Источники предпринимательского права: понятие и виды, классификация

На сегодняшний день все больше людей прибегают к такому способу заработка, как индивидуальное предпринимательство.

Правительство РФ постоянно издает акты и законы на поддержку развития малого бизнеса. Кроме того, что необходимо зарегистрировать это право, важно понимать, в чем суть всего правого процесса.

Источники предпринимательского права – это способ выражения права.

Сюда можно отнести нормативно-правовые акты, которые содержат информацию о правовых нормах. Именно они и регулируют отношения в хозяйственной сфере. Главным источником считается Основной закон страны. Именно в Конституции отображены все гарантии предпринимательства, а также конституционные ограничения.

Содержание

  • 1 Какие они существуют
  • 2 Классификация

Какие они существуют

К источникам предпринимательского права необходимо отнести акты и нормы, благодаря которым удается регулировать отношения между предпринимателями в ходе их деятельности. В нормативных актах может содержаться информация про нормы одной отрасли – ГК, УК, ГПК. Остальные акты сосредотачивают в себе нормы различных отраслей права (Закон о конкуренции).

Самым главным законодательным актом считается гражданский кодекс. Именно он внедрил в себя все нормы частного, согласно которым регулируется предпринимательская деятельность. ГК объединяет также акт, согласно которому все участники предпринимательского акта обязуется принимать во внимание интересы общества.

Максимальное «сотрудничество» норм частного публичного права можно отыскать в особых нормативных актах. Именно они позволяют регулировать предпринимательскую деятельность. Примером таких актов станет закон о банках и банковской деятельности.

В ходе использования права преимущество отдается специальным правилам. В свою очередь, общие правила используются дополнительно. Это происходит в тех ситуациях, когда не удалось достичь баланса в отношениях между предпринимателями или они не полностью отрегулированы в специальных нормах.

На видео – источники предпринимательского права:

Классификация

Формы регулирования в предпринимательском праве (ПП) подразделяют на нормы международного и обычаи делового оборота. Первые используют при преобразовании их в нормы частного права. Именно международные соглашения – это составная часть разовой системы страны. Удельный вес норм межнационального права в коммерческой сфере все время возрастает.

Обычай делового права – это сформированное и пользующееся большим спросом в коммерческой деятельности права поведение. Оно не закреплено в законодательных документах. Эта форма регулирования (ПП) не должен идти в разрез с положениями, которые прописаны в положениях законодательства и соглашениях, заключаемых между предпринимателями.

Для предпринимательского законодательства характерны диспозитивные правила. Возможности решения задачи формирования правого государства определяются правовыми возможностями экономической свободы ИП, прописанные в коммерческой сфере.

Классифицируют источники предпринимательского еще и по правовой силе. Сюда можно отнести законы, подзаконны, локальные, общие и специальные акты.

Законы принимают только органы законодательной власти Российской Федерации и ее участники. Общероссийские законы можно классифицировать на федеральные конституционные и прочие федеральные. К первым можно смело отнести Основной закон РФ.

Самым главным федеральным законом является Гражданский кодекс. Именно он служит объединяющим звеном для общих и особых норм частного права, которые регулируют отношения в предпринимательской сфере. Вокруг ГК собраны особые законы и подзаконные акты.

Все они должны быть зафиксированы в Кодексе.

Источники предпринимательского права: понятие и виды, классификацияЧто является методом правового регулирования предпринимательского права, можно узнать из данной статьи.

Какова классификация понятия источников права социального обеспечения, можно понять из данной статьи.

Что собой представляет понятие и содержание права собственности, указано здесь: https://ruleconsult.ru/grazhdanskoe/sobstvennost/ponyatie-soderzhanie-prava-sobstvennosti.html

Возможно вам так же будет интересно узнать про обязательства в римском праве.

Подзаконные акты – это решения, которые были приняты Главой государства и Правительством РФ. Все указы Президента не должны идти в разрез с законом.

Все постановления Правительства должны приниматься только при условии, что они не идут в разрез указам Президента.

Все остальные органы исполнительной власти имеют право на издательство нормативных актов, содержащих нормы (ПП), но только в рамках, прописанных в законе и остальных правовых актах.

Локальные акты предусматривают за собой частно-правовой статус ИП. Они могут быть согласованы органами управления коммерческой организации. Принятые локальные акты не должны идти в разрез с централизованными актами. К локальным можно отнести договоры и различные соглашения.

Общие нормативные акты разработаны для всех участников частного права, следовательно, и для ИП. Специальные акты содержат в себе особенности регулирования отношений в (ПП).

  • Возможно вам так же будет интересно узнать про основные принципы предпринимательского права.
  • Что собой представляет кпп индивидуального предпринимателя, можно понять прочитав статью.
  • Так же интересно узнать всё про признаки банкротства юридического лица.
  • Каковы коды налогового периода по налогу на прибыль существуют, указано в данной статье.
  • Так же важно понимать, берется ли подоходный налог с декретных или же нет.

Предпринимательство – это одна их форм деятельности граждан. Каждый человек имеет право зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и развивать свой бизнес.

Но добиться гарантированного эффекта будет невозможно, если не обладать информацией об источниках предпринимательского. Именно они позволяют отрегулировать отношения в рассматриваемой сфере.

Только при условии плодотворного сотрудничества малый бизнес будет развиваться, и приносить свою прибыль.

