Меню Закрыть

Научная статья по истории 20 века

Оглавление:

Научная статья по истории 20 века

Цели проведения научной школы – содействие популяризации военной истории России, созданию и развитию научно-методической базы патриотического воспитания молодежи.

Основные темы научной школы:

1. Русская военная история с древности до конца XV века. Лектор – К.Н. Сутормин, ГИМ (г. Москва)

2. Военная история России XVI-XVII веков. Лектор – О.А. Курбатов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, РГАДА (г. Москва)

3. Русское военное искусство XVIII-XIX веков (Русское военно-морское искусство XVIII-XIX веков). Лектор – С.П. Махов (г. Самара)

4. Россия и ее армия в мировых войнах. Лектор – М.В. Фоменко, кандидат исторических наук, доцент кафедры стратегических коммуникаций ФГУ МГУ (г. Москва)

5. Новейшая военная история России. Лектор – Е.А. Норин, редактор исторического портала «Факел истории» (г. Пермь).

С 15 по 21 мая 2017 года на базе АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт» (г. Йошкар-Ола) будет работать научная школа молодых ученых Приволжского федерального округа «Военная история России X-XX вв.: традиции и развитие». Приглашаются к участию студенты, магистранты, аспиранты и молодые ученые (до 35 лет).
Цели проведения научной школы – содействие популяризации военной истории России, созданию и развитию научно-методической базы патриотического воспитания молодежи.
Основные темы научной школы:
1. Русская военная история с древности до конца XV века. Лектор – К.Н. Сутормин, ГИМ (г. Москва)
2. Военная история России XVI-XVII веков. Лектор – О.А. Курбатов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, РГАДА (г. Москва)
3. Русское военное искусство XVIII-XIX веков (Русское военно-морское искусство XVIII-XIX веков). Лектор – С.П. Махов (г. Самара)
4. Россия и ее армия в мировых войнах. Лектор – М.В. Фоменко, кандидат исторических наук, доцент кафедры стратегических коммуникаций ФГУ МГУ (г. Москва)
5. Новейшая военная история России. Лектор – Е.А. Норин, редактор исторического портала «Факел истории» (г. Пермь).
Набор в школу будет осуществляется по результатам конкурса научных статей. Приоритет получат заявки молодых исследователей, чьи научные интересы наиболее соответствуют проблематике Школы. В рамках работы Школы будут проводиться лекции, семинары-дискуссии и круглые столы по актуальным темам и проблемам военной истории.
Отобранные Оргкомитетом работы будут бесплатно опубликованы в сборнике материалов школы.
Проживание и питание иногородних участников Школы осуществляется за счет принимающей стороны. Проезд – за счет командирующей стороны или самих участников.
Текст статьи и заявку с информацией об авторе необходимо отправить в Оргкомитет Школы ([email protected]) не позднее 30 апреля 2017 г.
Требования к статье и заявке, список заявок размещаются на сайте школы: www.mosi.ru/vir

1. Электронный вариант статьи оформляется в текстовом редакторе Microsoft Office Word для Windows и сохраняется в формате с разрешением .*doc (по умолчанию). Объем статьи – не более 5000 знаков с пробелами, набранной на компьютере в соответствии с указанными ниже требованиями.
2. Поля страницы (А4): левое – 3 см, правое, верхнее, нижнее – 2 см.; выравнивание по ширине; в тексте, таблицах, формулах и иллюстрациях следует применять шрифты: Times New Roman, кегль – 14, абзацный отступ – 0,5 междустрочный интервал – 1,5 строки; межбуквенный и междусловный интервал – обычный; перенос слов не допускается.
3. Статья должна начинаться: формулой УДК; инициалами и фамилией автора / авторов (в алфавитном порядке); названием на русском и английском языках. После названия статьи должны следовать краткая аннотация на русском и английском языках не более 500 печатных знаков с указанием новизны исследования и методов, использованных при его проведении, и ключевые слова и словосочетания на русском и английском языках (не более 5 слов), которые разделяются точкой с запятой.
4. В конце каждой статьи должен находиться список русской и иностранной литературы. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5.-2008 в алфавитном порядке. Ссылки оформляются в тексте в квадратных скобках. Например: [20, с. 19], где первая цифра означает порядковый номер из списка литературы, приведенного в конце статьи, а вторая – номер страницы источника. Использование автоматических постраничных ссылок не допускается.
5. К статье прилагается информация об авторе (авторах) (ФИО, ученая степень, ученое звание, должность, место работы/ учебы) на русском и английском языках, контактный телефон и электронный адрес.

