Меню Закрыть

Представительство адвоката в конституционном суде

Представительство адвоката в конституционном суде

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Как самостоятельно подать иск в суд ›
  • Представительство в судах

Представительство в судах

Гражданин вправе самостоятельно решать – подать в суд иск и вести дело в суде лично либо воспользоваться профессиональной помощью представителя.

Среди представителей различаются законные и уполномоченные представители.

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Законные представители физических лиц – это родители, усыновители, опекуны или попечители. В то же время законные представители могут представлять интересы недееспособных, как сами, так и поручить другому, избранному ими представителю.

Личное ведение гражданином дела в суде не лишает его права иметь по этому делу представителя, а равно и законный представитель организации вправе возложить полномочия представителя на своего работника либо привлечь представителя со стороны.

Физические лица и организации могут иметь в процессе одновременно нескольких представителей.

Представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия.

Полномочия законных представителей подтверждаются документами, удостоверяющими их статус и полномочия.

Полномочия адвоката удостоверяются в соответствии с Федеральном законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

В пункте 2 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием; в иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также – соглашение) для вступления адвоката в дело.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, административном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, дополнительно регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Полномочия законных представителей организаций подтверждаются учредительными документами этих организаций, приказами и т.п.

От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии (ч. 4 ст. 59 АПК РФ, ч. 2 ст. 48 ГПК РФ).

Введение процедуры банкротства – наблюдения, не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника (п. 1 ст. 64 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). После введения процедуры внешнего управления либо процедуры конкурсного производства, внешний управляющий или конкурсный управляющий вправе подписывать исковые заявления.

Основными правилами составления доверенности, выданной любым лицом, являются: даты совершения, определение срока действия доверенности; указание лица, которое ее составило, и лица, на чье имя она выдана.

Следует иметь ввиду, что право подписи иска, а также его предъявления в суд должно быть прямо оговорено в доверенности уполномоченного представителя (ст. 54 ГПК РФ, ст. 62 АПК РФ, п. 2 ст. 38 Закона о Конституционном Суде).

Рассмотрим еще некоторые особенности представительства в судах.

Представительство в Конституционном Суде РФ. В доверенности, выдаваемой представителю, должно быть указано о праве лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя (п. 2 ст. 38 Закона о Конституционном Суде). Согласно ст. 53 Закона о Конституционном Суде представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Необходимо отметить, что гражданин, не являющийся адвокатом и не имеющий ученой степени кандидата или доктора юридических наук, не может выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя даже своего несовершеннолетнего ребенка (Определением Конституционного Суда РФ от 27 октября 2000 года № 207-О). Установлено и ограничение по количеству представителей. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Представительство в суде общей юрисдикции. Согласно ч. 3, 5 ст. 37 ГПК РФ права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних, а также граждан, ограниченных в дееспособности.

Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищают в процессе их законные представители – родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица.

В соответствии с п. 2 ст. 48 ГПК РФ полномочия органов, ведущих дела организаций, подтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение их представителей, а при необходимости – учредительными документами.

В силу ст. 52 ГПК РФ права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

По делу, в котором должен участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим, в качестве его представителя выступает лицо, которому передано в доверительное управление имущество безвестно отсутствующего.

Как установлено ч. 2 ст. 53 ГПК РФ ,доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения или членами их семей. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы.

Согласно ч. 6 ст. 53 ГПК РФ полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде.

Представительство в арбитражном суде. Согласно ст. 59 АПК РФ права и законные интересы недееспособных граждан защищают в арбитражном процессе их законные представители – родители, усыновители, опекуны или попечители, которые могут поручить ведение дела в арбитражном суде другому избранному ими представителю.

Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.

Дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций.

Организации вправе не ограничиваться перечнем лиц, указанных в ч. 5 ст. 59 АПК РФ, а самостоятельно по собственному усмотрению выбирать лицо, которое будет представлять эту организацию в арбитражном суде.

В ст. 60 АПК РФ указаны лица, которые не могут быть представителями в арбитражном суде. Это судьи, следователи, прокуроры, помощники судей и работники аппарата суда, а также лица, не обладающие полной дееспособностью либо состоящие под опекой или попечительством.

В соответствии со ст. 61 АПК РФ полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Представительство адвоката в конституционном суде

