Меню Закрыть

Налоговый кодекс статья 181

Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 181. Вимоги щодо реєстрації осіб як платників налога

181.1. В случае если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно этому разделу, в том числе с использованием локальной или глобальной комп ‘ ютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300000 гривен (без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязательства ‘ связана зарегистрироваться как плательщик налога в органе государственной налоговой службы по своему местонахождению (месту жительства) с соблюдением требований, предусмотренных статьей 183 настоящего Кодекса, кроме лица, являющегося плательщиком единого налога.

181.2. Если лица, не зарегистрированные как плательщики налога, ввозят товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению по закону, такие лица уплачивают налог при таможенном оформлении товаров без регистрации как плательщики такого налога.

Комментарий :

1. Данная статья определяет основания для обязанности ‘ обязательно регистрации лиц плательщиками налога. Такими основаниями в совокупности являются:

— лицо является юридическим лицом, представительством нерезидента без статуса юридического лица или физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность (кроме физических лиц — предпринимателей, которые в соответствии со статьей 291 НК Украины отнесены к первой и второй группам плательщиков единого налога)

— общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению НДС, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300000 гривен (без учета налога на добавленную стоимость).

Обязанность ‘ Связь с регистрации плательщиком НДС не распространяется на лиц, являющихся плательщиками единого налога, такой налог со ставкой 5% от дохода.

2. Для регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость в обязательном ‘ обязательному порядке такое лицо не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций, определенного в статье 181 раздела V Кодекса, должен подать в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению (месту жительства) регистрационное заявление плательщика налога на добавленную стоимость (ст. 183 НК).

3. Статья не содержит указание на других лиц, подлежащих обязанности ‘ обязательно регистрации плательщиками НДС по другим критериям, нежели определенные в п. 181.1 статьи. Представляется, что такие лица подлежат обязанности ‘ обязательно регистрации плательщиками НДС независимо от достижения ими объемов налогооблагаемых операций, определенных в статье 181 Кодекса.

К таким категориям, в частности, относятся:

— лица, которые проводят операции по поставке конфискованного имущества, находок, сокровищ, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился владелец до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства (в том числе имущества, определенного в статье 243 Таможенного кодекса Украины)

— лица, уполномоченные вносить налог с о ‘ объектов налогообложения, возникающих вследствие поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта по их основной деятельности, находящихся в подчинении налогоплательщика в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины

— лица, ведущие учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без образования юридического лица

— лица — управляющие имущества, ведут отдельный налоговый учет по налогу на добавленную стоимость относительно хозяйственных операций, эт ‘ связанных с использованием имущества, полученного в управление по договорам управления имуществом, кроме управляющих имущества, определенных в пункте 5 пункта 180.1 статьи 180 НК Украины.

4. Плательщиком налога на добавленную стоимость может быть зарегистрировано инвестора, который на период действия соглашения о разделе продукции уплачивает налог на добавленную стоимость с учетом особенностей, предусмотренных разделом XVIII Кодекса.

5. Согласно пункту 183.4 статьи 183 раздела V Кодекса обязанность ‘ обязательно регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость подлежит лицо, переходит на общую систему налогообложения с упрощенной системы налогообложения, которая не предусматривает уплаты налога на добавленную стоимость, в случае если такое лицо соответствует требованиям, определенным пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса. Датой перехода указанного лица на общую систему налогообложения является дата его регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость.

Налоговый кодекс статья 181

Добрий день! У вашому роз»ясненні по питанню реєстрації ФОП на загальній системі оподаткування платником ПДВ вказано:

» согласно п.181.1. ст.181 НКУ обязанность по регистрации ФЛП плательщиком НДС возникает исключительно при получении за последние 12 календарных месяцев дохода более 300 000 тыс. грн. от плательщиков НДС.

Исходя из этого, при переходе на общую систему налогообложения обязанности регистрироваться плательщиком НДС у Вас не было.

За 2012 год общий доход полученный от плательщиков НДС у Вас не превысил 300 000 грн. по этому и в 2012 году такой обязанности у Вас нет.»

В п.181.1 ст.181 ПКУ не вказано, що 300 тис. мають надійти виключно від платників ПДВ. Можливо я помиляюсь? Розтлумачте, будь ласка. Дякую.

Доброго дня, в п.181.1. ст.181 Податкового кодексу України зазначено, що обов’язок зареєструватись платником ПДВ виникає у тому разі, коли «загальна сума від здійснення операцій з постачання товарів/послуг, що підлягають оподаткуванню згідно з цим розділом, у тому числі з використанням локальної або глобальної комп’ютерної мережі, нарахована (сплачена) такій особі протягом останніх 12 календарних місяців, сукупно перевищує 300 000 гривень».

