Меню Закрыть

Малые предприятия китая

Средний и малый бизнес Китая — история формирования

Малый и средний бизнес превратил Китай из отсталой аграрной страны в крупнейшего промышленного производителя. Теперь настал черед властей КНР помочь предпринимателям, которые пытаются спасти и сохранить бизнес во время мирового кризиса.

Формирование среднего и малого бизнеса, составившего основу экономики Китая, стало результатом рыночных реформ, затеянных китайскими коммунистами в конце 1970-х годов. Реформы в СССР, начавшиеся шестью годами позже, стране не помогли — она распалась в 1991-м, да и экономика России в первой половине 1990-х представляла собой жалкое зрелище. А Китай тем временем уже заявил о себе как о потенциальной сверхдержаве. Поэтому в России все чаще задавали вопрос: почему это у китайцев реформы получились, а у нас нет? Ответ обычно зависел от политических пристрастий отвечавшего. Например, потерявшие власть российские коммунисты, еще недавно клеймившие китайские реформы и запрещавшие их изучение, поспешно признали их успех, объявив его причиной сохранение китайской компартией командных позиций. И призвали к копированию китайского опыта.
Между тем сами китайцы, которым вроде бы положено было рекламировать реформы с этикеткой Made in China, говорили обратное: автоматический перенос китайского опыта на чужую почву плодов не принесет, потому как этот опыт уникален, реформы в КНР осуществлялись не по чужим рецептам, а с учетом местных особенностей.
Действительно, реформы в России и Китае шли по-разному. В России «чикагские мальчики» упрямо, если не сказать тупо пытались внедрить наработки американских экономистов либеральной школы, а в Китае фактически с нуля разрабатывали собственную концепцию перестройки страны. Занимались этим люди, получившие хорошее экономическое образование в довоенном Китае и потому хорошо знавшие китайскую специфику. Роль китайской компартии сводилась к тому, чтобы не мешать профессионалам. При этом, как рассказывал Лю Гогуан, один из экономических советников патриарха реформ Дэн Сяопина, четкого представления о путях перехода к рынку ни у кого в КНР не было. Экономисты работали, руководствуясь формулой «переходить реку, нащупывая камни».
Однако плавание в бурной стихии рынка началось не по команде экономистов или политиков. В конце 1970-х годов китайские крестьяне провинции Аньхой, доведенные до нищеты экспериментами Мао Цзэдуна, начали выходить из неэффективных коммун, куда их когда-то сгоняли силой, и брать семейные подряды. Эффективность крестьянского труда резко выросла. Тем не менее, чтобы снизить остроту продовольственной проблемы, в 1979 году правительство КНР ограничило рождаемость в соответствии с политикой «одна семья — один ребенок». Этого, правда, оказалось недостаточно, и в начале 1980-х аньхойский опыт семейных подрядов с благословения Дэн Сяопина был распространен на всю Поднебесную.
Это не только позволило довольно быстро заполнить полки китайских магазинов местными продуктами, но и привело к появлению избыточной и, следовательно, очень дешевой рабочей силы. Готовность сотен тысяч людей работать за гроши (которой, кстати, не наблюдалось в новой России) — вторая составляющая успеха китайских реформ после наличия грамотных экономистов и решивших не мешать им коммунистов.
Третьим фактором можно считать наличие большого отряда богатых хуацяо — китайских эмигрантов, желающих вложиться в развитие исторической родины. Так совпало, что на рубеже 1970-1980-х годов в Гонконге и на Тайване рост уровня жизни и стоимости трудовых ресурсов спровоцировал вывод производства за рубеж. Тайваньские и гонконгские бизнесмены, выбирая между Юго-Восточной Азией и КНР, сделали выбор в пользу последней. Материковый Китай привлек их не только дешевизной рабочей силы, но и географической близостью и отсутствием языкового барьера. Кроме того, многие хуацяо имели в КНР родственников и хорошо знали китайские порядки. В том числе непростые правила общения с любящими взятки китайскими чиновниками. Сработал и китайский патриотизм — разбогатевшие за пределами КНР китайцы, даже ограбленные и изгнанные когда-то коммунистами, считали своим долгом помочь родине в ее новой, рыночной жизни. «Йе луо гуй гэнь» («Листья падают, возвращаются к корням») — эта китайская поговорка означает, что китайские эмигранты должны рано или поздно вернуться на родину, пусть даже в виде праха после смерти. Однако китайские богачи с Тайваня и из Гонконга возвращались в КНР при жизни и везли с собой капиталы и опыт их преумножения в условиях рынка.
Но, наверное, самым главным секретом привлекательности Китая как поля для капиталовложений стала мудрая политика китайского руководства, предоставившего инвесторам всевозможные льготы и свое покровительство. В России, в 1990-х годах остро нуждавшейся в инвестициях, ничего подобного сделано не было. Российские власти неподдельно удивлялись, почему это западные инвесторы не спешат вложиться в такую замечательную страну, в которой, однако, предпринимателей буквально по поговорке «Один с сошкой, семеро с ложкой» грабили все кому не лень: не чиновники — так бандиты, и наоборот. А китайские власти тем временем подсчитывали прибыли. Инвестиции с Тайваня и из Гонконга, а затем и из Европы, США и Японии пошли на создание крупных и трудоемких производств. Они размещались в специально выделенных правительством КНР экономических зонах в приморских районах.
Но рабочей силы, высвободившейся в результате роста эффективности сельского хозяйства, было намного больше, чем требовалось экономическим зонам. Чтобы не умереть с голоду, оставшиеся не у дел бывшие крестьяне начали организовывать мелкие предприятия — часто просто в своих деревнях. Нет смысла перечислять ассортимент их продукции, они производили все — от пуховиков и детских игрушек до лекарств и комплектующих для крупных предприятий, открытых в экономических зонах. В 1990-х годах в КНР были проведены значительное сокращение и приватизация госпредприятий. В результате армия безработных пополнилась несколькими десятками миллионов человек. Чтобы не допустить социального взрыва, китайское правительство энергично помогало среднему и малому бизнесу, справедливо полагая, что тот пристроит к делу значительную часть не только бывших крестьян, но и бывших работников госсектора.

