Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

Отличие смежных прав от авторских прав обусловлено характером их возникновения и особенностями творческого процесса.

Смежные права почти всегда имеют производный характер, а процесс создания объекта заключается в творческой переработке исходного произведения или формы выражения.

Разберем, в чем заключаются особенности смежных и авторских прав, и как это повлияет на режим правовой охраны.

Закон разграничивает объектный состав смежный и авторских прав, а также их содержание. Результаты творческого труда будут носить авторский характер, если представлены в следующих формах:

  • произведения в сфере искусства, науки и литературы;
  • музыкальные композиции, в том числе с текстовым сопровождением;
  • творческие объекты драматургии, хореографии;
  • живопись, изображения, фотоснимки, графические и дизайнерские проекты;
  • программные продукты для ЭВМ и базы данных;
  • иные объекты творчества.

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

К объектам смежных прав закон относит результаты исполнения, фонограммы, передачи кабельного и эфирного вещания, содержание баз данных. При создании указанных объектов используются исходные результаты авторского творчества (музыка, программная оболочка базы данных и т.д.), поэтому смежное право носит вторичный характер.

Режим правовой охраны для указанных выше объектов также будет отличаться.

Смежные права носят только имущественный характер, могут продаваться или передаваться иным лицам по договорам уступки или лицензионным соглашениям.

На авторские объекты возникают и неимущественные права, которые будут связаны только с личностью создателя. Передача личных прав по договору или иным способом законом запрещена, они являются неотчуждаемыми.

Отличается и срок правовой охраны указанных объектов. Существенно преимущество имеет обладатель авторских прав – режим охраны сохранится на 70 лет после смерти создателя произведения. Для смежных прав период охраны значительно меньше и не превышает 50 лет с момента создания объекта (для отдельных форм смежного права этот срок будет еще меньше).

folder_open

Квалификация проверена и подтверждена аттестацией Роспатентом. Сертификаты Евразийского и Российского патентного поверенного

landscape

Патентным ведомством за последние 10 лет нашей практики по изобретениям, полезным моделям или промышленным образцам.

person

В случае обоснованного отказа в регистрации по причинам, не выявленным в ходе углубленного поиска, мы гарантируем возврат стоимости наших работ.

flash_on

Общепринятой за счёт быстрой обработки и количества подаваемых заявок, а также опыта работы и квалификации патентных поверенных.

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

У нас высокие внутренние стандарты работы и к контрагентам требования соответствующие. При обращении были приятно удивлены качеством работы данной организации. Очень скурпулёзно выполняют свою работу.

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

Уже на этапе бесплатного блиц-поиска товарного знака показали себя достойно, все четко и грамотно. Приятно работать с профессионалами своего дела. Результатом остались удовлетворены.

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

«Специалисты фирмы «Журавлёв и партнеры»® отличаются высоко компетентностью и профессионализмом. Способны разобраться даже в самой запутанной проблеме.»

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

«С фирмой „Журавлёв и партнеры“® ведем сотрудничество уже более 10 лет. Совместная работа насчитывает десятки проектов. „Журавлев и партнеры“® оказывает грамотное юридическое сопровождение на самом высоком уровне.»

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

«Обратились в фирму „Журавлёв и партнеры“® на стадии судебного разбирательства в Арбитражном суде РО. Специалисты „Журавлёв и партнеры“® отнеслись к нашему вопросу крайне внимательно и с большой самоотдачей. Теперь обратились за патентованием, надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.»

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

«Сотрудники компании «Журавлёв и партнеры» рассматривают каждый вопрос тщательнейшим образом и в кратчайшие сроки. Советуем всем компаниям обращаться за защитой своих интеллектуальных прав в фирму «Журавлёв и партнеры».»

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

Качество работы ребят на высоте. Регистрация ТЗ прошла без проблем. Подготовили все быстро и профессионально. Работа сделана на отлично.

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

Обратились к патентным поверенным для регистрации бренда. Команда у фирмы молодцы, объяснили важные нюансы и помогли избежать пару подводных камней. После сотрудничества остались положительные впечатления. Нас привлекла гарантия результата по договору возвратом денежных средств, отвечают за свою работу головой.