Уполномоченным лицом по конституционной жалобе является заявитель, конституционные права которого нарушены неконституционным законом.
Обращаясь в Конституционный Суд, заявитель должен решить вопрос о необходимости участия в его деле представителей. Закон о Конституционном Суде не предусматривает обязательного участия представителя в каждом деле и предоставляет заявителю возможность самостоятельно защищать свои права и законные интересы в процессе конституционного судопроизводства. Однако, учитывая высокий уровень сложности конституционных дел, заявители обычно привлекают к участию в деле представителей.
Различают представителей по доверенности, по должности, а также по закону.
Представителями заявителя по доверенности могут быть адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности (ст. 53 Закона о Конституционном Суде).
Представителями по должности коллективных заявителей (объединений граждан) являются единоличные органы данных объединений (директор, генеральный директор, президент и т.п.) или коллегиальные органы (совет директоров, правление, дирекция). Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Поэтому в подтверждение правомочности органа представлять данное юридическое лицо в судебном процессе необходимо представить в Конституционный Суд соответствующие документы (выписку из устава или другого учредительного документа). Функцию представителя по должности могут выполнять и иные работники объединения в силу их должностных обязанностей или на основе специального поручения. В этом случае они также должны подтвердить документально свои полномочия.
Представительство по должности не лишает заявителя права выбрать своего представителя в Конституционном Суде и участвовать в рассмотрении дела как лично, так и через представителя. Таким образом, в Конституционном Суде при рассмотрении дела может быть одновременно представительство и по доверенности, и по должности.
Заявитель может иметь не более трех представителей. Оптимальным вариантом считается участие в деле не менее двух представителей, один из которых является специалистом в области конституционного судопроизводства и имеет опыт представления интересов заявителя в Конституционном Суде РФ, а другой является специалистом в отрасли законодательства, к которой относится обжалуемый закон. Сторона, принявшая закон, также вправе иметь трех представителей. На практике это постоянные представители по должности Государственной Думы, Совета Федерации, Президента РФ, обладающие высокой квалификацией и многолетним опытом отстаивания позиции данных органов в пользу закона, который оспаривается гражданином. Поэтому гражданину-заявителю трудно в одиночку противостоять столь сильной стороне, и он заключает договор с адвокатом или лицом, имеющим ученую степень по юридической специальности.
Представительство по доверенности должно быть оформлено надлежащим образом, т.е. подтверждено «соответствующими документами». При участии в деле представителя Конституционный Суд проверяет его полномочия. В жалобе должны указываться фамилия, имя, отчество представителя (представителей), домашний адрес, телефон, электронная почта.

К соответствующим документам относится прежде всего доверенность. Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Законом о Конституционном Суде устанавливаются требования к оформлению доверенностей. Если заявителем является физическое лицо, то доверенность удостоверяется нотариально.
К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

  1. доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
  2. доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;
  3. доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
  4. доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Представляемые физические лица вправе выдавать доверенности, если они обладают дееспособностью в полном объеме (имея в виду, что полной дееспособностью обладают лица, достигшие 18-летнего возраста), а также несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, приобретшие полную дееспособность в случаях, предусмотренных ст. ст. 21 и 27 ГК РФ (при вступлении в брак и в случае расторжения его до 18 лет, при объявлении в установленном порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным решением органа опеки и попечительства или решением суда).
Представительство заявителя адвокатом подтверждается нотариально удостоверенной доверенностью, а статус адвоката — ордером на исполнение поручения, выдаваемым соответствующим адвокатским образованием , а также удостоверением адвоката, копия которого прилагается к обращению.

См.: ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102).

Представители из числа лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности, должны подтвердить данный факт приложенными к обращениям копиями дипломов кандидата или доктора юридических наук. Полномочия представителя подтверждаются нотариально удостоверенной доверенностью, если он представляет интересы физического лица или группы физических лиц. В тех случаях, когда лицо, которое имеет ученую степень в области права, привлекается от стороны-организации, его полномочия можно подтвердить доверенностью, которая будет выполнена на фирменном бланке организации за подписью руководителя организации и с ее печатью.
Одним из оснований отказа в принятии жалобы гражданина К.В. Левита к рассмотрению Конституционный Суд назвал непредставление заявителем — представителем военных пенсионеров при рассмотрении их исков в порядке гражданского судопроизводства документов, подтверждающих его право принимать участие в конституционном судопроизводстве в качестве представителя названных лиц .

Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 741-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Левита Константина Викторовича на нарушение конституционных прав лиц, проходивших военную службу, в сфере пенсионного обеспечения. Документ официально не опубликован.

Представительство по закону допускается со стороны родителей (усыновителей) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод в отношении их несовершеннолетних детей (например, права на образование). Их обязанности определены семейным законодательством. Законное представительство недееспособных осуществляют опекуны и попечители. Они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в Суде без специального полномочия (ст. 31 ГК РФ). Таким образом, им достаточно представить документ об опекунстве или попечительстве. Законные представители могут лично вести дела своих подопечных, поручить ведение дел представителю, а также вести дело совместно с представителем.
Г.П. Минский обратился с жалобой в интересах своего сына И.Г. Минского, осужденного к четырем годам лишения свободы и решением суда признанного утратившим право на жилое помещение в коммунальной квартире. Конституционный Суд указал, что Г.П. Минский не вправе выступать в качестве представителя в конституционном судопроизводстве, поскольку подал жалобу в защиту интересов своего сына, который является совершеннолетним и дееспособным. Конституционные права самого заявителя применением оспариваемого закона нарушены не были .

Определение Конституционного Суда РФ от 12 марта 1998 г. N 26-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Минского Григория Павловича на нарушение конституционного права на жилище ст. 60 ЖК РСФСР.

В другом деле мать и сын Рогачевы оспаривали конституционность нормы Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. При этом закон был применен только в отношении В.А. Рогачева, он был осужден. Поэтому Суд указал, что только он и может быть признан надлежащим заявителем по данной жалобе, а не его мать. Но так как жалобу непосредственно подписал не осужденный, то она не была принята к рассмотрению . Таким образом, мать осужденного не была признана его законным представителем.

Определение Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2007 г. N 151-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Рогачева Валентина Артуровича и Рогачевой Евгении Александровны на нарушение их конституционных прав ст. 242.1 УК РФ. Документ официально не опубликован.

