Государственное регулирование предпринимательской деятельности: принципы и методы, проблемы, нормативные акты, самореулирование

В постреформенной России предпринимательское право ещё не успело занять место, которое оно занимает в странах, традиционно причисляемых к экономически развитым.

В российском законодательстве созданы правовые инструменты как для регулирования бизнеса, определения границ предпринимательства по отдельным сферам хозяйствования, так и для защиты прав предпринимателей от действий криминала или административных структур, создающих помехи бизнесу.

Предпринимательское право: понятие, признаки, предмет и метод

В одном из основополагающих законодательных актов РФ — Гражданском кодексе — буквально на первых страницах чётко определяется, что российский закон трактует как предпринимательство.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке.

Гражданский Кодекс РФ, принят законом 51-ФЗ от 30.11.94

Сущность предпринимательства характеризуется рядом признаков, таких как рисковой характер, самостоятельный выбор деятельности и формы её организации.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности: принципы и методы, проблемы, нормативные акты, самореулирование

Основные признаки предпринимательства закреплены в законодательстве

Важно: в России для начала предпринимательской деятельности нужно зарегистрироваться в установленном порядке. Это можно сделать в форме юридического лица (компании) или индивидуального предпринимателя. В обоих случаях подаётся заявление в налоговую службу.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности: принципы и методы, проблемы, нормативные акты, самореулирование

Обязательная регистрация субъектов предпринимательства включает два варианта

В предпринимательское право в широком смысле включают все правовые нормы, так или иначе связанные с бизнесом. При этом под ним понимают:

  • саму предпринимательскую деятельность;
  • субъекты предпринимательской деятельности (у нас это могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие фирмы разного типа);
  • финансовые результаты бизнеса;
  • взаимоотношения бизнеса с государством.

Видео: обзор последних изменений в нормах гражданского права для предпринимателей

Возникновение и этапы развития предпринимательского права в России

Можно сказать, что предпринимательство зародилось на заре человеческой цивилизации одновременно с возникновением натурального обмена между людьми. Затем на базе натурального обмена возникла торговля, появились деньги.

Общество в своём развитии прошло через период появления такого института, как государство, параллельно которому формировались системы национального и международного законодательства, регулирующие хозяйственную деятельность, и в том числе предпринимательство во всех его аспектах.

На территории современной России предпринимательство существовало в виде торговли и промыслов ещё в IX—X вв.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности: принципы и методы, проблемы, нормативные акты, самореулирование

Предпринимательство на Руси берёт начало в торговле и промыслах

На Руси в ХI—XII вв. торговые люди стали объединяться в особые группы населения, пользовались поддержкой княжеской власти. В этот период начиналось корпоративное объединение купцов. Так, в Новгороде в XII веке возникла первая русская купеческая корпорация.

В XVIII веке реформы Петра I вызвали к жизни новую волну активных людей с коммерческим мышлением, что обеспечило возможность создания армии, строительства кораблей и др. Полностью сформировалось в России понятие «купечество». Это были все посадские люди, занимавшиеся торговлей.

Серьёзную поддержку российское предпринимательство получило в период правления Екатерины II, сделавшей ставку на обновление «третьего сословия». Выдвигались новые энергичные промышленники, в том числе и из дворян. Манифест императрицы 1775 г. позволил «всем и каждому добровольно возводить всякого рода станы и производить на них всевозможные рукоделия…».

В XIX веке новый стимул развитию предпринимательства дали реформы Александра II. Манифест 1861 г. об отмене крепостного права дал возможность включиться в сферу предпринимательства миллионам российских подданных.

Законодательно расширилась возможность приобретения статуса купца, что в то время было равноценно статусу предпринимателя. В 1865 г. право приобретения купеческого статуса было дозволено всем, кто обладал достаточным капиталом.

Были изданы и законодательные акты, регулирующие коммерческую деятельность: Новоторговый Устав 1667 г. и Таможенный Устав 1653 г. Это уже можно считать началом создания российского предпринимательского права.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности: принципы и методы, проблемы, нормативные акты, самореулирование

Расцвет российского предпринимательства наступил в XIX веке

Пореформенный период, продлившийся с момента отмены крепостного права в 1861 году до 1913 года, принято считать золотым веком предпринимательства в России. В это время по многим экономическим показателям Россия вышла на первые позиции в мире.