Наш адрес: 424007, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Прохорова, д. 28
До нас следуют следующие маршруты общественного транспорта:
Маршрутное такси №1, №22, №30, №21, №17
Автобус №1

ПРОГРАММА проведения военно-исторической научной школы молодых ученых Приволжского федерального округа «Военная история России X-XX вв.: традиции и развитие» (15-21 мая 2017 года, АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт», г. Йошкар-Ола, ул. Прохорова, д.28)

15 мая 2017 года
12.00-00.00 Заезд участников научной школы

16 мая 2017 года
Тема дня — «Русская военная история с древности до конца XV века». Лектор — К.Н. Сутормин, ГИМ (г. Москва)
09.30 — 10.00 Открытие научной школы
10.00 — 11.30 Лекция «От племенного ополчения к княжеской дружине».
12.00 — 12.45 Обед
12.45 — 14.15 Лекция «…блистают щиты и доспехи, подобны солнцу». Войско времен удельной раздробленности».14.30 — 16.00 Лекция «Военное дело в XIII — XV веках».

16.10 — 17.40 Семинар-дискуссия «Русская средневековая дружина».

17 мая 2017 года
Тема дня — «Военная история России XVI-XVII веков». Лектор – О.А. Курбатов, к.и.н., с.н.с. РГАДА
10.00 — 11.30 Лекция «Поместная система и армия Великого княжества Московского в концеXV -XVI веках».
11.40 — 13.10 Лекция «Армии эпохи Смутного времени».
13.10 — 14.00 Обед
14.00 — 15.30 Лекция «Военные реформы в России при первых Романовых».
15.40 — 17.30 Семинар-дискуссия «Регулярная армия: историографические мифы, концепции, модели, связанные с проблемой создания регулярной армии в России, и реальные качества русского войска допетровского периода».

18 мая 2017 года
Тема дня — «Русское военное искусство XVIII-XIX веков». Лектор – С.П. Махов (г. Самара)
10.00 — 11.30 Лекция «Флот Петра Великого (Балтика) и упадок флота после его смерти».
11.40 — 13.10 Лекция «Проблемы становления и развития русского флота и военно-морского искусства».
13.10 — 14.00 Обед
14.00 — 15.30 Лекция «Проблема проливов на Балтике и Черном море. Альтернативы решения».
15.40 — 17.30 Семинар-дискуссия «Русский флот в XVIII-XIX веках».

19 мая 2017 года
Тема дня — «Россия и ее армия в мировых войнах». Лектор – М.В. Фоменко, к.и.н., доцент кафедры стратегических коммуникаций факультета государственного управления МГУ (г. Москва)
10.00 — 11.30 Лекция «Русская армия в Первой мировой войне: победы и поражения»
11.40 — 13.10 Лекция «Становление новой армии: Советские Вооруженные Силы в Гражданской войне и в межвоенный период».
13.10 — 14.00 Обед
14.00 — 15.30 Лекция «Красная Армия в Великой Отечественной войне: эволюция стратегии и тактики».
15.40 — 17.30 Семинар-дискуссия «Великие войны ХХ века: итоги и уроки для России».

20 мая 2017 года
Тема дня — «Новейшая военная история России». Лектор –Е.А. Норин, редактор исторического портала «Факел истории» (г. Пермь).
10.00 — 11.30 Лекция «Эпоха кризиса. Российские вооруженные силы в 1991-2008 гг. Часть 1».
11.40 — 13.10 Лекция «Эпоха кризиса. Российские вооруженные силы в 1991-2008 гг. Часть 2».
13.10 — 14.00 Обед
14.00 — 15.30 Лекция «Восстановление вооруженных сил. 2008 год — наше время».
15.40 — 17.30 Семинар-дискуссия «Будущее ВС РФ: новый облик и актуальные угрозы».
17.30 — 18.00 Закрытие научной школы
18.00 — 20.00 Экскурсия по г. Йошкар-Ола

21 мая 2017 года
08.00 — 12.00 Отъезд участников школы

Председатель оргкомитета
Маркин Виктор Леонидович
Заведующий кафедрой философии и социальных наук АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт», кандидат исторических наук, доцент

Члены оргкомитета
Загайнов Игорь Александрович
Ректор АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт», член Общественной палаты Республики Марий Эл, кандидат педагогических наук, доцент

Швецов Николай Михайлович
Первый проректор АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт», академик Международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор

Блинова Мария Леонидовна
Проректор по научно-исследовательской работе АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт», кандидат педагогических наук, доцент

История. Исторические науки список научных статей

Проведен анализ костюмных комплексов могильников Киняминских I, II (XIII первая половина XIV в.), реконструированы накосные украшения из женских погребений.Subject to analysis being costume complexes from Kinyamino I, II (XIIIth early XIVth cc.) burial grounds, reconstructing plait decorations from .

2008 / Семенова Валентина Ивановна

Вводятся в научный оборот результаты палеокарпологического анализа керамики поселения черкаскульской культуры бронзового века Ольховка, расположенного в долине Исети. Обнаружение на черепках отпечатков семян пшеницы и ячменя практически первое прямое свидетельство знакомства черкаскульского.

1999 / Матвеев Александр Васильевич

Статья посвящена одонтологической характеристике населения ямной культурно-исторической общности. На основании одонтологических данных проанализирован состав ямного населения Калмыкии, Астраханской области и Украины. Сделан вывод о морфологической неоднородности ямников и ведущей роли в.

2010 / Зубова Алиса Владимировна

2004 / Щукина Т. В.

2007 / Можайский А. Ю.

2009 / Тюхтина А. В.