Полномочия представителя стороны определяют его место в процессе. Так, полномочия на ведение дела в конституционном судебном процессе могут быть переданы заявителем в полном объеме, тогда представитель становится обязательным участником процесса и практически заменяет заявителя. Он имеет право знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, представлять письменные отзывы, знакомиться с отзывами стороны, издавшей оспариваемый акт. Представитель обязан явиться по вызову Конституционного Суда РФ, дать объяснения и ответить на вопросы.
Вместе с тем представитель стороны (за исключением законного представителя, представителя по должности) — это процессуально нестабильная фигура конституционного судебного процесса. Он может в любое время потерять статус участника данного процесса, поскольку всецело зависит от позиции стороны . Заявитель по своему усмотрению может в любое время отозвать доверенность, расторгнуть договор с адвокатом, назначить нового представителя.
См.: Конституционный судебный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. М.С. Саликов. М., 2004. С. 89.

Адвокат в Конституционном суде РФ

Адвокат в Конституционном суде РФ

Ч. 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод. Каждый имеет право защищать принадлежащие ему права и свободы, в том числе посредством обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод, а также пользоваться помощью адвоката .

В настоящее время граждане все чаще обращаются в Конституционный Суд РФ.

В полномочия Конституционного Суда РФ не входит:

— установление фактических обстоятельств дела;

— выбор закона, подлежащего применению для разрешения конкретного спора,

— принятие решений о восстановлении на работе, о взыскании денежных средств;

— проверка законности и обоснованности решений судов общей юрисдикции или арбитражных судов;

— отмена или изменение решений, вынесенных судами.

В случае признания неконституционными нормативные правовые акты, они утрачивают юридическую силу. Если нормативный правовой акт в целом или его отдельные статьи признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, они утрачивают свою юридическую силу и не подлежат дальнейшему применению.

Поэтому при работе с Конституционным Судом РФ необходимо иметь определенные навыки работы.

К полномочиям Конституционного Суда РФ суда отнесено:

1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ:

— федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

— конституций и уставов субъектов РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и субъектов РФ;

— договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъекта РФ;

— не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешение споров о компетенции:

— между федеральными органами государственной власти;

— между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

— между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) толкование Конституции РФ;

5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ;

6) решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой;

7) осуществление иных полномочий, в частности:

— принятие посланий Конституционного Суда РФ;

— избрание председателя, заместителя председателя, судьи-секретаря;

— формирование персональных составов палат Конституционного Суда;

— принятие Регламента Конституционного Суда РФ и внесение в него изменений и дополнений;

— установление очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях суда, распределение дел между палатами;

— принятие решений о приостановлении или прекращении полномочий судьи суда;

— принятие решения о досрочном освобождении от должности председателя, заместителя председателя, судьи-секретаря.

Адвокат даст определенные рекомендации по работе с Конституционным Судом РФ.

Право граждан и организаций на обращение в Конституционный Суд РФ связано только с рассмотрением жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и их объединений законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Поэтому рассматриваться будут вопросы деятельности адвоката, касающиеся порядка обращения в Конституционный Суд РФ и участия в рассмотрении дел в этом суде. Адвокаты объяснят, что основное значение имеет составление обращения в Конституционный Суд РФ.

При составлении обращений в Конституционный Суд РФ важно знать:

— когда можно обращаться в Конституционный Суд РФ;

— кто вправе подать жалобу на нарушение конституционных прав и свобод;

— что понимается под нарушением конституционных прав и свобод;

— имеет ли место нарушение конституционных прав и свобод;

— каким нормативным правовым актом они были нарушены;

— был ли этот нормативный акт применен или подлежит применению в конкретном деле;

— какие формальные требования предъявляются к жалобе на нарушение конституционных прав и свобод.

1. Поводы обращения в Конституционный Суд.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

На основании Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде РФ» гражданин обязан приложить к жалобе копию официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения оспариваемого закона при разрешении его конкретного дела.

Положения ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» применяются Конституционным Судом РФ как на стадии принятия жалобы к рассмотрению, так и на стадии рассмотрения конституционной жалобы по существу, которая завершается итоговым решением Конституционного Суда РФ в форме постановления.

В силу ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ при рассмотрении жалобы гражданина или объединения граждан в рамках конституционного судопроизводства решает вопросы исключительно права и не может исследовать фактические обстоятельства дела, относящиеся к конкретному делу. То обстоятельство, что закон применен или подлежит применению в конкретном деле, должно быть подтверждено документально. В Конституционный Суд РФ должны быть представлены либо судебные постановления, в том числе и не вступившие в законную силу, либо акты иного правоприменительного органа (постановление по делу об административном правонарушении, постановление фонда социального страхования или налоговой инспекции о привлечении к налоговой ответственности).

В силу ч. 2 ст. 96 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» орган или должностное лицо, рассмотревшие дело, обязаны по просьбе гражданина выдать ему копию документа, подтверждающего применение или возможность применения оспариваемого закона в конкретном деле. Прилагаемый к конституционной жалобе судебный акт или решение правоприменительного органа должны быть надлежащим образом заверены.

В некоторых ситуациях Конституционный Суд РФ может признать, что наличие именно судебного акта является обязательным условием для обращения с конституционной жалобой. При определенных обстоятельствах Конституционный Суд РФ может установить, что конституционная жалоба подана заявителем преждевременно.

Конституционное судопроизводство применяется только тогда, когда отсутствуют иные механизмы защиты прав человека.

Адвокат при подготовке обращения в Конституционный Суд РФ имеет в виду, что в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов Конституционный Суд РФ не осуществляет проверку конституционности примененного закона вне связи с конкретным делом, которое рассматривается или уже рассмотрено в суде или ином органе.

