Меню Закрыть

К каким словам нельзя задать вопрос

Как определить, к какой части речи относится слово

Чтобы справиться с большинством заданий ЕГЭ, нужно уметь определять, к какой части речи относится слово. Делать это лучше всего по вопросу, на который слово отвечает. Однако будьте внимательны: на один и тот же вопрос могут отвечать слова разных частей речи. К примеру, у прилагательного и причастия общий вопрос «какой?» А у деепричастия и наречия — «как?». Получается, что только вопроса не всегда бывает достаточно для определения части речи. Поэтому стоит обратить внимание на общее значение слова, а также на его морфологические признаки.

Самостоятельные части речи

Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку необходимо, разумеется, не только научиться определять части речи, но и хорошо усвоить их основные признаки. Обязательно повторите, какие наклонения бывают у глагола, на какие разряды делятся по своему значению прилагательные и местоимения.

Кстати, о местоимениях. Им на сайте посвящена отдельная статья, с которой рекомендую ознакомиться. Итак, «Кастинг местоимений» , статья П.Н. Малофеева: читаем, размышляем, обсуждаем!

Служебные части речи

Эти маленькие (в большинстве своём) словечки очень важны в языке. Без них люди не смогли бы полноценно общаться.

Изучая (или повторяя) материал о служебных частях речи, необходимо обратить внимание на:

  1. Отличие предлогов, союзов и частиц от самостоятельных частей речи.
  2. Отличие служебных частей речи друг от друга.

Предлоги, союзы и частицы, в отличие от самостоятельных частей речи, не отвечают ни на какие вопросы и не являются членами предложения.

Друг от друга служебные части речи отличаются, прежде всего, ролью в словосочетании, предложении или тексте,- то есть тем, для чего они служат.

Предлог

Предлог служит для связи слов в словосочетании, а следовательно, и в предложении. При этом выражается зависимость одного слова от другого.

Мы задаём вопросы от главных слов к зависимым, а ответить помогают предлоги «в» (пример 1) и «в течение» (пример 2). Без них невозможно было бы построить словосочетания. Причём к самим предлогам вопросы задать нельзя, от них – тоже.

Предлог «в» — непроизводный (он появился в языке непосредственно для выражения зависимости одних слов от других), как и другие непроизводные предлоги: на, под, к, у, в, за, из, от и др.

Предлог «в течение» — производный. Вы, наверно, почувствовали в нём «след» от существительного «течение». Производные предлоги образовались от слов знаменательных частей речи, при этом утратив их морфологические признаки.

Союз

Союз служит для связи простых предложений в составе сложного, а также для связи однородных членов предложения.

Как и предлоги, союзы бывают простые и составные, производные и непроизводные.

Частица

Частицы выполняют в нашей речи сразу две функции. Во-первых, они вносят в предложение определённый оттенок смысла — оттенок дополнительный, однако подчас очень важный. При этом никакой новой информации частицы не передают. Особые в этом плане частицы – НЕ и НИ. Они способны менять смысл высказывания на прямо противоположный, отрицательный.

Во-вторых, частицы могут служить для образования всевозможных форм слова. Например, для образования глагольных наклонений или степеней сравнения прилагательного и наречия.

К каким словам нельзя задать вопрос

Русский язык находится в списке самых непростых языков. Он имеет несколько падежей и времён, своеобразное строение предложений и множество частей речей, которые иностранцам могут показаться просто «волшебными».

Еще в начальной школе, ученики проходят тему «Слова, к которым нельзя задать вопрос». Рассмотрение этого параграфа происходит во втором классе, когда школьники изучают части речи.

Части речи русского языка:

1. Имя существительное. Оно подтверждает ответы на вопросы о предмете.

2. Имя прилагательное. Оно отвечает за качественную составляющую предмета, его свойства.

3. Глагол. Он отвечает за действия предметов.

4. Местоимение. Это такая часть речи, которая показывает нам предметы, их количество. Но название или имени не произносит.

5. Числительные. Они считают предметы, года.

Все эти части речи самостоятельные, то есть к ним можно задать вопрос, они не зависят друг от друга. Из этих частей речи стоятся предложения. Они могут не входить в предложения все вместе, но из каждого из них оно строится.

