Меню Закрыть

Норма жилой площади для регистрации по месту жительства

Норма жилой площади для регистрации по месту жительства




Регистрация граждан по месту жительства

Если Вы решили изменить место жительства, то, согласно Закону, должны не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жи-тельства обратиться к должностному лицу, ответственному за ре-гистрацию, предъявив при этом паспорт (или иной документ, удосто-веряющий личность) и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение.
Вышеуказанная обязанность своевременно обратиться в органы регистрационного учета, является единственным связанным с регистрацией определенным Законом бременем, возложенным на гражданина. Иными словами, регистрация является не правом, а обязанностью гражданина. При этом закон не предусматривает никаких исключений. Соответственно Законом предусмотрена обязанность органа регистрационного учета зарегист-рировать Вас по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления документов на регистрацию.
Общими для всех случаев регистрации по месту жительства яв-ляются следующие правила, установленные Законом:
а) регистрация по месту жительства осуществляется только в жилые помещения;
б) жилые помещения могут находиться в государственной, муни-ципальной или частной собственности; могут быть выделены на слу-жебные цели; регистрация может осуществляться на жилую площадь в общежития.
Правила и Инструкция устанавливают дополнительные, по сути незаконные, требования:
в) при вселении граждан на государственную или муниципальную жилую площадь регистрация их по месту жительства осуществляется при соблюдении нормы жилой площади на одного человека — 12 кв. м.
Без учета нормы жилой площади оформляется регистрация:
— несовершеннолетних детей на жилой площади родителей, усыновителей или опекунов, супруга на жилой площади, представляемой другим супругом, престарелых родителей на жилой площади, предос-тавляемой детьми;
— собственников жилых помещений на приобретенной жилой пло-щади;
— военнослужащих и приравненных к ним категорий (а именно: лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, погра-ничных, железнодорожных и внутренних войск Российской Федерации, лиц начальствующего состава МВД России, Федеральной службы конт-рразведки Российской Федерации, Службы внешней разведки Российс-кой Федерации, Министерства Российской Федерации по делам граж-данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы налоговой полиции Российс-кой Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федерального уп-равления специального строительства при Правительстве Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации, прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры Российской Феде-рации, работников Главной военной прокуратуры, военных трибуналов (с членами семей), назначенных для прохождения дальнейшей службы в Москве или Московской области приказами, подписанными первыми лицами указанных министерств и ведомств либо Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, приказами, подписанными Генеральным проку-рором России и Главным военным прокурором) на предоставляемую им в установленном порядке жилую площадь, на жилую площадь, принадлежащую им или членам их семей на праве собственности, на жилую площадь, предос-тавляемую родственниками военнослужащего, либо на подысканную жи-лую площадь;
— военнослужащих, уволенных с действительной срочной службы, призывавшихся на 2-3 года, а также лиц офицерского состава запаса (с членами семьи) на жилую площадь, где они проживали до призыва, независимо от размера жилой площади, либо на предоставленную им в установленном порядке жилую площадь;
— ранее судимых, бывших жителей Москвы или Московской облас-ти, освободившихся из мест лишения свободы по отбытии наказания,на жилую площадь лиц, с которыми они проживали до осуждения, а также к родственникам или на предоставленную в установленном по-рядке жилую площадь;
— граждан, сохраняющих право на жилую площадь;
— граждан на предоставляемую им по договорам социального (коммерческого) найма жилую площадь;
— близких родственников (с членами семьи), зарегистрирован-ных по месту жительства в Москве или Московской области к нанима-телю в государственном или муниципальном жилищном фонде, или к собственнику жилого помещения.

Оформление регистрации по месту жительства на государственной или муниципальной жилой площади

