хотя бы у них появятся средства на оформление официальных документов.

Без виз

Многие полагают, что нелегальные мигранты появляются исключительно за счет виз, и если отменить визовый режим, то все нормализуется и люди получат официальный статус и разрешение.

Но принимать такие действия не совсем корректно, это может привести к бесконтрольному потоку легальных мигрантов, и тогда экономическая ситуация принимающей стороны вообще будет катастрофичной.

Нелегальная миграция в России

Следует отметить, что Россия занимает лидирующую позицию в списке стран, где есть огромнейший поток мигрантов.

При этом не все люди имеют официальное разрешение на работу, много есть и нелегальных мигрантов. Как показывает практика, аз последние года очень возросло количество нелегальных приезжих в России, и в итоге это вызвало ряд проблем, которые необходимо решать.

И как называют аналитики, такие вот процессы связана как с экономическими процессами – Россия остаётся одной из мощных государств по экономическому развитию из стран бывшего СССР, так и с причиной не совершенствования законодательства, когда для официального въезда на работу необходимо в миграционную службу подать очень много документов.

Легализация

В последнее время активно обсуждается вопрос о том, чтобы в РФ амнистировать всех нелегалов, то есть легализировать их.

Как считают эксперты, лучше предоставить возможность нелегалам, которые сейчас есть на территории официально работать и платить налоги, чем и дальше продолжать делать вид, что их не существует. Предложение пока рассматривается

Отмена квот

Раньше каждый работодатель получал определенный перечень квот, который разрешал ему на работу принимать мигрантов.

Это привело к тому, что начались разрабатывать целые коррупционные схемы, для получения больших квот. Но в 2019 такие квоты были отменены для работодателей, а введены патенты для самих работников.

Патенты

Не так давно ввели новшество для иностранных граждан, которые хотят работать в РФ, — это получение патента, который теперь и будет разрешением на работу.

Но процедура получения не так проста, поскольку необходимо отвечать квалификационным требованиям, знать язык и т.д., мигранты будут проходить своего рода экзамен.

Для того, чтобы определить свое желание работать в России, мигрант сразу по приезду должен отметиться в миграционной службе и отметить, что его цель – это работа. Обратиться он должен в течение 30 дней после приезда.

После того, как патент получен, сам работник в течение 2-х месяцев должен предоставить в миграционный отдел копию трудового договора, а его работодатель дать уведомление. Иначе патент будет аннулирован.

Статья 322 1 УК РФ

Если говорить именно о данной статье УГ, то здесь на законодательном уровне закреплена уголовная ответственность за организацию нелегальной миграции.

Здесь предусмотрена такая норма как лишение свободы организатора до 7 лет с наложением штрафа в размере 500 тыс. рублей.

Незаконная миграция: ответственность за организацию, методы противодействия

План мероприятий по борьбе

Относительно плана мероприятий по борьбе с организацией нелегальной миграции, то здесь ежегодно на государственном уровне что-то меняется, внедряется и т.д.

Главное – это с одной стороны упростить саму процедуру получения разрешения на работу, а с другой ужесточить наказание именно за организацию миграции.

Необходимо также усовершенствовать законодательство в разрезе доказательства организации, поскольку многие эксперты отмечают, что на практике доказать такой факт очень трудно, очень много спорных моментов.

Читайте также:  Табель учета рабочего времени работников: образец заполнения, как правильно вести, кто несет ответственность за ведение, сроки хранения

Состав преступления

Очень трудно доказать состав преступления при организации нелегальной миграции. Доказать факт того, что кто-то целенаправленно, а не по доброте душевной, помогает приезжим очень трудно.

Также очень трудно органам досудебного следствия разграничивать состав преступления, который определить административную или уголовную ответственность, и т.д. Именно поэтому всегда очень трудно вести такого рода дела.

Документирование

При возбуждении дела и соответственно его рассмотрении необходима доказательная база. И по закону она должна быть задокументирована.

Обязательно необходимо провести оперативно-розыскные мероприятия, которые и должны быть запротоколированы. 

И здесь такие мероприятия могут быть проведены в двух направлениях:

  1. Задержка нелегальных мигрантов, взятие у них показаний, проверка документов и т.д.
  2. Задержание и проверка организаторов нелегальной работы.

