Меню Закрыть

Статья 32 земельного кодекса республики татарстан

Оглавление:

Внесены изменения в Земельный кодекс Республики Татарстан

Законом РТ от 7 мая 2016 года № 32-ЗРТ «О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Татарстан» в целях реализации отдельных положений Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Земельный кодекс Республики Татарстан.

С целью приведения ЗК РТ в соответствии с нормами ЗК РФ признаны утратившими силу ряд норм статей 32, 331 и 34 ЗК РТ.

С целью закрепления специалистов бюджетной сферы для работы в муниципальных районах Республики Татарстан пункт 1 статьи 21 ЗК РТ дополняется подпунктом 11, устанавливающим, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, работающим по основному месту работы в городских и сельских поселениях муниципальных районов на должностях специалистов сферы здравоохранения, образования, сельского хозяйства. Данная норма внесена с учетом предложений, поступивших от органов местного самоуправления.

Проектом закона также вносятся изменения в статьи 10, 11, 18, 20, 21, 25, 44 ЗК РТ, а также иные статьи, приводящие нормы ЗК РТ в соответствие с новыми нормами ЗК РФ, введенными Законом № 171-ФЗ, как в части терминологии, так и в части новаций этого закона.

С целью расширения возможностей обеспечения многодетных семей, проживающих в городских округах, земельными участками внесены изменения в пункт 3 статьи 32 и пункты 5, 8 статьи 321 ЗК РТ. Этими изменениями расширяется перечень земельных участков, которые могут предоставляться многодетным семьям, проживающим на территории городских округов, в них включаются федеральные земельные участки, в отношении которых Республика Татарстан наделена полномочиями по их распоряжению.

Дополнениями в статью 321 ЗК РТ также устанавливается, что Порядок взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти и органов местного самоуправления городских округов при предоставлении земельных участков в соответствии с пунктом 5 этой статьи утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Указанным законом также вносятся редакционные правки в ЗК РТ, связанные с принятием Федерального закона от 31 декабря 2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся изъятия земельных участков для государственных нужд.

Статья 32 земельного кодекса республики татарстан

(с изменениями на 13 октября 2018 года)

Глава I. Общие положения

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование земельных отношений

Правовое регулирование земельных отношений в Республике Татарстан осуществляется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, настоящим Кодексом, иными законами Республики Татарстан, а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

Статья 2. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан в области земельных отношений

К полномочиям Государственного Совета Республики Татарстан в области земельных отношений относятся:

1) законодательное регулирование земельных отношений;

3) иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

Статья 3. Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в области земельных отношений

К полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан в области земельных отношений относятся:

1) принятие нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения в соответствии с федеральными законами, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан;

2) разработка, утверждение и реализация республиканских целевых программ Республики Татарстан по рациональному использованию земельных ресурсов, повышению плодородия и охране почв, мелиорации земель;

3) утверждение границ и особенностей режима особо охраняемых природных территорий, земель историко-культурного назначения республиканского значения;

4) принятие решений о предоставлении земельных участков в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Кодексом;

4.1) принятие решений о передаче земельных участков из собственности Республики Татарстан в муниципальную собственность в случаях, предусмотренных законодательством;

5) изъятие земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан;

6) установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Республики Татарстан;

6.1) в пределах своей компетенции принятие решений об установлении публичных сервитутов, а также утверждение порядка установления и прекращения публичных сервитутов в интересах Республики Татарстан, утверждение порядка определения и выплаты соразмерной платы за сервитут;

6.2) установление порядка и условий размещения на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов и виды которых установлены Правительством Российской Федерации;

7) резервирование земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан;

8) иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

Статья 4. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области земельных отношений

1. К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области земельных отношений (далее — уполномоченный орган исполнительной власти) относятся:

1) разработка перспективных направлений государственной политики в области управления земельными ресурсами и проведения земельной реформы, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам управления земельными ресурсами, государственного регулирования земельных отношений и развития земельного рынка;

2) принятие решений о предоставлении земельных участков в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Кодексом;

3) обеспечение от имени Республики Татарстан защиты имущественных прав и интересов Республики Татарстан в отношении земель, находящихся в собственности Республики Татарстан, в том числе расположенных за пределами Республики Татарстан;

4) иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся:

1) принятие решений о предоставлении земельных участков в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;

2) изъятие земельных участков для муниципальных нужд;

3) установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

4) разработка, утверждение и реализация местных программ использования и охраны земель;

5) иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

Глава II. Целевое назначение земель. Состав земель

Статья 6. Целевое назначение и правовой режим земель

1. Целевое назначение земель — установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) земель для конкретных целей в соответствии с их категорией.

2. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статья 7. Состав земель в Республике Татарстан

Земли в Республике Татарстан по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

Статья 8. Отнесение земель к категориям

1. Перевод земель, находящихся в собственности Республики Татарстан, из одной категории в другую и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной и муниципальной собственности, осуществляется Кабинетом Министров Республики Татарстан.

2. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Статья 9. Земли сельскохозяйственного назначения

1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенного пункта, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

3. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Статья 10. Земли населенных пунктов

1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

2. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

3. Установление или изменение границ населенных пунктов в Республике Татарстан осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан.

9. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

10. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Статья 11. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным законодательством (далее — земли промышленности и иного специального назначения).

2. Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

4. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, находящихся в собственности Республики Татарстан, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации, определяется Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Статья 12. Земли особо охраняемых территорий

1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Татарстан или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий республиканского и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий республиканского и местного значения устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Республики Татарстан и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных, природных, дендрологических парков, ботанических садов.

6. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

7. На землях особо охраняемых природных территорий республиканского значения запрещаются:

1) предоставление садоводческих и дачных участков;

2) строительство республиканских автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

4) иные виды деятельности, запрещенные законодательством.

8. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий Кабинет Министров Республики Татарстан вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Статья 13. Земли лесного фонда

1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

3. Порядок использования и охраны земель лесного фонда определяется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.

4. Распоряжение землями лесного фонда осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 14. Земли водного фонда

1. К землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

2. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

3. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом Российской Федерации и водным законодательством.

5. Распоряжение землями водного фонда осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 15. Земли запаса

1. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.

2. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Глава III. Право собственности и другие права на земельные участки

Статья 16. Основания возникновения прав на землю

Право собственности и другие права на земельные участки, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Статья 17. Документы о правах на земельные участки

1. Права на земельные участки, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

2. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре недвижимости.

Статья 18. Право собственности и другие права на земельные участки

1. Земельные участки в Республике Татарстан могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

2. Граждане могут иметь земельные участки на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено федеральным законодательством.

Юридические лица могут иметь земельные участки на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования и аренды, если иное не установлено федеральным законодательством.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на приобретение в собственность земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

4. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статья 19. Право собственности Республики Татарстан на земельные участки

1. В собственности Республики Татарстан находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности Республики Татарстан на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены Республикой Татарстан по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы Республике Татарстан из федеральной собственности.

2. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, осуществляют органы исполнительной власти Республики Татарстан в пределах их компетенции, определяемой настоящим Кодексом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Республики Татарстан.

Статья 20. Право муниципальной собственности на земельные участки

1. В муниципальной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Республики Татарстан;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

1.1. Если иное не предусмотрено федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

3. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности Республики Татарстан, в том числе за пределами границ муниципальных образований, а также земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан, в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

4. Управление и распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

Статья 21. Безвозмездное пользование земельными участками

1. В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, определенным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Кодексом и иными законами Республики Татарстан, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

1.1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, работающим по основному месту работы в городских или сельских поселениях, входящих в состав муниципальных районов Республики Татарстан:

1) в образовательных организациях по специальностям: «педагогическое образование», «дошкольное образование», «преподавание в начальных классах», «педагогика дополнительного образования»;

2) в медицинских организациях по специальностям: «лечебное дело», «акушерское дело», «сестринское дело»;

3) в сельскохозяйственных организациях по специальностям: «агрономия», «ветеринария», «зоотехния», «агроинженерия», «механизация сельского хозяйства».

2. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, водных, рыбных хозяйств, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками. Категории работников таких отраслей, имеющих право на служебный надел, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

3. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:

1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;

2) работника, принятого на обучение, на весь срок получения образования;

3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

Глава IV. Управление земельными ресурсами. Охрана земель

Статья 22. Планирование и организация рационального использования земель

1. Планирование и организация рационального использования земель проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель в Республике Татарстан и муниципальных образованиях.