The article is devoted to one of the little investigated period of life of Tomsk Teachers’ Training Institute graduate, famous children’s writer Alexander Melentjevich Volkov. This is the period of childhood and study at Ust’-Kamenogorsk City School in the years of 1899-1904. As the basis of the.

2004 / Галкина Т. В.

Распространение палеолитических памятников среднего плейстоцена на юге Западной (Горный Алтай), Средней (Усть-Ижуль 1), Восточной (бассейн верхнего течения Ангары) Сибири и в Якутии позволяет предполагать возможность открытия памятников того же возраста и в центральных частях Средней Сибири.

2006 / Лаухин Станислав Алексеевич, Санько Александ Федорович, Величкевич Ф. Ю., Шилова Галина Николаевна

2003 / Шевелев В. И.

В статье раскрываются основные вопросы, связанные с эволюцией представлений о формировании двухпартийной системы в Англии во второй половине XVII начале XVIII вв. в зарубежной и отечественной историографии. Автор считает основной проблемой в историографии определение сущности парламентских.

2011 / Киселев Александр Александрович

2010 / Хайдарлы Д. И.

2000 / Можаева Л. А.

В статье рассматриваются необходимость и условия реализации герменевтического подхода в преподавании истории, обусловленные современными тенденциями, возникшими в сфере исторического образования за последние 20 лет. Статья содержит сравнительный анализ подходов в преподавании истории, показывая.

2009 / Кудряшов Сергей Витальевич

2006 / Дронов Михаил

В статье представлен анализ системы управления Московских приказов и городов в Смутное время начала XVII в. Реконструкция 700 биографий служащих (дьяков и подьячих) позволила выявить основные признаки бюрократии и показать, что кризис верховной власти не приводит к разрушению сложившихся институтов .

2009 / Рыбалко Наталия Владимировна

Исследована проблема модернизации административной модели Восточной Сибири XIX-начала XX в. Даны биографические сведения о генерал-губернаторах этого периода.

2004 / Дамешек Ирина Львовна

2010 / Бестужев-лада Игорь Васильевич

1997 / Кустов И. И.

Рассматриваются пути и способы проникновения импортных шелковых, хлопчатобумажных и шерстяных тканей на территорию проживания манси в XVI-XVIII вв.

научная статья по теме «МНОГОУВАЖАЕМЫЕ МОИ ПОКУПАТЕЛИ…» ЭТИКЕТ В ИСТОРИИ РЕКЛАМЫ Языкознание

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему ««МНОГОУВАЖАЕМЫЕ МОИ ПОКУПАТЕЛИ…» ЭТИКЕТ В ИСТОРИИ РЕКЛАМЫ»

«Многоуважаемые мои покупатели. » Этикет в истории рекламы

© А.А. МИРОНОВА, доктор филологических наук

В статье рассматривается эволюция пиететного отношения адресанта к адресату в объявлениях и рекламных текстах XVIII — начала XX века.

Ключевые слова: реклама, объявление, рекламные жанры, этикет-ность, пиететность, стилистический прием «доброго слова».

В начале XX века Н. Тэффи очень точно охарактеризовала восприятие новых качеств рекламы: «Для нервного и впечатлительного человека это — отрава, потому что не может он не воспринимать этих приказаний, этих окриков, которые сыплются на него на каждом шагу. Газеты, вывески, объявления на улицах — все это дергает, кричит, требует и приказывает» [1]. Но русская реклама не всегда была такой.

Одним из меняющихся на протяжении истории признаков жанра объявления (рекламы) выступает этикет — церемониальное поведение, уважение, благопожелание, почитание. Набор этикетных формул, вербальное отражение социальных ролей, иерархичность и регламентированность поведения в зависимости от цели и темы общения определяют систему взаимоотношений адресата и адресанта в объявлении и рекламных жанрах, описывают ценности их мира.

В зависимости от намерения автора объявление XVIII века обладало следующими функциями: информативной, регулятивной, решения проблем (найти человека, животное, вещь), этикетной (соблюдение ритуалов в ситуации поздравления, соболезнования царским особам), перформативной, фатической (контактоустанавливающей).

В зарождающихся на базе объявления-документа рекламных объявлениях XVIII века адресат обращался к потенциальному покупателю с уважением, почтением:

Получен 25 сентября 1799 года

ОТ КУРГАНСКОЙ городническои объявляется

Назначается в продажу описъное у отъставного капитана Давыдова имение и пристроенная горница чего для имеют желающие кому что потребно будет для торгов 26-го сентября ко второму 2-го к третьему 9-го октября,

(1-Городничеи Чекуновъ-1) (2-Регистратор Холшеникоовъ-2)

Большая часть рукописных скорописных объявлений — официальные, казенные тексты, направленные сверху вниз из вышестоящих инстанций или снизу наверх, из местных канцелярий в центральные или в соседние губернии. Они социально маркированы, все участники общения играют социальную роль, что отражается в использовании стандартных формул, формул наименования и титулования, дистанции. Это способ и форма целенаправленного коммуникативного процесса в официально-деловом общении.