Кроме этого, в русском языке есть ряд слова (частей речи), которые не могут существовать сами по себе. Они не «умеют» строить предложения, а лишь дополняют их. Придают им второстепенную окраску, например, выражают эмоции или указывают место или принадлежность предмета.

Слова, к которым невозможно задать вопросы:

Предлог – это частица речи, которая является зависимой (служебной). Она связывает слова между собой в предложении или словосочетании. Предлоги не употребляются сами по себе.

Могут быть простыми, производными и составными. Примеры:

Простые предлоги: Мы пошли на улицу с братом.

Составные предлоги: Мышка вылезла из-под пола.

Производные предлоги: В течение времени он пришёл на пристань.

Союз – зависимая часть речи, которая соединяет несколько предложений в одном. Как правило, союзы используют в сложных предложениях.
Типы этой служебной части речи:

Сочинительный и подчинительный союзы: Он был очень красивым мальчик, но его характер был отвратительным.

К ним так же, как и к предлогу, нельзя задать определённого вопроса.

Частицы – привносят в предложения некие окраски или служат для словообразования. Виды частиц:

1) Формообразующие несамостоятельные части речи. Они создают новые формы слов.

2) Отрицательные частицы.

3) Частицы, показывающие состояние или признак.

4) Модальные частицы.

Примеры: Именно об этом думала мама, когда пришивала пуговицы на пальто.

Разве вам не интересно узнать результат?

Не нужно лишних фраз.

Междометия – слова или словосочетания, которые необходимы для выражения эмоций, указывая на них, но не называя.

Благодаря этой части речи, можно в предложении показать любую эмоцию. Например, показать, что человек очень удивлён, но при этом, не употребив само слово удивление.

При помощи междометий, можно чётко указать на то, что человек испытывает в данный момент, это может быть гнев, боль, радость, смятение.

В построении предложений всегда необходимо использовать разные части, чтобы делать их звонкими и более эмоционально – окрашенными.

Самостоятельные и служебные части речи.

  • Опубликовано в Морфология
  • Прочитано 349723 раз

В се части речи делятся на две группы – самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы , их действия и самые различные признаки . Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения .

Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков , а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом: идти из леса, ехать в метро, море и горы. Служебные слова могут соединять и предложения. Дует ветер, и идёт дождь. Служебные слова могут добавлять различные оттенки к значениям самостоятельных слов: Иди же! (частица же придаёт оттенок нетерпения). Прочитал бы ты эту книгу (частица бы придаёт глаголу прочитал оттенок пожелания). Служебные слова, в основном, не являются членами предложения. Но бывают исключения: Вдруг раздалось ура вдалеке (междометие ура в этом предложении является подлежащим.)

К самостоятельным частям речи можно задать вопросы, а к служебным словам и междометиям – нельзя. У каждой самостоятельной части речи свои вопросы. Поэтому по вопросам можно определить часть речи.

Самостоятельные части речи

1 Имя существительное: ученик, знание.
Кто? Что? Кого? Чего? И т. д.

2 Глагол: работать, построить.
Что делать? Что сделать.

3 Имя прилагательное: умный, деревянный, мамин.
Какой? Чей?

4 Имя числительное: пять, третий.
Сколько? Который?

5 Наречие: настежь, давно, далеко.
Как? Когда? Где.

6 Местоимение: он, такой, столько, так.
Кто? Какой? Сколько? Как.

7 Причастие: читающий, прочитавший.
Какой? (что делающий?).

8 Деепричастие: читая, прочитав.
Как? (Что делая? Что сделав?).

Служебные части речи

1
Предлог: в, на, за, из.

2
Союз: и, а, но, чтобы, если.

3
Частица: бы, ли, же, не, ни, даже.

Урок русского языка во 2-м классе по теме: «Слова, к которым нельзя задать вопрос (междометия)»

Тема: Слова – чувства (междометия)

Цели:

  • Познакомиться со словами русского языка, к которым нельзя задать вопрос (слова – чувства = междометия).
  • Исследовать их роль в речи, предложении.
  • Понаблюдать и научиться правильно выделять на письме междометия.
  • Совершенствовать навык выразительного чтения в предложениях с междометиями.
  • Закрепить навык работы со справочной литературой для выяснения значения слова междометия (толковый словарь для школьников под редакцией И.Н. Козловой).
  • Расширять языковые границы общения путем пополнения словарного запаса учащихся междометиями.
  • Продолжить работу по совершенствованию каллиграфии и орфографической зоркости.
  • Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствуя свою письменную и устную речь.