Источник: https://RuleConsult.ru/grazhdanskoe/korporativnoe/istochniki-predprinimatelskogo-prava.html

Понятие и источники предпринимательского права

Раздел I. Общетеоретические основы системы источников предпринимательского права

1.1. Категория «источник права» в юридической науке

Позитивное право в обществе появляется с возникновением государства, т. е. с возникновением власти, способной обеспечить исполнение подчиненными ей лицами соответствующих повелений.

Но для того, чтобы упомянутые лица осуществляли волю государства, необходимо предоставить им возможность ознакомиться с её содержанием. Поэтому воля государственной власти должна обязательно быть выражена вовне в определённой форме.

Подобные формы выражения позитивного права называются в правовой теории и практике «источниками права».

По сей день, полемика вокруг данного правового понятия оправданна нечеткостью самого понятия источника права с одной стороны и неоднозначностью правопонимания в целом с другой.

Общее понятие права является предметообразующим понятием юридической науки и, следовательно, понятие источника права должно предваряться анализом общего понятия права, складывающегося в современных условиях.

Признание многоаспектности права позволит говорить и о множественности его источников (форм), которые имеют различную природу и изучить не только формальные, но и содержательные аспекты права, что приведет к обогащению исследуемого понятия.

  • Современная наука права, располагая знаниями из области философии, социологии, психологии и антропологии позволяет более полно и всесторонне изучить такую юридическую категорию как «источник права».
  • В исследовании проблем источников права можно выделить несколько основных тенденций (вопросов):
  • 1) отвечает ли термин «источник права» смысловому объему, который в него вкладывается, и нет ли необходимости обойти его и заменить другим выражением «форма права»?
  • 2) внесет ли четкость и ясность выделение в источнике права двух смыслов: материального и формального?
  • 3) приведет ли пересмотр и переосмысление правопонимания сегодня к единой, но разноуровневой и многоаспектной характеристике его источников?

Относительно первого вопроса нужно отметить, что такая тенденция уже намечалась в конце ХIХ начале ХХ века. Так известный русский ученый Г. Ф. Шершеневич в «Общей теории права» высказывает мнение о непригодности термина «источники права», введенного в оборот Титом Ливием, «в виду своей многозначности».

Он заменяет его термином «форма права» и понимает под ним «различные формы права, отличающиеся по способу выработки содержания норм», замечая, что выбор форм зависит всецело от государственной власти.

С позиций позитивного правопонимания он абсолютно прав, так как его подход к источникам (формам) права опирается на рассмотрение их, как правил общежития, поддерживаемых государственной властью.

Советская наука, опирающаяся на данный подход к праву, связывала проблему источников права с ведущей ролью государства в образовании юридических норм. Отсюда, единственным источником права в условиях советской правовой системы, долгое время, признавался нормативный акт.

Возобновившаяся волна споров в 60-е годы ХХ века, особенного изменения в понятие «источник права» также не внесла, кроме того, что при употреблении выражения «источник права» между этими словами в скобках добавляется уточнение «формы».

Такая позиция не получила широкой поддержки, ибо термин «форма права» ещё более многозначен и может быть использован при изучении права в самых разных значениях. Так, например, советский теоретик права Б. В. Шейндлин выделил пять значений термина «форма», применяемых к праву.

К тому же в отраслевых юридических науках термин «источник права» всегда сохранял своё значение, поэтому в данной работе он и используется.

Авторы уточнения пытаются таким образом указать на юридический смысл понятия «источник права», т. е. источник права в формальном смысле. Более подробно эти взгляды изложены С. С. Алексеевым, Д. А. Чиркиным, Н. Г. Александровым, С. Л. Зивсом и другими.

Г. И. Муромцев по этому поводу, справедливо замечает, что формальный источник права является по существу формой участия государства в правообразовании.

Отталкиваясь от юридического подхода к источникам права, появились такие его определения, как: форма, «в которой выражено правило, сообщающее ему качества правовой нормы», форма «установления и выражения правовых норм», 2 а также способ придания ей значения общеобязательной.

С этим трудно не согласиться, но дело в том, что господствующая точка зрения позитивного трактования права, утверждает придание правовой формы содержанию лишь государством.

На основании потребностей нового времени роль государства более не преувеличивается и право не рассматривается как результат, продукт государственной деятельности.

Тем не менее, признается, что от способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт и т. д.

В последствии упомянутое уточнение привело к вопросу разграничения источника права в материальном смысле и формальном смысле, то есть, юридического источника и источника правовых норм. Очень четко эта позиция изложена в учебнике под редакцией проф. А. И.

Денисова: «Официальными формами установления и выражения правовых норм, или источниками права в юридическом смысле, в различных государствах выступают законы и иные нормативные акты, судебный прецедент, правовой обычай, договоры нормативного содержания».

Им, с позиций социологического позитивизма, к видам источников права наряду с законом, относятся и другие, но их правовой статус определяется также государством.

Последний тезис опирается на анализ строения нормы права. В каждой норме права можно выделить «правовое содержание» (создаваемое обществом, народом, их организациями) и «правовую форму», т. е. придание обязательности выработанному правилу поведения. Со слов Г. Ф. Шершеневича «это теоретическое различие установил Лабанд», обозначив в ней содержание и санкцию.

Следуя вышеупомянутому, можно не согласиться с В. Е. Чиркиным, утверждающим о не совпадении понятий «источник права» и «форма права» в некоторых традиционных правовых системах.

Нет никакого противоречия в том, что в обычном праве ряда африканских племен в качестве формы права выступают устные обычаи, в которых выражается правовое содержание, а источниками права санкционирующая деятельность государства, обозначаемая правовой формой.

