Аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности: как провести

Компания вправе провести аттестацию, чтобы проверить уровень подготовки, знаний и оценить, кто из работников соответствует своей должности. Тех, кто не прошел проверку, компания может уволить или перевести на иные должности. Как организовать аттестацию.

Аттестацию проводят по инициативе компании или самих сотрудников

Аттестация работников – это комплекс мероприятий, в рамках которых компания проверяет:

  • степень подготовки каждого сотрудника,
  • профессиональные и деловые качества,
  • соответствие знаний и навыков требованиям по должности,
  • результаты работы.

После проведения аттестации по каждому работнику принимают решение, соответствует он своей должности или нет. Если выявили несоответствие, сотрудника можно уволить (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Либо предложить работу, которая соответствует его реальной квалификации.  

Выделяют три типа аттестации:

  • обязательную,
  • по инициативе работодателя,
  • по инициативе работников.

Об оформлении необходимых документов читайте в журнале «Трудовые споры».

Обязательная аттестация проводится в силу прямого указания закона о ее необходимости. Как правило, это касается госслужащих, работников предприятий, функционирование которых связано с обеспечением общественных нужд. Так, обязательную аттестацию проводят среди работников:

В подобных направлениях задействованы не только госструктуры, но и частные компании. У таких коммерческих организаций существует обязанность проводить аттестацию среди своих сотрудников.   

Если в отношении компании специальных указаний закона нет, она вправе по своей инициативе организовать аттестацию сотрудников на соответствие ими занимаемых должностей. Причем нет необходимости аттестовать весь персонал.

Можно проверить людей на конкретных позициях. Например, бухгалтерию, отдел продаж, тот или иной производственный отдел. Кого из сотрудников проверять, зависит от целей данной аттестации.

Чтобы действия компании были законными, пропишите в договоре с работником обязанность проходить проверку.

Из рекомендации Системы Юрист вы узнаете, как проводят аттестацию руководителя унитарного предприятия.

В отношении каких работников допускают проведение аттестации

ТК РФ не налагает ограничений на привлечение персонала к квалификационным проверкам. Работодатель по своему усмотрению может освободить некоторые категории сотрудников от аттестации. Например, прописать в локальном акте, что проверку не проходят:

  • беременные;
  • родители детей в возрасте до полутора лет, в том числе находящиеся в отпуске по уходу и работающие неполный день;
  • сотрудники в возрасте до 18 лет.

Также об аттестации могут попросить сами работники компании. Для этого работник должен подать заявление. Форму заявления можно утвердить внутри компании или принимать документ в свободной форме.

Организация аттестации работников включает в себя несколько этапов

Для проведения проверки компания должна:

  1. Принять положение об аттестации сотрудников.
  2. Сформировать аттестационную комиссию.
  3. Издать приказ о проверке.
  4. Известить о проверке тех сотрудников, которые будут ее проходить.
  5. Провести аттестацию.
  6. Зафиксировать результаты.

Прядок непосредственного проведения аттестации сотрудников, то есть в чем именно состоит испытание, закрепляют в положении об аттестации. Это может быть:

  • письменное тестирование;
  • письменный экзамен;
  • устный экзамен или собеседование;
  • практическое занятие;
  • другой вариант или комбинация вариантов.

Что включить в положение об аттестации сотрудников

Положение об аттестации относится к внутренним документам компании. Его принимают и утверждают в соответствии с общими правилами утверждения локальных актов компании. Положение составляют в свободной форме. Для его разработки можно использовать документ, который ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР утвердили постановлением от 05.10.1973 № 470/267. Либо воспользоваться образцом.

Аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности: как провести

Обычно в документе указывают:

  1. Какие требования к уровню подготовки сотрудников предъявляет компания. Требования можно соотнести с информацией квалификационных справочников и профстандартов.
  2. Сотрудники на каких должностях будут проходить аттестацию.
  3. В каком порядке следует проводить плановые и внеплановые проверки.
  4. В каком порядке следует создавать аттестационную комиссию.
  5. Какова сама процедура аттестации, что входит в проверку.
  6. Как оформлять итоги проверки – протокол заседания аттестационной комиссии, аттестационные листы, приказ по итогам и т. д.

Когда проект положения будет готов, его приказом утверждает директор компании. С содержанием этого локального акта знакомят под роспись:

  • всех действующих работников – после того, как приказ издадут;
  • каждого нового работника – при приеме на работу (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

С чего начинается проведение аттестации и кто входит в комиссию

Чтобы начать проверку, принимают решение о ее проведении. Решение принимает либо директор компании, либо сотрудник, у которого такие обязанности. Решение оформляют приказом. В тексте должны присутствовать:

  • даты, сроки либо график проведения аттестации;
  • место проведения;
  • перечень работников, которых будут проверять;
  • сведения о комиссии – кто в нее войдет или в течение какого времени ее сформируют;
  • основания проведения, если проверку проводят внепланово.

При необходимости в приказе отражают иные данные – например, о том, кто должен передать комиссии документы по предыдущим аттестациям.

Кого именно включить в состав комиссии, решают согласно указанному в положении. Работодатель может сам назначать сотрудников, либо в компании используют выборную процедуру. Ограничений нет. Как правило, ее формируют из начальников отделов и кадровиков. Также в нее должен войти член профсоюза, если в компании есть профсоюз (ст. 82 ТК РФ).

Как известить работников о проведении аттестации

Перед тем как проводить аттестацию, сообщите о ней сотрудникам. Лучше всего – письменно, в случае спора это позволит доказать, что компания выполнила свои обязанности.