Дана норма структурно знаходиться у розділі 5 «Податок на додану вартість» Податкового кодексу України.

Отже, при отриманні доходу, що сукупно перевищує 300 000 гривень при здійсненні операцій, які підлягають оподаткуванню податком на додану вартість така особа має обов’язково зареєструватись платником ПДВ.

Податком на додану вартість обкладається діяльність платників ПДВ передбачених у п.180.1. ст.180 ПКУ.

Діяльність інших СПД не обкладається ПДВ, а отже не підлягає включенню до сукупного доходу передбаченого п.181.1. ст.181 ПКУ.

Статья 181 НК РФ. Подакцизные товары

СТ 181 НК РФ.

1. Подакцизными товарами признаются:

1) этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также в настоящей главе — этиловый спирт);

1.1) утратил силу с 1 июля 2012 г.;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции, указанной в подпункте 3 настоящего пункта.

В целях настоящей главы не рассматриваются как подакцизные товары следующие товары:

лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные препараты для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза, сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

парфюмерно-косметическая продукция разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно;

подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

абзац седьмой утратил силу с 1 января 2007 г.

абзац восьмой утратил силу с 1 января 2007 г.

виноматериалы, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло;

3) алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации;

4) утратил силу с 1 января 2011 г.;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые;

6.1) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин. В целях настоящей главы прямогонным бензином признаются бензиновые фракции, за исключением автомобильного бензина, авиационного керосина, акрилатов, полученные в результате:

перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;

переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.

В целях настоящей главы бензиновой фракцией признается смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 15 или 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), соответствующая одновременно следующим физико-химическим характеристикам:

плотность не менее 650 кг/м3 и не более 749 кг/м3 при температуре 15 или 20 градусов Цельсия;

значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (давление 760 миллиметров ртутного столба), не превышает 215 градусов Цельсия.

При этом в целях настоящей главы не признаются бензиновой фракцией следующие виды фракций:

фракция, полученная в результате алкилирования (олигомеризации) углеводородных газов;

фракция, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которой не менее 85 процентов;

фракция, полученная в результате окисления и этерификации олефинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;

фракция, полученная в результате гидрирования, гидратации и дегидрирования спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;

фракция, массовая доля бензола и (или) толуола и (или) ксилола (в том числе параксилола и ортоксилола) в которой не менее 85 процентов;

фракция, массовая доля пентана и (или) изопентана в которой не менее 85 процентов;

фракция, массовая доля альфаметилстирола в которой не менее 95 процентов;

фракция, массовая доля изопрена в которой не менее 85 процентов;

11) средние дистилляты. В целях настоящей главы средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значение показателя плотности которых не превышает 930 кг/м3 при температуре 20 градусов Цельсия, за исключением:

прямогонного бензина, циклогексана, конденсата газового стабильного, автомобильного бензина;

фракций, указанных в абзацах восьмом — пятнадцатом подпункта 10 настоящего пункта;

авиационного керосина, дизельного топлива;

высоковязких продуктов, в том числе моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

продуктов нефтехимии, получаемых в процессах химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технологической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), дегидрирования, алкилирования, окисления, гидратации, этерификации;

иных продуктов, представляющих собой смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), содержащих более 30 процентов ароматических, непредельных и (или) кислородсодержащих соединений.

В целях настоящей главы высоковязкими продуктами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба) с одной или несколькими из следующих физико-химических характеристик:

кинематическая вязкость при температуре 100 градусов Цельсия составляет 2,2 сантистоксов и более;

температура вспышки в открытом тигле составляет более 80 градусов Цельсия и температура застывания не превышает минус 35 градусов Цельсия;

12) бензол, параксилол, ортоксилол.

В целях настоящей главы бензолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего простейшего ароматического углеводорода 99 процентов.

В целях настоящей главы параксилолом или ортоксилолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего изомера ксилола (диметилбензола) 95 процентов;

13) авиационный керосин.

В целях настоящей главы авиационным керосином признаются жидкие топлива, используемые в авиационных двигателях, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и (или) международных договоров Российской Федерации, а также смеси таких топлив;

14) природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);

15) электронные системы доставки никотина. В целях настоящей главы электронными системами доставки никотина признаются одноразовые электронные устройства, продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях вдыхания пользователем (за исключением медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации);

16) жидкости для электронных систем доставки никотина. В целях настоящей главы жидкостью для электронных систем доставки никотина признается любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в электронных системах доставки никотина;

17) табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.

