Меню Закрыть

Закон о приватизации в 1991 году

Оглавление:

Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Информация об изменениях:

Законом РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-I в название настоящего Закона внесены изменения

Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 11 июня 2008 г., 16 октября 2012 г., 29 февраля 2016 г., 20 декабря 2017 г.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2016 г. N 33-ФЗ) бесплатная приватизация гражданами РФ государственного и муниципального жилищного фонда не предусматривалась с 1 марта 2017 г.

Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. N 14-ФЗ названное положение признано утратившим силу

См. также: Примерное положение о приватизации жилищного фонда в РСФСР, утвержденное постановлением коллегии Госкомитета ЖКХ РСФСР от 18 октября 1991 г. N 7; Примерное положение о порядке проведения бесплатной приватизации жилья, утвержденное решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 г. N 4; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Председатель Верховного Совета
РСФСР

Дом Советов РСФСР,

4 июля 1991 года

Закон о приватизации жилищного фонда устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Согласно закону, под приватизацией подразумевается бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Установлено право граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.

Определены категории жилых помещений, не подлежащих приватизации.

Установлен порядок передачи приватизируемых жилых помещений в собственность граждан.

Закон вводится в действие с момента его опубликования.

Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 11 июля 1991 г., N 28, ст. 959, в «Российской газете» от 10 января 1993 г. N 5

Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. N 25-П статья 4 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в части, ограничивающей приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2016 г. N 33-ФЗ)

Изменения в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона вступают в силу 1 марта 2017 г.

Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. N 14-ФЗ названные изменения признаны утратившими силу

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 февраля 2015 г. N 19-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен — 1 марта 2016 г.

Федеральный закон от 16 октября 2012 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 февраля 2013 г. N 16-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен — 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 февраля 2010 г. N 4-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен — 1 марта 2013 г.

Федеральный закон от 11 июня 2008 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен — 1 марта 2010 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

Изменения в части статей 3, 9, 10 и раздела III настоящего Закона, а также в части первой статьи 4

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 ноября 2002 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 мая 2001 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 августа 1994 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-1

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Приватизация жилья в России

Приватизация жилья – это первоначальная сделка на рынке недвижимости, в результате которой квартира переходит в собственность частного лица. Возможность приватизировать жилье появилась у граждан России в 1991 году, когда был принят Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР».

Сегодня жилищный фонд России составляет около 30 проц. всего недвижимого имущества в стране и насчитывает 3,3 млрд кв. метров общей площади. В частной собственности находится около 86,3 проц. жилищного фонда, из которого 82,9 проц. перешло в частную собственность граждан в результате приватизации. В 2012 году в России было зарегистрировано 933 тысячи прав по договорам передачи жилья в собственность граждан.

29 декабря 2004 года был принят закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» /вступил в силу 1 марта 2005 года/, согласно которому с 1 января 2007 года должна была прекратиться бесплатная приватизация квартир — неприватизированные квартиры останутся в госсобственности, и люди будут проживать в них по договору найма /либо могут их выкупить по рыночной стоимости/. Право приватизации жилых помещений сохранялось до 1 января 2007 года за гражданами, которым они были предоставлены по договору социального найма до 1 марта 2005 года.

В связи с тем, что органы исполнительной власти, которые выдавали необходимые для приватизации жилья документы, не справлялись с большим количеством обращений граждан, Госдума в июне 2006 года приняла закон о продлении бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2010 года.

Кроме того, в апреле 2006 года Конституционный суд РФ начал проверку запроса граждан России о конституционности положений Жилищного кодекса, запрещающих бесплатную приватизацию жилья, полученного после 1 марта 2005 года. 15 июня 2006 года КС разрешил приватизацию жилья этой категории граждан /Госдума приняла соответствующий закон в апреле 2008 года/.

