Правообладатель (субъект авторского права): кто это, правовой статус, защита прав, разница с автором

Правообладатель (субъект авторского права): кто это, правовой статус, защита прав, разница с авторомВ главе “Авторские права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности рассказано об основных началах авторского права в России. Перед изучением более специальных разделов необходимо понять, какие результаты интеллектуальной собственности охраняются авторским право, какие авторские права существуют и когда они возникают и сколько действуют. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете здесь.
Если Вам требуется более детальная информация или юридический анализ конкретного дела, предлагаем обратиться за юридической консультацией, для чего достаточно лишь заполнить форму на этой странице.

Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

  • Литературные произведения
  • Музыкальные произведения
  • Фильмы (аудиовизуальные произведения)
  • Произведения изобразительного искусства
  • Фотографии
  • Программы для ЭВМ и базы данных
  • Произведения архитектуры
  • Драматические произведения

Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. Творчество – основной признак, который отличает объекты авторского права.

2. Кого называют автором и правообладателем произведения?

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав. Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком.

Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор.

Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем.

Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо.

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/avtorskie-prava-osnovnye-polozheniya/

Правообладатель — доминирующий хищник в мире авторских прав. Правообладатель – это кто? Изучаем субъекты авторского права

Авторское право — это законодательно защищённое право лица (физического или юридического, но только в статусе правообладателя) на использование и создание произведений искусства, научных трудов и литературы.

Оно является одним из видов интеллектуальной собственности.

Авторское право материально, то есть не действует на вербальные конструкции, изречения, предположения, способы и тому подобное, а охраняет только произведения — всё, что когда-либо было создано автором (книги, музыкальные композиции, произведения науки и т. д.).

Профессия программиста сейчас настолько популярна, что для защиты прав специалистов этой сферы деятельности было выделено авторское право на электронное обеспечение для ЭВМ (прошивки, игры, другие программы).

Авторские права включают в себя следующие виды прав:

  • личные неимущественные:
    • право на имя, если это имя знаменитости или уникальный псевдоним. К примеру, Ани Лорак, Щедрин (М. Е. Салтыков-Щедрин — феномен в этом вопросе: псевдоним слился с его настоящей фамилией);
    • право на защиту репутации (оно неразрывно связано с правом на имя: если у вас публично известное имя, значит, за вами и вашей личной жизнью пристально следят. Поэтому, если ваша репутация будет опорочена, вы сможете реализовать право на защиту репутации и потребовать компенсацию морального ущерба);
    • право на обнародование (это право даёт возможность автору по желанию опубликовать творение, распространить его или оставить необнародованным. При этом под «обнародованием» подразумевается выпуск копий произведения (только в материальном виде). Если вы передаёте право на использование произведения другому лицу, то это значит, что вы условно согласились на его обнародование).
  • личные имущественные:
    • право пользоваться произведением в любой форме и любым способом (будучи автором, вы можете распоряжаться своим творением, как вам заблагорассудится, а также передать право пользования стороннему лицу);
    • право на авторские гонорары (автор получает доход от распространения своих произведений).

Автор может не регистрировать свою работу и не отображать авторский знак, но это не лишает его произведение авторской защиты

Необходимо понимать, что утратить авторское право невозможно, его можно только передать.

Понятие смежных прав

Авторские и смежные права не принято отделять друг от друга. Смежные права регулируют вопросы не совсем авторской деятельности, но всё же творческой и уникальной. К объектам смежных прав относятся, например, переводы текстов с иностранных языков, фонограммы, кавер-версии песен. И, например, при продаже переведённой книги гонорары получает и переводчик, и автор, и издательство.

Использовать авторскую композицию можно только при наличии соответствующего разрешения от правообладателя, или по истечении периода правовой охраны произведения

Если в авторской композиции изменениям подверглась ритмическая или гармоническая сторона, сделана оригинальная аранжировка, то оно будет считаться творческой переработкой (музыкальной транскрипцией), не затрагивающей авторские права.

Владимир Хоменко, финансовый директор компании GiveMeMusic

О кавер-версиях песен с точки зрения авторского права

Какие права имеет владелец по закону

Собственник получает возможность использовать результат интеллектуальной деятельности на свое усмотрение, но не нарушая закон. Он может давать согласие или запрещать иным лицам пользоваться его продуктом.

Никто другой, кроме собственника не может использовать результат деятельности интеллектуального характера или средство индивидуализации без его согласия, в противном случае это будет признано незаконным и повлечет за собой ответственность согласно Кодексу и иным законам.  Исключением являются случаи, предусмотренные действующим Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Если это сократить, получается, что правообладатель является владельцем своей или чужой интеллектуальной деятельности. Он обладает возможностью делать с ней все, что посчитает нужным в рамках закона, конечно.

Важно! Никому не разрешается использовать и распространять какой-либо продукт, созданный кем-то другим без разрешения на это его собственника.

Объекты и субъекты авторского права

Допустим, писатель написал роман и подписал с кинематографической компанией договор, разрешающий использование в новом фильме сюжета этой книги. Тогда обе стороны (писатель и создатели кино) будут субъектами права интеллектуальной собственности. Писатель (автор, исполнитель, изобретатель) называется творцом.