Основными документами для вселения граждан в жилые помещения государственного и муниципального жилого фонда, являющимися осно-ванием к оформлению регистрации являются:
— ордер на жилое помещение или
— договоры найма, поднайма, социального или коммерческого найма или
— заявление нанимателя жилого помещения при регистрации на занимаемую жилую площадь близких родственников.
Кроме того, в любом случае в органы внутренних дел для ре-гистрации необходимо представить заявление формы N 6.
Вопреки положениям Закона, Правила регистрации содержат так-же требование о необходимости получения согласия наймодателя в части предоставления жилого помещения, либо вселения других лиц к нанимателю. Наймодателем в г. Москве выступает Дирекция единого заказчика (ДЕЗ) управы района или по ее поручению жилищная орга-низация (РЭУ, ГРЭП, муниципальный участок). Согласие наймодателя не требуется при регистрации к нанимателю членов его семьи: суп-руга, несовершеннолетних детей и престарелых родителей.
При оформлении регистрации по месту жительства близким родс-твенникам нанимателя, согласно московским Правилам, должна соблюдаться норма жилой площади (12 кв. м. на 1 человека) за исключением регистра-ции супругов, несовершеннолетних детей, престарелых родителей, а также близких родственников, зарегистрированных по месту жительства в Москве или Московской области. Указанное требование по сути повторяет требование пункта 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания в пределах РФ, признанного неконституционным Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998. Что касается «привилегий» для лиц зарегистрированных в Москве и Московской области, то налицо нарушение ст. 136 Уголовного Кодекса РФ (дискриминация по признаку места жительства). Заключения договора найма, поднайма, социального или коммерческого найма Правилами в этом случае не требуется.
При оформлении регистрации по месту жительства других лиц, помимо согласия наймодателя и соблюдения нормы жилой площади, необходимым условием является заключение договора поднайма жилого помещения. Причем предметом договора может быть лишь отдельное изолированное жилое помещение в виде комнаты, нескольких комнат в квартире (доме), либо квартира (дом).
Требование о заключении договора, как уже ранее говорилось, является незаконным — никто не может быть принужден к заключению договора. При этом органы регистрационного учета требуют не просто заключения договора поднайма, а заверения этого договора именно в Мосжилсервисе, где это намного дороже, чем у нотариуса. Деньги при этом идут в один из внебюджетных фондов г. Москвы.

Оформление регистрации гражданам по месту жительства на жилую площадь на праве собственности

Основными документами, необходимыми для регистрации по месту жительства в жилые помещения, являющиеся частной собственностью, могут быть:
— договоры купли-продажи, дарения, мены жилого помещения, свидетельства о праве на наследство, договоры пожизненного содер-жания с иждивением, ренты или
— договоры аренды (субаренды), договор найма или
— письменное заявление собственника (собственников) жилой площади при регистрации на занимаемую (принадлежащую) жилую пло-щадь близких родственников или
— письменное заявление опекуна или попечителя на вселение в жилое помещение, занимаемое лицом, над которым установлена опека или попечительство.
Необходимо также представить заявление формы N 6. Оформление регистрации на жилую площадь, находящуюся в собс-твенности нескольких лиц, осуществляется с письменного согласия всех собственников.
Оформление регистрации собственнику жилого помещения на име-ющуюся жилую площадь осуществляется в бесспорном порядке незави-симо от возражений проживающих там (зарегистрированных по месту жительства) других лиц.
Оформление регистрации других лиц на жилую площадь собс-твенника жилого помещения осуществляется с его согласия и с сог-ласия совместно с ним проживающих членов его семьи.
Грубейшим нарушением законодательства является то, что оформление регистрации других лиц, включая близких родственников, на свободную жилую площадь собственника (то есть такую, которой собственник не пользуется) осуществляется при усло-вии заключения договора найма, поднайма жилого помещения.
В нарушение Постановления КС РФ, Правила регистрации устанавливают, что оформление регистра-ции на жилой площади, занимаемой собственником жилого помещения, близких родственников, являющихся нанимателями (пользователями) этой жилой площади, осуществляется с соблюдением санитарной нормы жилой площади (6 кв. м. на человека). Эта норма не распространя-ется на супруга, несовершеннолетних детей, престарелых родителей, близких родственников (с членами семьи), зарегистрированных по месту жительства в Москве или Московской области. Заключения до-говора найма с ними не требуется.
Согласно московским Правилам, оформление регистрации на жилой площади, занимаемой собс-твенником, другим лицам допускается, во-первых, при соблюдении санитарной нормы жилой площади и, во-вторых, с обязательным заключением договора найма жилого поме-щения. Предметом договора может являться отдельное изолированное поме-щение в виде комнаты, нескольких комнат в квартире (доме), либо квартира (дом) при временном выезде собственника жилого помещения и членов его семьи в другую местность.
Эти требования также по сути являются незаконными.

Оформление регистрации по месту жительства на жилую площадь, выделенную под служебные цели

Обязательным условием регистрации является получение согла-сия организации, в собственности или оперативном управлении кото-рой находится жилая площадь, в части предоставления жилого поме-щения, либо вселения других лиц к нанимателю. Согласие не требу-ется лишь в случае регистрации супруга, несовершеннолетних детей и престарелых родителей нанимателя.
Документами, являющимися основанием для регистрации, могут быть:
— договор аренды (субаренды) или
— выписка из решения органа исполнительной власти г. Москвы о вселении в жилое помещение, выделенное под служебные цели, или
— письменное заявление нанимателя и членов его семьи;
— а также письменное согласие организации, в собственности или оперативном управлении которой находится жилая площадь — в не-обходимых случаях.
Оформление регистрации, согласно Правилам, допускается лишь при соблюдении санитарной нормы жилой площади, за исключением ре-гистрации супругов, несовершеннолетних детей, престарелых родите-лей нанимателя. С лицами, не являющимися близкими родственниками нанимателя, кроме того, должен быть заключен договор субаренды жилого по-мещения. Предметом договора может быть отдельное изолированное помещение в виде комнаты, нескольких комнат в квартире (доме).
Необходимость получения согласия организации, требование заключения договора и соблюдения санитарной нормы также противоречат нормам Закона.