Судебная практика

Но не смотря на то, что есть много проблем, судебная практика показывает, что в большинстве случаев люди, которые привлекались за такие деяния, получают обвинительный приговор в большинстве случаев.

При этом решение в 85 % принимались в судах первой инстанции, и 15% в судах второй инстанции. И вот именно в судах второй инстанции и были обвинительные решения суда 1-й инстанции.

Таким образом, ситуация с нелегальной миграцией достаточна сложная во всем мире, и это закономерный процесс. Другое дело, что необходимо решать данные вопросы, в том числе и за счет экономического и социального развития тех стран, из которых выезжают такие нелегалы.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://urfamily.ru/nezakonnaja-migracija/

Правовая регламентация ответственности за организацию незаконной миграции

Схимникова К. М. Правовая регламентация ответственности за организацию незаконной миграции // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 483-485. — URL https://moluch.ru/archive/147/41423/ (дата обращения: 05.12.2019).



В рамках работы раскрываются особенности статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации с момента введения статьи в Уголовный кодекс Российской Федерации по настоящее время. Анализируются редакции статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации с 2004 года по 2016 году. Предлагаются пути совершенствования настоящей статьи в сфере противодействия организации незаконной миграции.

Ключевые слова: организация незаконной миграции, мигрант, уголовная ответственность, лишение свободы, незаконный въезд, незаконное пребывание, незаконный выезд

В настоящей статье хотелось бы затронуть тему регламентации уголовной ответственности за организацию незаконной миграции. Ответственность за данное преступление предусмотрено статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В связи с необходимостью эффективного регулирования вопросов ответственности не только самих мигрантов, но и непосредственно тех, кто организовывает незаконную миграцию, 28 декабря 2004 г.

Федеральным законом № 187-ФЗ в российское уголовное законодательство была введена ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ).

Введение данного состава было обусловлено «социальными реалиями», распространенностью нелегальной миграции и необходимостью повышения эффективности противодействия таким деяниям с учетом международных обязательств РФ.

В соответствии с российским законодательством незаконная миграция представляет собой незаконный въезд на территорию Российской Федерации, незаконное пребывание и незаконный выезд с территории Российской Федерации граждан иностранных государств, а также лиц, не имеющих гражданства, а все эти действия сопровождаются нарушениями российского законодательства, которое регулирует вопросы въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда граждан других государств.

Понятие «организации» по отношению к незаконной миграции включает не только непосредственную организацию самого процесса незаконной миграции, но и содействие совершению незаконной миграции советами, различного рода указаниями, а также обеспечением необходимыми средствами или обеспечением устранения препятствий, руководство указанными действиями.

Если анализировать механизм регулирования настоящей статьей Уголовного кодекса РФ отношений в сфере незаконной миграции ответственность за организацию незаконной миграции наступала в редких случаях и в основном по первой части статьи, которая предусматривала ответственность в виде назначения штрафа в размере до двухсот тысяч рублей. Усиленная санкция в виде лишения свободы на срок до двух лет применялась в исключительных случаях. Санкция по первой части данной статьи относилась к категории преступлений небольшой тяжести, что в своем роде объясняет достаточно резкое увеличение преступлений данного характера.

Так, по результатам изучения П. Филипповым судебной практики по ст. 322.1 УК РФ за 2010–2014 гг.

установлено, что штраф являлся самым распространенным наказанием за организацию незаконной миграции (58,8 %), вторым по частоте применения выступало лишение свободы (32 %), оставшаяся доля примерно в равных частях приходилась на обязательные и исправительные работы [2, стр. 83–92].

Учитывая тот факт, что до изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 308-ФЗ, данное преступление являлось преступлением небольшой тяжести, совершалось, как правило, лицами, впервые привлекавшимися к уголовной ответственности, подобный подход к назначению наказания следует признать справедливым.

