Меню Закрыть

Устав организации как правовой акт

Устав, положение, регламент как основные организационно-правовые документы предприятия

Любая организация в своей работе опирается не только на законодательные, правовые и нормативно-методические документы общегосударственного значения, но и на организационно-правовые документы, разрабатываемые самой организацией. К таким документам относятся: устав, положение, регламент, штатное расписание, инструкции, должностные инструкции.

Рассмотрим понятие, назначение, структуру и особенности устава, положения и регламента предприятия, учреждения, организации.

Устав предприятия, учреждения, организации

В соответствии со ст. 52 ГК РФ «юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида».

Во многих случаях, устав является основным учредительным документом юридического лица.

Под уставом, как организационным документом, понимается свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления, хозяйственной или иной деятельности.[2]

Устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками) и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Устав относится к обязательным учредительным документам при создании негосударственных коммерческих организаций.

В уставе должны определяться: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Общие требования к порядку составления, оформления и содержания устава юридического лица даны в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и других законодательных актах. Назовем некоторые из них:

  • устав общества с ограниченной ответственностью (ООО) – ст. 89 ГК РФ и ст. 11, 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ;
  • устав общества с дополнительной ответственностью (ОДО) – ст. 95 ГК РФ;
  • устав акционерного общества (АО) – ст. 98 ГК РФ и ст. 11-14 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ;
  • устав учреждения – ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Положение об организации, структурном подразделении, коллегиальном (или совещательном) органе

Положение – это правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, задачи и функции, права и обязанности, организацию работы учреждений, структурных подразделений, служб.

Положение об организации относится к учредительным документам. Оно определяет статус организации, порядок ее создания, место в системе управления, внутреннюю структуру, функции, компетенцию, обязанности, порядок реорганизации и ликвидации.

Обязательными реквизитами положения об организации являются: наименование вышестоящего органа, наименование организации, наименование вида документа, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения, оттиск печати.[3]

Положение о структурном подразделении – это правовой акт, определяющий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений.

Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. Индивидуальные положения разрабатываются на основе типовых.

Нормативно установленных требований к содержанию положения о подразделении не существует. Текст положения о подразделении может включать следующие разделы:

  • общие положения;
  • основные задачи;
  • функции
  • права и обязанности
  • ответственность
  • взаимоотношения.[3]

Обязательные реквизиты положения о структурном подразделении: наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, подпись, визы согласования документа, гриф утверждения.

Понятие, разделы текста, реквизиты положения о коллегиальном (или совещательном) органе аналогичны понятию и разделам текста и реквизитам положения о структурном подразделении.

Регламент как правовой акт

Регламент — правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиального или совещательного органа. [3]

Текст регламента состоит из разделов, имеющих самостоятельные заголовки и разбитых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Регламент коллегиального или совещательного органа определяет:

  • статус этого органа;
  • порядок планирования работы;
  • порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании;
  • внесение материалов на рассмотрение;
  • порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании;
  • ведение протокола заседания;
  • оформление решений;
  • порядок доведения решений до исполнителей
  • материально-техническое обеспечение заседаний.[3]

В процессе подготовки регламенты проходят стадию обсуждения на заседании членами коллегиального или совещательного органа, стадию согласования с заинтересованными подразделениями и юридической службой, стадию утверждения руководителем организации или руководителем коллегиального органа.

Обязательные реквизиты регламента: наименование организации (наименование коллегиального или совещательного органа, если регламент посвящен данному органу), вид документа, дата, номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, визы согласования документа, подпись, гриф утверждения.

Другие статьи по данной теме:

  • назад:Понятие, назначение и состав основных управленческих систем документации предприятия (организации)
  • далее:Составление и оформление организационной структуры и штатного расписания предприятия

Список использованных источников

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО. Организация и технологии документационного обеспечения управления

В числе организационных задач, решаемых в процессе созда­ния службы делопроизводства, стоит и задача нормативной рег­ламентации работы самой службы. Структура, функции, задачи службы закрепляются в ряде внутренних документов — положе­нии, инструкциях, правилах, структуре и штатной численности, штатном расписании, приказах о распределении обязанностей.

К числу важнейших организационных документов, закреп­ляющих правовой статус работников службы делопроизводства, относятся Положение о службе делопроизводства и должностные инструкции. Они должны разрабатываться на основе действую­щего законодательства, государственных нормативно-методичес­ких документов и организационных документов, определяющих деятельность самой организации (устав, учредительный договор). Создание положения и должностных инструкций направлено на распределение функций и обязанностей, а также на регламента­цию принятой технологии работы с документами.

В регламентации деятельности делопроизводственной служ­бы значительную роль играет Устав организации — правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию организа­ции, ее функции, задачи, порядок работы (см. § 7.1).