Конституционный Суд РФ «работает» только с Конституцией РФ. Проверяет закон на соответствие именно Конституции РФ. В конституционной жалобе должен быть поставлен вопрос о несоответствии положений закона именно Конституции РФ.

На практике может возникнуть такая ситуация, когда действующий закон противоречит положениям не Конституции РФ, а международного договора. Подобная ситуация может появиться как в результате отсутствия в Конституции РФ какого-либо положения, которое включено в международный договор, так и в результате противоречия самой Конституции РФ положениям международного договора. Конституционному Суду РФ неподведомственны жалобы, в которых заявители ссылаются на нарушение их прав в связи с несоответствием национального закона положениям международного договора.

Конституционный Суд РФ не может лишить закон его юридической силы на том основании, что он противоречит международному договору. В этом случае адвокаты дадут подробную юридическую консультацию о том, что делать в данном случае. Для защиты нарушенных прав и свобод у гражданина есть право обратиться непосредственно в международные контрольные органы (Комитет по правам человека, действующий в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, или в Европейский суд по правам человека, действующий на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Адвокат, при подготовке к обращению в Конституционный Суд РФ, учитывает что этот механизм используется в случаях, когда конституционное судопроизводство является единственным способом защиты и восстановления нарушенных прав. Без признания закона или его отдельных положений не соответствующими Конституции РФ нарушение прав и свобод будет продолжаться, поскольку другие механизмы защиты не могут быть задействованы в силу положений законодательства.

Предназначение Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля в рамках его компетенции по рассмотрению жалоб граждан на нарушение их конституционных прав и свобод предполагает необходимость конституционного судопроизводства в случаях, когда без проверки конституционности оспариваемого закона нарушенные права и свободы не могут быть восстановлены. Если же права заявителя могут быть защищены вне зависимости от признания оспариваемого закона не соответствующим Конституции РФ, поставленный им вопрос не подлежит разрешению в заседании Конституционного Суда РФ.

Адвокат имеет в виду, что обращение в Конституционный Суд РФ возможно и в тех случаях, когда конституционные права и свободы нарушены не федеральным нормативным правовым актом, а законом субъекта РФ, противоречащим федеральному закону. Конституционный Суд имеет право принять решение о необходимости применения конституционного судопроизводства в целях проверки закона субъекта РФ на соответствие Конституции РФ.

Для того чтобы защитить законные права и интересы своего доверителя, адвокат не всегда готовит конституционную жалобу непосредственно от своего имени. В соответствии с Конституцией РФ суды общей юрисдикции и арбитражные суды наделены полномочиями обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Физические и юридические лица, их адвокаты, являющиеся участниками судебного (гражданского, административного, уголовного и т.д.) процесса, вправе заявить перед судом ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд РФ. Ходатайство может быть заявлено сторонами на стадии судебного разбирательства. При этом Закон о КС РФ не содержит нормы, запрещающей заявителю в случае направления судом общей юрисдикции или арбитражным судом запроса в Конституционный Суд РФ обратиться самостоятельно с конституционной жалобой.

В Постановлении по делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ Конституционный Суд РФ сформулировал обязанность судов общей юрисдикции и арбитражных судов обращаться с запросом в Конституционный Суд, если в процессе рассмотрения конкретного дела возникнут сомнения относительно конституционности закона, в соответствии с которым должно быть разрешено дело. Готовясь к составлению конституционной жалобы, адвокат получает сведения о том, что в деле его доверителя (уголовном, гражданском, об административном правонарушении) применен или подлежит применению закон, соответствие которого Конституции РФ вызывает сомнение. При этом адвокат обдумывает вопрос о том, будет ли заявлено ходатайство суду, рассматривающему это дело, об обращении с соответствующим запросом в Конституционный Суд РФ, а от имени доверителя конституционная жалоба направляться не будет, либо одновременно будут и заявляться соответствующее ходатайство в суд, рассматривающий дело, и направляться в Конституционный Суд РФ конституционная жалоба.

2. Субъекты права подачи жалобы на нарушение конституционных прав и свобод.

Право на обращение в Конституционный суд РФ имеют граждане, объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в Федеральном законе. Под иными органами и лицами, указанными в Федеральном законе, следует понимать Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека. Право Генерального прокурора на подачу жалобы на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, вытекает из ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г . N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Уполномоченный по правам человека имеет право обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г . N 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ». В 1998 г . Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой право на обращение с жалобой в Конституционный Суд РФ имеют как граждане России, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

К объединениям граждан относятся как юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм), так и объединения граждан, не имеющие статуса юридического лица. Объединение граждан вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав, когда:

1) нарушаются индивидуальные или коллективные конституционные права и свободы членов данного объединения;

2) нарушаются права самого объединения.

Особым субъектом обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой является население муниципального образования, которое коллективно реализует право на осуществление местного самоуправления. Муниципальное образование вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод; это право может быть реализовано от имени муниципального образование выборным должностным лицом, органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования.

3. Содержание конституционных прав и свобод.

Адвокаты по опыту работы знают, что относится к конституционным правам и свободам.