Малый бизнес по-большому

Заботу о малом и среднем бизнесе взяла на себя Национальная комиссия по развитию и реформированию, в рамках которой был создан департамент малого и среднего предпринимательства. Еще одним государственным агентством по обслуживанию малого предпринимательства стал Китайский центр координации и кооперации бизнеса (КЦККБ). Он изучал состояние и потребности малого и среднего бизнеса, помогал ему в организации торговых ярмарок и выставок, проведении деловых переговоров, а также взял на себя обучение кадров, консультирование и информационное обслуживание. Государство оказывало поддержку малому и среднему бизнесу даже в освоении зарубежных рынков. Так, при содействии КЦККБ с 1990 по 2001 год получили путевку в жизнь 950 международных проектов по развитию малого и среднего предпринимательства в Китае на общую сумму $6,2 млрд.
В 2001 году в интересах малого и среднего бизнеса была создана государственная некоммерческая информационная служба. На ее сайтах ежедневно фиксировалось до 200 тыс. посещений.
В 2002 году китайские власти приняли закон «О стимулировании развития малых и средних предприятий». Закон дал этим предприятиям равные права с крупными компаниями, в том числе в доступе к современной технике, рыночной информации и финансированию. Государство декларировало защиту законных доходов малых предприятий и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций. Были предоставлены серьезные налоговые льготы предприятиям, готовым трудоустроить значительное количество безработных и инвалидов. Малый и средний бизнес допустили в отрасли, ранее полностью контролировавшиеся государством, оно сохранило свое влияние лишь в некоторых ключевых секторах экономики. Китайское правительство начало размещать на предприятиях малого и среднего бизнеса госзаказы.
Все эти меры привели к быстрому развитию малого и среднего бизнеса, росту его прибыльности. К 2005 году в Китае насчитывалось 4,3 млн малых и средних предприятий, а также более 28 млн индивидуальных предпринимателей. Малый и средний бизнес давал стране более 80% (по некоторым данным, до 90%) рабочих мест. На его долю приходилось 55% ВВП и 60% объема промышленного производства (для сравнения: в России доля малых и средних предприятий в ВВП приблизительно 13-17%). Кроме того, сектор малого и среднего бизнеса давал 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% инновационной продукции Китая. А еще обеспечивал 46,2% налоговых поступлений страны и 62,3% общего объема экспорта. Стоит сказать, что к малым предприятиям (с численностью персонала до 100 человек) относится почти 99% всех предприятий КНР. И только 0,6% — к средним (с количеством занятых от 101 до 999).
В 2007 году в КНР был принят закон о вещном праве, предоставивший частникам равное с государством и коллективом право на собственность. Это, понятно, значительно укрепило позиции представителей малого и среднего бизнеса.