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

Специалисты «Журавлев и партнеры» очень оперативно подготовили все необходимые документы, и весь процесс регистрации ТЗ прошел с первого раза. От сотрудничества с компанией «Журавлев и партнеры» остались только положительные эмоции.

Регистрация товарного знака происходила в крайне сжатые сроки, и возможные ошибки влекли бы значимые проблемы. Но компания «Журавлев и партнеры» выполнила свою работу просто безупречно!

По роду деятельности, часто имеем дело с патентованием. «Журавлев и партнеры» – приятный пример в нашей практике, когда компания в кратчайшие сроки без каких-либо проблем решила все наши вопросы по регистрации патента. Знакомы с компанией не первый десяток лет, зарегистрировали несколько патентов через неё.

Сотрудники фирмы отлично отработали по проекту регистрации торгового знака. Способны предложить нестандартное решение проблемы. Удобно, что в ходе сотрудничества мы общались напрямую с патентным специалистом, а не через менеджера. Мне понравилось с ними работать. Рекомендую.

Этих ребят не упускаю из виду уже давно. Сложно найти организацию, которая бы занималась своим делом без нареканий! Легко решили возникшие у Роспатента вопросы насчёт пересечения товарного знака по слову «Юг» с другими компаниями. На текущие вопросы отвечают в день обращения.

Очень серьезный и ответственный подход к делу. «Журавлев и партнеры» сэкономили наши нервы и время. Выражаю искрению благодарность всем сотрудникам компании за их настоящий профессионализм. Эти ребята — точно перфекционисты в хорошем смысле!

По предыдущему опыту работы с другими компаниями был убежден, что сроки регистрации товарных знаков затянуться, но был приятно удивлен когда эти ребята сделали все в срок как и заявили. С удовольствием их рекомендую своим партнерам.

Если Вы увидели логотипы этих клиентов в портфолио других компаний, по запросу мы научим как проверить кто регистрировал товарный знак/изобретение или предоставим подтверждающие документы.

Больше отзывов

Хотите получить скидку на услуги до 40%?

Выполните одно или несколько условий. Скидки суммируются.

Скидка 10%

а предоплату в течение 14 календарных дней с момента получения КП. Если вы планируете начать процедуру регистрации позже, можно для закрепления скидки сейчас внести предоплату, а регистрацию произвести позже.

Скидка 10%

за репост в вашем личном или корпоративном аккаунте соц. сети от 1000 подписчиков.

Скидка 20%

при покупке полного пакета услуг (поиск, оформление и подача заявки, ведение делопроизводства на при экспертизе заявки по существу и общение с патентным ведомством, включая получение свидетельства).

Скидка 5000 руб

на составление формулы, описания и реферата (только для изобретения, полезной модели, промышленного образца) за предоставление всех необходимых материалов в течение месяца после патентного поиска.

Патентные госпошлины ниже на 30% согласно законодательству РФ, т.к. в компании работа ведется при помощи системы электронного документооборота.

Нотариальная доверенность не потребуется

в связи с тем, что заявку готовит и подает патентный поверенный, в отличие от работы с подрядчиком, не имеющим аттестации патентного поверенного по необходимому виду объекта интеллектуальной собственности.

Сертификаты и свидетельства

Россия → Южный Федеральный Округ → Ростовская область → Ростов-на-Дону

Источник: https://patentoff.net/85otlichie-smezhnyh-prav-ot-avtorskih-prav.html

Смежные права: основные положения

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами.

Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы.

Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав.

Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Статья 1304 Гражданского кодекса

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

 Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права.

Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими.

Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты.

Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права.

Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав.

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав».

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных.

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему «Виды смежных прав»

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения
Читайте также:  Выход из декрета раньше срока: возможно ли, причины, как правильно оформить, в том числе на неполный день, как составить приказ и заявление

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими.

Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам.

Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта.

Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/prava-smezhnye-s-avtorskimi/smezhnye-prava/

Смежные права: виды, функции, содержание, субъекты и объекты, а также, кто является их обладателем по гражданскому кодексу и что относится к понятию авторских и СП?

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защитыРазвитие технологий с середины 20 века – изобретение кино, радио, а позднее кассет, телевещания, дисков, обусловили появление соответствующего нормативного регулирования и смежных прав (СП). По природе они сходны с авторскими (АП) (их еще называют «смежные с авторскими», «примыкающими») и производны от них. В 1991 г. СП впервые получили самостоятельное регулирование в Основах гражданского законодательства.

Мы сталкиваемся с объектами смежных прав ежедневно в своем смартфоне, телевизоре, на концертах, спектаклях т.п. Например, если гражданин А исполнит концерт Моцарта (он уже не охраняется авторским правом), то его исполнение и запись будут охраняться нормами ГК РФ о СП.

Суть правоотношений, связанных с интеллектуальной собственностью

Понятие смежных прав включает в себя нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в связи с созданием и пользованием объектами СП, перечисленными в ст. 1304 ГК РФ (объективный смысл).

В субъективном – конкретные права, вытекающие из обладания объектами СП.

Функции

  1. Признание авторства.
  2. Установление режима и регулирование использования объектов.
  3. Охрана объектов.
  4. Защита интересов обладателей интеллектуальных прав.

Содержание

В пункте 2 статьи 1303 ГК РФ указано, что к СП относится исключительное право. Однако это могут быть и личные неимущественные права, если это прямо предусмотрено законом.

Статья 1303 ГК РФ. Основные положения

  1. Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).
  2. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся также личные неимущественные права.
  3. Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие произведения.

Личные неимущественные

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

  1. Авторства. Правомочие исполнителя быть признанным автором исполнения какого-либо произведения (литературного, научного и т.д.).
  2. На неприкосновенность объекта СП: направлено на защиту искажения. В любом случае для исполнения, и при использовании для фонограммы.
  3. На обнародование. Дает изготовителю фонограммы правомочие сделать фонограмму доступной окружающим путем публикации, публичного показа и др.
  4. На имя. Под ним понимается возможность указать свое имя (наименование) на объекте СП (его экземпляре/упаковке).

Объем правомочий права на имя зависит от субъекта. Например, если говорить об исполнителе, то только у него есть правомочие использовать псевдоним. Также закон предусматривает СП на совместное исполнение.

Исключительные

Содержание различается в зависимости от субъекта.

изготовитель фонограммы, организация вещания, исполнитель использование объекта СП любым способом, не нарушающим закон
публикатор только строго определенными в законе способами (ст. 1339 ГК РФ)
изготовитель базы данных извлечение материалов из базы и пользование ими любым образом

Статья 1339 ГК РФ. Исключительное право публикатора на произведение

  1. Публикатору произведения принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса (исключительное право публикатора на произведение) способами, предусмотренными подпунктами 1 — 8.1 и 11 пункта 2 статьи 1270 настоящего Кодекса. Публикатор произведения может распоряжаться указанным исключительным правом.
  2. Исключительное право публикатора на произведение признается и в том случае, когда произведение было обнародовано публикатором в переводе или в виде иной переработки. Исключительное право публикатора на произведение признается и действует независимо от наличия и действия авторского права публикатора или других лиц на перевод или иную переработку произведения.

Признаки СП и отличия от авторских

  1. Объекты СП создаются на основе объектов АП.
  2. Осуществляются с соблюдение АП.
  3. Признание происходит вне зависимости от АП.
  4. Действуют отдельно от АП и не подчинены ему.
  5. Не требуется соблюдать формальности (регистрация и т.п.), чтобы начать использовать право.
  6. Есть пределы использования ИП.

Регулирование по гражданскому законодательству

Основные источники СП – Конституция РФ (ст. 44), раздел VII ГК РФ, в частности, гл. 69, гл. 71.

Также отношения, вытекающие из реализации и охраны СП, регулируются международными нормами, а также подзаконными актами.

