Защита авторских прав: закон об охране и соблюдении, способы и технические средства, судебная практика

Любой, кто написал творческую работу, картину, песню или создал программу ЭВМ, может считать себя автором. И каждый хотел бы защитить результат труда от незаконного использования. Это возможно, только нужно знать некоторые правила.

Что такое авторские права

Авторское право — это область юриспруденции, которая регламентирует право автора и других правообладателей на результат интеллектуальной деятельности. Каждый, кто вложил время, средства и умственный труд в создание какого-либо произведения, является автором и имеет право защищать своё творение на основании законов.

Защита авторских прав: закон об охране и соблюдении, способы и технические средства, судебная практика

Даже ребёнок, создавший открытку своими руками, может считаться автором и требовать защиты авторских прав

Существует три понятия в авторском праве:

  • автор (физическое лицо, которое создало произведение),
  • субъект права,
  • объект права.

Субъектом (правообладателем) называется лицо, к которому перешло исключительное право на произведение.

Данил Феоктистов, кандидат юридических наук

К субъектам авторского права относятся:

  • различные предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения,
  • работодатели (если произведение создано служащим, работающим по найму, то право на него возникает у нанимателя),
  • заказчики, в случае создания произведения по договору заказа,
  • наследники автора или иного обладателя авторского права.

Юрий Клинских, известный под именем Юрий Хой, лидер группы «Сектор Газа», при жизни не регистрировал авторские права на своё творчество. Это принесло большие проблемы его родственникам. После смерти певца появилось множество «соавторов», желающих заработать на известном имени, хотя по закону авторские права на музыку и бренд должна была наследовать его жена.

Защита авторских прав: закон об охране и соблюдении, способы и технические средства, судебная практика

Законные наследники Юрия Клинских лишились возможного дохода из-за того, что он не зарегистрировал авторские права на песни

Объекты авторского права:

  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ),
  • драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения,
  • хореографические постановки и пантомимы,
  • музыка и песни,
  • аудиовизуальные работы (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и т. д.),
  • изобразительное искусство: живопись, скульптура, графика, дизайнерские работы, графические рассказы, комиксы и т. д.,
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства,
  • объекты архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства,
  • фотографии и их аналоги,
  • географические, геологические и иные карты, планы, эскизы и пластические работы, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам,
  • операционные системы на любом языке и в любой форме,
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и т. д.),
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Не могут являться объектами авторского права:

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы,
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. д.),
  • произведения народного творчества,
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
  • короткие названия и лозунги.

Законы РФ и международные соглашения об авторских правах

Первый законодательный акт об авторских правах назывался Статутом королевы Анны, и он действовал на территории Британии с XVIII века.

Парламентом выдавались документы о регистрации права всем, кто создавал наглядные материалы: книги, чертежи и карты. Причём действовало такое право 14 лет. Автор мог продлить его на тот же срок или продать.

Приобретатель произведения получал пожизненное авторское право.

Защита авторских прав: закон об охране и соблюдении, способы и технические средства, судебная практика

Первый законы об авторских правах защищали авторов старинных карт и чертежей

В современности всё изменилось. В каждом государстве приняты законы о защите авторских прав, существуют и международные нормы.

Авторское право в России защищено:

  • Гражданским кодексом РФ,
  • Конституцией РФ,
  • Федеральным законом №5351–1 «Об авторском праве и смежных правах»,
  • Федеральным законом №35 «О внесении изменений в Гражданский кодекс и иные законодательные акты по вопросам регулирования интеллектуальной собственности»,
  • Всемирной конвенцией об авторском праве,
  • Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений,
  • Договором ВОИС по авторскому праву,
  • Соглашением ТРИПС (международное авторское право),
  • Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм,
  • Директивой ЕС от 22.05.2001г. №2001/29/ЕС. «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе».

Способы защиты авторских прав

Можно защитить свои права, принимая кардинальные меры, например, через суд. Но лучше попытаться себя обезопасить. Для этого нужно соблюдать простые правила.

Способ профилактики «пиратства» зависит от объекта авторского права. Например, если речь идёт о произведении, размещённом в интернете, можно просто заявить о своём авторстве. Под публикациями нужно ставить значок © copyright, фамилию и имя, а также дату создания произведения. Если текст будет скопирован, первая публикация станет подтверждением вашего авторства.

Когда речь идёт об авторских правах на фотографии или картины, подпись ставят на самом изображении.

Защита авторских прав: закон об охране и соблюдении, способы и технические средства, судебная практика

В правом нижнем углу размещена авторская подпись как способ защиты авторских прав

Даже если произведение не используется в интернете, можно заявлять об авторстве через подпись.

Американская художница Маргарет Д. Х. Кин до замужества с Дэном Макгуаэром состояла в отношениях с человеком, который шантажом и угрозами заставлял её писать картины. Позже эти произведения он продавал, выдавая за свои.

Маргарет смогла разоблачить мошенника и привлечь к суду. Одним из веских доказательств в её пользу стали подписи на картинах. Мошенник плохо разбирался в живописи и накладывал акварель на слой гуаши.

Под верхними слоями краски нашлись оригинальные авторские подписи.

