Меню Закрыть

Законы о рекламе кратко

Законы о рекламе кратко

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Закон о рекламе № 38-ФЗ

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» вступил в силу с 1 июля 2006 года, за исключением отдельных его положений, вступающих в силу, согласно статье 39 закона, в иные сроки.

Ниже представлен текст документа:

Закон «О рекламе» в последней редакции с последними изменениями (внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 N 325-ФЗ), вступающими в силу 03.08.2018 года (ред. 53).

13 марта 2006 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Принят
Государственной Думой
22 февраля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
3 марта 2006 года

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Особенности отдельных способов распространения рекламы

Глава 3. Особенности рекламы отдельных видов товаров

Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы

Глава 5. Государственный надзор в сфере рекламы
и ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о рекламе

Глава 6. Заключительные положения

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
13 марта 2006 года
N 38-ФЗ

Федеральный закон «О рекламе»

Федеральный закон «О рекламе» как основополагающий документ

14 июня 1995 г. Государственной Думой России был принят первый Федеральный закон «О рекламе», который вступил в силу 18 июля того же года.

Он определил основные принципы рекламной деятельности в стране, способствовал регулированию правовых отношений, возникающих в процессе создания, распространения, получения рекламы.

Закон установил ответственность за недобросовестную, недостоверную рекламу, определил права и обязанности участников рекламного процесса, а также механизм государственного регулирования в сфере рекламы.

В законе впервые были даны определения понятия рекламы, основных участников рекламного процесса: рекламодателя, рекламопро- и звоните ля, рекламораспространителя, потребителя рекламы и т.д.

Чтобы понять глубину проработки и важность положений Закона для рекламной деятельности в России, назовем несколько его разделов: «Общие и специальные требования к рекламе», «Особенности рекламы», «Зашита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы», «Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей», «Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы и Права органов саморегулирования в области рекламы», «Ответственность рекламодателя, рекламоироизводигеля и рекламораспроаранителя».

Законом были предоставлены определенные права органам самоуправления в области рекламы по контролю рекламной деятельности в России. Согласно ему они имели право снять недобросовестную рекламу, а также привлечь к ответственности нарушителей законодательства.

В Законе рассматривались особенности отдельных видов рекламы, а также особенности рекламы отдельных видов товаров, таких как алкоголь, табак, медикаменты, оружие. Важным дополнением в Закон стало принятие регуляции, ограничивающей рекламу табака и алкогольной продукции. Эта реклама была запрещена к показу по телевидению с 1 января 1997 г.

Понятия недостоверной и недобросовестной рекламы четко и обстоятельно излагались в Федеральном законе «О рекламе», поскольку именно эти вопросы чаше всего становились предметами спора сторон. Формулировки, приведенные в Законе, предотвратили возможность в будущем двойного толкования этих понятий.

Представленные примеры подтверждают тезис о том, что этот документ охватывал действительно все вопросы, связанные с рекламной деятельностью.

За период, прошедший со времени принятия первого Закона, продолжали издаваться нормативные акты, которые предусматривались им. В 1995 г. МАП разработал «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе». В Уголовном кодексе РФ есть положение, предусматривающее ответственность за заведомо ложную рекламу.

В 2004 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 115-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О рекламе», касающийся ограничений рекламы пива.

Со времени принятия первого Закона о рекламе прошло более 10 лет. За это время рекламная индустрия России шагнула далеко вперед, окрепла, пережила серьезный кризис в 1998 г. Проявились недостатки первого Закона, которые надо было исправить, а также необходимо было привести Закон в соответствие тем условиям, в которых сегодня работают рекламисты. Все эти причины повлияли на то, что 13 марта 2006 г. Президент РФ подписал второй Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе».

Заканчивая разговор о самом главном для рекламистов законе, еще раз подчеркнем его фундаментальный характер. Безусловно, к нему будут приниматься дополнения и изменения, как в случае с текстом первого Закона, — это неизбежно, поскольку время движется вперед и рекламная деятельность приобретает новые перспективы.

Законодательные акты, имеющие отношение к рекламной деятельности

В ст. 4 Федерального закона «О рекламе» говорится, что законодательство о рекламе в России состоит из Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. К таким документам относятся: указы Президента РФ, нормативные акты Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Основными законодательными актами прямого действия, которые в разной степени регулируют рекламную деятельность, являются:

  • Закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
  • Закон от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
  • Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
  • Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах».

