Меню Закрыть

Договор целевого финансирования нко

Договор целевого финансирования (договор гранта) или договор совместной деятельности (договор простого товарищества)

Написана и опубликована в приложении «Налоги и Право»» экономической газеты «Эпиграф» № 5 (305), февраль 2001 года, стр. 6

Договор целевого финансирования (договор гранта) или договор совместной деятельности (договор простого товарищества).
Шугрин И.С., профессиональный бухгалтер,
аттестат Министерства Финансов РФ № 030114.

Некоммерческие организации при осуществлении хозяйственной деятельности стремятся использовать договора целевого финансирования (договора гранта) — когда некоторая организация или физическое лицо (донор, жертвователь, …) предоставляет денежные средства и/или иные ресурсы некоммерческой организации (благополучателю) для выполнения этой некоммерческой организацией определенных проектов. Ситуация вполне типичная для сектора некоммерческих организаций.

При заключении таких договоров требуется очень четко относиться к формулировкам, используемым в договоре.

Для договора целевого финансирования раздел «предмет договора» может звучать примерно следующим образом: «донор предоставляет благополучателю денежные средства (иные ресурсы) для выполнения программы …».

Заметим, что достаточно большой объем договоров целевого финансирования (договоров гранта) можно переквалифицировать в совместную деятельность (если более точно оперировать формулировками в договоре).

Напомним, что совместная деятельность (простое товарищество) — регламентируется главой 55 Гражданского кодекса, часть 2 (статьи 1041-1054). По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Отметим, что сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Таким образом, для договора простого товарищества (совместной деятельности) раздел «предмет договора» может звучать примерно следующим образом: «стороны договорились объединить усилия для выполнения программы …».

Обратим внимание на следующие факты, которые могут заставить отказаться от использования договора простого товарищества и более внимательно подходить к формулировкам в договоре:

В процессе совместной деятельности товарищей у них возникают общие обязательства перед третьими лицами. Если договор простого товарищества не связан с предпринимательской деятельностью, то по общим обязательствам, возникшим из договора, товарищи несут долевую ответственность пропорционально стоимости вклада каждого из них в общее дело, а по всем другим (не договорным) общим обязательствам они отвечают солидарно (ст. 1047 ГК). Изложенные правила об ответственности не могут быть изменены соглашением товарищей, так как они касаются внешних отношений товарищей. При долевом обязательстве кредитор должен взыскивать с каждого из товарищей падающую на него часть долга, пропорциональную стоимости его вклада в общее дело. Иными словами, если договор простого товарищества не связан с предпринимательской деятельностью, ответственность по договору с третьими лицами наступает пропорционально вкладу каждого в общее имущество (долевая ответственность). При недостаточности общего имущества необходимые суммы — в той же пропорции — возмещаются из личного имущества товарищей.
Бухгалтерское оформление операций по договору простого товарищества регламентировано приказом Минфина РФ от 24.12.98 № 68н «Об утверждении указаний об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом и указаний об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества» (если использовать старый план счетов).
Первый факт означает, что организация-донор отвечает по возникшим в результате исполнения договора убыткам. То есть, не только предоставляет средства для исполнения программы, но и частично компенсирует убытки, в случае некачественной работы благополучателя. Парадоксальная ситуация.

Второй факт означает следующее. По правилам бухгалтерского учета (при использовании старого плана счетов), целевое финансирование отражается на счете 96 «Целевые финансирования и поступления». Так привыкли делать все НКО. В отличие от целевого финансирования, при отражении в бухгалтерском учете расчетов по денежным и имущественным взносам участников договора простого товарищества, распределению полученной прибыли или убытка, других операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества, используется счет 74 «Расчеты по выделенному на отдельный баланс имуществу», субсчет «Расчеты по договору простого товарищества».

Неправомерное отражение вместо счета 74 на счете 96 поступивших средств от донора может быть рассмотрено налоговым органом как «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения». Это определено в ст. 120 Налогового Кодекса РФ: «под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается систематическое (два раза и более в течение календарного года) неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика». Последствия — взыскание штрафа в размере не менее пяти тысяч рублей.

В этом случае, к организации могут применить ответственность, определенную в статье 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»:

«1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,
влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,
влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,
влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.»

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика».

