Меню Закрыть

Право на получение служебного жилья

Жилье военнослужащим

Специализированный жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

  • служебные жилые помещения;
  • жилые помещения в общежитиях;
  • жилые помещения маневренного фонда.

Военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, а так же проживающим с ними членам их семей, предоставляется служебное жилье.

Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные помещения в других близлежащих населенных пунктах.

Для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу, к которому прикладываются следующие документы:

— копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей;
— справка о прохождении военной службы;
— справка о составе семьи;
— копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);
— выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения по месту прохождения военной службы и предоставления в связи с этим служебного жилого помещения;
— справки (сообщения) бюро технической инвентаризации по месту прохождения военной службы.

В случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, соответствующим Инструкции, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают со структурным подразделением уполномоченного органа договор найма, заключаемого на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение (ст 94 ЖК РФ).

В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения его содержания и освобождения.

Жилищный договор, заключаемый с военнослужащим, является срочным. В отличие от договора найма срок действия жилищного договора ограничивается:

— сроком действия контракта о прохождении военной службы;
— сроком военной службы офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ.

Срок действия жилищного договора пресекательный, т.е. он прекращает свое действие при окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими или увольнении с военной службы по призыву.

При изменении состава семьи военнослужащих, в результате чего площадь служебного жилого помещения, приходящаяся на военнослужащих и членов их семей, стала ниже учетной нормы, военнослужащим предоставляется другое служебное жилое помещение.

Военнослужащим, ранее обеспеченным служебными жилыми помещениями в близлежащих населенных пунктах, предоставляются, по мере возможности, служебные жилые помещения по месту прохождения военной службы.

Официальный сайт Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО»

Служебное жилье для военнослужащих, понятия, право на получение, порядок получения

Понятие и особенности служебного жилья, предоставляемого военнослужащему

Любое служебное жилье, предоставляемое офицеру (или прапорщику), входит в состав специализированного жилищного фонда, относящегося к военному ведомству. Гражданин, заключивший контракт о прохождении службы, имеет право на обеспечение отдельной служебной квартирой, частным домом или комнатой в общежитии.

Выделяемые для временного размещения военнослужащих и их семей помещения должны быть пригодны для проживания. К примеру, не разрешается размещать несколько семей военнослужащих в одной служебной квартире. Предоставляется обычно жилое помещение на территории того района, в котором офицер (или прапорщик) проходит службу, но если отсутствует возможность обеспечить военнослужащего служебным жильем по месту нахождения части, то командир (начальник) должен разместить своего подчиненного в расположенном близко населенном пункте.

Обеспечивается офицер (или прапорщик) жилым помещением в трехмесячный срок со дня своего приезда.

Площадь предоставляемого служебного жилья должна соответствовать нормам обеспечения, установленным законодательством. В настоящее время на одного человека данная величина равна 18 квадратным метрам (для бессемейного военнослужащего норматив может быть увеличен вдвое). В случаях, когда выполнить это требования не представляется возможным, гражданин, прибывший для прохождения службы, может быть размещен вместе с семьей в пригодном для кратковременного проживания помещении меньшей площади или в помещении маневренного фонда, но исключительно с согласия самого военнослужащего.

Кто из военнослужащих имеет право на служебное жилье?

На получение жилья из служебного фонда военного ведомства имеют право претендовать следующие категории военнослужащих:

1.офицеры (или прапорщики), которые заключили контракт до января 1998 года;

2.граждане, получившие назначение на должности после получения образования в военных профессиональных образовательных учреждениях;

3.офицеры, которые заключили свой первый контракт после января 1998 года;

4.прапорщики, сержанты и матросы, заключившие контракт после 1998 года;

5.военнослужащие, являющиеся участниками ипотечной системы обеспечения жильем (но до момента приобретения или получения ими квартиры для постоянного проживания);

6.граждане, проходящие военную службу в военных городках закрытого типа.

Вышеуказанный перечень является исчерпывающим, военнослужащие, которые в него включены не были (граждане, проходящие службу по призыву, граждане иностранных государств) служебным жильем военного ведомства не обеспечиваются.

Особенности служебного жилья для военнослужащих.