Музыку и видео, добавляемые в интернет, можно защитить, воспользовавшись услугами специализированных ресурсов. Например, видеохостинг Youtube заключает с авторами соглашение, которое может защитить от копирования.

Любой материал, размещённый в интернете, отслеживается через поиск на других сайтах. При обнаружении пиратства можно написать сообщение администратору хостинга, и он должен будет удалить копию.

Официальный способ защиты авторских прав

Если попытка обезопасить себя не увенчалась успехом, дело может дойти до суда. Однако должно быть подтверждение авторства, иначе шансы выиграть невелики.

Одной из особенностей таких дел является презумпция: автором считается тот, кто первым заявил о своих правах. И если об этом узнал настоящий создатель произведения и объявил о несогласии, доказывать свою правоту придётся именно ему.

Официально оформить авторские права можно у нотариуса или в специализированной конторе.

Защита авторских прав: закон об охране и соблюдении, способы и технические средства, судебная практика

Официальный документ о регистрации должен содержать в себе подпись ответственного лица и печать регистрирующий организации

Однако и тут есть свои тонкости. Юридические конторы лишь подтверждают, что вы заявили о своих правах. Выданное свидетельство сообщает о факте обращения, типе объекта права и дате регистрации. Но абсолютным доказательством вашего авторства оно не является.

Авторские права имеют срок действия. При авторстве одного человека они сохраняются в течение его жизни и ещё 70 лет. Если авторов 2 и более, то права длятся 70 лет после смерти последнего.

Если объект имеет особую ценность, нужно обращаться к нотариусу. К тому же, кроме регистрации самого права, можно получить свидетельство о депонировании.

Как это работает? Вы отдаёте один экземпляр нотариусу, а он его депонирует, то есть размещает у себя.

В случае суда нотариус может стать свидетелем, ведь он всё это время хранил экземпляр и знает точную дату, когда объект был ему передан.

Для того чтобы зарегистрировать авторские права у нотариуса, потребуются документы:

  • заявление на регистрацию авторских прав,
  • произведение (представляется в оригинале или на электронных носителях информации: CD или DVD дисках в форматах PDF, JPG, файлов-мультимедиа),
  • заверительная надпись на оригинале произведения или CD/DVD диске уполномоченного должностного лица, нанесённая несмываемой краской или специальными маркерами, а также печать юридического лица (если таковая имеется),
  • перечень приложений, который должен содержать информацию о том, что прилагается цифровой носитель. В списке указывают также количество документов и листов в каждом из них,
  • аннотация (5–7 строчек описания темы, назначения и содержания произведения), подписанная автором (ами), в двух экземплярах,
  • титульный лист (выдаётся патентным бюро),
  • реквизиты автора (ов).

Защита авторских прав: закон об охране и соблюдении, способы и технические средства, судебная практика

Готовую форму заявления при регистрации авторских прав может выдать регистрирующая фирма

При обращении к нотариусу обычно при себе имеют паспорт и 2 экземпляра произведения, нотариус предложит бланк заявления и оформит всё сам. В специализированной конторе всё ещё проще, так как их услуги стоят относительно дороже, чем у нотариуса.

Кстати, сама по себе регистрация не так уж дорого и обходится. Например, зарегистрировать авторские право на небольшой рекламный видеоролик у нотариуса стоит около 500 рублей.

Ответственность за нарушение авторских прав

Если речь идёт о простом копировании материалов, размещённых в интернете, автор может написать администратору хостинга.

В этом случае ответственность постигнет нарушителя через удаление контрафактного материала. При самом серьёзном подходе с последующим обращением к оператору связи сайт (страница) может быть заблокирован.

Разумеется, в таких случаях ни о каких материальных возмещениях речи не идёт.

Если нарушены права, а авторство было засвидетельствовано нотариусом или специализированной юридической конторой, пострадавший может обратиться в суд. Иски подобного рода рассматриваются в городских (районных) или арбитражных судах.

Территориальная подсудность определяется адресом проживания или юридическим адресом ответчика. Например, ответчиком становится Иван Иванов, владелец радиоволны «Иванов-рекордс», тогда иск подаётся в районный суд по месту жительства Ивана Иванова.

А если ответчиком становится «Иванов-рекордс», то иск будет рассматриваться арбитражным судом по юридическому адресу предприятия.

Для обращения в суд нужен пакет документов:

  • паспорт истца или свидетельство о регистрации юридического лица,
  • документ, подтверждающий право подающего иск на обращение в суды (для юридических лиц),
  • свидетельство о регистрации авторского права (и депонировании, если есть),
  • доказательство нарушения,
  • квитанция об уплате госпошлины.

Защита авторских прав: закон об охране и соблюдении, способы и технические средства, судебная практика

Если речь идёт о крупной сумме, целесообразно обратиться к юристу, как правило, юридические конторы предлагают такую услугу

Часто случается так, что при получении повестки в суд ответчик срочно ликвидирует все доказательства. Если нарушение подтвердить не удастся, то и возмещения ущерба добиться будет сложно.

Однако некоторые авторы и их оппоненты приходят к общему мнению, что передача прав выгодна обоим (например, за большое вознаграждение).

В таких ситуациях иск может быть отозван с целью экономии времени и средств, потраченных на услуги адвокатов.