В конце 2009 года ряд депутатов Госдумы выступил с инициативой о продлении срока бесплатной приватизации жилья, мотивируя свое предложение тем, что количество желающих приватизировать свое жилье увеличилось в 2009 году на 45 проц по сравнению с 2008 годом, а 25 проц россиян все еще не приватизировали свои квартиры. Также было обращено внимание, что необходимо предоставить возможность ветеранам ВОВ стать собственниками квартир, которые они получат от государства в год 65-летия Победы. Внесение инициативы вызвано было и финансовым кризисом: строительство в 2008 году было остановлено почти 80-90 проц., многие очередники просто не успели получить свое жилье по социальному найму, а следовательно и приватизировать его.

15 января 2010 года Госдума РФ продлила бесплатную приватизацию жилья до 1 марта 2013 года.

5 февраля 2013 года депутаты от «Справедливой России» Галина Хованская и Сергей Миронов внесли в Госдуму законопроект о продлении срока бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2016 года, т.е. на три года. Авторы законопроекта считают, что граждане, проживающие в аварийном жилищном фонде, а также граждане, не успевшие по тем или иным причинам реализовать свое право на приватизацию, этим правом воспользуются.

Приватизированное жилье можно продать, подарить или завещать. Каждый гражданин Российской Федерации может принять участие в приватизации квартиры, комнаты или загородного дома только один раз. По мнению экспертов, у приватизации есть два минуса. Первый заключается в том, что государство планирует ввести новый налог на недвижимость, и для приватизированных квартир он будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости жилья. Второй – в том, что владельцам придется из своих средств оплачивать капитальный ремонт дома.

Для граждан, которые не готовы нести подобные расходы, была предусмотрена возможность деприватизировать жилье – то есть передать приватизированную квартиру в собственность города и проживать в ней на условиях социального найма. Возможность продажи либо наследования квартиры в этом случае утрачивается. Деприватизировать жилье можно до 1 марта 2013 года. /ТАСС-ДОСЬЕ/

Приватизация жилья: что это такое

Приватизация жилья это переход из государственной собственности в частную

После того как Украина провозгласила свою независимость, законодательство начало полностью меняться. До 1991 года все жилые помещения принадлежали государству (СССР), а граждане имели право ими только пользоваться. С 1991 года стартовала приватизация жилья путем его перехода из государственной собственности в частную. В настоящее время имеется много жилых помещений, которые до сих пор не приватизированы, поэтому о том, как происходит такой процесс, и что такое приватизация, будет рассказано ниже.

Что подразумевается под приватизацией жилья

С юридической точки зрения, приватизация жилья – это такой механизм, при котором государственное жилое помещение переходит в собственность граждан, которые в нем проживали на законных основаниях. При этом под законными основаниями подразумевается получение жилого помещения для проживания на основании ордера.

Под ордером подразумевается письменный документ, который выдается (выдавался) органом местной власти. На основании ордера происходило вселение в жилое помещение. Он выписывался на одного человека, а в перечне вселяющихся указывались все члены его семьи.

Исходя из этого, приватизация это процесс, при котором происходит переход права собственности на жилые объекты недвижимости от государства к конкретному гражданину (гражданам).

Такие действия осуществляются на основании нормативных актов, в которых закреплено не только право человека на оформление жилья в свою собственность, но и расписан сам правовой механизм такого перехода.

Интересно знать, что бывшие государственные предприятия также переходили в собственность различных юридических лиц на основании приватизации.

Нужно также указать, что в настоящее время такой процесс регламентируется несколькими законодательными актами.

Виды форм приватизации

Действующее законодательство предусматривает две формы приватизации.

  1. Переход права собственности на жилой объект проживающим в нем лицам. Эта форма предусматривает только переход права приватизируемого объекта от государства физическому лицу и членам его семьи, которые в нем зарегистрированы на момент подачи документов.
  2. Переход права собственности на объекты недвижимого имущества юридическим лицам. Данная форма не предусматривает переход права собственности на конкретные жилые помещения юридическим лицам, но существует оформление такого права на целые имущественные комплексы, а также отдельные объекты недвижимости, где могут находиться жилые помещения.