Разобраться в сложных нормативных актах можно самостоятельно, либо обратиться к юристу или адвокату по смежным и авторским правам.

Виды

По содержанию
  • Личные неимущественные.
  • Исключительные.
По субъекту см. пункт «Субъекты СП»
По объекту см. пункт «Объекты СП»
Также можно назвать конкретные разновидности смежных прав (на имя, использование исполнения и др.)

Объекты

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защитыГражданское законодательство выделяет следующие объекты СП (ст. 1304 ГК РФ):

  • сообщения передач;
  • фонограммы;
  • исполнения;
  • произведения творчества, перешедшие в достояние общества и затем обнародованные, касательно охраны прав публикаторов;
  • базы данных только касательно их охраны от неправомерного извлечения и использования повторно материалов, содержащихся в базе.

Объекты в последних 2х пунктах всегда являлись объектом только авторских прав, отнесение их к числу объектов СП и понятие о субъектах – новелла ГК РФ.

Звукозапись пользуется охраной, если на ней записаны любые звуки (природы, животных и т.д.), а не только произведения.

Подробнее об объектах смежных прав читайте в статье по ссылке.

Субъекты

  1. Изготовитель фонограммы – лицо, которое первым осуществило запись звуков, их отображений или исполнения.
  2. Исполнитель – тот, чьим творчеством создано исполнение.
  3. Организация кабельного вещания – юр. лицо, которое осуществляет сообщение по кабелю.

  4. Переработчик фонограммы – тот, кто правомерно сделал ее переработку.
  5. Организация эфирного вещания – юр. лицо, которое сообщает в эфир радио- и телепередачи.
  6. Публикатор – гражданин, законно обнародовавший или организовавший обнародование научного, литературного и т.п.

    произведения, которое не обнародовалось ранее и не стало общественным достоянием.

  7. Изготовитель базы данных – организатор создания базы, работы с материалами базы (обработка, расположение, сбор).

Исполнителем и публикатором могут быть только физ. лица, а организаторами вещания – юридические.

К остальным субъектам специальных требований нет.

Все о субъектах смежных прав можно узнать в статье по ссылке.

Срок охраны

Срок охраны Право
  • Авторство.
  • Неприкосновенность исполнения.
  • Имя исполнителя.
В течение жизни (существования – для юридического лица) изготовителя
  • Защита от искажения фонограммы.
  • Указание своего наименования (имени) на фонограмме (упаковке или экземпляре).
В течение жизни исполнителя (не < 50 лет)
50 лет
  • ИП на фонограмму
  • ИП на сообщение
25 лет
  • ИП публикатора на произведение
15 лет (начинает течь заново при обновлении базы)
  • ИП изготовителя базы данных

Подробную информацию о сроках действия смежных прав узнайте в статье по ссылке.

Знак охраны

Для указания на принадлежность какого-либо ИП исполнителю, изготовителю или обладателю ИП на фонограмму, используется знак охраны.

  • Этот знак размещается на каждом оригинале/экземпляре/футляре с фонограммой/иным образом.
  • Экземпляр фонограммы – ее копия на любом носителе, которую изготовили с фонограммы и включает все или часть звуков (их отображений), которые были на ней.
  • Состоит из 3х элементов:
  • ℗;
  • кто является обладателем ИП;
  • год первого опубликования.

Защита

Смежные права: что это, что является объектом и субъектом, срок действия, виды, отличие от авторских, способы охраны и защиты

  1. Технические методы защиты СП.
  2. Привлечение к уголовной ответственности.
  3. Привлечение к административной ответственности.
  4. Защита СП гражданско-правовыми методами (ст. 1251, 1252, 1253 ГК РФ).
  1. Статья 1253 ГК РФ. Ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в связи с нарушением исключительных прав
  2. В случае, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд в соответствии с пунктом 3 статьи 61 настоящего Кодекса при наличии вины такого юридического лица в нарушении исключительных прав может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора.
  3. Если такие нарушения допущены гражданином при осуществлении им предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена при наличии его вины в нарушении исключительных прав по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Подробно о защите смежных прав можно узнать в статье по ссылке.