Обратная сторона

Однако становление рыночной экономики в КНР не обошлось без побочных негативных эффектов. Резко выросло имущественное расслоение населения. Усилилась диспропорция в развитии, с одной стороны, прибрежных районов, где создавались экономические зоны и через которые велась торговля с заграницей, и внутренних районов, где правят бал аграрный и добывающий секторы экономики,— с другой. Много проблем китайским предпринимателям создала алчность чиновников. В Китае (как и в России) власть и близость к ней всегда были средством обогащения, и развитие рыночных отношений не могло не подстегнуть рост коррупции. Несмотря на обилие законов, призванных поддерживать средних и малых предпринимателей, несмотря на регулярные кампании борьбы со взяточниками, сплошь и рядом получалось, что китайские предприниматели без взятки не могли ни получить вроде бы положенный кредит, ни зарегистрировать фирму.
Новые рыночные реалии и демографические проблемы породили в КНР уродливое и при этом распространенное явление — торговлю детьми. Родители фактически продают их за небольшую сумму хозяевам мастерских и заводиков, где зарплатой зачастую служат ежедневная миска с едой и минимальный комплект одежды. Этот, по сути, рабский труд на десятках тысяч подпольных предприятий — один из главных секретов прибыльности китайского малого бизнеса. Наряду с готовностью большой части населения работать за гроши.
Еще один недостаток рыночных реформ по-китайски связан с опробованной 30 годами раньше Японией ориентацией экономики на экспорт. В Китае это привело не только к стагнации потребительского рынка и замораживанию низкого уровня жизни в глубинке, но и к появлению, образно выражаясь, наркотической зависимости от экспорта. При этом заработанные на нем миллионы многие китайские предприниматели пускают не на развитие производства или улучшение условий труда работников их предприятий, а на покупку предметов роскоши. Значительная часть товара, продающегося в дорогих бутиках в Пекине, Шанхае или Гуанчжоу, произведена за границей, стало быть, заработанные китайцами деньги туда же и уходят. Миллиарды долларов тратились и на прямое инвестирование в экономику Запада, в первую очередь США.
Однако пока мировая экономика чувствовала себя нормально, на все эти «мелочи» никто большого внимания не обращал. Казалось, росту экспорта из Китая нет предела и, соответственно, не будет предела росту доходов миллионов «новых китайских». Правда, радужную картину слегка омрачили начавшиеся пару лет назад скандалы. Произведенные в КНР медикаменты, продукты питания и даже детские игрушки из-за нарушения технологии производства или использования ядовитых ингредиентов оказывались не просто низкокачественными, а опасными для здоровья. Китайское правительство оперативно развернуло мощную пропагандистскую кампанию, стремясь доказать, что обвинения в адрес китайских производителей являются по большей части гнусной клеветой, выдумкой непорядочных западных конкурентов. В тех случаях, когда низкое качество китайских товаров было очевидным, китайские власти демонстративно наказывали оплошавших производителей, некоторые даже попадали за решетку. Надо сказать, что эти меры так и не смогли полностью покрыть имиджевый ущерб китайских производителей и экспортеров. Но главный удар по ним нанес мировой финансовый кризис.

Скорая помощь

Жертвами резкого снижения спроса на китайскую экспортную продукцию стали в первую очередь производящие ее малые и средние предприятия, на которых трудится больше половины трудоспособного населения страны. По данным Госкомитета по делам развития и реформ КНР, только в первом полугодии в Китае из-за экономического спада обанкротились 67 тыс. средних и малых предприятий. К осени кризис обострился, на улице оказались сотни тысяч людей, в ряде провинций начались волнения.
Чтобы не допустить социального взрыва, правительство КНР 10 ноября представило план поддержки экономики на период до 2010 года стоимостью 4 трлн юаней (около $585 млрд). Средства будут распределены между 10 программами, среди которых строительство бюджетного жилья, развитие сельской инфраструктуры, транспортных сетей, улучшение экологии, поддержка инновационных технологий и восстановление территорий, пострадавших от стихийных бедствий. Это поможет трудоустроить десятки тысяч людей, но для спасения малого и среднего бизнеса, основы основ экономики КНР, нужны особые меры. В качестве таковых 15 ноября премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао предложил правительствам провинций ввести для малого и среднего бизнеса льготное налогообложение и облегчить получение кредитов, в том числе на развитие прогрессивных технологий. Последняя мера поможет малому и среднему бизнесу выполнить призыв Вэнь Цзябао касательно разработки новых видов продукции, улучшения их ассортимента и качества, что необходимо для восстановления спроса на китайские товары.
Еще через несколько дней Ассоциация малого и среднего бизнеса Китая приступила к созданию инвестиционного фонда в 3 млрд юаней ($439,2 млн) для оказания помощи малым и средним предприятиям. Она объявила также о намерении выпустить облигации в поддержку малого и среднего бизнеса и создать банк с уставным капиталом 10 млрд юаней для обслуживания таких предприятий. Размеры ссуд под низкие проценты составят от 5 тыс. до 10 тыс. юаней. Планируется также провести налоговую реформу, чтобы уменьшить налоговый гнет на малый и средний бизнес в общей сложности примерно на 120 млрд юаней ($17,5 млрд). В Пекине понимают — выживание малого и среднего бизнеса сейчас равнозначно выживанию Китая.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В КИТАЕ