Еще до начала процедуры убедитесь, что обязанности сотрудников, которых планируют проверить, четко прописаны в договоре или должностной инструкции. Компания рискует проиграть в споре, если требования к работнику неконкретны или нет документа, где они были бы изложены. Суд может аннулировать итоги аттестации. Без четких критериев нельзя оценить соответствие работника должности.

Как оформить итоги проверки

После того, как аттестация закончится, по каждому работнику примут решение. Свое мотивированное решение аттестационная комиссия фиксирует в протокол заседания, а также аттестационном листе работника. В коммерческих компаниях оба документа составляют в свободной форме. Можно утвердить внутренние шаблоны.

Всех участников аттестации нужно ознакомить под роспись с результатами. Сведения об итогах вносят в личные карточки. Однако, если сотрудник не согласен, он вправе обжаловать решение.

Окончательное решение об итогах принимает руководитель после того, как получит все материалы проверки. О том, какие меры следует принять, издают отдельный приказ.

Источник: https://www.law.ru/article/22514-attestatsya-rabotnikov

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Под традиционной системой аттестации работников действующим законодательством понимается процедура, содержание и порядок которой работодатель разрабатывает самостоятельно.

В ТК РФ отсутствует статья под наименованием «Аттестация работников на соответствие занимаемой должности».

Однако Трудовой кодекс, согласно статье 81, определяет, что порядок проведения аттестации устанавливается локальным нормативным актом работодателя.

К примеру, аттестация работников культуры определяется Порядком, утвержденным заместителем министра культуры РФ, от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Данным нормативным актом, в частности, предусмотрено, что аттестации не подлежат сотрудники, которым по роду их деятельности не требуются специальные навыки или знания, например неквалифицированные рабочие.

Существует нюанс: положение об аттестации подчиненных работодатель разрабатывает самостоятельно с учетом мнения профсоюза. Но если профсоюза в организации нет, то и согласовывать ничего ни с кем не надо.

Подробнее: Оценка и аттестация персонала: учимся их различать

Положение об аттестации работников

Поскольку в 2019 году аттестация работников регламентируется работодателем, в качестве основы для разработки внутреннего нормативного акта рекомендуем брать Положение о порядке проведения аттестации, утвержденное Постановлением Госкомитета СССР от 05.10.1973 № 267.

Действующее законодательство ничем не ограничивает категории сотрудников, в отношении которых можно провести аттестацию, а также периодичность и сам порядок проведения аттестации. Работодатель вправе устанавливать по своему усмотрению любой порядок проведения данной процедуры в отношении любых категорий сотрудников.

Рекомендуем подойти к разработке документа, который будет носить название «Положение о проведении аттестации работников», с вниманием. В целях исключения возможной негативной судебной практики, а также чтобы аттестация работников на соответствие занимаемой должности была максимально понятна и сотрудникам, и самому работодателю, целесообразно включить в него следующие разделы:

  1. Общая информация.
  2. Раздел о подготовительных мероприятиях.
  3. Раздел о проведении аттестации.
  4. Заключительные положения.
  5. Приложения.

Указанные разделы приведены в качестве примера и не претендуют на универсальность. Мы хотим дать работодателю пошаговый алгоритм, чтобы аттестация работников на его предприятии не давала сбоев и была максимально объективной.

Общий раздел

Шаг 1. Обозначить цель проведения аттестации

Для одного работодателя будет достаточно написать, что целью проведения данного мероприятия является определение соответствия квалификации работника занимаемой им должности.

Другой может изложить целью рациональное использование трудовых ресурсов своих сотрудников, повышение результативности их труда и ответственности за порученную работу. Сформулируйте ясно и конкретно именно ту цель, которой стремитесь добиться.

Например, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234, целями аттестации руководителей предприятий являются:

  • объективная оценка деятельности руководителей и определение ее соответствия занимаемой должности;
  • оказание содействия в повышении эффективности работы предприятий;
  • стимулирование профессионального роста руководителей предприятий.

Шаг 2. Определить состав аттестуемых работников

Принимая во внимание, что законодательство не ограничивает работодателя в выборе категорий сотрудников для их аттестации, все же рекомендуем НЕ включать в списки аттестуемых:

  • беременных;
  • проработавших в должности менее года;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком и сотрудников, которые проработали менее одного года после выхода на работу из данного отпуска;
  • пенсионеров по старости;
  • несовершеннолетних;
  • сотрудников, с которыми заключены срочные трудовые отношения.

Остальной персонал можно аттестовывать.

Например, когда проводится аттестация прокурорских работников, то в число аттестуемых не включают:

  • беременных;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком (они могут быть аттестованы через шесть месяцев после выхода из отпуска);
  • работников, достигших предельного возраста нахождения на службе (если они не допустили в работе существенных упущений);
  • офицеров в запасе органов военной прокуратуры при присвоении им первоначального классного чина.

Все остальные из числа работников органов прокуратуры подлежат аттестации в соответствии с Приказом Генерального прокурора от 20.06.2012 № 242.

Шаг 3. Закрепить периодичность проведения аттестации

Аттестацию можно проводить каждый год, однако такая периодичность вряд ли будет способствовать формированию здоровой атмосферы в коллективе. Поэтому оптимальным вариантом будет период не чаще чем один раз в три года и не реже одного раза в пять лет.