2. Утратил силу с 1 января 2004 г.

Комментарий к Ст. 181 Налогового кодекса

Комментируемая статья устанавливает перечень подакцизных товаров.

Первым подакцизным товаром выступает этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый, что закреплено в подпункте 1 статьи 181 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт — спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, этиловый спирт по фармакопейным статьям, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.

Обращаем внимание, что с 1 января 2017 года подпункт 1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ будет действовать в новой редакции. Слова «этиловый спирт по фармакопейным статьям» будут заменены словами «фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол)».

Также в силу пункта 6 ГОСТ Р 52673-2006 «Национальный стандарт Российской Федерации. Спирт этиловый из пищевого сырья. Термины и определения», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 444-ст, под этиловым спиртом из пищевого сырья следует понимать этиловый спирт, произведенный методом спиртового брожения сахаросодержащего и крахмалосодержащего сырья с последующей перегонкой и ректификацией или без нее, или брагоректификацией, содержащий сопутствующие летучие примеси, а также получаемый из головной фракции этилового спирта, изготавливаемой из пищевого сырья.

Порядок уплаты акциза при ввозе в Российскую Федерацию этилового спирта зависит от того, будет ли производимое с использованием спирта биотопливо относиться в целях исчисления акцизов к спиртосодержащей продукции и из какой страны (входящей в ЕАЭС или нет) осуществляется ввоз указанного спирта.

В письме Минфина России от 21.10.2015 N 03-07-06/60428 разъясняется, что при ввозе в Российскую Федерацию этилового спирта из государств — членов ЕАЭС в отношении производителей подакцизной спиртосодержащей продукции установлена обязанность по уплате авансового платежа акциза, который определяется исходя из приобретаемого объема спирта и ставки акциза, установленной в отношении подакцизной спиртосодержащей продукции, которая будет в дальнейшем произведена из этого спирта.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 НК РФ к подакцизным товарам также отнесена спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции, указанной в подпункте 3 комментируемого пункта. При этом законодатель уточняет, что к такой продукции относятся растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде.

В письме Минфина России от 06.10.2015 N 03-07-06/56970, исходя из буквального толкования положения подпункта 2 пункта 1 комментируемой статьи, указывается, что автомобильный бензин с содержанием этилового спирта до 9 процентов относится к неспиртосодержащей продукции.

Также в письме Минфина России от 17.07.2015 N 03-07-06/41309 уточняется, что если содержание денатурированного спирта, используемого при производстве автомобильного бензина, не превышает 9 процентов, стоимость такого спирта относится на затраты по производству бензина без акциза при условии соблюдения положений НК РФ.

Обращаем внимание, что в подпункте 2 пункта 1 статьи 181 НК РФ законодатель установил ряд исключений, а именно перечень товаров, которые в целях главы 22 НК РФ не признаются подакцизными. Рассмотрим каждую категорию таких товаров более подробно.

В соответствии с абзацем 3 подпункта 2 пункта 1 комментируемой статьи первым таким товаром являются лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон N 61-ФЗ) в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании части 2 статьи 13 Закона N 61-ФЗ государственной регистрации подлежат:

1) все лекарственные препараты, впервые подлежащие вводу в обращение в Российской Федерации;

2) лекарственные препараты, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах в соответствии с перечнем наименований лекарственных форм, в новой дозировке при доказательстве ее клинической значимости и эффективности;

3) новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных препаратов.

Государственный реестр лекарственных средств по состоянию на 3 августа 2016 года можно посмотреть на сайте http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx.

Порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения утвержден Приказом Минздрава России от 09.02.2016 N 80н. Данный документ является новым, он начал действовать с 1 апреля 2016 года.

На основании абзаца 4 подпункта 2 пункта 1 статьи 181 НК РФ подакцизным товаром также не признаются препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл.

При применении данной нормы также необходимо руководствоваться Правилами государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденными Приказом Минсельхоза РФ от 01.04.2005 N 48.

Также подакцизным товаром не признается в целях главы 22 НК РФ парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл, с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно, что закреплено в абзаце 5 подпункта 2 пункта 1 комментируемой статьи.

Согласно абзацу 6 подпункта 2 пункта 1 статьи 181 НК РФ не являются подакцизными товарами подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти.