2. Планирование использования земель осуществляется в целях определения долгосрочной перспективы развития территории на основании социально-экономических программ, землеустроительной, градостроительной, природоохранной или иной документации.

Статья 23. Районирование земель сельскохозяйственного назначения

1. Природно-сельскохозяйственное районирование земель — разделение территорий с учетом почвенных, агроклиматических, геоморфологических и других условий применительно к агробиологическим требованиям сельскохозяйственных растений.

2. Использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения осуществляются в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием земель на территории Республики Татарстан.

3. Требования нормативных правовых актов о природно-сельскохозяйственном районировании земель сельскохозяйственного назначения относятся к обременениям земельных участков, установленным законодательством, и включаются в условия их предоставления.

Статья 24. Организация и порядок проведения землеустройства

1. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных федеральных исполнительных органов государственной власти, Кабинета Министров Республики Татарстан, уполномоченного органа исполнительной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

2. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

3. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами и законами Республики Татарстан, а также иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.

Статья 25. Цели и содержание охраны земель

1. Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

2. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

3. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

4. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 26. Экономическое стимулирование охраны земель

1. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативного воздействия может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

2. Полная или частичная компенсация собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам земельных участков произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв производится из федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, местных бюджетов в соответствии с федеральными программами, программами Республики Татарстан и местными программами.

Статья 27. Экологические, санитарно-гигиенические и иные специальные требования к проектированию и вводу в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и других объектов, влияющих на состояние земель

1. При размещении, проектировании и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий, строений, сооружений и других объектов, при внедрении новой техники и технологий должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель, соблюдению экологических, санитарно-гигиенических и других специальных требований (норм, правил, нормативов, стандартов).

2. Оценка отрицательного воздействия на состояние почв и эффективности предусмотренных мероприятий по их охране производится по результатам государственных экспертиз, без положительного заключения которых запрещается внедрение новой техники и технологий, осуществление программ мелиорации земель, финансирование строительства (реконструкции) производственных и других объектов.

Статья 28. Использование земель и земельных участков, подвергшихся загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами

Земли и земельные участки, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, а также расположенные на них здания, сооружения используются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. На таких землях и земельных участках запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Статья 28.1. Охранные зоны трубопроводов

1. Охранные зоны трубопроводов устанавливаются в целях защиты населения и территорий, окружающей среды от неблагоприятного воздействия трубопроводов и их объектов и обеспечения необходимых условий для их эксплуатации.

2. Охранные зоны трубопроводов при любом виде их прокладки устанавливаются в виде участков земли или акватории с особыми условиями использования вдоль линейной части трубопровода и его объектов независимо от категории и формы собственности соответствующих земельных участков, если иное не установлено федеральным законом.

3. Порядок использования земель в охранных зонах трубопроводов, решение об установлении которых принято органами исполнительной власти Республики Татарстан, утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

4. Предприятия, эксплуатирующие трубопроводы, имеют право подъезда автомобильного транспорта и других средств к трубопроводу и его объектам для обслуживания и проведения ремонтных работ, а также иные права, предусмотренные нормативными правовыми актами.

Глава V. Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Статья 29. Ограничения оборотоспособности земельных участков

1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Статья 30. Полномочия органов исполнительной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков

1. Кабинет Министров Республики Татарстан осуществляет распоряжение следующими земельными участками из состава земель, находящихся в собственности Республики Татарстан:

расположенными на землях особо охраняемых природных территорий;

занятыми водоохранными и защитными зонами;

занятыми пашней и другими сельскохозяйственными угодьями при предоставлении их для несельскохозяйственных нужд;

расположенными на землях рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения, а также если под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр республиканского значения;

включенными в государственный резерв земель Республики Татарстан.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет распоряжение земельными участками из состава земель, находящихся в собственности Республики Татарстан, не указанными в пункте 1 настоящей статьи.

3. Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления самостоятельно.

Статья 31. Общие правила предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам

1. Граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, обращаются с заявлением в уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков в соответствии со статьями 30, 48 настоящего Кодекса. Указанное заявление может быть подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр).

2. Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации.

Статья 32. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц

1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Земельные участки на территории Республики Татарстан предоставляются в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Кодексом и иными законами Республики Татарстан.

