Меню Закрыть

Максимальный возраст водительские права

До какого возраста можно получать водительское удостоверение

Для получения автоудостоверения, позволяющего его владельцу управлять ТС (здесь и далее – транспортным средством), важным является возрастной ценз. Даже очень молодые люди просто мечтают научиться водить автомобиль и поскорее получить ВУ (здесь и далее – водительское удостоверение). Однако, не все из них знают, с какого именно возраста можно делать это в официальном порядке. Бывает и обратная ситуация, когда довольно взрослый человек хочет научиться управлять авто, но и понятия не имеет до какого возраста можно получать водительские права. Об этом моменте мы подробно и расскажем ниже.

Специальные исследования, которые были проведены AZT (Центром технологий Allianz) в тесном сотрудничестве с европейским организационным Советом в сфере безопасных дорог, наглядно продемонстрировали, что наиболее высокая вероятность создания аварийных ситуаций и попадания в ДТП появляется у тех водителей, возраст которых превышает 75-летний рубеж. Объясняется это тем, что пожилые люди гораздо медленнее ориентируются на местности, имеют трудности с концентрацией внимания, а также ощущают определенную мышечную слабость в стрессовых ситуациях. Эти и некоторые другие моменты являются причиной затруднений, которые возникают у пожилых автоводителей за рулем.

Однако, обновленная информация страховщиков РФ, анализируя данные автовладельцев, приобретающих полис КАСКО, предоставила другую информацию. По их сведениям лишь 4% лиц пожилого возраста попадают в ДТП, а этот показатель вдвое меньший, чем аналогичный у автоводителей среднего возраста и молодежи.

Следует отметить, что никакие приказы Минздрава не содержат ограничений пожилым людям для приобретения водительского удостоверения. Некоторых представителей этой возрастной категории медики приравнивают к людям с физическими ограничениями. В подобной ситуации их приравнивают к гражданам, имеющим некоторые физические ограничения, и в индивидуальном порядке могут обязать проходить медосмотр чаще, чем людей более молодого возраста (к примеру, 1 раз в год).

По мнению экспертов основным среди критериев, влияющих на окончательное решение по выдаче прав, является именно врачебная оценка состояния здоровья автоводителя. Ведь в ходе проведения медосмотра специалисты не просто оценивают состояние здоровья, но и делают определенный прогноз на будущее.

С этим мнением тяжело спорить, ведь один человек может быть в 60 лет спортивным, внимательным и собранным, а другой – в 40-летнем возрасте иметь плохое зрение, рассеянное внимание и плохую физическую форму.

Вот и выходит, что ограничения в получении водительских прав должны опираться именно на состояние здоровья автоводителя, а также его поведенческих реакций.

Следует заблаговременно изучать правила выдачи водительского удостоверения для представителей разных возрастных категорий и руководствоваться именно подобной информацией!

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.181 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Со скольких лет можно сдавать на права и водить автомобиль?

Минимальным возрастом, разрешенным для сдачи экзамена на вождение и получения водительских прав, является 16 лет. Из-за постоянного изменения норм российского законодательства у будущих водителей регулярно возникает потребность получения актуальной информации по данному вопросу. Так со скольких лет можно сдавать на водительские права? Со скольких лет можно водить автомобиль? Какой минимальный возраст установлен для получения водительского удостоверения в зависимости от вида транспортного средства? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Законодательная база

Сдача государственного экзамена на управление транспортным средством, возрастные ограничения на обучение и вождение автомобиля, а также сопутствующие вопросы регулируются такими нормативно-правовыми актами и документами:

  • Гражданский кодекс (первая часть);
  • Налоговый кодекс (вторая часть);
  • Федеральный закон № 196-ФЗ, устанавливающий аспекты безопасности дорожного движения;
  • Федеральный закон № 210-ФЗ о порядке предоставления государственных услуг;
  • Указ № 711, объявляющий содержание дополнительных мер, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
  • Постановление Правительства РФ № 1090 о ПДД;
  • Приказы Министерства Внутренних Дел России № 365, 206, в которых говорится о процедуре введения в законное действие водительского удостоверения, в том числе международного.