Можно выделить следующие особенности служебного жилого помещения:

— служебное жилье не может быть приватизировано, тат как оно входит в состав специализированного фонда военного ведомства, которое нельзя передавать в частную собственность. Приватизацию можно осуществить лишь в том случае, если жилое помещение будет передано муниципалитету;

— служебное жилье не может быть подарено, продано или передано по наследству. Обмену оно также не подлежит, даже если граждане, желающие осуществить данную сделку, проживают в одном доме;

— в отношении служебного жилья не может быть заключен договор аренды или поднайма, даже если военнослужащий вынужден переехать из-за изменения места своей службы;

— военнослужащий после расторжения контракта по собственному желанию обязан освободить предоставленное ему служебное жилое помещение;

— участники ипотечной системы, которые приобрели в период службы жилье за счет средств целевого займа, но в другом городе, также имеют право на обеспечение служебными квартирами (или иными жилыми помещениями).

Порядок получения служебного жилого помещения

Для получения жилья из служебного фонда военного ведомства по месту прохождения службы офицер (или прапорщик) должен обратиться с заявлением в одно из подразделений Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО МО РФ). Сведения о месте нахождения данного учреждения должны располагаться на специальных информационных стендах воинской части, на которых обычно размещается информация, к примеру, о распорядке дня, регламенте служебного времени и т.д.

К вышеуказанному заявлению военнослужащий прилагает следующие документы:

— копии документов, удостоверяющих личность как самого офицера (или прапорщика), так и проживающих совместно с ним близких родственников;

— справку, подтверждающую заключение военнослужащим, претендующим на получение служебного жилья, контракта о прохождении службы;

— копию документа, содержащего информацию о заключении (или расторжении) брака;

— документ, содержащий информацию о составе семьи военнослужащего;

— документ, содержащий информацию о наличии или отсутствии у военнослужащего в месте прохождения военной службы жилых помещений, занимаемых военнослужащим и членами его семьи на основании договора социального найма или принадлежащих ему на праве собственности;

— документ, подтверждающий, что ранее предоставленное военнослужащему жилое помещение (включая комнату в общежитии) было им и проживающими с ним близкими родственниками освобождено.

После получения указанного комплекта документов подразделение ДЖО МО РФ в пределах десяти дней (рабочих) решает о возможности внесения военнослужащего в список на обеспечение служебным жилым помещением.

Структурное подразделение ДЖО МО РФ в трехдневный срок с момента получения информации о наличии свободной квартиры (или иного жилого помещения), которая может быть предоставлена, уведомляет об этом военнослужащего.

Если офицер (или прапорщик) согласен с предлагаемым ему вариантом, то о своем решении он письменно сообщает в подразделение ДЖО МО РФ в пятидневный срок (течение срока начинается со дня вручения военнослужащему под роспись уведомления).

Если военнослужащий решит отказаться от предлагаемого ему жилого помещения служебного фонда, он также обязан в указанные сроки уведомить об этом подразделение ДЖО МО РФ.

Если военнослужащий не сообщит вовсе о принятом им решении, то не позднее десяти дней с момента получения им сообщения о возможности предоставления жилого помещения данное служебное жилье будет распределено другому военнослужащему.

Следующим этапом в процедуре получения военнослужащим служебной квартиры является заключение договора найма в отношении жилья из служебного фонда военного ведомства, в котором перечисляются все лица, которые будут занимать данное помещение. В договоре также перечисляются условия пользования предоставленным помещением, права и обязанности сторон, а также случаи расторжения договора:

1.При наличии соглашения обеих сторон договора.

2.По требованию военнослужащего (нанимателя) в любое удобное для него время.

3.В судебном порядке по требованию военного ведомства (наймодателя) в случае:

-невыполнения военнослужащим (нанимателем) и/или членами его семьи требований заключенного им договора найма жилого помещения;

-систематическое (в течение шести месяцев) невнесение платы за пользование служебной квартирой и оказанными коммунальными услугами;

— разрушения (или повреждения) военнослужащим (нанимателем) и/или его близкими родственниками предоставленного жилья;

— систематическое нарушение прав других граждан, проживающих по соседству; использование военнослужащим (нанимателем) и/или членами его семьи предоставленной квартиры по иному, противоречащему договору, назначению.

4.В случае изменения собственника данного жилого помещения или передачи его в оперативное управление другому ведомству.

Так как по своей природе договор найма служебной квартиры является срочным, действовать он будет лишь в период службы офицера (или прапорщика).

В тех случаях, когда состав семьи нанимателя увеличивается, военнослужащий имеет право на получения служебного жилья большего по площади, для этого он обращается в структурное подразделение ДЖО МО РФ с соответствующим заявлением, новой справкой о составе семьи и копией свидетельства о рождении ребенка.

