Меню Закрыть

Банковское законодательство кредитования

Банковское законодательство

  • Банковское право
  • Принципы банковского права
  • Банковские правоотношения

Понятие банковского законодательства

Возникновение и развитие банковской системы привело к необходимости создания правового поля этой сферы деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой за достаточно продолжительный период времени сложился весьма крупный массив законодательства в виде многообразных законов, инструкций, биллей, регулирующих самые разнообразные вопросы осуществления банковской деятельности от создания банков и кредитных учреждений, лицензирования, ведения операций, контроля их деятельности до реорганизации и банкротства. Дальнейшая интеграция экономики стран ЕС привела к тому, что в Европейском союзе был создан Европейский центральный банк, происходит координация банковского законодательства стран — членов ЕС. В будущем национальные банковские законодательства будут сближены с помощью различных документов Европейского союза, а основные положения найдут отражение в соответствующих национальных законах, что уже подтверждается принятием в некоторых странах ЕС (Германии, Англии) в 1998 г. новых банковских законов.

Переход Российской Федерации к рыночным отношениям обусловливает необходимость приведения банковского законодательства в соответствие с потребностями рыночной экономики и с основными принципами построения его в зарубежных странах.

Банковское законодательство — это комплексная отрасль законодательства, постепенно перерастающая в отрасль права, иначе говоря, это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих товарно-денежные отношения, складывающиеся при осуществлении банками и кредитно-финансовыми учреждениями своей деятельности.

В то же время банковское законодательство представляет собой совокупность и административно-правовых норм (финансово-правовых), регулирующих управление государственными финансами со стороны субъектов банковской системы.

Принципы банковского законодательства

Банковское законодательство основывается на определенных принципах. Их можно разделить на две группы.

1. Общие принципы — определяют конституционный статус субъектов банковской деятельности и устанавливают основы экономической системы Российской Федерации. К ним относят те, которые либо прямо выражены в конкретных конституционных нормах, либо получили воплощение в положениях многих норм Конституции РФ. Среди них можно выделить: принцип неприкосновенности собственности (ст. 35 Конституции РФ); принцип свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ); принцип свободы договора (п. 1 ст. 34 Конституции РФ и ст. 421, 422 ГК РФ); принцип необходимости конкуренции и запрещения монополии (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 34 Конституции РФ; закона о конкуренции пока нет); принцип осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве (п. 1 ст. 8 Конституции РФ), который предполагает свободное перемещение по территории Российской Федерации услуг и финансовых средств при наличии единой денежно-кредитной системы; принцип паритета интересов всех субъектов банковского права, т.е. сочетание частных интересов банков и их клиентов и экономико-публичных интересов, поскольку банковское законодательство является отраслью, в которой публично-правовые элементы все глубже проникают в грань частного права, образуя комплексные правоотношения, где сказывается паритет частных и публичных начал (ст. 35 Конституции РФ).

2. Специфические принципы — регламентируют порядок построения, функционирования и развития банковской системы. Они включают как принципы организационно-правового построения и развития банковской системы, так и принципы, определяющие порядок осуществления банковской деятельности. К организационно-правовым можно отнести прежде всего принцип двухуровнего построения банковской системы (ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности»), в соответствии с которым первый уровень представлен Центральным банком РФ, второй — коммерческими банками и кредитными учреждениями. Вторым принципом выступает принцип экономического районирования при построении Банка России (ст. 85 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), проявляющийся в создании территориальных управлений Банка России. Третий принцип — это принцип дифференциации полномочии, предполагающий разграничение для Центрального банка нормотворческой и хозяйственной деятельности, что ограничивает возможность участия Банка России в коммерческих банках, за исключением Сбербанка РФ.

К принципам, определяющим порядок осуществления банковской деятельности, относят: принцип независимости Центрального банка; принцип ответственности Центрального банка за осуществление законодательно закрепленных за ним функций; принцип монопольной эмиссии и организации денежного обращения; принцип сочетания государственного управления банковской системой и самоуправлением; принцип недопустимости вмешательства органов власти и местного самоуправления в оперативную деятельность кредитных организаций; принцип регулирования банковской деятельности кредитных организаций; принцип исключительной правоспособности кредитных организаций, принцип срочности, платности и возвратности денежных средств в процессе осуществления банковской деятельности; принцип банковской тайны.

Банковское законодательство в целом представляет собой значительный массив нормативных актов различного иерархического уровня. Оно характеризуется рядом специфических особенностей.

