Защита прав предпринимателей: уполномоченный и его функции, судебные и внесудебные формы, закон, самозащита

Предприниматели ежедневно подвергаются посягательствам со стороны других игроков рынка, потребителей, должностных лиц. Законодатель сформировал и закрепил совокупность способов защиты прав, связанных с коммерческой деятельностью.

Однако практика показывает, что процент коммерсантов, использующих предоставленные возможности, мал.

Это следствие не информированности и неуверенности субъектов предпринимательства в получении удовлетворительного результата использования правовых инструментов защиты.

Защита прав предпринимателей: уполномоченный и его функции, судебные и внесудебные формы, закон, самозащита

Случаи нарушения прав предпринимателей

Субъекты предпринимательской деятельности постоянно вступают в правоотношения, связанные с бизнесом. Они взаимодействуют по вопросам приобретения и продажи товаров, оказания услуг, найма персонала, оплаты налогов и иных сборов и платежей и т. п. Противоправные действия в отношении бизнеса происходят в рамках любого из указанных направлений.

В зависимости от источников возникновения выделяются несколько групп нарушений:

  • Правонарушения со стороны уполномоченных органов. К таким органам относятся государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор, при взаимодействии, например, по вопросам лицензирования. Проведение проверок в процессе реализации госконтроля строго регламентировано законодательством. При этом акты соответствующих должностных лиц способны повлечь за собой нарушение прав и интересов проверяемого субъекта вследствие неприменения норм права или их неправильного применения.
  • Противоправные действия со стороны других участников рынка. К таким случаям относятся нарушения условий заключенных договоров, предоставление недостоверной информации, иное введение в заблуждение при заключении контракта, злоупотребление правом (когда права осуществляются другим субъектом исключительно с намерением причинения вреда предпринимателю либо заведомо недобросовестно), коммерческий шпионаж, занятие доминирующего положения в соответствующем секторе рынка и т. п.
  • Неправомерное поведение со стороны потребителей в сфере розничной продажи и оказания услуг.Законодательство предусматривает гарантии прав такой категории покупателей и клиентов, а последние пользуются и допускают злоупотребление предоставленными им правами.
  • Действия персонала. Перечень возможных нарушений в этом случае велик: хищения имущества, прогулов, иных нарушений трудовых обязанностей.

Какими же способами защитить права?

Защита прав предпринимателей: уполномоченный и его функции, судебные и внесудебные формы, закон, самозащита

Закон предусматривает набор инструментов, направленных на охрану нарушенных прав предпринимателей. К нарушителям применяются меры ответственности: гражданской, административной, уголовной. Они носят принудительный характер, направлены в отношении виновных лиц и побуждают иных лиц воздержаться от негативных действий.

Некоторые из способов защиты используются для предупреждения правонарушений, причинения вреда и/или снижения его размеров, гарантий компенсации ущерба.

Так, для минимизации хищения информации, которая составляет секрет производства (коммерческую тайну), необходимо внедрение соответствующих регламентов ее обращения, ограничение доступа и разработка иных инструментов защиты, что соответствует требованиям закона.

В случае если существует вероятность, что к моменту обращения взыскания на имущество причинителя вреда, последний осуществит его отчуждение, можно защитить права, использовав обеспечительные меры (например, залог).

Защите прав предпринимателей служит и возможность выбора по соглашению органа для рассмотрения спора между ними.

Трудовым законодательством предусматриваются дополнительные правила о полной материальной ответственности для некоторых категорий работников, согласно которым включение в трудовые договоры соответствующего условия в дальнейшем поможет работодателю взыскать ущерб с сотрудника за пределами заработной платы. Кроме того, подробная регламентация трудового распорядка, должностных обязанностей, специальных локальных актов, связанных с исполнением работниками трудовых функций, позволит предпринимателю защитить права в случае возникновения спора вследствие злоупотребления персонала.

Остальные меры охраны направлены на то, чтобы восстановить права и применить санкции к их нарушителю. К таким способам относятся: взыскание неустойки вследствие неисполнения обязательств партнерами, возмещение вреда, причинного неправомерными действиями каких-либо лиц, признание права пользования, в том числе на недвижимое имущество и т. п.

Самозащита: реализация и пределы

Защита прав предпринимателей: уполномоченный и его функции, судебные и внесудебные формы, закон, самозащитаКак самостоятельный способ, законодатель выделил самозащиту. Что это такое? Под самозащитой понимают фактические действия, которые совершает лицо в целях охраны своих прав, в том числе установка охранной системы (сигнализации), внедрение каких-либо программ учета товаров и услуг, физическое воздействия для пресечения посягательства.

Закон не установил порядок реализации рассматриваемого способа, но ограничил его условиями использования:

  • факт нарушения прав или возможность его нарушения должны следовать из обстановки. Так, недопустимо применять силу к лицу в отсутствие уверенности в его преступных намерениях;
  • действия (меры), которые производятся в рамках самозащиты, соответствуют характеру правонарушения. Например, применение способного причинить вред здоровью огнестрельного или иного оружия к посетителю магазина, совершившему хищение, противоречит этому условию.

Для признания правомерными принимаемые в целях самозащиты меры должны быть соразмерны противоправному деянию и не выходить за рамки необходимых для его пресечения действий.

Внесудебные процедуры осуществления защиты прав

Совокупность мероприятий (способов) по защите прав предполагает судебный или внесудебный порядок их реализации. Последний реализуется посредством претензионного урегулирования спора, медиации, нотариальных действий, третейского разбирательства, административного обжалования.