На практике существует множество жилых комплексов, в том числе и общежитий, которые оказались на балансе юридических лиц, что лишает права граждан стать собственниками своего жилья. Сроки приватизации такого жилья начинаются с момента передачи его на баланс территориальных громад.

В последнее время появилась судебная практика по оспариванию факта приватизации имущественных жилых объектов субъектами хозяйственной деятельности. В соответствии с данной практикой можно обязать юридические лица передать многоквартирные дома и общежития в собственность территориальной громады.

Главное обратить внимание на одну юридическую деталь. Приватизация в Украине жилых помещений происходит бесплатно, на основании определенных документов, о которых будет рассказано ниже. Перед тем, как писать заявление на приватизацию, необходимо убедиться, что данный объект недвижимости находится в коммунальной собственности.

Если жилой объект находится в собственности юридического лица, то его можно только выкупить, внеся определенную плату на счет такого субъекта хозяйственной деятельности, но это уже выкуп жилья. Некоторые такую процедуру ошибочно считают приватизацией.

Законы Украины о приватизации государственного жилого фонда

Естественно, что такой процесс перехода права собственности от государства к конкретному физическому лицу четко регламентирован нормативно-правовыми актами. К ним относится Закон Украины о приватизации государственного жилищного фонда, а также Закон Украины «О правах жителей общежитий». Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Закон о приватизации жилищного фонда был принят в 1991 году. Он состоит из нескольких статей, в которых досконально расписано, что такое приватизация, какие объекты под нее не подпадают, а также возможность разрешения споров. Кроме этого, он разъясняет, какие органы занимаются этим вопросом.

Также этот Закон указывает на то, что граждане не должны платить деньги за получение в собственность жилого помещения, это бесплатная приватизация.

Отдельное внимание заслуживают объекты, подпадающие под его действия. Это жилые помещения (квартиры, домовладения) расположенные в многоквартирных и многоэтажных домах, а также комнаты в общежитиях.

Исходя из него, проведение приватизации происходит по следующему алгоритму:

  • жилой объект должен подпадать под такую программу (данный нормативный акт дает четкий перечень жилых помещений, которые не могут быть оформлены в собственность лиц);
  • граждане, на которых был оформлен ордер или их наследники со справкой о том, что данное право ими не использовано (дается в отделении ощадбанка) обращаются в местную районную администрацию (по месту расположения недвижимого имущества), где пишут заявление на приватизацию жилого помещения;
  • должностные лица администрации дают разрешение (оформляется специальным распоряжением главы администрации);
  • после этого, на основании такого распоряжения происходит разгосударствление квартиры, иного жилого объекта недвижимости, и гражданин становится его собственником.

Нужно знать, что в первоначальной редакции данного законодательного акта отсутствовали нормы, позволяющие приватизировать комнаты в общежитиях. Это привело к тому, что множество таких многоэтажных домов оказались в собственности юридических лиц. Это произошло в момент приватизации предприятий, которые имели на своем балансе общежития.

Права граждан на оформление в собственность жилых помещений (комнат в общежитиях) также регламентируются еще одним нормативным актом.

Бесплатный переход права собственности на комнаты в общежитиях

Как было указано выше, некоторое время в законодательстве существовал пробел, который касался жителей общежитий. В 1994 году в вышеуказанный нормативный акт (Закон о приватизации жилого фонда) были внесены изменения, на основании которых бесплатная приватизация была установлена и для жителей общежития.

Но с учетом того, что общежития имеют особый правовой статус, и часть из них стала собственностью юридических лиц, в 2008 году вступил в силу отдельный Закон об обеспечении реализации прав на жилье жителями общежитий, который регулирует все спорные вопросы, касающиеся приватизации и проживания в таких жилых объектах.

Кроме этого, данный нормативный акт устанавливает ограничения на некоторые жилые комнаты в общежитиях, которые невозможно получить в собственность.

Права собственности на комнату в общежитии

В юридической практике переход права собственности на комнаты в общежитиях происходит только при передаче их на баланс территориальных общин (местных советов и мэрий населенных пунктов). Исходя из этой особенности, бывает два вида приватизации комнат в общежитиях.