Кинокомпания и другие лица, заинтересованные в извлечении выгоды из собственности автора и заключившие с ним договор, называются правообладателями. Объектом авторских правоотношений является право на произведение (картину, статью, фильм и т. д.). В рассмотренном случае это будет право на заимствование сюжета книги.

Объекты авторского права

К объектам авторского права главным образом относятся:

  • литературные, драматические и музыкально-драматические произведения;
  • музыкальные творения с текстом или без него;
  • произведения декоративно-прикладного и сценического искусства;
  • труды архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • программы для ЭВМ, игры, прошивки, операционные системы;
  • аудиовизуальные произведения всех существующих жанров (кинофильмы, видео, телепередачи);
  • произведения живописи, традиционной и современной скульптуры, компьютерной графики и дизайна;
  • комиксы и графические романы;
  • фотографические произведения и сходные с ними объекты искусства, полученные физико-химическими способами;
  • географические, геологические и другие карты, планы, схемы, чертежи, эскизы;
  • сборники и «производные произведения» (тесты, аннотации и т. д. — объекты смежных прав).

Стоит учитывать, что объектами авторского права не являются официальные документы, официальные символы (внесённые в так называемые перечни стандартных символов ANSI и ASCII), фольклор и сообщения о фактах.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершённые в крупном размере наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ст. 146 Уголовного кодекса РФ

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/b683408102681707f2702cff05f0a3025daab7ab/

Субъекты авторского права

Авторы являются главными субъектами авторских прав. То есть любое физическое лицо, трудом которого было создано произведение. Автор получает права на своё произведение сразу после того, как оно становится материальным (настолько, чтобы его смогли воспринимать другие лица).

Если в создании произведения участвовало несколько физических лиц, то такое произведение создано в соавторстве и принадлежит одновременно всем соавторам.

Причём неважно, создавались все составляющие произведения коллективно, или же каждая часть обязана своим существованием какому-то конкретному лицу.

Условием для возникновения соавторства является договорённость о сотрудничестве между всеми авторами, принимающими участие в проекте.

Соглашение между авторами — обязательный элемент соавторства

И, наконец, отдельное место в списке субъектов авторских прав занимают правопреемники (правообладатели).

Как стать собственником

В данном вопросе все зависит от того, кто хочет стать обладателем прав на что-либо. Если создатель, ему достаточно сотворить произведение, свой шедевр, а если кто-то желает стать собственником чего-то продукта, придется пройти определенные процедуры.

Человек, создавший книгу, автоматически становится ее владельцем

Что нужно чтобы стать владельцем? Все просто: если кто-то хочет стать творцом произведения или продукта, который будет охраняться законом, нужны лишь способности, в остальных случаях:

  1. Нужно получить согласие создателя или другого владельца объекта на передачу прав основателя.
  2. Лицензионный договор.
  3. Акт о приеме-передаче.
  4. Нужны деньги, чтобы оплатить владельцу передачу всех полномочий на творение, исключением являются случаи, когда передача происходит на безвозмездной основе.

Теперь давайте по порядку рассмотрим процесс получения прав на свое или чужое творение. Для разных случаев он отличается:

  1. Если вы что-то создали, например, клип, картину, книгу и так далее, никаких дополнительных действий, чтобы стать владельцем предпринимать не нужно. Вы автоматически становитесь владельцем.
  2. Другой случай – когда вы работаете над чем-то не один, то есть, вместе с кем-то пишите книгу или картину. В таком случае создателей по факту может быть 2 и больше, но по закону он может быть только один, поэтому кто-то из участников данной деятельности должен стать основателем, а второй будет считаться соавтором.
  3. Может случиться так, что вам понадобятся исключительные права на чужое произведение. Допустим вы наняли писателя, чтобы он создал книгу по вашим материалам, в таком случае нужно будет заключить с ним авторский лицензионный договор. Вы можете дополнить его нужными пунктами, указать какие права передаются и на какой срок, в нем указывается абсолютно все, что касается произведения, например, в какой срок будет выполнена работа и способ передачи денег.
  4. Факт того, что объект авторского права был передан его владельцем иному лицу подтверждается при помощи акта приема-передачи. Там же указывается число, формат объекта, объём, серийный номер (если есть). Не будет лишним указать, что обе стороны не имеют претензий друг к другу.
  5. Затем обе стороны расписываются в акте, и права на объект переходят новому владельцу, который официально становится владельцем.
Читайте также:  Смена фамилии после замужества, документы для замены: порядок действий и правила

  Как получить патент на упаковку?

Почему данные понятия стоит различать?

Автором является любой человек, который смог создать что-либо в процессе творческой деятельности (написал книгу, открыл новую область в науке и т.д.).

Правообладатель, в свою очередь, не обязательно будет являться автором. Рассматриваемые нами права могут прийти к нему в силу договора, законодательного акта. Например, различного рода теле- и радиокомпании могут приобретать исключительные права на использование какой-либо информации в своем вещании.

Таким образом, каждый автор является правообладателем, но не каждый правообладатель – автором.