Признание общественной опасности организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконного пребывания на территории страны таких лиц, а также их незаконного транзита через территорию государства, расширило перечень преступных деяний, нарушающих установленные ограничения и прямые запреты в сфере миграции. Федеральным законом от 30.12.2012 № 312-ФЗ была усилена уголовная ответственность за организацию незаконного въезда в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконного пребывания или незаконного транзитного проезда через территорию нашей страны. Законом предусматривается увеличение размеров и сроков наказаний за организацию незаконной миграции и, таким образом, отнесение указанного деяния к преступлениям средней тяжести, а при наличии квалифицирующих признаков — к тяжким преступлениям.

Криминализация организации незаконной миграции как отдельного состава направлена на общую превенцию для лиц и групп лиц, которые «профессионализируются», «специализируются» на переправлении в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства.

Практика подтверждает, что этот вид преступной деятельности широко развит. Число нарушений закона в сфере незаконной миграции в 2013 г. возросло на 40 % по сравнению с аналогичным показателем 2012 года.

Кроме того, было возбуждено в 9 раз больше уголовных дел по фактам организации незаконной миграции.

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 06.07.2016 г. № 375-ФЗ меняется санкция части первой статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Законодатель и вовсе убирает альтернативные виды наказания за организацию незаконной миграции, такие как штраф, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы. Санкция части первой статьи 322.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации представляется следующим образом: — «наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового» [1]. Как мы видим часть первая статьи 322.

1 УК РФ по-прежнему относится к категории преступлений средней тяжести, законодатель решил криминализовать ответственность и убрать альтернативные (смягчающие) виды наказаний, чтобы повлиять на снижение динамики преступлений данного характера и не оставлять преступников безнаказанными.

Анализируя часть вторую статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, можно отметить, что Федеральным законом от 06.07.2016 № 375-ФЗ вводится квалифицирующий признак (пункт «а» части 2 статьи 322.1 УК РФ) — «группой лиц по предварительному сговору». Это объясняется тем, что на практике процесс доказывания очень сложен, когда преступление совершается организованной группой.

Как показывает судебная практика при совершении преступления, предусмотренного ст. 322.1 организованной группой, для его совершения требуются большие подготовительные мероприятия, и тем самым привлекается большой круг лиц, которые выполняют определенные роли. Что касается санкции части второй статьи 322.

1 УК РФ, здесь необходимо отметить, что преступления, предусмотренные частью второй, относятся к категории тяжких преступлений. Законодатель не стал ее менять, оставил всё как есть. Если сравнивать с санкцией второй части данной статьи 2004 года, то можно отметить, что до 2012 года данная часть относилась к категории преступлений средней тяжести.

С 2012 года законодатель криминализовал норму и представил ее в таком виде, в котором мы можем наблюдать и сегодня.

Несмотря на немногочисленные изменения нормы, считаем изменения 2016 года в статью 322.1 УК актуальными и целесообразными для усиления мер борьбы с преступлением — организацией незаконной миграции в Российской Федерации.

В конце хотелось бы добавить, что, несмотря многочисленные изменения статьи 322.

1 УК РФ, издание других нормативно-правовых актов, других толкований анализируемой нормы, но Верховного суда РФ нет, что значительно затрудняет деятельность правоприменительных органов по осуществлению борьбы с организацией нелегальной миграции.

Нет и более или менее полного к статье 322.1 УК РФ, который содержал бы в систематизированном виде анализ федерального законодательства, регламентирующего вопросы въезда и пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.

Огромный размер извлекаемой незаконной прибыли и соответственно высокий уровень коррупционной составляющей, фактическое отсутствие потерпевшей от данного преступления стороны, несовершенство законодательства в сфере противодействия незаконной миграции, низкий уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов в документировании и расследовании преступлений данной категории, а также недостаточный уровень знаний по закреплению доказательственной базы приводят в своей совокупности к практически нулевым показателям в борьбе с организацией незаконной миграции.

На наш взгляд, чтобы прийти к положительному результату в вопросе регулирования организации незаконной миграции, необходим комплексный подход к данной проблеме.

Только при усиленном контроле за организацией незаконной миграции, а также выявлении и уничтожении преступных групп, предупреждении, пресечении волны незаконных мигрантов, можно достичь положительной динамики в разрешении данного вопроса.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/147/41423/

Ссылка на основную публикацию