Защита прав предпринимателей: уполномоченный и его функции, судебные и внесудебные формы, закон, самозащита

Претензионный (досудебный) порядок разрешение споров в некоторых предусмотренных законом случаях является для участников конфликта обязательным вне зависимости от того, предусмотрен ли он в соглашении между ними.

Но стороны вправе в любом случае самостоятельно воспользоваться указанным инструментом для устранения разногласий. Это может привести к разрешению спора оперативно, без вмешательства правоохранительных органов, на приемлемых для сторон условиях.

Такой механизм работает в случае нарушений контрагентами своих обязательств по договорам, но и в иных ситуациях.

Медиация – нововведение действующего законодательства. В отличие от иных форм во время медиации стороны спора приходят к соглашению, опираясь на опыт, навыки и знания третьего лица – медиатора. В то же время он не берет на себя роль судебного органа, и разрешение конфликта обуславливается волей спорящих.

Этот способ защиты участники гражданского оборота часто выбирают при возникновении споров, возникающих из договоров, в сфере интеллектуальной собственности, он предполагает сокращение финансовых расходов и временных затрат на разрешение конфликта, и также позволяет прийти к взаимовыгодному решению. Выбор медиации является согласованным и добровольным. Полученное в результате данных процедур решение не носит обязательный для исполнения характер.

Медиативные процедуры не препятствуют использованию иных вариантов защиты прав.

Нотариусы на службе у предпринимателей

  • Нотариат в рамках своей компетенции вправе совершать ряд действий, которые являются альтернативой судебной защите прав, в том числе лиц, осуществляющих коммерческую деятельность.
  • Защита прав предпринимателей: уполномоченный и его функции, судебные и внесудебные формы, закон, самозащита
  • На основании доказательств (только письменных) и при отсутствии спора нотариус устанавливает юридические факты, обеспечивает принудительное исполнение обязательства, удостоверяет сделки, содействует выполнению юридически значимых действий (например, регистрации прав), совершает иные нотариальные действия в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате.

Исполнительная надпись – особое распоряжение нотариуса для взыскания с должника сумм задолженности перед кредитором или какого-либо имущества – предполагает упрощенный порядок исполнения. Это инструмент, использование которого, способствует оперативному принятию мер по охране прав.

Важно учитывать: для получения исполнительной надписи ответственность должника должна подтверждаться представленными нотариусу документами.

Третейское разбирательство

Третейский суд — специальный негосударственный орган по разрешению споров. Для того чтобы конфликт между участниками разрешался с помощью третейского разбирательства, необходимо соответствующее соглашение о передаче его рассмотрения в третейский суд. При этом не требуется обязательное подписание отдельного документа.

О наличии соглашения свидетельствует и условие обычного договора, содержащее указание на подведомственность определенному третейскому суду. Третейский орган создается самостоятельно сторонами либо они обращаются в постояннодействующий (например, при торгово-промышленных палатах).

Преимуществом третейских судов как способа защиты прав предпринимателей является оперативность принятия решений по сравнению с государственными органами, возможность проведения заседания в удобном для сторон месте, отсутствие бюрократических проволочек, вероятность взыскания расходов в полном объеме (что в государственных судах редко удается).

Решение исполняется добровольно, в противном случае взыскатель вправе обратиться в соответствующий арбитражный суд, подав заявление о выдаче документов в целях его принудительного исполнения.

В таком порядке предприниматель вправе защищать права не во всех случаях. Обжалование актов органов контроля и надзора производится исключительно в государственном суде.

Если права нарушаются государственными органами

Законодательство предусмотрело наряду с правом судебного обжалования действий представителей власти административный порядок для охраны прав бизнесменов.

Это предполагает обжалование решений и иных актов должностных лиц органов контроля в вышестоящий государственный или муниципальный орган.

Однако срок рассмотрения обращений длителен (один месяц), что препятствует оперативному разрешению спорной ситуации.

Необоснованное доначисление налоговых платежей, применение штрафных санкций, принятие иных решений в нарушение прав предпринимателей – небольшой перечень возможных противоправных действий со стороны представителей проверяющих органов. Обжалование соответствующих актов (например, об отказе в государственной регистрации, о привлечении к административной ответственности) позволяет, не обращаясь в суд, потребовать отмены или пересмотра.

В случае отмены или признания незаконным акта государственного или муниципального органа контроля, предприниматель вправе требовать возмещения вреда, явившегося следствием издания такого акта. Компенсация вреда — за счет средств соответствующего бюджета.

Практика показала, что административный способ защиты прав предпринимателей менее эффективен по сравнению с формой судебной. Однако происходят положительные тенденции по улучшению ситуации. Этому способствует и появление в России института уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Бизнес-омбудсмен: основные задачи

Эта структура появилась на основании указа Президента РФ как федеральная. Спустя пять лет в каждом российском регионе действует уполномоченный по защите прав предпринимателей (далее – уполномоченный). Главная функция этого должностного лица – защита прав и законных интересов субъектов бизнеса разного уровня.

Защита прав предпринимателей: уполномоченный и его функции, судебные и внесудебные формы, закон, самозащита

Полномочия бизнес-омбудсмена:

  1. контроль над деятельностью исполнительных и муниципальных органов;
  2. содействие продвижению и развитию общественных институтов (например, общественных омбудсменов);
  3. участие в создании и реализации концептуальных нормативных актов по вопросам предпринимательства;
  4. и другие.