Кто является правообладателем

Правообладатель — это физическое или юридическое лицо, которому вы передали право на использование своего произведения, условно согласившись на его распространение. Писателям, например, жизненно необходима работа с правообладателем, которым в этом случае является издательство.

Посудите сами, писателю нужно опубликовать книгу, но навыков в её оформлении, наборе, работе с печатниками у него нет. Для этого он идёт в издательство и предлагает свою рукопись для опубликования.

То есть правообладатель проводит ту работу над произведением, которую сам автор сделать не в состоянии, и получает прибыль от его распространения.

Быть правообладателем выгодно по многим причинам. Во-первых, маленькое произведение одного автора, выкупленное правообладателем, может стать частью чего-то большего.

Например, некая крупная компания заметила, что малоизвестный программист написал важную программу, которая могла бы стать очень ценной и принести этой компании крупный доход. Так как программист малоизвестен, и программу у него вряд ли кто-то купит, компания предлагает ему небольшую сумму за его код. И он соглашается.

Вскоре программисту становится известно о росте и успехах компании благодаря его программе, и все забыли о том, что именно ему эта организация обязана своими достижениями.

Бывают ситуации, когда правообладатель становится известнее автора

Во-вторых, приобретённая интеллектуальная собственность может составить большую часть активов вашей компании, сделать её более ценной и инвестиционно привлекательной. В-третьих, становясь правообладателем, вы получаете государственную защиту от нелегального использования объекта авторских прав (попросту — «пиратства»).

Пиратство — это, наверное, самая большая проблема правообладателя. Нелегальное копирование и распространение наносит большой ущерб как кошельку, так и репутации.

Однако в каждой тёмной комнате найдётся лучик света — законодательством РФ предусмотрены штрафы и возмещение нанесённого вреда.

К примеру, компенсация за каждый случай нарушения авторских прав может составлять от 10 тыс. до 5 млн рублей.

  Нарушение авторских прав — статья в ГК и УК РФ

Уголовное преследование пиратов является наиболее эффективным средством борьбы с нарушением авторских прав

Пиратство является довольно неоднозначным явлением в современной культуре. Безусловно, такая деятельность является незаконной. Однако случаются и необычные истории о пиратстве.

Например, многомиллионная компания Microsoft учитывает тот факт, что люди любят получать всё бесплатно.

Поэтому, принимая во внимание неизбежность кражи их продукции, корпорация придерживается рискованной политики и утверждает:«Если собираетесь воровать ПО — воруйте у нас!»

Субъективные права участников правоотношений

В соответствии с законодательством, авторские права можно условно разделить на имущественные и личные неимущественные.

Последние включают в себя следующие права:

  • на законное признание авторства в отношении своего произведения;
  • на имя (то есть возможность публиковать свои произведения используя как собственную фамилию, так и псевдоним);
  • на свободное и открытое вынесение своего произведения на всеобщее обозрение;
  • на защиту достоинства и репутации самого автора.

Личные неимущественные права, как правило, бессрочны.

Стоит упомянуть, что они распространяются исключительно на физические лица, то есть на авторов. Правообладатели же не всегда могут рассчитывать на подобные права.

Дело в том, что в данном качестве могут выступать и юридические лица. Этот факт еще раз подчеркивает, что правообладатель – это не обязательно автор произведения.

Перейдем непосредственно к имущественным правам. К ним можно отнести:

  • право на свободное и законное распространение;
  • на показ произведения и материальное оформление (на бумаге, в фото- аудио- видеоформате и т.д.);
  • на импорт экземпляров произведений в целях их дальнейшего распространения (сюда относятся и те, публикацию которых подкрепило согласие правообладателя);
  • на совершение различных действий по отношению к произведению, не противоречащих законодательству и исключающих плагиат (перевод, аранжировка, оригинальная переработка).

Субъектами для распространения имущественных прав являются как физические, так и юридические лица, то есть авторы, правообладатели.

Эти права, в свою очередь, уже имеют срок действия: согласно 1281-й статье ГК РФ (аббревиатура от «Гражданский кодекс Российской Федерации»), имущественные имеют место на протяжении жизни или существования правообладателя, а также в течение семидесяти лет после его смерти или расформирования организации.

Как стать правообладателем

Как говорится, все дороги ведут в Рим. Так и в этом случае — для того чтобы стать правообладателем, существует несколько способов:

  • стать автором, так как автор — это первичный правообладатель. Но тогда понадобятся свежие мысли и новые идеи, которые не у всех людей есть;
  • подписать с автором договор авторского подряда. Его суть заключается в том, что вы нанимаете автора на неких оговорённых условиях, чтобы он создал нечто определённое. В этом случае сам автор останется в тени, а вы получите и результат его интеллектуальной деятельности, и гонорары после обнародования;
  • полностью выкупить у автора авторские права на его творение (отчуждение исключительного права). Для этого подписывается одноимённый договор, в котором обязательно указывается размер вознаграждения автора. В результате факт авторства останется за автором произведения, но распоряжаться им сможете только вы;
  • выкупить часть прав на произведение (тогда вы не сможете распоряжаться этим произведением и придётся считаться с автором). Для этого оформляется лицензионный договор. Лицензия бывает двух видов:
    • исключительная. Тогда вы не сможете заключать другие лицензионные договоры;
    • неисключительная. Вы сможете оформить бесконечное множество лицензий и больше заработать.