Оформление регистрации по месту жительства гражданам в общежитии

Согласно московским Правилам, обязательными условиями регистрации являются получение сог-ласия организации, в собственности которой находится жилищный фонд, в части предоставления жилой площади в общежитиях, либо все-ления членов семьи к лицам, проживающим в общежитиях (за исключе-нием регистрации несовершеннолетних детей), а также соблюдение санитарной нормы жилой площади. Норма жилой площади не учитывает-ся при регистрации супругов и несовершеннолетних детей.
Основными документами, которые должны быть представлены для регистрации, являются:
— внутриведомственный ордер, выданный организацией с согла-сия местного органа исполнительной власти, на вселение в отдельное жилое помещение семейного общежития граждан, зарегистрированных в Москве или Московской области или

— заявление лица, зарегистрированного по месту жительства в семейном общежитии и занимающего отдельное жилое помещение, о ре-гистрации супруга и несовершеннолетних детей, а также
— письменное согласие организации, в собственности которой находится жилищный фонд.

Ограничение регистрации в Москве или Московской области, как и требование письменного согласия от организации, владеющей жилищным фондом, являются незаконными. Согласно Закону, необходимо не согласие организации на регистрацию, а законное вселение. К сожалению, большинство организаций в Москве заселяют общежития, берут плату за проживание, соответственно признают законное вселение граждан, но не дают согласия на регистрацию.

[an error occurred while processing this directive]

Регистрация по месту пребывания

Разделы:

Что такое «место пребывания»?

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-I) к понятию «место пребывания» относятся: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Статьей 5 Закона № 5242-I установлено, что регистрация по месту пребывания должна быть произведена не позднее 90 дней с момента прибытия гражданина в жилое помещение. Интересно, что ранее этот срок равнялся лишь 10 дням и был увеличен в связи с тем, что данная норма для граждан России выглядела дискриминационной по сравнению с положением иностранных граждан ряда стран, получивших право на 90-дневное пребывание без регистрации раньше граждан РФ.

При изучении данной нормы необходимо обратить внимание, что установленный срок исчисляется с момента прибытия гражданина в жилое помещение. То есть, если гражданин каждые 89 дней уезжает к себе по месту жительства, а затем возвращается, то обязанности регистрации по месту пребывания не возникает. Проконтролировать же факт того, что гражданин выезжал по месту жительства практически невозможно. Этим законодательным пробелом успешно пользуются граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности оформлять официальную регистрацию по месту пребывания. Законодательство не содержит никакой нормы, обязывающей граждан хранить и предъявлять билеты, по которым они выезжали на место жительства. Более того, гражданин имеет право поехать домой на машине, а то и пойти пешком – в этих случаях никаких билетов и быть не может.

Регистрация по месту пребывания в гостиницах и санаториях

В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность. Проблем с регистрацией в гостиницах и подобных учреждениях обычно не возникает, поскольку их администрация, как правило, не возражает против регистрации постояльцев в установленном порядке.

Однако, потенциальные споры по этому вопросу могут возникать в мини-гостиницах или новых учреждениях гостиничного типа, а также хостелах. Если первые могут не знать о своих обязанностях по регистрации постояльцев или не иметь ресурсов для организации оформления регистрации, то у хостелов проблемы могут возникать и по причине большого количества регистрируемых граждан на одной площади. Так, постановлением шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2011 г. № 16АП-1554/11 было оставлено без изменения решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14 апреля 2011 года по делу № А63-1060/2011, которым были удовлетворены индивидуального предпринимателя Сопильняк Е.А. о признании незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю по отказу в регистрации граждан по месту пребывания, месту жительства. Мотивом такого отказа являлось установление УФМС факта того, что в жилом помещении общей площадью 43,90 кв. м. было зарегистрировано более ста человек. Предпринимателю было отказано в регистрации граждан по месту пребывания, месту жительства по указанному адресу по причине ограниченности жилого помещения, поскольку регистрируемые граждане не имеют возможности фактического проживания по месту жительства, месту пребывания в данном помещении. Тем не менее, суд признал отказ в регистрации граждан со стороны УФМС незаконным, поскольку ограничения в размере площади помещения при регистрации граждан законодательством не установлены.