Предоставление земельных участков в собственность иностранных граждан и иностранных юридических лиц, лиц без гражданства осуществляется только за плату.

3. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются (передаются) бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, постоянно проживающим на территории Республики Татарстан:

1) без торгов для осуществления индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), садоводства или огородничества — площадью от 0,06 га до 0,20 га;

2) в собственности которых находится жилой дом, расположенный на ранее предоставленном земельном участке, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность, — в размерах ранее предоставленных земельных участков, но не более 0,20 га.

В целях настоящего Кодекса под гражданами, имеющими трех и более детей, понимается многодетная семья, имеющая в своем составе родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), состоящих в браке между собой или не состоящих в браке, но проживающих совместно, либо одного родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) (далее — родители, родитель), а также трех и более детей, в том числе пасынков, падчериц, усыновленных (удочеренных) и подопечных (в отношении которых опека и попечительство осуществляются бессрочно либо до достижения ими совершеннолетия), не достигших восемнадцатилетнего возраста на дату подачи заявления о предоставлении (передаче) в собственность земельного участка. При этом в состав многодетной семьи включаются оба родителя, не состоящие в браке, при условии наличия у них не менее трех общих детей. Иностранные граждане, лица без гражданства, а также граждане, реализовавшие свое право на предоставление (передачу) земельного участка по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, в состав многодетной семьи не включаются.

7. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся у религиозных организаций на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно.

Статья 32.1 Порядок бесплатного предоставления (передачи) земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей

1. Земельные участки предоставляются (передаются) родителям (родителю) и детям, указанным в пункте 3 статьи 32 настоящего Кодекса, в общую долевую собственность в равных долях.

В случае письменного отказа одного из родителей от получения доли в праве общей долевой собственности на земельный участок либо признания его безвестно отсутствующим вступившим в законную силу решением суда земельный участок предоставляется (передается) в общую долевую собственность другого родителя и детей в равных долях.

2. Граждане, указанные в пункте 3 статьи 32 настоящего Кодекса, могут однократно реализовать свое право на предоставление им земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), садоводства, огородничества либо на передачу им земельных участков, на которых расположен жилой дом, находящийся в собственности таких граждан. Дети, ставшие собственниками земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса, сохраняют право на однократное бесплатное предоставление (передачу) земельного участка по указанным основаниям после достижения ими совершеннолетия.

3. При принятии решения о предоставлении (передаче) земельных участков в собственность граждан, указанных в пункте 3 статьи 32 настоящего Кодекса, не учитываются дети, в отношении которых данные граждане после подачи заявления лишены родительских прав, отменено усыновление, прекращены опека или попечительство.

4. Предоставление (передача) земельных участков в случаях, установленных пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса, осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

5. Гражданам, заинтересованным в предоставлении земельных участков для целей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 32 настоящего Кодекса, постоянно проживающим на территории городского округа, земельные участки предоставляются в границах соответствующего городского округа или, с их согласия, из числа расположенных на территории иных муниципальных образований земельных участков, которые находятся в собственности городского округа или полномочия по управлению и распоряжению которыми осуществляются Республикой Татарстан.

6. Гражданам, заинтересованным в предоставлении земельных участков для целей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 32 настоящего Кодекса, постоянно проживающим на территории городского или сельского поселения, входящих в состав муниципального района, земельные участки предоставляются в границах соответствующего городского или сельского поселения либо в случаях, определяемых правовым актом представительного органа муниципального района, в границах иного поселения в составе данного муниципального района.

7. Органы местного самоуправления определяют нормы предоставления земельных участков в соответствии с предельными (максимальными и минимальными) размерами земельных участков, установленными подпунктом 1 пункта 3 статьи 32 настоящего Кодекса.

8. Перечни земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, указанным в пункте 3 статьи 32 настоящего Кодекса, для осуществления индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), садоводства, огородничества (далее — перечни земельных участков), формируются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Татарстан на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости и с учетом потребности, определяемой исходя из списков граждан, имеющих право на получение данных земельных участков.