Заключение лицензионных договоров на использование объекта права интеллектуальной собственности является очень популярной практикой

Лицензиат может пользоваться результатом интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав, сроков и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

Источники

  • https://ozakone.com/grazhdanskoe-pravo/subektyi-avtorskogo-prava.html
  • https://prava.expert/intellektualnoe-pravo/pravoobladatel-v-avtorskom-prave.html
  • http://fb.ru/article/224268/pravoobladatel-eto-kto-izuchaem-subyektyi-avtorskogo-prava
  • [свернуть]

Источник: https://urxpert.info/intellektualnaya-sobstvennost/pravoobladatel-dominiruyushhij-hishhnik-v-mire-avtorskih-prav-pravoobladatel-eto-kto-izuchaem-subekty-avtorskogo-prava.html

Вопрос 7. Субъекты авторского права

  • Классификация
    субъектов авторского права
  • Иностранные
    граждане как субъекты российского
    авторского права
  • Субъектами
    авторского права
    по
    российскому законодательству признаются:
  • • авторы
    и их правопреемники;
  • • соавторы;
  • • составители
    сборников;
  • • переводчики.
  • Авторы

    это
    лица,
    творческим трудом которых создано
    произведение науки, литературы и
    искусства.
  • Правопреемники
    авторов

    физические
    и юридические лица, которые не участвуют
    в создании произведений науки или
    искусства, но обладают определенным
    объемом авторских правомочий по
    использованию произведений в результате
    наследования, договора и других оснований
    на использование его произведений,
    заключенных с автором.

Правопреемниками
становятся наследники, государство,
юридические лица (издательства, театры
и др.), оформившие с автором договорные
отношения по использованию его
произведения. Круг правомочий
правопреемников более узок, чем у автора,
а по характеру правомочия производны,
так как переходят от автора.

Соавторство

это
совместное право на произведение,
созданное совместным трудом двух или
более лиц (соавторов). Это право принадлежит
авторам совместно независимо от того,
образует ли их произведение одно
нераздельное целое или состоит из
отдельных частей, каждая из которых
имеет и самостоятельное значение.
Соавторство
делится
:

  1. • на
    нераздельное;
  2. • раздельное;
  3. • коллективное.

При
нераздельном
соавторстве
произведение,
созданное двумя и более соавторами,
представляет собой единое
неразрывное целое, части которого не
имеют самостоятельного значения.

Признание
соавторства нераздельным означает, что
авторские права как на произведение в
целом, так и на любую его часть
осуществляются соавторами только
сообща. У каждого из соавторов нет в
этом случае самостоятельного объекта,
которым бы он мог распорядиться по
своему личному усмотрению.

При раздельном
соавторстве
произведение
является единым, однако состоит
из частей, имеющих самостоятельное
значение, и при этом известно, кем из
соавторов созданы эти части.

При
раздельном соавторстве использование
коллективного произведения в целом
также осуществляется по взаимному
согласию всех соавторов. Однако каждый
соавтор вправе самостоятельно, без
согласия других соавторов, распорядиться
своей частью произведения.

Авторское
право на коллективное
произведение
принадлежит
всем авторам сообща
независимо
от степени творческого вклада каждого
из соавторов и характера произведения.

Составитель
сборника

субъект,
труд которого выражается в том, что он
организует, обрабатывает, систематизирует
либо восстанавливает те или иные
произведения.

При составлении сборника
литературных произведений составитель
наряду с отбором материала для включения
в сборник проводит определенную
исследовательскую работу.

Составители
используют произведения, которые
являются предметом чьего-либо авторского
права или таковыми не являются.

Если
первоначальное произведение охраняется
авторским правом по закону, то должно
быть получено согласие его автора или
иного обладателя прав на произведение
для использования созданного на его
основе производного произведения.

Отсутствие такого согласия не помешает
признанию лица, творчески переработавшего
произведение, автором нового производного
произведения.

Сборники
могут состоять из произведений, не
являющихся предметом чьего-либо
авторского права, таких как законы,
судебные решения, иные официальные
документы; произведения народного
творчества, авторы которых неизвестны;
другие произведения, не охраняемые
авторским правом.

Составителю,
подготовившему сборник из названных
произведений, принадлежит авторское
право, если он сам самостоятельно
обработал или оригинально систематизировал
исходные произведения. Переводчик

это лицо, осуществившее перевод
произведения с
одного
языка на другой.

Перевод
является самостоятельным объектом
авторского права.

Переводчик
обладает рядом правомочий на выполненный
перевод
:

на обозначение
своего имени;

опубликование,
воспроизведение и распространение
перевода; авторское вознаграждение и
т. д.

Для
перевода требуется согласие автора
оригинального произведения. Автор и
переводчик пользуются авторским правом
на свои отдельные объекты — оригинальное
произведение и перевод этого произведения.