Жанру объявления XVIII века свойственна пиететность, проявляющаяся на лексическом уровне — церемониальное поведение, глубокое уважение, благоговение, почтительное отношение к кому-либо или чему-либо.

Постепенно, то есть уже в XIX веке жанр объявления трансформируется в зависимости от тематики, типа издания, аудитории в другие жанры, но всем им присуще уважение к адресату, Вы-обращение: «покорнейше прошу. »; «желающие благоволят прислать на каждую книгу весовых за три фунта.»; «желающие купить оное имение явились бы к.» [3. № 49, 50]; «Почему и просит родителей, желающих дать правильное воспитание своим детям, обращаться к ней заблаговременно» [4. № 30]. Такое обращение, «мягкая» императивность не требуют от адресата активных действий и усилий.

К 60-м годам XIX века к вежливой просьбе добавляется сема скорости: «прошу поспешить»; «прошу объявлять как можно скорее» [5]. В конце XIX века реакция адресата должна уже быть немедленной: «Требуются, высылаются немедленно; обращаться незамедлительно.». Предложения в жанре объявления становятся короче, динамичнее, объем текста сокращается до трех-шести слов. Тексты рекламного письма, рекламной статьи, «житейской истории» и др. остаются большими по

объему за счет использования этикетных формул благодарности, приветствия, прощания, просьбы.

Популярный в специализированных газетах и журналах жанр рекламного письма и в начале XX века имеет строгую структуру, стандарт: обязательно обозначаются адресат в виде обращения в начале текста и адресант в виде подписи в конце: «Уважаемые члены Союза! Уважаемые господа. »; «Заказы и требования покупателей исполняются и впредь будут исполняться немедленно и аккуратно. Надеюсь, что многоуважаемые мои покупатели не оставят меня своими благосклонными заказами. Льстя себя надеждой пребываю. С искренним почтением С. Куликов.» [6]. Все обращения насыщены этикетными формулами благодарности, приветствия, прощания. Роль этикетного штампа выполняет и косвенное именование адресата. Автор высказывает свою позицию по отношению к какому-либо вопросу, убеждает аудиторию в ее обоснованности, призывает к активным действиям.

Векторный признак (направление коммуникации) устойчиво сохраняется в объявлении-документе, политической и социальной рекламе на протяжении всего XIX века, где адресантом чаще всего выступают государственные учреждения и представители власти.

Тексты коммерческой рекламы во второй половине XIX века могут быть официальными и частными, при этом преобладает горизонтальная схема информирования и воздействия — наблюдается тенденция к общению равных, что ведет к проникновению в текст экспрессивных языковых средств, а в XX веке — разговорных, жаргонных, сленговых слов, намеренному нарушению норм. В рекламном тексте теперь реализуется несколько коммуникативных функций: воздействующая, репрезентативная и аппелятивно-эмоциональная.

Быстро развивающаяся экономика, промышленность, культура страны в конце XIX — начале XX века приводит к новому отношению адресанта к адресату. Теперь востребованными оказываются краткие призывы. Императивность подчеркивается при помощи графических средств: указательного пальца, подчеркивания, игры шрифтов и др. Читая, человек должен знать и чувствовать, что именно этот товар ему жизненно необходим: «Кто хочет быть здоровым. — Кто хочет предупреждать болезнь. — Кто хочет лечиться без помощи врача. — Кто хочет жить гигиенично. — Кто хочет получить бесплатно медицинский и гигиенический совет. — Кто хочет иметь полезныя сведения по гигиене человека — должен подписаться на журнал «БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ»» [7. № 4].

В начале XX века в объявлениях адресант не вежливо и тактично предлагает товар, а требует его приобретения; не советует сделать выбор, а настаивает на покупке именно этого товара. В связи с этим в текстах активно реализуется форма повелительного наклонения множественного числа: требуйте, употребляйте, заводите, пейте толь-

ко. используйте, спешите сделать, обращайте внимание и призывы: ПРОЧТИТЕ ВСЕ. Рекламный текст, как правило, завершается прямым призывом: Требуйте. Именно это слово-императив характеризует всю российскую рекламу конца XIX — начала XX века, впоследствии замененное в XXI на более мягкое «Купи». В рекламных текстах, размещенных в массовых газетах, императивы еще настойчивее: «Не смешивать с Варшавой»; «Бесплатно требуйте каталоги с благодарст. отзывами покупателей» [7. № 12]. Теперь человеку всегда и всюду требуется и необходимо все: дача, квартира, учитель, мальчик, горничная, часы, водка, газета, каша и многое другое.

Частотный в текстах XVIII-XIX века стилистический прием доброго слова в начале XX века сохраняется в некоторых тематических группах и жанрах. Вообще, в дореволюционной рекламе широко бытовало доброе слово, что характеризует этикетную сторону русской рекламы XVIII — начала XX века: «Настоящим честь имею уведомить Вас о результатах.»; «Советую каждому запастись.»; «Издательство покорнейше просит всех лиц.». Так, в рекламном письме торгового дома «Альфа-Нобель» читаем: «Настоящим доводим до сведения наших многоуважаемых г.г. покупателей, что С совершенным почтением по доверенности «Альфа-Нобель» Эмилий Штиглиц» [8]. В отличие от современных рекламных текстов, присутствует только Вы-адресация.