Малые предприятия – неотъемлемая часть экономики большинства индустриально развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства, вовлечение в процесс производства ресурсов, не используемых крупным бизнесом, удовлетворение дифференцированного производственного и непроизводственного спроса, освоение новых (в том числе зарубежных) рынков и т.д.

Развитие китайской экономики на рубеже веков в значительной степени было предопределено стратегическим прогнозом Дэн Сяопина, которого называют архитектором китайских реформ. Дэн Сяопин наметил четкий план модернизации страны: за 1980-е гг. увеличить ВВП с 250 до 500 долл. на душу населения. За 1990-е гг. – вновь удвоить ВВП, то есть поднять его с 500 до 1 тыс. долл. на душу. А потом к 2049 г. (то есть к 100-летию провозглашения КНР) увеличить ВВП еще в четыре раза – до 4 тыс. долл. на каждого жителя.

Общий объем товаров и услуг за 2007 г. достиг 2,3 трлн. долл. Это вывело КНР на четвертое место в мире после США, Германии, Японии, опередив Англию, Францию, Италию и Канаду. В 2007 г. ВВП КНР достиг 2,7 трлн. долл., или более 2 тыс. долл. на каждого жителя. Это значит, что третье удвоение ключевого показателя экономической мощи произошло не за десять, а всего за шесть лет.

Таким образом, за 28 лет (к 2008г.) с начала реформ экономический потенциал Китая увеличился в 15 раз, его внешнеторговый оборот вырос почти в 80 раз (с 21 до 1600 млрд. долл.) при среднем темпе роста 16 %. По своей доле в мировой торговле, достигшей 9 %, и по золотовалютным резервам, достигшим 1 трлн. долл., Китай опередил Японию. Это произошло на фоне впечатляющего роста прямых иностранных инвестиций. За годы реформ в стране создано 570 тыс. предприятий с участием иностранного капитала на общую сумму 670 млрд. долл. Одни лишь налоги с зарубежных предпринимателей позволяют финансировать расходы бюджета на образование и здравоохранение.

Огромный вклад в этот динамичный рост внес китайский малый бизнес, который бурно развивался вместе с общим экономическим ростом страны. В экономике Китая предприятия малого бизнеса играют значительную роль. В 2007 г. ими было произведено 55 % ВВП страны; налоги, отчисляемые МБ в бюджет государства, составляют приблизительно 46%; их доля в числе организаций Китая составляет около 99,8 %. В настоящее время на эти предприятия приходится 75 % запатентованных разработок и 82% общего количества рабочих мест в стране [2]. В КНР в настоящее время (2010-2011 гг.) действуют свыше 6 млн. малых предприятий, которые стали движущей силой экономического развития Китая [4].

Сегодня сектору малого и среднего бизнеса в Китае принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На его долю приходится 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% общего объема экспорта Китая. При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек. В 2007 году объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил $218,25 млрд и $197,71 млрд, увеличившись на 31,8 и 22,5% соответственно, при этом основной рост обеспечивал сектор малого бизнеса.

Государственная поддержка малого бизнеса в Китае

В Китае одним из способов поддержки малого предпринимательства в области предоставления гарантий субъектам малого предпринимательства является Кредитный гарантийный фонд. Успешно создаются и действуют технопарки, которые поддерживаются правительством страны, что создает предпосылки для инновационного развития. Отсутствует и проблема производственных помещений в Китае, так как идет их интенсивное строительство, а арендная плата намного меньше, чем в России.

Активной поддержкой малого бизнеса занимается Китайский центр координации и кооперации бизнеса (CCBCC) как часть Национальной комиссии по развитию и реформированию (NDRC). CCBCC является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития предпринимательства.

Основными функциями CCBCC являются:

исследование проблем малого бизнеса;

сбор информации и разработка политики в сфере малого бизнеса;

создание комплексной системы оказания услуг для малого бизнеса;

организация торговых ярмарок, выставок и помощь в проведении деловых переговоров;

обучение и консультирование бизнеса.