Однако после 1913 года произошло два глобальных события. Это начало в 1914 году Первой мировой войны, в которую оказалась втянута и Россия, и большевистский переворот в России октября 1917 года. Российское предпринимательство перестало существовать практически до конца ХХ века.

В марте 1921 большевиками была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), ориентированная на контролируемое развитие предпринимательства. Но век этого нововведения оказался недолог.

И даже в сельском хозяйстве, базовой экономической отрасли России, где предприимчивые крестьяне, вдохновлённые большевистскими лозунгами «земля — крестьянам», пытались всё-таки развивать некие подобия цивилизованных фермерских хозяйств, в 30-х годах всё закончилось репрессиями.

Начался мрачный период в России, когда работа на себя стала равноценна преступлению. Право на собственность имело только государство. Частной собственности не могло быть в принципе.

В конце 80-х годов ХХ века начались крайне осторожные попытки государства разрешить людям работать на себя.

Началом движения в этом направлении можно считать принятие в СССР в 1987 году Закона об индивидуальной трудовой деятельности, который трудно назвать даже первым шагом к возрождению предпринимательства. Он запрещал использование наёмного труда.

Гражданин мог трудиться только лично или с участием членов своей семьи. А вот обязать человека получить в органах власти платное разрешение на индивидуальную деятельность, разумеется, не забыли.

Впервые законное определение предпринимательской деятельности было дано в ст. 2 ГК РФ в 1995 году. Это и можно назвать днём рождения предпринимательского права в постреформенной России.

Видео: история предпринимательского права в лицах

https://youtube.com/watch?v=dLd08o5xsQs

Предмет и метод предпринимательского права

Сразу определим, что предметом определённой отрасли права называют тот круг общественных отношений, который регулируется этой отраслью права. Само существование предпринимательства в обществе должно приводить к мнению, что предпринимательское право регулирует общественные отношения, связанные с предпринимательской деятельностью. В таких отношениях логично выделяют:

  • отношения в процессе ведения бизнеса;
  • регулирование предпринимательской деятельности;
  • отношения внутрихозяйственные (т. е. внутри субъекта бизнеса — между его структурными подразделениями, с наёмным персоналом и т. п.).

Стоит отметить, что сам термин «предпринимательское право» среди российских специалистов трактуется неоднозначно, вернее, по-разному определяется статус предпринимательского права в комплексе разделов российского права. Главная неоднозначность состоит в том, что наши правоведы до сих пор не пришли к соглашению, признавать ли предпринимательское право самостоятельной отраслью права или не признавать.

Существует три подхода к этому вопросу:

  1. Предпринимательское право является полноценной отраслью права.
  2. Предпринимательское право не может признаваться отраслью права, поскольку частноправовые отношения в предпринимательстве относятся к гражданскому праву, а отношения по организации, руководству и контролю — к административному, налоговому, финансовому праву.
  3. Предпринимательское право — самостоятельная комплексная отрасль права второго уровня, содержащая отличительные свойства нескольких базовых правовых отраслей.

Последняя позиция, с нашей точки зрения, может считаться наиболее объективной.

Важно отметить, что невзирая на разногласия в отраслевом определении, правоведы всех направлений допускают актуальность выделения учебной дисциплины, посвящённой изучению правового регулирования предпринимательской деятельности.

Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимают совокупность способов и приёмов регулирования отношений между субъектами, определяемыми её предметом. Считается, что каждая отрасль права имеет свой, особый метод регулирования.

Однако предпринимательское право является комплексной отраслью. Поэтому при регулировании общественных отношений, входящих в предмет предпринимательского права, используют несколько методов. В литературе высказана точка зрения о том, что разные методы предпринимательского права применяются в совокупности.

Следовательно, можно считать, что они образуют единый метод предпринимательского права.

Таблица: метод предпринимательского права

Источники предпринимательского права

Под источниками конкретной отрасли или раздела права принято понимать формы правовых норм, имеющие общеобязательный характер для правового толкования предмета именно данной конкретной отрасли права.