Также не признаются подакцизными товарами и виноматериалы, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 181 НК РФ подакцизным товаром является алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации).

Перечень пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.06.2012 N 656.

Примерами такой продукции из данного Перечня выступают: напитки брожения, квасы.

В письме ФНС России от 20.01.2016 N СД-3-3/[email protected] разъясняется, что производитель пива является плательщиком акциза при совершении операций по его реализации независимо от емкости, в которую это пиво разлито.

Табачная продукция является подакцизным товаром в силу положений подпункта 5 пункта 1 комментируемой статьи.

В силу пункта 22 статьи 2 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табачная продукция — табачное изделие, упакованное в потребительскую тару.

В силу положений подпункта 6 пункта 1 статьи 181 НК РФ легковые автомобили являются подакцизными товарами.

На практике часто встречается ситуация, когда собственники автомобилей, в частности легковых, производят с ними какие-либо работы, например бронирование, в результате чего им необходимо получать новый паспорт транспортного средства и проходить сертификацию. После получения всех документов такие автомобили реализовываются путем заключения договоров купли-продажи. Однако после реализации таких автомобилей лица не уплачивают акциз.

В связи с чем возникают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, в связи с доначислением последними суммы акциза, а также пени и штрафа.

Рассмотрим конкретный пример из судебной практики.

Так, в Арбитражный суд Волго-Вятского округа поступило требование о признании недействительным решения налогового органа, которым налоговый орган доначислил налогоплательщику акциз, пени и штраф, установив, что последний неправомерно не исчислил и не уплатил акциз с реализации произведенных бронированных автомобилей.

По мнению заявителя жалобы, получение нового паспорта транспортного средства и прохождение сертификации не свидетельствуют о том, что в результате проведенных работ по бронированию был создан новый автомобиль, напротив, указанные мероприятия имеют своей целью допуск транспортного средства к дальнейшей эксплуатации.

Однако Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.09.2015 N Ф01-3635/2015 в удовлетворении требований было отказано. Суд указал, что в результате выполнения работ по дооборудованию (бронированию) автомобиля налогоплательщик произвел новый легковой автомобиль, являющийся подакцизным товаром.

Отдельно необходимо рассмотреть грузовые автомобили как потенциальный подакцизный товар. В письме Минфина России от 09.06.2015 N 03-01-11/33270 содержится мнение налогового органа относительно возможности введения грузовых автомобилей в перечень подакцизных товаров.

Минфин России указал, что, по его мнению, введение данного налога может привести к значительному росту стоимости автомобильных перевозок грузов и повышению транспортных расходов предприятий и организаций. Таким образом, введение акциза на грузовые автомобили приведет к росту цен на многие виды товаров, в связи с чем устанавливать акциз на грузовые автомобили нецелесообразно.

Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) также выступают подакцизными товарами, что регламентировано положениями подпункта 6.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 комментируемой статьи автомобильный бензин является подакцизным товаром.

На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 181 НК РФ к подакцизным товарам также отнесено дизельное топливо.

Под дизельным топливом следует понимать жидкое топливо для использования в двигателях с воспламенением от сжатия (пункт 3 Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 N 118).

В письме Минфина России от 09.06.2015 N 03-01-11/33270 сообщается, что до введения акциза на топливо печное бытовое данный нефтепродукт использовался в ряде случаев в качестве заменителя дизельного топлива, не облагаемого акцизами, что приводило к потерям налоговых поступлений в бюджет.

В связи с этим Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. N 203-ФЗ «О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2013 года к подакцизным товарам было отнесено топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия.

На практике иногда возникают ситуации, когда налогоплательщики отождествляют дизельное топливо и дизельную фракцию в целях главы 22 НК РФ, что является ошибочным. На данный аспект особое внимание обращают суды. Рассмотрим конкретный пример из судебной практики.

Так, в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 N 15АП-22051/2015 разъясняется, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 181 НК РФ дизельное топливо включено в перечень товаров, признаваемых подакцизными, независимо от того, по какой нормативно-технической документации оно производится и в каком качестве используется. Дизельная фракция применяется в качестве основного компонента для получения дизельных топлив. Дизельное топливо получается из керосино-газойлевых фракций прямой перегонки нефти. Фракция и дизельное топливо являются отдельными видами нефтепродуктов и относятся к разным группам товаров.

(Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.06.2016 N Ф08-3183/2016 данное Постановление оставлено без изменения.)

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 181 НК РФ моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей признаются подакцизными товарами.

