Меню Закрыть

Ст269 коап рф

Статья 11.20. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов

СТ 11.20 КоАП РФ

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, а равно пуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехсот до пятисот рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Ст. 11.20 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности при осуществлении строительства, эксплуатации и ремонте магистральных трубопроводов.

2. Предметом рассматриваемого административного правонарушения являются магистральные трубопроводы — трубопроводы высокого давления (свыше 3 кгс/кв. см), из которых газ и нефтепродукты поступают в распределительные трубопроводы среднего и низкого давления. В состав этих трубопроводов в соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, включены также установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи; емкости для хранения и разгазирования конденсата; компрессорные и газораспределительные станции; наливные и сливные эстакады и причалы и другие сооружения, проезды, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения магистральных трубопроводов. Следует также иметь в виду, что названные Правила Постановлением Госгортехнадзора России от 23.11.1994 N 61 распространены на магистральные аммиакопроводы.

3. С объективной стороны административные правонарушения выражаются в двух действиях: нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов; пуск этих трубопроводов в эксплуатацию с техническими неисправностями.

4. Магистральные трубопроводы в соответствии с приложением к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относятся к опасным производственным объектам. На них распространяются все требования промышленной безопасности — условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Данные требования должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарного благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

5. Статья 90 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельных участков для размещения трубопроводов, охранные зоны с особыми условиями использования этих земельных участков.

Запрещено, в частности, сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать коллективные сады и огороды; производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы; производить горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта и т.д.

6. Составом рассматриваемого административного правонарушения охватывается пуск магистральных трубопроводов в эксплуатацию с техническими неисправностями. Вид таковых не имеет значения для квалификации данного правонарушения. Ими могут быть любые отклонения от установленных норм, государственных стандартов, нормативов, обеспечивающих нормальную и безопасную эксплуатацию магистральных трубопроводов.

7. Состав административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, образуют сами действия, нарушающие правила безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, либо пуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Если в результате этих противоправных действий наступили вредные последствия, то правовая оценка содеянного будет зависеть от характера, размера ущерба или иных последствий, формы вины. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть человека, образует состав преступления, предусмотренный ст. 269 УК РФ.

8. Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может выражаться в форме умышленной или неосторожной вины по отношению к нарушению правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Пуск в эксплуатацию этих трубопроводов с техническими неисправностями предполагает умышленную форму вины.

9. Субъектами административного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица.

10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Ростехнадзора (ст. 23.31 КоАП РФ), а также районными судьями, если возникнет вопрос о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

11. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица Ростехнадзора.

Статья 269. Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения

1. В целях настоящей главы под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления.

По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено настоящей статьей.

По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей.

1.1. По долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с настоящим Кодексом контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе:

признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 настоящей статьи;

признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 настоящей статьи.

При несоблюдении условий, установленных абзацами первым — третьим настоящего пункта, по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 настоящего Кодекса.

1.2. В целях пункта 1.1 настоящей статьи устанавливаются следующие интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам:

1) по долговым обязательствам, оформленным в рублях:

по долговому обязательству, оформленному в рублях и возникшему в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с пунктом 2 статьи 105.14 настоящего Кодекса, — от 0 до 180 процентов (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года), от 75 до 125 процентов (начиная с 1 января 2016 года) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;

по долговому обязательству, оформленному в рублях и не указанному в абзаце втором настоящего подпункта, — от 75 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации до 180 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года), от 75 до 125 процентов (начиная с 1 января 2016 года) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;

2) по долговому обязательству, оформленному в евро, — от Европейской межбанковской ставки предложения (EURIBOR) в евро, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов;

3) по долговому обязательству, оформленному в китайских юанях, — от Шанхайской межбанковской ставки предложения (SHIBOR) в китайских юанях, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 процентных пунктов;

4) по долговому обязательству, оформленному в фунтах стерлингов, — от ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 процентных пунктов;

5) по долговому обязательству, оформленному в швейцарских франках или японских йенах, — от ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 2 процентных пункта, до ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 5 процентных пунктов;

6) по долговому обязательству, оформленному в иных валютах, не указанных в подпунктах 1 — 5 настоящего пункта, — от ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 7 процентных пунктов.