Средства адресации и авторизации в рекламных жанрах только к началу XX века становятся разнообразнее, чем в объявлении-документе: Вы-общение по отношению к одному лицу: «Вам это необходимо»; «Вы требуйте.»; ты-общение как средство интимизации: «Купи лучшее»; «Я» действующего лица: «Я пользуюсь сепараторами.»; переход из зоны авторизации в зону адресации: «не Я, а Вы этого достойны»; частотное совмещение авторизации и адресации: «У нас есть все, что Вам нужно».

Экпрессивность рекламы достигается за счет интимизации общения: ты-общение, языковая игра; напряженность (усиленное ожидание продолжения текста, обеспечивающего заинтересованность адресата в получении информации — повторы ключевых слов, условные придаточные, выделение в структуре текста местоимения это, этот).

В начале XX века, и особенно сегодня, уже в XXI веке, по сравнению с объявлениями XVIII-XIX веков, мы видим не только упрощение языка (сокращение использования частей речи, появление однотипных кратких синтаксических конструкций, отсутствие подробного аргументированного описания предмета), но и исчезновение русского благопо-желания, одухотворенности, уважительности.

Навязчивой целевой установки «Любой ценой, но лишь бы купили», свойственной западной и современной русской рекламе и ты-общения не было в русском языке очень долго (до начала XX в). Пиететность —

глубокое уважение, почтительное отношение к адресату, церемониальное поведение, характерное для русской деловой письменности, «гражданского наречия» и рекламных жанров XVIII — начала XX века и проявляющееся, прежде всего, добрым словом на лексическом уровне: (любезнейший, милости просим, будьте любезны, посетите. с глубоким уважением и почтением. благоволите), к 20-м годам XX века исчезает. Жаль, что в настоящее время вежливость и почтительность при обращении к покупателю в печатных текстах встречаются довольно редко.

1. Тэффи Н. Рассказы. М., 2011. С. 34.

2. Курганская старина: материалы к истории языка деловой письменности Южного Зауралья. Курган, 1999. Вып. 1. С. 36.

3. Оренбургские губернские ведомости. 1840.

4. Оренбургские губернские ведомости. 1857.

5. Тобольские губернские ведомости. 1858.

6. Справочный листок по молочному хозяйству, скотоводству и артельному маслоделию. Курган. 1912. № 6.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Языкознание»

СТЕПАШКИНА Е.Н., СТЕПЧЕНКО Т.С. — 2014 г.

ВЫХРЫСТЮК МАРГАРИТА СТЕПАНОВНА, ФЕДОТОВА ДАРЬЯ ЮРЬЕВНА — 2015 г.

Парадигмы и поэтика произведений литературы 20 века

Главная > Научная статья >Литература и русский язык

Парадигмы и поэтика произведений литературы 20 века

XX столетие, как никакая другая эпоха в истории словесно-художественной культуры, отмечена устремлением к авангардности, к открытию новых возможностей в сфере художественности – от проблем композиционного решения произведения и приёмов раскрытия человеческого характера до художественного слова. В первую очередь, в XX веке весьма сложно являют себя две ведущие формы художественного творчества, которые принято называть «традиционной» и «условной» формами.

Очевидно, что в XX веке не прекращается видоизменение бытийствия реально-достоверной формы («традиционная» (реально-достоверная, жизнеподобная) форма связана со стремлением художника воспроизвести в своей создаваемой картине жизнь в формах самой жизни). В этой манере работают писатели старшего поколения, пришедшие в литературу в конце XIX века: французской классик Ромен Роллан (например, «Очарованная душа» — роман о судьбах француской интеллигенции, своеобразная эпопея в традиционной манере). К этому традиционному направлению принадлежит Теодор Драйзер («Сестра Керри», «Дженни Герхард», «Американская трагедия»). К традиционной форме обращаются писатели и молодого поколения: Франсуа Мориак («Тереза Дескейру», «Клубок змей», «Обезьянка»); американский писатель Джон Стейнбек («Жемчужина», «Гроздья гнева»).

В живом литературном процессе литературная форма часто являет собой соединение реально-достоверной формы с условными приемами, что очевидно в прозе Айрис Мердок («Под сетью» — произведение написано в традиционной форме, но содержит многообразную символику, одно из проявлений которой – образ сети в названии, и в соответствии с ним осмысляется в экзистенциальном ключе ситуация несвободы человека в современном мире, который пребывает в состоянии, отмеченном в заглавии).

В целом в литературе XX века наблюдается преобладание и общее тяготение к условности («условная» форма отмечена той главной установкой художника, когда он стремится осознанно, нацеленно создать картину жизни, по форме не похожую на действительность, и с этой целью использует такие разные виды условности, как миф, фантастика, символ, аллегория, гротеск, парадокс и т.д.), которая в равной мере характерна для литературы модернистской и постмодернистской, но отмечает и особенности многих произведений реализма. Явно условна форма романа-метафоры в творчестве Франца Кафки («Америка», «Процесс»). Во 2-й половине 20 века эта форма проявляется в романе «В лабиринте» А. Роб-Грийе, «Парфюмере» П. Зюскинда.