  1. Если такой объект находился на балансе государственных предприятий и был передан в собственность территориальной громады (коммунальную собственность), то проживающие там граждане автоматически получают право на оформление комнаты в собственность. То есть приватизация такого жилья в Украине проходит впервые.
  2. Если общежитие находилось в собственности юридического лица, то фактически оно было оформлено в собственность владельцами такого субъекта хозяйственной деятельности. Но при передаче общежития на баланс территориальной громады, фактически происходит повторная приватизация комнат уже физическими лицами.

Анализируя два вышеуказанных нормативных актов, можно прийти к выводу, что если человек приватизировал один раз жилое помещение (квартиру, комнату, домовладение) то, больше ему такое право не предоставляется. То есть повторная приватизация гражданами жилого помещения не предусмотрена.

Важно запомнить, что можно обжаловать данный процесс в судебном порядке.

Порядок приватизации жилых объектов

О том, что такое приватизация, было рассказано выше. Теперь нужно рассказать о том, как происходит данный процесс на практике.

  1. Гражданин, решивший приватизировать квартиру, комнату, иное жилое помещение, должен убедиться, что данный объект недвижимости не находится в собственности юридического лица или принадлежит территориальной громаде.
  2. Далее он должен иметь на руках специальный приватизационный сертификат. Данные бумаги выдает государственный Ощадный банк Украины, но за них нужно заплатить некоторую плату, которая не превышает 100 гривен. Такие сертификаты массово выдавались с 1991 году и те, кто их не получил, могут обратиться в местное отделение данного банковского учреждения.
  3. Следующий шаг – это обращение в местную администрацию (отдел жилищных вопросов и приватизации). Там пишется заявление на приватизацию, о котором будет рассказано ниже.
  4. После этого глава администрации выносит распоряжение о разрешении на приватизацию и выдает свидетельство о праве собственности, подтверждающее переход права собственности на жилое помещение конкретному человеку.
  5. Последний шаг – это регистрация права собственности в государственном реестре имущественных прав. Только с этого момента гражданин становится полноправным собственником жилого помещения.

Некоторых интересует вопрос, как происходит приватизация дома. Частные домовладения имеют особый юридический статус, поскольку находятся на земельном участке. Для оформления их в собственность нужно получить государственный акт на землю (подтверждение права собственности) и оформить все постройки, а после этого подавать документы на приватизацию. Порядок не отличается от приватизации квартиры, за исключением некоторых документов. После этого дом считается приватизированным.

Нужно запомнить, что право на приватизацию конкретного жилого помещения имеют все лица, которые на момент подачи заявления были прописаны в нем.

На протяжении какого времени происходит приватизация

Срок приватизации в соответствии с действующим законодательством не ограничены. То есть физическое лицо, проживающее на законных основаниях в жилом помещении, принадлежащем территориальной громаде, может в любое время начать данный процесс.

Но нужно понимать, что на данное время существует несколько законопроектов, которыми хотят ограничить сроки на приватизацию жилья до определенного промежутка времени.

Но такие законопроекты находятся на предварительном рассмотрении, поэтому те, кто не успел оформить право собственности на жилое помещение, должны поторопиться с принятием решения.

Необходимо отметить, что планируемые ограничения не будут касаться жителей общежитий.

Подача заявления

Начало данного процесса происходит после того как основной квартиросъемщик (который получил жилье по ордеру, либо на него оформлен договор социального найма), подает заявление на приватизацию.

Перед его подачей, нужно обратить внимание на следующее.

  1. Право на приватизацию имеют все члены семьи, которые будут прописаны в помещении на момент подачи заявления. Если есть лица, которые не проживают длительное время и не желают участвовать в ней, их нужно снять с регистрации в жилом помещении. Вписав таких граждан в заявление, ответственный квартиросъемщик автоматически отдает им часть квартиры или другого объекта жилой недвижимости. Поэтому таких лиц лучше снять с регистрации по решению суда.
  2. Все члены семьи, которые зарегистрированы с квартиросъемщиком, имеют одинаковое право на получения жилья в собственность. Поэтому, если, например, в двухкомнатной квартире прописано 4 человека, то каждому из них достанется по ¼ части.
  3. Выносит решение о разрешении на приватизацию только глава районной администрации, другие должностные лица этого органа не имеют такого права.
  4. У члена семьи, отказавшегося от участия в приватизации, нужно отобрать соответствующее заявление.