Размер госпошлины за подачу такого иска зависит от его цены (суммы заявленных требований). После принятия всех документов суд назначит дату слушания. Если на первом слушании не возникнет спорных моментов, требующих документального подтверждения, суд вынесет решение. Чаще всего истец проигрывает, поэтому иногда нанять адвоката выгодно, даже если его услуги кажутся очень дорогими.

Виновному может быть назначена ответственность в виде:

  • компенсации морального и материального вреда,
  • административного взыскания (штрафа),
  • обязательных работ,
  • исправительных работ,
  • лишения свободы.

Масштаб и характер мер назначается судом исходя из вида нарушения и его последствий.

Защита авторских прав: закон об охране и соблюдении, способы и технические средства, судебная практика

При успешном исходе дела нарушитель выплатит автору денежную компенсацию

Например, если речь идёт об административной ответственности, штраф может быть:

  • от 1 500 до 2 000 рублей для физлиц,
  • от 10 000 до 20 000 рублей для должностных лиц,
  • от 30 000 до 40 000 рублей для организаций.

Но если дело приобретает уголовный характер, то и наказание будет жёстче. Например, хранение и транспортировка контрафакта в крупных размерах карается:

  • штрафом до 200 000 рублей или в сумме дохода (зарплаты) осуждённого за 1,5 года,
  • обязательными работами продолжительностью до 480 часов,
  • исправительными работами продолжительностью до 2 лет,
  • лишением свободы до 2 лет.
Читайте также:  Командировочное удостоверение в 2020 году: нужно ли, бланк т-10 и образец заполнения листа, отмена

В случае если нарушителями стали несколько лиц, то штраф может быть увеличен до 500000 рублей, а срок лишения свободы — до 5 лет.

Видео: о нарушении авторских прав

Судебная практика

Стандартная ситуация: фотограф из Липецка сделал фотоосвещение празднества, организованному ко Дню города. ООО «Априори» использовало 4 фотографии в некоммерческих целях. Фотограф подал иск, в числе требований заявил о компенсации вреда, возмещении издержек и госпошлины. Доводы ответчика о некоммерческих целях не возымели влияния.

А также суд проигнорировал факт, что авторских подписей на фото не было, а сами работы находились в свободном доступе в интернете, и даже ребёнок мог их скачать и использовать по своему усмотрению.

Суд удовлетворил иск частично: фотографии были удалены хостингом нарушителя, назначена компенсация за моральный и материальный вред, на ответчика возложена обязанность о возмещении судебных издержек и госпошлины.

Защита авторских прав: закон об охране и соблюдении, способы и технические средства, судебная практика

Чаще всего истцами в судах по авторскому праву становятся фотографы

Ситуация 2. Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» подала в суд на фабрику «Славянка» (Белгородская область).

Дело в том, что компания-истец много лет выпускает молочный шоколад «Алёнка», ставший легко узнаваемой маркой во всей стране. «Славянка» стала делать шоколад «Алина».

Плитка выглядит так же, та же обёртка и даже изображение на ней. Компания-автор истребовала с нарушителя авторских прав 310 миллионов рублей. Суд удовлетворил иск полностью.

Авторские права — это права на интеллектуальную собственность. Как и любое имущество, она охраняется законом от посягательства. Основным нюансом в таких делах является презумпция. Закон защищает того, кто смог доказать своё право собственности. Для регистрации авторских прав можно обратиться к нотариусу или другому юристу. В случае их нарушения крайней мерой является обращение в суд.

Загрузка…

Источник: https://innov-invest.ru/yuridicheskie-sovetyi/kak-zashhitit-avtorskie-prava

Авторские права: актуальная судебная практика

Общероссийская общественная организация «Российское авторское общество» (РАО) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО, владеющему кафе, о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав в размере 200 тыс. рублей.

Нарушение выразилось в том, что в помещении кафе произошло публичное исполнение нескольких результатов интеллектуальной деятельности в виде музыкальных произведений (фонограмм) без согласия правообладателей авторских прав на данные произведения.

Истцом в адрес ответчика было направлено письмо с требованием о выплате компенсации правообладателям взамен невыплаченного им вознаграждения и предложением заключить соответствующий договор. Ответчик не выполнил обязательства по выплате компенсации и не заключил договор с истцом.

  • В связи с этим истец обратился в суд.
  • Удовлетворяя его требования, судьи исходили из доказанности факта нарушения.
  • Факт публичного исполнения фонограмм подтверждается видеоматериалом, актом копирования, заключением специалиста.
  • Поскольку ответчиком не доказана необоснованность заключения специалиста, суд отказал ответчику в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы.

Пунктом 1 ст. 1270 ГК РФ предусмотрено, что автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Одним из них является публичное исполнение произведения (пп. 6 п. 2 той же статьи).

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ст. 1250, 1252 и 1253 ГК РФ, вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 того же кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  •  в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда;
  •  в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения (ст. 1301 ГК РФ).

РАО является организацией по управлению правами на коллективной основе, получившей госаккредитацию (ст. 1243, 1244 ГК РФ, Приказ Минкультуры РФ от 15.08.2013 № 1164).