Разработка устава влияет на общую постановку делопроиз­водства, так как конкретно определенные задачи, отражаю­щие направления и специфику деятельности организации, порядок утверждения структуры, штатов руководства и т.д. создают изначальную организационную основу документо­оборота учреждения. Разграничение в уставе функций и обя­занностей руководителей организации способствует регламен­тации информационных связей, возникающих в процессе вы­полнения этих функций, и позволяет определить реальный круг документов, которые будут создаваться в аппарате управ­ления. Заложенное в уставе организационное построение дает возможность определить комплексы документов, которые бу­дут использоваться в управленческой деятельности. Раздел устава, посвященный порядку управления организацией, дает первоначальное представление о распорядительной докумен­тации, издаваемой руководством, влияет на упорядочение процессов документообразования, определяет параметры ин­формационных потоков и документооборота.

Подобную роль играют и положения о структурных подразде­лениях, где закрепляются задачи и функции, права и обязанно­сти, выполняемые в процессе деятельности конкретного струк­турного подразделения. На основе разграничения функций структурных подразделений могут быть установлены основные виды документальных связей: все основные виды документов, создаваемых в структурных подразделениях, их содержание (во­просы), сроки подготовки. Это позволяет планировать объемы документной информации, оценивать ее с точки зрения доста­точности для принятия управленческих решений.

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО. Организация и технологии документационного обеспечения управления

Устав — свод правил, регулирующих деятельность организа­ций, учреждений, обществ, граждан, их взаимоотношения с дру­гими организациями и гражданами, права и обязанности в разных сферах государственного управления, хозяйственной или иной деятельности. Уставы, общие для какой-либо сферы деятель­ности, утверждают высшие органы государственной власти и управления, например: «Ветеринарный устав», «Устав желез­ных дорог» и др. Уставы общественных организаций принима­ют и утверждают на съездах этих организаций. Уставы пред­приятий, учреждений и организаций утверждаются их выше­стоящими органами управления (министерствами, ведомства­ми) или власти (администрацией субъектов федерации). Устав юридического лица утверждается его учредителями (участни­ками) и подлежит обязательной регистрации в установленном порядке*. Общие требования к порядку составления и оформ­ления устава юридического лица регламентированы в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

* Кузнецова Т.В. Делопроизводство (Документационное обеспечение управле­ния), — с. 107.

Устав — правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию организации, ее функции, задачи, порядок рабо­ты. Это основной организационный документ в деятельности учреждений, организаций и предприятий различных организа­ционно-правовых форм собственности. Он регулирует взаимо­отношения данной организации с другими организациями, с физическими лицами, права и обязанности в сфере, соответст­вующей направлениям ее деятельности.

Устав является обязательным документом, его содержание и соответствии с законодательством РФ должно включать:

• наименование учреждения, организации, предприятия, его вид;

• местонахождение (почтовый адрес);

• предмет и цель деятельности;

• порядок образования имущества (или уставного капитала, выпуска и распределения акций и т.д.);

• порядок распределения прибыли;

• порядок образования учреждения (организации, пред­приятия), порядок управления и прекращения деятель­ности;

• органы управления (внутренняя организационная структура).

В зависимости от вида организации (учреждения) в типовой устав могут быть добавлены другие сведения:

• для банков — перечень проводимых банком операций и его функции;

• для бирж — сведения о максимальном составе членов, по­рядке их приема, правах и обязанностях, порядке разре­шения споров;

• для акционерных обществ — сведения о категории выпус­каемых акций, условия их приобретения, размеры долей каждого участника и др.*

* Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. — М.,1995, ст.52.

Устав организации является ли нормативным правовым актом

Является ли локальный нормативный акт (устав организации) ненормативным правовым актом?

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

По сути Вы сами и ответили на вопрос. Если устав, как Вы пишете, является локальным НОРМАТИВНЫМ актом, то, соответственно, НЕнормативным он не является. Отличие нормативного акта от ненормативного состоит в том, что нормативным актом устанавливаются правила, обязательные для не персонифицированного круга лиц, рассчитанные на неопределенное количество случаев (например, правила внутреннего трудового распорядка). Ненормативный (индивидуальный) акт устанавливает права и обязанности конкретных лиц и его действие исчерпывается исполнением (например, распоряжение о предоставлении отпуска). Устав организации по всем признакам является нормативным актом, поскольку содержит правила, применяемые в неопределенном количестве случаев.