На основании имеющихся предпосылок можно констатировать факт однобокости рассмотрения такого понятия как источник права (12, «https://referat.bookap.info»).

Во-первых, в рамках понятийного аппарата понятие «форма права» оказалось не менее многозначным, чем понятие «источник права». Кроме того, лексическая многозначность слов «источник» и «форма» и в дальнейшем будет предопределять множество их значений в терминологической системе юридической науки.

В этой связи стоит согласиться с положением Гуровой Т. В. о том, что принцип однозначности термина не следует понимать буквально. «Важно помнить, что это, прежде всего, определенное требование логики: в контексте любого рассуждения под тем или иным именем иметь в виду один и тот же предмет».

Во-вторых, при всех различиях в подходе советских ученых к проблеме источника права под ним понимают «деятельность либо результаты деятельности органов государства по созданию правовых норм».

Читайте также:  Договор безвозмездного пользования земельным участком: образец, кто может получить

В-третьих, особенности правопонимания не позволяют определить правовое содержание как право, т.к. оно не имеет формы, которая придает обязательность через государственное принуждение и его возможность.

Опираясь на целый ряд работ по источникам права, возможно утверждать, что вопрос по-прежнему на повестке дня. Множественность и противоречивость подходов дает основание для новых научных поисков. Так, современная тенденция в происхождении и понимании права, дает все основания считать признание множественности его источников (материальных и формальных).

Кроме того, в связи с развитием философского и социологического направлений в праве, активизируются исследования социальной его основы. Изменения происходят и в оценке роли государства в процессе формирования права и его источников (форм).

Так Т. В. Гурова предлагает в основу концепции источников права положить интегративный подход в правопонимании и выделить:

1) социальный источник права, т. е. рассматривать человеческое общество как генетический источник права.

2) политический источник права т. е. сила, порождающая позитивное право и являющаяся необходимым связующим звеном между генетической основой права и его документальными источниками.

3) формальные источники права: нормативные акты, судебные прецеденты, договоры нормативного содержания, принципы права, правовые обычаи, общепризнанные принципы и нормы международного права и другие.

Надо отметить некоторую новизну подхода, но формальные источники права получают свою нормативность, как и прежде, от государства.

Суммируя изложенное правомерно, по-видимому, говорить о том, что понятие юридического источника права, сложившееся в европейских правовых системах, право при всех различиях предполагает связь правовой нормы с государством, не может быть безоговорочно применено к традиционным правовым системам. Важно конечно учитывать «фактор государственности», т.к. невозможно представить более совершенного механизма реализации права

Источник: https://referat.bookap.info/work/2240/Ponyatie-i-istochniki-predprinimatelskogo

Источники предпринимательского права в Российской Федерации



Источники предпринимательского права как особые правовое явление весьма скудно упоминаются в юридической литературе, что требует активного изучения рассматриваемого института с целью формирования широкой научной основы для изучения источников предпринимательского права.

Широкое изучение рассматриваемого правового института позволит выявить проблемы значимые для научной деятельности и их решения. Их решение, безусловно, будет способствовать наиболее правильному правоприменению норм права судами и иными юрисдикционными органами, а также повышению правовой культуры граждан России.

Ключевые слова: источники права, источники предпринимательского права

Понятие источника предпринимательского права тесно связано с понятием источника права, который получает предметное изучение в рамках общей теории права и государства.

Стоит отметить, что в современной юридической науке существует множество научно обоснованных точек зрения на понимание источника права, которые являются несовпадающими и взаимоисключающими в ряде случаев.

Так, видный юрист-ученый в области теории государства и права Г. Ф. Шершеневич под источниками права понимал:

  1. Силы, творящие право (например, воля общества, политическая власть, идеи равенства);
  2. Материалы, положенные в основу законодательства (например, римское право послужило источником российского гражданского кодекса);
  3. Исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права (законы Ману);
  4. Средства познания действующего права (познание права из законодательных актов) [1].

В современных научных публикациях, посвященных изучению источников предпринимательского права, существует схожие точки зрения.

К примеру, кандидат юридических наук, преподаватель юридического факультета МГУ им М. В. Ломоносова В. А. Вайпан рассматривает источники права в нескольких смыслах:

  1. Источники права в материальном смысле как общественные отношения, объективные экономические закономерности в обществе, которые порождают нормы права;
  2. Источники права в идеологическом смысле как правосознание и правовая культура индивидов, социальных групп, всего общества, отражающих их отношение к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям и поведению людей в сфере права;
  3. Источники права в историческом смысле как различные памятники права, с помощью которых изучается содержание права различных государств в разные эпохи, влияние этих источников на последующие правовые нормы: тексты законов, записи обычаев, судебные дела, выступления известных юристов;
  4. Источники права в политическом смысле как государство, правотворческие органы которого обеспечивают принятие и опубликование норм права;
  5. Источники права в формальном смысле как юридическая форма выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения [2].

В итоге, анализ точек зрения представителей научного сообщества по проблеме понятия источника права позволяет говорить о том, что понимание источника права, в том числе и источника предпринимательского права, в юридической науке единым не является и потому требует более детального теоретико-практического изучения.

В рамках науки предпринимательского права наиболее активное изучение понятия источника предпринимательского права было осуществлено кандидатом юридических наук, доцентом кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина Лаптевым В. А.