1. Межотраслевой характер банковского законодательства, что означает отражение основ банковской деятельности в различных отраслях права: в конституционном, административном, гражданском, а также уголовном, гражданско-процессуать- ном, уголовно-процессуальном. Так, конституционные нормы регулируют вопросы разграничения предметов ведения при осуществлении денежно-кредитной политики государства, относя ее к ведению Российской Федерации в целом, определяют органы, уполномоченные выполнять функции управления кредитно-банковской системой, а также порядок их образования и принципов осуществления поставленных перед ними задач. Статья 71 (п. «ж») Конституции РФ гласит, что в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Конституция РФ устанавливает важнейшие принципы осуществления операций с финансовыми средствами: принцип недопустимости установления каких бы то ни было препятствий для свободного перемещения финансовых средств (ст. 74), а также основополагающие права и обязанности центрального органа банковской системы РФ — Банка России, в частности, Конституцией РФ регламентирована независимость Банка России (ст. 75). Согласно п. 1 ст. 75 исключительной денежной единицей в России является рубль, при этом денежная эмиссия монопольно осуществляется только Центральным банком РФ, а введение и эмиссия прочими банками других денег не допускаются. В соответствии с п. 2 ст. 75 основными функциями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля. Согласно п. «г» ст. 83 и п. «в» ст. 103 Конституции Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит перед ней вопрос об освобождении его от должности, а Государственная Дума осуществляет назначение на должность и освобождение его от должности.

Нормы уголовного права обеспечивают защиту от наиболее серьезных и общественно опасных посягательств на права и интересы государства, иных субъектов, осуществляющих свою деятельность в кредитно-банковской сфере, а также физических и юридических лиц, пользующихся услугами банков и иных кредитных учреждений. Например, ст. 185-186 УК РФ предполагают уголовное преследование, которое возбуждается в отношении лиц, изготавливающих или сбывающих поддельные деньги (п. 1 ст. 186 предполагает наказание от 3 до 8 лет с конфискацией имущества, а п. 2 ст. 186 — от 7 до 12 лет) и ценные бумаги (ст. 185 — штраф), а также в отношении должностных лиц органов власти субъектов РФ, выпускающих любые денежные знаки, отличные от официальной денежной единицы. Статьи 158, 187 УК РФ предусматривают ответственность за подделку пластиковых карт и платежных документов, а также за хищение денег и ценных бумаг, а п. 1 ст. 152 УК РФ — уголовную ответственность за получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения, что позволяет привлекать к ответственности банковских служащих за вымогательство. Глава 22 УК РФ учреждает ответственность за совершение незаконных сделок с валютными ценностями, а также за сокрытие средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению средств на счета в уполномоченные банки и невозвращение средств в иностранной валюте за границу (ст. 199). Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за разглашение банковской тайны (ст. 183), а также за незаконную банковскую деятельность и осуществление банковской деятельности без регистрации (ст. 172).

Нормы административного нрава содержатся в основных банковских законодательных и подзаконных актах и призваны обеспечить управление банковской системой в целом. Например, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установил правовой статус Банка России, принципы его организации, основные задачи и функции, взаимоотношение с органами государственной власти, систему органов управления Банка России и их компетенцию, порядок его отчетности, принципы организации наличного денежного обращения и безналичных расчетов, осуществление и основные инструменты денежно-кредитной политики, перечень операций Банка России, основные принципы и способы банковского регулирования и надзора, порядок вступления в силу нормативных актов, статус, права и обязанности служащих Банка России. В свою очередь, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» установил понятия кредитной организации, банка и небанковских кредитных организаций, банковской системы РФ: определил перечень банковских операций, особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством, порядок создания кредитной организации, ее регистрации илицензирования, основания для отзыва лицензий, порядок открытия филиалов и представительств, принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций, банковскую тайну, антимонопольные правила, принципы организации сберегательного дела, организацию отчетности кредитной организации. Именно эти вопросы отражают основные задачи административного права.

Нормы гражданского законодательства являются правовой базой осуществления банковской деятельности и содержатся в статьях Гражданского кодекса РФ. Они определяют правовые положения субъектов, участвующих в гражданском обороте и осуществляющих свою деятельность в кредитно-банковской сфере, проведение государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ) и прекращение деятельности (ст. 54 ГК РФ). В Гражданском кодексе РФ даны общие правила о статусе юридических лиц (гл. 4) и праве собственности юридических лиц, правила совершения сделок (гл. 9), общие правила о договорах и обязательствах (подраздел 2). Подробно рассматриваются договоры, применяемые в банковской деятельности, такие как договор банковского вклада (гл. 44), договор банковского счета (гл. 45). Подробно рассматриваются вопросы займа и кредита (гл. 42). Обеспечению исполнения обязательств посвящена гл. 23, где, в частности, указывается, что основными формами обеспечения могут служить неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток. Главы 25 и 26 регламентируют ответственность за нарушение обязательств и прекращение обязательств. Глава 46 посвящена вопросам расчетов — наличных и безналичных, формам расчетов (платежных поручений, аккредитивов, инкассо, чеков). В главе 54 дается характеристика доверительного управления имуществом, рассматриваются вопросы финансового лизинга.