Источник: https://clubtk.ru/attestatsiya-sotrudnikov

Аттестация персонала: как провести, избежав ошибок

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2006, N 11

Аттестация персонала: как провести, избежав ошибок

Аттестация занимает свое, особое, место в системе управления персоналом, хотя нередко ее путают с оценкой персонала. Аттестация — это лишь один из методов оценки, но ее результаты могут иметь серьезные последствия для сотрудников.

Если оценка персонала — процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач компании, то аттестация — это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы в должности, которую он занимает.

Результаты этой процедуры можно использовать в суде для защиты кадровых решений (например, увольнение сотрудника). Но не будем о грустном… Ведь прежде всего аттестация — реальный способ повысить эффективность работы сотрудников предприятия.

Термин «аттестация» пришел в современные российские компании из советского прошлого: как отдельный блок работы по организации труда служащих аттестация была введена в 1973 г. Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531 (с изм. от 21.02.1986), а Постановлением Госкомтруда СССР и Госкомнауки и техники СССР от 5 октября 1973 г.

Читайте также:  Виза в турцию для россиян 2020: стоимость сборов и документы

N 267/470 было утверждено Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (далее — Положение 1973 г.). Последние изменения вносились в него в 1986 г.

, и на данный момент оно не отменено и не признано утратившим силу.

В советский период экономика строилась на крупных государственных предприятиях с численностью персонала в тысячи и десятки тысяч человек.

Сегодня в России тоже немало крупных компаний в реальном секторе экономики и сфере услуг, имеющих разветвленную структуру управления и филиальную сеть, для которых советский опыт проведения аттестаций стал актуальным.

Даже небольшие компании с численностью сотрудников 50 — 100 человек, планирующие расширение бизнеса, рассматривают аттестацию как инструмент для повышения эффективности такого ресурса, как персонал.

Для кого аттестация обязательна?

Следует отметить, что наше законодательство не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Ни Трудовой кодекс РФ, ни другие нормативно-правовые акты общеотраслевого и обязательного характера не устанавливают, что любой работодатель должен периодически проверять соответствие своих работников занимаемым ими должностям.

Однако есть здесь и исключения. Например, в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях определения соответствия замещаемой должности 1 раз в 3 года проводится аттестация государственных служащих. А согласно Федеральному закону от 14 ноября 2002 г.

N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» обязательной аттестации подлежит руководитель унитарного предприятия.

Обязательная аттестация установлена также специальными федеральными законами в отношении персонала организаций отдельных отраслей экономической деятельности (некоторые категории работников в энергетике, транспортной сфере, на опасных производственных объектах, в сфере образования и другие).

В остальных случаях проведение аттестации не обязательно, но если руководство предприятия решило провести эту процедуру, то препятствий для этого нет.

Единственное, что должен сделать работодатель и его служба персонала, — это закрепить систему аттестации в соответствующем локальном нормативном акте, например в положении об аттестации персонала организации.

Менеджерам по персоналу, приступившим к разработке локального положения об аттестации, необходимо знать, что Минтруд России в своих разъяснениях уточняет: локальный акт должен учитывать правила, которые были установлены ранее актами СССР, а также желательно учесть рекомендации, данные по разным отраслям профильными министерствами.

Зачем нужна аттестация?

В первую очередь аттестация позволяет провести диагностику персонала, то есть получить информацию о сотрудниках, выявить «болевые точки», моменты, затрудняющие работу персонала, и своевременно решить эти проблемы.

В процессе аттестации проводится инвентаризация бизнес-компетенций, что необходимо компании для достижения намеченных целей.

Речь идет об определении с помощью аттестации ценности сотрудников не только для подразделения (группы), но и для организации в целом, оптимальной расстановке сотрудников на местах, наиболее адекватном применении системы оплаты труда.

Если у конкретного сотрудника есть необходимые для своей должности компетенции — он получает соответствующий оклад, если они «подросли» — оклад тоже может «подрасти».

Сотрудники, которые продемонстрировали лучшие результаты, по итогам аттестации получают наивысшую оценку и могут стать кандидатами в кадровый резерв.

В свою очередь, сотрудникам с недостаточным количеством компетенций, но в которых компания заинтересована, может быть предложена программа по обучению и развитию, то есть аттестация позволяет сделать обучение более адресным.

  • Аттестация позволяет принять решения, связанные с:
  • — изменением компенсационного пакета, что имеет конкретные материальные последствия для работников;
  • — развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации);
  • — оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем;
  • — формированием кадрового резерва компании.
  • Проведение аттестации

Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия во главе с председателем, которая делится на подкомиссии для оценки работников конкретной должности или направления деятельности.

Если целью аттестации является проверка соответствия занимаемой должности и по ее итогам возможно увольнение работников, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа (при условии, что есть профсоюз). Если у аттестации другие цели и ее итоги не предусматривают возможности увольнения (или других негативных последствий для сотрудников), то включение члена профсоюза в состав аттестационной комиссии не обязательно (например, если аттестация проводится с целью формирования кадрового резерва, для повышения категорий по оплате труда и т.д.).

Важно знать, что с юридической точки зрения неправомерным может быть признано проведение аттестации работников, проработавших в занимаемой должности менее 1 года, и беременных женщин. Также аттестации не подлежат женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска).

При подготовке аттестации организаторам необходимо определить, какие категории сотрудников будут проходить ее и с какой периодичностью (обычно аттестация проводится раз в год).