В заключение отметим, что возможна ситуация, когда при неправильно оформленном договоре целевого финансирования (договоре гранта) сумма штрафа, налагаемого налоговой инспекцией на организацию-благополучателя будет больше, чем полученное благополучателем целевое финансирование.

Договор целевого финансирования нко

Расходование целевых средств НКО строго определено. Определение доходов НКО как целевое финансирование имеет ряд особенностей и ограничений.

  1. Целевые поступления;
  2. Доходы от предпринимательской деятельности.

Целевые поступления НКО, не облагаемые налогом на прибыль организаций.

Рассмотрим подробнее первый вид доходов НКО.

Целевые поступления – средства, полученные НКО из бюджета, внебюджетных фондов, а также от юридических и физических лиц, направленные на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности, и использование по назначению.

Под ведением уставной деятельности понимается использование полученных целевых средств на реализацию целей, прописанных в уставе НКО. Для удобства распределения и использования целевых средств, ежегодно составляется смета предполагаемых поступлений и расходов по каждой программе для конкретной НКО.

Признаками целевого поступления являются:

  1. Безвозмездность;
  2. Предназначение для использования только по целевому назначению, не связанному с осуществлением коммерческой деятельности НКО;
  3. Обязательное ведение раздельного учета в бухгалтерии НКО полученных доходов и произведенных расходов в рамках целевых поступлений.

В случае невыполнения хотя бы одного из перечисленных условий подобные поступления придется облагать налогом на прибыль организаций.

Таким образом, можно представить доходы НКО по следующей схеме:

Полный перечень необлагаемых налогом на прибыль целевых поступлений указан в п.2 ст. 251 НК РФ. Основными из них являются:

  1. Взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, доходы в виде безвозмездно полученных НКО услуг, работ, выполненных по соответствующим договорам;
  2. Средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
  3. Средства, имущество и имущественные права, предоставляемые на осуществление благотворительной деятельности;
  4. Использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
  5. Паевые вклады;
  6. Гранты.

Все поступления целевого характера могут быть выделены как из бюджета РФ, так и юридическими и физическими лицами, которые могут быть как резидентами, так и нерезидентами РФ.

  1. Денежные средства;
  2. Основные средства;
  3. Материалы;

Необходимо учесть, что для получения некоммерческой организацией целевого финансирования, необходимо наличие соответствующего договора на исполнение обязательств и утвержденной сметы расходов. Такая смета должна быть согласована с жертвователем и утверждена руководителем НКО. Также в ней должны быть постатейно указаны конкретные затраты на проводимое мероприятие. Такая смета является основанием для начисления целевого финансирования. Только после ее надлежащего оформления могут производиться дальнейшие действия по проведению программ и расчетов с НКО.

В соответствии с Планом счетов, для учета всех видов целевых поступлений предназначен специальный счет 86 «Целевое финансирование». К этому счету целесообразно открыть несколько субсчетов, необходимых для корректного аналитического учета всех видов целевых поступлений НКО, например:

  1. Субсчет 86.01 «Членские взносы»;
  2. Субсчет 86.02 «Добровольные взносы и пожертвования»;
  3. Субсчет 86.03 «Целевые средства»;
  4. Субсчет 86.04 «Поступления из бюджета»;
  5. Субсчет 86.05 «Доходы от предпринимательской деятельности».

Все поступления целевых средств отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» и по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами кредиторами» субсчет «Расчеты по целевому финансированию».

Следует учесть, что все целевые средства бухгалтерии НКО необходимо учесть в надлежащей оценке. Таким образом, оценка полученного имущества производится по рыночной стоимости на дату его оприходования в соответствии с п. 10.3 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденная Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н.

В январе 2015г. некоммерческая организация «Астра» основной деятельностью которой является осуществление мероприятий, направленных на поддержку и развитие больниц, получила на свой расчетный счет ежемесячный членский взнос от ООО «Гарант» в размере 20 000р., а также заключила договор с ООО «Бетта» на ремонт помещения больницы, в соответствии с которым получила необходимые материалы в денежной оценке на 850 000р., инструмент на сумму 45 000 р., и денежные средства в размере 200 000р. Ремонт помещения должен завершиться 30.01.2015г. Бухгалтерия НКО «Астра» в январе 2015г. Сделала следующие проводки по учету поступления целевых средств:

Источники финансирования НКО: где найти деньги?