— фактическое содержание конституционных прав и свобод намного шире, чем при буквальном толковании соответствующей статьи Конституции РФ;

— фактическое содержание конституционных прав и свобод наполняется дополнительным смыслом благодаря общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

При рассмотрении дел по конституционным жалобам граждан или их объединений Конституционный Суд РФ в целях выявления конституционно-правового смысла оспариваемых положений закона дает толкование нормам Конституции РФ, закрепляющим права и свободы. Поэтому адвокат систематически знакомиться с решениями Конституционного Суда РФ и имеет представление о том, как Конституционный Суд РФ раскрывает содержание тех или иных конституционных прав и свобод.

Конституционное право на свободу объединения не распространяется на такие публичные образования, как нотариальные палаты, адвокатура и т.п.

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Поэтому при толковании прав и свобод человека принимаются во внимание не только правовые позиции Конституционного Суда РФ, но и смысл, придаваемый правам и свободам международными юрисдикционными органами (Европейский суд по правам человека, Комитет по правам человека, Комитет экспертов, Административный совет и Комитет по свободе объединения Международной организации труда).

При написании конституционной жалобы нет необходимости в большом объеме цитировать правовые позиции Конституционного Суда РФ, включать выдержки из постановлений и определений Конституционного Суда РФ, а также цитировать решения Европейского суда по правам человека. Достаточно просто указать полные реквизиты и наименования этих решений, если необходимо усилить аргументацию жалобы.

В конституционной жалобе адвокаты четко и доступно изложат, в чем именно выражается нарушение гарантированного конституционного права или свободы. Помощь в этом оказывают как сформулированные ранее Конституционным Судом правовые позиции при рассмотрении конкретных дел, так и прецеденты Европейского суда по правам человека, а также других международных контрольных органов.

4. Определение наличия нарушения конституционных прав и свобод.

Только Конституционный Суд РФ, рассмотрев конституционную жалобу, может признать, что закон нарушает права и свободы, гарантированные Конституцией РФ. Предварительный же анализ наличия или отсутствия нарушения должен быть проведен непосредственно заявителем или его адвокатом.

Конституционные права и свободы нарушены, если:

— в результате применения положений закона человек или организация вообще не могут воспользоваться предоставленным правом или свободой;

— для реализации права установлены такие условия, которые умаляют саму сущность права или свободы.

При этом нарушение прав и свобод может быть как заложено в содержании самой нормы, так и вытекать из правоприменительной практики. Право Конституционного Суда РФ проверять не только буквальный смысл оспариваемой нормы, но и смысл, придаваемый ей официальным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, вытекает из ч. 2 ст. 74 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». При решении вопроса о необходимости обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой, адвокат проводит собственную предварительную оценку конституционности содержания нормативного акта или правоприменительной практики, исходя из следующих критериев:

— ограничения должны быть установлены законом, который был официально опубликован, является доступным и понятным для граждан и их объединений;

— ограничения могут быть установлены только в законных целях, т.е. перечень целей, которые преследует государство, устанавливая соответствующие ограничения, также должен быть предусмотрен в законе. При этом перечень законных целей должен быть таким, чтобы исключать произвольное и расширительное толкование со стороны правоприменительных органов;

— установленные ограничения должны быть соразмерными преследуемым законным целям, должен соблюдаться баланс между мерой ограничения и важностью, значимостью преследуемой цели. В любом случае установленные ограничения не могут приводить к отрицанию самого права.

В силу ч. 1 ст. 56 Конституции РФ отдельные ограничения прав человека с указанием пределов и срока их действия допускаются в период чрезвычайного положения. Правомерность установления таких ограничений в особых условиях чрезвычайного положения подтверждается и международными договорами о правах человека, например Европейской конвенцией по правам человека (ст. 15).

5. Виды нормативных правовых актов, нарушающих право.

Часть 4 ст. 125 Конституции РФ и ст. 96 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» устанавливают, что конституционные права и свободы должны быть нарушены законом.

Конституционность нормативных правовых актов адвокаты проверяют по следующим критериям:

1) по содержанию норм;

2) по форме нормативного акта;

3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;

4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;

6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Проверка конституционности нормативных актов производится Конституционным Судом РФ только по содержанию норм. По своему содержанию нормативный правовой акт не должен содержать запреты, умаляющие или отменяющие конституционные права и свободы, либо устанавливать непропорциональные ограничения прав человека, не преследующие законные цели. При анализе необходимо обращать внимание на определенность содержащихся в нем норм права. По общему правилу (ч. 2 ст. 43 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ») Конституционный Суд РФ не проверяет конституционность акта, если он был отменен или утратил силу до начала или в период рассмотрения дела Конституционным Судом РФ. Производство по конституционной жалобе прекращается. Исключением из данного правила является ситуация, когда Конституционный Суд РФ признает необходимость рассмотрения дела, поскольку действием правового акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Если же акт утрачивает юридическую силу после принятия конституционной жалобы к рассмотрению, то Конституционный Суд РФ вправе принять решение о продолжении конституционного судопроизводства по данной жалобе.

При подготовке конституционной жалобы адвокат анализирует закон, конституционность которого предлагается проверить Конституционному Суду РФ.

6. Формальные требования, предъявляемые к жалобе на нарушение конституционных прав и свобод.

Из содержания ст. 36 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» следует, что существует две составляющие для рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ — повод и основание.

Общие требования к конституционной жалобе указаны в ст. 37 — 38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

В обращении адвокат указывает:

— Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;

— наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество, в жалобе организации — наименование юридического лица и должность лица, подписывающего жалобу);

— адрес и иные данные о заявителе (телефон, электронная почта);

Необходимо указывать контактную информацию, по которой с заявителем можно оперативно связаться.