Предприниматель вправе обратиться к уполномоченному с жалобой о нарушении, подав ее письменном виде, электронно или в ходе личного приема.

Поступившие к омбудсмену жалобы подлежат рассмотрению в административном порядке.

В целях выполнения возложенных функций уполномоченный:

  • запрашивает и получает у соответствующих должностных лиц необходимые для рассмотрения жалоб материалы;
  • участвует в выездных проверках, проводимых в отношении заявителей;
  • выносит предписания об устранении нарушений (приостановка действия ненормативных правовых актов);
  • выступает на стороне предпринимателей в рамках судопроизводства, в том числе уголовного;
  • осуществляет иные действия, направленные на защиту интересов и прав предпринимателей.

Судебная защита прав

Экономические споры (возникающие между предпринимателями) рассматривает арбитражный суд. Статус индивидуального предпринимателя или организации имеет значение при обращении в такой суд. Физические лица, не обладающие таким статусом, вправе обращаться в арбитражный суд только в исключительных случаях.

Читайте также:  Какую оплатить госпошлину на заявление в загс и как это сделать

Защита прав предпринимателей: уполномоченный и его функции, судебные и внесудебные формы, закон, самозащита

Кроме того, некоторые акты государственных органов подлежат судебному обжалованию. Анализ практики решений арбитражных судов позволяет сделать вывод, что этот порядок защиты прав — единственно возможный в случаях необходимости привлечения контрагента к ответственности за неисполнение обязательств, оспаривания действий и решений контролирующих органов, в иных ситуациях.

Дела с участием предпринимателей рассматриваются и районными судами, когда нарушитель прав — лицо, не являющееся коммерсантом. Так, споры, возникающие из отношений с участием потребителей, трудовых отношений, и иные подобные споры по требованию закона подлежат рассмотрению судами только этого звена.

Нельзя забывать о Конституционном суде, который в рамках особого судопроизводства предоставляет дополнительные средства для защиты интересов участников малого бизнеса, рассматривая отдельные категории дел, в том числе по жалобам о нарушении закрепленных в Конституции прав и свобод, проверке конституционности действующих нормативных актов, применяемых или подлежащих применению в конкретном деле.

Источник: http://IPprof.ru/pravo/zashhita-prav-predprinimatelej.html

Защита прав предпринимателей

В этом материале мы рассмотрим права уполномоченного по защите прав предпринимателей и другие важные нюансы относительно защиты интересов бизнесменов.

Практика такова, что любой предприниматель может стать жертвой произвола со стороны конкурентов и давления государственных органов.

Между тем, экономическая и социальная функции, которые выполняет любой предприниматель настолько важны, что охрана прав бизнеса предусмотрена законодательно.

Законодательство о защите прав предпринимателей

Защита прав и интересов предпринимателей с недавнего времени провозглашена как одна из основ государственной политики в отношении бизнеса. Насколько успешно эти меры реализуются на практике остаётся спорным вопросом, но всё же у любого субъекта предпринимательской деятельности есть несколько рычагов для самозащиты себя и своего дела.

Не секрет, что ещё несколько лет назад вести крупный, средний и даже малый бизнес на местах было невозможно не став коррупционером. Проще говоря, нет взятки — нет разрешения вести дело.

К счастью, этот принцип уходит в прошлое и у людей, желающих работать как предприниматели, всё больше возможностей делать это законно и прозрачно.

Основной закон — №294-ФЗ — посвящён регулированию отношений бизнеса и государства.

Этот законодательный акт регламентирует порядок проведения всех муниципальных и государственных проверок и контрольных закупок, права и обязанности сторон во время этих мероприятий. Здесь необходимо искать информацию о том, когда проверка будет считаться недействительной и каким образом бизнес может оспорить её результаты.

Защита прав предпринимателей: уполномоченный и его функции, судебные и внесудебные формы, закон, самозащитаСейчас у предпринимателей есть несколько эффективных механизмов для защиты своих прав

Разумеется, защита интересов бизнеса подразумевает гораздо более широкий перечень ситуаций, чем государственные проверки. Законодательная база в данном направлении представлена не только федеральными законами, но и несколькими постановлениями правительства и указами президента.

Другой важный закон — №78-ФЗ — посвящён уполномоченному по защите предпринимателей. Это так называемые бизнес-омбудсмены. Они есть в каждом регионе, а главный омбудсмен работает при президенте и назначается его указом.

Куда обращаться

Институт защиты предпринимателя в нашей стране ещё только складывается, поэтому механизм решения спорных ситуаций не отлажен до нужной степени.

Не все бизнесмены знают, на какую поддержку вправе рассчитывать и пытаются защитить свои права исключительно своими силами. Выиграть судебный процесс даже в случае откровенного нарушения порядка проверки государственными органами бывает трудно.

Не все бизнесмены вникают в юридические тонкости и готовы тратить время на многочасовые заседания.

Лучшим вариантом остаётся судебная защита прав предпринимателей с привлечением омбудсмена.

Можно обратиться напрямую к уполномоченному (как региональному, так и федеральному) или в центр юридической защиты и правовой поддержки. Такие организации есть в каждом регионе.

Привлечение омбудсмена поможет получить часть услуг совершенно бесплатно. Этот вариант гораздо выгоднее самостоятельного иска в суд, так как позволяет получить надёжную и авторитетную поддержку.

Деятельность уполномоченного включает:

  • защиту всех субъектов предпринимательства в России и за рубежом;
  • контроль взаимодействия бизнеса и проверяющих государственных органов;
  • совершенствование механизма защиты бизнес-сообщества;
  • помощь в формировании актуальной и эффективной государственной политики в области бизнеса.