Разнообразны формы условности в проявлении пространственно-временного решения романа, что очевидно в семитомном произведении Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». Органично синтезируется реально-достоверное и мифологическое в романе Дж. Апдайка «Кентавр».

Вторая парадигма, важная в художественном творчестве прошлого столетия – усиливающийся процесс, начавшийся в XIX веке, – синтез искусств. Взаимодействие различных искусств приводит к тому в сфере литературного творчества, что оно заимствует, подвергая словесной адаптации, многие приемы из музыки, изобразительного искусства и нового творчества, возникшего в конце XIX века – кинематографа.

Из музыкального искусства в композиционном решении романов писатели XX века используют симфонический принцип организации музыкального произведения, особое внимание уделяя приему контрапункта. Симфонизм ощутим в построении «Очарованной души» Ромена Роллана, в философско-интеллектуальном романе Томаса Манна «Доктор Фаустус».

Из кинематографического искусства заимствован прием монтажа, причем в разных его проявлениях. Лион Фейхтвангер строит свой роман «Успех» как движение, смену кадров кинематографической ленты, при этом он постоянно пользуется межкадровым и внутрикадровым монтажом, соединяя свои кадры, отснятые «общим планом» и «крупным планом». Признанным мастером монтажа является Джон Дос Пассос, поклонник художественных исканий русского режиссера С. Эйзенштейна, под влиянием которого складывается литературный монтаж Дос Пассоса, явившийся в трилогии «США», состоящей из романов «42 параллель», «1919», «Большие деньги».

Литература XX века ориентирована и на изобразительное искусство, что проявляется в феномене романной формы – использование в словесном тексте текста графического. Разного рода графические изображения в романе – это не иллюстрации к произведению, а графический текст, который столь органичен в художественном произведении литературы, что наблюдаются пластичные переходы вербального текста в графический и обратно.

Функции графического текста художественно разнообразны: от комментария и углубления словесно-изображаемого до усиления визуального восприятия, что и передает графическое изображение. К этому феномену графического текста обращается американская писательница Бел Кауфман («Вверх по лестнице, идущей вниз»). К графике в романной прозе любит обращаться Курт Воннегут «Завтрак для чемпионов».

К концу 20 века обнаруживается общее свойство различных литературных жанров – их национальное творческое и писательское смешение. Это явление в конце прошлого столетия получило наименование «жанровой полифонии», используется также понятие жанровой гибридности. По сути в литературе всех времен наблюдалось сочетание в одном произведении свойств различных жанров, например, романа исторического, любовного и философского в романтической романной прозе В. Скотта («Айвенго», «Пуритане»).

Во второй половине 20 века жанровая полифония становится осознанной творческой установкой в силу многообразия аспектов того материала, с которым работает автор, который раскрывается в данном художественном произведении.

Гибридность жанров характерна для творчества Мишеля Турнье (роман «Золотая капля», «Лесной царь»). Роман «Пятница или тихоокеанский лимб» — представляет собой своеобразную авторскую интерпретацию известной истории Робинзона Крузо и Пятницы, которая разворачивается на необитаемом острове, куда попадает Крузо после кораблекрушения. Эта история изложена английским писателем 18 века Даниэлем Дефо.

В 20 веке история Робинзона Крузо воспринимается как литературный миф. Этот литературно-мифологический архетип по-своему интерпретируется разными писателями 20 столетия. В этом аспекте произведение М. Турнье, обратившегося к литературному архетипу, можно определить как роман-миф. Данный жанр в 20 веке получает широкое распространение. Французский писатель, рассказывая историю Робинзона и Пятницы, стремится воспроизвести, дает ей исторический колорит места и времени на различных уровнях конкретно-исторических реалий повествования и исторической архаической лексики. Это свойство раскрывает этот роман Турнье как исторический.

В рассказе истории Робинзона на острове Турнье усиливает авантюрное, приключенческое начало, перипетийность сюжета, постоянные резкие повороты событий от блага к неблагоприятным и наоборот, что сближает этот роман с романом авантюрным или приключенческим. Образ Робинзона раскрывается в психологической доподлинности, автор постоянно воспроизводит, анализирует то состояние, в котором в данный момент прибывает его герой. Эта психологическая сторона повествования раскрывает жанрово роман Турнье как психологический.

Одновременно Турнье мыслит и как человек 20 века, для которого чрезвычайно актуальными являются общечеловеческая и философская проблема человеческого отчуждения, одиночества, взаимоотношения «я» и других, поиск другого и отчуждение от него. Эти философские проблемы, которые в 20 столетии разноаспектно разрабатывались, в особенности философией экзистенциализма, ставит в своем произведении Турнье, что и раскрывает новые свойства жанра его романа – философского, философско-интеллектуального.