Использование перевода допускается
только с согласия переводчика.

Право
автора разрешать перевод своего
произведения на другой язык в целях
дальнейшего использования позволяет
ему получать вознаграждение за
использование произведения на другом
языке.

  • Иностранный
    гражданин может быть субъектом российского
    авторского права,
    если:
  • его
    произведение впервые
    выпущено в свет на территории РФ,
    либо
    не выпущено, но находится на ее территории
    в какой-либо объективной
    форме.
  • Если
    произведение иностранного автора
    впервые выпущено в свет за границей или
    находится там в объективной форме, то
    этот иностранный автор может стать
    субъектом российского авторского права
    только в силу заключенных РФ соглашений
    и в пределах ими установленных.

Источник: https://studfile.net/preview/4427994/page:6/

Кто такой правообладатель: правовой статус и отличие от автора

Авторские права защищаются государством, что гарантирует создателям предметов интеллектуальной собственности абсолютную безопасность. Закон выделяет две стороны отношений – автора и правообладателя. Если автор – создатель произведения, то кто же такой правообладатель в авторском праве? Этот вопрос и будет изучен в статье.

Читайте также:  Кпп у ип: есть или нет, что обозначают цифры, зачем нужен, как узнать по инн

Под авторским правом в объективном его значении понимается институт гражданского права, посредством которого происходит регулирование правоотношений, связанных с формированием и практическим применением изобретений. К последним относятся продукты науки, искусства, литературы, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных и т. д.

Автор и правообладатель

Возникновение авторских прав начинается с момента создания произведения. Они включают в себя следующие элементы:

  • исключительное право (имущественное полномочие на использование произведения и распоряжение им);
  • неимущественное право (оно распространяется на неприкосновенность и имя продукта творчества).

В качестве автора может выступать исключительно физическое лицо, создавшее то или иное произведение. Это может быть конкретный человек или группа лиц. В роли правообладателя может быть не только сам автор, наделенный авторскими правами, но и организация, получившая полномочия на распоряжение произведением по соглашению (договору).

Основные объекты и субъекты авторского права

Субъектом авторского права признается создатель продукта и его пользователь.

Рассмотрим практический пример.

Писатель издал книгу в жанре «детектив», а затем подписал с кинематографической организацией договор. В нем сказано, что фирма создаст экранизацию книги, соответственно, обретет право на ее использование в своей деятельности. Вопрос: кто есть кто, и кому какие права положены по закону?

В итоге получится, что обе стороны – и писатель, и режиссер – станут субъектами этого права. В данном случае писатель будет называться творцом, а кинокомпания – правообладателем (как, собственно, и любое другое лицо, заинтересованное в извлечении из собственности автора выгоды).

Объектом авторского права признается право на само произведение, будь то картина, фильм, статья и др.

В рассматриваемой нами ситуации это полномочие на использование книжного сюжета в кинокартине.

Главным образом к объектам авторского права относятся следующие продукты:

      предметы декоративно-прикладного искусства;
      градостроительные достижения;
      программные софты для ЭВМ (включая всевозможные прошивки, игры, ОС);
      видеоролики любого характера и назначения;
      эскизы, чертежи, шаблоны, схематические рисунки.

К субъектам АП не принято относить официальные бумаги, символы, фольклор, уведомления о фактах.

Чем грозит незаконное применение авторского права

Злоумышленное деяние чревато несением ответственности в виде штрафа в размере до 200 00 р. или в величине дохода осужденного лица в течение срока до 18-ти месяцев.

Наряду с этим в качестве наказания используются обязательные работы сроком до 480 ч, исправительные труды до 2-х лет, принудительные работы или лишение свободы на тот же срок. Регламент – ст. 146 УК РФ.

Кто такой правообладатель

Правообладателем является физическое лицо (обычный гражданин) или юридическое лицо (организация), которому было передано право на пользование объектом интеллектуальной собственности.

Например, писатели очень нуждаются во взаимодействии с правообладателями, в лице которых выступают издательства. Ведь написанная книга – это лишь полдела. Ее необходимо отредактировать, опубликовать, продать, в конце концов.

Для этого писатель обращается в издательство и предлагает рукопись к публикации.

В рассмотренном примере на плечи правообладателя ложится работа, которую непосредственно сам автор выполнить не может. В итоге обладатель права становится посредником и получает прибыль от распространения чтива.

Какими привилегиями наделяется правообладатель

На практике быть правообладателем крайне выгодно, и тому есть несколько причин:

  • незначительное по объему произведение одного автора, купленное правообладателем, может стать элементом чего-то более масштабного (например, если писатель неизвестен и не знаменит, потенциальные клиенты вряд ли обратят на него внимание, а на агентство с колоссальным опытом работы и хорошей репутацией, которое и выступит в роли правообладателя, «клюнут» однозначно);
  • купленные объекты интеллектуальной собственности могут стать существенными активами, которые принадлежат правообладателям, что позволит сделать компанию более привлекательной с инвестиционной точки зрения;
  • правообладатель может рассчитывать на получение всесторонней государственной защиты от неправомерного использования материалов – объектов авторского права, «пиратства».