В сфере регулирования российского предпринимательства применяются международные и российские законы. Конституция РФ признаёт приоритет общепризнанных международных норм и договоров перед внутренними.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности: принципы и методы, проблемы, нормативные акты, самореулирование

Действующая система включает несколько источников предпринимательского права

Из нормативных актов Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Следующий уровень правомочности источников предпринимательского права — федеральные законы.

Источниками предпринимательского права являются:

  1. Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:
    • Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
    • Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
    • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

Источник: https://ipshnik.com/otkryitie-registratsiya-zakryitie-ip/gosudarstvennoe-regulirovanie-predprinimatelskoy-deyatelnosti.html

Основные принципы регулирования предпринимательской деятельности

Принципы предпринимательского права — это правила общего характера, определяющие основу построения и развития предпринимательских правоотношений. Они сформулированы на основе познания объективных законов (закономерностей) развития и функционирования предпринимательства как вида социальной деятельности.

Хозяйственно-правовые отношения регулируются как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных ст.

1 ГК РФ (равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты). Ряд принципов предпринимательского права закреплен в Конституции РФ.

Таким образом, к принципам предпринимательского права относятся:

  1. принцип законности;
  2. принцип свободы предпринимательской деятельности (ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ);
  3. принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
  4. принцип единого экономического пространства (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  5. принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 1 ст. 8, ст. 34 Конституции РФ);
  6. принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;
  7. принцип свободы договора.

Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8 и ст.

34 Конституции РФ, которая устанавливает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах.

Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст.

8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст.

8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств».

Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст.

8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.

Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом.

Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими). 

Прямое государственное регулирование выражается:

    • в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности;
    • установлении запретов;
    • применении мер ответственности.

 Косвенное государственное регулирование выражается:

    • в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.

Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

Метод правового регулирования предпринимательского права

Под  методом правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов воздействия на участников правоотношений для обеспечения их правомерного поведения.

Исходя из специфики предмета предпринимательского права, можно отметить, что здесь используется метод, сочетающий в себе черты нескольких методов правового регулирования:

  • метод рекомендаций (диспозитивный метод), при котором субъекты предпринимательства регулируют свои отношения при помощи правовых норм, выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения;
  • метод обязательных предписаний (императивный метод), при котором устанавливаются однозначные требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;
  • метод автономных решений (метод согласования), который характеризуется исходящими от одной из сторон правоотношения предложениями установить такую модель взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет наиболее полно соответствовать интересам обеих сторон и будет реализована только в случае согласия на это другой стороны.

Перечисленные выше методы правового регулирования, как правило, применяются при регулировании конкретных правоотношений, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, в тесном взаимодействии (например, обязательное требование для любого юридического лица вести бухгалтерский учет сочетается с возможностью выбора удобной для организации учетной политики).

Таким образом, метод предпринимательского права является комплексным и сочетает в себе черты методов: обязательных предписаний, автономных решений и рекомендаций.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osnovnie-printsipi-regulirovaniya-predprinimatelskoy-deyatelnosti

Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ

1.1. Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2. Основные направления в государственном регулировании

1.3. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

2. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности

2.2. Задачи развития саморегулирования предпринимательской деятельности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы. В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве.

Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

  1. Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:
  2. — осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
  3. — повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
  4. — поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
  5. — укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
  6. — пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
  7. — использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования.

Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

  • Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.
  • Под саморегулированием, в самом общем смысле, понимается такое регулирование предпринимательской деятельности, которое осуществляется сообществом предпринимателей объединенных по профессиональному или отраслевому признаку, замещает собой государственное регулирование в профессиональных ее аспектах и предъявляет к участникам рынка более жесткие требования по качеству оказываемых услуг и/или производимой продукции, чем это делает государство.
  • Саморегулирование всегда базируется на действующем законодательстве и является одним из легитимных способов самоорганизации предпринимателей, в том числе и для защиты их законных прав и интересов.
  • В условиях России, где издержки на повседневное преодоление административных барьеров в предпринимательской деятельности составляют существенную часть интеллектуальных и материальных затрат любого предпринимателя, саморегулирование должно рассматриваться как один из важных инструментов вытеснения бюрократии из сферы экономической жизни.
  • Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение.
  • Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании и саморегулировании предпринимательской деятельности.
  • В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
  • — рассмотреть сущность, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • — изучить методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • — охарактеризовать понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности;
  • — проанализировать задачи развития саморегулирования предпринимательской деятельности.