  1. Она вправе заключать с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и уполномочена собирать с пользователей вознаграждение за использование этих объектов.
  2. Также она наделена правом от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде и совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе.
  3. Таким образом, суды, исследовав и оценив представленные РАО документы, установили наличие у него права на иск, обусловленный нарушением обществом исключительных прав на шесть музыкальных произведений, выразившемся в публичном их исполнении при осуществлении обществом коммерческой деятельности без выплаты их авторам вознаграждения, что влечет удовлетворение иска.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Суда по интеллектуальным правам от 14.03.2019 № С01-132/2019

  • Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»
  • Примечание редакции:

Источник: http://www.v2b.ru/articles/avtorskie-prava-aktualnaya-sudebnaya-praktika/

Глава 6. Защита авторских прав

Следует
проводить различие между такими понятиями
как охрана авторских прав и их защита.
Под охраной понимается установление
всей системы правовых норм, направленных
на соблюдение прав авторов и их
правопреемников. Тогда как защита — это
совокупность мер, целью которых является
восстановление и признание этих прав
в случае их нарушения.

Авторские
права могут нарушаться как в рамках
договора, заключенного между автором
или иным правообладателем с пользователем
произведения, так и в случае так
называемого внедоговорного использования
произведения, когда оно используется
без согласия автора или иного
правообладателя на произведения и без
уплаты соответствующего вознаграждения.

Когда
речь идет о защите авторских прав, то
речь идет о защите прав не только авторов,
но и их правопреемников. Это обусловлено
тем, что имущественные и неимущественные
права авторов могут нарушаться как при
жизни авторов, так и после их смерти.
Кроме того, сами исключительные права
авторов могут переходить другим лицам.

Нарушенные
авторские права могут защищаться с
помощью норм различных отраслей права.
Так, за наиболее серьезные нарушения
авторских прав (например, за плагиат)
предусмотрена уголовно-правовая
ответственность, хотя на практике она
почти не применяется.

При этом следует
различать понятия плагиата и заимствования,
под которым нужно понимать цитирование
отрывков произведений других авторов.
В некоторых странах принимают специальные
законы, направленные на защиту авторских
прав в связи с применением новых цифровых
технологий, а также в связи с использованием
в сети «Интернет».

Достаточно
упомянуть получивший печальную
известность принятый в США Закон об
авторском праве в цифровом тысячелетии.

В
случае нарушения авторских прав
государственными организациями возможен
и административный порядок защиты, то
есть путем обращения в вышестоящие
организации по отношению к организации
нарушителю.

В данном случае речь идет
об обращении авторов и их правопреемников
в государственные органы, в ведении
которых находятся учреждения, использующие
произведения.

Указанные органы могут
осуществить защиту авторских прав и по
собственной инициативе или по просьбе
творческих союзов Кроме того, потерпевший
может обратиться в антимонопольный
орган или творческий союз.

Однако
основным способом защиты нарушенных
авторских прав является применение
норм гражданского права.

Это обусловлено
тем, что административная и уголовная
ответственность предусмотрена не за
все виды правонарушений в области
авторского права.

Кроме того, следует
учитывать то обстоятельство, что
авторское право является частью
гражданского права. В этом случае защита
осуществляется с помощью предъявления
иска.

Согласно
ст. 49 Закона об авторском праве и смежных
правах автор, обладатель смежных прав
или иной обладатель исключительных
прав вправе защищать свои права способами,
предусмотренными Гражданским кодексом
Российской Федерации.

Закрепленные
в гражданском законодательстве нормы,
регулирующие защиту нарушенных авторских
прав, учитывают две возможные группы
нарушений: нарушение авторских личных
неимущественных прав и нарушение
исключительных правомочий на использование
произведений, охраняемых авторским
правом.

В ГК нормы, посвященные защите
гражданских прав содержатся в ст. 12 ГК,
однако применяться они могут с учетом
особенностей Закона об авторском праве
и смежных правах.

Так, например, такой
способ как признание прав применительно
к авторским правоотношениям предполагает
прежде всего признание права авторства
на произведение.

Однако, как известно,
для возникновения авторского права не
требуется соблюдение каких-либо
формальностей или регистрация
произведения. Вместе с тем на практике,
как уже отмечалось. иногда авторы сами
регистрируют свое авторство в нотариальном
порядке.

Применяются
также технические средства защиты
авторских прав. Согласно ст. 48.1 (п.

1)
техническими средствами защиты авторского
права и смежных прав признаются любые
технические устройства или их компоненты,
контролирующие доступ к произведениям
или объектам смежных прав, предотвращающие
либо ограничивающие осуществление
действий, которые не разрешены автором,
обладателем смежных прав или иным
обладателем исключительных прав, в
отношении произведений или объектов
смежных прав. Следует отметить, что
применение термина «защита» не
совсем правомерно, поскольку о защите
идет речь в тех случаях, когда право уже
нарушено. В данном случае технические
средства защиты направлены на
предотвращение нарушения авторских
прав.

Нарушение
личных неимущественных прав авторов
не всегда затрагивает их имущественные
права и наоборот соблюдение личных
неимущественных прав может повлечь
нарушение имущественных прав (например,
автор не получает вознаграждения за
использование своего произведения).

В
ряде случаев для того, чтобы защитить
нарушенное право авторства необходимо
его признать.

Дела о признании авторства
рассматриваются в порядке особого
производства, поскольку они относятся
к делам об установлении фактов, имеющих
юридическое значение.