Итак, Ваша НКО создана, зарегистрирована в установленном законом порядке и поставлена на учет во всех контролирующих органах. Это значит, что приходит момент поиска финансовых средств, за счет которых и будет производится деятельность (конечно, много мы можем выполнить за счет добровольного труда и собственных ресурсов, но для реализации серьезных проектов финансирование необходимо).

Вопрос «Где и как брать деньги?» один из самых частых и возникает еще на этапе планов по созданию НКО. Как же разобраться в понятиях, как «грант», «субсидия», «пожертвование» и т.п.?

Для начала необходимо обратиться к Законодательству Российской Федерации: законы N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и N 7-ФЗ «о некоммерческих организациях» включают статьи, определяющие возможные для НКО источники формирования имущества организации:

  1. Регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  2. Добровольные взносы и пожертвования;
  3. Выручка от реализации товаров, работ, услуг, доходы от предпринимательской деятельности общественного объединения;
  4. Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  5. Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  6. Вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставом;
  7. Поступления от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
  8. Внешнеэкономическая деятельность общественного объединения;
  9. Другие не запрещенные законом поступления.

Этот список важен для любой НКО, так как по сути дает список возможных источников финансирования. При этом следует учесть, что есть одно принципиальное различие между общественными объединениями и некоммерческими организациями – первые являются членскими и могут устанавливать вступительные или членские взносы.

ЧЛЕНСКИЕ ВЗНОСЫ

Уставом общественного объединения может быть предусмотрена уплата членами взносов (вступительных или членских). Размер и периодичность уплаты членских взносов устанавливается решением высшего руководящего органа НКО. Денежные средства могут быть приняты от членов в кассу организации, либо перечисляться непосредственно на расчетный счет. Членские взносы не облагаются налогом на прибыль и, соответственно, не включаются в доходы организации (т.е. не включаются в расчет единого налога при применении упрощенной системы налогообложения).

Главный минус использования членских взносов как основного источника финансирования деятельности НКО очевиден – для того, чтобы этих средств хватало, необходимо иметь большое количество членов (либо установить значительную сумму взноса). Арифметика очень проста и наглядна: у одной организации 1000 членов, у другой 100, обе они установили размер членского взноса в размере 100 рублей в год. В результате первая организация имеет на свою деятельность 120 тысяч рублей, а вторая только 12 тысяч в год. И если в первом случае за счет этих средств можно обеспечить хотя бы минимальную заработную плату 1-2 специалистам, то во втором денег хватит разве что на приобретение ограниченного количества канцтоваров и расходных материалов.

Так есть ли смысл устанавливать членские взносы? Однозначного ответа нет, так как всё зависит от содержания деятельности общественного объединения. Кроме этого, следует помнить и о том, что выплачивать регулярные взносы (даже незначительные по размеру) люди предпочитают не просто так, а получая взамен какие-либо услуги. Основные права членов организации устанавливаются Уставом, но могут быть дополнены решениями руководящих органов.

Например, члены организации «Труженики тыла и ветераны труда», уплачивая незначительный взнос (порядка 10 рублей в год), получают помощь в оформлении документов и получении статуса «Ветеран труда», и эта услуга оказалась настолько востребованной, что количество членов организации составляет несколько тысяч человек. Профессиональные общественные объединения, как правило, устанавливают более высокий взнос, но и услуги предоставляемые членам у них более значительны (например, предоставление помещения для профессиональной деятельности на льготных условиях или бесплатно, обучение и т.д.).

Рекомендация только одна: при определении необходимости уплаты и размера членских взносов следует учитывать вашу целевую категорию (её финансовые возможности и потребности) и возможности общественного объединения по предоставлению каких-либо услуг и возможностей её членам.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Пожертвования от физических и юридических лиц – один из самых распространенных источников финансовых поступлений социально ориентированных НКО. В зарубежной практике (Европа, США) большинство некоммерческих организаций живут исключительно на пожертвования, однако в России это чаще всего нерегулярные разовые поступления, которые не могут обеспечить постоянную и стабильную деятельность.

Все вопросы, связанные с юридическим статусом пожертвования, регламентирует Гражданский Кодекс РФ (статья 582), согласно которой Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского Кодекса РФ.

Одним из самых важных для НКО моментов является следующий: пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (т.е. являться целевым). При этом организация, принимающая пожертвование, должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Почему это так важно? В первую очередь, потому что данное условие исключает целевые пожертвования из базы для исчисления налога на прибыль (и, соответственно, налога применяемого при применении упрощенной системы налогообложения).