В Китае поддержкой малого предпринимательства занимается также Государственный фонд развития малых и средних предприятий, который полностью финансируется государством. Основные функции фонда – это защита законных доходов малых предприятий от посягательств любых лиц и организаций, а также отстаивание прав малого бизнеса во всех сферах (льготные кредиты, налоги и т. д.).

Интересен опыт Китая в области налоговых преференций. Было создано большое количество свободных экономических зон (СЭЗ), что привлекло иностранные инвестиции и научно-технические ресурсы, были созданы фонды развития малого и среднего предпринимательства, предоставляющие льготные кредиты и гарантии потенциально успешным предприятиям, была открыта государственная некоммерческая информационная служба China SME Online – CSMEO: www. sme. gov. cn, что позволило обеспечить всестороннее и своевременное информационное обслуживание населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности малого и среднего бизнеса. Постепенно служба реформировалась в 3-х уровневую систему таким образом, что в каждом городе аккумулировалась актуальная информация именно для этого города. Таким образом, в КНР была реализована успешная политика развития технопарков, что совместно с наличием большого количества СЭЗ привлекло иностранный венчурный капитал, были созданы площадки для развития инновационных предприятий, развивалась система профессионального обучения и т. д.

В августе 2013 г. руководство Китая анонсировало нововведения в системе налогообложения малых предприятий страны. Согласно предложенным поправкам, представители малого бизнеса, чей месячный доход не превышает 20 тыс. юаней, или 3226 долларов, полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Малый бизнес провинции Чжэцзян

Роль малых и средних предприятий в развитии регионов можно продемонстрировать на примере экономики провинций Чжэцзян и Гуандун. В настоящее время они занимают ведущее положение в народном хозяйстве Китая, а объём продукции малого бизнеса только провинции Чжэцзян составил 99% от общего объёма промышленности региона.

Как правило, малые и средние предприятия во всем мире возникают в рамках семейной системы. В дальнейшем же, когда производство расширяется, возрастает конкуренция, рынок требует повышения технологий и семейная структура управления перестаёт соответствовать требованиям времени.

Есть 2 пути решения этой проблемы:

1. Объединение с другими малыми предприятиями;

2. Привлечение специалистов и менеджеров со стороны.

В ежегодном «Докладе о конкуренции в китайских городах» сравниваются достижения МСП провинции Чжэцзян за 2 года [1]. Выяснилось, что провинция по-прежнему занимает первое место по темпу роста экономики:

малые предприятия города Вэньчжоу выпускают 70% зажигалок всего мира;

малые предприятия г. Цаннань – 45% на рынке Китая по производству значков;

г. Хайнин – 35% на рынке Китая по выпуску ткани;

г. Юнкан 2/3 китайского производства металлических изделий;

села Ху – 90% производства жемчуга в стране.

Все указанные предприятия являются объединенными, и они создают базу для освоения китайского и мирового рынка.

Необходимо отметить связь современной экономики с историей и культурой прошлого. В провинции Чжэцзян очень рано начала развиваться экономика, ещё во времена династии Суй. Города Нинбо и Вэньчжоу ещё в эпоху Цзинь являлись крупными морскими торговыми портами, которые отличались оживлённой экономической деятельностью.

В городе Наньцзин постоянно расширялась ручная обработка, совершенствовались методы экономической деятельности:

появилось детализированное разделение труда;

получил распространение наёмный труд (предприниматели на определённое время (иногда на квартал) нанимали крестьян);

всё больше развивался рынок;

постепенно шло привлечение торгового капитала (при дальних перевозках и морской торговле).

Современные малые предприятия провинции Чжэцзян наследуют прошлые достижения этого региона. Сами предприниматели отличаются трудолюбием и усердием, это люди рискованные и волевые, что объясняется условиями их жизни. Провинция расположена на побережье, где мало земли, недостаточно ресурсов, но есть избыток рабочих рук. Это заставляет производителей повышать эффективность труда и технологии. В результате товары этой провинции пользуются большим спросом:

обувь, одежда, очки (г. Вэньчжоу);

текстильные товары (Шаосин);

металлические товары (Юнкан);

кожевенные товары и одежда (Хайнин).

Малый бизнес провинции Гуандун

Большое развитие получила также экономика провинции Гуандун. Немаловажную роль в этом следует отвести близости провинции к Гонконгу и Тайваню. Именно это способствовало тому, что в Гуандуне были созданы МСП на базе деятельности сёл, специализировавшихся на производстве мебели, обуви, одежды, металлических изделий и др. Первое в Китае МСП «Винты» Цзичан Лунцзи родилось именно в провинции Гуандун, где в 70-х годах ХХ века интенсивно развивалась кустарная промышленность, преимущественно связанная с обработкой металлов.