— необходимые данные об адвокате и его полномочия;

— наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

— нормы Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ;

— точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте;

— конкретные, указанные в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ;

— позиция адвоката по поставленному вопросу и правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ (требуется четкое изложение позиции заявителя, из которой следует, в чем заключается нарушение или ограничение конституционных прав и свобод, а также конкретные статьи Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, на нарушение которых ссылается заявитель. При этом рекомендуется указать одну или две статьи Конституции РФ, которым противоречит, по мнению заявителя, оспариваемый акт или его отдельные положения);

— требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду РФ (какую конкретную статью закона, часть статьи, пункт статьи закона или отдельное положение в пункте статьи заявитель просит признать не соответствующими Конституции РФ и нарушающими его права и свободы);

— перечень прилагаемых к обращению документов.

Согласно ст. 38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» к направляемому в Конституционный Суд РФ обращению прилагаются (для граждан в количестве трех экземпляров):

— текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию;

— доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия адвоката, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в

Конституционном Суде РФ в качестве представителя (из ч. 2 ст. 53 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» следует, что представителями сторон могут быть адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами);

— документ об уплате государственной пошлины.

Конституционный Суд РФ по ходатайству заинтересованной стороны может своим решением освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины. К жалобе адвокат приложит документы, подтверждающие уровень материального обеспечения заявителя, не позволяющий ему заплатить государственную пошлину. Госпошлина возвращается заявителю, если жалоба не была принята к рассмотрению.

Основанием для возвращения будет являться либо ответ Секретариата о недопустимости жалобы, либо определение Конституционного Суда РФ об отказе в принятии жалобы к рассмотрению;

— перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К жалобе могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание, а также другие документы и материалы.

В Определении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2004 г . N 179 сформулирована правовая позиция о том, что заявитель вправе указать в конституционной жалобе ходатайство об истребовании тех документов, которые обязательно должны быть приложены к жалобе, но не могут быть приложены самим заявителем по уважительным причинам.

7. Этапы рассмотрения жалоб, поступивших в Конституционный Суд РФ.

Первоначально предварительной проверкой соответствия конституционной жалобы требованиям закона занимаются специалисты Секретариата. Если жалоба не соответствует требованиям закона, Секретариат принимает решение о возвращении жалобы гражданину. Возвращение жалобы не лишает заявителя права на повторное обращение с конституционной жалобой. Условием будет устранение тех недостатков, которые указаны Секретариатом. В силу ч. 3 ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Секретариат вправе по собственной инициативе направить поступившую жалобу заявителя в соответствующий государственный орган или организацию, компетентные разрешить поставленный в жалобе вопрос.

Первоначально жалоба на нарушение конституционных прав и свобод поступает в Секретариат Конституционного Суда РФ. В соответствии со ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Секретариат вправе уведомить заявителя о несоответствии его жалобы требованиям закона.

Основания отказа для Секретариата (ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»):

1) Жалоба неподведомственна Конституционному суду РФ;

2) По форме не отвечает требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;

3) Исходит от ненадлежащего органа или лица;

4) Не оплачена государственная пошлина.

Далее жалоба передается непосредственно Конституционному Суду РФ, который также может принять решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению (ст. 43 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

1) Жалоба неподведомственна Конституционному Суду РФ;

2) Жалоба не соответствует критериям допустимости, указанным в ст. 97 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;

3) По предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

В соответствии со ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», Секретариат вправе уведомить заявителя о несоответствии его обращения требованиям закона только по определенным основаниям, перечень которых является исчерпывающим. На практике встречаются случаи, когда Секретариат сообщает заявителю, что жалоба не может быть принята к рассмотрению Конституционного Суда РФ, т. к. по предмету обращения Конституционный Суд РФ ранее вынес Постановление, сохраняющее свою силу. По этому основанию решение об отказе в приеме конституционной жалобы принимается непосредственно судьями Конституционного Суда РФ.

Из опыта работы юридической консультации известно, что у заявителя всегда остается право просить непосредственно Конституционный Суд РФ решить вопрос о принятии жалобы к его рассмотрению (ч. 2 ст. 43 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Если решение в форме определения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению принято Конституционным Судом РФ оно является окончательным и обжалованию не подлежит (ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

К категории неподведомственных Конституционному Суду РФ жалоб граждан и их объединений относятся жалобы, в которых ставится вопрос о нарушении конституционных прав и свобод в связи с недостатками действующего законодательства.

Вне пределов компетенции Конституционного Суда РФ находится рассмотрение жалоб, когда заявитель в условиях существования двух или более законов, различным образом регламентирующих определенный круг общественных отношений, по сути просит Конституционный Суд РФ проверить, насколько нормы одного федерального закона соответствуют нормам другого федерального закона, либо указать судам общей юрисдикции, каким законом они должны руководствоваться при разрешении споров определенного характера.

К неподведомственным Конституционному Суду РФ жалобам можно отнести и те жалобы, в которых содержится просьба разъяснить, какой закон подлежит применению в деле заявителя, рассматриваемом в суде.

Адвокаты, которые работают с нормативной базой, иногда сталкиваются с тем, что норма какого-то закона нарушает конституционные права и свободы человека, однако, конституционная жалоба не будет принята к рассмотрению без заявителя.