Если же состав семьи военнослужащего изменился по причине расторжения брака, но бывшая супруга отказывается освобождать жилое помещение, то выселить ее из служебной квартиры возможно по решению суда.

Порядок освобождения военнослужащим служебного жилья.

После прекращения действия договора найма жилья служебного фонда военного ведомства (в связи с обеспечением военнослужащего постоянным жильем, досрочным расторжением контракта и т.д.) военнослужащий и его родственники, совместно с ним проживающие, обязаны освободить занимаемую ими квартиру (или иное жилое помещение) в трехмесячный срок.

Документом, подтверждающим снятие офицера (или прапорщика) с регистрационного учета, является справка о сдаче жилого помещения, которая должна быть выдана структурным подразделением ДЖО МО РФ.

Для ее получения военнослужащий должен подготовить следующий комплект документов:

— копии документов (паспортов, свидетельств о рождении) с отметкой о снятии их с регистрационного учета, удостоверяющих личности всех граждан, которые были зарегистрированы в освобождаемом жилом помещении;

-копию лицевого счета; документ, подтверждающий отсутствие задолженности по предоставленному коммунальному обслуживанию;

-выписка из домовой книги с отметкой об убытии;

— документ, являющийся основанием для получения служебного жилья, например, договор найма или ордер в отношении служебной квартиры (или иного жилого помещения);

-акт передачи помещения, в котором отражается информация о техническом состоянии помещения, о произведении ремонта, о наличии (или отсутствии) полного комплекта ключей и т.д.

Данные документы представляются в подразделение уполномоченного органа в случае перевода военнослужащего к новому месту службы.

Если же офицеру (или прапорщику) предоставлено жилое помещение для постоянного проживания, то дополнительно к вышеуказанному перечню он прилагает:

-копию извещения о распределении жилья;

— нотариально заверенное обязательство о сдаче служебного жилого помещения, содержащее информацию о сроках освобождения жилья, необходимости произведения платы за оказанное коммунальное обслуживание и т.д.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ: Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. №1280

Судебная практика: Решение № 2А-208/2016 от 22 ноября 2016 г. по делу № 2А-208/2016 Улан-Удэнский гарнизонный военный суд; Решение № 2А-221/2016 2А-221/2016

М-2779/2016 М-2779/2016 от 13 октября 2016 г, Уссурийский военный гарнизонный суд.

Служебное жилье: возможность получения и приватизации

Автор: Виктория Трофимова

Жилье — особый объект гражданско-правовых отношений, социальная значимость которого предопределила строго целевое назначение данного объекта недвижимости. Служебное жилье — это особая категория жилья, предназначенная и предоставляемая гражданам в связи со спецификой их трудовой деятельности. В данной статье рассмотрим вопросы, касающиеся правового положения служебных жилых помещений, кому предоставляют служебные жилые помещения, и возможна ли приватизация служебного жилья.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском к администрации МО ГО о возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения со старшим лейтенантом К. на время прохождения им службы в соответствующей войсковой части, не имеющим на территории ГО в собственности и на праве пользования жилых помещений, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы. Решением территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ К. предоставлено служебное жилое помещение, являющееся муниципальной собственностью МО. Начальником ФГКУ «Западрегионжилье» Минобороны России в адрес руководителя администрации МО ГО направлено ходатайство о заключении договора найма служебного помещения. В заключении договора найма служебного помещения администрацией МО отказано.

Администрация мотивировала свой отказ тем, что спорное жилое помещение является собственностью МО. Действующее законодательство обязанность органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих служебными жилыми помещениями не устанавливает. Однако суд посчитал данный отказ незаконным, поскольку предоставление военнослужащим жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью соответствующей администрации, следовательно, ответчик обязан заключить с истцом договор найма служебного жилого помещения (решение Воркутинского городского суда от 24 ноября 2015 г. по делу № 2-2392/2015).

Итак, правовое положение служебного жилого фонда закреплено в пп. 3 п. 3 ст. 19 ЖК РФ, согласно которому специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела 4 ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество. Жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта (п. 4).

Таким образом, служебное жилье — это категория жилья, относящаяся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, которая согласно ст. 93 ЖК РФ предназначена для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Согласно п. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Возникает вопрос, кто вправе претендовать на получение служебного жилья? Рассмотрим пример из судебной практики.