, который во многом систематизировал научные подходы по проблемам источников предпринимательского права в единую стройную систему. По его мнению, источник предпринимательского права — это основа (сила, фактор) формирования, выражения и закрепления норм права, регулирующих предпринимательские и иные экономические отношения.

Иными словами, источник предпринимательского права — это совокупность норм о предпринимательстве и экономике в целом [3].

При этом юрист Вайпан В. А. к источникам предпринимательского права относит юридические формы закрепления норм права, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности [4].

Стоит отметит, что источники предпринимательского права понимаются в качестве особых юридических форм. Более того, эти юридические формы закрепляют нормы предпринимательского права, которые регулируют разнообразные общественные отношения в области осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В общей теории государства и права выделяют различные классификации источников права в зависимости от выбора того или иного критерия, положенного в основу научной классификации.

Так, по мнению российского ученого в области права, доктора юридических наук, профессора МГУ имени М. В. Ломоносва М. Н. Марченко, источники права в зависимости от их обязательности подразделяются на:

  1. Первичные (материальные, социальные и иные) — такие источники права, которые обусловливают содержания вторичных источников права.
  2. Вторичные (формально-юридические) — такие источники права, к которым относятся общеизвестные источники права (например, правовой обычай, нормативный договор и т. д.) [5, 53].

Иными словами, на общетеоретическом уровне существует классификация источников права на материальные (те источники права, которые вбирают в себя первоначальное содержание нормы права) и формальные источники права (те источники права, которые фиксируют обязательность тех или иных материальных источников права).

К примеру, материальным источником права может выступать законопроект депутата Государственной Думы, религиозный текст из священного писания, научно-практические комментарии законодательных актов авторитетных представителей юридического сообщества. К формальным источникам права относятся прежде всего известные науке и признанные государствами источники правам — нормативный правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, правовая доктрина и др.

В науке предпринимательского права особую разработку классификации источников предпринимательского права получили в научных трудах Лаптева В. А.

Так, российский правовед в зависимости от способа выражения и закрепления (формирования) норм права выделяет следующие источники права:

  1. Общепризнанные принципы и нормы международного права;
  2. Международный договор;
  3. Нормативный правовой акт (законы и подзаконные акты);
  4. Нормативный правовой договор;
  5. Юридический прецедент (судебный);
  6. Правовой обычай;
  7. Локальные нормативные акты [6].

Необходимо отметить, что данная классификация страдает некоторыми недостатками, поскольку, с одной стороны, смешивает нормативный правовой договор и международный договор. Насколько известно из положений науки, международный договор является разновидностью нормативного правового договора.

С другой стороны, в классификации присутствует юридический прецедент, что некорректно в виду того, что в российской правовой системе юридический прецедент не признается источником российского права.

При этом в таком случае, по мысли автора концепции, источником предпринимательского права должна признаваться и правовая доктрина как мнение особо известных, авторитетных знатоков права по различным правовым проблемам.

Другой известной классификацией отечественного ученого в области российского предпринимательского права является классификация источников предпринимательского права в зависимости от уровня принятия норм права и территории действия:

  1. Международный, действующий на территории нескольких государств (международные договоры);
  2. Федеральный — по всей территории России (Конституция РФ, закон о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, подзаконные нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, нормативный правовой договор между федеральными органами государственной власти и т. д.);
  3. Региональный, в рамках субъекта Федерации (конституции и уставы субъектов РФ, законы и подзаконные акты субъектов РФ, нормативный договор между региональными органами государственной власти субъектов РФ и т. д.);
  4. Муниципальный, ограничивающийся муниципальным образованием (устав муниципального образования, нормативные и иные правовые акты представительных и иных органов местного самоуправления и др.);
  5. Локальные, действующие в рамках хозяйствующего субъекта (локальный нормативный договор, локальные правовые акты) [7].

Отметим, что в научной литературе встречаются и иные классификации источников предпринимательского права: в зависимости от времени периода действия источника предпринимательского права, в зависимости от территории (дислокации) применения источника предпринимательского права, в зависимости от адресата (по хозяйствующим субъектам) источника предпринимательского права, в зависимости от принадлежности к подотрасли предпринимательского права, в зависимости от сферы экономического сектора [8].

Рассмотрим три основных источника предпринимательского права в Российской Федерации, к которым относятся:

  1. Нормативно правовой акт;
  2. Правовой обычай;
  3. Нормативный договор.

Нормативный правовой акт является основным источником российского предпринимательского права. Однако, на современном этапе в законодательстве отсутствует нормативная дефиниция нормативного правового акта, не принят федеральный закон, устанавливающий иерархию нормативных правовых актов.

В связи с этим подобную правовую проблему устраняли всевозможные органы государственной власти России. К примеру, в Постановлении ГД ФС РФ от 11.11.

1996 N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм [9].

Источник: https://moluch.ru/archive/157/44380/

Источники правового регулирования предпринимательской деятельности

Под источниками предпринимательского права в формальном смысле понимаются разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

К источникам предпринимательского права можно отнести:

  • правовой обычай (общепризнанные принципы и нормы международного права, обычаи делового оборота);
  • нормативные правовые акты государственных органов;
  • нормативные правовые акты организаций (корпоративное право);
  • правовой договор.

Законодательство о предпринимательской деятельности – это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы регулирования предпринимательской деятельности.

В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники предпринимательского права подразделяются на четыре большие группы:

  1. законы;
  2. акты федеральных органов государственного управления;
  3. акты государственных органов исполнительной власти;
  4. акты исполнительных органов субъектов РФ.