Разбирательство с участием омбудсмена будет более выгодным и успешным для предпринимателя благодаря профессиональному опыту и общественной огласке.

Поэтому ответ на вопрос «куда обращаться в России ИП и ООО за защитой своих прав» достаточно прост: к уполномоченному по делам бизнеса.

Например, защита предпринимателей от незаконного уголовного преследования настолько сложное и ответственное дело, что доверять его незнакомому юристу опасно. Помощь уполномоченного в этой ситуации гораздо уместнее.

У бизнес-омбудсмена при президенте есть свой сайт ombudsmanbiz.ru/#1. Там можно узнать, какой работой уполномоченный занимается в настоящее время, подготовить обращение и уточнить регионального представителя.

Защита прав предпринимателей: уполномоченный и его функции, судебные и внесудебные формы, закон, самозащитаБорис Титов — уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РФ с 2012 года

Способы защиты

Какие есть способы защиты прав предпринимателей? Все способы можно разделить на 3 категории:

  • материально-правовые;
  • процессуальные;
  • самостоятельные.

К материально-правовым относятся все меры, которые предприниматель может принять для сохранения своих материальных прав. Внутри этой категории есть несколько разновидностей:

  • восстановительные (возмещение убытков, отмена неправомерных сделок);
  • штрафные (взыскания неустоек и компенсации);
  • пресекательные (отмена незаконных штрафов, предписаний государственных органов).

Процессуальные способы относятся к спорам по нарушенным правам и подразумевают судебные разбирательства. Под самостоятельной защитой понимается самозащита гражданских прав (эта норма закреплена ГК РФ). Суть в том, что бизнесмен вправе предпринять любые разрешённые законом меры, если его интересы кем-либо нарушены.

Формы защиты

Формы защиты прав предпринимателей классифицируются проще:

С первой категорией всё ясно: предприниматель при поддержке своего юриста и омбудсмена может отстаивать свои права в суде. Важно, что вопросами бизнеса занимаются не только федеральные суды общей юрисдикции, но и арбитражные, а также Конституционный. Если предприниматель не выиграл первый суд, он вправе обжаловать решение в более высокой инстанции.

Защита прав предпринимателей: уполномоченный и его функции, судебные и внесудебные формы, закон, самозащитаПредприниматель может отстаивать свои права в суде или использовать внесудебные формы защиты

Внесудебные формы защиты прав предпринимателей несколько сложнее. Это комплекс мер, с помощью которых бизнесмен защищает себя без обращения в суд:

  • нотариальная защита;
  • досудебное урегулирование спора;
  • третейское разбирательство.

Под нотариальной защитой понимается проверка подлинности документов, законности заключения сделок и другие аналогичные процедуры. Они помогают бизнесмену предотвращать нарушения своих прав, оберегают от недобросовестных партнёров и необоснованных претензий. Обращение к нотариусу для предпринимателя должно быть также привычно, как уплата налогов.

Хороший вариант решения большинства споров — досудебное разбирательство. Когда сторонам удаётся договориться без суда, выигрывают все. Это экономия времени и денег. Но для досудебного урегулирования нужно знать свои права, законы, а также уметь договариваться.

Третейское разбирательство или арбитраж на практике встречается довольно редко. Его суть заключается в том, что стороны доверяют разбирательство в конфликте третьей стороне. В роли третейского судьи чаще всего выступает один человек, но также возможно создание коллегии. Главное условие — третья сторона не должна быть причастна к делам участников разбирательства.

Заключение

Самый эффективный механизм защиты прав бизнесмена — обращение к омбудсменам. Это уполномоченные, чьей задачей является контроль интересов бизнеса при взаимодействии с государственными органами.

Например, сбережение от коррупции или незаконных проверок. Омбудсмен помогает предпринимателю выбрать оптимальные способ и форму защиты, а также придаёт дело общественной огласке.

Практика показывает, что обращение к уполномоченному гарантирует больше шансов на успех, чем самостоятельное разбирательство.

Источник: https://biztolk.ru/organizatsiya-biznesa/spravochnik-predprinimatelya/zashhita-prav-predprinimatelej.html

Федеральный закон о защите прав индивидуальных предпринимателей: способы защиты, проверки, обязанности должностных лиц | Правоведус

Защита прав предпринимателей: уполномоченный и его функции, судебные и внесудебные формы, закон, самозащита В данной статье мы рассмотрим Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля надзора и муниципального контроля», в том числе раскроем основные принципы и способы защиты прав юрлиц и ИП, порядок организации и проведения проверок в рамках государственного контроля, а также права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок, и другое.

Защита прав предпринимателей – это относительно молодое направление в политике России. Поддержка реализуется специальными мерами, направленными на улучшение жизни российских бизнесменов посредством их защиты от бюрократизма, коррупции и вымогательства. Государственные меры защиты прав предпринимателей призваны организовать контроль коммерческой деятельности, который не нарушает законных прав ее участников.

Скачать Федеральный закон о защите прав индивидуальных предпринимателей с последними изменениями

Способы защиты прав предпринимателей

Согласно нормам действующего законодательства существует три способа защитить нарушенные или оспариваемые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: 

  1. Защита материального права — материально-правовой способ, который подразделяется на пресекающий, направленный на прекращение незаконных действий, восстановительный, когда происходит признание оспариваемых прав и штрафной, когда взыскивается материальная компенсация за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – защита прав предпринимателей осуществляется соответствующими органами судопроизводства.
  3. Самозащита – как правило, применяется предпринимателями заранее, не дожидаясь нарушения прав, при условии соблюдения соразмерности предполагаемого нарушения. 