Свойством литературного творчества в 20 веке является интеллектуализация на разных уровнях художественного произведения, от сферы смысловой и содержательной, до художественной формы, определенной авторской установки в решении вопроса о читательском восприятии. Эта интеллектуализация очевидна в свойственном героям литературы 20 века аналитизме, когда персонажи прозаических и драматургических произведений живут в стизии анализа собственных состояний и эмоций других, осознают, размышляя, человеческую участь в этом мире, рефлексируют по вопросам экзистенциальным и онтологическим. Эта особенность проявляется в романной прозе британского писателя Дж. Фауза, в его значительных произведениях «Коллекционер», «Мак», «Женщина французского лейтенанта», новелле «Эбеновая башня» («Башня из черного дерева»).

Интеллектуализм явен в и в стремлении писателя заставить читателя быть интеллектуально-активным, не только по прочтении произведения, но и в процессе его восприятия. Установка автора, создающего текст, связана с тем, чтобы читатель, воспринимая, размышлял. Это свойство проявляется в философско-интеллектуальном романе (например, в произведениях Т. Манна «Лотта в Веймаре», «Доктор Фаустус»).

Интеллектуализация связана и с таким свойством художественного произведения, как обнажение – выставление на показ – определенных художественных приемов, когда через это обнажение, что не было свойственно классическим произведениям, автор показывает читателю, как было сделано произведение, благодаря каким чисто поэтологическим приемам автор достигает определенных художественных эффектов. Это свойство интеллектуализации формы очевидно в романе Вл. Набокова из его американского наследия «Бледный огонь». В пример можно привести также роман итальянского писателя Итало Кальвино «Если однажды зимней ночью путник».

По-новому в литературе 20 века являет себя автор произведения. В литературе классической (18-19 вв), в романе Г. Филдинга «История Тома Джонса-найденыша» или романных произведениях Бальзака, Диккенса, автор выступает как всезнающий повествователь, который по ходу повествования часто берет слово и ведет разговор с читателем от своего имени. Таким образом, в классических произведениях автор – Бог, творец созданного художественного мира, который все знает о своих героях, даже б их самых потаенных мыслях. И в ведении повествования этот всеведающий автор небесстрастен, дает оценку изображаемому, касается ли это данного конкретного состояния или поведения героя, его мыслей и чувств или в целом какой-либо жизненной ситуации.

В литературе 20 века в некоторых произведениях присутствует этот классический тип автора, но в целом в литературе прошедшего и нынешнего столетия автор уходит из произведения. По словам Д. Затонского, «автор уходит за кулисы», — присутствие автора, его точка зрения, его оценка и позиция сводится к минимуму. На первом плане – изображение в широком смысле жизни, поступков героев, их мыслей и чувств, об истинности, значимости, смысле которых автор умалчивает, и определенное решение здесь должен найти сам читатель. Это не значит, что автор всецело изолируется со своей авторской позицией из произведения, иными становятся формы выражения авторского «я». Часто он заменяет свое «я» маской повествователя, например, издателя рукописи или геря, который выступает в качестве повествователя, а также использует различные приемы, которые не непосредственно, через слово автора, а опосредованно выражают его позицию. Например, в романе Набокова «Лолита» писатель использует разнообразные формы пародии, рассказ об истории Лолиты и Гумберта Гумберта раскрывается как пародия на жизненно-устаревший, изживший себя романтизм. В романе Натали Саррот «Золотые плоды» позиция автора раскрывается благодаря композиционному решению произведения, в основе которого – олитературенный кинематографический монтаж.

Произведение писателя – это проявление его позиции. Она явна в выборе формы, заглавия произведения, в самом отборе материала, поднимаемым проблемам и др. Писатель 20 века обладает универсализмом в охвате всех явлений жизни, идей, форм, традиций, достижений искусства в прошлом и настоящем.

В 20 в автор чрезвычайно изощрен. Переход к этому намечается благодаря подставному лицу героя-рассказчика или, что реже, мнимости автора-повествователя. Им является, например, некий «авт.», собирающий «документы» о жизни Лени Пфейфер в романе Г.Белля «Групповой портрет с дамой».

Автор может сам заявлять о своем личном присутствии в произведении, как то делает в предисловии к «Кораблю дураков» К.Э. Портер.

Или сочинитель может сам оказаться героем своего романа, как А. Житинский в «Потерянном доме». Унамуно «Туман».

Автор может быть подобен лирическому герою поэтического произведения, где они близки, но не тождественны. Это различие явно между Марселем Прустом и Марселем в «субъективной эпопее» «В поисках утраченного времени».

Самоустранение автора – одно из свойств прозы 20 в – явно в произведении Марио Варгаса Льосы «Война конца света». Сочетая изображение героев в действии, диалог с прямыми высказываниями персонажей и несобственно-авторскую речь, Льоса достигает эффекта почти полного авторского отсутствия. Таким образом, Льоса предоставляет читателю право выявить суть своей позиции самостоятельно.