Система законодательства о предпринимательстве в Российской Федерации представляет собой классификацию законодательных актов, построенную с помощью разных критериев, или оснований:1)    по юридической силе и месту в иерархии правовых нормативных актов:

  • законы;
  • подзаконные акты.
Читайте также:  Прекращение алиментных обязательств: основания и условия, освобождение от алиментов, отмена выплат

2)    по сфере законодательного регулирования, установленной в ст.71-73 Конституции России, в которых они приняты:

  • федеральные законы, принимаемые в сфере ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов (ст.71-72 Конституции РФ);
  • законы субъектов Российской Федерации (ст.73 Конституции РФ).

3)    по масштабу действия:

  • нормативные акты централизованного правового регулирования, осуществляемого нормотворческими органами государства;
  • акты локального регулирования (корпоративные нормы, содержащиеся в уставах и иных локальных актах хозяйственных обществ и товариществ).

Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права

Закон – нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон – нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции.

Федеральный закон – нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.Закон субъектов Российской Федерации – нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.

Акты федеральных органов исполнительной власти – нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами.

Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) и письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применение нормативных актов.

Постановления и решения судебных органов получили название «судебная практика».Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что его нормы не противоречат актам более высокого уровня и последние не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.

Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как, например, свобода торговли и др., а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России.

Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области (предпринимательской деятельности) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/istochniki-pravovogo-regulirovaniya-predprinimatelskoy-deyatelnosti

Читать

В.А. Вайпан

Источники предпринимательского права: учебно-методический комплекс (учебное пособие в рамках дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации»)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

Юридический факультет

Кафедра предпринимательского права

Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Рабочей программой «Предпринимательское право Российской Федерации» (Рабочая программа «Предпринимательское право Российской Федерации»: учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2016. – 112 с.), Образовательным стандартом, самостоятельно устанавливаемым Московским государственным университетом имени М.В.

Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция», квалификация: бакалавриат с присвоением квалификации (степени) «бакалавр», магистратура с присвоением квалификации (степени) «магистр», а также Образовательным стандартом, утвержденным Министерством образования и науки РФ.

  • Ключевые слова: источники предпринимательского права, законодательство о предпринимательстве, нормативный правовой акт, нормативный правовой договор, правовой обычай, обычай делового оборота, обыкновение, судебный прецедент, внутренние документы организации, кодификация, Предпринимательский кодекс.
  • LAW FACULTY
  • DEPARTMENT OF BUSINESS LAW

V.A. VAYPAN

  1. SOURCES OF BUSINESS LAW
  2. TEACHING MATERIAL
  3. (Tutorial for the course «Business Law of the Russian Federation»)

Vaypan V.A.

Sources of Business Law: teaching material (Tutorial for the course «Business Law of the Russian Federation») / V.A. Vaypan – M.: Yustitsinform, 2017. – 84 p.

This teaching material is a systematic tutorial for the topic «Legal regulation of entrepreneurial activity (Sources of Business Law)» which is taught as part of the course «Business Law of the Russian Federation». It includes lectures and practical materials, including assignments for studies of problematic issues, normative legal acts and judicial practice, tasks, tests, recommended readings, etc.

  • The tutorial is intended for bachelor students, master students, postgraduates, teachers, researchers and practitioners, employees of public authorities, as well as for anyone interested in business law.
  • Keywords: sources of business law, law on entrepreneurial activity, normative legal act, normative treaty, legal custom, custom of business turnover, judicial precedent, internal documents of an organization, codification, Business Code.
  • © LLC «Yustitsinform», 2017

Предисловие

Данная книга издана в форме Учебно-методического комплекса (далее – УМК) и представляет собой систематизированное учебное пособие по теме «Правовые основы регулирования предпринимательской деятельности (источники предпринимательского права)», изучаемой в рамках учебной дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации».

Она содержит лекционный и практический материал, который предназначен для использования как преподавателями в области предпринимательского права, так и студентами, осуществляющими самостоятельную подготовку по данному предмету. Кроме того, материалы пособия будут полезны практикующим юристам и предпринимателям при освоении нового материала.

Содержание УМК строится на основе учебника «Предпринимательское право Российской Федерации» (отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – 3 изд… перераб. и доп. – М.

: Норма: ИНФРА-М, 2017) и практикума «Предпринимательское право: практический курс» (отв. ред. Е.Г. Афанасьева, А.Е. Молотников. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Право и бизнес.

2016), подготовленных на кафедре предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

  1. УМК построен на основе следующих принципов:
  2. 1) разумное сочетание теоретических и практических заданий;
  3. 2) простота и системность в изложения учебного материала;
  4. 3) предоставление преподавателю возможности из большого числа заданий самостоятельно сконструировать семинарское занятие;
  5. 4) актуальность содержания материалов;
  6. 5) использование современных методов преподавания.

Данный УМК – это книга и для студентов, и для преподавателей.

Работа с ней предполагает серьезную подготовку к занятию со стороны обучающихся: изучение теории, в том числе на основе рекомендуемой научной литературы, законодательства, судебной практики и т. д.

От преподавателя требуется вдумчивое планирование проведения семинара по теме, подготовка дополнительных материалов, предварительное формирование заданий для студентов.

УМК содержит два основных раздела.