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Метод урока: деятельностный.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык» – 2 кл. Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
  • «Толковый словарь русского языка для школьников». Авт. Козлова
  • Опорные схемы к уроку: «ромашка» с частями речи, грамматическая основа
  • «Занимательный русский язык» (нескучный учебник). Авт. Г. Александрова
  • «Маленькая дверь в большой мир». Авт. Р.Н. Бунеев, книга для чтения 1 часть, 2 кл. (цитаты на карточках)

Межпредметные связи:

  • литературное чтение.
  • Риторика

I.Организационный момент

– Сегодня у нас необычный урок. Вы готовы к сотрудничеству? Интересным наш урок прлучится при совместном труде.
– С чего начинаем уроки русского языка? (с чистописания)

II. Минутка чистописания

– Для чего нужна минутка чистописания?

Хх // Жж // ох // меж // хо // до // эх // ме // ух // тье // ах

III. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха

Цель: активизировать знания детей об изученных частях речи и связи слов в предложении.
– Чтобы продолжить работу предлагаю вспомнить теоретический материал и дополнить «ромашку» частями речи, которые мы изучили.
(На правом развороте доски по мере ответа учащихся учитель выставляет схемы)

– Что можно составить из слов – частей речи? (Предложения)
– Какие главные члены предложения мы знаем?

– Как умеем связывать слова в предложении? (По вопросам)
– Составьте предложения из рассыпанных слов. (Устная работа в группе)
Запись на доске (на карточках):

С оборота – большая буква

(После обсуждения предложение записывается с комментированием в тетрадь: Ах, большая оса ужалила малыша)

Обозначьте грамматическую основу в предложении и обозначьте графически связь слов в предложении. Напишите вопросы, которые задавали к словам (Какая? Кто? Что сделала? Кого?)

IV. Постановка проблемного вопроса

Цель: зафиксировать интеллектуальный разрыв между имеющимися знаниями детей и несостоятельностью ответа на вопрос.

– Какой вопрос нужно задать к слову ах?
– Предлагаю провести исследовательскую работу по группам.

1 группа ––> исследуют как имя существительное.
2 группа ––> исследуют как имя прилагательное.
3 группа ––> исследуют как глагол.
4 группа ––> попробуйте взять какое-то другое слово.

Вывод! Ни на какой из вопросов слово ах не отвечает, значит это новая группа слов, т.е. новая часть речи.

V. Сообщение новой темы, разрешение интеллектуального конфликта

Цель: показать роль междометий в предложении.

– Поздравляю Вас! Вы сегодня на уроке сделали маленькое лингвистическое открытие, о том, что есть в русской речи такие слова, к которым нельзя задать вопрос. А какую же работу они выполняют в речи?
– Представьте, что этим малышом оказались бы вы. Какое чувство вы бы испытывали после укуса осы? (Ой! Больно)
– Вспомните, кто учил 2-ю песенку Винни-Пуха.
2-я песенка:

Куда идем мы с Пятачком?
Большой, большой секрет
И не расскажем мы о нем,
Да – да! Верней нет – нет!

– Расскажут или нет о своем секрете друзья? (Да-да! Нет-нет!)
– Какие чувства выражают слова да-да, нет-нет (согласия, несогласия).

Вывод: эти слова выражают разные чувства (слова – чувства).

VI. Введение нового понятия. Работа со словарем, с учебником

Цель: мотивировать детей к раскрытию новой части речи.

– Изученным частям речи мы дали научные понятия (опять возвращаюсь к «ромашке» с названиями частей речи). А какое название вы бы дали словам – чувствам?
– Вернемся к нашей минутке – чистописания. Догадайтесь, какое слово закодировано в слогах без овалов? (Междометие)
– Найдите в толковом словаре значение этого слова. (На доску в «ромашку» выставляется опорная схема с названием).
– Теперь обратимся к учебнику (стр.66, упр.103) и понаблюдаем как на письме выделяется междометие. Запишите одно из предложений по выбору в тетрадь.

Вывод: междометия пишутся в начале предложения с большой буквы. После них ставятся « , » или « ! »

VII. «Грамматическая сказка»

Цель: показать эмоционально – чувственную окраску предложений с новыми междометиями.