Перечни земельных участков формируются и утверждаются органами местного самоуправления раздельно в соответствии с целями их предоставления и подлежат размещению на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

9. Граждане, указанные в пункте 3 статьи 32 настоящего Кодекса, заинтересованные в предоставлении земельных участков для осуществления индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), садоводства или огородничества, обращаются в уполномоченный орган местного самоуправления по месту постоянного проживания с заявлением о предоставлении земельного участка. При постоянном проживании родителей на территории разных муниципальных районов (городских округов) заявление о предоставлении земельного участка подается по месту постоянного проживания одного из родителей по их выбору. Форма заявления утверждается уполномоченным органом исполнительной власти.

Заявление может быть подано в письменной форме или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования непосредственно в уполномоченный орган местного самоуправления либо через многофункциональный центр.

10. Для принятия решения о включении в списки граждан, имеющих право на получение земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), садоводства или огородничества, заявителем не позднее 14 дней со дня подачи заявления представляются следующие документы:

1) паспорт заявителя;

2) паспорт другого родителя (в случае, если родители состоят в браке либо не состоят в браке, но проживают совместно);

3) свидетельства о рождении детей, а также паспорта детей, достигших четырнадцатилетнего возраста;

4) решение суда об установлении усыновления ребенка (за исключением случаев, когда в свидетельстве о рождении ребенка усыновители записаны в качестве родителей);

5) акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (в случае назначения опеки или попечительства);

6) договор об осуществлении опеки или попечительства (в случае осуществления опеки или попечительства по договору);

7) свидетельство о заключении брака (в случае, если родители состоят в браке).

11. В течение 30 дней со дня поступления указанного в пункте 9 настоящей статьи заявления уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о включении заявителя в списки граждан, имеющих право на получение земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), садоводства или огородничества (далее — списки), и присваивает заявителю уникальный учетный номер.

Формирование и ведение списков осуществляется органом местного самоуправления раздельно в соответствии с целями предоставления земельных участков. Очередность граждан определяется по дате и времени подачи заявления.

Списки уникальных учетных номеров граждан с указанием очередности размещаются на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» и подлежат обновлению по мере включения граждан в списки и предоставления им земельных участков.

12. В случае, если заявителем не представлены документы, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи, либо документы, представленные заявителем, не подтверждают право заявителя на получение земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), садоводства или огородничества, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об отказе во включении в списки.

13. Предоставление гражданам земельных участков для целей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 32 настоящего Кодекса, осуществляется в порядке очередности не позднее одного года с даты включения их в списки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления назначают место, дату и время проведения процедуры выбора земельных участков и определяют граждан для участия в указанной процедуре в соответствии с их очередностью и количеством сформированных земельных участков.

Не позднее чем за 14 дней до дня проведения процедуры выбора земельного участка граждане, определенные органом местного самоуправления, извещаются о месте, дате и времени ее проведения заказным письмом с уведомлением о вручении, телеграммой либо путем вручения им извещения под роспись.

Выбор земельного участка осуществляется гражданами из перечня земельных участков в соответствии с их очередностью и оформляется актом, подписываемым заявителем и представителем уполномоченного органа местного самоуправления.

14. Решение о предоставлении земельного участка принимается уполномоченным органом местного самоуправления на основании акта, указанного в пункте 13 настоящей статьи, не позднее 14 дней с момента его подписания.

14.1. Решение о предоставлении земельного участка, полномочия по управлению и распоряжению которым осуществляются Республикой Татарстан, принимается уполномоченным органом исполнительной власти на основании акта, указанного в пункте 13 настоящей статьи, не позднее 30 дней с момента его подписания.

15. Уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об исключении граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков для целей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 32 настоящего Кодекса, из списков и отказе в предоставлении им земельного участка в случае:

1) предоставления гражданам бесплатно в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса;

2) несоответствия граждан требованиям, указанным в пункте 3 статьи 32 настоящего Кодекса, вследствие:

а) прекращения гражданства Российской Федерации;

б) выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Татарстан;

в) лишения родительских прав, отмены усыновления, прекращения опеки или попечительства;

г) смерти ребенка (детей) в результате незаконных действий (бездействия) родителя (родителей);

3) подачи гражданами заявления об исключении их из списков;

4) троекратного отказа граждан от выбора земельного участка на процедуре выбора земельного участка либо их троекратной неявки на процедуру выбора земельного участка;

5) выявления сведений, которые не соответствуют сведениям, указанным в документах, на основании которых граждане были включены в списки, и свидетельствуют о несоответствии граждан требованиям, установленным в пункте 3 статьи 32 настоящего Кодекса.