1.3. В целях применения пункта 1.2 настоящей статьи:

1) в отношении долговых обязательств, по которым ставка является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства, под ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации (ставкой ЛИБОР, ставкой EURIBOR, ставкой SHIBOR) понимается соответствующая ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств или иного имущества в виде долгового обязательства;

2) в отношении долговых обязательств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, под ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации (ставкой ЛИБОР, ставкой EURIBOR, ставкой SHIBOR) понимается соответствующая ставка, действующая на дату признания доходов (расходов) в виде процентов в соответствии с настоящей главой;

3) в отношении интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, установленных подпунктами 2 — 6 пункта 1.2 настоящей статьи, принимается ставка ЛИБОР (ставка EURIBOR, ставка SHIBOR) на срок, в наибольшей степени соответствующий сроку долгового обязательства, указанного в пункте 1.1 настоящей статьи.

2. Если налогоплательщик — российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации (далее в настоящей статье — контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, — более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика — российской организации (далее в целях применения настоящего пункта — собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений пункта 1 настоящей статьи применяются следующие правила.

Налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на три (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — на двенадцать с половиной).

В целях настоящего пункта при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.

3. В состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, но не более фактически начисленных процентов.

При этом правила, установленные пунктом 2 настоящей статьи, не применяются в отношении процентов по заемным средствам, если непогашенная задолженность не является контролируемой.

4. Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным пунктом 2 настоящей статьи, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 284 настоящего Кодекса.

Статья 269 УК РФ. Утратила силу. — Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ. (действующая редакция)

Комментарий к ст. 269 УК РФ

1. Магистральный трубопровод — это комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления.

2. Строительство магистрального трубопровода охватывает не только его сооружение, но и проектирование, а также испытание на прочность и проверку на герметичность в соответствии с рабочим проектом.

Эксплуатация трубопровода означает использование его по назначению. Законом одинаково охраняется эксплуатация как в целом магистрального трубопровода, так и его составляющих систем.

Ремонт предполагает устранение неисправностей магистрального трубопровода. Он подразделяется на текущий, капитальный и аварийно-восстановительный.

3. Преступление считается оконченным с момента наступления преступного последствия в виде тяжкого вреда здоровью (см. ст. 111 УК).

4. Субъективная сторона преступления предусматривает неосторожную форму вины.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицирующие признаки: наступление смерти человека (ч. 2); наступление смерти двух и более лиц (ч. 3 ст. 269 УК).

Статья 11.20 КоАП РФ. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (действующая редакция)

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, а равно пуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехсот до пятисот рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 11.20 КоАП РФ

1. Магистральные газопроводы и отводы газопроводов находятся на праве собственности или на иных законных основаниях у газотранспортных организаций.

Вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ, охранная зона объектов системы газоснабжения — территория с особыми условиями использования. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы земельных участков, расположенных на территории охранных зон, при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией — собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

2. Согласно ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство магистральных трубопроводов.

4. Согласно Правилам охраны магистральных трубопроводов, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9, наряду с магистральными трубопроводами охране подлежат инженерно-технические сооружения, обеспечивающие их функционирование. Правилами предусмотрены следующие объекты охраны:

трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами;

установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов;

линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов, устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;

противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;

емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска продукции;

сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;

вдольтрассовые проезды и переезды через трубопроводы, постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов, сигнальные знаки при пересечении трубопроводами внутренних судоходных путей;

головные и промежуточные перекачивающие, наливные насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, очистные сооружения;

компрессорные и газораспределительные станции;

станции подземного хранения газа, нефти и нефтепродуктов;

автомобильные газонаполнительные станции;

наливные и сливные эстакады и причалы;

пункты подогрева нефти и нефтепродуктов.

Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, статус которых определен п. 4.1 Правил.

В охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению.

В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается:

а) возводить любые постройки и сооружения;

б) высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда;

в) сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды;

г) производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы;

д) производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта.

Письменное разрешение на производство взрывных работ в охранных зонах трубопроводов выдается только после представления предприятием, производящим эти работы, соответствующих материалов, предусмотренных действующими Едиными правилами безопасности при взрывных работах;

е) производить геологосъемочные, геолого-разведочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, связанные с устройством скважин, шурфов и взятием проб грунта (кроме почвенных образцов).

Предприятия и организации, получившие письменное разрешение на ведение в охранных зонах трубопроводов работ, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность трубопроводов и опознавательных знаков, и несут ответственность за повреждение последних.

5. Любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только при получении разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода от предприятия трубопроводного транспорта.

Разрешение на производство работ может быть выдано только при условии наличия у производителя работ проектной и исполнительной документации, на которой нанесены действующие трубопроводы. Организация и производство работ в охранных зонах определены п. 5.1 — 5.14 Правил.