– Послушайте грамматическую сказку и постарайтесь запомнить новые междометия.

«Собрались однажды все части речи и высказываются о своей пользе:
– Мы существительные самые многочисленные, называем предметы.
– А мы прилагательные не менее важные, мы называем признаки предметов.
– Да и мы глаголы в речи нужны, приводим Вас в действие.
– Вот какие мы нужные: все мы что- то обозначаем, да и вопросы у нас есть. А как же тебя узнать и запомнить?
Не обиделось на них междометие.
– Я и без вопросов людям сгожусь. Чувства ведь у всех есть:

Мне, – сказало междометие, –
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ!
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья?

VIII. Упражнения в правильном употреблении междометий и осознанности чтения (парная работа)

– Вы сейчас получите листочки, на которых записаны предложения из знакомых вам текстов учебника «Маленькая дверь в большой мир». Попробуйте определить, какие междометия пропущены и поставьте их.

Карточка: (стр.88 – ключ для проверки)

Он подошел к раскрытому окну и выглянул во двор.
…, Снусмумрик воспользовался веревочной лестницей.
– …, Малыш! – крикнул Карлсон, помахал своей пухлой ручкой и скрылся. (стр.167)
–…. – окликнул его Мастино слабым голосом. (стр.155)
–… …, вот так ловко! – загоготал Карабас Барабас. – Сам золотой ключик идет мне в руки! (стр.148)
Первый сыщик, подняв морду, издал собачий вопль отчаяния.
Второй сыщик сделал то же самое:
– ……!
Они кинулись и обыскали весь косогор (стр. 147).

– Проверить правильность своих ответов вы можете по книге «Маленькая дверь в большой мир» (на обратной стороне листочка указан номер страницы).

IX. Итог

– С чем знакомились?
– Для чего нужны междометья?

X. Рефлексия

Цель: мотивировать детей к творческому стихосложению и употреблению в речи междометий «волшебных слов».

– Ребята, попробуйте сложить рифмовку из междометий. (Каждое междометие записано на отдельной карточке)

Караул! Увы! Ага!
Привет! Ой! Ха-ха! Ура!
Браво! Ба! Да-да! Хо-хо!
Фи! Фу! О! Бай-бай! Ого!

(Запись в тетради)

– В заключение мне хочется сказать всем присутствующим на уроке спасибо. А вы, ребята, поинтересуйтесь: слово спасибо можно назвать междометьем?

XI. Домашнее задание

Упр.104 или сочинить сказку про междометие с рисунком.

Конспект урока: «Слова, к которым нельзя задать вопрос»

  1. Познакомить со словами, в которым нельзя задать вопрос.
  2. Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, грамматическое чутьё.
  3. Воспитывать уважительное отношение к ответам учащихся, аккуратность в тетрадях.
  1. Организация класса
  2. Работа в тетрадях: (запись числа, классная работа)
  3. Работа с группой слов:

Кружились, фу, кувшин, ах, дружили, пушистый, чаща, частный, ой, чувство.

— На какие группы можно разделить эти слова?

1. По количеству слогов -2 -3 слога.

2. По орфограммам (жи, ши, ча)

— Какое правило надо помнить при написании?

3. По вопроса: Что? Что делали? Какой?

Кувшин кружились пушистый

чаща дружили частый

— Меня заинтересовало слово чувство. Как вы понимаете значение этого слова?

В.Даль – «Чувство – состояние того, кто чувствует что-либо» (Чувство боли, радости, любопытства. У человека 5 органов чувств: ухо, нос, язык, кожа).

Ожегов – Чувство – способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также самое такое ощущение.

Все в своей жизни переживали -чувство гордости, достоинства, юмора, любови.

— Какие чувства может испытывать человек в разных ситуациях?

Радость, удовольствие, испуг, страх, неудовольствие.

— Оставшиеся слова прочитайте, запишите их. (фу, ах, ой).

— А можно ли к этим словам поставить вопрос?

— Что выражают эти слова? (чувство)

IV. Сообщение темы урока:

Сегодня мы познакомимся со словами к которым нельзя задать вопрос, как они называются, какую роль выполняют речи.

V. Практическая работа: (подготовка к изучению нового)

Что это? ( на доске фото цветка)

Послушайте, что скажут об этом цветке дети. ( к доске выходят трое детей)

Ах, какая прелесть! ( Полина)

Ой, правда необычный цветок! (Катя)

Фу, обыкновенный цветок (Дима).