Важно также представлять, что именно необходимо оценивать, так как в полную процедуру аттестации могут быть включены оценка результатов труда, профессиональных знаний и навыков сотрудников, оценка свойств их личности.

Формально оценка личностных качеств и мотивационной сферы человека не входит в предмет аттестации в ее классическом понимании.

Однако современные рыночные условия диктуют свои требования, и исходя из этого все больше компаний включают такую оценку в систему аттестации для ряда должностей (специальностей), где личностно-мотивационная сфера сотрудников имеет ничуть не меньшее значение, чем профессиональные знания и навыки. Это относится, например, к руководителям, сотрудникам коммерческих служб и т.д., т.е. к тем должностям, для которых очень важен человеческий фактор, влияющий на бизнес компании в целом.

  1. Необходимо также разработать:
  2. — критерии оценки результатов труда и порядок их учета;
  3. — выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить так называемые профили успешности;
  4. — определить порядок проведения самой процедуры оценки, а также процедур информационного обеспечения работы аттестационной комиссии.
  5. После этого следует подобрать соответствующий диагностический аппарат (методы, которыми будет проводиться диагностика) и осуществить пробную эксплуатацию разработанной системы аттестации в одном из подразделений компании.

На подготовительном этапе аттестации сотрудники готовят отчеты о выполнении своего профессионального плана развития и плана работы. Материалы представляются секретарю комиссии, формирующему таблицу с оценками сотрудников, которые также включают и оценку сотрудника непосредственным руководителем.

В ходе аттестации работник зачитывает свой отчет по планам работы и профессионального развития. Выставленные оценки по компетенциям обсуждаются комиссией, а потом суммируются и сверяются с профилем должности. Чем больше итоговый балл по всем компетенциям, тем выше профессиональный уровень сотрудника, а значит, он может претендовать и на более высокий оклад или попасть в кадровый резерв.

Процедура аттестации требует значительных трудовых и временных затрат, а также объективного подхода к решению проблем.

Если при ее проведении необходимо внешнее экспертное мнение или не хватает собственных специалистов, то оправданно будет привлечение профессиональных консультантов со стороны.

Ситуация, когда вводные условия задает клиент, а консультанты непосредственно осуществляют постановку системы аттестации, в последнее время очень распространена.

К консультантам можно обратиться за помощью как к предметным экспертам. Они подскажут, как лучше решить ту или иную задачу в рамках этой процедуры, помогут обучить сотрудников компании, с тем чтобы они могли построить и внедрить систему аттестации собственными силами.

Внешние консультанты могут быть приглашены для решения локальных задач в рамках проведения аттестации, например для организации и проведения профессионального тестирования сотрудников или экспертного заключения по отдельным компетенциям, для проведения комплексного исследования методом Ассессмент-центр.

Ошибки при проведении аттестации

Главная ошибка может быть допущена на самом первом шаге — при выборе цели проведения аттестации. Если аттестация проводится только с целью сокращения персонала или для избавления от отдельных неугодных сотрудников, то многие плюсы, которые она дает (повышение эффективности труда, повышение бизнес-показателей за счет грамотной ротации кадров и их адресного развития), сводятся на нет.

Низкая информационная поддержка процедуры аттестации тоже может сказаться на психологическом климате коллектива, особенно если аттестация проводится впервые. Следует подробно разъяснять менеджерам высшего звена, какие сведения они получат в результате проведения аттестации, как ими пользоваться и какие задачи с их помощью можно решить.

Сотрудников компании можно предупредить о проведении аттестации за пару месяцев, чтобы они смогли подготовиться к этой процедуре, освежить в памяти необходимую информацию, дополнительно почитать профессиональную литературу. И не стоит бояться некоторого напряжения в коллективе, поскольку люди в это время начинают лучше работать, т.к.

грядущая аттестация служит им дополнительным стимулом.

Еще одной существенной ошибкой при проведении аттестации является применение в предварительных оценочных процедурах только субъективных методов (экспертная оценка, «метод 360» и т.д.). Эти методы целесообразно использовать в дополнение к оценке реально измеримых критериев: результатов труда, результатов профессионального тестирования, которые являются объективными показателями.

Ошибкой будет и неиспользование результатов аттестации в дальнейшей кадровой работе (обучение, ротация, работа с кадровым резервом).

Нельзя считать проведенную аттестацию конечным мероприятием — провели большую работу, поставили «галочку», кого-то уволили, кому-то понизили зарплату…

Результаты проведенных процедур можно и нужно использовать для повышения качества такого ресурса, как персонал.

Итоги аттестации

Как говорилось выше, аттестация нужна и для того, чтобы обоснованно принимать управленческие решения, связанные с кадровым менеджментом. В частности, по итогам аттестации можно принять ряд кадровых решений на законном основании (увольнение, понижение в должности, перевод на другую работу).

Процедура принятия решения о переводе работника, его увольнении или об изменении других существенных условий трудового договора должна быть подробно закреплена в локальном положении об аттестации персонала.

В противном случае затрудняется применение соответствующих статей ТК РФ. Если в приказе по итогам аттестации службе персонала дается указание рассмотреть вопрос о переводе работника, признанного не соответствующим занимаемой должности, то работнику в соответствии с ч. 2 ст.

81 Трудового кодекса РФ должен быть предложен перевод на другие вакантные должности при наличии последних. Как правило, предлагаются нижестоящие должности.