Ответственность за нарушение СП

Нарушитель смежных прав в зависимости от серьезности содеянного, может нести ответ по уголовному и административному закону: ст. 146 УК РФ, ст. 7.12 КоАП РФ.

Нарушение интеллектуальных СП является основанием применения способов защиты, перечисленных в ст. 1251 и 1252 ГК РФ. Также ст. 1311 ГК РФ содержит специальное регулирование ответственности за нарушение ИП на объект смежных прав.

Несмотря на то, что СП является производным от авторского, оно имеет собственные объекты, самостоятельное правовое регулирование, а также получает признание и действует независимо от АП на произведения (ч. 3 ст. 1303 ГК РФ).

Источник: https://znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/smezhnoe

Понятие и источники авторского права. Объекты и субъекты авторских и смежных прав

  • В объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства (выступает в качестве подотрасли гражданского права).
  • В субъективном смысле авторское право – совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.
  • Принципы авторского права:
  • а) принцип свободы творчества;
  • б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;
  • в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;
  • г) принцип свободы авторского договора.

Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи. В настоящее время помимо четвертой части ГК РФ авторско-правовые отношения регулируются рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г.

, вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. — с 9 марта 1995 г.

Кроме того, источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г., и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе 21 мая 1974 г.

и ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г.

К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).

  1. В соответствии со статьёй 993 ГК объектами авторского права являются:
  2. — литературные и музыкальные произведения;
  3. — произведения сульптуры, живописи, графики, архитектуры;
  4. — переводы, энциклопедии, карты, компьютерные программы;
  5. — научные произведения (учебники, базы данных).
  6. Не являются объектами авторских прав:

1) Официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления, международных организаций (нормативные акты, судебные решения и т.п.), а также их официальные переводы.

2) Государственные и муниципальные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.).

  • 3) Фольклор.
  • 4) Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.
  • Авторские права не распространяются на:
  • — идеи, концепции, принципы,
  • — методы, процессы, системы, способы,
  • — решения технических, организационных или иных задач,
  • — открытия, факты,
  • — языки программирования.
  • Условие признания произведения объектом авторского права: индивидуальность произведения.
  • Субъекты авторского права делятся на две категории:
  • — первоначальные – это авторы (соавторы) творческих произведений;
  • — производные – это наследники авторов (соавторов) и иные правопреемники.

Авторы.Существует презумпция того, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором. Гражданин считается автором с момента создания произведения.

Правообладатели — автор или же лица, которым автор передал или к которому от автора перешло исключительное право на произведение.

Авторы и иные обладатели смежных прав (а также обладатели смежных с авторскими прав) могут объединяться в особые некоммерческие организации — организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.

Эти организации а) выдают лицензии на использование переданных им в управление объектов, б) собирают вознаграждение за использование объектов по выданным лицензиям, в) собирают платежи за использование объектов, которое допускается без согласия правообладателей, г) распределяют полученные средства.

Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин(физическое лицо), а субъектом производного – может быть не только гражданин, но и лицо юридическое, которому переданы имущественные права автора по авторскому договору.

Объект авторского права может быть создан впорядке выполнения служебного задания одним работником или группой работников (соавторов). В такой ситуации объект авторского права будет являться служебным.

Автор или соавторы служебного объекта авторского права будут обладать только личными неимущественными правами, а имущественные права в таком случае принадлежат нанимателю.

Автор принимает на себя обязательство передать нанимателю право коммерческого использования произведения, а наниматель обязуется выплачивать автору возна­граждение сверх оплаты его труда по трудовому договору за право коммерческого использования этого произведения.

Коммерческим использованием считается получение прибыли (дохода) от реализации произведения путем публикации, воспроизведения и распространения.

Возраст и состояние здоровья создателя произведения значения не имеет, т. е. реализовать свой творческий потенциал путем создания произведения можно в любом возрасте, независимо от состояния здоровья. Однако возможность самостоятельно осуществлять авторские права, передавать их другим лицам или оспаривать свое авторство в суде наступает только по достижении 14лет.