При применении данной нормы необходимо руководствоваться:

— ГОСТ 10541-78 «Межгосударственный стандарт. Масла моторные универсальные и для автомобильных карбюраторных двигателей. Технические условия» (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 04.08.1978 N 2103);

— решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.10.2012 N 180 «О порядке введения в действие технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (ТР ТС 030/2012)».

В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 18.08.2016 N Ф09-7755/16 содержится важное толкование положений подпункта 9 пункта 1 статьи 181 НК РФ.

Суд указал, что конкретная область (использование в конкретных типах двигателя) масла моторного определяется непосредственно производителем путем проведения исследований и разработок. Вывод об аналогичности какого-либо устройства по смыслу пунктов 6, 7 ст. 3 НК РФ не может являться основанием для отнесения спорного масла к подакцизному, поскольку подпункт 9 пункта 1 статьи 181 НК РФ к подакцизным товарам относит именно моторные масла, предназначенные для карбюраторных (инжекторных) двигателей, а не для двигателей аналогичных и (или) используемых аналогичные карбюраторам (инжекторам) устройства или механизмы.

Следует обратить внимание, что определяющим признаком для отнесения моторных масел к подакцизным товарам является их применение для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

(По материалам Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016 N 17АП-12277/2015-АК.)

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 181 НК РФ прямогонный бензин также отнесен к подакцизным товарам. В данной норме законодатель вводит понятие данного товара в целях главы 22 НК РФ: прямогонным бензином признаются бензиновые фракции, за исключением автомобильного бензина, авиационного керосина, акрилатов, полученные в результате: перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа; переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.

На практике у многих налогоплательщиков возникает вопрос о том, следует ли относить к продуктам нефтехимии для целей акцизов фракции С-9, в связи с чем в Минфин России поступает очень много запросов.

В письме Минфина России от 02.09.2015 N 03-07-06/50620 указывается, что бензиновой фракцией признается смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов Цельсия при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.

Учитывая, что интервал кипения фракции С-9 (жидких продуктов пиролиза), получаемой в результате переработки прямогонного бензина, являющейся смесью углеводородов, кипящих в интервале температур от 110 до 210 градусов Цельсия и от 120 до 220 градусов Цельсия при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба, не соответствует интервалу кипения для бензиновой фракции, установленному статьей 181 НК РФ, вышеуказанная фракция прямогонным бензином не признается и в целях применения акцизов относится к продукции нефтехимии.

В Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 N 08АП-7653/2015 дается важное нижеследующее толкование комментируемой нормы.

Суд разъясняет, что буквальное толкование данной нормы дает возможность сделать вывод о том, что смесь углеводородов, не отвечающая критериям, установленным в подпункте 10 пункта 1 статьи 181 НК РФ (в частности, по диапазону температур кипения), не является бензиновой фракцией, прямогонным бензином и, как следствие, не признается подакцизным товаром в соответствии со статьей 181 НК РФ.

Установленная в подпункте 10 пункта 1 статьи 181 НК РФ характеристика бензиновых фракций, рассматриваемых в целях обложения акцизом как прямогонный бензин, содержит температурный режим их выпадения (отделения) при кипении нефти и иного углеводородного сырья, что свидетельствует о получении этих фракций в результате процесса перегонки (нефти и других углеводородов).

При этом абзац 7 подпункта 10 пункта 1 статьи 181 НК РФ устанавливает перечень видов фракций, которые в целях главы 22 НК РФ не признаются бензиновой фракцией. К таковым относятся:

— фракция, полученная в результате алкилирования (олигомеризации) углеводородных газов;

— фракция, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которой не менее 85 процентов;

— фракция, полученная в результате окисления и этерификации олефинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;

— фракция, полученная в результате гидрирования, гидратации и дегидрирования спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;

— фракция, массовая доля бензола, и (или) толуола, и (или) ксилола (в том числе параксилола и ортоксилола) в которой не менее 85 процентов;

— фракция, массовая доля пентана и (или) изопентана в которой не менее 85 процентов;

— фракция, массовая доля альфаметилстирола в которой не менее 95 процентов.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 комментируемой статьи к подакцизным товарам относятся средние дистилляты.

Также в данной норме законодатель вводит определение данного подакцизного товара в целях главы 22 НК РФ. Средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, за исключением прямогонного бензина, автомобильного бензина, дизельного топлива, бензола, параксилола, ортоксилола, авиационного керосина, конденсата газового стабильного, одновременно соответствующие следующим физико-химическим характеристикам:

— плотность не менее 750 кг/куб. м и не более 930 кг/куб. м при температуре 20 градусов Цельсия;

— значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), находится в диапазоне не ниже 215 градусов Цельсия и не выше 360 градусов Цельсия.