Еще один важный пункт указанной статьи говорит нам, что использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования. Т.е. как любой гражданин, передавший организации имущество либо перечисливший финансовые средства, вправе потребовать их возврата если организация использовала полученное по другому назначению, так и организация может потребовать возврата средств (например, полученных на реализацию конкретного проекта, но использованных на иные, не включенные в него мероприятия).

Избежать сложностей с нецелевым использованием можно только грамотной формулировкой платежных документов и ведением постоянного раздельного учета в организации. Если пожертвования сразу перечисляются на расчетный счет организации (через банки или иным способом), можно рекомендовать жертвователям конкретную формулировку (например, «целевое пожертвование на уставную деятельность организации»).

Еще недавно слово «грант» четко было связано с некоммерческими организациями, именно гранты являлись основным источником средств для их деятельности. В данный момент ситуация изменилось, и связано это в первую очередь с принятием Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в котором такое понятие отсутствует (т.е. органы власти и местного самоуправления, бюджеты различного уровня потеряли право их предоставлять).

Однако Налоговый кодекс это определение всё же содержит. Согласно ему, грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

  1. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
  2. Гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Обычно гранты предоставляются благотворительными фондами на реализацию конкретных проектов или мероприятий, чаще всего на конкурсной основе. Для получения финансовых средств организация должна подготовить заявку (форма предоставляется грантодателем) и приложить к ней необходимые документы (как правило, это документы, подтверждающие статус, организационно-правовую форму и сферу деятельности организации – копии свидетельств о регистрации, копия устава и другие). Большинство фондов предлагает своим потенциальным заявителям методическую и консультационную помощь в подготовке пакета документов и разработке заявки, но нередко бывает и так, что организация-заявитель должна сделать всё полностью самостоятельно (например, если грантодатель является иностранной организацией и не имеет возможности проконсультировать кого-то в другой стране и т.п.). Часто помощь в подготовке заявки на какой-то грантовый конкурс готовы оказать ресурсные некоммерческие организации региона (в Самаре такие консультации предоставляет СРОО ИЭКА «Поволжье»).

Информацию о конкурсах и предоставляемых грантах можно найти в различных источниках – на сайтах благотворительных фондов, в специализированных e-mail рассылках, на сайтах ресурсных и информационных центров для НКО, в том числе и на нашем сайте.

Субсидия отличается от гранта, в первую очередь тем, что это бюджетные средства. В настоящее время определение понятия «субсидия» исключено из Бюджетного Кодекса, но различные финансовые словари (на основе других нормативно-правовых актов) предлагают следующее:

Субсидия в Российской Федерации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

С момента принятия Бюджетного Кодекса, органы власти и местного самоуправления могут предоставлять только субсидии, и не могут предоставлять гранты.

На самом деле, для некоммерческих организаций принципиальной разницы в том, участвует она в конкурсе грантов или конкурсе на предоставление субсидий, нет. Это различие больше важно самим распорядителям бюджетных средств: все документы, положения и т.п. должны утверждаться распоряжением Губернатора области и соответствовать определенным нормам и требованиям (что замедляет и затрудняет их подготовку). Также в бюджете региона или муниципального образования, должно быть предусмотрено специальное расходное обязательство по предоставлению субсидий (в случае его отсутствия, ни один орган власти или местного самоуправления предоставить субсидию не сможет).

Субсидия может предоставляться как на возмещение затрат социально-ориентированной организации (за оплату помещения, выполнение работ или услуг), так и на реализацию конкретных программ и проектов в определенной сфере. Средства субсидий являются строго целевыми, по ним в обязательном порядке предоставляются отчеты и подтверждающие целевое использование документы, ведется раздельный учет.

Получить информацию о субсидиях, предоставляемых тем или иным Министерством или Администрацией муниципального образования можно, как правило, на официальных сайтах, в печатных изданиях, публикующих их распоряжения и приказы («Волжская Коммуна», «Самарская Газета» и др.), в специализированных подразделениях (отделы по работе с общественностью и НКО).

ДОГОВОРЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРАКТЫ

Еще одним источником средств для НКО могут являться бюджетные средства, полученные через процедуры торгов и котировок. Этот источник выделен отдельно от деятельности по реализации товаров и услуг по одной причине – средства, поступившие из бюджетов различных уровней при условии их целевого расходования, не облагаются налогом на прибыль (и, следовательно, не облагаются налогом, применяемым при использовании упрощенной системы налогообложения).