Смежные права – это права, предоставляемые для охраны интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания в связи с публичным использованием произведений авторов, всевозможных выступлений артистов или доведения до всеобщего сведения событий, информации и каких-либо звуков или изображений.

К объектам смежных прав относятся: исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания.

Исполнение произведения — это представление произведения действием. Например, посредством игры, пения, танца, демонстрации с помощью проекционного аппарата или других технических устройств, таких как радио, телевидение, микрофоны. Фонограмма – это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков.

Передача организации эфирного или кабельного вещания– это передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств – другой организацией.

Передачи могут быть творческого характера (фильмы, тематические и проблемные передачи) и технического (новости, спортивные события).

К субъектам смежных прав относятся: исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Исполнителем может быть актер, певец, танцор, музыкант. Производителем фонограмм может быть физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения. Организациями эфирного и кабельного вещания являются организации радио и телевидения.

Первичные правообладатели Объекты Ограничения
— Артисты-исполнители и дирижёры — Режиссеры-постановщики спектаклей — Исполнение произведения литературы, искусства и народного творчества — Постановка театрально-зрелищного представления Форма исполнения и постановки должна допускать их воспроизведение и распространение с помощью технических средств
Изготовители фонограмм Впервые осуществленные звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений За исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение
Организации эфирного или кабельного вещания Сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач
Изготовители баз данных Совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ В части охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования материалов
Публикаторы Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние В части охраны прав публикаторов таких произведений
  1. Содержание и защита авторских прав.
  2. Исключительное имущественное право на произведение — это право на использование произведения (как в целях извлечения прибыли, так и без такой цели) следующими способами:
  3. 1) Воспроизведение произведения.
  4. 2) Создание производного произведения (за исключением пародии и карикатуры).
  5. 3) Распространение произведения.
  6. 4) Импорт произведения в целях распространения.
  7. 5) Прокат произведения.
  8. 6) Практическая реализация проекта.
  9. 7) Доведение произведения до всеобщего сведения:
  10. а) опубликование (выпуск в свет);
  11. б) публичный показ (непосредственно либо на экране с помощью технических средств);
  12. в) публичное исполнение (вживую или с помощью технических средств);
  13. г) сообщение в эфир и по кабелю (включая сообщение кодированными сигналами).
  14. 8) И др. способы
  15. Личные неимущественные права автора — это неотчуждаемые и непередаваемые интеллектуальные права:
Разновидность Содержание
Право авторства Право признаваться автором произведения
Право автора на имя Право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени (анонимно)
Право на неприкосновенность произведения Запрет для всех третьих лиц на: 1) внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, 2) снабжение произведения иллюстрациями, 3) снабжение произведения предисловием, послесловием, ми, пояснениями
Право на защиту произведения от искажений Право автора требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в случае извращения, искажения или иного изменения произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора
  • Иные права автора — это интеллектуальные права, занимающие промежуточное положение между имущественными и неимущественными правами:
  • 1) Право на обнародование произведения.
  • 2) Право на отзыв: право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.
  • 3) Право следования: право автора на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены каждой публичной перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства либо автографа литературного или музыкального произведения.
  • 4) Право доступа: право автора требовать от собственника оригинала предоставления возможности воспроизвести произведение изобразительного искусства или возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения архитектуры.
  • 5) Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства по контролю за разработкой документации для реализации проекта и надзору за реализацией проекта.
  • 6) Право автора на вознаграждение за использование: а) служебного произведения; б) программы для ЭВМ и баз данных, созданных по договору.

Защита личных неимущественных прав автора и способы защиты определены в ст. 1251 ГК РФ. Кроме автора, вправе осуществлять защиту права авторства (ст. 1265 ГК РФ) и репутацию наследники автора.

Автор также вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти.

Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно (ст. 1267 ГК РФ).