Как можно стать правообладателем

Есть несколько вариантов стать обладателем прав на тот или иной объект интеллектуальной собственности.

  1. Стать автором, то есть создать продукт своими силами. Поскольку автор выступает в качестве первичного правообладателя, этот способ является основным. Но для реализации идеи придется вооружиться свежими мыслями и некоторыми навыками, что не всегда осуществимо.
  2. Подписать соглашение авторского подряда с непосредственным создателем произведения. В итоге получится, что вы наймете автора на выгодных вам условиях, чтобы тот создал что-то новое. Затем он останется в тени, а его партнер (то есть вы) получит итог интеллектуальной работы в пользование и распоряжение. Соответственно, ему же достанутся и все гонорары.
  3. Осуществить выкуп авторских прав у создателя произведения. Эта процедура носит название отчуждения исключительного права и подразумевает подписание одноименного договора с указанием суммы авторского гонорара. Вследствие этого факт авторства сохранится за изобретателем, однако распоряжаться продуктом будет правообладатель.
  4. Приобрести определенную долю прав на произведение. Правообладатель получит права, смежные с авторским. Это не позволит распоряжаться объектом интеллектуальной собственности в полной мере и вынудит вас считаться с его создателем на основе лицензионного соглашения. Оно может носить исключительный характер, и тогда правообладатель лишится возможности заключения прочих договоров. Есть и неисключительные договоры, при которых количество оформляемых лицензий ничем не ограничивается. Эти способы взаимоотношений между сторонами распространены на практике. Лицензиат обретает право на пользование интеллектуальной собственностью лишь в рамках тех прав, сроков и способов, которые предусмотрены в составленном соглашении.

Таким образом, быть правообладателем – выгодно и престижно. Поэтому многие компании стремятся обзавестись этим статусом.

Источник: http://zakonadvice.ru/intellektualnoe-pravo/avtorskoe-pravo/kto-takoj-pravoobladatel/

Правовой статус субъектов авторского права. Осуществление авторских прав

Субъекты авторского права — лица, которые обладают субъективным правом автора на результат труда. Это авторы произведений и их правопреемники. Автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

    Обладателями авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники (независимо от состояния здоровья, возраста, а также гражданской правоспособности). Субъективные авторские права возникают у автора в результате факта создания произведения. Его права в юридической литературе называются первоначальными.

  •     Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений — лица, творческим трудом которых создано произведение.
  •     Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности.
  •     В соответствии с современным российским законодательством авторами произведений признаются только физические лица.

    Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми. То есть, фактически, с момента создания произведения в каком-либо виде.

    Авторское право на произведение, созданное творческим трудом двух и более лиц, принадлежит им совместно, независимо от того, образует произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (ст. 10 Закона об авторском праве). Такие авторы называются соавторами.

  1.     Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответственно два вида соавторства — нераздельное и раздельное.
  2.     При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения.
  3.     При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части.

    Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию.

    В отличие от прав на произведения самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком, в частности, они действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (ст. 27 Закона об авторском праве).

    Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам: издательствам, театрам, киностудиям и другим организациям, занимающимся использованием произведений. Последние приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

Источник: https://students-library.com/library/read/24249-pravovoj-status-subektov-avtorskogo-prava-osusestvlenie-avtorskih-prav

Правообладатель в интеллектуальном праве: статус, особенности

Многим так или иначе приходилось слышать о правообладателях из средств массовой информации. Однако относительно этих субъектов интеллектуального права существуют некоторые заблуждения, поэтому в статье подробно раскроем все важные моменты.

Понятие и юридическая характеристика

Напомним, что на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность) могут возникать личные права (авторства, на имя, на неприкосновенность) и имущественное, которое именуется исключительным.

Носителями первых являются граждане, создавшие объект интеллектуальным трудом, они именуются авторами.

При этом личные права возникают не на все объекты: так, их нет на средства индивидуализации (товарные знаки, фирменные наименования и т. д.).

Исключительное возникает на объект всегда, и его назначение прежде всего экономическое. Только его обладатель может использовать результат интеллектуальной деятельности разнообразными способами в рамках закона, в том числе путем извлечения из него прибыли. Правообладатель — это как раз то лицо, которое является носителем исключительного права.

Соотношение с автором

Основное различие между ними мы уже продемонстрировали. Есть и другой важный момент: автором может быть только гражданин (физическое лицо), носителями исключительного права — и физические, и юридические лица. Так очень часто именно компании являются правообладателями на телепередачи, компьютерные игры, фильмы и т. д.

Обратим внимание, что очень часто по умолчанию именно автор становится правообладателем. К примеру, человек написал книгу (при этом сделал он это не по договору заказа, а просто для себя). В данном случае он обладает двумя статусами одновременно. В дальнейшем он может передать исключительное право другому субъекту, чтобы тот использовал объект и извлекал из него доходы.

Если же человек создавал произведение по договору авторского заказа либо между ним и заказчиком заранее было заключено иное соглашение о передаче прав, он остается автором, но не правообладателем. Такие случаи тоже довольно часто встречаются.