2. Множественность нормативных актов, регулирующих самые разнообразные аспекты и вопросы банковской деятельности. Это связано прежде всего с неполнотой охвата законодательными актами складывающихся в области кредитно-банковской деятельности общественных отношений, несмотря на имеющиеся основные законы, такие как федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О финансовом лизинге», «Об ипотечных ценных бумагах». Эта неполнота порождает заполнение существующих пробелов подзаконными актами, в чем отражается нормотворческая функция Центрального банка РФ. Главными направлениями проводимой Банком России работы в сфере нормотворческой деятельности являются: совершенствование правовых условий для защиты и устойчивости рубля; проведение политики реструктуризации и укрепления банковской системы; развитие надзора за банковской деятельностью; развитие правовой основы регулирования системы расчетов, а также совершенствования операций с финансовыми инструментами и цепными бумагами. В соответствии со ст. 18 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на него возложено денежно-кредитное регулирование, которое он осуществляет путем определения норм обязательного резервирования, учетных ставок, экономических нормативов проведения операций с ценными бумагами, устанавливает для банков ряд экономических норм, что приводит к изданию соответствующих инструкций (инструкции ЦБ РФ № 109-И «О порядке принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», № 110-И «Об обязательных нормативах банков»). Примером является политика ЦБ РФ в отношении минимального уставного капитала, когда он увеличивает уставный капитал в течение очень короткого периода времени.

3. Некоторые акты банковского законодательства одновременно принадлежат и к другим отраслям законодательства. Так, в США при рассмотрении проблем правового регулирования отдельных банковских операций самостоятельному анализу подвергаются Закон о защите потребительского кредита и Закон о потребительском лизинге, в ФРГ — Закон об ипотечном кредите, который используется в области жилищного строительства, в России — законы «О финансовом лизинге», «О простом и переводном векселе».

Источниками банковского права в Российской Федерации служат Конституция, указы Президента, федеральные законы, Гражданский кодекс, законодательные и подзаконные акты. Кредитные учреждения при организации и в своей деятельности должны соблюдать законы, не только специально к ним относящиеся, но и регулирующие имущественный оборот вообще — залоговое право.

Таким образом, «банковское законодательство» — это весьма многогранный термин, охватывающий как общие принципы организации и деятельности банков, так и совокупность норм, регулирующих порядок оказания финансовых и связанных с ними услуг.

Пределы компетенции банков устанавливаются федеральным законодательством. При этом предметом правового регулирования является деятельность либо самих банков, либо их клиентов. Серьезное внимание законодателя к функционированию кредитных организаций объясняется той ролью, которую играют финансы и банки в жизни общества.

Направления эволюции банковского законодательства

Банковское законодательство занимает одно из ведущих мест в государственном регулировании деятельности банков и банковской системы. Будучи подготовленным исполнительными и законодательными органами в различных странах, оно представляет собой один из важнейших инструментов всего механизма государственного регулирования банковской системы.

Банковское законодательство определяет основные направления и пути, в которых формируются, развиваются и действуют банки.

Как правило, данное законодательство предусматривает типы и виды банков, которые действуют в той или иной стране, определяет лицензирование операций и услуг банков, условия и нормы работы на рынке капиталов и ценных бумаг, формы взаимоотношений с центральными банками и министерством финансов, а также с другими государственными учреждениями надзора, устанавливает нормативы и правила ликвидности, рентабельности, формы организации и собственности банков.

Эволюция банковского законодательства

Как инструмент регулирования, банковское законодательство постоянно развивается, совершенствуется, т.е. находится в постоянной динамике. Об этом свидетельствуют прежде всего банковские законы, которые принимались и реализовались еще XVIII- XIX вв., на заре формирования и развития банковских систем и отдельных типов банков.

При этом по мере эволюции банковские законы становились все более жесткими для того, чтобы препятствовать банкротствам банков, мошенничеству и спекуляции. Эволюция этого законодательства в различных странах была направлена прежде всего на повышение эффективности банковской системы.

Одно из направлений эволюционного развития — постоянное внесение дополнений и поправок к банковскому законодательству. Эта тенденция характерна для европейского, американского, азиатского (Япония) законодательства и связана с меняющимися конъюнктурными условиями в целом как в экономике страны, так и на отдельных рынках — рынках капиталов, ценных бумаг, в самой кредитной системе.

В качестве примера можно проследить развитие американского банковского законодательства. До кризиса 1929-1933 гг. в США существовало относительно либеральное банковское законодательство, которое позволило коммерческим банкам широко применять различные спекулятивные операции, в том числе с акциями. В результате «Великой депрессии» большое количество банков обанкротилось, что усугубило кризис перепроизводства США. Банковская система оказалась слабым звеном в рамках кризисных процессов в США, поэтому после кризиса возникла необходимость ее регулирования и обеспечения устойчивости. В 1933 г. был принят Закон Глассала-Стигола, который разделил банки на коммерческие и инвестиционные. Первые должны были ограничить свою деятельность ссудно-кредитными операциями и вложениями в государственные ценные бумаги, вторые обязаны были заниматься только корпоративными ценными бумагами, в основном по линии посреднического размещения. Как показала последующая практика, этот закон оказал эффективное воздействие на всю банковскую систему США. На протяжении 1940-1990-х гг. каких-либо существенных потрясений в банковской сфере США не было.