Способы защиты неимущественных прав Способы защиты исключительных прав
1) Признание права 2) Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения 3) Публикация решения суда о допущенном нарушении
4) Компенсация морального вреда 4) Возмещение убытков
5) Восстановление положения, существовавшего до нарушения права 5) Изъятие контрафактного материального носителя

81. Права, смежные с авторскими: объекты, субъекты, содержание.

Права, смежные с авторскими— это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности, а также на результаты деятельности производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, изготовителей баз данных, публикаторов.

Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам.

  1. Статья 1304 — Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.
  2. Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.
  3. Объекты прав, смежных с авторскими правами:
  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Субъекты смежных прав:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных.

Виды смежных прав

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения.

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими.

Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам.

Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.

Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Источник: https://cyberpedia.su/4xada4.html

Смежные права — это… Что такое Смежные права?

Сме́жные права́ — совокупность норм, предоставляемых по российскому законодательству для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей в отношении следующих результатов (объектов) интеллектуальной деятельности:

  • исполнений артистов-исполнителей и дирижеров, постановок режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • фонограмм, то есть любых исключительно звуковых записей исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
  • сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений

— Статья 1304. Объекты смежных прав

На законодательном уровне смежные права впервые были регламентированы Законом об авторском праве Австрии в 1936 году (статьи 66-80)[1].

Термин «примыкающие права» было впервые использован в итальянском законе 1941 года (Раздел второй: «Положения, относящиеся к примыкающим правам при соблюдении авторского права»)[2].

Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием.

Например, фортепьянный концерт Бетховена может быть исполнен в концертном зале или записан на компакт-диск без лицензионных отчислений правообладателям поскольку Бетховен умер в 1827 году и все его произведения являются всеобщим достоянием (и не подлежат охране авторским правом).

Однако, исполнитель такого концерта (пианист и оркестр), так же как и производитель компакт-диска, содержащего запись концерта, будут пользоваться смежными правами в отношении, соответственно, своего исполнения концерта или его записи.

То есть, в рассматриваемом случае никто не имеет права записывать живое исполнение такого концерта без разрешения исполнителей. Также никто не имеет права делать копии фонограммы, являющейся звукозаписью этого фортепьянного концерта, без разрешения производителя звукозаписи.

Стоит отметить, что звукозаписи могут пользоваться охраной, даже если они не являются произведениями. Звукозапись может содержать звуки природы, такие как пение птиц, океанские волны и т. д., а фирма звукозаписи, организовавшая производство содержащих эти звуки аудионосителей, будет иметь охрану против не разрешённого ею использования этой записи.

Субъектами смежных прав по российскому законодательству являются следующие категории правообладателей:

Права исполнителей признаются в силу того, что их творческое участие необходимо для того, чтобы дать жизнь, например, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.

Права производителей записей признаются в силу того, что их творческие, финансовые и организационные ресурсы необходимы для доведения записанного звука до аудитории в виде коммерческих фонограмм (на материальных носителях).

Они также имеют законные интересы в обладании юридическими средствами, необходимыми для принятия действий против случаев противоправного использования, будь то изготовление и распространение незаконных копий, или несанкционированное эфирное вещание, или доведение фонограмм до сведения аудитории.

Права организаций вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач[3].

Смежные права на совместное исполнение

Симфонический оркестр и хор

Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей[4] (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Доходы от совместного использования совместного исполнения распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии — членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, то есть элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное.

Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

Международная охрана смежных прав

Первой организованной международной реакцией на необходимость в предоставлении правовой охраны трём категориям бенефициаров смежных прав стало заключение в 1961 году Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания («Римской конвенции»).

В отличие от большинства международных конвенций, которые как правило, синтезируют существующее национальное законодательство многих стран, Римская конвенция явилась попыткой установить международно-правовые нормы в новой области, по которой к тому времени существовало незначительное число национальных законов. Поэтому большинство государств до присоединения к Конвенции должны были составить проекты законов о смежных правах и принять их.

Со времени принятия Конвенции в 1961 году множество государств осуществили законодательные инициативы в вопросах, относящихся к смежным правам настолько, что их внутреннее законодательство «превысило» минимальные уровни охраны, установленные Конвенцией.