Сложностей и препятствий для социально-ориентированных НКО в этой системе очень много.

  • Во первых, это открытые конкурсы. То есть принять участие в них могут не только социально-ориентированные НКО, но и любое юридическое лицо, удовлетворяющее условиям объявленного конкурса. Существует возможность проведения конкурса среди НКО и малого предпринимательства, но в этом случае также остается конкуренция с субъектами малого предпринимательства.
  • Во вторых, в случае размещения заказа на сумму свыше 500 тысяч рублей, организация-заявитель обязана внести залог для участия в конкурсе (определенный объем денежных средств, который потом возвращается организации).
  • В третьих, НКО сложнее подтвердить целевое назначение и расходование средств, так как основным документом отчетности по таким договорам и контрактам являются акты выполненных работ, а смета часто включает расчетную стоимость услуг (а не полный список статей расходов).

Информация о конкурсах размещается на специальном сайте Главного управления по организации торгов http://www.goszakaz.samregion.ru/

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО НКО

Согласно законодательству РФ, некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что все полученные от неё средства будут направлены на реализацию уставных целей. Это значит, что полученные доходы не могут распределяться между членами или руководителями напрямую. Но они могут быть использованы для выплаты заработной платы сотрудникам организации, приобретения материально-технической базы, организации мероприятий и реализации проектов и программ.

В ряде случаев, предпринимательская деятельность сама по себе может являться проектом или программой некоммерческой организации (например, создание предприятий и рабочих мест для инвалидов или социально-незащищенных категорий населения), однако правило по использованию доходов остается неизменным.

При ведении предпринимательской деятельности СО НКО обязана выполнять все нормы и требования, относящиеся к ней (включая уплату всех налогов, требования по лицензированию и так далее).

Для того, чтобы организация могла вести предпринимательскую деятельность, в ее Устав должен быть включен соответствующий раздел. В нем необходимо не указать сам факт этого, но и перечислить конкретные виды предпринимательской деятельности (формулировки типа «и другие не запрещенные законом виды деятельности» не допускаются).

Одновременно некоммерческая организация может использовать неограниченное число источников финансирования, ключевым условием при этом остается ведение раздельного учета средств и поступившего из них имущества.

Негосударственное целевое финансирование некоммерческой организации

Вопрос-ответ по теме

Собственники торгово-офисного здания для управления и эксплуатации зданием создали свою управляющую компанию. Позднее приняли решение о переводе всей деятельности на товарищество собственников недвижимости (ТСН). Общим собранием принято решение об ежемесячной уплате членами ТСН и собственниками не являющимися членами ТСН целевых взносов на содержание и ведение уставной деятельности.Правомерно ли включение в ежемесячные целевые взносы на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности следующих платежей (в налогооблагаемую базу при УСН не включаются):Оплата труда Страховые взносы Аренда помещений Канцелярские расходы Почтовые расходы Содержание оргтехники Связь Сайт Лицензии и сертификаты Юридическое сопровождение Охрана объекта Уборка МОП текущий ремонт МОП техобслуживание лифтов Техобслуживание эскалаторов Техобслуживание узла учёта Дезинсекция и дератизация помещений Экологическое сопровождение Техническое освидетельствование лифтов и эскалаторов Вывоз ТБО Размер целевых взносов является постоянным, утверждён на год.

Исходя из содержания вопроса, речь идет о негосударственном целевом финансировании некоммерческой организации. Поэтому поступление членских взносов не учитываются в доходах на основании пункте 2 статьи 251 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. Расходы, произведенные за счет таких взносов, также не включаются в состав расходов в целях единого налога (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). При этом необходимо соблюдать смету доходов и расходов (иногда называют финансовым планом), а также организовать раздельный учет целевых средств (данный вопрос решается самостоятельно и утверждается в учетной политике).