Форма заявления и перечень необходимых документов

Заявление пишется в произвольной форме на имя главы районной администрации. В нем указываются анкетные данные заявителя, а также прошение на разрешение приватизации такого-то жилого объекта (квартиры, комнаты).

Подача заявления и необходимых документов

Образец его лучше взять в отделе приватизации и жилищных вопросов районной или иной администрации. Кроме этого, сотрудники данного органа обязаны проконсультировать гражданина и помочь ему составить такое заявление.

Перечень необходимых документов прилагаемых к заявлению будет следующим:

  • копия и оригинал технического паспорта (если таковой имеется);
  • справка о составе семьи;
  • копии паспорта заявителя, а также других прописанных членов семьи;
  • заявление от всех проживающих (зарегистрированных) членов семьи, что они не против оформления права собственности;
  • нотариально заверенное заявление об отказе;
  • справка из Ощадбанка, что заявители не использовали свои приватизационные сертификаты ранее (отсутствие ее может послужить тем, что это будет незаконная приватизация).

Как можно сделать отказ

Как отказаться от приватизации? Для этого необходимо подать нотариально удостоверенное заявление, в котором нужно кратко изложить причины отказа. Заявление подается в районную администрацию, по месту нахождения объекта жилой недвижимости.

По требованию должностных лиц отказавшийся должен прийти и подтвердить свои намерения устными пояснениями. Если такой гражданин вдруг передумает, а оформление права собственности будет проведено, то он уже не сможет оспорить отказ от приватизации в суде, если не докажет, что такое заявление было написано под давлением, под воздействием тяжелых обстоятельств или мошеннических действий со стороны других родственников.

Нужно понимать, что отказ дает человеку право участвовать в данном процессе по отношению к другому объекту жилой недвижимости.

Оспаривание приватизации

Отмена приватизации – это сложный юридический процесс, поскольку можно сделать это только в судебном порядке. При этом следует отметить, что придется подавать иск в административный суд, отменять распоряжение районной администрации и признавать свидетельство о праве собственности недействительным. Сделать это крайне трудно.

Отвечая на вопрос, как оспорить такой переход права собственности, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • решение о приватизации должно быть вынесено неправомочным лицом;
  • необходимо собрать документы, подтверждающие, что заявление на отказ или выписка члена семьи была проведена незаконно;
  • иметь доказательства того, что заявление было написано под давлением, или под моральным, физическим давлением;
  • документально подтвердить, что были нарушены права несовершеннолетних или временно отсутствующих лиц.

В остальных случаях, оспорить ее будет проблематично.

Нужно понимать, что сторона, решившая оспорить приватизацию, должна доказать что были нарушены ее права и сам процесс оформления в собственность.

Под приватизацией жилья в Украине подразумевается такой юридический механизм, при котором происходит переход права собственности на жилое помещение от государства к конкретному физическому лицу.

Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-I/Редакция 10.01.1993

Содержание

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жильё.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жильё даёт гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильём.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Править

Статья 1 Править

Приватизация жилья — бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2 Править

Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Статья 3 Править

Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие Закону.

Собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома.

Осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых действующим законодательством интересов других лиц.

Статья 4 Править

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплён жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир.

Статья 5 Править

Пользование земельными участками, на которых размещены приватизированные жилые дома и придомовые территории, осуществляется в порядке и на условиях, установленных нормами Земельного кодекса РСФСР.

Статья 6 Править

Передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется:

соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом;

предприятием, за которым закреплён жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения;

учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.

Статья 7 Править

Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Право собственности на приобретённое жильё возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.

Статья 8 Править

Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.