При этом суд
устанавливает факт авторства лишь при
невозможности получения заявителем в
ином порядке документов, удостоверяющих
этот факт, либо при невозможности
восстановления утраченных документов.

Охрана
личных неимущественных правомочий
осуществляется независимо от вины
нарушителя. Так, если издательство не
знало и не должно было знать о том, что
издаваемое произведение было создано
одним лицом, но авторство было присвоено
другим лицом, то это издательство все
равно должно совершить действия,
направленные на восстановление
нарушенного права авторства.

Требование
о защите нарушенных неимущественных
прав автора предъявляет сам автор, а
после его смерти и в случаях, установленных
в законе это могут делать его наследники.

Способы
защиты нарушенных личных неимущественных
правомочий автора весьма специфичны.
Защита осуществляется не только
способами, указанными в ст. 12 ГК. Так,
при нарушении права на защиту репутации
автора произведения автор может
потребовать восстановления нарушенного
права.

Так, если искажение было допущено
в процессе издания, но до его распространения,
то автор может потребовать внесения
соответствующих изменений в тираж
произведения. Если же этот тираж уже
разошелся, то автор имеет право требовать
соответствующей публикации о допущенном
нарушении в печати или иным способом.

При необходимости автор может требовать
запрещения выпуска произведения в свет.
Восстановление нарушенного права может
также включать в себя внесения исправлений
в произведение.

Если
было нарушено право на авторство или
право на авторское имя, то автор может
потребовать признания авторства. Такое
признание может быть осуществлено с
помощью специального сообщения в печати.
В публикации о допущенном нарушении
должно быть указано, где и когда было
допущено нарушение и каким образом.

В
случае нарушения личных неимущественных
прав автор также может потребовать
признания прав и компенсации морального
вреда. ЗОАП не содержит специальных
норм посвященных компенсации морального
вреда. Поэтому необходимо руководствоваться
положениями ст. 150-152 ГК и 1099-1101

На
требования о защите личных неимущественных
прав не распространяется исковая
давность.

Что
касается имущественных прав, то речь
идет о нарушении исключительного права
на использование произведения. При этом
следует иметь в виду, что право требовать
защиты нарушенного права имеют не только
авторы, но и другие правообладатели.

Читайте также:  Заявление на материнский капитал: правила составления, образец 2020 года

Наиболее распространенными случаями
являются: использование произведения
без согласия автора или иного
правообладателя и без уплаты авторского
вознаграждения, отказ в выплате авторского
вознаграждения, нарушения исключительных
прав тех правообладателей, которым
автор передал права на определенные
виды использования.

Согласно
п. 2 ст. 50 Закона об авторском праве и
смежных правах может быть наложен арест
на контрафактные (то есть изготовленные
с нарушением авторских прав) экземпляры
до рассмотрения дела по существу.

В
ст. 48 Закона об авторском праве и смежных
правах говорится о контрафакции, то
есть самовольном и незаконным изготовлением
и распространение экземпляров произведения
без согласия правообладателя.

Применяется
также понятие пиратского произведения.

Экземпляры произведения изготовленные
в стране, где они перешли в сферу
общественного достояния и ввезенные в
РФ являются контрафактными, если в
России авторское право на них продолжает
действовать.

  • В
    случае нарушения имущественных прав
    автор или иной обладатель исключительных
    прав вправе требовать по своему выбору
    от нарушителя вместо возмещения убытков
    выплаты компенсации в размере:
  • от
    10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей,
    определяемом по усмотрению суда,
    арбитражного суда или третейского суда
    исходя из характера нарушения;
  • в
    двукратном размере стоимости экземпляров
    произведений или объектов смежных прав
    либо в двукратном размере стоимости
    прав на использование произведений или
    объектов смежных прав, определяемой
    исходя из цены, которая при сравнимых
    обстоятельствах обычно взимается за
    правомерное использование произведений
    или объектов смежных прав.

Обладатели
исключительных прав вправе требовать
от нарушителя выплаты компенсации за
каждый случай неправомерного использования
произведений или объектов смежных прав
либо за допущенные правонарушения в
целом. Компенсация подлежит взысканию
при доказанности факта правонарушения
независимо от наличия или отсутствия
убытков.

Авторы
и исполнители в случае нарушения их
личных неимущественных прав или
имущественных прав также вправе требовать
от нарушителя возмещения морального
вреда.

В
этом случае правообладатели на
произведение освобождаются от
документального подтверждения размера
своих убытков. Вместе с тем для определения
размера компенсации может быть оценен
приблизительный размер убытков.

При
этом размер компенсации не должен
зависит от степени вины нарушителя и
общественной значимости правонарушения.

В данном случае ответственность наступает
не за получение неправомерных доходов,
а за нарушение исключительных прав,
поэтому даже безвозмездное распространение
контрафактных экземпляров произведений
или фонограмм влечет ее наступление.
Следует отметить, что на практике
указанная компенсация широко применяется.