2.2.4. Научная статья

2.2.4. Научная статья

Научная статья как вид историографических источников характеризуется кратким[651], но достаточным для раскрытия темы изложением научных результатов проведенного автором исследования, ее цель именно в этом – ознакомить профессиональное сообщество с результатами исследования. Научная статья, как и иные научные исследования, имеет рабочую гипотезу, которую историк – автор статьи защищает в работе. Для специалиста в области истории истории важно учитывать тип издания, в котором научная статья публикуется (сборник статей, научный журнал и др.), так как авторы стараются включить результаты своего исследования в тематический контекст научного сборника или оформить в соответствии с приоритетами редколлегии научного периодического издания. Не менее важно выяснение адресности издания. Но установление характера издания не избавляет от необходимости анализа целеполагания автора статьи, так как, несмотря на присутствие, например, в библиографическом описании указания «сборник научных статей», только историографический анализ самой статьи позволит (или не позволит) установить ее принадлежность к научному историческому знанию. Напротив, в популярном или научно-популярном издании можно (хотя и очень редко) обнаружить научную статью. В качестве такого примера приведем статью С. И. Архангельского «Локальный метод в исторической науке» в журнале «Краеведение» (1927)[652], которая вывела ее автора в теоретики краеведения так называемого «золотого десятилетия» существования этого общественного движения. Источниковедческий и историографический анализ позволяет уточнить, что «локальный метод» С. И. Архангельского представляет собой научный метод исследования истории региональных процессов (региональной истории), а не изучения истории на местах (исторического краеведения).

Статья может быть дополнительно опубликована отдельным оттиском, а не только в составе какого-либо повременного научного издания. Это было распространенным явлением в России в XIX в. Например, многие доклады и некрологи авторства А. С. Лаппо-Данилевского печатались отдельными оттисками. Так, одну из ключевых работ А. С. Лаппо-Данилевского «Основные принципы социологической доктрины О. Конта» можно прочесть в составе сборника «Проблемы идеализма» (М., 1902) и в виде отдельного оттиска (М., 1902. 98 с.).

Близкими видовыми характеристиками обладают препринты. Как правило, это предварительная и оперативная публикация результатов проведенного научного исследования для ознакомления с ними научного сообщества. Предполагается, что в дальнейшем материалы, опубликованные как препринт, станут частью какого-либо объемного научного труда. В последние годы сложилась практика размещения текстов в интернет-среде, на сайтах научных или учебных заведений, например в разделе сайта «Препринты НИУ ВШЭ»[653].

Похожие главы из других книг

2. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВО II В. Н. Э

Знахари и научная медицина

Знахари и научная медицина Говоря о народных лекарствах растительного происхождения, нельзя не сказать о том, что среди них имеется целый ряд средств, многими из которых пользовалась и пользуется научная медицина. Скажем лишь о некоторых из них. Это:— общие и местные

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Научная» пирамида?

«Научная» пирамида? Как следует из моего исследования Древнего Египта, пирамиды предназначались прежде всего для путешествия фараонов в небо, а не для их захоронения. Мифы об Озирисе заставляют предполагать, что тело фараона, вероятно, первоначально находилось под

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В раннее Новое время европейская наука претерпевает кардинальные изменения. Накопление новых знаний, изобретения и открытия, попытки использовать исследования для нужд повседневной жизни — всё это происходило и ранее. Однако общее восприятие

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Белый Ю.А. Иоганн Кеплер (1571–1630). М., 1971.Белый Ю.А. Тихо Браге (1546–1601). М., 1982.Веселовский И.Н., Белый Ю.А. Николай Коперник. М., 1974.Грицак Е.Н. История медицины. М., 2003.История математики. М., 1970. Т. 2: Математика XVII столетия.Йейтс Ф.А. Джордано Бруно и герметическая

Научная и специальная литература

Научная и специальная литература В отличие от поэзии и беллетристики до нас дошло относительно много памятников хеттской научной и специальной литературы, в чем, однако, не приходится усматривать «вознаграждение судьбы» — уже хотя бы потому, что речь идет о

Научная революция

Научная революция Между 1540 и 1680 гг. блистательная плеяда астрономов, физиков и математиков, включая Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта и Ньютона, совершила революцию в науке. Они отказались от традиционного взгляда на природу и поставили научную практику на новый

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Военная научная работа

Военная научная работа С особым рвением Бек отдался работе над военными воспоминаниями, которые оставил после себя умерший в 1939 году его друг и покровитель граф фон Шуленбург. В процессе их изучения Бек очень скоро пришел к выводу, что момент для издания этой острой

Уникальная статья в Уголовном кодексе РФ Халатность (статья 293 УК РФ)

Научная мифология и ее разоблачение

3.1. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

3.1. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА Источниковедение — термин, обозначающий совокупность знаний об исторических источниках и их изучении. При этом под «историческим источником» понимается буквально все, что может свидетельствовать о свершившихся фактах,

3.1. Научная сфера.

3.1. Научная сфера. Назрела революция в истории, аналогичная происшедшим в естествознании. Там революции были раньше, так как математика, астрономия, физика, химия в некотором смысле проще истории. В них, например, меньше субъективизма. Сначала Коперник, Галилей, потом