Различают две формы защиты прав предпринимателей. Это: 

  • судебные – восстановление и сохранения прав судебными органами судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных Судов РФ;
  • внесудебными – третейский суд, нотариальная помощь, досудебное мировое соглашение.

Основной закон о защите прав предпринимателей

Все вопросы защиты прав предпринимателей, включая способы и формы защиты, регулирует Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который был создан на основании Указа Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности». 

Законодательный акт направлен на регулирование работы контролирующих органов государственной и муниципальной власти в области предпринимательства. В нем четко обозначены не только права и обязанности владельцев бизнеса и контролирующих органов, но и формы их взаимодействия между собой.

Законное урегулирование проверок

В соответствии с Законом, одной из основных форм осуществления контроля над предпринимательской деятельностью является проведение проверок. Проверка может быть документарной – проверяется необходимая документация, которую организация или ИП предоставляет в контролирующий орган по запросу, и выездная – осуществляется по месту нахождения предпринимателя. 

Кроме того, проверки подразделяются на: 

  • Плановые (статья 9 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся 1 раз в 3 года, при этом план проверки размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с которым вправе ознакомиться любой владелец бизнеса и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений при необходимости. Из реестра проверок предприниматель может узнать, какой орган нанесет ему визит с проверкой, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизора.

Важно! Если контролирующий орган проводит проверку, которая не внесена в реестр, она считается незаконной (исключение внеплановые проверки). 

  • Внеплановые (статья 10 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся в чрезвычайных случаях при наличии оснований, перечисленных в п. 2 статьи. Это: 
  1. поступление заявлений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, нанесение ущерба памятникам культуры или угрозе безопасности страны;
  2. поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  3. уже нанесения вреда перечисленным выше объектам;
  4. невыполнение предписания об устранении ранее выявленного нарушения;
  5. нарушение прав потребителей;
  6. нарушение требований к маркировке товаров;
  7. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  8. приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.   

Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений со стороны предпринимателей. Внеплановая проверка проводится только тогда, когда решение о ней будет завизировано. Предприниматель должен быть проинформирован об основаниях проверки. Кроме того, ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности предприятия, которые не относятся к предмету контрольного мероприятия. 

В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания:

  • отсутствуют документы, которые прилагаются к заявлению о согласовании проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • не соблюдены требования к оформлению решения органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки;
  • осуществление проверки противоречит нормам федеральных законов, правовых актов Президента или Правительства РФ;
  • предмет внеплановой проверки противоречит полномочиям государственного или муниципального контроля;
  • проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля. 

По итогам проведения проверки контролирующими органами обязательно составляется акт, куда предприниматель вправе внести свои возражения. Также, документ с возражениями можно направить в контролирующей орган в течении 90 дней.  Проведение проверок предусматривает соблюдение определенных принципов, которые включают: 

  • обязанность для предпринимателя о сообщении в компетентные органы информации об открытии нового бизнеса;
  • презумпцию добросовестности:
  • возможность для предпринимателя знакомиться со всеми документами, получать информацию о планах проверки, знать права и обязанности контролирующих органов;
  • возможность для контролирующих органов проводить проверку только в рамках своей компетенции;
  • запрет на осуществление проверки одного предпринимателя по одному вопросу разными органами;
  • возможность не предоставления разрешительных документов на работу компетентными контролирующими органами, куда предприниматель предоставил информацию об открытии нового бизнеса другой проверяющей службе;
  • возможность привлечения к ответственности контролирующей службы, действующей с нарушением закона;
  • финансирование контрольных мероприятий за свет средств соответствующего бюджета;
  • запрет на взимание денежных средств на проведение проверки с проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. 

Обязанности должностных лиц контролирующего органа при проведении проверки

В соответствии со статьей 18 Закона, должностные лица органов государственного или муниципального контроля при проведении проверки предпринимателя обязаны: 

  1. своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  2. соблюдать законодательство РФ, не нарушать права и законные интересы участников предпринимательской деятельности;
  3. осуществлять проверку на основании приказа или распоряжения руководителя соответствующего контролирующего органа;
  4. осуществлять проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную – при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя;
  5. не препятствовать, присутствовать при проведении проверки предпринимателя или его представителя, задавать вопросы и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  6. предоставлять лицам, присутствующим при проверке, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  7. знакомить с результатами проверки и документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия уполномоченного представителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя, а также руководителя, или иное должностное лицо;
  8. строго учитывать при определении мер, которые принимаются по фактам выявленных нарушений, соответствие этих мер тяжести нарушения, их опасности для жизни и здоровья человека, для растений и животных, для окружающей среды, объектов культурного наследия музейных предметов и другое;
  9. строго соблюдать сроки проведения проверки;
  10. доказывать обоснованность своих действий при необходимости;
  11. не требовать от проверяемого предпринимателя документов и сведений, предоставление которых законодательство не предусматривает;
  12. при необходимости до начала проведения проверки ознакомить участников с административным регламентом, в соответствии с которым проводится проверка;
  13. произвести запись о проверке в специальном журнале учета проверок, если таковые есть у организации или индивидуального предпринимателя. 