Если работник отказывается от перевода (причем в письменной форме) или же вакантных должностей нет, то только в этом случае работодатель может уволить работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

  • Если работник был уволен по этому основанию и оспаривает увольнение в судебном порядке, то:
  • 1) выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника будут подлежать оценке в совокупности с другими доказательствами по делу;
  • 2) работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу либо что работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей или работ) перевести работника с его согласия на другую работу в этой же организации;
Читайте также:  Что лучше открыть ип или ооо: отличия, что выгоднее, можно ли совмещать и другие нюансы

3) если уволенный работник является членом профсоюза, работодатель должен будет представить доказательства о том, что в состав аттестационной комиссии при проведении аттестации, которая послужила основанием для увольнения работника, входил представитель от соответствующего выборного профсоюзного органа (ч. 3 ст. 82 ТК РФ), а кроме того, доказательства, что в соответствии со ст. 373 ТК РФ:

— работодатель провел дополнительные консультации с профсоюзным органом, если последний выразил несогласие с предполагаемым увольнением работника;

— был соблюден месячный срок для расторжения трудового договора, исчисляемый со дня получения работодателем мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (ст. 373 ТК РФ).

Чтобы избежать подобных судебных разбирательств, работодателю необходимо использовать утвержденные формулировки. Общепринятыми оценками работников по итогам аттестации являются оценки «соответствует занимаемой должности» и «не соответствует занимаемой должности» (нередко в компаниях используют формулировки «аттестован», «годен» и другие, что неправильно).

* * *

В заключение стоит напомнить, что аттестация не должна проводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной, а по ее результатам проведутся конкретные мероприятия. Самое главное — должны последовать реальные действия в соответствии с теми целями, которые были заявлены перед началом оценки.

Д.Л.Овчинников

  1. Консультант по кадровому консалтингу
  2. Компании «Коминфо HR»
  3. Подписано в печать

01.11.2006

как провести аттестацию персонала

Источник: https://hr-portal.ru/article/attestaciya-personala-kak-provesti-izbezhav-oshibok

Как провести аттестацию педагогического работника на соответствие занимаемой должности

Раз в пять лет образовательные организации в установленном порядке обязаны проводить аттестацию педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям (далее – аттестация на соответствие занимаемой должности).

Если аттестационная комиссия признает то, что работник не соответствует занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, работодатель сможет его уволить. Для этого в Трудовом кодексе РФ есть основание – пункт 3 части 1 статьи 81.

При проведении аттестации используйте разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников, которые департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийский профсоюз образования направили совместным письмом от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505. Они разработали эти разъяснения на основе вопросов по порядку аттестации, которые задавали:

  • органы государственной власти субъектов РФ;
  • региональные и межрегиональные организации профсоюза;
  • другие заинтересованные лица.

Как подготовиться к проведению

При подготовке к проведению аттестации издайте распорядительные акты и ознакомьте с ними работников.

  1. Издайте распорядительный акт о создании аттестационной комиссии – приказ, распоряжение (п. 6 Порядка аттестации педагогических работников).

При аттестации аттестационная комиссия оценивает профессиональную деятельность педагогических работников. Состав комиссии формирует образовательная организация (ч. 2 ст. 49 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, п. 5 Порядка аттестации педагогических работников).

В распорядительном акте определите, кто будет в составе аттестационной комиссии:

  • председателем;
  • заместителем председателя;
  • секретарем;
  • членами аттестационной комиссии.
  • При этом в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включите представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии).
  • На это указывают пункты 6 и 7 Порядка аттестации педагогических работников.
  • Ситуация: может ли руководитель организации быть председателем аттестационной комиссии образовательной организации
  • Да, может.

Закон не устанавливает запрета для такой ситуации. Руководитель может входить в состав аттестационной комиссии (в т. ч. быть ее председателем).

Однако это нецелесообразно. При подготовке и проведении аттестации руководитель является представителем работодателя и выполняет иные функции, которые связаны с аттестацией:

  • принимает распорядительные акты;
  • знакомит работника с документами;
  • вносит представление.

Данное мнение подтверждает ответ на вопрос 4 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Ознакомьте работников с распорядительным актом о создании аттестационной комиссии.

  1. Издайте распорядительный акт о проведении аттестации.

Этого требует пункт 8 Порядка аттестации педагогических работников.

Предусмотрите в акте список работников, которые подлежат аттестации, и график, по которому проводят аттестацию (п. 9 Порядка аттестации педагогических работников).

Перечень должностей работников, которые подпадают под действие Порядка аттестации педагогических работников, определяет подраздел 2 раздела I номенклатуры должностей (п. 1 Порядка аттестации педагогических работников). Определите график проведения аттестации.

Аттестацию на соответствие занимаемой должности не проходят педагогические работники, которых называет пункт 22 Порядка аттестации педагогических работников:

  • педагогические работники, которые имеют квалификационные категории;
  • педагогические работники, которые проработали в занимаемой должности менее двух лет (в организации, в которой проводится аттестация);
  • беременные женщины;
  • женщины, которые находятся в отпуске по беременности и родам (и не ранее чем через два года после их выхода из этого отпуска);
  • лица, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до того, как он достигнет возраста трех лет (и не ранее чем через два года после их выхода из этого отпуска);
  • работники, которые отсутствовали на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием (и не ранее чем через год после их выхода на работу).

Ознакомьте работников, которые подлежат аттестации, с этим распорядительным актом под подпись. Это нужно сделать не менее чем за 30 календарных дней до дня, когда она будет проводиться (п. 9 Порядка аттестации педагогических работников).