Другое дело, что устав как локальный нормативный акт нельзя отнести к ПРАВОВЫМ актам (неважно, нормативным или индивидуальным), как актам, издаваемым органами государственной власти или органами местного самоуправления. Например, в пункте 12 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 г. № 2, установлено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Устав муниципального образования в системе нормативных правовых актов Жалсанов Батор Цыдендамбаевич

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Жалсанов Батор Цыдендамбаевич. Устав муниципального образования в системе нормативных правовых актов : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.02 : Москва, 2004 175 c. РГБ ОД, 61:04-12/1354

Содержание к диссертации

Введение 3
Глава I Правовое регулирование местного самоуправления

как формы публичной власти 10

История становления правовой базы местного самоуправления в России 10

Правовое регулирование муниципальной власти в зарубежных странах 30

Система нормативно-правовых актов, регулирующих местное самоуправление в Российской Федерации 53

Глава II Правовая природа устава муниципального образования 77

Общая характеристика и юридические свойства устава муниципального образования 77

Структура и содержание устава муниципального образования ПО

Порядок разработки, принятия и изменения устава муниципального образования 130

Список использованной литературы 161

Введение к работе

современной России возрастают требования к качеству правовых актов, регулирующих те или иные общественные процессы. Ярким примером могут служить последние годы активного развития нормативной базы местного самоуправления, общее направление которого характеризуется стремлением создать систему четкого и полного правового регулирования общественных отношений, связанных с местным самоуправлением. Выстраивается определенная иерархия правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Особого внимания заслуживает местное нормотворчество, предполагающее разработку целого комплекса нормативно-правовых актов, касающихся самых различных сторон организации и функционирования власти на местах, порядка решения конкретных вопросов местного значения и форм участия самих граждан в этих процессах. Особая роль, в данном нормотворчестве, безусловно, принадлежит Уставу муниципального образования, который для Российской Федерации является относительно новым правовым актом.

Согласно нормам Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1 (далее Федеральный закон 1995 года) посвященных уставу муниципального образования, можно сделать определенный вывод о конституирующем значении устава для организации и функционирования местного самоуправления.

Актуальность темы исследования значительно возрастает в связи с принятием нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2 (далее

1 Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. № 35, Ст. 3506; 1996.
№ 17, Ст. 1917; 1996. № 49, Ст. 5500; 1997. №12, Ст. 1378; 2000. №32, Ст. 3330; 2002.
№ 12, Ст. 1093; 2003. № 28, Ст. 2892.

2 Собрание Законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

Федеральный закон 2003 года), с вступлением в силу которого будет необходимо привести в соответствие с ним уставы муниципальных образований.

Значимость исследования обусловлена и тем, что зачастую правовая теория не содержит четких ответов на проблемные вопросы создания и реализации норм, содержащихся в уставе муниципального образования, которые каждый день ставит практика.

В этих условиях особую важность приобретают научные исследования, направленные на выявление принципов и методов осуществления нормативного правового регулирования местного самоуправления, разработку общих процедур, в соответствии с которыми должны создаваться, толковаться и применяться Уставы муниципальных образований.

Уровень научной разработанности темы исследования. Изучению теоретических основ институционализации местного самоуправления посвящены труды многих видных отечественных и зарубежных исследователей. В дореволюционной России можно выделить изыскания таких ученых как В.Д. Гольцова, Б.Б. Веселовского, Е.А. Звягинцева, Н.М. Коркунова, Г.С Михайлова и ряда других, которые заложили основы отечественной научной концепции местного самоуправления.

Исследовательские работы А.И. Васильчикова, Л.А. Велихова, И.В. Выдрина, А.Д. Градовского, Г. Еллинека, Н.И. Лазаревского и других, положили начало теоретическому обоснованию природы и сущности местного самоуправления, в конце XIX начале XX века.

С началом демократических преобразований в Российской Федерации, местное самоуправление активно стало исследоваться современными российскими учеными: С.А. Авакьяном, С.С. Алексеевым, Г.В. Атаманчуком, Г.В. Барабашевым, В.И. Васильевым, Р.Ф. Васильевым, В.А. Виноградовым, Ю.А. Дмитриевым, Н.А Емельяновым, В.Н. Ивановым, О.Е Кутафиным, Б.М. Лазаревым, Е.А. Незнамовой, B.C.

Нерсесянцем, И.И. Овчинниковым, В.И. Патрушевым, В.А. Прокошиным, Н.В. Постовым, О.Л. Савранской, В.И Спасенко, В.В. Таболиным, Ю.А. Тихомировым, В.Е. Чиркиным, К.Ф. Шереметом, Е.С. Шугриной и другими авторами, которые заложили научный фундамент институционализации местного самоуправления.

В рамках исследования особый интерес представляют работы Г.В. Барабашева, одного из первых авторов, акцентировавшего внимание на проблеме привнесения в российскую правовую систему актов новой правовой формы — уставов муниципальных образований. По его предложению норма об уставе (положении) муниципального образования впервые была закреплена в Федеральном законе «О местном самоуправлении в Российской Федерации» 3 .

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с разработкой, принятием, вступлением в силу и реализацией положений устава муниципального образования.