Стоит также отметить, что контролирующие органы, в лице должностных лиц, при совершении противоправных действий или бездействий при проведении проверки несут ответственность в соответствии со статьей 19.6.

1 Кодекса об Административных правонарушениях РФ.

В рамках данной статьи, при отдельных нарушениях должностному лицу может быть вынесено предупреждение либо наложен административный штраф в размере от 3 000 до 10 000 рублей либо наложена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года.

Права и ответственность предпринимателя при проведении проверки

Согласно статьи 21 Закона о защите прав предпринимателей, индивидуальный предприниматель, равно как его уполномоченный представитель и представитель организации, при проведении проверки контролирующим органом имеют право: 

  • присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  • получать от контролирующего органа информацию, которая относится к предмету проверки, и знакомиться с документами, полученными органами в рамках межведомственного информационного воздействия и предоставлять такие документы по собственной инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию об ознакомлении с результатами проверки, о своем согласии и несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц;
  • обжаловать действия должностных лиц, если такие действия повлекли нарушение прав предпринимателя при проведении проверки;
  • привлекать к проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного в субъекте РФ. 

Помимо общих прав, статья 22 Закона предусматривает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного или муниципального контроля – причиненный вред подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством (статья 16 Гражданского кодекса РФ). 

Важно! При определении размера вреда, учитываются расходы предпринимателя, относимые на себестоимость продукции/работ/услуг или на финансовые результаты их деятельности, а также затраты, которые предприниматель осуществлял или должен был осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение

Закона о защите прав предпринимателей регламентирует статья 25 Закона, она устанавливает: 

  • Во-первых, юридические лица и индивидуальные предприниматели, при проведении проверки обязаны присутствовать лично или предоставить уполномоченного представителя, ответственного за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований Закона.
  • Во-вторых, предприниматели, допустившие нарушение рассматриваемого Закона, необоснованно препятствующие проведению проверки либо уклоняющиеся от ее проведения, не исполняющие предписания контролирующих органов в установленный срок, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. 

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля осуществляется в административном и/или судебном порядке.

Заявление об обжаловании действий/бездействия должностных лиц контролирующего органа подлежит рассмотрению в порядке, установленном действующим российским законодательством.

Нормативные правовые акты контролирующего органа, нарушающие права и законные интересы предпринимателей и не соответствующие законам РФ, могут быть признаны недействительными полностью или частично.

Источник: https://pravovedus.ru/library/laws/federalnyy-zakon-o-zashchite-prav-individualnykh-predprinimateley/

80. Формы и способы защиты прав предпринимателей

Понятие «защита права» в точном
юридическом смысле не следует смешивать
с понятием «охрана права», которое
обычно трактуется более широко, так как
включает любые меры, направленные на
обеспечение интересов управомоченного
субъекта.

Предметом защиты в сфере предпринимательской
деятельности являются нарушенные или
оспариваемые права и законные интересы
лиц, осуществляющих подобную деятельность.

Защита прав предпринимателей и их
охраняемых законом интересов осуществляется
в предусмотренном законом порядке,
т. е. посредством применения надлежащей
формы и способов защиты.

  • Под способами защиты прав понимаются
    закрепленные законом материально-правовые
    и процессуальные меры принудительного
    характера, посредством которых
    производится восстановление (признание)
    нарушенных (оспариваемых)прав и
    осуществляется воздействие на
    правонарушителя.
  • Существуют различные основания
    классификации.
  • В зависимости от содержания юридических
    действий способы защиты можно разделить
    на материально-правовые и процессуальные.
  • Материально-правовые способы защиты
    предпринимательских прав
    – способы
    действий по защите прав в соответствии
    с охранительными нормами материального
    права.

Материально-правовые способы защиты
прав различаются в зависимости от
условий, характера, отраслевой
принадлежности, вида защищаемых прав,
субъектного состава и т. д. По целям
материально-правовые способы подразделяются
на пресекатель-ные, восстановительные
и штрафные.

Процессуальные способы защиты
реализация компетенции юрисдикционных
органов в виде издания актов, имеющих
своей целью установление, признание
или подтверждение прав и юридически
значимых фактов, а также восстановление
нарушенных законных интересов субъектов
правоотношений.

Процессуальные способы защиты прав
различаются в зависимости от целей,
характера процессуальной деятельности,
разновидности властных актов и форм
юрисдикционныхорганов.

Самостоятельным способом защиты прав
является самозащита. Способы самозащиты
должны быть соразмерны нарушению и не
должны выходить за пределы действий,
необходимых для его пресечения.

Способ защиты права– категория
материального права, а под формой защиты
права следует понимать определенную
законом деятельность компетентных
органов по защите права.

Наиболее удачной является классификация,
согласно которой формы защиты делятся
на судебные и внесудебные.

Под судебной формой защиты подразумевается
деятельность уполномоченных государством
органов по защите нарушенных или
оспариваемых прав.

Суть ее заключается
в том, что лицо, права и законные интересы
которого нарушены неправомерными
действиями, обращается за защитой к
государственным или иным компетентным
органам, которые уполномочены принять
необходимые меры для восстановления
нарушенного права или пресечения
правонарушения.

  1. В рамках судебной защиты органами,
    обеспечивающими восстановление
    нарушенного или оспоренного права,
    являются:
  2. – Конституционный Суд РФ;
  3. – арбитражные суды;
  4. – суды общей юрисдикции (от районного,
    городского суда до Верховного Суда РФ).
  5. К формам внесудебной защиты прав и
    интересов предпринимателей следует
    отнести: нотариальную защиту; третейское
    разбирательство; досудебный (претензионный)
    порядок урегулирования споров.