Близость Гуандуна к Гонконгу, Тайваню и Макао обусловила масштабную миграцию в эту провинцию из названных городов (до семисот тысяч). Все они знали китайский язык и культуру, привезли капиталы и технологии, и за короткое время создали МСП. Правительство всемерно поддерживало их деятельность:

инвесторы получили земельные и налоговые льготы;

время для оформления бизнеса сократилось с 2-3 месяцев до одной недели;

быстро решались все возникающие проблемы, вплоть до приглашения профессоров университета для консультаций по проблемам технологии и т.д.

В настоящее время, когда быстрыми темпами идёт процесс экономической глобализации, для Китая очень важно увеличивать международную конкурентоспособность. По объему производства продукции китайские предприятия занимают четвертое место в мире, КНР становится мировым лидером, и сейчас важно поддерживать и развивать эти достижения. В этой связи назрела необходимость реформирования малых и средних предприятий. В частности, крайне важно создавать, по мнению экономистов, в провинциях Чжэцзян и Гуандун объединенные группы малых предприятий [2]. При этом необходимо учитывать, что:

Важная роль при создании и развитии объединенных групп МСП отводится специализации и разделению труда, в отличие от промышленных районов, для которых важна территория, строительство предприятий, привлечение инвестиций;

Развитие объединенных групп МСП должно усиливать местную экономику и опираться на международные ресурсы. Например, в провинции Чжэцзян МСП, которые производят галстуки, зажигалки, одежду, начали интенсивно развиваться после того, как вышли на внешние рынки.

Для развития МСП необходима стабильная макроэкономическая среда, а также юридическая и судебная защищённость. Все это может обеспечить только правительство, которому, в свою очередь, важно сотрудничество с МСП.

Для развитых МСП государство должно поощрять чёткое разделение труда, создать центр новаторства, стимулировать сотрудничество с научно-исследовательскими отделами, развернуть обучение для менеджеров и рабочих, приветствовать взаимодействие местных МСП с иностранными [2].

На сегодняшний день правительство КНР оказывает финансовую поддержку МСП, упрощает процедуру их регистрации, поощряет привлечение иностранного капитала (инвесторы работают в условиях 3-летнего льготного периода полного освобождения от налогов) [3].

Таким образом, малые и средние предприятия в КНР, возникнув, как и во всем мире, в рамках семейной системы, с увеличением рыночной конкуренции стали объединяться в промышленные группы. Их развитие характеризуется принципами поэтапности и постепенности, переходом от простого к сложному в структуре производства, в формах и методах привлечения иностранного капитала, осуществлении экспорта и импорта продукции, беспошлинной торговли.

Возникновение и развитие малых и средних предприятий в конечном итоге быстро привело к специализации регионов. Так, провинция Чжэцзян стала специализироваться на изготовлении одежды (преимущественно галстуков), провинция Гуандун – домашнего электрического оборудования и т. д.

Анализ тенденции развития малого бизнеса в Китае

Начиная с 2003 года, в стране произошло стремительное развитие малого бизнеса, увеличение рентабельности предприятий, рост налоговых поступлений в бюджет государства. Такое развитие было обеспечено в основном за счет увеличения числа субъектов малого бизнеса. Малое предпринимательство составляет подавляющее большинство в общем количестве предприятий страны. Ведь именно на малых предприятиях занято около 60% ее трудоспособного населения. Благодаря низкой стоимости рабочей силы, малый бизнес в стране составляет серьезную конкуренцию крупным компаниям, которые работают на мировых рынках.

Малый бизнес можно назвать двигателем развития экономики, благодаря тому, что малые предприятия производят наибольшее количество инновационной продукции и технических изобретений. Большая часть производимой в стране продукции, предоставляемая на экспорт, произведена именно малыми предприятиями.

В настоящее время малый бизнес в стране развивается очень успешно. Правительство Китая несколько лет назад приняло решение переориентировать экономику страны с ресурсоемких предприятий на предприятия малого бизнеса. По мнению китайских лидеров, коренная модернизация экономики страны должна быть закончена в 2050 году, что должно вывести ее в число лидеров по уровню экономического развития. Но результат работы малого бизнеса можно наблюдать уже в настоящее время — полки многих магазинов уставлены дешевыми товарами, которые производятся на малых предприятиях страны.