На банковское законодательство западных стран большое влияние оказало усиление государственного регулирования экономики после кризиса 1930-х годов. Ужесточение банковского законодательства в рамках государственного регулирования произошло вследствии организации смешанных банков или национализации некоторых банков. Этот процесс наиболее характерен для ряда стран континентальной Европы, особенно в первые послевоенные годы, когда достаточно значительное место стала занимать государственная собственность. Речь идет о Франции, Италии, Испании, ФРГ, Скандинавских странах. Это в определенной степени касается также ряда крупных развивающихся стран Азии и Латинской Америки, которые стремятся иметь стабильные банковские системы, необходимые для мобилизации ссудного капитала в их национальные экономики.

Это доказывает, что банковское законодательство находится в постоянной эволюции в отношении своеобразной изменяющейся экономической сферы. При этом специфика банковского законодательства заключается в том, что в ряде случаев его элементы либо устаревают, либо отстают от процессов, происходящих в самой банковской сфере. Поэтому во многих странах в законодательство вносятся поправки исходя уже из прошедших событий и изменений на рынке. Так, многие коммерческие банки в 1970-х годах существенно дифференцировали свои операции за счет финансовых услуг: трастовых, факторинговых, лизинговых, страховых. Однако долгое время эти услуги не всегда четко отражали данные изменения в финансовой сфере либо вообще не отражали, либо не регламентировали в тех или иных странах.

Так, Закон о дерегулировании кредитной системы США 1982 г. выравнял процессы накопления капитана между коммерческими и сберегательными банками, поскольку последние имели преимущество перед первыми по уровню процента по вкладам. Это позволило в начале 80-х годов XX в. установить реальную конкуренцию между двумя типами американских банков за привлечение сбережений населения по вкладам и создать равномерный перелив денежных средств.

Большое место в банковском законодательстве занимают нормативы и правила, которые разрабатывают центральные банки на основе законов о деятельности Центрального банка. Благодаря этой взаимной системе законодательных положений центральные банки осуществляют регулирование банковской системы той или иной страны, а через нее проводят денежно-кредитное регулирование экономики. Механизм такого косвенного взаимодействия осуществляется, как правило, в трех основных направлениях: учетная политика через учет и переучет векселей банков, нормирование обязательных резервов банков в центральных банках, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Кроме того, существуют также селективные методы воздействия на банковскую систему путем регулирования отдельных кредитных операций. Все это позволяет достаточно активно воздействовать на политику банков, определяя этапы кредитной экспансии или кредитной рестрикции, а также размеры накопления ссудного капитала.

Налоговое банковское законодательство

Важным аспектом банковского регулирования является также налоговая политика, которая может быть частично отражена как в налоговом кодексе, так и в самом банковском законодательстве, что в определенной степени зависит от специфики банковской системы или правовых традиций той или иной страны.

Напоговое законодательное регулирование включает изменение налоговых ставок как прибыль от основной деятельности банков, различные другие доходные операции (лизинг, факторинг, трастовые).

Банки облагаются налогом на прибыль, как и все действующие юридические лица в данных экономических условиях. Однако размер налогов существенно различается не только по странам, но и по отдельным типам банковских институтов. Что касается послед-них, то, как правило, наиболее льготные налоговые условия получают сберегательные и ипотечные банки, осуществляющие кредитование населения через потребительский и ипотечный кредит. Кроме того, льготное налогообложение могут получать все типы банков малых размеров, а также вновь начинающие действовать на рынке. Налогообложение оказывает существенное воздействие на деятельность банковской системы. Так, увеличение налогов может способствовать замедлению накопления капитала банков, уменьшению их кредитной деятельности и, кроме того, ведет к повышению процентных ставок, а также к замедлению активности банков на рынке капиталов, что отражается на общей экономической конъюнктуре. Наоборот, сокращение налогов на доходы банков будет в целом способствует расширению банковских операций путем снижения процентных ставок. Поэтому налоговое регулирование в рамках банковского законодательства может быть достаточно эффективным для банковской системы, что подтверждает практика развитых стран Запада в 60-90-х гг.

Налоговое банковское законодательство в западноевропейских странах подвергается постоянным изменениям, что обусловлено развитием как самой банковской системы, так и денежно-кредитной и финансовой политикой правительств этих государств. Особый интерес в этой связи представляют 15 стран, входящие в Европейский союз. В связи с тем, что был создан Европейский центральный банк, банковские операции всего Союза проходят определьнос регулирование и достаточно жесткий контроль.