Убытки
правообладателя на произведение могут
включать и упущенную выгоду, то есть те
доходы, которые мог бы получить автор
или иной правообладатель при правомерном
использовании произведения. Однако в
этом случае необходимо доказать сам
факт наличия убытков и то обстоятельство,
что убытки возникли в результате
правонарушения и определить размер
этих убытков

Кроме
того, помимо возмещения убытков, взыскания
дохода или выплаты компенсации в твердой
сумме суд может вынести решение о
конфискации контрафактных экземпляров
произведения, а также материалов и
оборудования, используемых для их
воспроизведения. Согласно ст. 49.

1 ЗОАП
контрафактные экземпляры произведений
или фонограмм, а также материалы и
оборудование, используемые для
воспроизведения контрафактных экземпляров
произведений или фонограмм, и иные
орудия совершения правонарушения
подлежат конфискации в судебном порядке
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Конфискованные
контрафактные экземпляры произведений
или фонограмм подлежат уничтожению, за
исключением случаев их передачи
обладателю авторских прав или смежных
прав по его просьбе.

Обладатель
исключительных прав выдвигая требования
о возмещении убытков должен доказать
факт наличия убытков, их размер, а также
тот факт, что убытки были произведены
действиями нарушителя.

Следует
отметить, что контрафакцию составляет
и безвозмездное использование
произведений, права на которые принадлежат
другому лицу (отсутствие умысла не
исключает самого факта правонарушения.

Что касается пиратства, то оно
характеризуется злонамеренностью
действий нарушителя, особым масштабом
незаконного использования произведений
и как правило организованным характером
таких правонарушений

Возможны
также правонарушения, при которых
ущемляются не только неимущественные,
но и имущественные права. Так, основным
имущественным правом автора является
право на получение вознаграждения.

В
случае невыплаты авторского вознаграждения
автор имеет право на взыскание такого
вознаграждения, т.е. на возмещение
убытков, имеющих форму неполученных
доходов. Произвести возмещение доходов
обязано лицо, нарушившее права автора.

Право на взыскание гонорара не зависит
от вины лица, нарушившего это право.

Следует
различать несколько возможных случаев
нарушения права на вознаграждение.

Во-первых, это невыплата вознаграждения
при заключенном договоре или при
допустимости использования произведения
без согласия автора, но с выплатой ему
вознаграждения. Во-вторых, если
произведение неправильно использовано
без согласия автора.

В этом случае размер
вознаграждения должен определяться,
исходя из размера вознаграждения,
которое причиталось бы автору при
правомерном использовании произведения.

В
настоящее время в России отсутствует
какой-либо государственный орган,
который комплексно занимался бы вопросами
авторско-правовой охраны, хотя в
определенной мере этим занимается
Роспатент.

Для борьбы с пиратами созданы
такие организации как Московское бюро
Международной Федерации фонографической
промышленности (МФФП) и Российская
Ассоциация борьбы с пиратством»
аудиовизуальной продукции (РАПО),
Российское общество по мультимедиа и
цифровым сетям (РОМС).

Борьба с нарушениями
авторских и смежных прав приобретает
особую актуальность в связи со вступление
Росси в ВТО.

Попытки
бороться с контрафактной продукцией
делаются не только на федеральном, но
и местном уровне. Так, постановлением
правительства Москвы от 19 января 1999 г.

N 33 «О введении защитного знака на
видео и аудиокассеты, компьютерные
информационные носители» лазерные
и компакт диски на государственное
муниципальное унитарное предприятие
«Информзащита» возложена функция
по присвоению защитных идентификационных
знаков на указанную продукцию а также
проверка законности их выпуска.

Особым
образом регулируется охрана прав
российских авторов при использовании
созданных ими произведений за рубежом.
Как уже отмечалось авторское право
имеет территориальный принцип охраны.

Это значит, что произведение российского
автора, созданное и обнародованное на
территории России, будет охраняться на
территории другой страны только в том
случае, если эта страна является
участницей соответствующего международного
соглашения.

Охрана предоставляется в
соответствии с нормами национального
законодательства.

Следует
отметить, что некоторые страны
предоставляют правовую охрану независимо
от того, является ли автор гражданином
страны-участницы международных соглашений
(иногда действует принцип взаимности:
одно государство охраняет произведения
авторов другого государства, если
последнее предоставляло охрану
авторов-граждан этого государства).

Источник: https://studfile.net/preview/1603109/page:8/

Практика применения закона об авторских правах в Российской Федерации

Каждое человек может защищать свои нарушенные или оспариваемые права, охраняемые законом интересы, вступая в гражданско-правовые отношения.

Также бесспорным правом на защиту обладают и владельцы объектов интеллектуальной собственности.

Поскольку права на объекты интеллектуальной собственности являются гражданскими правами, владелец решает вопрос о применении мер защиты этих прав, а не какой-либо государственный орган: гражданские права — есть частные права.

Защита авторских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Субъектами права на защиту являются, прежде всего, сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники.

По общему правилу, автор сам или его уполномоченный представитель имеет право выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых прав. Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми авторами сообща или каждым по отдельности.

После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, искажение указания имени автора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором.

Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту их имущественных интересов. Если автор или его наследники по авторскому договору о передаче исключительных прав переуступили свои права на использование произведения пользователю, защита нарушенных прав возлагается на последнего.

Однако если это лицо не осуществляет защиту нарушенных прав, автор или его наследники могут защищать их сами. В случае передачи авторами или обладателями смежных прав полномочий науправление имущественными правами, специально созданным организациям, права защищаются этими организациями.

