Меню Закрыть

Об обжаловании в суд решений нарушающих права и свободы граждан

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 апреля 1993 года №4866-1

Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан

(по состоянию на 9 февраля 2009 года)

Статья 1. Право на обращение с жалобой в суд

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», статьями 4, 15 и 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Действие статей настоящего Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

Статья 2. Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

8. Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан

Возможность судебного обжалования действий (бездействия) и решений, нарушающих права и свободы граждан, имеет свою историю.

С 1 января 1988 г. по 1 июля 1990 г. применялся Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан»*(14), а с 1 июня 1990 г. — Закон СССР от 2 ноября 1989 г. N 719-1 «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан»*(15). Жизнь показала, что Закон от 30 июня 1987 г. оказался чисто формальным, поскольку не позволял гражданам обжаловать в суд действия коллегиальных органов. А именно они и нарушали чаще всего права граждан (различные комиссии исполкомов и т.п.).

Закон от 2 ноября 1989 г. расширил право граждан обжаловать действия не только должностных лиц, но и коллегиальных органов, ограничив, однако, их сферой управления.

Переломным моментом явилось принятие 5 сентября 1991 г. Съездом народных депутатов СССР «Декларации прав и свобод человека». Она применялась как закон прямого действия с 17 сентября 1991 г. В ст. 22 Декларации было закреплено право каждого на судебное обжалование незаконных действий не только должностных лиц, но и государственных органов и общественных организаций. И наконец, 27 апреля 1993 г. был принят Закон РФ N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 14 декабря 1995 г.)*(16), закрепивший право обжалования действий и решений единоличных и коллегиальных органов, в результате которых нарушаются гарантированные Конституцией РФ права и свободы граждан.

На основании этого Закона были внесены соответствующие изменения в ГПК РСФСР (гл. 241), трансформированные в гл. 25 ГПК РФ.

В суд теперь могут быть обжалованы самые разнообразные случаи, например отказ в выдаче визы на выезд за границу, решения общих собраний общественных организаций и объединений, жилищно-строительных кооперативов, акционерных обществ, профессиональных организаций, а также их органов управления и должностных лиц.

Граждане вправе обращаться с жалобой на действия государственного органа, общественной организации, должностного лица, по своему усмотрению: либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу или должностному лицу.

Жалоба подается по усмотрению самого лица: либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика (так называемая альтернативная подсудность, о чем мы упоминали выше).

Военнослужащие вправе обращаться в военные суды с жалобами на действия органов военного управления и воинских должностных лиц.

Жалоба на отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации за границу по основанию, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, подается в суд по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

Если суд признает, что в решении или действии (бездействии) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или должностного лица не было нарушения права гражданина, предоставленного ему Конституцией РФ или другим законом, и эти действия полностью соответствуют закону, он отказывает в удовлетворении жалобы.

В случае, если суд установит нарушение прав и свобод гражданина, он своим решением обязывает соответствующий орган государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения или должностного лица своими действиями исправить в полном объеме допущенное нарушение, например, осуществить регистрацию имущества, регистрацию места жительства, выдачу документа, исправление в паспорте записи о национальности, отменить приказ о наложении дисциплинарного взыскания и т.п.

Вынося решение об удовлетворении жалобы, суд может обсудить вопрос о необходимости его немедленного исполнения. Суд обязан направить копию решения соответствующему органу или должностному лицу не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу, а в случае обращения решения к немедленному исполнению — после вынесения решения.

Решение суда по жалобе, вступившее в законную силу, обладает свойством общеобязательности, как и все другие судебные акты.

Юридический орган или должностное лицо обязаны сообщить суду и гражданину об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня его получения.

Жалоба на неправомерные действия

Жалоба на неправомерные действия ГИБДД (ГАИ)

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ в настоящий Закон внесены изменения

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I
«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

С изменениями и дополнениями от:

14 декабря 1995 г.