Какое чувство передала Полина по отношению к цветку? ( радость, восторг.

Какое чувство передала Катя по отношению к цветку? (удивление)

— Какое слово помогло понять её чувство? (ах)

— Какое слово помогло Диме понять чувство?

— Какое чувство передал он по отношению к цветку? ( безразличие)

VI. Беседа:

— Ребята как часто вы употребляете в своей речи слова – ах, фу, ой?

— Что они передали, выразили этими словами? (своё отношение, свои чувства)

— Слова, которые вызывают чувства и к ним нельзя поставить вопрос называются МЕЖДОМЕТИЕ ( на доску)

— Знаете ли вы другие слова, при помощи которых можно передать свои чувства?

Радость, удивление –ух

Насмешка –ха-ха, хе-хе.

Радость, ликование –эх

Радость, удивление – ух

VII. Работа в учебнике: Задание: упр. 103 стр. 66

— Предложение про себя (чтение в слух)

Ах, как хорошо! – Какое чувство передали? Радости

Ох, и устал я сегодня! — Какое чувство передали? Усталости

-Какое слово помогло передать чувство усталости? Ох

Ух, как страшно! — Какое чувство передали? страха.

— Что мы не сказали про эти слова?

(эти слова на письме выделяются запятыми)

-Прочитаем предложения без междометий.

— Что заметили? (предложения стали бледнее и не всегда можно понять, как прочитать и с какой интонацией).

-Как думаете, для чего в речи нужны эти слова?

Вывод:

С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.

— Запишите эти предложения, обратите внимание на знаки препинания в предложениях.

-Прочитайте задание, внимательно посмотрите на схемы предложений.

— Что заметили? ( эти слова могут быть целыми предложениями, после таких маленьких слов ставится восклицательный знак). Это зависит от того, с каким чувством произносит говорящий.

Составит предложения (иллюстрация)

-Кого вы видите? ( к схеме второго предложения составить предложение)

Ах! Очень красивые цветы

Ух! Как хорошо! Ух! Как страшно!

— Какое чувство передали?

-Какое слово помогло? ( запишите эти предложения).

VIII. Словарная работа.

— Прочитайте слова, подберите подходящее слово:

— Назовите 1-ый, 2-ой, 3-ый слог

-Произнесём с ударением

-На какой слог падает ударение?

-Произнесём гласный звук 1-го слога.

-Какой буквой может обозначаться?

-Как понимаете значение слова погода?

Погода-состояние природы в определённом месте, определённое время.

Слово образовалось с помощью приставки ПО –ОТ-ГОД- подходящее, благоприятное время.

Первоначально словом погода называли только благоприятное состояние природы, а словом непогода- ненастье.

-Сейчас значение слова расширилось:

Хороша погода, плохая погода.

-Какая сегодня погода?

-Составьте предложение употребляя междометия.

Ах, _______ _________! Ой! Какая погода!

-Какие слова помогли передать чувства?

-Менялись ли чувства?

-Запишите 2 предложения. (проверка)

IX.Итоги:

— Почему эти слова особые? (нельзя задать вопрос)

— Что выражают? (чувства)

— Как называются эти слова?

— Как эти слова выделяются на письме?

Слова, к которым нельзя задать вопрос, выражают различные чувства называются междометиями.

— Какие проявляются чувства, когда заканчивается урок?

-Ответьте предложением (схема)

— Какие слова помогли передать чувства?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Слова, к которым нельзя задать вопрос» »

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Слова, к которым нельзя задавать вопрос»

Познакомить со словами, в которым нельзя задать вопрос.

Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, грамматическое чутьё.

Воспитывать уважительное отношение к ответам учащихся, аккуратность в тетрадях.

Работа в тетрадях: (запись числа, классная работа)

Работа с группой слов:

Кружились, фу, кувшин, ах, дружили, пушистый, чаща, частный, ой, чувство.

— На какие группы можно разделить эти слова?

1. По количеству слогов -2 -3 слога.

2. По орфограммам (жи, ши, ча)

— Какое правило надо помнить при написании?

3. По вопроса: Что? Что делали? Какой?

Кувшин кружились пушистый

чаща дружили частый

— Меня заинтересовало слово чувство. Как вы понимаете значение этого слова?