Регистрация по месту пребывания в жилых помещениях

Еще большие трудности при оформлении регистрации по месту пребывания возникают у добросовестных арендаторов жилых помещений, арендующих таковые у частных лиц. Проблема состоит в том, что для оформления регистрации гражданин должен предъявить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

С последним пунктом обычно возникают затруднения. Собственники жилых помещений в абсолютном большинстве категорически отказывают своим арендаторам в предоставлении согласия на регистрацию, а без такого согласия получить регистрацию невозможно. При этом арендаторы не обращаются в судебные органы, поскольку находятся в зависимости от арендодателя и опасаются, что конфликт с высокой степенью вероятности может привести к их выселению.

По результатам нашего опроса 22% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по причине невозможности получения согласия собственника жилья, в котором они проживают.

43% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства.

Следует отметить, что сложившаяся судебная практика обычно не признает права арендаторов (нанимателей) на получение регистрации по месту жительства, указывая на то, что жилым помещением они пользуются на основании договоров аренды (найма), заключенных на определенный срок. Так, определением Свердловского областного суда от 12 января 2012 года по делу № 33-102/2012 было указано, что в удовлетворении требования о признании права на постоянную регистрацию по месту жительства отказано правомерно, так как истец проживает в частном жилищном фонде на основании договора коммерческого найма, ввиду чего имеет право только на временную регистрацию, так как жилое помещение является для него местом не постоянного проживания, а местом пребывания.

Однако, имеется и положительная судебная практика, поддерживающая правовую позицию о том, что подписание собственником договора аренды означает и его согласие на регистрацию арендатора по месту жительства или пребывания. Подпись лица в договоре свидетельствует о его волеизъявлении на предоставление жилья гражданину и согласии на его регистрацию. Данная позиция нашла отражение в решении ВС РФ от 27 августа 2003 г. № ГКПИ03-894, которое было оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № КАС 03-489, а также в апелляционном определении Курского областного суда от 27.09.2012 г. по делу № 33-2255-2012.

Регистрация по месту пребывания по почте и через Интернет

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

При этом было предусмотрено, что собственник или наниматель жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, имеет право подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Однако на практике с применением этой нормы практически сразу же возникли затруднения. При принятии этой поправки она преподносилась, как огромное достижение в упрощении регистрационного учета граждан. Действительно, в первое время граждан регистрировали по месту пребывания по почте и через Интернет. Практически сразу чрезмерно мнительные собственники жилья запаниковали и стали направлять в ФМС России требования запретить такую регистрацию, поскольку они боятся, что к ним в квартиру зарегистрируются посторонние лица без их ведома. Разъяснения о том, что регистрация не предоставляет каких-либо прав на жилье результата не возымели и ФМС России под влиянием собственников жилья запретила регистрацию по месту пребывания без личной явки регистрируемого лица и предоставления согласия собственника жилья, чем фактически уничтожила созданный удобный сервис, пойдя на поводу невежественных представлений части граждан. Попытки обращения в судебные органы ни к чему не привели. Так, апелляционным определением Московского городского суда от 30 октября 2012 года по делу № 11-24676 было указано, что в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в регистрации по месту пребывания отказано правомерно, поскольку материалами дела установлено, что в регистрации истцу отказано не было, и не установлено фактов нарушения прав истца. В данном случае истец настаивал на своем праве зарегистрироваться по месту пребывания через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Однако, суд пришел к выводу, что личная явка гражданина и предоставление паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение, содержащих подписи заявителя и лица, предоставляющего жилое помещение являются обязательным.

Также, следует отметить, что регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с собственниками или нанимателями. При этом регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Регистрацию по месту жительства ограничат площадью

На одного прописанного должно приходиться не меньше шести квадратных метров. С таким предложением выступили депутаты Госдумы.

На 10 квадратных метрах больше нельзя будет зарегистрировать 100 трудовых мигрантов. В Государственную Думу поступил законопроект, изменяющий порядок регистрации по месту жительства. Документ разработали члены фракции «Единая Россия» Ирина Яровая и Айрат Хайруллин. Они предлагают установить норму жилой площади на одного человека. Авторы считают, что поправки позволят остановить бесконтрольную прописку иностранных граждан.

Проект закона направлен в первую очередь на совершенствование миграционного законодательства. В частности, он предполагает внесение поправок в Жилищный кодекс РФ, КоАП и Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства». Документ устанавливает, что регистрация иностранца по месту жительства допускается лишь при соблюдении учетной нормы площади жилого помещения. На одного человека должно приходиться не менее шести квадратных метров.