В соответствии с Приказом Госгортехнадзора России от 21 декабря 1999 г. N 266 указанные Правила входят в Перечень федеральных норм и правил промышленной безопасности опасных производственных объектов.

6. Методические рекомендации по идентификации опасных производственных объектов магистральных газопроводов утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 12 мая 1999 г. N 29 и введены в действие с 1 сентября 1999 г.

7. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относится эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта. Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование данного вида деятельности отнесено к ведению Госгортехнадзора России.

Согласно п. 2 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382, указанная деятельность включает в себя:

испытания линейной части магистральных трубопроводов по окончании строительства и ремонта;

диагностирование линейной части технологических трубопроводов, станционного оборудования сооружений резервуарных парков и другого оборудования объектов магистрального трубопроводного транспорта;

эксплуатацию магистральных трубопроводов, в том числе деятельность по техническому обслуживанию компрессорных и насосных станций, резервуарных парков и линейной части магистральных трубопроводов, включая систему электрохимзащиты;

эксплуатацию систем управления объектами магистральных трубопроводов;

эксплуатацию подземных хранилищ газа;

консервацию и ликвидацию объектов магистральных трубопроводов.

Лицензиатами по рассматриваемому виду деятельности могут быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

По смыслу Постановления Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382 «О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ» деятельность по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта относится к видам деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Лицензиат обязан принять надлежащие меры, обеспечивающие исполнение указанных в комментируемой статье правил, что предусмотрено лицензионными требованиями и условиями (см. подп. «а», «в» — «д» п. 4 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта). Неисполнение лицензиатом этих правил либо уклонение от их исполнения может повлечь за собой применение санкций в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой предусмотрены комментируемой статьей (см. п. 1, 3 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»; см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).

8. Данное правонарушение квалифицируется в момент нарушения указанных в комментируемой статье правил либо в момент пуска в эксплуатацию магистральных трубопроводов с техническими неисправностями. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, квалифицируется как преступление (ст. 269 УК).

9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

— должностными лицами органов госэнергонадзора, указанными в ч. 2 ст. 23.30 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.30 КоАП;

— должностными лицами Госгортехнадзора России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.31 КоАП (см. комментарий к названным статьям).

Статья 269. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов

СТ 269 УК РФ.

1. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте
магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого
вреда здоровью человека, —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на
срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо
лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот
же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности
смерть двух или более лиц, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 269 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы. По магистральным трубопроводам могут транспортироваться нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин, жидкий аммиак и др. В состав магистральных трубопроводов входят непосредственно трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с запорной арматурой; защитные сооружения трубопроводов; сигнальные знаки местонахождения трубопроводов; ремонтно-эксплуатационные пункты; резервуарные парки; очистные сооружения; компрессорные и газораспределительные станции; станции подземного хранения газа, нефти и нефтепродуктов и др. Иные вспомогательные трубопроводы, представляющие собой ответвления от магистрального, предназначенные для доставки конкретного продукта потребителям, не являются предметом данного преступления.

2. Объективная сторона преступления выражается в виде действия или бездействия. Нарушение правил безопасности при строительстве магистральных трубопроводов — это полное или частичное несоблюдение установленных нормативов проектирования, сооружения, испытания на прочность и герметичность магистральных трубопроводов; может выражаться в использовании труб из стали несоответствующего класса и др. Нарушение правил безопасности при эксплуатации магистральных трубопроводов — это полное или частичное несоблюдение установленных предписаниями порядка безопасного использования (в соответствии с эксплуатационными характеристиками) магистральных трубопроводов; может проявляться в превышении предельно допустимого давления в магистральном трубопроводе и др. Нарушение правил безопасности при ремонте магистральных трубопроводов — это несоблюдение порядка проведения работ (операций) по устранению возникших неисправностей и восстановлению полной работоспособности магистральных трубопроводов в соответствии с эксплуатационными характеристиками; может выражаться в проведении некачественных сварочных работ при ремонте магистральных трубопроводов и др. Обязательным признаком рассматриваемого преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерти человека (ч. 2), смерти двух или более лиц (ч. 3). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между действиями и наступившими общественно опасными последствиями.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления указанных в законе общественно опасных последствий. При отсутствии последствий деяния квалифицируются по ст. 11.20 КоАП РФ.

4. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, непосредственно осуществляющее строительство, эксплуатацию или ремонт магистральных трубопроводов либо несущее ответственность за указанные работы.