  1. Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.
  2. Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:
  3. 1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:
  • определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
  • создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
  • предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
  • защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
  • установление денежной системы;
  • установление стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

3) решение макроэкономических проблем:

  • объем национального производства;
  • пропорциональность развития экономики;
  • темпы экономического роста;
  • внешнеэкономический баланс страны;
  • уровень занятости трудоспособного населения страны;
  • социальная защита.

Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.

При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.

Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды, которые делятся на следующие категории:

  • характер рыночных отношений;
  • характер правовых связей между хозяйствующими субъектами;
  • общесоциальные факторы;
  • общеэкономические условия;
  • общеполитические факторы.

Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена.

Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится.

Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.

Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный.

На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство.

Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

  • К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.
  • Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.
  • Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами:
  • предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;
  • борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
  • предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;
  • контролем за использованием общенациональных ресурсов;
  • социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

На практике и в теории многие считают, что характер отношений между государством и субъектом предпринимательской деятельности представляется как партнерство.

На самом же деле это не так, где государство выступает в качестве политической и властной структуры, его «партнеры» вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, – идет конкурентная борьба.

Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.

1.2 Основные направления в государственном регулировании

Основные направления в государственном регулировании рыночных отношений следующие:

1. Установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны.

2. Государственное законодательство закрепляет и гарантирует все формы собственности и их равенство.

В обществе существуют две формы управления: государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).

  1. Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле – это деятельность исполнительных органон власти.
  2. Принципы государственного управления: народовластие, подзаконный характер действия (на основе закона), распорядительный характер (исполнительная власть – материальные ресурсы), юридически властный характер, разделение властей, федерализм (центр – регион).
  3. Функции государственного управления:
  • прогнозирование (Федеральный закон «О прогнозировании и социально-экономических программах»). Прогноз: ежегодный, краткосрочный и долгосрочный. Прогноз носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;
  • планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение);
  • нормативное регулирование;
  • методическое руководство;
  • подбор и расстановка кадров;
  • материально-техническое обеспечение;
  • финансирование;
  • информационное обеспечение;
  • оперативное управление собственностью;
  • учет и контроль.

1.3 Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов реализуются в следующих формах:

  • убеждением;
  • принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная и административная) в свою очередь методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям) – прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) – косвенное регулирование.

Следует отметить, что на современном этапе развития рыночных отношений в государстве произошел отрыв экономических методов от административных. Кроме того, эти два метода не реализуются, без правовой формы, так как государственное регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит подзаконный характер.

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/69818-1-176162.html

Методы регулирования предпринимательской деятельности

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств.

Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений.

Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка.

Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

Предпринимательство в целом не имеет какого-либо универсального механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно действовать во всех сферах. Механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику.

Конституция РФ обязывает органы государства и местного самоуправления использовать все имеющиеся у нас материально-финансовые и организационные возможности для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений. Применяются предусмотренные законодательством и создаваемые практикой формы и методы, которые подразделяются на две группы.

Первую группу составляют формы и методы, распространяемые на предпринимательские организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности.

Специфика данной группы форм и методов заключается в том, что они отражают субординацию взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности.

Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Этими органами утверждаются их учредительные документы — уставы.

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

Никаких особых сложностей, правовых проблем во взаимоотношениях государственных органов и органов местного самоуправления, с одной стороны, и созданных ими предпринимательских структур — с другой, не возникает.

Успех зависит от инициативности обеих сторон: одной — от умения управлять, другой — от умения хозяйствовать.

Вторая группа форм и методов воздействия государственных органов и органов местного самоуправления применяется к предпринимательским организациям, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности.