Наиболее сложным для адвоката (для дальнейшей защиты прав и свобод) основанием для отказа в принятии жалобы на нарушение конституционных прав и свобод является ситуация, когда отказ мотивирован тем, что «по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу» (п. 3 ч. 1 ст. 43 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). В таких случаях Секретариат в уведомлении заявителю о невозможности принятия жалобы к рассмотрению Конституционным Судом РФ зачастую использует иную формулировку, а именно — «по данному вопросу

Конституционный Суд РФ уже сформулировал правовую позицию. «. Поэтому перед составлением конституционной жалобы адвокат тщательно изучает практику Конституционного Суда РФ. Наиболее эффективно, когда адвокат присутствовал уже на стадии подготовки дела в суд общей юрисдикции (арбитражный суд) или в процессе рассмотрения дела по существу в целях использования правовых позиций Конституционного Суда РФ как одного из аргументов обоснованности или необоснованности заявленных требований. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд может принять уже сформулированные Конституционным Судом РФ правовые позиции и тогда не будет необходимости обращаться с конституционной жалобой. Как показывает практика, несмотря на обязательность всех решений Конституционного Суда РФ, другие суды не всегда обращают на это внимание. Адвокату остается возможность обратиться в Конституционный Суд РФ, указав при этом в жалобе, что все попытки обратить внимание суда общей юрисдикции или арбитражного суда на уже имеющиеся по данному вопросу правовые позиции не увенчались успехом.

При наличии по конкретному вопросу правовой позиции Конституционного Суда РФ конституционная жалоба будет иметь шанс на принятие и рассмотрение только в том случае, если из самой жалобы и прилагаемых к ней документов будет явно следовать: для защиты конституционных прав и свобод требуется именно решение Конституционного Суда РФ, а иным способом защитить конституционные права не представляется возможным.

Каких-либо специальных сроков, в течение которых Секретариат должен рассмотреть жалобу на предмет соответствия требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», не установлено. Обычно, заявитель получает уведомление Секретариата о наличии препятствий для принятия жалобы к рассмотрению Конституционным Судом РФ. Если конституционная жалоба прошла предварительную проверку в Секретариате, Председатель Конституционного Суда РФ передает жалобу для предварительного изучения одному или нескольким судьям.

На этом этапе судья или судьи не более чем в двухмесячный срок с момента регистрации жалобы в Секретариате проверяют возможность принятия жалобы к рассмотрению Конституционного Суда РФ. Вновь разрешается вопрос о допустимости жалобы и подведомственности спора Конституционному суду РФ. В результате предварительного рассмотрения жалобы судья или судьи дают заключение, которое рассылается всем судьям и вносится на рассмотрение в пленарное заседание Конституционного Суда РФ. Пленарное заседание завершается принятием одного из следующих решений, о котором уведомляется заявитель: либо о принятии жалобы к рассмотрению, либо об отказе в принятии жалобы к рассмотрению. Секретариат Конституционного Суда РФ направляет заявителю уведомление о принятом решении.

До момента рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда РФ у заявителя сохраняется право отозвать конституционную жалобу, что влечет за собой прекращение производства по делу.

После того как жалоба была принята к рассмотрению, принимается решение не позднее чем через месяц о назначении дела к слушанию. Рассмотрение конституционных жалоб на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле отнесено к вопросам, рассматриваемым в заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

Для подготовки дела к слушанию назначается один или несколько судей-докладчиков. Судья-докладчик имеет следующие полномочия:

— истребовать необходимые документы и иные материалы;

— поручить провести проверку, исследование, экспертизу;

— воспользоваться консультациями специалистов;

— определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в судебное заседание;

— отдает распоряжение об уведомлении о месте и времени заседания, о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Судья-докладчик составляет проект итогового решения, в зависимости от характера и сложности дела — перечень вопросов, подлежащих обсуждению и разрешению в процессе совещания судей по принятию итогового решения. При этом судья-докладчик имеет право предложить мотивированные ответы на эти вопросы.

На стадии подготовки дела к слушанию Конституционный Суд РФ вправе предложить соответствующим органам власти приостановить действие оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела. По данному вопросу Конституционный Суд РФ принимает определение.

Участники процесса уведомляются о дате заседания, на котором будет рассмотрена жалоба, не позднее чем за 10 дней до судебного заседания. Одновременно с уведомлением участникам процесса направляются копии всех обращений, отзывов на них, копии проверяемых актов, заключения экспертов.

Согласно ст. 52 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» участниками процесса являются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

В Конституционном Суде РФ в качестве сторон по делу выступают:

— органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке.

Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может предоставлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

В судебном заседании первым выступает судья-докладчик, который оглашает суть жалобы с которой обратился гражданин (объединение граждан, адвокат). После этого слово предоставляется сторонам. Выступление гражданина сводится к оглашению доводов, подтверждающих неконституционность закона, факт нарушения конституционных прав и свобод.

Выступление представителя органа, принявшего оспариваемый закон, сводится к опровержению доводов заявителей. После заслушивания пояснения одной стороны судья Конституционного Суда РФ и вторая сторона вправе задать вопросы. Исследование каких-либо документов в заседании Конституционного Суда РФ возможно по инициативе суда или по ходатайству сторон.

В случае если к участию в рассмотрении жалобы гражданина были приглашены эксперты и свидетели, то они выступают в заседании после выступления сторон. Затем сторонам предоставляется право выступить с заключительной речью по рассматриваемой жалобе.