О введении в действие настоящего Закона см.:

постановление ВС РФ от 27 апреля 1993 г. N 4867-I,

постановление ВС РФ от 25 февраля 1993 г. N 4552-I

См. главу 25 Гражданского процессуального кодекса РФ «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

27 апреля 1993 года N 4866-I

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

Настоящий Закон введен в действие со дня опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 13 мая 1993 г., N 19, ст. 685, в Сборнике законодательных актов Российской Федерации, выпуск VIII, 1993 г., ст. 117, в «Российской газете» от 12 мая 1993 г., N 89

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 15 сентября 2015 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

О новом порядке обжалования решений и действий органов власти и чиновников, нарушающих права граждан

По просьбе читателей «РОГ», автор информирует о новом Кодексе административного судопроизводства (ФЗ от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ, далее – КАС), вступившем в силу 15 сентября этого года.

КАС – это 9 разделов и 365 статей.

К сожалению, на момент написания материала мало, что известно о практике рассмотрения дел по его применению. Поэтому остановлюсь о новом, с чем придется встретиться при защите в административных судах нарушенных прав.

В связи с началом действия КАС, утратили силу:

-Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ФЗ от 08.03.2015 г. №22-ФЗ);

— подраздел 3 раздела 2 ГПК РФ, где среди прочего была Глава 25, в соответствии с которой граждане оспаривали решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Особенностями судопроизводства по КАС РФ являются и следующие:

— этот порядок распространяется только на административные дела, рассматриваемые Верховным судом РФ и судами общей юрисдикции, и не влияет на сферу подведомственности арбитражных судов;

— он не регулирует порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, которые рассматриваются в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Только через КАС теперь граждане и общественные организации могут обжаловать решения и действия органов власти, их должностных лиц и чиновников.

Теперь только граждане, имеющие диплом о высшем юридическом образовании могут лично, без юриста – представителя, участвовать в судебных решениях по оспариванию в суде регионального уровня или в Верховном суде РФ законов и других нормативных правовых актов.

Представителем в суде в соответствии с КАС могут быть лишь лица, имеющие высшее юридическое образование (статья 55 КАС РФ).

То есть, теперь активисты и граждане, имеющие большой практический опыт отстаивания прав граждан в судах и не имеющие высшего юридического образования, в суде участвовать не могут. Это, конечно же, прискорбно.

Действительно, юристов очень и очень много, но и сейчас трудно среди них найти специалиста. После ВУЗа большинство юристов получают возможность работать, но далеко не все из них становятся специалистами в области права. Не все из них, даже проработавшие …лет стали профессионалами в своем деле. Трудность, с которой столкнутся граждане, заключается и в том, что в случае проигрыша в суде, заявителя будут наказывать рублем. Они будут оплачивать «все понесенные по делу судебные расходы».

В это понятие входят, к примеру,: оплата экспертов, специалистов и переводчиков (для иностранцев и апатридов), оплата расходов свидетелей, оплата расходов на проезд и проживание сторон и заинтересованных лиц, связанных с явкой в суд, почтовые расходы, оплата услуг представителей и «другие признанные судом необходимыми расходы».

Причем все это касается ведения дела во всех инстанциях: первой апелляционной, кассационной и надзорной.

Если же заявитель в ходе судебного процесса отказывается от своего «административного иска», то он обязан возместить «административному ответчику» все понесенные им расходы. В КАС, конечно же, есть норма о том, что расходы на представителей суд присуждает оплачивать в «разумных пределах», но какими именно будут эти «разумные пределы», остается на усмотрение судьи.

Сроки обращения в КАС установлены статьей 219. По общему правилу – это 3 месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Если установленный срок для обращения в суд пропущен, суд все равно принимает иск к производству и выясняет причины пропуска срока уже в судебном заседании. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом. Рассмотрение и разрешене административных дел судами общей юрисдикции по общему правилу нового кодекса не должны превышать 2 месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.

В целях ускорения времени в КАС РФ установлена возможность упрощенного (письменного) производства по делу в следующих случаях:

— если всеми участвующими в деле лицами заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории дел не является обязательным;

— если истец ходатайствует, а ответчик не возражает против упрощенного порядка;

— если сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тысяч рублей (статья 291 КАС РФ).