Статья 9 Править

Для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов с детства, ветеранов войны, семей погибших при исполнении государственных обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма.

Законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации право на получение жилых помещений в порядке, указанном в части первой настоящей статьи, может быть предоставлено и другим категориям граждан.

Статья 10 Править

В период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется действующий порядок постановки на учёт и обеспечения жилыми помещениями.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ Править

Статья 11 Править

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Статьи 12 — 15. Утратили силу. Править

Статья 16 Править

Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Статья 17 Править

Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жильё, принадлежащее им на праве собственности, с целью более рационального его перераспределения.

Статья 18 Править

При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Статьи 19 — 20. Утратили силу. Править

Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННОГО ЖИЛЬЯ Править

Статья 21 Править

Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений осуществляются с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного и муниципального жилищного фонда, за счёт средств их собственников. В этих целях собственники могут образовывать товарищества и иные объединения.

Статья 22 Править

За государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями сохраняются обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений по договору с их собственниками (товариществами и иными объединениями).

Оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда.

Статья 23 Править

Собственники жилых помещений вправе самостоятельно определять организацию для обслуживания этих помещений, включая государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, кооперативы, частные фирмы и иные субъекты хозяйствования.

Статья 24 Править

Обслуживание и ремонт жилого дома в целом осуществляется жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, обслуживающими этот дом до начала приватизации, кроме тех квартир, собственники которых избрали иные организации для обслуживания этих квартир.

Собственники жилых помещений участвуют в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади в этом доме.

Статья 25 Править

Контроль за техническим состоянием и своевременным ремонтом приватизированного жилищного фонда осуществляют местные Советы народных депутатов и органы местного самоуправления.

Статья 26 Править

Нарушение правил эксплуатации приватизированных жилых помещений, инженерного оборудования, коммуникаций и придомовой территории влечёт ответственность в установленном порядке.

О приватизации государственного жилищного фонда

ЗАКОН УКРАЇНИ

Про приватизацію державного житлового фонду

Цей Закон визначає правові основи приватизації державного житлового фонду, його подальшого використання і утримання.

Метою приватизації державного житлового фонду є створення умов для здійснення права громадян на вільний вибір способу задоволення потреб у житлі, залучення громадян до участі в утриманні і збереженні існуючого житла та формування ринкових відносин.

Стаття 1. Поняття приватизації державного житлового фонду

Державний житловий фонд — це житловий фонд місцевих Рад народних депутатів та житловий фонд, який знаходиться у повному господарському віданні чи оперативному управлінні державних підприємств, організацій, установ.

Стаття 2. Об’єкти приватизації

4. Одноквартирні будинки, а також квартири в будинках, житлові приміщення у гуртожитках, включених до планів ремонту, можуть бути приватизовані до його проведення за згодою наймачів з наданням їм відповідної компенсації у порядку , встановленому Кабінетом Міністрів України.

Стаття 3. Способи приватизації

Стаття 4. Житлові чеки

1. Житлові чеки — це приватизаційні папери, які одержуються всіма громадянами України і використовуються при приватизації державного житлового фонду . Вони можуть також використовуватись для приватизації частки майна державних підприємств, земельного фонду.

Номінальна вартість житлового чеку визначається відновною вартістю наявного державного житлового фонду з урахуванням загального індексу зростання вартості майна — 10, прийнятого для розрахунків в Державній програмі приватизації державного майна (606 млрд. крб. за станом на 1 липня 1992 року), з розрахунку на кожного громадянина України — 12 тис. карбованців. Ця сума підлягає періодичній індексації відповідно до рішень Кабінету Міністрів України.

2. Громадяни, що мають житло на праві власності, можуть використовувати одержані житлові чеки для придбання частки майна державних підприємств, земельного фонду.

Таким же чином можуть використовувати житлові чеки громадяни, які отримали їх в порядку компенсації за приватизовану квартиру (будинок).