По словам Ирины Яровой, ФМС России ежегодно фиксирует порядка шести тысяч адресов, по каждому из которых регистрируется более ста человек. Слова парламентария приводит ИТАР-ТАСС:

Народная избранница уточнила, что предлагаемая норма «не ограничивает прав собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом и согласуется с позицией Конституционного Суда» по данному вопросу.

Также разработчики предлагают установить новую обязанность органов, которые занимаются госрегистрацией прав на недвижимое имущество. Чиновники будут сообщать в ФМС о совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства сделках с недвижимым имуществом.

Напомним, закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I заменил прописку на регистрацию по месту жительства и пребывания. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ регулирует порядок миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.

Добавим, что в минувшем году крайнюю обеспокоенность россиян вызвало Постановление Правительства РФ от 11.11.2010 N 885. Документ внес изменения в Правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета. Федеральной миграционной службе пришлось успокаивать граждан, напуганных уведомительным порядком регистрации по месту пребывания. По заявлению ФМС, регистрация в квартире без ведома собственника невозможна. Если собственник получит уведомление, с которым он не согласен, по заявлению в орган регистрационного учета регистрация будет аннулирована.

Для того чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Новые правила регистрации места проживания

С 4 апреля 2016 вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины от 02 марта 2016 года № 207, устанавливающее новые правила регистрации места проживания граждан. Функция регистрации места проживания передана в исполнительные органы территориальных общин, поэтому подразделения миграционной службы прекратили осуществление регистрации места жительства.

Для регистрации места жительства следует обратиться в органы регистрации, перечень которых приведен на официальном сайте Государственной миграционной службы Украины: http://dmsu.gov.ua/.

Главное новшество – все функции по регистрации/снятия с регистрации места проживания теперь находятся в руках органов местного самоуправления. Что касается процедур, они особых изменений не претерпели.

Органами регистрации закон определяет исполнительные органы сельских, поселковых или городских советов. Или, в случае, если такие органы не созданы, функции по регистрации граждан выполняет председатель.

Одним из часто задаваемых вопросов по данной теме является вопрос о том, нужно ли регистрировать место проживания в случае краткосрочных поездок в другие регионы. Местом жительства закон считает адрес, по которому человек проживает более шести месяцев в году. То есть, если кто-то уезжает из дома на месяц, два или более, но потом возвращается, ему не нужно нигде регистрироваться.

В наше время люди часто сталкиваются с заблуждением, что современная регистрация места жительства – это то же самое, что и известная с советских времен прописка. Но между этими процедурами есть принципиальная разница. Советская прописка носила разрешительный характер. То есть выполняла функцию закрепления населения за определенной административной единицей через систему территориальных лимитов. Прописка позволяла вселение и проживание дополнительных жителей, без учета жилой площади, только исключительно в отношении близких родственников.

Решением Конституционного Суда Украины от 14 ноября 2001 года административно-разрешительный институт прописки был отменен. Поэтому при регистрации места жительства не существует каких-либо ограничений относительно необходимых санитарных норм жилой площади и по количеству зарегистрированных лиц в одном жилом помещении.

Человек сам выбирает себе место жительства и только ставит государство об этом в известность. Никаких полномочий, ограничивающих право на свободный выбор места жительства, у государства нет. И к имущественным правам регистрация вообще никакого отношения не имеет.

Перечень документов для оформления регистрации

Как и прежде, гражданин должен представить:

Документ, в который вносятся сведения о месте жительства. Это может быть паспорт гражданина Украины, временное удостоверение гражданина Украины, удостоверение на постоянное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, удостоверение личности, которая нуждается в дополнительной защите, удостоверение личности, которой предоставлена ​​временная защита.

Если регистрируется ребенок, не достигший 16 лет, то подается свидетельство о рождении;

Квитанцию об уплате административного сбора (за регистрацию, снятие с регистрации места проживания оплачивается административный сбор:

– в случае обращения лица в течение в течение 30 дней с момента снятия с регистрации – в размере 0,0085 размера минимальной заработной платы (на сегодня это составляет около 13 гривень.)

– в случае обращения лица с нарушением указанного срока – в размере 0,0255 размера минимальной заработной платы (то есть, на сегодня это составляет около 37 гривен).

– в случае регистрации места жительства одновременно со снятием с предыдущего места жительства, административный сбор взимается только за одну административную услугу и зачисляется в местный бюджет по новому месту жительства);

Документы, подтверждающие право лица на проживание в данном помещении. Это могут быть документы на право собственности, решение суда о предоставлении права пользования жилым помещением, договор аренды или другие документы. В случае если таких документов нет, регистрация может осуществляться только с согласия собственника жилья (если владельцев несколько – с согласия всех собственников);

Военный билет или удостоверение о приписке (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет или находящихся на воинском учете).