Извещение граждан об исключении их из списков и отказе в предоставлении им земельного участка осуществляется не позднее 7 дней со дня принятия уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего решения заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения им извещения под роспись.

16. Граждане, указанные в пункте 3 статьи 32 настоящего Кодекса, заинтересованные в передаче земельных участков, на которых расположен жилой дом, находящийся у них в собственности, обращаются в уполномоченный орган местного самоуправления по месту нахождения жилого дома с заявлением о передаче им данного земельного участка. Форма заявления утверждается уполномоченным органом исполнительной власти.

Заявление может быть подано в письменной форме или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования непосредственно в уполномоченный орган местного самоуправления либо через многофункциональный центр.

17. Для принятия решения о передаче земельного участка, на котором расположен жилой дом, находящийся в собственности у граждан, указанных в пункте 3 статьи 32 настоящего Кодекса, одновременно с документами, предусмотренными пунктом 10 настоящей статьи, необходимы следующие документы:

1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на жилой дом, находящийся на передаваемом земельном участке;

2) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на передаваемый земельный участок;

3) правоустанавливающий документ на жилой дом (если право собственности на данный жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости);

4) правоустанавливающий документ на земельный участок (если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости).

Документы, указанные в подпунктах 1 и 2, запрашиваются органами местного самоуправления самостоятельно, если граждане не представили указанные документы по собственной инициативе.

18. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан, указанных в пункте 3 статьи 32 настоящего Кодекса, заинтересованных в передаче земельных участков, на которых расположен жилой дом, находящийся у них в собственности, осуществляется не позднее шести месяцев со дня поступления предусмотренного пунктом 16 настоящей статьи заявления в уполномоченный орган местного самоуправления и оформляется решением данного органа.

19. В случае, если заявителем не представлены документы, предусмотренные пунктом 17 настоящей статьи, либо документы, представленные заявителем или полученные уполномоченным органом местного самоуправления, не подтверждают право заявителя на передачу земельного участка, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об отказе в передаче земельного участка.

Извещение граждан об отказе в передаче им земельного участка осуществляется не позднее 7 дней со дня принятия уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего решения заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения им извещения под роспись.

19.1. Порядок взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти и органов местного самоуправления городских округов при предоставлении земельных участков в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

20. Уполномоченный орган исполнительной власти ведет реестр граждан, в собственность которых были предоставлены (переданы) земельные участки по основаниям, указанным в части 3 статьи 32 настоящего Кодекса. Порядок ведения реестра получателей земельных участков и сведения, подлежащие включению в реестр, определяются Кабинетом Министров Республики Татарстан.

21. Информация о бесплатном предоставлении (передаче) земельных участков в собственность гражданам, указанным в пункте 3 статьи 32 настоящего Кодекса, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение (получение) указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статья 33. Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства

1. Земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с федеральным законодательством предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

2. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с федеральным законодательством предоставляются при наличии свободных земельных участков.

Статья 33.1. Утратила силу

Статья 33.2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, некоммерческим организациям для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на срок до пяти лет для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования некоммерческим организациям, созданным Республикой Татарстан или муниципальными образованиями для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, в аренду без проведения торгов в случае, если:

1) некоммерческая организация является участником государственной или муниципальной программы по освоению территории в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;

2) аукционы на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования в отношении конкретного земельного участка не менее двух раз подряд признаны несостоявшимися и с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, или с единственным принявшим участие в аукционе его участником не заключен договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования.

Статья 33.3. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов

1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, в том числе земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Президента Республики Татарстан для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, определенным настоящей статьей.

2. Предоставление земельного участка для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения допускается в случае, если такие объекты соответствуют приоритетам и целям, определенным в документах стратегического планирования, и являются объектами культуры, искусства, кинематографии, спорта, благоустройства, здравоохранения, образования и воспитательной работы, социальной защиты и социального обслуживания, коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, а также гидротехническими сооружениями, многоуровневыми и (или) подземными стоянками (парковками), многоэтажными гаражами.