Одной из самых крупных международных реакцией на всё возрастающие потребности в правовой охране смежных прав стало заключение Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам («ДИФ»), подписанного в Женеве 20 декабря 1996 года.

В нём предусматривалось предоставление дополнительной охраны имущественных и неимущественных прав исполнителей и производителей фонограмм, в частности, в отношении их использования в цифровом виде, включая использование сети Интернет. Договор вступил в силу 20 мая 2002 года.

Для России ДИФ вступил в силу с 5 февраля 2009 года.

Защита смежных прав

Что касается обеспечения защиты прав, то средства судебной защиты от случаев нарушения смежных прав, как правило, аналогичны средствам, которыми располагают обладатели авторского права — это:

  • охранительные или временные меры;
  • гражданско-правовые средства защиты;
  • уголовные санкции;
  • меры, предпринимаемые на границе;
  • а также меры, средства судебной защиты и санкции против злоупотреблений в отношении технических устройств.

Идея смежных прав привлекла внимание и как способ защиты устного культурного наследия многих развивающихся стран, которое является частью их фольклора, поскольку именно исполнители часто знакомят широкую аудиторию с этим фольклорным наследием.

Предоставляя охрану смежным правам, развивающиеся страны могут тем самым также предоставить охраны обширному, древнему и бесценному культурному наследию, являющемуся метафорой их собственного существования и подлинности, а на самом деле, той сущностью, которая разделяет культуры соседствующих стран и народов всего мира.

Предполагается, что защита производителей фонограмм и организаций эфирного вещания помогает создать основу для национальных отраслей промышленности, способных распространять национальное культурное наследие в пределах страны и, что более важно, на рынках за её пределами. Огромная популярность того, что называется «мировой музыкой», демонстрирует, что такие рынки существуют, однако не всегда материальные блага в результате использования этих рынков возвращаются в страну, являющуюся колыбелью культурного наследия.

Срок действия смежных прав

Срок действия охраны смежных прав в соответствии с Римской конвенцией составляет, по меньшей мере, 20 лет, начиная с конца года, в котором:

  • состоялось исполнение, что касается исполнений, не вошедших в фонограммы;
  • была осуществлена фиксация (запись) в случае фонограмм и исполнений, вошедших в фонограммы;
  • состоялась вещательная передача.

Многие национальные законы, охраняющие смежные права, предоставляют более продолжительный срок охраны, нежели минимальный срок, предусмотренный в положениях Римской конвенции.

В соответствии с Соглашением ТРИПС права исполнителей и производителей фонограмм охраняются в течение, по меньшей мере, 50 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана запись исполнения или имело место исполнение, а права организаций эфирного вещания — в течение, по меньшей мере, 20 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана вещательная передача. Это означает, что странам, присоединившимся к Соглашению ТРИПС, нужно пересмотреть и предусмотреть в своих законах (или соответственно изменить эти законы) более продолжительный срок охраны, чем тот, который требуется Римской конвенций.

Срок действия исключительного права на объекты смежных прав

Срок действия исключительного права на объекты смежных прав согласно Гражданскому кодексу РФ (часть 4):

  • на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю; также необходимо отметить, что если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
    • + если исполнитель работал во время ВОВ или участвовал в ней, то срок (50 лет) продлевается еще на 4 года.
  • на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после ее записи;
  • на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю;
  • исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания; срок возобновляется при каждом обновлении базы данных;
  • исключительное право публикатора на произведение (к которому приравнивается программа для ЭВМ) возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

По истечении данных сроков действия указанные выше объекты переходят в общественное достояние.

Знак правовой охраны смежных прав

Знак правовой охраны смежных прав

  • Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение, вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.
  • Соответствующий символ Юникода имеет номер U+2117 (℗, SOUND RECORDING COPYRIGHT).
  • При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме.
  • Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Примечания

  1. Липцик Д.

Источник: https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/261343

Ссылка на основную публикацию