  1. Ситуация: можно ли аттестовать на соответствие занимаемой должности педагогического работника – совместителя или педагогического работника, который выполняет педагогическую работу наряду с основной работой
  2. Да, можно.
  3. Порядок аттестации педагогических работников применяют к педагогическим работникам в том числе в случаях, когда они замещают должность:
  • по совместительству в той же образовательной организации;
  • по совместительству в иной образовательной организации;
  • путем совмещения.

На это указывает пункт 1 Порядка аттестации педагогических работников.

Аттестации на соответствие занимаемой должности подлежат педагогические работники – совместители как у работодателя по основному месту работы, так и у работодателя, у которого работник работает по совместительству. При этом проводить аттестацию на соответствие занимаемой должности может как первый, так и второй работодатель.

Это право работодателя подтверждает ответ на вопрос 13 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

  • Ситуация: может ли работодатель аттестовать работника на соответствие занимаемой должности, если работник одновременно с работой получает образование
  • Да, на общих основаниях.
  • Работодатель может аттестовать педагогических работников, если запрет на их аттестацию на соответствие занимаемой должности не устанавливает Порядок аттестации педагогических работников.

Категории педагогических работников, в отношении которых работодатели не проводят аттестацию, определяет пункт 22 этого порядка. В нем не указаны педагогические работники, которые одновременно работают и обучаются.

Ситуация: может ли работодатель провести аттестацию педагогических работников на соответствие занимаемой должности по их заявлению

Нет, не может.

Порядок аттестации педагогических работников прямо предусматривает то, что работодатель проводит аттестацию на соответствие занимаемой должности по своей инициативе (на основании распорядительного акта и представления в аттестационную комиссию) (п. 8 и 10 Порядка аттестации педагогических работников). Возможности провести аттестацию на соответствие занимаемой должности по желанию работника нет.

Данный запрет подтверждает ответ на вопрос 14 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Ситуация: может ли педагогический работник отказаться и не пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности

Нет, не может.

Обязанность педагогического работника в установленном порядке пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности предусматривает пункт 8 части 1 статьи 48 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Работник, в том числе педагогический, обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ).

Если работник отказывается проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, то это может означать, что он не исполняет свои трудовые обязанности. А за это работодатель может привлечь его к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (ст. 192 ТК РФ).

Данное обоснование подтверждает ответ на вопрос 8 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

  1. Внесите в аттестационную комиссию представление на каждого работника, который будет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

В представление включите информацию, которую предусматривает пункт 11 Порядка аттестации педагогических работников (п. 10 Порядка аттестации педагогических работников):

  • фамилию, имя, отчество (при наличии);
  • наименование должности на дату проведения аттестации;
  • дату заключения по этой должности трудового договора;
  • уровень образования или квалификации по специальности или направлению подготовки;
  • информацию о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
  • результаты предыдущих аттестаций (если их проводили);
  • мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Ознакомьте работника с представлением под подпись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации (п. 12 Порядка аттестации педагогических работников).

Если работник отказался от ознакомления с представлением, то составьте акт.

  1. Сообщите педагогическому работнику о его праве представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, которые характеризуют его профессиональную деятельность.

Работник может представить сведения за период с даты предыдущей аттестации. При первичной аттестации – с даты, когда работник поступил на работу (п. 12 Порядка аттестации педагогических работников).

В каком порядке провести

В день, который предусмотрен графиком аттестации, проведите заседание аттестационной комиссии.

По общему правилу оно проходит с участием педагогического работника.

Если педагогический работник не может присутствовать на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам, то аттестацию на соответствие занимаемой должности работодатель переносит на другую дату. Об этом знакомят работника под подпись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты аттестации.

На заседании аттестационной комиссии должны присутствовать не менее чем две трети от общего числа ее членов. В противном случае ее решения будут неправомочны (п. 13 Порядка аттестации педагогических работников).

Ситуация: можно ли аттестовать педагогического работника на соответствие занимаемой должности, если он не явился на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины

Да, можно.

Если педагогический работник не явился на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины, то аттестацию на соответствие занимаемой должности аттестационная комиссия проводит без него (п. 13 Порядка аттестации педагогических работников).

Аттестационная комиссия рассматривает представление работодателя и дополнительные сведения педагогического работника (если он их представил).

По результатам аттестации принимается одно из решений (п. 15 Порядка аттестации педагогических работников):

  • соответствует занимаемой должности (указывается должность);
  • не соответствует занимаемой должности (указывается должность).

Ситуация: у работника нет образования по необходимому профилю деятельности или направлению подготовки. Обязана ли аттестационная комиссия признать то, что работник не соответствует занимаемой должности из-за недостаточной квалификации

Нет, само по себе это не является обязательным основанием для того, чтобы признать работника не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации. Такое решение не может быть принято, если работодатель в представлении дал положительную оценку профессиональным, деловым качествам работника и результатам его работы.

ЕКС работников образования и Порядок аттестации педагогических работников предусматривают возможность назначения на указанные должности лиц, которые не имеют специальной подготовки или стажа работы, но:

  • обладают достаточным практическим опытом и компетентностью;
  • выполняют качественно и в полном объеме должностные обязанности, которые на них возложил работодатель.

Это предусматривают пункт 9 ЕКС работников образования и пункт 23 Порядка аттестации педагогических работников.