Основания возникновения статуса

Перечислим наиболее важные и распространенные:

  1. В силу факта создания, если автор не связан никакими гражданско-правовыми договорами, предусматривающими переход исключительного права к другому лицу;

  2. По соответствующему договору (лицензионному, об отчуждении, франчайзингу);

  3. По внедоговорным основаниям: в порядке наследования (т. е. исключительное право входит в наследуемое имущество), в рамках реорганизации юридического лица (обычно это предусматривается в передаточном акте).

Упоминание термина в других отраслях

Не следует путать носителя исключительного права на результат интеллектуальной деятельности с другими субъектами. Так, в Земельном кодексе РФ термин «правообладатель» применяется, например, к собственнику или иному пользователю земельного участка.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/pravoobladatel-v-intellektualnom-prave/

12. Кем характеризуется правовой статус работодателей, правоприемников, как субъектов авторского права

в силу закона или
в силу договора

Читайте также:  Самозанятый пенсионер: является ли работающим, сохраняет ли льготы и доплаты, платит ли налоги

13. Личные неимущественные авторские права

  • право авторства;
  • право автора на имя;
  • право на обнародование;

Личными
неимущественными правами следует также
считать право на отзыв произведения,
тесно связанное с правом на обнародование,
и право доступа к произведениям
изобразительного искусства.

14. Имущественные авторские права

К имущественным
правам
авторов следует отнести, прежде всего,
исключительное
право
на произведение. Под ним в соответствии
со ст.

 1270 ГК РФ
понимается право использовать произведение
в любой форме и любым не противоречащим
закону способом.

Кроме того, имущественный
характер носит право на вознаграждение
за использование служебного произведения
и право следования.

Исключительное
право на произведение, в свою очередь,
состоит из следующих правомочий:

  • воспроизведение произведения;
  • распространение произведения;
  • публичный показ произведения;
  • импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  • прокат оригинала или экземпляра произведения;
  • публичное исполнение произведения;
  • сообщение в эфир;
  • сообщение по кабелю;
  • перевод или другая переработка произведения;
  • практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  • доведение произведения до всеобщего сведения.
  • право на иное использование произведения.

Право на
воспроизведение произведения —
одно из важнейших правомочий авторов.
Под воспроизведением

png» width=»12″>
понимается изготовление одного и более
экземпляров произведения или его части
в любой материальной форме, в том числе
в форме звуко- или видеозаписи, изготовление
в трех измерениях одного и более
экземпляров двухмерного произведения
и в двух измерениях — одного и более
экземпляров трехмерного произведения.
При этом запись произведения на
электронном носителе, в том числе запись
в память ЭВМ, также считается
воспроизведением, кроме случая, когда
такая запись является временной и
составляет неотъемлемую и существенную
часть технологического процесса,
имеющего единственной целью правомерное
использование записи или правомерное
доведение произведения до всеобщего
сведения.

  • воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;
  • воспроизведения баз данных или их существенных частей;
  • воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев адаптации программы для ЭВМ, изготовления ее резервной копии и модификации программы, предусмотренных ст. 1280 ГК РФ;
  • репродуцирования (факсимильного воспроизведения произведения с помощью любых технических средств, осуществляемого не в целях издания) книг (полностью) и нотных текстов;
  • видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
  • воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Также допускается
без согласия автора или иного
правообладателя и без выплаты
вознаграждения, но с обязательным
указанием имени автора, произведение
которого используется, и источника
заимствования:

  • цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  • использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
  • воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера, в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
  • воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;
  • воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
  • воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

К случаям свободного
воспроизведения также относятся:

  • воспроизведение произведения для целей правосудия;
  • публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний;
  • воспроизведение произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений или когда изображение произведения используется для коммерческих целей;
  • свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного вещания;
  • репродуцирование произведений в единичном экземпляре без извлечения прибыли в случаях, предусмотренных ст. 1275 ГК РФ.

К числу имущественных
правомочий авторов законодательство
относит и право
на распространение.
Распространение,
как составная часть исключительного
права, — это продажа или иное отчуждение
его оригинала или экземпляров (ст. 1270
ГК РФ).

Наряду с правом
на распространение ГК РФ выделяет право
на импорт,
под которым понимается право импортировать
экземпляры произведения в целях
распространения.

Под импортом
произведения
понимается ввоз экземпляров произведения
на территорию действия авторских прав
на это произведение в целях их
распространения.

Основанием выделения
права на импорт в отдельное право
является территориальная ограниченность
сферы действия авторских прав.
Произведение, которое не охраняется на
территории той или иной страны, может
там свободно использоваться.

Однако
если экземпляры этого произведения
будут доставлены в целях распространения
в страну, на территории которой оно
охраняется, это будет нарушением
авторских прав.

Близкими по своему
содержанию к имущественным правам
автора являются право на публичный
показ, право на публичное исполнение и
право на сообщение в эфир.

Еще одной сходной
парой имущественных прав авторов
являются право
на сообщение в эфир
и право на
сообщение по кабелю.