Нарушителем авторских и смежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований, установленных действующим авторским законодательством.

Нарушение прав может произойти как в рамках авторского или иного договора, имеющего дело с творческим произведением, или объектом смежного права, так и вне рамок заключенных договоров. В случае нарушения условий договора о передаче авторских и смежных прав, применяются санкции, предусмотренные договором.

При внедоговорном нарушении, а также тогда, когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующим законодательством.

Форма защиты — это комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты — это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав.

Её суть выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т.п.

, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

Юрисдикционная форма защиты включает в себя общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских прав. По общему правилу, защита авторских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Большая часть авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции.

Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, то возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда.

В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск (обращенное к суду требование об отправлении правосудия), с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны.

Судебный ( исковой) порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.

Неюрисдикционная форма защиты — это форма, которая охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам.

В данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запрещенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых законом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости.

В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.

Под способами защиты авторских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера,посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Читайте также:  Средства индивидуализации юридического лица, товаров, услуг или работ

Согласно п. 1 ст. 1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

  • — о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
  • — о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;
  • — о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;
  • — об изъятии материального носителя к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;
  • — о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права.

Выбор способа защиты принадлежит автору, обладателю смежных прав или иному обладателю исключительных прав(п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 №15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» (далее Постановление №15)).

Одним из наиболее действенных способов защиты авторских и смежных прав является возмещение убытков, взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата им компенсации представляют собой. В этом случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь.

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, вправе согласно пункту 3 статьи 1252 ГК, требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • — в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • — в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

Кроме гражданско-правовых мер защиты, существует так же и уголовная ответственность за нарушение авторских прав, предусмотренная в ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации. В этом случае, если автор считает, что нарушение его авторских прав носит особо опасный — преступный характер, то он имеет право поставить вопрос о привлечении нарушителей к уголовной ответственности.

Согласно ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) иск о защите авторского права и (или) смежных прав предъявляется в суд по месту жительства или по месту нахождения ответчика. Иски, вытекающие из авторских договоров, в которых указано местоисполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения договора (ч. 9 ст. 29 ГПК РФ).

Согласно п. 9 Постановления №15 примерами исполнения договора являются представление рукописи в редакцию, выплата гонорара, представление авторских экземпляров. На практике, при предъявлении требования о пресечении действий, нарушающих право, к лицу, совершающему такие действия, важно доказать наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности.

В качестве примера можно привести следующий случай. Арбитражный суд отказал издательскому дому в удовлетворении иска о запрещении выпускать в гражданский оборот книгу автора, изданную другим издательством, поскольку истец не доказал наличие у него исключительных авторских прав на произведение. Постановление Президиума ВАС РФ от 27.06.2006 №2039/06 по делу № А56-10018/2005

Источник: https://studwood.ru/653136/pravo/praktika_primeneniya_zakona_avtorskih_pravah_rossiyskoy_federatsii

Защита авторских прав в российском законодательстве

Назайкин И. А. Защита авторских прав в российском законодательстве // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 506-508. — URL https://moluch.ru/archive/109/26437/ (дата обращения: 05.12.2019).



  • В современном мире в связи с бурным развитием интеллектуальной собственности большое значение приобретает исследование общественных отношений, возникающих в сфере интеллектуальной собственности, защиты авторских и смежных прав.
  • Формирование рыночных отношений в России, а также устойчивая тенденция развития мировых интеграционных процессов в социально-экономической и правовой сферах делают одним из основных аспектов международного экономического и правового сотрудничества уголовно-правовую охрану интеллектуальной собственности, в частности, защиту от преступных посягательств авторских и смежных прав.
  • В отечественной юридической науке проблемам совершенствования законодательства в области защиты авторских и смежных прав с давних пор делалось большое внимание, так как их исследование имело важное практическое значение, способствовало выработке оптимальных направлений и эффективных средств борьбы с нарушениями в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Необходимость совершенствования российского законодательства в области защиты авторских и смежных прав вызвана различными предпосылками. Определяющие из них лежат в социально-экономической, политической и правовой сферах.

Авторские и смежные права органически взаимосвязаны, взаимообусловлены, и обособление, расчленение тех и других возможно лишь в абстракции, так как в действительности они существуют неотделимо друг от друга, последнее обусловливает возможность рассматривать их слитно.

В принятой в 2006 г. и вводимой в действие с 1 января 2008 г. части IV Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), регулирующей правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности, нашел выражение новый подход к сложному и неоднозначному понятию правового регулирования отношений по поводу интеллектуальной собственности [4].

В целом, охране авторства посвящена часть IV Гражданского кодекса РФ, в которой содержится огромное количество статей, предусматривающих особенности реализации авторских прав, их защиты и ответственности за неправомерное использование результатов авторства.

Целый ряд новелл, не известных ранее разрозненным законам в сфере интеллектуальной деятельности позволяет говорить о части четвертой ГК РФ как о новом нормативном акте, благодаря которому на новых началах регулируются отношения в сфере интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации результатов творческой деятельности.

Следует отметить, что в часть IV ГК РФ включены новые правовые институты в сфере авторских и смежных прав требующие своей уголовно-правовой охраны.