Некоторые из методов данной группы являются административно-правовыми. Речь идет о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности, регистрации и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности.

Многообразие продукции товаров и услуг предполагает соблюдение общих параметров. Так как очень сложно определить качество того или иного продукта, услуги. Поэтому столь важное значение, в условиях рыночной экономики, приобретают такие государственно-правовые регуляторы, как сертификация, стандартизация и единство измерений.

Государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации осуществляется на основе и в соответствии с требованиями Законов РК от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продуктов и услуг».

Качество производимой продукции и оказываемых услуг определяется ГОСТами, техническими условиями и другими документами, устанавливающие определенные требования к качеству продукции, работ и услуг.

Это регулируется тем, что государство сертификаты и иные документы и знаки соответствия (зарегистрированные в установленном порядке) обязывают изготовителей (продавцов, подрядчиков) обеспечить соответствие реализуемой продукции, работ и услуг требованиям нормативных документов.

Закон «О сертификации продуктов и услуг» регулирует деятельность по подтверждению качества продукции установленным требованиям. «Сертификат — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям».

Госстандарт России определил номенклатуру товаров подлежащих обязательной сертификации, центры стандартизации постоянно информируют торгующие организации об изменениях в данном перечне.

Государственный контроль за соблюдением стандартов, других правил обязательной сертификации товаров, работ и услуг обеспечивают органы Государственного комитета по стандартам, а так же другие специально уполномоченные органы. Нормативное регулирования единства измерений дано в Законе «Об обеспечении единства измерений». Им установлены единицы величин, средства и методики выполнения измерений. Данную функцию осуществляет Государственная метрологическая служба Госстандарта России.

Следует отметить возрастающую актуальность контроля государственных и муниципальных органов за соблюдением законности в деятельности субъектов предпринимательства. Однако деятельность контролирующих органов осложняется определением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать.

Регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов).

Предпринимательская деятельность осуществляется с учетом большого числа актов, определяющих регулирующие возможности органов государственной власти и управления. Необходимо, чтобы государственное воздействие проводилось только на основании соответствующей правовой нормы.

Все виды государственного воздействия имеют правовую форму акта, т.е. облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются правовые последствия. Эти акты имеют свои наименование, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного воздействия не существует.

Среди актов-разрешений можно выделить систему лицензионных разрешений. Лицензии как разрешительные акты применяются в целом ряде видов предпринимательской деятельности.

Акт контроля представляет собой действие уполномоченного государственного органа, фиксирующего в соответствии с законом определенное правовое положение хозяйствующего субъекта, на основе которого должна осуществляться его последующая предпринимательская деятельность. Все виды контроля носят текущий и последующий характер.

  • Государство осуществляет контроль за состоянием и развитием экономики с помощью различных способов: фискальных, а также путем прямого вмешательства.
  • Фискальная политика — это управление экономикой посредством налогов и государственных вложений.
  • Налоги — это обязательные безвозмездные платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые в определенном размере и в определенный срок.

Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим они отличаются от всевозможных сборов, которые, хотя тоже зачисляются в бюджет, но должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

Собирая налоги, государство получает в распоряжение крупные денежные средства, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику.

Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам.

Государство применяет следующие методы регулирования: выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.

Опираясь на законодательство, государство может осуществлять регулирование предпринимательства, принимая те или иные хозяйственные решения.

Оно выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике.

Государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и как непосредственный участник производственно-коммерческих операций.

Прямое воздействие государства на экономику осуществляется через дотации.

Дотации — денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Дотации предоставляются предприятиям, продукция которых имеет социальное, народнохозяйственное или оборонное значение, но траты на ее изготовление делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров.

Методы и способы регулирования предпринимательской деятельности на этом не заканчиваются, существуют и другие методы, но здесь перечислены самые основные методы и способы, используемые государственными органами для регулирования предпринимательской деятельности

4. Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31.01.