Административный истец обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривал действия начальника территориального отделения в Архангельской области — г. Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом в принятии на учёт нуждающихся в получении жилых помещений по месту прохождения военной службы. Отказ мотивирован тем, что он имел равные права в пользовании с нанимателем жилого помещения, однако снялся с регистрационного учета с намерением приобрести право стоять на учете нуждающихся. С указанным решением он не согласен, поскольку жилое помещение относится к служебному жилью и предоставлено его матери на период работы. Вместе с матерью в указанном жилом помещении в настоящее время зарегистрирована ее дочь. На его семью из трех человек положено жилое помещение площадью 54 кв. м, а жилое помещение, занимаемое его матерью и сестрой, составляет 42 кв. м. Суд встал на сторону истца, указав, что единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право на их получение, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населённом пункте. Довод административных ответчиков о якобы злоупотреблении административным истцом своим правом суд нашел несостоятельным, поскольку в судебном заседании установлено, что административный истец, заключив контракт о прохождении военной службы, приобрёл самостоятельное право на обеспечение жильём (решение Мирненского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2015 г. по делу № 2-А-87/2015).

Таким образом, основным критерием получения служебного жилья, собственниками которого являются органы государственной власти или органы местного самоуправления, является необходимость его получения в связи с выполнением служебных обязанностей гражданами, не обеспеченными жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Это означает, что удовлетворение жилых потребностей гражданина не является основанием для предоставления служебного жилого помещения. В перечень лиц, кому может быть предоставлено служебное жилье исходя из смысла ст. 93 ЖК РФ, входят государственные и муниципальные служащие. На наш взгляд, данная норма отстает от новых условий жизни, поскольку в некоторых негосударственных предприятиях складывается практика предоставления в аренду жилья своим работникам. Тем не менее ст. 93 ЖК РФ упоминания об этом не содержит.

В каких случаях гражданину будет отказано в предоставлении служебного жилья? Обратимся к судебной практике.

Истец, военнослужащий войсковой части, обратился в гарнизонный военный суд об оспаривании действий ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ и 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ, связанных с отказом в предоставлении служебного жилого помещения. Судом установлено, что ранее истец обращался в 4 отдел ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ с заявлением о предоставлении ему служебного жилого помещения, однако ему было отказано в этом, поскольку ранее он проживал в квартире, принадлежащей на праве собственности его матери. Суд посчитал такой отказ законным, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ, согласно которой специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным в ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Обязанность командования по предоставлению военнослужащему и членам его семьи служебного жилого помещения только в случае их необеспеченности жильем по месту военной службы военнослужащего вытекает и из смысла абзаца второго п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что административный истец на момент рассмотрения вопроса о предоставлении ему служебного жилого помещения не утратил права проживания в качестве члена семьи своей матери в квартире, то есть по месту прохождения военной службы административного истца. Таким образом, административный истец и его супруга вправе претендовать на служебное жилое помещение в случае их необеспеченности жильем по месту военной службы военнослужащего (решение Читинского гарнизонного военного суда от 21 декабря 2015 г. по делу № 2А-418/2015).

Еще одним основанием для отказа в предоставлении гражданину служебной квартиры будет намеренное ухудшение последним своих жилищных условий. Рассмотрим Решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2015 г. по делу № 2А-578/2015. Административный истец обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение заместителя начальника отдела ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ об отказе включить супруга в списки на предоставление служебного жилья и обязать упомянутое должностное лицо включить его в такие списки. Исковые требования не были удовлетворены судом по следующим основаниям: административный истец и ее дочь включены в списки на предоставление служебного жилого помещения. При этом во включении в этот список ее супруга отказано в связи с наличием у последнего регистрации по месту жительства в квартире, принадлежащей на праве собственности его отцу, а, следовательно, и права пользования этим жилым помещением наравне с собственником, то есть в связи с обеспеченностью жилым помещением по месту прохождения службы. Получив отказ во включении в списки на предоставление служебного жилья, он снялся с регистрации в принадлежащей отцу квартире. Далее административный истец вновь обратилась в жилищный орган с заявлением о включении ее супруга в вышеуказанные списки. Ввиду изложенного суд пришел к выводу о том, что утрата супругом административного истца права пользования жилым помещением по месту военной службы административного истца обусловлена причиной, связанной с намеренным ухудшением жилищных условий, что свидетельствует о злоупотреблении им своим правом.