Стаття 5. Порядок розрахунків при приватизації квартири (будинку), житлового приміщення у гуртожитку

1. Якщо загальна площа квартир (будинків), що підлягають приватизації, відповідає площі, передбаченій абзацом другим статті 3 цього Закону, зазначені квартири (будинки) передаються наймачеві та членам його сім’ї безоплатно.

2. Якщо загальна площа квартири менше площі, яку має право отримати сім’я наймача безоплатно, наймачу та членам його сім’ї видаються житлові чеки, сума яких визначається виходячи з розміру недостатньої площі та відновної вартості одного квадратного метра.

4. Право на приватизацію квартир (будинків) державного житлового фонду з використанням житлових чеків одержують громадяни України, які постійно проживають в цих квартирах (будинках) або перебували на обліку потребуючих поліпшення житлових умов до введення в дію цього Закону.

5. Кожний громадянин України має право приватизувати займане ним житло безоплатно в межах номінальної вартості житлового чеку або з частковою доплатою один раз.

Стаття 6. Безоплатна передача квартир (будинків) незалежно від розміру їх загальної площі

1. Незалежно від розміру загальної площі безоплатно передаються у власність громадян займані ними:

квартири (будинки), одержані у разі знесення або відселення всіх сімей з будинків (частин будинків), які належали їм на праві власності, якщо колишні власники не одержали за ці будинки (частини будинків) грошової компенсації;

квартири (будинки), в яких мешкають громадяни, удостоєні звання Героя Радянського Союзу, Героя Соціалістичної Праці, нагороджені орденом Слави трьох ступенів, ветерани Другої світової війни, воїни-інтернаціоналісти, особи з інвалідністю I і II груп, особи з інвалідністю з дитинства, ветерани праці, що пропрацювали: не менше 25 років — жінки, 30 років — чоловіки, ветерани Збройних Сил та репресовані особи, реабілітовані згідно із Законом України «Про реабілітацію жертв репресій комуністичного тоталітарного режиму 1917 — 1991 років» ;

квартири (будинки), в яких мешкають сім’ї загиблих при виконанні державних і громадських обов’язків та на виробництві;

квартири (будинки), в яких мешкають багатодітні сім’ї (сім’ї, що мають трьох і більше неповнолітніх дітей).

Стаття 7. Права наймачів, які не виявили бажання приватизувати займане ними житло

1. За громадянами, які не виявили бажання приватизувати займане ними житло, зберігається чинний порядок одержання і користування житлом на умовах найму.

2. До приватизації займаних квартир громадяни мають право переселитись у квартири меншої площі. При цьому їм виплачується грошова компенсація за різницю між загальною площею займаної квартири і квартири, що надається, в розмірі і порядку , які визначаються Кабінетом Міністрів України. Органи місцевої державної адміністрації і місцевого самоврядування, державні підприємства, організації, установи у повному господарському віданні або оперативному управлінні яких знаходиться державний житловий фонд, повинні сприяти громадянам, котрі бажають замінити квартири (будинки) більшої площі на квартири (будинки) меншої площі.

Стаття 8. Організація проведення приватизації та оформлення права власності

1. Приватизація державного житлового фонду здійснюється уповноваженими на це органами, створеними місцевою державною адміністрацією, та органами місцевого самоврядування, державними підприємствами, організаціями, установами, у повному господарському віданні або оперативному управлінні яких знаходиться державний житловий фонд.

6. Оплата вартості приватизованого житла може провадитись громадянами в розстрочку на 10 років за умови внесення первинного внеску в розмірі не менше 10 відсотків суми, що підлягає виплаті. При цьому громадянин дає органу приватизації письмове зобов’язання про погашення суми вартості, що залишається несплаченою.

9. Державний житловий фонд, який знаходиться у повному господарському віданні або оперативному управлінні державних підприємств, організацій та установ, за їх бажанням може передаватись у комунальну власність за місцем розташування будинків з наступним здійсненням їх приватизації органами місцевої державної адміністрації та місцевого самоврядування згідно з вимогами цього Закону.

12. Службові особи та громадяни при порушенні вимог цього Закону несуть дисциплінарну, цивільно-правову чи кримінальну відповідальність згідно з чинним законодавством.