В порядке упрощенного производства административные дела рассматриваются судьей без вызова сторон в 10-дневный срок, копия решения направляется сторонам на следующий день после его вынесения.

Четвертое. О новом в КАС.

Примерно на 70% нормы КАС соразмерны другим Кодексам, но есть и новое. Расскажу лишь о некоторых. Согласно КАС РФ гражданин, как и сейчас, имеет право оспаривать решения, действия и бездействие государственных и муниципальных органов, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица. При этом, он может сделать это только в том случае, если были нарушены именно его права. Принцип состязательности и равноправия сторон в КАС РФ дополнен фразой «при активной роли суда».

Теперь суд при рассмотрении дела имеет право:

— выйти за пределы заявленных требований, т.е. за предмет административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов (статья 178);

— истребовать доказательства по делу по собственной инициативе, то есть без соответствующего ходатайства, заявленного участником спора (статьи: 226, 247, 289).

Новым являются и положения Главы 7 КАС, предусматривающие меры предварительной защиты, т.е. обеспечительные меры.

К примеру, теперь Суд по заявлению административного истца суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, или принять иные меры, действующие до принятия судом решения по административному делу.

Появилась и новая норма в отношении формирования иска. В соответствии с ней, административный истец по своему выбору может либо приложить к иску копию искового заявления с приложениями для ответчика, либо сам направить копии ответчику, а к иску приложить документы об отправке.

КАС развивает возможность использования электронных документов, направляемых суду через сеть «Интернет», предусматривает возможность участия в рассмотрении административного дела путем использования систем видеоконференц-связи.

Порядок рассмотрения административных дел по КАС строже. По аналогии с УК РФ и КоАП РФ здесь введены меры процессуального принуждения, применяемые судом к лицам, нарушающим установленные правила и препятствующим судопроизводству: ограничение выступления участника судебного разбирательства; лишение слова; предупреждение; удаление из зала судебного заседания; привод; обязательство о явке; судебный штраф.

Новеллой в КАС стала статья 42, предусматривающая возможность обращения в суд группы лиц с коллективными административным исковым заявлением. Такие дела подлежат рассмотрению суда в случае, если ко дню обращения в суд лица, выдвинувшего требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к указанному требованию присоединилось не менее двадцати лиц.

Это присоединение осуществляется путем подписания текста административного искового заявления либо подачи в письменной форме отдельного заявления о присоединении к административному исковому заявлению.

Основанием для коллективного искового заявления являются условия, перечисленные в части 1 статьи 42 КАС. Кроме прочего, к таким условиям относятся однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований, а также наличие общего административного ответчика (административных соответчиков). И последнее. Сравнение КАС с ГПК РФ показывает, что основная часть его положений заимствована из ГПК РФ с нововведениями. Похоже, что КАС не смог реально уравнять граждан и организаций в правах с государством при рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений. Кроме того, все споры с государством из экономической деятельности продолжат рассматриваться по правилам АПК РФ, а не по КАС. Поэтому лишь практика применения

Вячеслав Михайлов, юрист 11 января 2016 в 16:24

Об обжаловании в суд решений нарушающих права и свободы граждан

27 апреля 1993 года N 4866-1

ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА
И СВОБОДЫ ГРАЖДАН

(в ред. Федеральных законов от 14.12.1995 N 197-ФЗ,
от 09.02.2009 N 4-ФЗ)

(см. Обзор изменений данного документа)

Статья 1. Право на обращение с жалобой в суд

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
(в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», статьями 4, 15 и 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
(часть вторая в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 4-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Действие статей настоящего Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.
(часть третья введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

Статья 2 по своему конституционно-правовому смыслу предоставляет объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагают обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2004 N 213-О).

Статья 2. Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
(в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи.
(часть вторая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
(часть третья введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).
(часть пятая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

Статья 3. Пределы действия настоящего Закона

В соответствии с настоящим Законом суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:
действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;

действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Статья 4. Подача жалобы

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
(в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.
(в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер.