Однако вопросы налогового регулирования банков до настоящего времени остаются еще не решенными. Так, градация налогов на прибыль коммерческих банков 15 стран — членов Европейского союза составляет в настоящее времятот 10 до 52%. Наиболее высокая налоговая ставка для коммерческих банков в ФРГ (52,4%), а самая низкая в Греции (10%) ! . Поэтому задача будущего налогового регулирования состоит в том, чтобы с помощью единого налога на прибыль упорядочить уровень налогов, что позволит поставить банки на один, общий уровень налогообложения и, таким образом, конкуренции. Однако это является довольно трудной задачей, так как уровень развития банковской системы различается по странам. Так, наиболее развитые и мощные банковские системы существуют в Англии, ФРГ, Франции и Италии, они аккумулируют и мобилизуют огромные денежные средства. При этом также надо принять во внимание, что во всех странах Союза существуют государственные или смешанные банки. Поэтому выравнивание налогообложения банков является пока еще серьезной проблемой для наднационального регулирования банковских систем.

Другая проблема, возникшая этой сфере, — это принятие в Европейский союз в 2004 г. 10 новых членов, включая страны Восточной Европы и государств Балтии. Основная сложность заключается в том, что банковские системы этих стран сформировались сравнительно недавно, они уступают 15 странам Союза по размерам, объему аккумуляции и мобилизации денежных капиталов. Поэтому выравнивание налогообложения банков новых стран — членов Союза может оказаться довольно сложным и длительным процессом. Все это вызывает определенную озабоченность как наднациональных органов Европейского союза, так и правительств данных стран. Однако постепенно налогообложение на прибыль банков должно сближаться. Это также касается и других налогов на банки, в частности налога на добавленную стоимость.

Банковское законодательство, как правило, предусматривает также определенные льготы для некоторых типов банков, созданных в рамках государственной или смешанной собственности для специальных целей социально-экономического развития страны. Такие банки осуществляют кредитование специальных целевых проектов в области промышленности, науки и инфраструктуры (включая строительство дорог, портов, социальных объектов). Такой метод регулирования путем создания государственной собственности в банковской сфере широко распространен в странах континентальной Европы (Франции, Италии, Испании, Португалии, Скандинавских странах), а также в крупных развивающихся странах Азии, например Турции, и Латинской Америки.

Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблемы экономического развития путем реализации крупных инвестиционных проектов национальных масштабов. Кроме того, наличие государственной собственности в банках дает возможность осуществлять воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентной ставки.

Важной стороной банковского законодательства является регулирование операций с валютой и ценными бумагами. Практически любое банковское законодательство определяет разрешение (лицензирование) на проведение валютных операций, включая нормы поведения на валютных рынках, объемы операций, характер сделок.

В тех странах, где существуют свободная конвертируемая валюта, свободный спрос и предложение, законы в основном регулируют деятельность коммерческих банков, которые являются главными приоритетными носителями валютных операций. В странах с частичной конвертируемостью или неконвертируемой валютой уполномоченные коммерческие банки концентрируют валютные операции в своих руках. Таким образом, банковское законодательное регулирование определяет масштабы валютных операций, проводимых в банковской сфере.

Другой аспект банковского законодательства — это регулирование операций банков с ценными бумагами, которые являются важным элементом активных операций. Особенность данного законодательства заключается в том, что оно определяется видами ценных бумаг, в которые разрешается вкладывать денежные ресурсы банков. В одних случаях это разрешение касается всех бумаг, в других — существуют ограничения. Приоритетными для банков являются государственные ценные бумаги (облигации на различные сроки). Однако этот приоритет возник после значительных экономических потрясений, т.е. «Великой депрессии» 1929-1933 гг., когда банки, особенно коммерческие, злоупотребляли корпоративными бумагами, проводя крупные спекулятивные операции. Это привело к огромным биржевым потрясениям как в США, так и в Европе. Поэтому коммерческим и сберегательным банкам было разрешено вкладывать денежные ресурсы исключительно в государственные ценные бумаги различного уровня (центрального и местных правительств).

Ограничения действуют и в других развитых странах, но эти правила более либеральные. Для государства вложения в государственные ценные бумаги выгодны по двум причинам: во-пер- вых, они уменьшают опасности спекулятивных операций с корпоративными ценными бумагами со стороны всех типов банков; во-вторых, постоянное приобретение госбумаг банками обеспечивает правительствам непрерывное финансирование госрасходов и покрытие бюджетного дефицита.

Банковское законодательство может быть разделено на две части: центральное (федеральное) и местное. Главную роль в регулировании банковской системы выполняют основные законы, принятые центральной исполнительной и законодательной властью. Дополнительную роль играет местное законодательство, регулирующее локальную деятельность банков, как основную, так и второстепенную. В США осуществляется банковское законодательство на уровне штатов по основным параметрам. В Западной Европе законодательство определяет деятельность банков в основном по линии муниципальных ценных бумаг и уровень налогообложения отдельных банковских операций.

Банковское законодательство обязательно предусматривает органы надзора, куда, как правило, включаются Центральный банк страны, Министерство финансов, специальные комитеты при правительствах, парламентах и местных органах власти.