Как отразить в бухучете и при налогообложении негосударственное целевое финансирование

Организация может получить средства целевого финансирования в виде:

  • финансовой помощи от государства (государственная помощь);
  • имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование).*

Поступление целевого финансирования и налогооблагаемый доход

Вопрос-ответ по теме

Некоммерческая организация на УСН, поступает целевое финансирование, входят ли суммы целевого финансирования в налогооблагаемый доход? И расходы произведенные с этих средств уменьшают налогообл. доходы?А как понять эту строчку? При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 25 ноября 2009 года N 281-ФЗ, — см. предыдущую редакцию). ? Что значит вести раздельный учет доходов и расходов ? Если я на целевые финансирования покупала материалы, они же все учитываются по 10 счету. Учет вести раздельный — это обязанность или рекомендация? И если у меня материалы, то для разднльного учета нужно открыть новый субсчет и этого будет достачно? В смысле покупка материалов с поступлений целевого финансир.

Нет, не входят.
При расчете единого налога организации, применяющие упрощенку, определяют свои доходы в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ. При этом они не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В частности, при расчете налога не учитываются целевые поступления, к которым относятся безвозмездные целевые поступления от организаций или граждан на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций. При этом целевые поступления должны использоваться получателями по назначению, определенному передающей стороной, а также отдельно учитываться. При соблюдении этих условий поступления признаются целевыми для целей налогообложения. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Расходы, оплаченные за счет целевых поступлений не учитываются при расчете единого налога.
Ведение раздельного учета – это обязанность общества. Законодатель не регламентирует ведение раздельного учета. Для исполнения данной нормы НКО:
– ведет бухгалтерский учет в полном объеме;
– составляют смету предстоящих расходов по некоммерческой деятельности и отражают источники ее финансирования;
– сдают отчетность о целевом использовании средств.
В Вашем случае организация раздельного учета по материалах в бухгалтерском учете осуществляется следующим образом:

Дебет 51 Кредит 86
– поступили членские взносы (иное целевое финансирование);

Дебет 10 Кредит 60
– приобретены материалы;

Дебет 26 Кредит 10
– списаны материалы на общехозяйственные нужды (например);

Дебет 86 Кредит 26
– отражено использование целевого финансирования на покупку материалов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух» для Упрощенной системы налогообложения

Рекомендация: С каких доходов нужно заплатить единый налог при упрощенке

Доходы, освобожденные от налогообложения

Помимо доходов, подлежащих налогообложению, есть группа доходов, с которых единый налог при упрощенке платить не нужно. К ним относятся:

  • доходы, поименованные в статье 251 Налогового кодекса РФ (например, заемные средства, суммы, полученные в качестве залога или задатка, средства целевого финансирования и т. д.) (п.1.1 ст.346.15 НКРФ);
  • суммовые разницы по договорам, выраженным в условных единицах (п.3 ст.346.17 НКРФ);
  • доходы в виде полученных дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых удерживается (уплачивается) налог на прибыль по ставкам 0, 9 или 15 процентов (п.1.1 ст.346.15 НКРФ).

Ситуация: нужно ли включить в состав доходов садоводческого товарищества (некоммерческой организации) суммы, поступающие от членов товарищества в качестве платы за землю и электроэнергию. Организация применяет упрощенку

Нет, не нужно, если уставом товарищества предусмотрено, что расходы на оплату коммунальных услуг и земельные платежи покрываются за счет поступивших членских взносов.

При расчете единого налога организации, применяющие упрощенку, определяют свои доходы в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ. При этом они не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В частности, при расчете налога не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), к которым относятся безвозмездные целевые поступления от организаций или граждан на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций. При этом целевые поступления должны использоваться получателями по назначению, определенному передающей стороной, а также отдельно учитываться. При соблюдении этих условий поступления признаются целевыми для целей налогообложения. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Финансирование текущих расходов садоводческих товариществ осуществляется за счет членских взносов – денежных средств, периодически вносимых членами садоводческого товарищества (ст. 1 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ). При налогообложении вступительные, членские и паевые взносы участников некоммерческих организаций относятся к целевым поступлениям (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). Таким образом, если уставом товарищества предусмотрено, что расходы на оплату коммунальных услуг и земельные платежи покрываются за счет поступивших членских взносов, эти суммы можно квалифицировать как целевые средства, полученные на ведение уставной деятельности некоммерческой организации. В данном случае эти суммы не нужно включать в налоговую базу по единому налогу (при выполнении других необходимых условий) (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). При этом товарищество должно документально подтвердить использование целевых средств по назначению. Например, договорами, заключенными с ресурсоснабжающими организациями и полученными от них счетами на оплату оказанных услуг. Это следует из положений пункта 1 статьи 252 и пункта 2 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.