Предметом диссертационного исследования является Устав — как основной нормативно-правовой акт муниципального образования, состояние и динамика уставного регулирования основ местного самоуправления, в современный период.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении правовой природы устава муниципального образования, определении его места в системе нормативных правовых актов, регулирующих местное самоуправление, разработке методических рекомендаций по его совершенствованию.

Исходя из указанной цели, были определены, задачи:

— исследовать правовую природу устава муниципального образования посредством раскрытия совокупности его юридических свойств;

3 Ведомости Съезда нар. Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. Х29,Ст.10Ю.

определить место и роль устава в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации;

проанализировать практику разработки, принятия и изменения устава муниципального образования;

обосновать основные теоретические положения, определяющие смысл, содержание и форму устава;

провести анализ перечня вопросов местного значения, составляющих предмет уставного регулирования;

— выработать рекомендации по совершенствованию процедур
разработки и принятия уставов муниципальных образований.

Методологическая основа исследования. Для достижения поставленной цели, диссертантом применялись современные способы познания, позволившие провести комплексный анализ изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости.

В процессе работы над диссертацией были использованы как и общенаучные, так и частно-научные, специально-правовые методы, в том числе сравнительного правоведения, функциональный, формально-юридический, социально-юридический, психологический методы, а также метод аналитического толкования и другие.

Источниковедческую базу диссертации составили: Конституция Российской Федерации; международные правовые акты; федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации; акты Президента и Правительства Российской Федерации; Постановления Конституционного Суда Российской Федерации; уставы муниципальных образований и иные нормативные правовые акты местного самоуправления. Изучено и использовано законодательство дореволюционной России, материалы нормативного характера СССР, РСФСР.

Теоретическую основу составили положения и выводы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных исследователей в

области конституционного и муниципального права, а так же истории, политологии, юридической психологии, философии.

Эмпирическая база исследования основана на анализе уставного регулирования основ местного самоуправления в Российской Федерации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что на основе отечественного и зарубежного опыта, с позиций конституционного и муниципального права, проводится комплексное исследование, направленное на раскрытие правовой природы устава муниципального образования, выявлении его места в системе нормативных правовых актов, а так же исследования особенностей нормотворческого процесса разработки, принятия и изменения устава муниципального образования.

На защиту выносятся следующие положения и выводы, обладающие элементами новизны:

— Устав муниципального образования — это основополагающий
правовой акт, определяющий в соответствии с действующим
законодательством принципы и структуру организации местного
самоуправления на территории муниципального образования,
обладающий высшей юридической силой в системе муниципальных
правовых актов, закрепляющий и конкретизирующий правовые, эконо
мические и финансовые основы местного самоуправления, необходимые
для эффективного развития муниципального образования;

— Правовая природа устава муниципального образования и его место в
правовой системе определяются характерными только для этого
правового акта юридическими признаками и свойствами, позволяющими
дать оценку уставу как «основному» правовому акту конкретного
муниципального образования, обладающему правоустанавливающим
характером;

— Устав включает в себя положения обязательного характера,
предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации» и дополнительные, которые обеспечивают широкий и точный круг вопросов местного значения, что укрепляет авторитет и влияние устава;

Комплексный анализ особенностей нормотворческих процедур разработки, принятия и вступления в силу устава муниципального образования позволил сделать вывод, что при их применении должны учитываться мнения жителей муниципального образования, воля которых проявляется, например, в виде правотворческой инициативы, рассмотрения и обсуждение проектов устава, а в ряде случаев и его принятие непосредственно населением;

Федеральным законом 2003 года предусматривается, что Устав муниципального образования принимается представительным органом, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек — непосредственно населением. По мнению диссертанта, устав каждого муниципального образования независимо от численности его жителей, должен приниматься непосредственно населением, поскольку прямое волеизъявление граждан является наиболее демократичным источником местного правотворчества, тем более, что устав принимается на длительный период действия;

В результате проведенного исследования автор полагает, что необходима определенная структурная унификация уставов муниципальных образований, в связи, с чем предлагается разработать общенациональную модель устава (типовой устав);

Устав муниципального образования, как важнейший правовой социально-управленческий акт, позволяет адекватно отражать динамику общественных отношений в определенный период развития государства и права, и тем самым выполняет функцию акта правотворчества;

Совершенствование нормативно-правовой базы местного самоуправления в соответствии с обновляемым законодательством способствует укреплению демократической, правовой сущности

Российской Федерации, развитию гражданского общества и обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Научная и практическая значимость состоит в том, что результаты диссертационного исследования расширяют теоретико-методологическую основу для дальнейшего проведения исследований по правовому обеспечению местного самоуправления, могут быть использованы в процессе преподавания муниципального права, а также в практической деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы, практические рекомендации были обсуждены и одобрены на заседании кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и изложены на научно-практических конференциях, а также отражены в публикациях автора.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.