Статья 5. Сроки обращения в суд с жалобой

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона.
(часть третья введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

Статья 6. Порядок рассмотрения жалобы

Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
(в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
(часть вторая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

Статья 7. Решение суда по жалобе

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным в статье 2 настоящего Закона последствиям.
(часть третья введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений), указанных в статье 2 настоящего Закона.
(часть пятая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке.
(часть шестая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Статья 8. Исполнение решения суда

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.
(в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Распределение судебных издержек, связанных с рассмотрением жалобы

Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего, если установит, что их действия (решения) были незаконными.
(в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего также в случае признания судом их действий (решений) законными, если поданная гражданином вышестоящему в порядке подчиненности органу, объединению, должностному лицу жалоба была оставлена без ответа либо ответ дан с нарушением срока, установленного статьей 4 настоящего Закона.
(часть вторая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
27 апреля 1993 года
N 4866-1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.12.93 N 10 О РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ЖАЛОБ НА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 1993 г. N 10

О РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ЖАЛОБ НА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ,
НАРУШАЮЩИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН

(с изм. и доп., согл. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ
от 25.10.1996 N 10, от 14.02.2000 N 9, от 25.05.2000 N 19,
от 24.04.2002 N 8)

Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод
человека, а также Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в
редакции Федерального закона от 15 ноября 1995 г.) значительно
расширили возможности граждан по судебной защите их прав и свобод
от неправомерных действий (решений) государственных органов,
органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их
объединений или должностных лиц, государственных служащих.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996
N 10)
Учитывая, что при рассмотрении дел по жалобам на неправомерные
действия, нарушающие права и свободы граждан, у судов возникли
вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской
Федерации постановляет:
1. Обратить внимание судов на то, что в соответствии со ст. 46
Конституции Российской Федерации, ст. ст. 1 и 3 Закона Российской
Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданами могут быть
обжалованы в суд любые действия (решения) государственных органов,
органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их
объединений, общественных организаций, объединений или должностных
лиц, кроме действий (решений), проверка которых отнесена
законодательством к исключительной компетенции Конституционного
Суда Российской Федерации либо в отношении которых предусмотрен
иной порядок судебного обжалования.
2. Под иным порядком судебного обжалования действий
(бездействия) и решений органов, а также должностных лиц следует
понимать такой порядок, который специально установлен
соответствующим законодательством.
Например, ст. 91 Закона Российской Федерации от 19 декабря
1991 г. «Об охране окружающей природной среды» предусмотрен
исковой порядок прекращения экологически вредной деятельности по
заявлениям граждан. Не могут быть обжалованы в суд в порядке,
предусмотренном Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», действия
суда, судьи, прокурора, следователя, дознавателя, судебного
исполнителя, органов, уполномоченных рассматривать дела об
административных правонарушениях, в отношении которых
уголовно — процессуальным, гражданским процессуальным
законодательством, законодательством об административных
правонарушениях установлен иной порядок судебного обжалования.
3. В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан» военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и
решения органов военного управления и воинских должностных лиц,
нарушивших их права и свободы.
Исходя из смысла названной нормы, в военный суд могут быть
обжалованы действия и решения лиц, не состоящих на военной службе,
но правомочных по занимаемой в органах военного управления
должности принимать решения, касающиеся прав и свобод
военнослужащих.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000
N 9)
4. К государственным органам, действия и решения которых могут
быть обжалованы в порядке, предусмотренном Законом Российской
Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан», относятся органы государственной власти