В связи с переходом на рыночные условия и созданием новой банковской системы в России в течение 1990-х гг. были разработаны и приняты законы о банках и банковской деятельности, которые были призваны регулировать банковские, финансовые и валютные операции различных типов банков. Кроме того, новые законы и нормативные акты, принятые после банковского кризиса в августе 1998 г., отразили мероприятия по реструктуризации банковской системы России.

Розділ 6. Правове регулювання банківського кредитування

1 Понятие, назначение и виды кредита

Кредит занимает важное место в финансовой системе Украины. Кредит — это важный институт, с помощью которого государство осуществляет мобилизацию и перераспределение временно свободных денежных средств и контроль за их пр равильна использованием. Кредит способствует повышению эффективности экономики, обеспечивает перелив капитала, стимулирует денежное обращение и является важным инструментом государственного регулирования экономикоою.

Установленный законодательством обязательный порядок хранения всеми предприятиями, организациями и учреждениями своих средств на счетах в банках дает возможность использовать такие свободные средства в креди итуванни. В процессе кредитования возникают отношения, связанные с мобилизацией временно свободных средств предприятий, организаций, бюджета и населения. Использование этих средств происходит на условиях эт ернення для удовлетворения экономических и социальных потребностей государствви.

Термин»кредит»относится к числу центральных системообразующих понятий банковского права. Наиболее распространенным дефиниции в общем определении понятия кредита является то, что кредит — это средства и ма атериальни ценности, которые предоставляются резидентами или нерезидентами в пользование юридическим или физическим лицам на определенный срок под процентаід відсоток.

Понятие»кредит»имеет широкое значение, и в дальнейшем термин»кредит»определен как заемный капитал банка в денежной форме и банковских металлах, передается во временное пользование на условиях заб обеспеченности, возврата, срочности, платности, а кредитная операция — это договор о предоставлении кредита, который сопровождается записями по банковским счетам с соответствующим отражением в балансах к редитора и заемщиктора та позичальника.

Кредит как институт финансовой системы государства выполняет эмиссионную, распределительную и контрольную функции. Эти функции взаимосвязаны и имеют в кредитовании специфические особенности. Эмиссионная функция осуществляется шл поляком выпуска и размещения ценных бумаг. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредитования и взаимодействует с ней. Недостаток платежных средств в экономике также может покрываться за счет рас ирення коммерческого кредитадиту.

Распределительная функция проявляется в процессе мобилизации и расходовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в распределении и перераспределении национального дохода между субъектами хозяйственной д деятельности. Итак, в условиях рыночной экономики указанная функция способствует совершенствованию кредитной политики с целью регулирования денежного обращения и осуществления эффективного воздействия на экономические процессы в держа ві.

Контрольная функция обеспечивает надзор за правильным и эффективным использованием средств, предоставляемых клиентуре банками, и — за их возвращением в определенные сроки

В банковской практике существует различная классификация кредитов, многогранность их критериев (в 347. ГК Украины). Так, кредит подразделяется на финансовый, товарный и кредит под ценные бумаги, удостоверяющие ь отношения займовки.

Финансовый кредит — это средства, предоставляемые банком-резидентом или нерезидентом, квалифицированным как банковское учреждение согласно законодательству страны пребывания нерезидента, или резидентами и нер дентами, имеющими статус небанковских финансовых учреждений, согласно законодательству, в заем юридическому или физическому лицу на определенный срок, для целевого использования и под процент. Правила предоставления ф инансов кредитов устанавливаются. НБУ (относительно банковских кредитов), а также. Кабинетом. Министров Украины (относительно небанковских финансовых организаций) в соответствии с законодательством.

Товарный кредит — это товары, которые передаются резидентом или нерезидентом в собственность юридическим или физическим лицам на условиях соглашения, предусматривающего отсрочку окончательного расчета на определенный срок и п под процента.

Кредит под ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа — это средства, привлекаемые юридическим лицом — должником (дебитором) от других юридических или физических лиц в качестве компенсации стоимости выпущенных (эми итованих) таким дебитором облигаций или депозитных сертификате.

В хозяйственной деятельности используются следующие формы кредита: лизинговый, ипотечный, потребительский, бланковый, консорциум-ный, налоговый

Лизинговый кредит — это отношения между субъектами лизинга, которые возникают в случае аренды имущества и сопровождаются заключением лизингового соглашения. Лизинг является формой имущественного кредита

Объектом лизинга является разное движимое имущество (машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная и другая техника) и недвижимое имущество (здания, сооружения, системы телекоммуникаций и т.д.). Субъектами лизинга высту упають: лизингодатель — субъект хозяйствования, который является собственником объекта лизинга и сдает его в аренду; пользователь-субъект, договаривается с лизингодателем на аренду на предоставление права владения и розпор ядження объектом лизинга в пределах, установленных лизинговому соглашению, и производитель — предприятие, организация и другие субъекты хозяйствования, которые осуществляют производство или реализацию товароматериальных ц. Инносай.