2006г регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими и юридическими лицами частной предпринимательской деятельности, определяет основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частной предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

Законодательство о частном предпринимательстве основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора. Основной целью государственного регулирования частной предпринимательской деятельности является создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства, с одной стороны и защита интересов государства и прав потребителей путем введения администрирования частной предпринимательской деятельности, с другой стороны.

  1. Основными принципами государственного регулирования частного предпринимательства являются:
  2. гарантии свободы частной предпринимательской деятельности и обеспечение ее защиты и поддержки;
  3. равенства всех субъектов частного предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;
  4. приоритета развития малого предпринимательства в Республике Казахстан;
  5. участия субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающие интересы частного предпринимательства.

Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности гостиничных организаций и защиты прав потребителей гостиничных услуг являются лицензирование, стандартизация и сертификация.

Лицензирование международной гостиничной деятельности является одним из видов правового досудебного механизма ее государственного регулирования.

Лицензия есть разрешение, выдаваемое государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление гостиничной деятельности в течение определенного времени при соблюдении ряда условий. Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

  • — заявление о предоставлении лицензии с указанием:
  • — наименования и организационно-правовой формы, места нахождения — для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерено осуществлять; — копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) — для юридического лица;
  • — копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуального предпринимателя; — копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом); — документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • — сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Целью лицензирования гостиничной деятельности является: защита интересов прав потребителей; обеспечение унифицированного подхода к оценке уровня и стандартов предоставления услуг; усиление правопорядка и обеспечение безопасности проживания в гостиницах.

Следует обратить внимание и на тот факт, что все гостиницы делятся на категории по уровню предоставляемого клиентам комфорта. Деление гостиниц на категории предполагает различный набор предоставляемых услуг.

Естественно, что гостиницы высших категорий предоставляют гостям более комфортабельные номера и соответственно больший набор услуг, среди которых могут быть и услуги, на осуществление которых необходима лицензия, например, медицинские или транспортные услуги.

Если гостиница предоставляет своим клиентам услуги, на осуществление которых необходима лицензия, то на такую деятельность она обязана ее получить. Причем, в соответствии с законом о лицензировании, срок действия такой лицензии не может быть менее пяти лет.

Помимо лицензирования и обязательной сертификации гостиница может претендовать на определенную категорию либо сразу в период организации, либо после проведения определенной технической и управленческой модернизации. Данная процедура будет называться аттестацией, и носить смысл добровольной сертификации.

Аттестация гостиницы преследует цели определить место того или иного отеля на рынке гостиничных услуг, облегчить клиентам и специалистам профессионалам получение информации о возможности предоставления гарантированного набора услуг, которые могут быть оказаны гостиницей определенного класса.

Аттестация гостиниц может проводиться как на национальном, так и на международном уровне. В нашей стране добровольной сертификацией гостиничных услуг и разработкой стандартов соответствия занимаются государственные органы.

В настоящее время определенная категория гостиниц присваивается на основании соответствия «Системе классификации гостиниц и других средств размещения». В нашей стране аттестацией гостиниц занимаются аккредитованные государством организации. Однако в мировой практике существуют и другие схемы присвоения категорий. Например, в Германии и Швейцарии этим занимаются независимые от государства профессиональные объединения и союзы. В Германии — Объединение гостиничных и ресторанных хозяйство (DEHOGA), в Швейцарии — Союз владельцев гостиниц. Есть страны, где параллельно существуют несколько систем классификации.

  1. Вопросы для самоконтроля:
  2. 1. Категории законов, регулирующих частное предпринимательство
  3. 2. Административные законы
  4. 3. Законодателство в ресторанном деле и гостиничном бизнесе
  5. 4. Лицензирование
  6. 5. Сертификация
  7. Рекомендуемая литература:

1) Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.

2)Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 345 с.

3) Бланк И.А. Управление прибылью. – Киев: “Ника-Центр”, 2008. – 543 с.

4) Ермаков В.А. Как организовать свой малый бизнес. Алматы , 2008

5) Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 2007.

6) Ф.Котлер, Д.Боуэн, Д.Мейкенз. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/М.: Юнити-Дана. 2007.-787с. 7) http://tourlib.net/books_tourism/kozyreva.htm

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/34676.html

Ссылка на основную публикацию