и управления, образуемые в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации
и другими законодательными актами для осуществления своей
деятельности.
К органам местного самоуправления, действия и решения которых
могут быть обжалованы в суд, относятся любые органы, создаваемые в
соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими
законодательными актами в городах, сельских поселениях и на других
территориях для обеспечения самостоятельного решения населением
вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью.
5. В судебном порядке на основании названного выше Закона
могут быть обжалованы действия всех лиц, которые постоянно или
временно занимают в государственных органах, органах местного
самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях,
независимо от формы собственности, в кооперативных, общественных
организациях, объединениях должности, связанные с выполнением
организационно — распорядительных или административно —
хозяйственных обязанностей либо исполняющие такие обязанности по
специальному полномочию.
6. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан» в суд могут быть обжалованы как единоличные, так и
коллегиальные действия (решения) государственных органов, органов
местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,
общественных организаций, объединений и должностных лиц,
государственных служащих, в результате которых:
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996
N 10)
— нарушены права и свободы гражданина;
— созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и
свобод;
— на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или
он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Учитывая это, в порядке, предусмотренном указанным выше
Законом, могут быть обжалованы в суд любые акты как
индивидуального, так и общенормативного характера.
В суд, в частности, могут быть обжалованы отказ
соответствующих органов в исправлении записи о национальности в
паспорте, отказ в выдаче визы на выезд за границу, решение
государственных органов или органов местного самоуправления об
установлении ограничений на вывоз товаров за пределы
административно — территориальной единицы, об установлении
дополнительных пошлин и сборов, решение о наложении штрафов и иных
мер административных взысканий лица, не уполномоченного налагать
такие взыскания, и т.д.
В том числе могут быть обжалованы в суд решения общих собраний
общественных организаций и объединений, жилищно — строительных
кооперативов, акционерных обществ, профсоюзных организаций и т.п.,
а также их органов управления и должностных лиц.
Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в ч. 1
ст. 2 названного выше Закона органов, предприятий, объединений,
должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за
собой последствия, перечисленные в той же части статьи.
(абзац введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ
от 25.10.1996 N 10)
Каждый гражданин имеет право получить, а должностное лицо,
государственные служащие обязаны ему предоставить возможность
ознакомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы, если нет установленных
федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих
документах и материалах.
(абзац введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ
от 25.10.1996 N 10)
7. Гражданин по своему усмотрению вправе обратиться с жалобой
либо непосредственно в суд, либо в вышестоящий в порядке
подчиненности орган или к должностному лицу, государственному
служащему, если считает, что нарушены его права и свободы,
предусмотренные Конституцией Российской Федерации и другими
законодательными актами.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996
N 10)
Жалоба может быть подана как самим гражданином, полагающим,
что его права и свободы нарушены, так и по его просьбе надлежаще
уполномоченным представителем, в том числе представителем
общественной организации, трудового коллектива.
Полномочия представителя на подачу жалобы от имени гражданина
должны быть оформлены в соответствии со ст. 45 ГПК РСФСР.
Полномочия представителя общественной организации, трудового
коллектива, кроме того, должны быть удостоверены выписками из
постановления общего собрания либо выборного органа общественной
организации или коллектива.
8. Обращение гражданина с жалобой в вышестоящий в порядке
подчиненности орган или к должностному лицу не лишает его права на
обращение в суд с аналогичной жалобой, если вышестоящим в порядке
подчиненности органом или должностным лицом в удовлетворении
жалобы было отказано полностью либо частично или когда гражданин
не получил ответа в течение месяца со дня подачи жалобы
вышестоящему органу или должностному лицу, государственному
служащему (ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации «Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан»).
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996
N 10)
9. Если при принятии жалобы будет установлено, что имеет место