До принятия всеобъемлющего Закона вся деятельность на территории России регулировалась указами Президента РФ, такими как:

  • «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» от 10 июня 1994 г. № 1183;
  • «О защите интересов инвесторов» от 11 июня 1994 г. № 1233 (утратил силу);
  • «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» от 17 февраля 1995 г. № 161.

В этот период рекламная деятельность в нашей стране была бурной, происходило формирование рекламного рынка. Но соответствующего закона не было, и указы восполнили этот пробел. После принятия Закона они утратили силу.

Как уже было сказано, кроме закона существуют и подзаконные акты, регулирующие рекламу. Примером этому могут служить специальные статьи в Налоговом и Таможенном кодексах РФ, связанные с взиманием налогов и пошлин за рекламную деятельность. Служба Д ПС, о которой мы упомянули, работает на основании документа под названием ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений».

3. Федеральный закон «О рекламе»

3. Федеральный закон «О рекламе»

1. Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» (ред. от 02.11.2004) (далее – Закон) регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения, распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг.

Целями Закона являются:

защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;

предотвращение ненадлежащей рекламы, способной:

• ввести потребителя в заблуждение;

• нанести вред его здоровью, имуществу, окружающей среде, достоинству и репутации;

• нарушить общественные интересы и моральные принципы.

Закон не распространяется:

• на политическую рекламу;

• объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

2. Основные понятия Закона:

реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к организациям, товарам, услугам и т. д.;

ненадлежащая реклама недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения;

рекламодатель юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для последующего производства, размещения и распространения рекламы;

производитель рекламы юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;

распространитель рекламы юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и распространение рекламной информации путем предоставления и использования технических средств телевизионного и радиовещания, каналов связи, эфирного времени и т. д.;

потребители рекламы — юридические и физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего может являться воздействие рекламы на них.

3. Основные требования к рекламе в РФ:

реклама должна быть распознаваема без специальных знаний и технических средств, независимо от того, в какой форме она преподносится;

реклама на территории РФ может распространяться на русском языке и дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов РФ;

не допускается реклама о товаре, выпущенном без лицензии, если таковая необходима, а также реклама товаров, запрещенных к производству;

• реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться сообщением об этом;

• использование в рекламе объектов интеллектуальной собственности разрешается только в порядке, установленном законодательством;

• реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику;

• реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.

федеральный закон о рекламе №38-ФЗ

ФЗ №38-ФЗ «О рекламе» был подписан Президентом РФ 13 марта 2006 года.

Мотивы закона были обозначены потребностями в реализации прав потребителей на получение и ознакомление с рекламой добросовестного и достоверного уровня, а также на внедрение законных возможностей в части создания благоприятных условий в процессе производства и распространения рекламы в социальной сфере.

Реализация политики РФ в части предупреждения нарушений и пресечения фактов распространения ненадлежащей рекламы.

Основные определения и краткое содержание

Особое внимание уделяется правам несовершеннолетних при рекламировании алкогольной продукции, игр, связанных с неоправданным риском и в других сферах.

Закон определяет, что рекламой является информация:

  • Которая получила распространение любым возможным способом и при применении любых техник;
  • Адресована неопределенному числу людей;
  • Целью которой является привлечение внимания к самому объекту рекламы;
  • Поддержание или формулирование интереса к определенному товару;
  • С целью продвижения последнего на рынке предложения товаров и услуг.

Объект рекламирования может обладать различными характеристиками, и главной чертой последнего является:

  1. Мотив привлечения внимания, которое адресуется потребителям в неограниченном количестве от изготовителя или продавца товара;
  2. Результатов от осуществления интеллектуальной деятельности или определенного мероприятия.

Товар в данном случае должен обладать признаками:

  • Является продуктом деятельности;
  • Предназначен для сбыта в форме продажи, обмена или внедрения в оборот.