Стаття 9. Використання коштів, одержаних від приватизації

1. Кошти, одержані від приватизації державного житлового фонду, зараховуються у спеціально створені позабюджетні приватизаційні житлові фонди місцевих Рад народних депутатів або спеціальні фонди підприємств, організацій і установ, у повному господарському віданні або оперативному управлінні яких знаходиться державний житловий фонд, і використовуються на житлове будівництво та на ремонт житла з метою забезпечення житлом громадян, які перебувають на обліку потребуючих поліпшення житлових умов.

2. 20 відсотків суми вказаних фондів перераховуються в Державний приватизаційний житловий фонд, який створюється для фінансування житлового будівництва в регіонах з низьким рівнем забезпечення громадян житлом та створення резерву коштів для забезпечення гарантії прав на безкоштовне державне житло новонароджених громадян України. Використання коштів зазначеного фонду здійснюється за рішенням Кабінету Міністрів України.

Стаття 10. Утримання приватизованих квартир (будинків), житлових приміщень у гуртожитках

1. Утримання приватизованих квартир (будинків), житлових приміщень у гуртожитках здійснюється за рахунок коштів їх власників згідно з Правилами користування приміщеннями жилих будинків та прибудинкових територій , які затверджуються Кабінетом Міністрів України, незалежно від форм власності на них.

2. Власники квартир багатоквартирних будинків та житлових приміщень у гуртожитку є співвласниками допоміжних приміщень у будинку чи гуртожитку, технічного обладнання, елементів зовнішнього благоустрою і зобов’язані брати участь у загальних витратах, пов’язаних з утриманням будинку і прибудинкової території відповідно до своєї частки у майні будинку чи гуртожитках. Допоміжні приміщення (кладовки, сараї і т. ін.) передаються у власність квартиронаймачів безоплатно і окремо приватизації не підлягають.

4. Державні комунальні підприємства по обслуговуванню та ремонту житла зобов’язані здійснювати обслуговування та ремонт приватизованого житла, надавати мешканцям комунальні та інші послуги за державними розцінками і тарифами. Контроль за додержанням розцінок і тарифів здійснюють фінансові органи.

5. Користування закріпленою за приватизованим будинком прибудинковою територією здійснюється в порядку і на умовах, передбачених Земельним кодексом України .

6. Заборгованість власників квартир по укладених угодах, пов’язаних з утриманням будинку та оплатою комунальних послуг, стягується в судовому порядку.

7. Колишні власники (їх правонаступники), які володіли багатоквартирними будинками до моменту приватизації, зобов’язані брати участь у фінансуванні їх ремонту та сприяти організації його проведення у порядку , що визначається Кабінетом Міністрів України. Спори, що виникають з цього питання, вирішуються судом.

Стаття 11. Виключена

Стаття 12. Права власника на розпорядження приватизованою квартирою (будинком), кімнатою (кімнатами) у гуртожитку

Власник приватизованого житла має право розпорядитися квартирою (будинком), кімнатою (кімнатами) у гуртожитку на свій розсуд: продати, подарувати, заповісти, здати в оренду, обміняти, закласти, укладати інші угоди, не заборонені законом. Порядок здійснення цих прав власником житла регулюється цивільним законодавством України.

Стаття 13. Соціальний захист населення при приватизації

1. До впровадження реформи системи оплати праці зберігається діючий порядок державних дотацій на обслуговування, утримання, ремонт державного та приватизованого житлового фонду, комунальні послуги. В разі наявності у власності громадянина України декількох квартир (будинків) державні дотації поширюються лише на одну з них.

2. Непрацездатним, особам з інвалідністю і пенсіонерам, громадянам та членам їх сімей, доходи яких нижче від встановленого прожиткового мінімуму, та іншим соціально незахищеним і малозабезпеченим категоріям громадян за рішенням місцевих Рад народних депутатів та адміністрацій підприємств, організацій і установ можуть встановлюватись пільги щодо квартирної плати, комунальних послуг.