Ипотечный кредит — это особый вид экономических отношений по поводу предоставления кредитов под залог недвижимого имущества. Отношения в системе ипотечного кредитования регулируется. Законом Украины от 19 июня 2 2003″Об ипотечном кредитовании, операциях с консолидированным ипотечным долгом и ипотечных сертификатахфікати».

Потребительский кредит — это кредит, который предоставляется физическим лицам — резидентам Украины на приобретение потребительских товаров длительного пользования и услуг и возвращается в рассрочку, если иное не предусмотрено условиями кредитного договор.

Бланковый кредит — это кредит, который предоставляется банком в пределах имеющихся собственных средств (без залога имущества или других видов обеспечения — только под обязательство вернуть кредит) с применением повышен й процентной ставки надежным заемщикам, которые имеют стабильные источники погашения кредита и проверенный авторитет в банковских круга.

Консорциумный кредит — это кредит, который предоставляется заемщику банковским консорциумом такими способами:

а) путем аккумулирования кредитных ресурсов в определенном банке с последующим предоставлением кредитов субъектам хозяйственной деятельности;

б) путем гарантирования общей суммы кредита ведущим банком или группой банков. Кредитование осуществляется в зависимости от потребности в кредите;

в) путем изменения гарантированных банками-участниками квот кредитных ресурсов за счет привлечения других банков для участия в консорциумной операции

Налоговый кредит составляет сумму (стоимость) расходов, понесенных плательщиком налога в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у резидентов — физических или юридических лиц в течение отчетного года (кроме в расходов на уплату налога на добавленную стоимость и акцизного сбора), на сумму которых разрешается уменьшение общего годового налогооблагаемого дохода, полученного по результатам такого отчетного года, в слу дках, определенных. Законом Украины от 22 мая 2003″О налоге с доходов физических лиц осіб».

В характеристике кредита наиболее распространенной является классификация кредитных операций в зависимости от кредитора, в связи с этим различают государственный, банковский и коммерческий кредиты

Государственный кредит предоставляется государством другому государству, а также юридическим и физическим лицам в государственном кредите заемщиком (кредитором) выступает государство или местные органы власти. Формами государственного кред дита являются натуральные займа (например, хлебные, сахарные), государственные займы (облигации, казначейские обязательства) и другие кредитные документы. Средства, собираемые государство за реализованные ценные бумаги, составляют во ее долг. По истечении срока займа государство должно рассчитаться с кредиторами. Назначением государственного кредита является мобилизация государством средств для финансирования государственных расходов и покрытия част ки государственного долгборгу.

Банковский кредит предоставляется субъектам хозяйственной деятельности всех форм собственности во временное пользование на условиях, предусмотренных кредитным договором. Банковский кредит — это экономические отношения с аккумуляции кредитных ресурсов за счет уставных и других фондов банков, средств на депозитных счетах, средств в обращении и в межбанковских расчетах и ??других денежных ресурсов. Банковский кредит является основной формой кредита, при которой денежные средства предоставляются банками во временное пользованиеня.

Банковский кредит — это предоставление банками денег (наличными или безналичное) взаймы юридическим и физическим лицам, государству

В в 2. Закона Украины»О банках и банковской деятельности»приведено следующее определение банковского кредита:»Банковский кредит — любое обязательство банка предоставить определенную сумму денег, любая гарантия любое обязательство приобрести право требования долга, любое продление срока погашения долга, которое предоставлено в обмен на обязательство должника по возвращению суммы, а также на обязательства на уплату процентов и других сборов с такой суммы»Итак, в приведенном определении кредит — это не только денежные средства, но и обязательства, вытекающие из договора или по другим основаниемору чи з інших підстав.

соответствии со статьями 47 и 49. Закона Украины»О банках и банковской деятельности»в кредитных операций отнесены:

операции по размещению привлеченных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск;

организация покупки и продажи ценных бумаг по поручению клиентов;

осуществление операций на рынке ценных бумаг от своего имени (включая андеррайтинг);

операции по денежным требованиям, предоставление гарантий, поручительств по денежным обязательствам;

финансирования под уступку денежного требования (факторинг) и связанное с этим ведение учета денежных требований клиентов к должникам, предъявление к оплате денежных требований от клиентов или от своего в имени, а также другие операции, направленные на получение средств от должника

При анализе сущности банковского кредита следует отметить, что банки не могут предоставлять кредиты:

— на покрытие убытков хозяйственной деятельности заемщикам;

— на формирование и увеличение уставного фонда клиента;

— на внесение клиентом средств в бюджет и внебюджетные фонды;

— предприятиям, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве;

— предприятиям, в контрактах которых не предусмотрено страхование возможных потерь от непоставки товарно-материальных ценностей;

— предприятиям, имеющим просроченную задолженность по ранее полученным ссудам и неоплаченными процентами