Закон определяет, что отношения формируются в определенном субъектном составе, в который входят:

  1. Рекламодатель;
  2. Рекламопроизводитель;
  3. Рекламораспространитель;
  4. Потребитель,
  5. Спонсор — лицо, которое оказало финансирование в производстве рекламы или рекламируемой деятельности, или самого продукта, который рекламируется.

Реклама является спонсорской в которой указывается или упоминается имя, или наименование такого спонсора, если он является юридическим лицом.

В основной части даются основные характеристики и требования, предъявляемые к такого рода информации, среди которых выделяются:

  • Реклама в телепрограммах и телепередачах;
  • На радио в продолжение радиопередач;
  • В продолжение видеообслуживания и кинообслуживания;
  • С помощью сетей электросвязи;
  • Наружная реклама;
  • На транспортаных средствах и с их использованием;

К ним относят:

  • Алкогольную продукцию;
  • Всяческие средства медицины и услуг по оказанию медицинской помощи;
  • Пищевые и биоактивные добавки, детское питание;
  • Продукция военного назначения и оружие;
  • Игры, основанные на риске, пари;
  • Финансовые услуги и процесс их оказания, финансовая деятельность;
  • Ценные бумаги;
  • Договоры ренты, к ним также относятся договоры по пожизненному содержанию;
  • Деятельность медиаторов, в частности по оказанию услуг медиации.

Что регулирует и когда применяется

ФЗ «О рекламе» является регулятором ко всем отношениям, связанным со сферой применения рекламы. При этом решающего значения не имеет место производства, важно, что она используется в рамках территории РФ.

Нужны документы для межевания земельного участка? Они в этой статье.

Статья 2 определяет, что действие закона не имеет распространения на следующие сферы:

  • Политическая, в рамки которой кроме прочего входит предвыборная агитация, а также агитация, связанная с проведением референдумов;
  • На информацию, доведение до конечного потребителя и распространение которой носит обязательный характер;
  • Справочно-информационная и аналитическая продукция, которая не ставит перед собой основной целью продвижение товара на рынке и не входит в разряд социальной рекламы;
  • Сообщения органов государственной и местной власти, не имеющие рекламного характера и не являющиеся социальной рекламой;
  • Вывески и указатели, не имеющие рекламной нагрузки;
  • Объявления физических и юридических лиц, которые не имеют общего с осуществляемой последними предпринимательской активности;
  • Общие данные о товаре, изготовителе, экспортере и импортере, которые размещаются на самом товаре или его упаковке;
  • Элементы, используемые при оформлении товара;
  • Упоминания о товаре и его качественных характеристиках, которые были органично внедрены в произведения искусства и не имеющие по своим характеристикам рекламной нагрузки;

Статья 7 определяет спектр товаров и услуг, которые рекламировать запрещено.В него входят:

  • Товары, изготовление и распространение которых запрещено законами РФ;
  • Наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, и растения, содержащие таковые;
  • Взрывчатые вещества и материалы, кроме пиротехнических изделий;
  • Органы и человеческие ткани, в качестве предметов продажи и покупки;
  • Товары, подлежащие процессу обязательной государственной регистрации, в силу отсутствия таковой;
  • Товары, которые должны быть сертифицированными ввиду отсутствия сертификации или подтверждения соответствий требованиям содержания технических регламентов;
  • Товары, для изготовления и распространения которых требуется наличие лицензий или других специальных разрешений, ввиду отсутствия таковых;
  • Всех товаров, связанных с табакокурением;
  • Медицинских услуг, оказание которых имеет свей целью прерывание беременности.

Видео: Комментарии юриста

Нужно открыть счет для ИП? Читайте здесь.

Интересует, как составить договор аренды квартиры? Смотрите далее.

Регулируется саморегуляция в сфере рекламы, в частности деятельность объединений рекламодателей, а также спектр их прав в части защиты своей деятельности и нарушений с ней связанных. А также прописаны права антимонопольного органа по контролю рекламной деятельности.

В частности, при проведении проверок, сохранении коммерческой тайны, полномочия в части контроля за деятельностью рекламщиков.

Последняя редакция 38 федерального закона о рекламе

Последняя редакция закона не претерпела серьезных изменений по сравнению с предыдущими версиями. Были внесены изменения в части рекламирования объектов долевого строительства, а также расширен список требований к такого рода рекламе.