Водителям любых транспортных средств, для которых нужно наличие прав, в лицензированной для обучения автошколе преподают сначала общую программу, включающую штудирование общепринятых правил дорожного движения и практику оказания медицинской помощи на дороге, а затем проводят практические занятия по вождению, рассчитанные на установленное количество часов.

Возраст получения водительских прав

Возраст выдачи прав зависит от того транспортного средства, которым собирается управлять физическое лицо. Также для некоторых категорий предусмотрены дополнительные условия. В нижеследующей таблице представлены возрастные нормативы, в зависимости от категории транспортного средства, имеющегося стажа.

За рулём пенсионер. Каким должен быть предельный возраст водителя?

Общественность уже давно шумит о том, что пора бы придумать какие-нибудь ограничения для водителей, чей возраст подходит под определения «пенсионный», «преклонный», «третий».

Однако до сих пор количество лет не является помехой для того, чтобы управлять автомобилем: согласно статистике, с января по июнь 2017 года более 3,5 тысячи человек старше 60 лет впервые получили права или открыли новую категорию, а обменяли ранее полученные удостоверения почти 180 000 пенсионеров.

Медицинская справка

Её можно получить только в государственных или частных больницах, где есть лицензия на проведение обследования водителей. Согласно законодательству, те, кто рассчитывает на категории «М», «А» или «В», должны быть осмотрены терапевтом, офтальмологом, психиатром и психиатром-наркологом. Если же у водителя имеется неврологическое заболевание, ему может потребоваться заключение врача-невролога, который входит в обязательный перечень для водителей большегрузов (вместе с дополнительным осмотром лор-врача). Ряд лабораторных исследований также необходим для получения медицинской справки.

Плохое самочувствие – повод никуда не ехать

И всё-таки даже с годной медицинской справкой и своевременным посещением докторов плохое самочувствие остаётся решающим аргументом в пользу отмены поездки. Дорога – это всегда стресс. Во время движения водитель оценивает до десяти различных факторов: качество дорожного покрытия, указания знаков, разметки, светофора, соблюдение дистанции, скорости, учёт движения соседних автомобилей и т. д. Кроме того, водитель всегда должен быть готов к нештатной ситуации, например к применению экстренного торможения или резкому развороту. А если подскочит давление? Одолеет усталость? Подведёт скорость реакции, которая с каждым годом становится ниже? В этой связи вспоминается случай с известным телеведущим Николаем Дроздовым, когда во время движения перед его машиной неожиданно появилась женщина. «Мы с супругой подъезжали к дому, – рассказывал впоследствии Николай Николаевич, – и я уже собирался поворачивать во двор за пешеходным переходом, включил поворотник и ехал небыстро. Она появилась перед машиной неожиданно и шла не оглядываясь. Я её увидел, но сначала подумал, что она остановится, – это, конечно, моя грубейшая ошибка. Когда понял, что женщина не останавливается, то сразу ударил по тормозам. Не знаю, что случилось, но машина резко дёрнулась. Может, потому, что я краем ботинка зацепил и педаль газа».

Работать на пенсии… за рулём

Пенсии по возрасту были введены в СССР в 1932 году и предназначались женщинам от 55 лет, мужчинам от 60. Для большей категории граждан этот пенсионный возраст не изменился и сегодня, но оплата «старости» не всегда устраивает пенсионера, да и часто ещё хватает сил для того, чтобы продолжать трудовую деятельность. Ведущий аналитик экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко рассказала «АиФ. Здоровье» о том, что в 2017 году в рамках программы тренингов «Академии безопасного вождения» для водителей школьных автобусов был проведён опрос среди почти 500 участников, где выяснилось, что большинство из респондентов‑участников находится в пенсионном и предпенсионном возрасте: 48% – от 51 до 60 лет, 16% – старше 60. При этом общий стаж вождения у многих из этих водителей варьировался между 30 и 40 годами: «Фактически все эти люди находятся за рулём постоянно. Перед тренингом они говорили, что их многолетнего опыта вполне достаточно для управления автомобилем и никаких дополнительных знаний им не нужно. Однако по окончании курсов 97% опрошенных отметили, что получили массу новых навыков, которыми раньше не обладали. Например, с заданием применить экстренное торможение с первого раза справились единицы, а ведь это один из важнейших навыков на дороге! Даже в пенсионном возрасте водитель должен оставаться в системе непрерывного обучения. Это очень важно, особенно если речь идёт об организованных перевозках автобусами. За первые полгода 2017‑го в этом сегменте, увы, наблюдается увеличение количества ДТП почти на 5%, а погибших в них – на 33%».