Кроме того, при регистрации гражданину необходимо написать заявление в установленной Кабинетом Министров Украины форме.

Согласно законодательству, лицу, снявшемуся с регистрации в одном месте, дается тридцать календарных дней на то, чтобы зарегистрироваться в другом. Эта норма нова. Ранее было – 10 дней. За нарушение срока, согласно Кодексу Украины об Административных Правонарушениях (КУобАП), при обращении физического лица для регистрации места проживания составляется административный протокол. Ранее в таком случае, накладывался денежный штраф, в размере от 17 до 51 гривны. По новому порядку гражданину, нарушившему срок регистрации впервые, грозит предупреждение. Если же такое правонарушение повторится при следующей смене места жительства в течение года, то тогда уже накладывается штраф.

Существует возможность регистрации с одновременным снятием с регистрации по старому адресу. То есть, при переезде вообще не нужно сниматься с регистрации. Достаточно обратиться в соответствующий орган по новому месту жительства и подать заявление на регистрацию. И там сделают обе операции – снимут с регистрации по прежнему месту жительства и зарегистрируют по новому. А в местный орган власти по прежнему месту жительства будет сообщено о том, что данное лицо там больше не проживает. Что касается продолжительности самих процедур, то закон четко устанавливает, что все формальности должны происходить в день обращения.

В случае представления документов лицами через центр предоставления административных услуг, представителя специализированного социального учреждения, учреждения социального обслуживания и социальной защиты, должностное лицо исполнителей услуг по управлению (содержанию) многоквартирного дома (общежития), объединение совладельцев многоквартирного дома, жилищно-строительного кооператива, управляющего многоквартирного дома, датой регистрации места жительства/пребывания является дата получения органом регистрации соответствующих документов.

Может ли собственник жилья самостоятельно снять с регистрации лиц, зарегистрированных в этом жилом помещении, зависит от того, на каких основаниях эти люди там проживают (зарегистрированы). Если существует, например, решение суда, дающее право жить в определенном помещении, то право на проживание сохраняется то тех пор, пока это решение в силе.

Если люди зарегистрированы в помещении на основании договора аренды, то, соответственно, право на регистрацию сохраняется за ними до истечения срока договора. После этого владелец жилья может их снять с регистрации места жительства. А также, до окончания срока действия договора, по решению судебных органов.

Если регистрация осуществлялась на основании согласия собственника жилья, снятие с регистрации без согласия лица осуществляется на основании решения суда, вступившего в законную силу, о лишении права пользования жилым помещением, о выселении или о снятии с регистрации места жительства.

Что касается регистрации детей, то физическое лицо, которое достигло 14 лет, свободно выбирает себе место жительства, за исключением ограничений, устанавливаемых законом.

Местом жительства физического лица в возрасте от 10 до 14 лет является место жительства его родителей (усыновителей) или одного из них, с кем оно проживает, опекуна или местонахождение учебного заведения или учреждения здравоохранения и т.п., в котором оно проживает, если место проживания не установлено по соглашению между ребенком и родителями (усыновителями, опекуном) или организацией, выполняющей относительно него функции опекуна. В случае спора место жительства физического лица в возрасте от 10 до 14 лет определяется органом опеки и попечительства.

Местом жительства физического лица, не достигшего десяти лет, является место жительства его родителей (усыновителей) или одного из них, с кем оно проживает, опекуна или местонахождение учебного заведения или учреждения здравоохранения, в котором оно проживает.

На то, чтобы зарегистрировать новорожденных детей, родителям дается три месяца со дня рождения ребенка.

По желанию родителей, документы для регистрации места проживания новорожденного могут быть поданы в органы ЗАГС (запись акта гражданского состояния) одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка.

Также есть возможность зарегистрировать место проживания новорожденного одновременно с подачей заявления на государственную помощь при рождении ребенка.

Сегодня в Украине существуют два вида паспортов гражданина Украины. Подавляющее большинство граждан по-прежнему пользуются старыми паспортами в форме книжечки. В такие паспорта ставится штамп с указанием адреса.

С начала 2016 года в Украине начали выдавать современные паспорта в виде ID-карт. Сегодня их получают граждане, которым исполнилось 16 лет, при желании гражданин может получить паспорт и в 14 лет. Информация о месте жительства заносится на электронный чип, встроенный в такой паспорт. Но в связи с переходным периодом, он же предоставляется и с книжечкой нового образца.

Если по данной теме у вас возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь в Юридическую клинику Национального университета «Одесская юридическая академия» ежедневно с 15:00 до 18:00, в субботу с 10:00 до 15:00, выходной день – воскресенье.