Данная норма действует в новой редакции, введенной Федеральным законом от 05.04.2016 N 101-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

У организаций при приобретении средних дистиллятов до 01.01.2016 объекта обложения акцизом и, соответственно, обязанности начислить акциз по приобретенному объему этих нефтепродуктов не возникало, поскольку на момент их приобретения такая операция не признавалась объектом обложения акцизом, средние дистилляты не являлись подакцизным товаром, а их покупатель — лицом, имеющим вышеназванное свидетельство.

(Письмо ФНС России от 18.04.2016 N СД-4-3/6722.)

В письме Минфина России от 11.02.2016 N 03-07-06/7325 рассмотрен вопрос об отнесении нефтепродуктов к средним дистиллятам для целей акцизов. Налоговый орган указал, что нефтепродукт в целях исчисления акцизов относится к средним дистиллятам только в случае полного соответствия его технических характеристик указанным в данном определении. В случае несоответствия хотя бы одной технической характеристики данному определению нефтепродукт в целях исчисления акцизов к средним дистиллятам не относится.

На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 181 НК РФ подакцизными товарами также являются бензол, параксилол, ортоксилол.

При этом в целях главы 22 НК РФ под бензолом понимается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего простейшего ароматического углеводорода 99 процентов.

Параксилолом или ортоксилолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего изомера ксилола (диметилбензола) 95 процентов.

Данный подпункт комментируемой статьи был введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 366-ФЗ).

При определении характеристик вещества следует руководствоваться нормативно-техническими документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, в соответствии с которыми данное вещество производится. На данный аспект также особое внимание обращают официальные органы. Например, в письме Минфина России от 07.04.2015 N 03-07-06/19328, в котором рассмотрен вопрос о применении вычетов по акцизам при производстве из прямогонного бензина, бензола, параксилола или ортоксилола продукции нефтехимии.

Подпункт 13 пункта 1 статьи 181 НК РФ также был введен Законом N 366-ФЗ и регламентирует, что к подакцизным товарам также относится и авиационный керосин. В целях главы 22 НК РФ под авиационным керосином понимаются жидкие топлива, используемые в авиационных двигателях, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и (или) международных договоров Российской Федерации, а также смеси таких топлив.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 комментируемой статьи подакцизным товаром выступает и природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации). (Подпункт 14 пункта 1 статьи 181 НК РФ введен Законом N 366-ФЗ.)

Налоговый кодекс Украины — Статья 181

Статья 181. Требования по регистрации лиц как плательщиков налога

181.1. В случае если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров / услуг, подлежащих налогообложению согласно этому разделу, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (оплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300 000 гривен (без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в органе государственной налоговой службы по своему месту жительства) с соблюдением требований, предусмотренных статьей 183 Налогового Кодекса, кроме лица, являющегося плательщиком единого налога.

181.2. Если лица, не зарегистрированные в качестве налогоплательщиков, ввозят товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению согласно закону такие лица платят налог во время таможенного оформления товаров без регистрации в качестве плательщиков такого налога.

Стаття 181. Вимоги щодо реєстрації осіб як платників податку

Податковий кодекс України (ПКУ)

  • перевірено сьогодні
  • кодекс від 01.09.2018
  • вступив у чинність 02.12.2010

Ст. 181 ПКУ в останній чинній редакції від 1 січня 2015 року.

Нові не набрали чинності редакції статті відсутні.

Розділ V. Податок на додану вартість

Стаття 181. Вимоги щодо реєстрації осіб як платників податку

181.1. У разі якщо загальна сума від здійснення операцій з постачання товарів/послуг, що підлягають оподаткуванню згідно з цим розділом, у тому числі з використанням локальної або глобальної комп’ютерної мережі, нарахована (сплачена) такій особі протягом останніх 12 календарних місяців, сукупно перевищує 1000000 гривень (без урахування податку на додану вартість), така особа зобов’язана зареєструватися як платник податку у контролюючому органі за своїм місцезнаходженням (місцем проживання) з дотриманням вимог, передбачених статтею 183 цього Кодексу, крім особи, яка є платником єдиного податку першої — третьої групи.

181.2. Якщо особи, не зареєстровані як платники податку, ввозять товари на митну територію України в обсягах, що підлягають оподаткуванню згідно із законом, такі особи сплачують податок під час митного оформлення товарів без реєстрації як платники такого податку.