Развитие малого бизнеса в стране происходит по нескольким направлениям: правительство страны стимулирует, прежде всего, развитие частных предприятий, которые работают в сфере производства электроники и разработки программного обеспечения. Предприниматели в Китае активно участвуют в развитии инновационных технологий, 65% патентов и более 80% производящейся новой продукции страны принадлежит ее малым предприятиям. Также на долю малого бизнеса приходится около половины налоговых поступлений и около 60 % объема экспорта. При этом большинство малых предприятий имеет в своем штате менее 100 человек, средние предприятия с большим количеством сотрудников составляют лишь менее 1 %. Малый бизнес в стране также ориентирован на сферу услуг. По мнению китайских экономистов, в 2020 году доля индустрии услуг в общем объеме ВВП должна составлять до 60 % [4].

Моделирование тенденций развития основных показателей малого бизнеса Китая

В таблицах 1,2,3 представлены данные об основных показателях малого бизнеса в Китае с 2007 по 2011 гг.[4].

Средние и малые предприятия составляют 99 процентов от общего количества предприятий Китая

Средние и малые предприятия составляют 99 процентов от общего количества предприятий Китая и производят 60 процентов общего объема ВВП страны. Об этом сообщил главный инженер Министерства промышленности и информатизации КНР Чжу Хунжэнь.

Как отметил Чжу Хунжэнь сегодня в г. Сиань /пров. Шэньси, Северо-Западный Китай/ на Китайском форуме развития экономики, основанной на необщественных формах собственности, средние и малые предприятия играют важную роль в экономическом процветании, стимулировании инноваций, расширении экспорта и повышении уровня занятости: они создают 80 процентов общего числа рабочих мест в стране и сдают половину налоговых поступлений в бюджет государства.

Кроме того, 65 процентов патентов на изобретения, свыше 75 процентов предпринимательских технических инноваций и 80 процентов разработок новой продукции были реализованы средними и малыми предприятиями, сообщил Чжу Хунжэнь. -0-

Малый бизнес в Китае

Программы развития страны предусматривают экономический рост и улучшение деятельности народного хозяйства за счет общего развития экономики, как со стороны крупного, так и малого и среднего предпринимательства.

Правительство страны утвердило программы, направленные на совершенствование экономики сроком до 2020-2050 годов. Одна из данных программ была принята в 2003 году и направлена на социально-экономическое развитие Китая до 2020 года, а к 2050 году полное усовершенствование и перестройку всех отраслей экономики страны.

Роль малого бизнеса в экономике страны

Начиная с 2003 года, в стране произошло стремительное развитие малого бизнеса, увеличение рентабельности предприятий, рост налоговых поступлений в бюджет государства. Такое развитие было обеспечено в основном за счет увеличения числа субъектов малого бизнеса. Малое предпринимательство составляет подавляющее большинство в общем количестве предприятий страны. Ведь именно на малых предприятиях занято около 60% ее трудоспособного населения. Благодаря низкой стоимости рабочей силы, малый бизнес в стране составляет серьезную конкуренцию крупным компаниям, которые работают на мировых рынках. Малый бизнес можно назвать научным двигателем страны, благодаря тому, что малые предприятия производят наибольшее количество инновационной продукции и технических изобретений. Большая часть производимой в стране продукции, предоставляемая на экспорт, произведена именно малыми предприятиями.

В настоящее время малый бизнес в стране развивается очень успешно. Правительство Китая несколько лет назад приняло решение переориентировать экономику страны с ресурсоемких предприятий на предприятия малого бизнеса. По мнению китайских лидеров, коренная модернизация экономики страны должна быть закончена в 2050 году, что должно вывести ее в число лидеров по уровню экономического развития. Но результат работы малого бизнеса можно наблюдать уже в настоящее время — полки многих магазинов уставлены дешевыми товарами, которые производятся на малых предприятиях страны.

Развитие малого бизнеса в стране происходит по нескольким направлениям: правительство страны стимулирует, прежде всего, развитие частных предприятий, которые работают в сфере производства электроники и разработки программного обеспечения. Предприниматели в Китае активно участвуют в развитии инновационных технологий, 65% патентов и более 80% производящейся новой продукции страны принадлежит ее малым предприятиям. Также на долю малого бизнеса приходится около половины налоговых поступлений и около 60 % объема экспорта. При этом большинство малых предприятий имеет в своем штате менее 100 человек, средние предприятия с большим количеством сотрудников составляют лишь менее 1 %. Малый бизнес в стране также ориентирован на сферу услуг. По мнению китайских экономистов, в 2020 году доля индустрии услуг в общем объеме ВВП должна составлять до 60 %.