В первом разделе представлен теоретический материал, на основе которого читается лекция по теме «Источники предпринимательского права». В ходе лекции и самостоятельного изучения темы необходимо освоить следующие вопросы:

Понятие, виды и основные классификации источников предпринимательского права. Конституционные основы предпринимательства. Понятие и соотношение публично-правовых и частноправовых норм в регулировании предпринимательской деятельности. Международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники предпринимательского права.

Понятие, состав и система предпринимательского законодательства Российской Федерации. Кодексы и другие федеральные законы в сфере предпринимательского законодательства. Подзаконные правовые акты как источники предпринимательского права. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты), порядок их разработки и принятия.

Регистрация подзаконных нормативных правовых актов предпринимательского законодательства и условия их действительности. Локальные нормативные акты (внутренние документы организации): понятие и виды. Правовые обычаи как источники предпринимательского права.

Роль и значение актов Конституционного Суда РФ, высших судебных органов и судебной практики в предпринимательском праве. Особенности применения источников предпринимательского права. Аналогия закона и аналогия права в регулировании предпринимательской деятельности. Понятие и виды толкования норм предпринимательского права.

Понятие и формы систематизации предпринимательского законодательства. Основные направления совершенствования российского законодательства о предпринимательской деятельности.

Во втором разделе представлен практический материал, на основе которого закрепляются теоретические знания и формируются навыки применения источников предпринимательского права.

В «Вопросах, проблемах, мнениях для обсуждения» предлагаются для обсуждения дискуссионные вопросы, актуальные проблемы и различные точки зрения по изучаемой теме. Задания направлены на развитие самостоятельного мышления обучающихся.

Задания по комментированию норм права развивают способность студента анализировать положения нормативных правовых актов. Могут использоваться, анализироваться, сопоставляться положения опубликованных комментариев к кодексам и законам, но при этом должна высказываться и собственная точка зрения студента.

Некоторые задачи из практической части могут решаться «по ролям», если преподаватель предложит студентам подготовить правовое обоснование позиций различных участников конфликта, например, представителя органа власти и субъекта предпринимательской деятельности. Отдельные «роли» можно отвести различным судебным инстанциям.

Предлагается несколько разновидностей письменных контрольных заданий, выполняемых в рамках семинарского занятия, которые могут быть использованы по усмотрению преподавателя.

Задания представлены в различных вариантах: систематизация вопроса, составление схем, таблиц, проведение сравнительного анализа.

Практика показывает, что контрольные работы, проводимые на занятии, способствуют углубленной подготовке студентов по теме.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=571764&p=2

Предпринимательское право. Источники, понятие

Ведение бизнеса невозможно без правовой грамотности предпринимателей. Хозяйствующие субъекты должны знать список своих прав и обязанностей, регламентирующих их деятельность нормативных документов.

Эта информационная база понадобится для обеспечения правильного отражения операций в учете, соблюдения законности всех сделок.

Без правового багажа знаний сложно самостоятельно разобраться в тонкостях взаимодействия с контролирующими органами и отстаивать свою позицию на разных уровнях.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательской деятельностью называют действия, направленные на извлечение прибыли из имеющихся в распоряжении ресурсов. Ресурсная база может быть сформирована из интеллектуальных способностей, имущественных активов. Предприниматель может создать свой бизнес-проект, основанный на оказании конкретных услуг или выполнении за вознаграждение работ.

ВАЖНО! Главные условия реализации предпринимательской деятельности – получение материальной выгоды, принятие рисков бизнеса и наличие официально присвоенного статуса коммерческой структуры или ИП. Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Гражданское право предлагает идентифицировать предпринимательскую деятельность по такому набору признаков:

  1. Самостоятельность имущественного и организационного типов. Имущественная разновидность обособленности подразумевает наличие возможности распоряжаться собственным имуществом при реализации основной деятельности. Организационная самостоятельность возникает в момент принятия решений – это свобода выбора из нескольких путей развития того варианта, который предприниматель считает единственно верным (без учета мнения контролирующих и третьих лиц).
  2. Систематичность. Это означает, что предпринимательская деятельность должна осуществляться на постоянной основе без длительных простоев. Данный критерий проявляется в регулярном поступлении доходов и нацелен на постоянное получение прибыли.
  3. Ответственность по рискам деятельности имуществом. Предприниматель отвечает за результаты своей работы имущественными активами. Для ИП норма распространяется на его личное имущество, для учредителей предприятий – на корпоративные объекты имущества.
  4. Соблюдение формальных процедур. Реализация законного права ведения бизнеса на территории России возможна при условии проживания в стране осуществления хозяйственной деятельности и прохождения всех этапов легализации статуса коммерсанта. Прибыль от предпринимательства будет признаваться законной только в отношении зарегистрированных и поставленных на учет в ФНС ИП и юридических лиц.
  5. Направленность на повышение уровня рентабельности проекта. Коммерческие деятели нацелены на извлечение максимальных материальных выгод. Прибыль – основная цель каждой проведенной операции.
Читайте также:  Оформление декретного отпуска 2020: какие документы нужны для ухода в декрет, порядок и правила

СПРАВОЧНО! Убыточный бизнес также признается предпринимательской деятельностью. Такие проекты не могут приносить своим владельцам прибыль, но все этапы развития направлены на достижение точки безубыточности и постепенный выход на уровень получения прибылей и сверхприбылей.

Для предпринимательской деятельности характерно наличие риска. Риски могут быть разных видов:

  • финансовыми;
  • организационного типа;
  • экономическими;
  • зависящими от субъекта хозяйствования или обособленными от его действий.