Источник: https://studfile.net/preview/4364819/page:80/

Судебные формы защиты прав предпринимателей

По общему правилу защита прав и интересов, охраняемых законом, осуществляется
в судебном порядке. В новых экономических условиях значительно возрастает роль
и значение судебной защиты прав, расширяется компетенция судебной власти.

В
соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса защита нарушенных или
оспариваемых прав предпринимателей и других субъектов осуществляется в порядке,
установленном законодательством о юрисдикции судов, арбитражных судов и
арбитражных судов.[1]

В рамках судебной защиты перечисленные ниже государственные органы являются
органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспариваемого права.

Конституционный Суд Российской Федерации значительно расширяет возможности
судебной защиты прав и интересов предпринимателей.

Это связано прежде всего с
тем, что, во-первых, законодатель включает в понятие «конституционные права и
свободы граждан» (часть 4 статьи 125 Конституции) конституционные принципы и
конституционные законные интересы и обеспечивает защиту не только физических,
но и юридические лица.

во-вторых, больше понимания критериев конституционности
правовых актов. В частности, правовой акт считается неконституционным, если его
положения противоречат принципам и нормам международного права.

Исходя из принципа естественности и неотъемлемости прав и свобод, а также
соответствующих нормативных актов, предприятия могут оспаривать
неконституционные акты федеральных органов государственной власти, органов
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и право на
обжалование в Конституционный Суд Российской Федерации против нарушения
конституционных прав и свобод.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации играет важную роль
в защите прав предпринимателей.

Не рассматривая непосредственно экономические
споры и споры, возникающие в сфере управления экономикой, Конституционный Суд
Российской Федерации оказывает существенное влияние на создание правовых основ
предпринимательства, признавая нелегитимными Конституцию Российской Федерации,
федеральные законы нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации, которые нарушают права субъектов
предпринимательской деятельности.

Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для
рассмотрения и разрешения хозяйственных споров между предприятиями,
учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами,
занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица и получения статуса предпринимателя (ст. 1, 2 агропромышленного комплекса
Российской Федерации).

  • Таким образом, при принятии решения о юрисдикции дел в арбитражном суде
    необходимо иметь два упомянутых выше критерия: характер правоотношений и
    предметный состав их участников.
  • Организации, не являющиеся юридическими лицами, могут предъявлять иски в
    арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных законом.
  • Таким образом, экономические споры между субъектами хозяйствования и споры,
    возникающие в сфере управления экономикой, рассматриваются в основном
    арбитражными судами, которые являются составной частью судебной системы
    Российской Федерации.
  • По общему правилу споры между гражданами-предпринимателями, а также между
    ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением
    споров, не связанных с предпринимательской деятельностью, в следующих случаях.[2]
  • Если дело возникло не в связи с осуществлением своего дела, оно подлежит
    рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Если хотя бы одна из сторон в споре является лицом, не имеющим статуса
предпринимателя, этот спор также подлежит рассмотрению не арбитражным судом, а
судом общей юрисдикции. В частности, иск о признании недействительной сделки по
продаже акций акционерного общества на аукционе, участником которого являлось
физическое лицо, должна быть рассмотрена судом общей юрисдикции.

Если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, но спор возник
не в связи с осуществлением его предпринимательской деятельности, а в связи с
браком, семьей, жильем и другими гражданскими отношениями, он подчиняется суду
общей юрисдикции (статья 22 Гражданского процессуального кодекса).

С момента прекращения государственной регистрации гражданина в качестве
индивидуального предпринимателя дела, связанные с его предыдущей
предпринимательской деятельностью, рассматриваются судами общей юрисдикции,
если эти случаи не были приняты к арбитражу до наступления этих обстоятельств.

Таким образом, судебная форма защиты относится к деятельности
государственных органов, уполномоченных защищать нарушенные или оспариваемые
права.

Суть его заключается в том, что человек, чьи права и законные интересы
были нарушены в результате противоправных действий, применяется для защиты со
стороны государства или других компетентных органов, которые уполномочены
принимать необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения
правонарушения. В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими
восстановление нарушенного или оспариваемого права, являются указанные
государственные органы.

[1]
Романова, Е. Н. Гражданское право
(особенная часть): учебное пособие / Е. Н. Романова, О. В. Шаповал. — Краснодар
: Южный институт менеджмента, 2018. — С. 13.

[2]
Устимова, С. А.
Предпринимательское право: учебное пособие / С. А. Устимова. — М. :
Юриспруденция, 2016. — С. 146.

Источник: https://vuzru.ru/sudebnye-formy-zashhity-prav-predprinimatelej/

Внесудебные формы защиты прав предпринимателей

  • Галушевская Ксения Александровна Студентка 2-го курса магистратуры юридического факультета Московского государственного областного университета
  • 129594,РФ, г Москва, Сущевский Вал, 67
  1. АННОТАЦИЯ
  2. В статье проанализированы основные формы внесудебной защиты гражданских прав, в контексте защиты прав и законных интересов предпринимателей, дана характеристика основным формам и сформулированы предложения по их дальнейшему развитию.
  3. ABSTRACT
  4. In article the main forms of extrajudicial protection of the civil rights, in the context of protection of the rights and legitimate interests of businessmen are analyses, the characteristic is given to the main forms and offers on their further development are formulated.
  5. Ключевые слова: внесудебные способы защиты гражданских прав, внесудебная форма, альтернативное решение споров, третейское разбирательство, нотариальная защита.
  6. Keywords: extrajudicial ways of protection of the civil rights, extrajudicial form, alternative resolution of disputes, arbitration, notarial protection.