В частности, запрещена реклама:

  • Если отсутствует регистрация прав на субаренду земельного участка;
  • Если отсутствует заключение уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта РФ, территория которого застраивается на предмет соответствия застройщика и проектной декларации требованиям закона.

Принятие нового закона о рекламе было продиктовано реалиями современного мира и развитием общества. Закон устанавливает наиболее благоприятные условия для проведения рекламной деятельности, а также регуляторной политики в этой сфере. Предусматривает самоуправление и возможность самостоятельной защиты нарушенных прав, а также наложение мер ответственности за невыполнение его положений.

Закон «О рекламе» в РФ

Реклама прочно вошла в жизнь общества и используется повсеместно. Закон «О рекламе» является основополагающим актом, который постоянно видоизменяется под действием вносимых в него поправок.

Описание закона

Закон «О рекламе» принят 13 марта 2006 года. Законопроект регулирует всесторонние требования к материалам, содержащие информацию рекламного характера, методы передачи, налагает запрет или уменьшает рекламирование определенных видов товаров и устанавливает основные принципы муниципального контроля в этой области.

Федеральный закон №38-ФЗ состоит из 6 глав и 40 статей. Краткий обзор дает читателю представление о содержании данного законопроекта:

  • общие сведения о стоящих задачах, требованиях, о терминологии и т. д.;
  • характерные черты методов распространения различных типов рекламы;
  • характер рекламирования особых видов продукции;
  • союз рекламодателей, уполномоченный защищать интересы своих представителей и создавать и регулировать соблюдение этических норм использования рекламного извещения;
  • правительственный контроль в области рекламирования и виды ответственности за нарушение положений ФЗ;
  • заключительные положения.

Последние поправки вносились Президентом 1 апреля 2017. Однако, закон имеет также новую редакцию, которая обретет законную силу только 1.09.2017.

Федеральный закон №38-ФЗ «О рекламе» с последними изменениями можно скачать по ссылке. Текст закона «О рекламе» представлен в последней редакции на 2017 год.

Этот закон поможет рекламодателям и прочим организациям, занимающимся рекламной деятельностью, защитить свои права и обозначить обязанности.

Последние изменения

Последние изменения вносились 1-го апреля текущего года. Рассмотрим поправки, которые вносились:

Статья 3 закона «О рекламе» действует от последней редакции от 13 мая 2009. С тех пор новые поправки в нее не вносились. Данная статья рассказывает об основных понятиях, которые используют в ФЗ. Даются термины с кратким разъяснением. Всего дано 12 терминов:

  • реклама — краткие сведения о товаре, призванные продвигать его на рынке и сохранять интерес к нему;
  • объект рекламирования — объект, который нуждается в анонсе и продвижении на рынке;
  • товар — объект/работа/услуга, которые требуется продать;
  • ненадлежащая реклама — такой вид материала, который не отвечает стандартам закона РФ;
  • рекламодатель — изготовитель/продавец, который при помощи рекламирования продвигает свой товар;
  • рекламопроизводитель — человек, который придумывает для продукта анонс;
  • рекламораспространитель — человек, который осуществляет распространение извещений, информационного типа любым способом и в любой форме;
  • потребители рекламы — публика (потенциальные покупатели), чей интерес должно пробудить рекламное извещение;
  • спонсор — человек, помогающий финансово;
  • спонсорская реклама — материал, который выпускается с обязательным упоминанием в ней спонсора;
  • социальная реклама — материал, который направлен на благотворительность и на защиту интересов государства;
  • антимонопольный орган — общегосударственный антимонопольный орган.

Эти понятия помогают лучше разобраться в Федеральном законе №38-ФЗ.

По данной статье закона «О рекламе», рекламные извещения должны содержаться в периодических печатных изданиях в объеме не более 45%, вместо 40%, как это было ранее. Также текст рекламного характера должен идти с пометкой «реклама».

Статья закона №38-ФЗ посвящена рекламе азартных игр. Она не должна:

  • обращаться к лицам, не достигшим 18-и лет;
  • вводить в заблуждение, что азартные игры являются методом заработать деньги для обеспечения существования;
  • уверять, что риски минимальны, а вероятность выигрыша больше, чем есть на самом деле;
  • содержать доказательства получения выигрыша лицами, которые не получили его;
  • уверять, что азартные игры приведут к общественному признанию и успеху;
  • негативно отзываться о лицах, которые не участвуют в азартных играх;
  • создавать эффект, что получение выигрыша гарантировано;
  • использовать человеческие и звериные образы.