Риски способны положительно или отрицательно влиять на процессы в бизнесе. К некоторым из них руководители предприятий и ИП могут применять меры превентивного воздействия.

Но невозможно бороться с проявлениями внешних рисков, такими как изменения в законодательной базе, форс-мажорные ситуации природного или техногенного происхождения. Предприниматель может попытаться максимально обезопасить себя, используя инструменты страхового рынка.

Дополнительная мера воздействия – оптимизация системы контроля и управления внутри бизнес-структуры.

К признакам предпринимательской деятельности относят профессионализм и пребывание в постоянном поиске ресурсов для развития бизнеса. Профессионализм подразумевает наличие опыта практического ведения коммерческой деятельности или хотя бы минимальной теоретической подготовки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Профессионализм в качестве критерия идентификации предпринимательской деятельности применяется не ко всем направлениям хозяйствования. Этот критерий рассматривается среди основных при оценке работы лиц, занятых в проектах с условием обязательного лицензирования.

Для предпринимателей всех типов важно постоянно мониторить окружающую обстановку, анализировать конкурентную среду и соотносить свои показатели с данными прямых конкурирующих субъектов.

Для поддержания высокой планки рентабельности приходится систематически подбирать новые ресурсы для развития проекта.

Ресурсами, которые могут дать основу для выхода на более высокий уровень прибыльности, могут быть:

  • денежные вливания;
  • создание собственной сырьевой базы;
  • модернизация оборудования;
  • обновление технологических линий;
  • повышение квалификации работников;
  • наработка собственной системы взаимодействия с контрагентами для формирования широкой базы лояльных и постоянных клиентов.

Источники предпринимательского права

Нормативно-правовое регулирование сферы предпринимательства осуществляется на уровне:

  1. Конституции.
  2. Кодексов.
  3. Федеральных законов.
  4. Подзаконных актов и постановлений.

Для соблюдения рамок правового поля субъекты хозяйствования должны руководствоваться комплексом правовой документации. Процедура регистрации и финансовой деятельности, вопросы налогообложения раскрываются в Налоговом кодексе.

Гражданский кодекс устанавливает правовой статус предпринимателей, обозначает круг их прав, функций, обязательств. Он оговаривает правила отнесения коммерсантов к той или иной категории бизнеса, устанавливает условия заключения сделок и порядок признания их действительности.

Бюджетный кодекс регламентирует работу государственных структур и нюансы сотрудничества с ними коммерческих предприятий.

Ответственность за нарушение финансовой, налоговой дисциплины или правонарушения иного типа для предпринимателей предусматривается в КоАП и УК РФ.

Если у субъекта хозяйствования имеются наемные работники, то необходимо тщательно изучить положения Трудового кодекса.

Нарушение любого из его пунктов чревато внеплановой проверкой ряда контролирующих органов и назначением штрафных санкций с возможной приостановкой деятельности.

Перечень применяемых в деятельности предпринимателей федеральных законов зависит от направления бизнеса, формы хозяйствования и уровня конкуренции. Нормативные акты можно классифицировать по таким группам:

  1. Воздействующие на весь рынок или отдельные его сегменты с целью регулирования. В эту категорию входят законы, регламентирующие порядок действий в конкурентной среде, антимонопольное законодательство, устанавливающие порядок оборота ценных бумаг.
  2. Определяющие правовой статус участников предпринимательства в разрезе их типов (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. для АО, № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. для МУП, № 41-ФЗ от 8 сентября 1996 г. для кооперативов, № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. для ООО).
  3. Правовое регулирование в разбивке по направлениям деятельности. Инвесторы и получатели инвестиций используют нормы закона от 25 февраля 1999 года под № 39-ФЗ, рекламные фирмы применяют закон № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г., аудиторам необходимо руководствоваться законом № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г., оценщики соотносят свои действия с положениями закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г.
  4. Для некоторых видов предпринимательства с узкой специализацией изданы собственные законы. Банковский сектор работает в соответствии с законом № 17-ФЗ от 3 февраля 1996 г.
  5. Документы, фиксирующие требования к предпринимателям и условиям ведения ими бизнеса. Для видов деятельности, подразумевающих наличие лицензии, издан закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. Регистрация и снятие с учета юридических и физических лиц проводится с учетом порядка, озвученного в законе № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. Этот документ содержит критерии признания статуса субъекта предпринимательства, оговаривает этапы и сроки регистрационных мероприятий, декларирует порядок взаимоотношений между контрагентами, между предпринимателем и контролирующими органами.

НА ЗАМЕТКУ! Миссия уточнения и более глубокого раскрытия общих норм в правовом поле возлагается на указы, постановления и приказы государственных органов и высокопоставленных чиновников.

Уточняющий характер для реализации учета в предпринимательстве носят положения о бухгалтерском учете (ПБУ). Они раскрывают детальную информацию о разных секторах учетных мероприятий, регулируют вопросы признания в учете активов, регламентируют процессы перемещения имущества, выбытия отдельных объектов. Их нормы полностью соотносятся с Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом.

Область бухгалтерского учета содержит внушительное число приказов ФНС, Правительства, Минфина, постановлений, писем и разъяснений. Указания могут касаться сразу комплекса вопросов или отдельно взятого частного случая. Многочисленность таких правовых актов в сфере бухгалтерского и налогового учета обусловлена сложностью всех процессов, наличием широкого набора специфических условий работы.

ВАЖНО! Предприниматели не могут игнорировать нормы, озвучиваемые в положениях, разъяснениях и постановлениях. Это элементы правового регулирования, на них при возникновении конфликтной ситуации будут опираться судебные органы.