Ответственность и здоровье

Перед тем как сесть за руль, прислушайтесь к своему самочувствию. Помните: хороший водитель – это ответственный и здоровый человек. А если это так, то что такое возраст? Обычная цифра в паспорте.

Пожилых водителей хотят ограничить в правах

Ольга Барыкова, Анна Курская, РИА Новости.

Комитет Госдумы по транспорту предложил ввести ограничения на выдачу водительских удостоверений пожилым людям. Сегодня права всем выдаются на десять лет, однако у людей старше 65-ти лет здоровье ухудшается быстрее, чем у молодых, поэтому им права стоит выдавать только на пять лет, считает глава комитета Сергей Шишкарев.

Одни эксперты инициативу приветствуют, другие критикуют, отмечая, что число аварий с участием пожилых людей крайне низкое. Однако все сходятся во мнении, что ограничивать нужно не срок действия удостоверения, а срок действия медицинской справки. Причем каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

«Когда мы выдаем водителю, условно говоря, в 65 или в 70 лет водительское удостоверение, которое действует еще десять лет, это предполагает, что физическое состояние водителя через определенный промежуток времени, наверное, может не соответствовать тем физическим кондициям, которые обеспечивают нормальное вождение», – заявил Шишкарев, добавив, что значительное число ДТП происходит с участием водителей пожилого возраста.

Предложение выдавать пожилым людям права на короткий срок содержится в законопроекте о новых категориях транспортных средств, который Госдума рассмотрела в среду в первом чтении.

Оценивать не возраст, а здоровье

Подобная инициатива является вопиющим нарушением конституционных прав граждан, считает лидер Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. «Конституционный суд нам постоянно говорил, что при анализе любых документов мы должны руководствоваться пониманием целого ряда статей Конституции РФ, – отметил он в беседе с РИА Новости. – Статья 19 гласит, что все граждане равны перед законом независимо от социального и материального положения, пола, возраста, национальности и так далее. Здесь получается дискриминация по возрасту».

По его мнению, основным критерием при принятии решения о выдаче водительского удостоверения должна быть оценка врача. «Сами врачи могут дать справку о состоянии здоровья не то что на 5 лет, а на год при определенных заболеваниях. Стало быть, ты и права не получишь», – пояснил он.

Такую точку зрения разделяют большинство экспертов. Все зависит от состояния здоровья конкретного человека, «можно и в 40 лет иметь огромный живот, плохое зрение, быть рассеянным, и можно в 60 [лет] быть подтянутым, спортивным, внимательным и аккуратным», – говорит лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

«В каждой возрастной группе есть свои группы риска. И 19-летние болваны есть и 80-летние абсолютно здравые люди», – соглашается президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, ограничения в получении водительских прав нужно вводить исходя не из возраста, а из состояния здоровья и поведенческих реакций.

«Когда водители проходят медицинскую комиссию, видимо, там надо ограничивать, если есть для этого какие-то основания. Например, выдавать медсправку не на 3 года, а на год, и подходить индивидуально к каждому человеку, находящемуся в группе риска», – пояснил он РИА Новости. Кроме того, можно ввести дополнительное медицинское тестирование для пожилых водителей. «Может быть, это должны быть тесты на поведенческие реакции, на адекватность», – предполагает Травин.