Банковский кредит классифицируется в зависимости от определенных признаков и различных оснований частности, ввиду экономическую сферу применения, кредит делится на внутренний и международный. В Украине двухуровневая банковская система предусматривает кредит центрального банка и кредит коммерческих банков зависимости от заемщиков и мсти использования кредиты делятся на производственные, потребительские, инвестиционные кредиты на в. Перацим с ценными бумагами, межбанковские, импортные и экспортные зависимости от обеспеченности кредиты делятся на необеспеченные (бланковые) и обеспеченные (персональные). Большинство кредитов, предоставляемых банками, имеют соответствующее обеспечение: наличие залога, соответствующая гарантия или поручительство, страхование кредитного риска. Предоставление необеспеченных кредитов означает проявление особого доверия банка к своему кл иента, свидетельствует о его платежеспособности и учитывается банком при анализе экономического положения клиентеієнтів.

Кредиты, которые предоставляются банками, также разделяют по срокам использования на кратко -, средне — и долгосрочные. Срок пользования краткосрочным кредитам не превышает 12 месяцев, среднесрочные овыми — до 3 лет, долгосрочными — свыше 3 лети.

По степени риска кредиты делятся на:

а) стандартные кредиты;

б) кредиты с повышенным риском. По методам предоставления:

а) в разовом порядке;

б) в соответствии с открытой кредитной линии;

в) гарантийные (с заранее обусловленной датой предоставления, по потребности, с взысканием комиссии за обязательство)

По срокам погашения:

в) досрочно (по требованию кредитора или по заявлению заемщика);

г) с регрессией платежей;

д) по истечении оговоренного периода (месяца, квартала). На практике применяются кредиты на текущие и капитальные расходы и в связи с этим различают кредиты в оборотные фонды и фонды обращения, а также кредиты в основные фонди.

Еще одной формой кредита является коммерческий, который предоставляется одним субъектом хозяйственной деятельности другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Коммерческий кредит оформляется векселем и назначения. Ачэн для ускорения реализации товаров и получения предприятием прибылиу.

Коммерческий кредит может быть погашен после переоформления его на банковский кредит, который осуществляется сторонами на условиях, предусмотренных договором

Для реализации кредитной политики, которая обеспечивает функционирование общественного производства, важную роль в государстве отведено кредитной системе — совокупности кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих е ильного денежные капиталы, доходы и предоставляют их взаймы — юридическим и физическим лицам, правительства, и тем самым реализуют кредитные отношения в государств.

Кредитную систему Украины возглавляет. НБУ, осуществляющего систему мер в кредитной сфере с мстою регулирования денежного обращения. В кредитной системы Украины относятся также коммерческие банки и небанковские кр редитно-финансовые учреждения, должны иметь лицензию. НБУ для осуществления кредитованиия.

К небанковским кредитно-финансовым учреждениям относятся лизинговые, факторинговые, финансовые, страховые, инвестиционные компании, биржи, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды, кассы взаимопомощи и кредитн ни союза, доверительные общества и т.п. (см. таблицу на с 2099).

соответствии с. Законом Украины от 12 июля 2001 г.»О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг»в Украине действует. Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг, которая зде ийснюе регистрации и лицензирования финансовых учреждений и текущий контроль за их деятельностью діяльністю.

Согласно п. С ч 1 ст 47. Закона Украины»О банках и банковской системе»в распространенных традиционных банковских кредитных операций принадлежит размещение привлеченных средств от своего имени, на собственных условиях т и на собственный риск. Эта операция является одним из основных видов активных банковских операций и является объектом специального нормативного регулированияго регулювання.

Статьей 49. Закона Украины»О банках и банковской деятельности»предусмотрено, что для проведения совместного финансирования банки могут заключать соглашения о консорциумном кредитования. Консорциумное кредитования осуществляется путем объединения банков в консорциум, который в дальнейшем будет выступать кредитодателем для одного или нескольких заемщиков. Банковские консорциумы не являются юридическими лицами и создаются на основании консорциумного договора между его участниками, как временные объединения банков для координации действий при проведении различного вида банковских операций. В рамках такого соглашения банки-участники устанавливают условия предоставления кредита и назначают банк, ответственный за выполнение соглашения. Банки-участники несут риск по ним кредиту пропорционально внесенным в консорциум средствам. Банки обязаны иметь подразделение, функции ямы которого является предоставление кредитов и управление операциями, связанными с кредитованияз кредитуванням.

Законодательством установлены определенные ограничения при проведении кредитования

Банкам запрещено прямо или косвенно предоставлять кредиты для приобретения собственных ценных бумаг. Использование ценных бумаг собственной эмиссии для обеспечения кредитов возможно с разрешения. НБУ

Банки обязаны соблюдать основные принципы кредитования, в частности, проверять кредитоспособность заемщиков и наличие обеспечения кредитов, соблюдать установленные

. Таблица. КРЕДИТНАЯ. СИСТЕМА. УКРАИНЫ