Статья 68 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» предоставляет Конституционному Суду РФ право на этой стадии принять решение о прекращении производства по делу, которое является окончательным и обжалованию не подлежит.

Основаниями прекращения являются:

— выявление оснований к отказу в принятии обращения к рассмотрению Конституционного Суда РФ;

— установление факта, что вопрос, разрешаемый законом, конституционность которого предполагается проверить, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

Конституционный Суд РФ объявляет об окончании слушания дела, если придет к выводу, что все вопросы по жалобе были полно и всесторонне исследованы.

Решение Конституционного Суда РФ, принимаемое по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод, называется постановлением. Решения Конституционного Суда РФ в форме постановления подлежат обязательному опубликованию в официальном издании того государственного органа, который принял оспариваемый. Также постановления Конституционного Суда РФ публикуются в «Вестнике Конституционного Суда РФ».

8. Правовые последствия решений Конституционного Суда РФ.

На основании ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу. Обратную силу решение Конституционного Суда РФ имеет только в отношении лиц, подавших конституционную жалобу, при рассмотрении которой была установлена неконституционность правового акта.

Обратной силой постановление Конституционного Суда Российской Федерации обладает в отношении дел обратившихся в Конституционный Суд Российской Федерации граждан или объединений граждан, а также в отношении неисполненных решений, вынесенных до принятия этого постановления. Дела, которые послужили для заявителей поводом для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, во всяком случае подлежат пересмотру компетентными органами.

Если акт или его отдельные положения признаны неконституционными по жалобе заявителя, то его дело, в котором был применен закон, признанный неконституционным, должно быть пересмотрено компетентными органами без каких-либо дополнительных условий. При этом не имеет правового значения факт истечения процессуальных и давностных сроков для обжалования и пересмотра дела заявителя. Решение Конституционного Суда РФ о признании нормы неконституционной является достаточным основанием для нового рассмотрения дела заявителя.

Если Конституционный Суд РФ признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

Инициатором выступает сам заявитель, который подает заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам в точном соответствии с требованиями процессуального закона и с соблюдением правил подсудности.

Для граждан, не являвшихся заявителями по конституционной жалобе, действует общий порядок пересмотра судебных решений, либо они могут воспользоваться институтом обжалования в суд действий и решений органов власти и должностных лиц, если речь идет о пересмотре решений иных, кроме судов, правоприменительных органов. В этом случае право граждан на пересмотр судебных и иных правоприменительных решений ограничено нормами о сроках исковой давности, о процессуальных сроках, установленных для пересмотра дела в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам.

Постановления Конституционного Суда РФ, принятые в связи с рассмотрением жалобы на нарушение конституционных прав и свобод, не всегда принимают решение о неконституционности закона или его отдельных положений. Нередко Конституционный Суд РФ приходит к выводу о том, что оспариваемый закон соответствует Конституции РФ. При этом Конституционный Суд РФ дает официальное толкование нормы закона, выявляя ее конституционно-правовой смысл. И это толкование становится обязательным как для законодателя, так и для правоприменителя и не может быть отвергнуто или преодолено в законодательной и правоприменительной практике. Адвокат помогает составить ходатайство о разъяснении решения Конституционного Суда РФ. В текст ходатайства рекомендуется включать описание правоприменительной практики, которая сложилась после принятия решения Конституционным Судом РФ, если ей придается истолкование расходящееся с конституционно-правовым смыслом.

С таким ходатайством может обращаться только заявитель (все лица, кому разослано решение суда). Процедура рассмотрения таких ходатайств аналогична процедуре принятия обычного постановления.

Другим средством защиты является просьба о распространении ранее выраженной правовой позиции Конституционного Суда РФ на новые дела. Заявителя имеет право просить об этом суд в своем обращении. В этом случае Конституционный Суд РФ принимает определение об отказе в принятии дела.

В практике Конституционного Суда РФ встречаются определения, получившие название «определений с положительным содержанием». Конституционный Суд РФ в результате рассмотрения конституционной жалобы может прийти к выводу, что для разрешения поставленного заявителем в жалобе вопроса не требуется вынесение предусмотренного ст. 71 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» итогового решения в виде постановления. К такому выводу Конституционный Суд РФ приходит тогда, когда в жалобе оспариваются такие же нормативные положения, какие ранее им уже были признаны не соответствующими Конституции РФ. В резолютивной части определения с положительным содержанием Конституционный Суд РФ отдельным пунктом указывает, что дело заявителя должно быть пересмотрено.

Адвокат при подготовке конституционной жалобы:

— проводит тщательный анализ документов, представленных заявителем с целью определения надлежащего заявителя по конституционной жалобе, конкретной нормы закона, которая была применена в деле заявителя, а также в целях проверки, что именно данная норма закона указана в судебном решении или акте иного органа;

— проверяет, является ли примененный в деле заявителя закон действующим, не отменен ли он, не признан ли неконституционным;

— рассматривает иные варианты защиты нарушенного права заявителя, кроме обращения в Конституционный Суд РФ;

— определяет конституционное право или свободу, которые были нарушены;

— изучает практику Конституционного Суда РФ;

— при получении уведомления Секретариата Конституционного Суда РФ анализирует перечисленные аргументы, по которым жалоба не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом РФ.

В нашей юридической консультации опытные адвокаты дадут рекомендации о том, как лучше составить конституционную жалобу и устранить имеющиеся недостатки.