Данную позицию подтверждает ответ на вопрос 15 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Источник: https://novikova-shat-dou25.edumsko.ru/articles/post/754942

Как провести внутреннюю аттестацию персонала

Аттестация персонала в коммерческих организациях не обязательна. Однако мы рекомендуем ее проводить, ведь так вы сможете: 

  • оценить уровень квалификации работников (см. как повысить квалификацию персонала); 
  • сформировать кадровый резерв; 
  • провести обоснованную перестановку кадров; 
  • мотивировать сотрудников к профессиональному росту; 
  • может служить основанием для расторжения с работником, не соответствующим занимаемой должности, трудового договора. 
Читайте также:  Договор между ип и ип: образец, нужен ли, как заключается и что содержит, виды договоров

Трудовое законодательство РФ обязывает проводить аттестацию лишь некоторых категорий работников: 

  • руководители федеральных государственных унитарных предприятий; 
  • работники библиотек; 
  • спасатели; 
  • гражданские служащие; 
  • сотрудники авиации; 
  • работники, деятельность которых связана с обеспечением безопасности эксплуатации транспортных средств; 
  • педагогические работники; 
  • работники таможенных органов; 
  • работники, работающие на опасных производственных объектах и др. 

Законодательство РФ не установило порядок проведения аттестации сотрудников.

Чтобы работодатель мог расторгнуть трудовой договор с работником в случае несоответствия его квалификации занимаемой должности, нужно разработать локальный нормативный акт, регламентирующий этот процесс (см.

подробнее, как выплатить компенсацию при увольнении по соглашению сторон). Это может быть документированная процедура (если в компании внедрена система менеджмента качества), положение или любой другой документ по усмотрению работодателя.

Можно прописать порядок оценки сотрудников в правилах внутреннего трудового распорядка. Обязательно укажите обязанность проходить аттестацию в трудовом договоре работника, а также не забудьте про должностные обязанности. Качество их выполнения будет оценивать аттестационная комиссия. 

Цель аттестации персонала. Для каждой компании она может быть своя: оценка квалификации и профессиональных навыков работника, определение направления развития работника на следующий период и др. 

Периодичность проведения. Для работников государственных структур установлен период один раз в три года. Аттестация может проходить и чаще, однако может быть расценена как ухудшение положения работников. К тому же, процедура аттестации требует определенных затрат ресурсов, поэтому ее проведение чаще чем один раз в три года может быть нецелесообразной. 

Категории работников, подлежащих или не подлежащих оценке. Для коммерческих компаний не установлены какие-либо ограничения. Тем не менее, рекомендуем исключить из этого перечня беременных женщин и работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, работников на испытательном сроке, проработавших на занимаемой должности менее года, достигших возраста 60 лет. 

Состав аттестационной комиссии или порядок ее формирования. Включите в комиссию не менее трех человек (их количество должно быть нечетным). Назначьте председателя и секретаря.

В состав могут входить руководитель службы персонала, руководители структурных подразделений, работники которых аттестуются.

Не забудьте включить члена первичной профсоюзной организации (если она есть) в состав (часть 3 статьи 82 Трудового Кодекса РФ). 

Форма проведения аттестации. Зависит от особенностей оцениваемой должности. 

Она может быть: 

  • устной (в виде собеседования – индивидуального или коллегиального); 
  • письменной (в виде тестирования, анкетирования, решения профессиональных задач); 
  • в виде практического задания (актуально для производственных работников); 
  • для работников сферы культуры и искусства – просмотр и обсуждение результатов творческой деятельности (концертов, репетиций, произведений изобразительного искусства и др.). 

Критерии оценки работников. Во-первых, оценивается профессиональная компетентность. Укажите, что за основу берется должностная инструкция, требования, предъявляемые к должности профессиональным стандартом и квалификационным справочником (если они разработаны для данной профессии). 

Во-вторых, эффективность деятельности: качество выполняемой работы, самостоятельность в принятии решений или творческий подход. Во время аттестации проверьте, как работник справляется с возложенными на него обязанностями. Используя этот критерий оценки, работодатель сможет принять решение кадровом перемещении. 

Еще один критерий – корпоративная компетентность. Понимает ли работник цели и задачи компании, поддерживает ли стратегию развития, как проходит его коммуникация с коллегами. Отметьте личные качества, присущие аттестуемому работнику и необходимые для данной должности. 

Виды решений, принимаемых по результатам аттестации, а также сроки их исполнения. Не стоит затягивать реализацию принятых решений: максимум – 1–2 месяца. 

  • Желательно утвердить локальным нормативным актом формы приказа, аттестационного листа, протокола и других документов, формируемых в процессе процедуры аттестации. 
  • С локальным нормативным актом необходимо ознакомить всех сотрудников под роспись. 
  1. Издайте приказ об аттестации. Отразите в нем цель аттестации, сроки, состав аттестационной комиссии. Назначьте ответственных за проведение аттестации лиц. 
  2. Приложите к приказу график проведения аттестации и перечень работников, подлежащих аттестации. 
  3. Ознакомьте всех задействованных в процедуре аттестации лиц с приказом под подпись. 
  1. Образец приказа об аттестации персонала 
  2. Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» 
  3. ПРИКАЗ 

29.08.2016 № 1 Санкт-Петербург 

О проведении аттестации 

Источник: https://sber-solutions.ru/press-center/articles/zachem-provodit-otsenku-personala-istochnik-http-f/

Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия их занимаемой должности с 1 сентября 2013 г. фактически была приостановлена.

С 15 июня 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом РФ 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408 (далее – Порядок аттестации) (см. в блоге Аттестация педработников – новый порядок ).