На систему налогообложения влияют нормативные акты, издаваемые местными органами власти. Они распространяются на размер налоговых ставок по местным видам налогов, на систему организации отчетности по ним.

Отраслевые стандарты и положения составляются для формирования инструкционного и методического материала.

Эти сведения необходимы при разработке собственных форм первичной документации, оформлении локальных актов и регламентов (положение об охране труда, учетная политика предприятия и др.).

Понятие и виды хозяйственных правоотношений

Все субъекты предпринимательства в процессе своей деятельности вступают между собой в хозяйственные правоотношения. Это означает, что они взаимодействуют в рамках существующего правового поля, законодательная база создает критерии оценки действительности заключаемых сделок и правомочности реализации бизнес-проектов, регулирует разрешение коммерческих споров.

Структура хозяйственных правоотношений представлена комплексом прав участвующих лиц, набором их обязательств и норм поведения, правилами взаимодействия с контрагентами. Права могут носить абсолютный и относительный характер:

  1. Правоотношения абсолютного типа касаются деятельности предпринимателя внутри своего бизнес-проекта. В эту категорию входит возможность самостоятельно распоряжаться своим корпоративным имуществом, вести бухгалтерский и налоговый учет, осуществлять калькуляционные расчеты.
  2. Правоотношения относительного типа затрагивают интересы сразу нескольких участников рынка в момент их взаимодействия. Права одной стороны коррелируются с обязанностями другого лица. Это проявляется в соблюдении условий договоров, заключаемых между разными субъектами хозяйствования.

Для реализации функционала хозяйственных правоотношений характерно контактирование предпринимателей с государственными и муниципальными органами контроля и регулирования. Мониторинг и законодательная регламентация могут касаться таких объектов, как:

  • вещественные активы;
  • денежные ресурсы;
  • ценные бумаги;
  • осуществляемые действия участников рынка коммерции;
  • блага неимущественной разновидности, которые являются неотъемлемой частью конкретного бизнес-проекта (логотип, бренд, коммерческая тайна).

Необходимо различать разные виды хозяйственных правоотношений, которые регулируются отдельными законодательными актами:

  • Отношения, затрагивающие право собственности. Это тип абсолютных правоотношений, которые наделяют предпринимателей правом пользоваться собственным имуществом без ограничений (в рамках действующих норм законов). Такой принцип позволяет сдавать в аренду имущественные активы, использовать их в качестве залога и передавать третьим лицам на возмездной или безвозмездной основе, эксплуатировать в производстве. Ограничение накладывается на использование активов для удовлетворения личных потребностей создателя бизнес-структуры.
  • Отношения абсолютно-относительного типа вещественного характера возникают в случаях передачи имущества в оперативное управление.
  • Абсолютные правоотношения неимущественного типа, затрагивающие сферу реализации хозяйственной деятельности. Норма предполагает предоставление предпринимателю возможности работать без негативного воздействия третьих лиц. При обнаружении влияния незаконных действий коммерческий субъект должен направить свои усилия на устранение этого факта.

ПРИМЕР! Абсолютные правоотношения неимущественного типа возникают, если предприниматель ведет бизнес в строгом соответствии с нормами законодательства: обеспечивает правильность документооборота, ведения учета и составления отчетности со своевременной их сдачей в контролирующие органы. Срыв срока подачи отчета или сбой в любом другом сегменте деятельности может быть идентифицирован в качестве правонарушения. Ситуация должна быть исправлена самостоятельно или под влиянием проверяющих структур.

Обязательственная разновидность правоотношений формируется при возникновении у одного из участников предпринимательской деятельности претензий по отношению к своему контрагенту. Требование может быть направлено на предоставление информации, передачу материальных ценностей или выполнение задекларированных в договоре работ.

Предпринимателям и владельцам коммерческих организаций при возникновении хозяйственных обязательств необходимо проводить комплексную оценку таких правоотношений. Анализ включает в себя:

  • изучение причин, документальных и правовых оснований для возникновения обязательства;
  • идентификация участников сделки, повлекшей возникновение претензий;
  • содержание требований;
  • источники регулирования и разрешения возникшей ситуации с точки зрения правовой базы.

Последний этап важен для определения правовой объективности предъявленных требований, законности претензий. Предприниматель при возникновении обязательств в процессе взаимодействия с другими субъектами хозяйствования должен рассматривать каждую сделку и требования как потенциальный источник правонарушения. Он должен на этапе проработки условий реализации договорных отношений обдумывать:

  • какие действия будут признаны правонарушением;
  • какие внешние факторы могут оказать существенное влияние на выполнение норм соглашения;
  • к каким последствиям приведет нарушение условий договора;
  • механизмы защиты бизнеса от негативного воздействия, основанные на правовых источниках правоотношений (разработка системы штрафов для контрагента за срыв договоренностей, применение инструментов страхового рынка).

По составу участников правоотношений их деятельность может быть причислена к горизонтальному или вертикальному типу взаимодействия. При горизонтальных правоотношениях сделки заключаются между контрагентами. Основой их реализации являются закрепленные подписями договоры.

Вертикальная система правоотношений в качестве одного из участников выдвигает контролирующий орган.

Такие отношения характерны для предпринимателя и государственных структур, наделенных полномочиями контролировать деятельность бизнеса, оценивать степень ее соответствия правовым нормам.

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/predprinimatelskoe-pravo/

Ссылка на основную публикацию