В частности, впервые в российское законодательство включена охрана исключительного права изготовителя базы данных.

Также впервые предусмотрена охрана исключительного смежного права граждан, впервые обнародовавших произведения литературы, науки или искусства (так называемые исключительные права публикатора — § 6 Гл. 71 ГК РФ).

Ст. 1253 ГК РФ, посвященная ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение исключительных прав, стала новеллой российского законодательства и санкции, предусмотренные в ней, делают данную статью похожей на уголовно-правовую норму.

В соответствии с данной статьей, так же как и со ст. 146, 180 УК РФ возможно прекращение деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя по приговору суда общей юрисдикции (Положения ст. 1253 ГК РФ корреспондирует абз. 3, п. 2 ст. 61 ГК РФ) [5].

Согласно действующему законодательству, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде [1].

Важно учесть, что в целях доказывания факта нарушения авторства необходимо одновременное наличие двух обстоятельств:

  1. факта использования произведения каким-либо способом, в том числе совершения в отношении произведения одного из видов действий, предусмотренных статьей 1270 ГК РФ;
  2. отсутствия у лица, осуществляющего использование произведения, договора с правообладателем (или предшествующим лицензиатом).

За различные случаи нарушений авторских прав законодательством установлена ответственность:

  1. гражданско-правовая — заключается в предъявлении к нарушителю требований, предусмотренныхГражданским кодексом РФ, в частности, статьями 12, 1250–1253 и 1301.
  2. административная — установлена ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения — «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» [2].
  3. уголовная — ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав» [3]. Здесь основным квалифицирующим признаком будет причинение крупного ущерба правообладателю авторского права.

Понятие «защита авторских прав» следует отграничивать от смежных понятий: «охрана прав» и «гражданско-правовая ответственность».

Охрана авторских прав — более широкий и комплексный институт, включающий в себя разнообразные механизмы, используемые правопорядком для оптимизации условий гражданского оборота, в том числе меры экономического, административно-управленческого и уголовно-репрессивного характера.

Защита авторских прав возможна в трех формах: административной, судебной и в виде самозащиты. Представляется, что судебный порядок является приоритетным.

Защита авторских прав осуществляется с помощью специальных способов, установленных в ГК РФ (ст. 12 ГК РФ). Их можно разделить на две группы в соответствии с формой, в которой они реализуются, юрисдикционной или неюрисдикционной.

Юрисдикционная форма осуществляется в рамках деятельности уполномоченных государством органов, наделённых специальными полномочиями по защите нарушенных прав граждан. В рамках неюрисдикционной формы права защищаются субъектами прав самостоятельно, в зависимости от возможностей, которыми они располагают, действиями фактического или юридического характера.

Виды таких действий можно разделить на две группы: действия, связанные с самозащитой права, и меры оперативного характера.

Представляется весьма актуальным приведение отечественного законодательства в части защиты авторских прав в соответствие с принятыми международными обязательствами и произошедшими в связи с этим изменениями в гражданском законодательстве принципиально возможно в двух основных формах:

  1. Путем создания, изменения или отмены норм уголовного права.
  2. Применяя бланкетную формулы, т. е. путем создания нормы права, объективированной по крайней мере в двух частичных источниках.
  1. Указанные положения должны базироваться на следующих основных принципах политики в области защиты авторских и смежных прав:
  2.  принцип конституционных гарантий соблюдения прав и защиты объектов интеллектуальной собственности;
  3.  принцип выполнения международных обязательств в области охраны интеллектуальной собственности;
  4.  принцип защиты национальной безопасности;
  5.  принцип превалирования системы государственного регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности;
  6.  принцип постоянной пропаганды правовых знаний в области защиты прав интеллектуальной собственности [5].
  7. Помимо вышесказанного необходимо отметить, что перспективные направления правовой политики, находящие свое выражение и закрепление в законе, часто зависят от многих иных обстоятельств, основным из которых является соотношение уголовного законодательства с другими отраслями действующего российского законодательства [4].

От тщательной проработки и глубины исследованных проблем по согласованию российского законодательства, создания единого подхода к применению инкорпорированных норм права, зависит эффективность механизма имплементации норм международного права на внутригосударственном уровне. Основанное на инкорпорации норм международного права российское уголовное законодательство должно пройти через этап унификации дефиниций в области сотрудничества государств по противодействию преступности в интеллектуальной сфере.

Помимо внедрения общих международных стандартов в области защиты прав интеллектуальной собственности охрана авторских и смежных прав может быть обеспечена: путем введения условий о взаимной охране; путем заключения двухсторонних соглашений; путем участия в многосторонних международных конвенциях. В любом случае наилучшие условия для обеспечения охраны авторских и смежных прав создаются в условиях участия страны в международной универсальной системе охраны прав интеллектуальной собственности [5].

Таким образом, существующее в Российской Федерации законодательство в области нарушения прав интеллектуальной собственности в сфере информационно-электронных технологий охватывает лишь часть имеющихся или возможных нарушений, поэтому следует считать оправданным мнение различных авторов, согласно которому в данной области общественных отношений следует применять единообразные нормы с учетом судебной практики различных стран.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/109/26437/

Ссылка на основную публикацию