Основной универсальной формой защиты прав предпринимателей, как и, в принципе, защиты гражданских прав, является обращение в суд. Вместе с тем, в ряде случаев наряду с судебной защитой нарушенных гражданских прав, предприниматели дополнительно используют предусмотренные законодательством РФ формы внесудебной защиты прав предпринимателей.

Как отмечает Н.М. Игнатович [1], формы внесудебной защиты гражданских прав чрезвычайно разнообразны. Такие формы можно разделить на юрисдикционные и неюрисдикционные. Юрисдикционными являются формы, связанные с обращением к компетентному государственному органу, имеющему полномочия для решения спора. К таким способам относится нотариальная защита и третейское разбирательство.

Как отмечает Е.П. Воронюк [2], двойственная природа нотариата проявляется в том, что данный орган, с одной стороны, функции государственного органа, а с другой — является проявлением свободного выбора граждан, которые сами выбирают нотариуса, обращаясь к нему за теми или иными услугами. Нотариальная защита прав и охраняемых законом интересов предпринимателей может осуществляться:

1) посредством юридического подтверждения и закрепления гражданских прав в целях предупреждения их возможного нарушения в будущем;

2) посредством защиты уже нарушенного права (например, при выдаче исполнительной надписи, при предъявлении чека к платежу и удостоверении неоплаты чеков и т. д.).

По нашему мнению, функции нотариата по защите гражданских прав предпринимателей должны быть расширены. Учитывая перегруженность судов, ряд дел, связанных с фактически бесспорными ситуациями, должны быть переданы органам нотариата, что позволит ускорить рассмотрения дел о взыскании бесспорной задолженности.

Законодательство предусматривает возможность рассмотрения споров не только арбитражным судом, но и в порядке третейского разбирательства, т. е. особыми судами, рассматривающими возникший между сторонами спор исключительно в силу добровольного согласия обеих сторон на передачу спора такому суду. Как справедливо отмечает Т.В.

Худойкина [3], третейские суды способствуют снижению нагрузки с государственных судов и ускорению рассмотрения дел.

Хотя по основаниям, предусмотренным АПК РФ, решение третейского суда возможно обжаловать, такое обжалование возможно по довольно узким основаниям, что делает третейское судопроизводство удобной для предпринимателя альтернативой решения споров.

Права предпринимателей могут быть защищены Уполномоченным по защите прав предпринимателей [4].

Необходимость принятия этого закона обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно защитить свои права и законные интересы Прежде всего речь идет о случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление. и коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Несмотря на то, что этот способ внесудебной защиты прав граждан является относительно новым, он широко и эффективно используется предпринимателями для защиты своих интересов [5].

Все вышеизложенные формы внесудебной защиты интересов предпринимателей осуществляются ими по своей воли и в факультативном порядке, не препятствуя праву обращения в суд. В то же время, существует специфический способ защиты прав предпринимателя, который он обязан осуществить до обращения в суд — претензионный порядок рассмотрения спора.

Как отмечает Я.Е.

Щербаков [6], претензионный порядок урегулирования спора — разновидность примирительной процедуры, предполагающая самостоятельное урегулирование спора сторонами во вне-и досудебном порядке посредством особого письменного общения с целью снятия правовой или фактической неопределенности и установлении (определении) гражданских прав, являющаяся для сторон, в силу договора или закона, обязательной или добровольной.

К сожалению, в абсолютном большинстве случаев, обязательный претензионный порядок урегулирования спора не приводит к ускорению рассмотрения спора, превращаясь в некоторую формальность перед судебным урегулированием спора. Поэтому, по нашему мнению, обязательность претензионного порядка урегулирования спора скорее препятствует, чем способствует эффективной защите прав предпринимателей.

Как видим, внесудебная защита прав предпринимателей отличается широким разнообразием различных инструментов. Вместе с тем, следует отметить их (за исключением обязательного претензионного порядка для некоторых категорий дел) альтернативный и факультативный характер по отношению к рассмотрению дел в суде.

Список использованной литературы:

  1. Игнатович Николай Михайлович Внесудебные способы защиты субъективных гражданских прав // JSRP. 2014. № 6 (10). С.11-16
  2. Воронюк Екатерина Павловна О роли частного нотариата во внесудебной защите конституционных прав граждан // Вестник ПензГУ. 2016. № 1 (13). С.10-13
  3. Худойкина Татьяна Викторовна, Салихова Лилия Наильевна Третейское разбирательство в России: насущные проблемы и перспективы совершенствования // Юридические записки. 2014. № 1.
  4. Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» от 07.05.2013 N 78-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13440/
  5. Фадеева Вероника Алексеевна Конституционная природа института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2014. № 3 (37). С.104-109
  6. Щербаков Ярослав Евгеньевич Претензионный порядок урегулирования споров в гражданских правоотношениях. Проблемы и направления развития // Вестник ЧелГУ. 2012. № 27 (281). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pretenzionnyy-poryadok-uregulirovaniya-sporov-v-grazhdanskih-pravootnosheniyah-problemy-i-napravleniya-razvitiya (дата обращения: 16.06.2017).

Источник: http://journalpro.ru/articles/vnesudebnye-formy-zashchity-prav-predprinimateley/

Ссылка на основную публикацию