Об эффективности медкомиссий

В 2010 году Минздравсоцразвития утвердило новую форму медицинской справки для водителей и новый порядок прохождения медкомиссии. Теперь, чтобы получить эту справку, человеку нужно обойти порядка восьми врачей. Кроме того, на каждый бланк нанесена голограмма, и все справки заносятся в государственный реестр, что практически исключает возможность подделки документа. Виктор Травин уверен, что с введением новой формы справки ситуация с незаконным получением документа значительно улучшилась.

Медицинские комиссии все равно работают неэффективно, не соглашается Вячеслав Лысаков. Ни для кого не секрет, что права сегодня нередко получают и эпилептики, и наркоманы, и люди, страдающие различными психическими расстройствами. Виной тому – отсутствие системы диспансеризации, считает Лысаков.

«Если раньше человек брал справку из наркологического и психоневрологического диспансера о том, что он не состоит сейчас на учете, то сейчас это не работает. Сейчас выдают справку за 20 минут, не поднимая историю болезни, просто проверяют твое состояние. А наркоман, например, может внешне выглядеть вполне нормально», – говорит Лысаков.

Еще одна проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что при выдаче медицинской справки врачи ориентируются исключительно на то состояние, в котором человек находится в данный момент, поскольку либо не имеют возможности поднять всю историю болезни, либо просто не считают нужным это делать. Лысаков считает, что необходимо вернуться к системе диспансеризации, «когда поднимается вся история болезни». Также, по его мнению, необходимо ввести тотальную проверку на наличие наркотической зависимости у тех, кто получает медицинскую справку. «Так мы хотя бы от наркоманов [на дорогах] избавимся», – резюмировал он.

В группе риска – молодежь

Глава московского отделения Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев предложение Шишкарева поддерживает. «Если мы говорим о том, что люди старше 65 лет обладают уже не тем здоровьем, я могу это подтвердить по своему отцу. Он ездит аккуратно, но действительно, ему надо периодически проверять здоровье, – сказал он в беседе с РИА Новости. – Многие люди уже слабо видят, у них ухудшается реакция. Выдавать права на 5 лет – вполне разумная инициатива, в этом нет какого-либо ущемления прав пенсионеров, я не вижу ничего страшного».

По его мнению, большинство людей пожилого возраста обладают худшей реакцией, чем молодые люди. «Не всегда они являются виновными в ДТП, но количество ДТП с их участием гораздо выше, чем, допустим, ДТП с молодыми водителями», – говорит эксперт.

Аварийные ситуации на дорогах чаще создают молодые водители, не соглашается Леонид Ольшанский. «Я знаю, что пенсионеры ездят очень медленно, аккуратно, не развивают скорость, не подрезают. Пожилые люди более аккуратны в силу возраста, чем молодежь», – отмечает он.
К такому же выводу пришли и эксперты Совместного центра транспортных исследований Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР), на протяжении 16 лет (с1990 по 2006 годы) изучавшие связь между возрастом водителей и количеством аварий. Согласно данным исследования Совместного центра транспортных исследований при Европейской конференции министров транспорта, опубликованным в 2006 году, на молодых водителей приходится около 27% аварий со смертельным исходом по странам ОЭСР. Эксперты пришли к выводу, что смертность водителей в возрасте от 18 до 24 лет вдвое превышает этот показатель для водителей старшего возраста.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рискованный возраст

С подобной инициативой выступили власти столичного муниципального района Арбат. Как заявил в СМИ автор идеи глава района Арбат Евгений Бабенко, «Правила дорожного движения, как устав в армии, написаны кровью. Ты едешь правильно, а тебя подрезал «чайник» или пожилой человек». Поэтому он считает, что на машины таких водителей надо вешать специальные знаки, по тому же принципу, по которому они должны быть на автомобилях начинающих водителей.

— О том, что это не молодой неопытный, а опытный, но уже постаревший водитель, должен предупреждать знак — два восклицательных знака, — говорит Евгений Бабенко. — И будет ясно, что к этому автотранспорту надо относиться осторожно, притормозить, дать ему возможность выехать. Уважать друг друга надо прежде всего.

Автор идеи считает, что люди в возрасте зимой на автомобилях не передвигаются, теряют опыт. И весной могут быть опасны на дороге.