3. Предоставление земельного участка в целях реализации масштабного инвестиционного проекта допускается в случае, если масштабный инвестиционный проект соответствует одному из следующих критериев:

1) создание или увеличение количества рабочих мест;

2) требование к предполагаемому объему инвестиций;

3) увеличение ежегодных поступлений от налогов, взимаемых на территории Республики Татарстан;

4) строительство индивидуальных жилых домов и (или) многоквартирных домов для предоставления мер по защите прав граждан — участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков;

5) поддержка лиц, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков, а также лиц, пострадавших от деятельности кредитных или иных финансовых организаций, зарегистрированных на территории Республики Татарстан.

4. Качественные и (или) количественные показатели критериев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, устанавливаются Президентом Республики Татарстан.

5. Юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении ему земельного участка по предусмотренным настоящей статьей основаниям, обращается в Кабинет Министров Республики Татарстан или уполномоченный им орган и представляет документы о соответствии объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта указанным в настоящей статье критериям. Предложение о предоставлении юридическому лицу земельного участка вносится Президенту Республики Татарстан Кабинетом Министров Республики Татарстан с мотивированным заключением о соответствии объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта указанным в настоящей статье критериям. Договор аренды земельного участка с юридическим лицом заключается на основании распоряжения Президента Республики Татарстан исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан или органом местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, в порядке, установленном земельным законодательством.

6. Порядок представления юридическим лицом документов, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, их перечень и порядок рассмотрения устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Статья 34. Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков

1. Предельные минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются:

1) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности — в размере среднерайонной нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан, установленной на момент приватизации сельскохозяйственных угодий в соответствии с законодательством;

2) для ведения садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства — площадью 0,04 гектара.

2. Предельные максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются:

1) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности — не более максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;

2) для ведения садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства — площадью 0,15 гектара.

4. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, равен двум гектарам, в том числе в границах населенного пункта — одному гектару.

Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Прекращение прав на землю

Статья 35. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков

1. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков определяются законодательством.

2. Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

3. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.

Статья 35.1. Приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности на..

Статья 35.1. Приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, приобретаются указанными лицами в собственность по цене, равной 10 процентам кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, если на таких участках отсутствуют здания или сооружения.

2. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов и предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства, которые предоставлены сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, приобретаются указанными лицами в собственность по цене, равной 10 процентам их кадастровой стоимости, если на таких участках отсутствуют здания или сооружения.

3. Арендатор земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, вправе приобрести такой земельный участок в собственность по цене, равной 10 процентам его кадастровой стоимости, в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды.

Статья 36. Основания прекращения права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права аренды земельного участка

1. Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно по основаниям и в порядке, установленным Земельным кодексом Российской Федерации.

3. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством.

Статья 37. Изъятие земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан и муниципальных нужд

1. Изъятие земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

2. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан или муниципальных нужд определяется федеральным земельным законодательством.

Статья 37.1. Утратила силу

Статья 38. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков

Возмещение убытков при ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Статья 39. Резервирование земель

1. Резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться в соответствии с законодательством.

2. Порядок резервирования земель в целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта устанавливается федеральными законами.

3. В решении о резервировании земель должны быть указаны цели и сроки резервирования, площадь, категории, кадастровые номера земельных участков. В случае резервирования ранее предоставленных земельных участков указываются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитутов.

4. При резервировании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и свободных от прав граждан и юридических лиц, указанные участки могут быть предоставлены в аренду на срок, не превышающий срок резервирования, для размещения временных объектов или целей, не связанных со строительством, в соответствии с категорией и разрешенным использованием земельных участков.

5. Резервирование земель для государственных нужд Республики Татарстан может осуществляться по решению Кабинета Министров Республики Татарстан в целях создания условий для строительства и эксплуатации объектов нефтяной и газовой промышленности, энергетики и трубопроводов и их объектов, проведения проектно-изыскательских и геологоразведочных работ, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Глава VII. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

Статья 40. Оборот земель сельскохозяйственного назначения

1. Оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

2. Минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Татарстан, не может быть менее размера среднерайонной нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан, установленной на момент приватизации сельскохозяйственных угодий в соответствии с законодательством.

2.1. Минимальный размер земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель устанавливается органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в сфере управления агропромышленным комплексом.

3. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом Республики Татарстан.

Статья 40.1. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья на территории Республики Татарстан

1. К особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям на территории Республики Татарстан, использование которых для других целей не допускается, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, относятся:

1) сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования;

2) сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу);

3) сельскохозяйственные угодья, предназначенные для осуществления испытаний, охраны и использования селекционных достижений;

4) искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными системами и закрытыми осушительными системами.

2. Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Республики Татарстан, использование которых для других целей не допускается (далее — Перечень), формируется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в сфере управления агропромышленным комплексом, и утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

3. Информация о включенных в Перечень земельных участках размещается на официальном сайте органа исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченного в сфере управления агропромышленным комплексом, в сети «Интернет».

Статья 41. Обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности

1. Земельный участок (часть земельного участка) или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» должны быть отчуждены собственником в обязательном порядке в случае, если:

он является иностранным гражданином, иностранным юридическим лицом, лицом без гражданства или юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 процентов;

общая площадь сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района, находящаяся в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, превышает максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, установленный законом Республики Татарстан.

2. В случае, если в нарушение требований Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственник не произведет в течение срока, установленного указанным федеральным законом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, орган регистрации прав обязан известить об этом в десятидневный срок в письменной форме уполномоченный орган исполнительной власти.

3. Уполномоченный орган исполнительной власти в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).

4. При отсутствии лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю приобретает Республика Татарстан или, в случае, установленном пунктом 5 настоящей статьи, муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.

5. Муниципальное образование осуществляет покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории муниципального образования, или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории муниципального образования, в случае отказа Кабинета Министров Республики Татарстан от покупки такого земельного участка (доли).

Статья 42. Утратила силу

Статья 43. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

1. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Республика Татарстан или муниципальное образование в случае, установленном настоящей статьей, имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

2. Продавец при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением случаев реализации с публичных торгов, обязан известить в письменной форме Кабинет Министров Республики Татарстан о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем 90 дней.

Извещение о продаже вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

3. Кабинет Министров Республики Татарстан в недельный срок со дня получения извещения направляет в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен продаваемый земельный участок, уведомление о получении предложения о покупке земельного участка.

Орган местного самоуправления в недельный срок со дня получения уведомления может направить в Кабинет Министров Республики Татарстан свои предложения о намерении приобрести продаваемый земельный участок.

Если Кабинет Министров Республики Татарстан откажется от покупки либо в двухнедельный срок со дня поступления извещения в Кабинет Министров Республики Татарстан не уведомит орган местного самоуправления о своем намерении приобрести продаваемый земельный участок, право на его покупку предоставляется муниципальному образованию.

При отказе Кабинета Министров Республики Татарстан или органа местного самоуправления от покупки либо в случае, если продавец не будет уведомлен о намерении Кабинета Министров Республики Татарстан или органа местного самоуправления приобрести продаваемый земельный участок в течение 30 дней со дня поступления извещения о продаже в Кабинет Министров Республики Татарстан, продавец вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении.

При намерении продажи земельного участка по цене ниже указанной в извещении или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.

Статья 44. Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

2. Земельный участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства и переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен в собственность без торгов этим гражданином или этим юридическим лицом по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Статья 45. Публикация сообщений, связанных с оборотом земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в средствах массовой информации

1. В средствах массовой информации, определяемых Кабинетом Министров Республики Татарстан, публикуются следующие сообщения, связанные с оборотом земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:

1) информация о возможности приобретения земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;

2) информация о возможности приобретения земельной доли, находящейся в муниципальной собственности;

3) список невостребованных земельных долей;

4) извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков;

5) извещение о необходимости согласования проекта межевания земельных участков;

6) извещение участников долевой собственности о предстоящем общем собрании участников долевой собственности.

2. Обязанность опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных Кабинетом Министров Республики Татарстан, не лишает участников земельных правоотношений права на дополнительную публикацию в иных средствах массовой информации.

Статья 46. Утратила силу

Статья 47. Документы, удостоверяющие право на земельную долю

Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре недвижимости.

Глава VIII. Переходные положения

Статья 48. Особенности распоряжения земельными участками на территории города Казани, государственная собственность на которые не разграничена

1. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в границах территории города Казани, осуществляется органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Кабинет Министров Республики Татарстан распоряжается указанными земельными участками в границах территории города Казани:

включенными в государственный резерв земель Республики Татарстан;

абзацы третий — шестой утратили силу. — Закон РТ от 28.04.2007 N 18-ЗРТ;

Казань
10 июля 1998 года
N 1736