Виды аттестации

Порядком аттестации установлены следующие виды аттестации педработников:

  • аттестация     в   целях подтверждения  соответствия  педагогических  работников  занимаемым  ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;
  • аттестация по желанию педагогических работников в  целях   установления (I, высшей) квалификационной категории

На кого распространяется новый Порядок аттестации

Новый Порядок аттестации применяется при аттестации педработников всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч.

негосударственных (частных) образовательных организаций, образовательных организаций учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, за исключением должностей педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, т.е.

распространяется непосредственно на педагогических работников образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих обучение.

В соответствии с новым Порядком аттестации также  проводится аттестация и тех педагогических работников, которые замещают эти должности по совместительству в той же или иной организации, а также в случаях, когда должности педагогических работников замещаются в порядке совмещения должностей, т.е. наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (к примеру, наряду с основной работой в должностях руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений), а также наряду с основной работой в других должностях в той же организации.

  • Аттестация  педработников  в  целях   подтверждения соответствия         занимаемым   ими     должностям
  • В соответствии с новым Порядком аттестации аттестация педработников  в  целях   подтверждения соответствия занимаемым   ими  должностям проводится аттестационными комиссиями образовательных организаций один раз в пять лет на  основе  оценки     профессиональной деятельности педагога в соответствии с распорядительным актом работодателя.
  • Не подлежат аттестации педагогические работники:
  • имеющие квалификационные категории;
  • проработавшие  в  занимаемой  должности  менее  двух   лет   в организации, в которой проводится аттестация;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд   в связи с заболеванием.
  1. Недопустимо также проведение аттестации педагогических работников «на входе в педагогическую профессию» после получения среднего или высшего  профессионального образования по соответствующей специальности.
  2. Аттестация женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам;  лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, возможна не ранее чем через два года   после их выхода из указанных отпусков.
  3. Аттестация лиц, отсутствовавших на рабочем месте более четырех месяцев подряд   в связи с заболеванием, возможна не ранее чем через год после  их  выхода   на работу.
  4. Кем проводится аттестация
  5. Согласно документу теперь аттестация  педработников  в  целях   подтверждения соответствия  занимаемым   ими     должностям проводится аттестационными  комиссиями,  самостоятельно   формируемыми образовательными организациями (далее – аттестационная комиссия).
  6. Состав аттестационной комиссии
  7. В состав аттестационной комиссии входят председатель   комиссии,  заместитель председателя, секретарь, члены комиссии и в  обязательном порядке — представитель  выборного  органа     соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
  8. К примеру, аттестационная комиссия может быть сформирована  из числа работников организации, в которой работает педагог, представителей коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом организации (общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие).
  9. О представлении 
  10. Для проведения аттестации на каждого педагога работодатель вносит в аттестационную комиссию представление, в котором содержатся следующие сведения о   нем:
  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • наименование должности на дату проведения аттестации;
  • дата заключения по этой должности трудового договора;
  • уровень образования и (или) квалификации  по  специальности   или направлению подготовки;
  • информация  о  получении   дополнительного     профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
  • результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
  • мотивированная    всесторонняя и объективная оценка профессиональных,   деловых   качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического   работника по   выполнению   трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
  • После ознакомления с представлением педагогический   работник по желанию  может  представить  в  аттестационную  комиссию  дополнительные   сведения,   характеризующие   его       профессиональную деятельность за период  с  даты,  предыдущей  аттестации  (при   первичной аттестации — с даты поступления на работу).
  • О внеочередной  аттестации
  • Возможности проведения для педработников внеочередной аттестации, к примеру,  в случае наличия жалоб на ненадлежащее исполнение педагогическим работником  должностных обязанностей (в том числе имеющим квалификационную категорию) Порядком аттестации не предусмотрены.
  • В этих случаях следует руководствоваться статьей 192 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания — замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
  •  С какими  документами знакомится аттестуемый работник
  • Работодатель   обязан ознакомить    педработника под личную роспись:
  • с распорядительным  актом,  содержащим  список  работников     организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации,  — не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику;
  • с представлением — не позднее, чем за 30 календарных  дней  до  дня   проведения аттестации.

При   отказе   педработника   от       ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается  работодателем   и лицами (не менее двух), в присутствии которых он составлен.

Как проводится аттестация

Аттестация  проводится  на  заседании  аттестационной   комиссии с участием педагога. Заседание считается правомочным, если на нём присутствуют не менее двух третей  от  общего  числа   членов аттестационной комиссии.

В случае отсутствия педагога  в  день   проведения аттестации  на  заседании  аттестационной   комиссии  по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую  дату,  и  в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30  календарных  дней   до  новой даты проведения его аттестации. При неявке без уважительной  причины  аттестационная   комиссия  проводит аттестацию в его отсутствие.

  1. Аттестационная комиссия рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим работником, характеризующие  его  профессиональную  деятельность   (в       случае их представления).
  2. Прохождение в ходе аттестации квалификационных испытаний в письменной форме, как это осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим порядком, новым Порядком аттестации не предусматривается.
  3. По   результатам   аттестации   аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
  • соответствует   занимаемой   должности   (указывается      должность педагогического работника);
  • не  соответствует  занимаемой  должности  (указывается     должность педагогического работника).

Источник: https://eduinspector.ru/2014/07/12/attestacija-pedagogov-na-sootvetstvie-zanimaemoj-dolzhnosti/

Ссылка на основную публикацию