Запись на прием осуществляется каждую среду с 10:00 до 12:00 по номеру телефона: (048)777-27-61, или по адресу: 65009, г. Одесса, ул. Черняховского, 2.

Директор Юридической Клиники Павлова Юлия Сергеевна

Вопросы прописки граждан

Понятие “прописки” уже давно не существует как термин в нормативных документах, однако до сих пор используется гражданами в обиходе. В настоящее время законодательством введено понятие “регистрации”. В московском регионе процедуру регистрации регламентирует Постановление Правительства Москвы и Московской области от 30.03.99 (ред.05.02.02) “ Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области”.

Понятие “прописки” уже давно не существует как термин в нормативных документах, однако до сих пор используется гражданами в обиходе. В настоящее время законодательством введено понятие “регистрации”. В московском регионе процедуру регистрации регламентирует Постановление Правительства Москвы и Московской области от 30.03.99 (ред.05.02.02) “ Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области”.

Для начала давайте разберемся: что такое регистрация и чем она отличается от прописки?

Главное их отличие состоит в том, что прописка имела разрешительный характер, а регистрация носит уведомительный характер. То есть, при существовании института прописки, гражданин должен был получить у государства разрешение прописаться на определенную жилую площадь. В настоящее время, в обязанности гражданина входит лишь уведомить государство о своем намерении. Фактически же, отметка о регистрации до сих пор значит в нашей жизни очень много.

Раньше была прописка временная и постоянная. Согласно нормам действующего законодательства существует два вида регистпрации: регистрация по месту пребывания (аналог временной прописки) и по месту жительства9аналог постоянной прописки). Чем они отличаются? Регистрация по месту жительства подразумевает снятие с регистрационного учета по предыдущему месту жительства. Для регистрации по месту пребывания не требуется снятие с регистрационного учета по месту жительства. Приведу пример. Вы продали свою квартиру и купили новую. Соответственно, регистрируетесь по новому месту жительства. В другом случае, к Вам приехала родственница (например, учиться или работать), Вы можете оформить ей регистрацию по месту пребывания. Кроме того, регистрация по месту пребывания – срочна. В среднем, срок такой регистрации устанавливается в 3-6 месяцев.

Еще одна большая разница между пропиской и регистрацией состоит в процедуре. Если раньше Вас вначале выписывали, а уже после прописывали по новому месту жительства, то сейчас снимут с регистрационного учета только после того,как Вы зарегистрируетесь по новому месту жительства. Это обусловлено увеличившимся числом сделок, в результате которых бывшие собственники становились лицами без определенного места жительства. В настоящее время во многих паспортных столах Москвы, процедура “прописки”-”выписки”существенно упрощена. Для ее осуществления,Вам нужно представить в паспорный стол по месту предполагаемой регистрации определенный законодательством пакет документов. Через некоторое время Вы получите паспорт с отметками о “прописке” и “выписке”. К сожалению, такая процедура применяется не везде. Так, в некоторых районах Москвы по-прежнему “отрывной талон” (корешок формы 6) с нового места жительства направляется в паспортный стол по предыдущему месту жительства по почте. В результате, процесс значительно затягивается. Кроме того, в этот период собственник вынужден оплачивать коммунальные услуги по новому месту жительства по 100% стоимости. Выходом из такой ситуации может служить непосредственное Ваше (либо Вашего риэлтора) участие в процедуре доставки документов из одного паспортного стола в другой.

Отдельно следует отметить, что обжаловать действия паспортного стола Вы можете в центральном паспортном столе и в судебном порядке. Желательно предварительно заручиться письменым отказом начальника Вашего паспортного стола.

Возвращаясь к вопросу регистрации по месту жительства нельзя не остановиться на условиях регистрации в квартирах, имеющих разный статус. Рассмотрим два наиболее распорастраненных варианта: муниципальная квартира и квартира, находящаяся в собственности граждан (приватизированная, кпленная и т.п.).

В муниципальной квартие можно зарегистрировать без согласия всех совершеннолетних зарегистрированных в ней грнаждан и без учета нормы площади несовершеннолених детей (при условии что один из родителей зарегистрирован в данной квартире).