Надо сказать, что подобная идея появляется не впервые. Несколько лет назад предлагали ввести дополнительные ограничения для водителей в возрасте. Но они не прошли. При этом все заинтересованные ведомства тогда посчитали это просто желанием депутатов привлечь к себе внимание.

С чем связано появление такой инициативы сейчас — сказать трудно. Но прозвучало она сразу после того, как известный 79-летний телеведущий Николай Дроздов сбил на пешеходном переходе женщину.

Напомним, что самые суровые идеи в отношении ограничения прав и свобод водителя у нас всегда возникают после резонансных аварий. Но это происшествие резонансным не назовешь. Никто ведь не погиб в результате, а телеведущий вел себя в этой ситуации достойно и интеллигентно.

Как рассказали корреспонденту «РГ» в Госавтоинспекции, там не видят необходимости в подобных знаках и дополнительных ограничениях для людей в возрасте. Есть медицинские ограничения и противопоказания для управления транспортом. Они могут проявляться и у тридцатилетних водителей, и их может не быть у 70-летних. Зачем вводить дополнительные?

Недемократичным и даже дискриминационным такое предложение посчитал профессор Государственного университета физической культуры, спорта и туризма Эрнест Цыганков. Он много лет преподает не только на кафедре, но и в Центре высшего водительского мастерства. Там обучают людей не попадать в аварии, а также выходить из сложных положений на дороге. В этом центре проходят подготовку водители спецслужб.

— Опасность на дороге представляют те, кто считает, что уже все умеет и знает, — поясняет Эрнест Цыганков. — Пожилые водители, как правило, очень осторожны. К тому же у них большой не только водительский, но и жизненный опыт. Так чем они опаснее остальных? Как показывает практика, водитель, которому делали коррекцию зрения, чтобы он мог видеть без очков, теряет часть периферического зрения. Но это не повод ограничивать его в управлении транспортом.

Надо сказать, что Эрнесту Цыганкову — 81 год. Он постоянно ездит за рулем. Хотя говорит, что зрение не такое острое, и реакции притупились, но опасностей на дороге никому не создает и обучает других, как этих опасностей избежать.

Кстати, и статистика по авариям от ГИБДД показывает, что люди в возрасте безопаснее за рулем. Всего из-за нарушений правил водителями за 10 месяцев этого года произошло 123,5 тысячи аварий, в которых погибли 14 тысяч человек. Из них по вине водителей старше 70 лет произошло 2137 ДТП, в которых погибли 250 человек. А по вине начинающих водителей, со стажем управления до двух лет, произошло почти 10 тысяч аварий. В которых погибли более 918 человек.

Для сравнения: по вине водителей, которым от 30 до 40 лет, произошло 32,6 тысячи аварий, в которых погибли более 4 тысяч человек. Но такое количество связано не столько с опасностью возраста для управления, сколько с количеством таких водителей на дорогах.

Вячеслав Лысаков, 1-й зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству:

У нас есть критерии допуска, которые зависят не от возраста, а от состояния здоровья. Можно быть больным и иметь противопоказания в 18 лет, а можно быть бодрячком в 60 лет. То, что устанавливаются ограничения для начинающих водителей — понятно. Начинающим можно быть и в 18 лет, и в 50. Но ограничивать только по возрасту, я считаю это дискриминацией в чистом виде.

Игорь Моржаретто, автообозреватель «Вести-FM»:

Таких водителей у нас крайне мало. В правилах много знаков, которые никто не использует. Появится еще один. Ведь автомобиль — это семейный предмет. Им пользуется несколько человек. Поэтому вешать на машину лишний знак никто не будет. Ограничения имеют смысл только по медицинским показаниям. Например, в Финляндии люди старше 65 лет должны каждый год проходить медкомиссию.

В Японии с 1997 года существует знак для водителей старше 75 лет. Изначально он был в виде пожелтевшего листка. Однако люди не хотели, чтобы их считали увядающими. С 2011 года знак был изменен. Теперь это цветной четырехлистник.