Во вторую часть закона №38-ФЗ были уже внесены изменения. Реклама допускается:

  • в теле- и радиопрограммах с 10 вечера до 7 утра, но реклама букмекерских контор разрешена в любое время, если продолжительность составляет не более 20% от общего времени;
  • в строениях, где проводятся азартные игры, кроме зданий транспортной инфраструктуры;
  • в газетах, журналах и т. д.

Также в закон №38-ФЗ введены пункты, описывающие, где допускается реклама:

  • проводимая организаторами в букмекерских конторах — в газетах, журналах и других печатных изданиях физкульторно-спортивного характера, в Интернете;
  • в спортивных сооружениях;
  • на спортивной форме игроков или в спортивных клубах.

Извещения информационного типа должны содержать по закону:

  • срок розыгрышей призов;
  • сведения об организаторе, правила проведения, период, место и время получения призов.

Однако, уже существует редакция закона, которая вступит в силу в начале сентября текущего года. В ней были внесены изменения в следующие статьи:

В законе №38-ФЗ рассказывается о требованиях, применяемых к материалам рекламного характера. Изначально она состояла из 11 пунктов, но в новой редакции был введен 12 пункт. Он гласит, что в случае размещения, на основании полученных данных от анализа объема аудитории, рекламы на телеканале, рекламодатели и распространители должны использовать указанную информацию в соответствии с соглашениями, которые они заключили с организациями. Данные организации являются уполномоченными на проведение исследований федеральной службой исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере СМИ.

В остальном, реклама обязана быть достоверной и добросовестной. Она должна быть на русском языке — это обязательное условие. Закон запрещает рекламирование, побуждающее к агрессии, насилию. Материалы рекламного характера не должны прерывать детские, религиозные и образовательные передачи. Это возможно только при согласии правообладателя. Выход на рекламу не должен происходить чаще, чем раз в 15 минут.

Описывает ответственность, которую несут рекламодатели, распространители за нарушение Федерального закона №38-ФЗ:

  • физ. и юрлица будут нести ответственность по ГК;
  • лица, чьи интересы были нарушены в ходе рекламы, могут обратиться в суд/арбитражный суд и требовать возмещения убытков, компенсации за моральный вред, опровергнуть информацию, оглашенную в рекламном материале и т. д.;
  • если закон нарушат рекламодатели, распространители и производители, они получат наказание в соответствии с КоАП;
  • рекламодатель, нарушавший требования о содержании в рекламе информации, прописанные в ч.2-8, 12 (добавлена в новой редакции) ст.5, ст. 6-9, ч.4-6 ст.10, ст.12, ч.3 ст.19, ч.2 и 6 ст.20, ч.1, 3, 5 ст.21, ст.24 и 25, ч.1 и 6 ст.26, ч.1 и 5 ст.27, ст.28-30.1 настоящего Федерального закона, будет нести ответственность;
  • распространители будут нести ответственность за нарушение требований, касательно места, времени и средств размещения рекламы, прописанные в п.3 ч.4, п.6 ч.5, ч.9-10.2 (вычеркнуты части 10, 10.1), 12 (добавлена в новой редакции) ст.5, ст.7-9, 12, 14-18, ч.2-4 и 9 ст.19, ч.2-6 ст.20, ч.2-5 ст.21, ч.7-9 ст.24, ст.25, ч.1-5 ст.26, ч.2 и 5 ст.27, ч.1, 4, 7, 8, 11 и 13 ст.28, ч.1, 3, 4, 6 и 8 ст.29, ч.1 и 2 ст.30.1 настоящего Федерального закона;
  • рекламопроизводитель будет наказан за нарушение требований об оформлении, производстве и подготовке рекламы в ч. 6-7 данной статьи;
  • штрафы попадают в федеральный бюджет в размере 40%, и в бюджет субъекта РФ — 60%.

Это все последние изменения, которые ожидаются в будущем в законе «О рекламе».