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий закреплены в ст. 53 ЖК РФ. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Т.е. лицо, чьи действия были признаны намеренным ухудшением жилищным условий, вправе претендовать на получение служебного жилья только по истечении указанного в ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока.

Служебное жилье может быть предоставлено гражданам как виде жилого дома, так и отдельной квартиры (п. 1 ст. 104 ЖК РФ). Не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений. Под служебные жилые помещения в многоквартирном доме могут использоваться как все жилые помещения такого дома, так и часть жилых помещений в этом доме (п. 5 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»). Комнаты в общежитиях также могут быть предоставлены в качестве служебного жилья (п.2 ст.105 ЖК РФ). Предоставление служебного жилья осуществляется по решению собственника на основании заявления работника/служащего о предоставлении жилья из соответствующего специализированного жилищного фонда. На период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности с лицом, которому предоставляется служебное жилье, заключается договор найма служебного жилого помещения. Следовательно, прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (п. 4 ст. 104 ЖК РФ).

Вопрос приватизации служебного жилья в настоящее время не теряет своей актуальности. Согласно ст. 4 Закона № 1541-1 «О приватизации жилищного Фонда в РФ» служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Однако по п. 2 ст. 4 Закона №1541-1 собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 № 9-П данная норма признана не противоречащей Конституции РФ. Согласно данному Постановлению такие решения являются исключением из общего правила, установленного частью первой той же статьи, и не могут предполагать систематического и обязательного отчуждения жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность граждан, поскольку служебные жилые помещения имеют особое назначение. Для передачи новому собственнику служебное жилье должно быть выведено из специализированного жилищного фонда, с него должен быть снят статус служебного. Рассмотрим пример из судебной практики.

Истцы обратились к администрации района города, администрации города с требованиями о понуждении к заключению договора приватизации служебного жилья. Из материалов дела следует, что спорная квартира была предоставлена на основании специального ордера истцу. В 1993 г. он прописал жену и ее дочь, как членов своей семьи, в данной квартире. Обратившись в Управление по жилищной политике администрации города, истцы получили письменное разрешение на приватизацию. Однако в дальнейшем от администрации района получили письменный отказ, обоснованный тем, что спорную квартиру необходимо исключить из разряда специализированных жилых помещений. Суд удовлетворил исковые требования, мотивировав свое решение тем, что жилой дом был передан в оперативное управление другому юридическому лицу, с которым у истца нет трудовых отношений. Договор найма служебной квартиры прекратил свое действие в силу п. 2 ст. 102 ЖК РФ, следовательно, статус квартиры в качестве служебной утрачен. Не заключив с истцом договор социального найма, оспаривая факт проживания истца в спорной квартире на условиях договора социального найма, создана ситуация, когда истец не может реализовать свое законное право один раз бесплатно приватизировать жилье (решение Кировского районного суда г. Волгограда по делу № 2- 220/2010). Рассмотрим другой случай. Истец в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына обратился в суд с исковыми требованиями к ФГУ «Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. Требования мотивированы тем, что истцу и членам его семьи на основании протокола заседания жилищной комиссии и профсоюзного комитета ФГУ «Люберецкая КЭЧ района» Минобороны России была предоставлена якобы служебная двухкомнатная квартира. Истцы полагают, что квартира фактически предоставлена на условиях социального найма, т.к. с момента выделения квартиры истцы осуществляют права и исполняют обязанности нанимателей этого жилого помещения. Суд пришел выводу, что порядок отнесения жилого помещения к специализированному и условия использования жилого помещения в качестве служебного ответчиком не соблюден. Однако выяснилось, что в квартире имеется несогласованная перепланировка, после производства которой увеличилась жилая площадь квартиры. Истцам предоставлялась квартира жилой площадью 29,8 кв.м., в настоящее время жилая площадь квартиры составляет 32,1 кв.м, таким образом, объекта недвижимости в виде квартиры жилой площадью 32,1 кв.м. документально не существует, следовательно, признать на него право собственности в порядке приватизации невозможно. Таким образом, суд пришел к выводу, что требования истцов о признании права пользования квартирой на условиях договора социального найма подлежат удовлетворению, а требования о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворению не подлежат (решение Балашихинского городского суда Московской области по делу № 2-2610/2011).