В.Даль – «Чувство – состояние того, кто чувствует что-либо» (Чувство боли, радости, любопытства. У человека 5 органов чувств: ухо, нос, язык, кожа).

Ожегов – Чувство – способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также самое такое ощущение.

Все в своей жизни переживали -чувство гордости, достоинства, юмора, любови.

— Какие чувства может испытывать человек в разных ситуациях?

Радость, удовольствие, испуг, страх, неудовольствие.

— Оставшиеся слова прочитайте, запишите их. (фу, ах, ой).

— А можно ли к этим словам поставить вопрос?

— Что выражают эти слова? (чувство)

IV. Сообщение темы урока:

Сегодня мы познакомимся со словами к которым нельзя задать вопрос, как они называются, какую роль выполняют речи.

V. Практическая работа: (подготовка к изучению нового)

Что это? ( на доске фото цветка)

Послушайте, что скажут об этом цветке дети. ( к доске выходят трое детей)

Ах, какая прелесть! ( Полина)

Ой, правда необычный цветок! (Катя)

Фу, обыкновенный цветок (Дима).

Какое чувство передала Полина по отношению к цветку? ( радость, восторг.

Какое чувство передала Катя по отношению к цветку? (удивление)

— Какое слово помогло понять её чувство? (ах)

— Какое слово помогло Диме понять чувство?

— Какое чувство передал он по отношению к цветку? ( безразличие)

— Ребята как часто вы употребляете в своей речи слова – ах, фу, ой?

— Что они передали, выразили этими словами? (своё отношение, свои чувства)

— Слова, которые вызывают чувства и к ним нельзя поставить вопрос называются МЕЖДОМЕТИЕ ( на доску)

— Знаете ли вы другие слова, при помощи которых можно передать свои чувства?

Радость, удивление –ух

Насмешка –ха-ха, хе-хе.

Радость, ликование –эх

Радость, удивление – ух

VII. Работа в учебнике: Задание: упр. 103 стр. 66

— Предложение про себя (чтение в слух)

Ах, как хорошо! – Какое чувство передали? Радости

Ох, и устал я сегодня! — Какое чувство передали? Усталости

-Какое слово помогло передать чувство усталости? Ох

Ух, как страшно! — Какое чувство передали? страха.

— Что мы не сказали про эти слова?

(эти слова на письме выделяются запятыми)

-Прочитаем предложения без междометий.

— Что заметили? (предложения стали бледнее и не всегда можно понять, как прочитать и с какой интонацией).

-Как думаете, для чего в речи нужны эти слова?

С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.

— Запишите эти предложения, обратите внимание на знаки препинания в предложениях.

-Прочитайте задание, внимательно посмотрите на схемы предложений.

— Что заметили? ( эти слова могут быть целыми предложениями, после таких маленьких слов ставится восклицательный знак). Это зависит от того, с каким чувством произносит говорящий.

Составит предложения (иллюстрация)

-Кого вы видите? ( к схеме второго предложения составить предложение)

Ах! Очень красивые цветы

Ух! Как хорошо! Ух! Как страшно!

— Какое чувство передали?

-Какое слово помогло? ( запишите эти предложения).

VIII. Словарная работа.

— Прочитайте слова, подберите подходящее слово:

— Назовите 1-ый, 2-ой, 3-ый слог

-Произнесём с ударением

-На какой слог падает ударение?

-Произнесём гласный звук 1-го слога.

-Какой буквой может обозначаться?

-Как понимаете значение слова погода?

Погода-состояние природы в определённом месте, определённое время.

Слово образовалось с помощью приставки ПО –ОТ-ГОД- подходящее, благоприятное время.

Первоначально словом погода называли только благоприятное состояние природы, а словом непогода- ненастье.

-Сейчас значение слова расширилось:

Хороша погода, плохая погода.

-Какая сегодня погода?

-Составьте предложение употребляя междометия.

Ах, _______ _________! Ой! Какая погода!

-Какие слова помогли передать чувства?

-Менялись ли чувства?

-Запишите 2 предложения. (проверка)

— Почему эти слова особые? (нельзя задать вопрос)

— Что выражают? (чувства)

— Как называются эти слова?

— Как эти слова выделяются на письме?

Слова, к которым нельзя задать вопрос, выражают различные чувства называются междометиями.

— Какие проявляются чувства, когда заканчивается урок?