Самостоятельным
правом является право
на доведение произведения до всеобщего
сведения
таким образом, что любое лицо может
получить доступ к произведению из любого
места и в любое время по собственному
выбору (доведение
до всеобщего сведения

WHZs/img-o1nLGn.png» width=»12″>).
В отличие от сообщения произведения в
эфир или по кабелю, которые доступны
лишь в ограниченный период времени, при
доведении произведения до всеобщего
сведения произведение доступно в любой
момент времени.

Выделение права на
доведение произведения до всеобщего
сведения в отдельное правомочие связано,
прежде всего, с развитием сети Интернет.

Право на перевод
представляет собой возможность автора
самому переводить и использовать перевод
своего произведения, а также его право
давать разрешение на перевод и
использование перевода другими лицами.

Если при воспроизведении осуществляется
повторение фиксации произведения, то
сущностью перевода
является преобразование внешней формы
произведения, изменение его языковой
оболочки.

На практике авторы довольно
редко самостоятельно переводят свое
произведение, основным содержанием
права на перевод является давать согласие
на использование перевода своего
произведения. Любое лицо, которое
намерено перевести произведение на
другой язык, должно получить разрешение
от автора или иного правообладателя.

Для автора контроль за переводом
произведения имеет существенное
значение, так как он может желать или
не желать издания своего произведения
на том или ином языке, перевод может
составить конкуренцию оригиналу, от
неудачного перевода может пострадать
репутация автора и т.д.

К праву на перевод
близко примыкает право
на переработку,
под которой понимается создание
производного произведения (обработки,
экранизации, аранжировки, инсценировки
и т.п.).

Оно также подразумевает право
автора давать разрешение на переработку
своего произведения другим лицам. При
реализации права на переработку возникает
множество проблем, связанных, прежде
всего, с пределами данного права.

Так,
очевидно, что написание сценария или
пьесы на основе литературного произведения
будет являться переработкой.
Более сложна ситуация, когда создается
новое произведение с использованием
образов уже существующего.

В этом случае
наличие у автора вновь созданного
произведения обязанности получить
разрешение автора первоначального
зависит от степени оригинальности его
творения.

Использование
архитектурного, градостроительного
или садово-паркового проекта для
реализации допускается только однократно,
если иное не установлено договором, в
соответствии с которым создан проект.
Проект и выполненная на его основе
документация для строительства могут
быть использованы повторно только с
согласия автора проекта.

Автор произведения
архитектуры, градостроительства или
садово-паркового искусства имеет право
на осуществление авторского контроля
за разработкой документации для
строительства и право авторского надзора
за строительством здания или сооружения
либо иной реализацией соответствующего
проекта. Порядок осуществления авторского
контроля и авторского надзора
устанавливается федеральным органом
исполнительной власти по архитектуре
и градостроительству.

  • Автор произведения
    архитектуры, градостроительства или
    садово-паркового искусства вправе
    требовать от заказчика архитектурного,
    градостроительного или садово-паркового
    проекта предоставления права на участие
    в реализации своего проекта, если
    договором не предусмотрено иное.
  • Исходя из природы
    данного права, оно, в отличие от
    вышеперечисленных имущественных
    авторских прав, не может быть передано
    другому лицу.
  • В отношении
    названного права суды (в том числе в
    период до принятия части четвертой ГК
    РФ) признавали нарушением исключительных
    прав автора на использование архитектурного
    проекта действия заказчика, поручившего
    без согласия правообладателя разработку
    документации для строительства иной
    организации.
  • Правообладатель
    может использовать произведение и иными
    способами.

Гражданский кодекс
РФ в ст.

 1293 устанавливает, что в случае
отчуждения автором оригинала произведения
изобразительного искусства, авторской
рукописи (автографа) литературного или
музыкального произведения при каждой
публичной перепродаже соответствующего
оригинала, в которой в качестве продавца,
покупателя или посредника участвует
галерея изобразительного искусства,
художественный салон, магазин или иная
подобная организация, автор имеет право
на получение от продавца вознаграждения
в виде процентных отчислений от цены
перепродажи (право следования). Размер
процентных отчислений, а также условия
и порядок их выплаты определяются
Правительством РФ.

Данное право
обладает следующими
особенностями.

  • Правом следования обладают только авторы произведений изобразительного искусства, а также рукописей литературных и музыкальных произведений.
  • Данное право касается только публичной перепродажи произведений. Признак публичности означает реализацию произведений через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д., т.е. с наличием возможности приобретения произведения у широкого круга лиц. Под перепродажей понимается всякая продажа, которая следует за первой продажей произведения изобразительного искусства. Первая продажа произведения изобразительного искусства означает переход права собственности на указанное произведение (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу.
  • В отличие от большинства имущественных авторских прав это право является неотчуждаемым, и может передаваться лишь наследникам автора.

В настоящее время
механизм контроля за соблюдением данного
правомочия авторов практически
отсутствует, что делает его во многом
декларативным.

Правообладатель
может распоряжаться исключительным
правом на произведение. Так, он вправе,
например, внести принадлежащие ему
авторские права в качестве вклада при
создании товариществ

Источник: https://diplomconsult.ru/preview/7393269/page:4/

Ссылка на основную публикацию