Следовательно, возможность получить служебное жилое помещение в частную собственность гражданина есть, однако приватизация возможна только в случае, если с жилого помещения будет снят статус служебного.

Таким образом, изучив законодательство РФ и судебную практику по вопросу, обозначенному в теме настоящей статьи, можно сделать вывод, что служебное жилье — это категория жилья, относящаяся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, собственниками которого являются органы государственной власти или органы местного самоуправления. Основным критерием получения служебного жилья является необходимость его получения в связи с выполнением служебных обязанностей гражданами, не обеспеченными жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Что означает, что удовлетворение жилых потребностей гражданина не является основанием для предоставления служебного жилого помещения. Предоставление служебного жилья осуществляется по решению собственника на основании заявления работника/служащего о предоставлении жилья из соответствующего специализированного жилищного фонда. На основании данного решения с гражданином заключается договор найма служебного жилого помещения на период трудовых отношений, прохождения службы. Увольнение или перевод на другую работу является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения. В предоставлении служебного жилья может быть отказано. Например, когда гражданин имеет право проживания в качестве члена семьи в квартире своего близкого родственника по месту прохождения службы. Намеренное ухудшение гражданином своих жилищных условий также влечет отказ в предоставлении ему служебного жилья. Более того, гражданин, намеренно ухудшивший жилищные условия, не вправе претендовать на получение служебного жилья в течение пяти лет.

Что касается приватизации служебного жилья, то по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Однако есть исключения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Для передачи новому собственнику служебное жилье должно быть выведено из специализированного жилищного фонда, с него должен быть снят статус служебного.

Служебное жилье для военнослужащих

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» служебное жилье военные и члены их семей должны получить в течение трех месяцев со дня прибытия к новому месту службы. Квартира или дом, собственником которых является Министерство обороны РФ, предоставляются на все время службы в населенных пунктах, где располагается часть, или в ближайших к ним. Правила получения содержат сроки, нормативы площади и качество предоставляемого объекта недвижимости.

Как получить служебное жилье для военнослужащих?

Вам нужно подать рапорт командиру части. В случае отказа следует обратиться в Департамент жилищного обеспечения (ДЖО). Письменный формальный отказ ДЖО станет основанием для заявления в прокуратуру.

При переводе в другой регион или увольнении в запас полученное служебное жилье придется освободить. Это правило изложено в статье 104 ЖК РФ.

Если вам приходится вынужденно жить в казарме, или предложенное помещение требует капитального ремонта, который вам не под силу, получите юридическую консультацию о том, что вам делать, на портале Правовед.ru.

Консультации юристов по законодательству России

Служебное жилье будут предоставлять по новому порядку

Правительство определилось с порядками предоставления государственным служащим служебного жилья, а также компенсации расходов на проживание.

Правительство определилось с порядками предоставления государственным служащим служебного жилья, а также компенсации расходов на проживание.

Постановление Кабинета Министров Украины от 18 июля 2012 № 681 «О предоставлении государственным служащим служебного жилья, а также компенсации расходов на проживание и других расходов в связи с временным переводом на другую должность государственной службы в другой населенный пункт» разработана Нацгосслужбой Украины с целью реализации Закона Украины от 17 ноября 2011 года № 4050-VI «О государственной службе».

Принятым постановлением утвержден Порядок предоставления служебного жилья государственным служащим и Порядок предоставления государственным служащим в связи с временным переводом на другую должность государственной службы в другой населенный пункт служебного жилья или компенсации расходов на проживание и других затрат. Порядок предоставления служебного жилья государственным служащим определяет условия и механизм предоставления государственному служащему служебного жилья на время выполнения им служебных обязанностей.

В отличие от старого порядка предоставления служебного жилья, действующей с 1988 года, новый дает право получить служебное жилье всем государственным служащим. Служебным жильем в соответствии с Порядком является служебное жилое помещение государственной или коммунальной формы собственности (квартиры в жилых домах квартирного типа разной этажности, жилые дома усадебного типа, комнаты в общежитиях, номера в отелях и другое жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям). Согласно Порядку основными субъектами отношений являются: субъект назначения, государственные служащие, и исполнительные органы местного самоуправления.

Согласно Порядку фонд служебного жилья формируется за счет государственной и коммунальной форм собственности. Жилое помещение государственной формы собственности включается в число служебных решением исполнительного органа местного самоуправления по местонахождению помещения на основании представления отчетности назначения. Жилое помещение коммунальной формы собственности включается в число служебных решением исполнительного органа местного самоуправления по местонахождению помещения на основании договора между субъектом назначения и исполнительным органом местного самоуправления.