спор о праве, подведомственный суду (например, о праве
собственности на домовладение, о праве на жилое помещение и т.п.),
судья, применительно к ст. 130 ГПК РСФСР, выносит определение об
оставлении жалобы без движения, где разъясняет заявителю о
необходимости оформления искового заявления с соблюдением
требований ст. ст. 126, 127 ГПК РСФСР и оплаты этого заявления
государственной пошлиной в установленном законом размере.
Если же указанное обстоятельство будет установлено при
рассмотрении дела, суд, применительно к ст. 161 ГПК РСФСР, выносит
определение об отложении разбирательства дела, в котором
разъясняет заявителю необходимость оформления его жалобы как
искового заявления, с соблюдением перечисленных выше требований и
назначает день нового судебного заседания с учетом времени,
необходимого для надлежащего оформления искового заявления,
истребования доказательств и вызова участвующих в деле лиц.
10. Жалоба подается по усмотрению гражданина в суд по месту
его жительства либо по месту нахождения органа, учреждения,
предприятий и их объединений, общественной организации,
должностного лица, государственного служащего.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996
N 10)
Жалоба на отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации
по тому основанию, что заявитель осведомлен о сведениях,
составляющих государственную тайну, подается соответственно в
Верховный Суд республики в составе Российской Федерации, краевой,
областной, городской суд, суд автономной области, суд автономного
округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде
без удовлетворения, а жалоба на другие действия, связанные с
охраной государственной тайны, — по общим правилам подсудности
(ст. ст. 113 — 116, 239.1 ГПК РСФСР, ст. ст. 4, 7, 22, 23, 26
Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «О государственной
тайне»).
11. Жалоба подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда
гражданину стало известно о нарушении его права, и в месячный срок
со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе
вышестоящего в порядке подчиненности органа или должностного лица
в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после
подачи жалобы, если гражданином не был получен от них письменный
ответ на жалобу.
Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к
выводу, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной
причине, он отказывает в удовлетворении жалобы.
В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он
может быть восстановлен судом по заявлению гражданина, подавшего
жалобу.
12. Жалоба на действия (решения) государственных органов,
органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их
объединений, должностных лиц, государственных служащих оформляется
применительно к правилам, предусмотренным ст. ст. 126, 127 ГПК
РСФСР, и оплачивается государственной пошлиной в установленном
Законом Российской Федерации «О государственной пошлине» размере.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996
N 10)
Учитывая требования ст. 126 ГПК РСФСР к форме и содержанию
подаваемого заявления, в жалобе, в частности, должно быть указано,
какие действия (решения) обжалуются, какие конкретно права и
свободы гражданина нарушены этими действиями (решениями),
подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке
подчиненности орган или должностному лицу и, если подавалась,
какой получен ответ.
Судья вправе оставить жалобу без движения при наличии
оснований, предусмотренных ст. 130 ГПК РСФСР.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по
своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого
действия (решения).
13. Жалоба должна быть рассмотрена судом в десятидневный срок
с момента ее подачи по общим правилам Гражданского процессуального
кодекса РСФСР с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены
Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан» и главой 24.1 ГПК
РСФСР (в редакции Закона Российской Федерации от 28 апреля
1993 г.).
В соответствии с ч. 2 ст. 232 и ч. 1 ст. 239.6 ГПК РСФСР
жалоба рассматривается судом коллегиально. Однако она может быть
рассмотрена судьей единолично, если лица, участвующие в деле, не
возражают против этого.
14. Разъяснить судам, что в порядке, предусмотренном Законом
Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан», могут быть обжалованы
действия (решения) государственных органов, органов местного
самоуправления, учреждений, предприятий общественных организаций и
должностных лиц, имевшие место до введения этого Закона в
действие, т.е. до 12 мая 1993 г., но с соблюдением положений о
сроках обращения с жалобой в суд, если на момент введения в
действие Декларации прав и свобод человека (17 сентября 1991 г.)
аналогичная жалоба не была разрешена по существу в соответствии с
действовавшим в тот период времени законодательством, поскольку
иное не вытекает из содержания указанного Закона и соответствует
ст. 46 Конституции Российской Федерации о судебной защите прав и
свобод граждан от неправомерных действий и решений государственных