С согласия всех зарегистрированных, но без учета нормы площади, регистрируют нетрудоспосбных родителей и супругов. Все остальные родственники могут быть зарегистрированы в квартире при соглсии всех зарегистрированных в ней и при соблюдении нормы площади. В настоящее время норма площади для регистрации граждан составляет 12 кв.м. на человека. Зарегистрировать по месту жительства в муниципальной квартире лиц, не являющихся родственниками нельзя. Данное положение закреплено в “Правилах регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в Российской Федерации”. Это одно из отличий регистрации по месту жительства в муниципальной квартие и квартире, находящейся в собственности граждан. Если квартира находится в собственности граждан, в ней прежде всего могут зарегистрироваться сами собственники. Без всяких ограничений в такой квартие регистрируются несовершеннолетние дети собтвенников и граждан, зарегистрированных в квартире. Без учета нормы площади, но с согласия всех собственников и лиц, зарегистрированных на данной плоащжи, регистрируются нетрудоспособные родители и супруги. Довольно часто возникают ситуации, в которых требуется заключать договор найма либо безвозмездного пользования. На практике, договор безвозмездного пользования чаще всего заключается собственником с родственниками (например, когда отсутствуют документы, подтверждающие факт родства). Договор найма применяется в случаях, когда в квартиру нужно зарегистрировать лиц, не являющихся родственниками проживающих. В такой ситуации учитывается наличяие достаточного количества площади в квартире для вновь зарегистрированного. К сожалению, форму договора порой диктует паспортный стол.

В последнее время довольно часто в квартиру регистрируют несовершеннолетних детей, родители которых в ней не проживают (например, внуков к бабушкам и дедушкам). Для такой регистрации требуется не только согласие всех зарегистрированных в квартире и наличие достаточного метража, но и заявление родителей (одного родителя). При этом зарегистрировать ребенка к бабушке/дедушке можно только при достижении им 14-летнего возраста. В заключении стоит отметить, что регистрация как по месту пребывания так и по месту жительства предусмотерна только для граждан Российской Федерации, поэтому прежде чем зарегистрироваться, Вам нужно стать гражданином РФ.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПЕРЕЧНЯ

ДОКУМЕНТОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ВСЕЛЕНИЯ

ГРАЖДАН В ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(вселение по месту пребывания; вселение по месту жительства в муниципальную квартиру; вселение по месту жительства в квартиру, находящуюся в частной собственности)

Для временного вселения граждан в жилые помещения представляются:

— договор найма (поднайма), коммерческого найма, краткосрочного найма, договор аренды (субаренды), договор передачи во временное пользование жилой площади;

— заявление лица, предоставившего жилую площадь с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ними проживающих, о регистрации родственников;

собственника (собственников) жилого помещения — при вселении в жилое помещение, находящееся в частной собственности;

собственника (собственников) жилого помещения и арендатора — при вселении в жилое помещение арендатора;

правления ЖСК, ЖК на сдачу внаем жилой площади — при вселении в жилое помещение, занимаемое членом ЖСК, ЖК (если он не является собственником данного жилого помещения);

органа опеки либо опекуна или попечителя — при вселении в жилое помещение, занимаемое лицом, состоящим под опекой или попечительством;

организации — при вселении в жилое помещение жилищного фонда, в отдельные помещения в общежитиях, находящихся в их оперативном управлении.

Временное вселение граждан в жилое помещение государственного и муниципального жилищного фонда осуществляется с предварительным уведомлением наймодателя с соблюдением условий и сроков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При вселении по месту жительства граждан на государственную, муниципальную жилую площадь представляются:

ордер на вселение в жилое помещение, выданный жилищными органами Москвы или администрациями муниципальных образований, КЭЧ (КЭУ) Московской области, Управлением делами Президента Российской Федерации;
— договор найма, социального найма, коммерческого найма;

— решение органа исполнительной власти Москвы или Московской области об установлении опеки или попечительства с указанием места жительства;

— письменное согласие нанимателя и всех, совместно проживающих с ним совершеннолетних членов его семьи, в том числе бывших членов семьи, которые продолжают проживать в занимаемом ими жилом помещении, о вселении родственников.

Вселение граждан в жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с согласия наймодателя в соответствии с законодательством о норме жилой площади на одного человека, кроме супруга и нетрудоспособных родителей.

При вселении по месту жительства граждан на жилую площадь на праве частной собственности представляются:

— договор купли — продажи, договор дарения, договор мены, свидетельство о праве на наследство, договор ренты, договор пожизненного содержания с иждивением (при условии, если собственник занимает изолированное жилое помещение в данной квартире);

— договор аренды (субаренды) при условии, что арендатор занимает изолированное жилое помещение;

собственника (собственников) жилой площади, зарегистрированного на ней, о вселении близких родственников;

собственника (собственников) жилой площади, не зарегистрированного на данной жилой площади, о вселении близких родственников;

опекуна или попечителя на вселение гражданина в жилое помещение, занимаемое лицом, над которым установлена опека или попечительство, а также органов опеки и попечительства и доверительного управляющего в соответствии со статьями 37 и 38 Гражданского кодекса Российской Федерации.