Обеспечение государственного служащего служебным жилым помещением осуществляются субъектом назначения. С целью решения организационных вопросов предоставления государственным служащим служебного жилья, субъектом назначения образуется жилищно-бытовая комиссия.

Служебное жилое помещение предоставляется государственному служащему, место жительства которого зарегистрировано в другом населенном пункте, чем тот, в котором расположено его место работы. Служебное жилое помещение не предоставляется, если государственный служащий либо члены его семьи имеют в своей собственности жилье в населенном пункте, где находится место работы.

Для получения служебного жилого помещения государственный служащий подает комиссии заявление на имя руководителя субъекта назначения. Комиссия осуществляет предварительное рассмотрение заявлений и документов, которые подали государственные служащие для получения служебного жилья. Решения о предоставлении служебного жилого помещения или об отказе в его предоставлении принимает руководитель субъекта назначения. На основании решения о предоставлении служебного жилого помещения исполнительный орган местного самоуправления выдает ордер, который является основанием для вселения в предоставленное служебное помещение.

Порядком определены обстоятельства, при которых государственный служащий и члены его семьи обязаны освободить занимаемое ими служебное жилое помещение без предоставления им другого жилого помещения. Итак, это касается случаев, когда получено или приобретено жилье для постоянного проживания в населенном пункте, в котором он работает, если прекращены трудовые отношения с субъектом назначения. В случае отказа освободить служебное жилое помещение выселение производится в судебном порядке. Не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения лица, указанные в статье 125 Жилищного кодекса Украинской ССР.

Порядок предоставления государственным служащим в связи с временным переводом на другую должность государственной службы в другой населенный пункт служебного жилья или компенсации расходов на проживание и других расходов определяет механизм предоставления государственным служащим, временно переведены на другую должность государственной службы в другой населенный пункт, для предотвращения или ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий, производственных аварий, а также устранения других обстоятельств, которые создали или могут создать угрозу жизни или условиям жизнедеятельности людей, соответствующего служебного жилья или компенсации расходов на проживание с учетом их семейного положения и компенсации других расходов, связанных с переездом в другой населенный пункт.

Действие этого порядка призвана защитить права и интересы государственных служащих временно переводятся на другую должность государственной службы в другой населенный пункт, а как результат, способствовать качественному и эффективному выполнению возложенных на них задачи и функции. Порядок предусмотрен частью 5 статьи 32 нового Закона Украины «О государственной службе», которая предусматривает несколько специфических моментов: допускается временный перевод государственного служащего на другую должность государственной службы, в том числе в другой населенный пункт, для предотвращения или ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий, производственных аварий, а также устранения других обстоятельств, которые создали или могут создать угрозу жизни или условиям жизнедеятельности людей, если выполнение соответствующих должностных обязанностей не противопоказано государственному служащему по состоянию здоровья; указанное перевод происходит без согласия государственного служащего, срок такого перевод не более одного года; оплата труда за выполненную работу должна быть не ниже, чем средний заработок по предыдущей должности за тот же период, должность государственной службы, с которой переведено государственного служащего, сохраняется за переведенным государственным служащим в течение срока перевода и не считается вакантной.

Иное лицо может быть назначена на эту должность на определенный срок в порядке, установленном Законом; перевода беременной женщины, государственного служащего, который сам воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, государственного служащего, который в установленном порядке признан инвалидом, без их согласия не допускается. Вместе с тем, в части 5 статьи 32, также предусмотрено, что государственный служащий может быть переведен в другой населенный пункт лишь при условии предоставления соответствующего служебного жилья или компенсации расходов на проживание с учетом его семейного положения и компенсации других расходов, связанных с переездом в другой населенный пункт.

В пресс-службе Нецдержслужбы Украине журналистов «Вечернего Киева» проинформировали, что Закон от 17 ноября 2011 года № 4050-VI «О государственной службе» разработан с целью модернизации государственной службы, ее превращение из вспомогательного института государства, который обеспечивает функционирование государственных органов, на действенный механизм обеспечения реализации прав и свобод человека, коллективных интересов общества. Нормативно-правовые акты, направленные на его реализацию, вступают в силу одновременно со вступлением в силу этим законодательным актом, с 1 января 2013 года.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.