органов, общественных организаций и должностных лиц.
15. Установив, что государственный орган, орган местного
самоуправления, учреждение, предприятие и их объединение,
общественная организация или объединение реорганизованы либо
ликвидированы, суд принимает меры к привлечению к участию в деле
их правопреемников, к компетенции которых относится восстановление
нарушенных прав и свобод гражданина.
Если к моменту рассмотрения жалобы должностное лицо, действия
которого обжалуются, не работает в прежней должности, суд решает
вопрос о привлечении к участию в деле соответствующего органа
(организации), к компетенции которого относится восстановление
нарушенных прав и свобод гражданина. В случае удовлетворения
жалобы суд возлагает на руководителя этого органа (организации)
обязанность восстановить нарушенные права и свободы заявителя.
16. Установив обоснованность доводов жалобы, суд признает
обжалуемое действие (решение) незаконным и обязывает удовлетворить
требование гражданина, отменяет примененные к нему меры
ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные
права.
В решении об удовлетворении жалобы необходимо указать правовые
нормы, нарушенные обжалуемым действием (решением), и конкретные
действия, которые должны быть совершены для устранения допущенного
нарушения. В частности:
а) в случае отказа в выдаче гражданину, страдающему тяжелой
формой хронического заболевания, заключения о таком заболевании,
необходимого для подтверждения права на дополнительную жилую
площадь (ст. 39 Жилищного кодекса РСФСР), суд признает это
действие неправомерным и обязывает соответствующее должностное
лицо медицинского учреждения выдать гражданину необходимый
документ;
б) в случае необоснованного отказа в регистрации
автотранспортного средства суд обязывает должностное лицо
государственной автомобильной инспекции зарегистрировать за
заявителем автотранспортное средство;
в) в случае необоснованного отказа в исправлении в паспорте
записи о национальности суд обязывает соответствующее должностное
лицо внести требуемое исправление;
г) при необоснованном наложении на гражданина штрафа или иного
взыскания не уполномоченным на это лицом суд признает такие
действия незаконными и обязывает соответствующее должностное лицо
устранить допущенные нарушения закона.
17. В соответствии с ч. 3 ст. 239.8 ГПК РСФСР решение суда о
признании нормативного правового акта (включая закон субъекта
Российской Федерации) либо отдельной его части незаконными влечет
признание этого акта или его части не действующими со дня
вступления решения в законную силу. При этом необходимо учитывать,
что если правовой акт издан органом или должностным лицом при
отсутствии соответствующих полномочий или не был опубликован для
всеобщего сведения либо не был зарегистрирован, когда
опубликование или государственная регистрация являлись
обязательными, то такой акт признается недействующим и не влекущим
правовых последствий со дня его издания (ч. 3 ст. 15 Конституции
Российской Федерации, п. 10 Указа Президента Российской Федерации
от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в
силу актов Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти» в редакции Указов Президента
Российской Федерации от 16 мая 1997 г. N 490 и от 13 августа 1998
г. N 963).
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.04.2002
N 8)
Абзац исключен. — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от
24.04.2002 N 8.
Решение по делу о признании нормативного правового акта
противоречащим закону или сообщение о таком решении должно быть
опубликовано в средстве массовой информации, в котором был
опубликован данный нормативный правовой акт, о чем следует указать
в резолютивной части решения (ст. 35 Закона Российской Федерации
«О средствах массовой информации»).
(абзац введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от
25.05.2000 N 19)
18. При вынесении решения об удовлетворении жалобы суду
надлежит обсуждать вопрос о необходимости его немедленного
исполнения (п. 3 ст. 211 ГПК РСФСР).
Суд обязан направить копию решения соответствующему органу,
объединению или должностному лицу не позднее десяти дней после
вступления решения в законную силу (а в случае обращения решения к
немедленному исполнению — после вынесения решения) для устранения
допущенного нарушения.
19. Судам следует обеспечить контроль за исполнением решений
об удовлетворении жалоб, имея в виду, что соответствующий орган,
объединение или должностное лицо обязаны сообщить суду и
гражданину об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со
дня получения решения.
20. В связи с принятием настоящего Постановления Постановление
Пленума Верховного Суда СССР от 27 июля 1990 г. N 7 «О
рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия органов
государственного управления и должностных лиц, ущемляющие права
граждан» не подлежит применению на территории Российской
Федерации.

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ

Секретарь Пленума,
член Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.ДЕМИДОВ
209