Государственная поддержка малому бизнесу

Правительство Китая большую роль отводит развитию малого предпринимательства в экономике страны. Именно благодаря малым предприятиям создается большое количество новых рабочих мест. Однако малому предпринимательству в стране все же необходима дополнительная поддержка государства, привлечение инвестиций и расширение кредитных программ для развития бизнеса. Понимая это, власти страны стараются различными способами содействовать экономическому росту малого предпринимательства, совершенствуя, к примеру, законодательные акты, направленные на регулирование экономики и налогообложения субъектов малого предпринимательства.

На сегодняшний день малое предпринимательство в стране действует в соответствии с Законом «О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства», принятого в 2002 году, предусматривающего одинаковые возможности для малых предприятий по поводу кредитования, инвестирования, совершенствования производства, внедрения новых наукоемких технологий в экономику страны.

В стране активно функционируют государственные фонды по поддержке и развитию деятельности малого и среднего предпринимательства. Их основная направленность заключается в обеспечении гарантийными обязательствами и залоговым обеспечением малые предприятия с целью получения банковских кредитных средств на развитие бизнеса. С этой целью Коммунистическая партия Китая разработала и утвердила положение о создании «Государственного фонда развития малого и среднего предпринимательства», который был финансирован за счет бюджетных средств страны. Данный фонд способствует защите интересов субъектов малого предпринимательства по сравнению с субъектами крупного бизнеса во всех экономических направлениях и обеспечивает для малого предпринимательства определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование.

Правительство Китая приняло в 2002 году закон о стимулировании малого бизнеса, который уравнивает в правах малые и крупные предприятия этой страны. В настоящее время в Китае действует целый ряд законов, которые позволяют частным предпринимателям платить меньшее количество налогов, а также уменьшают количество бюрократических барьеров для открытия предприятий.

Основным проводником идей развития малого бизнеса в стране является «Национальная комиссия по развитию и реформированию», которая инициирует принятие необходимых правительственных решений, а также собирает информацию и статистические данные о работе малых предприятий. На основе деятельности этой комиссии принимаются решения о стимулировании определенных видов малых предприятий Китая. Кроме того, в стране активно развивается система тендерных аукционов, которая позволяет малым предприятиям получить государственный заказ на поставку товаров или предоставление услуг.

Поддержкой малого бизнеса в стране занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого бизнеса.

Еще одним важным органом, содействующим развитию экономики страны, является государственная информационная служба CSMEO, которая была создана в 2001 году. Эта служба занимается предоставлением услуг по информационному консультированию населения и предпринимателей в вопросах деятельности малого и среднего предпринимательства через свой Интернет-сайт. Сеть CSMEO охватывает все регионы Китая, что дает возможность своевременно информировать население о состоянии рынка труда, изменениях действующего законодательства, последних достижениях в области науки и технологических изобретениях, о развитии и состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.

Помощь малый бизнес в стране получает на высоком техническом уровне, начинающие предприниматели имеют возможность получить необходимую информацию с помощью специализированный сайтов и электронных библиотек, а также поучаствовать в вебинарах или видеоконференциях, которые организуются ведущими китайскими и мировыми специалистами в области развития малого бизнеса.

О развитии малых и средних предприятий Китая

Рубрика: 15. Региональная экономика

Дата публикации: 29.10.2014

Статья просмотрена: 1751 раз

Библиографическое описание:

Васюхин О. В., Ван К. О развитии малых и средних предприятий Китая [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 226-228. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6489/ (дата обращения: 09.11.2018).

Средние и малые предприятия –неотъемлемая часть экономики большинства индустриально развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства, вовлечение в процесс производства ресурсов, не используемых крупным бизнесом, удовлетворение дифференцированного производственного и непроизводственного спроса, освоение новых (в том числе зарубежных) рынков и т. д.

Начиная с 2003 года, в стране произошло стремительное развитие среднего и малого бизнеса, увеличение рентабельности предприятий, рост налоговых поступлений в бюджет государства. Такое развитие было обеспечено в основном за счет увеличения числа субъектов среднего и малого бизнеса. Малое предпринимательство составляет подавляющее большинство в общем количестве предприятий страны. Статистические данные показывают, что в настоящее время на долю малых и средних предприятий Китая приходится 50,5 процента валового внутреннего продукта страны. На них занято более 75 процентов трудоспособных людей в городах и поселках всей страны.

В целях обеспечения всестороннего и своевременного информационного обслуживания населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП по решению Правительства в 2001 г. была создана государственная некоммерческая информационная служба (СSМЕО). Деятельность СSМЕО поддерживается «Департаментом развития МСП‘» в NDRC. Сайт СSМЕО представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений. Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития малых и средних предприятий в стране и за рубежом. СSМЕО предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую на малых и средних предприятиях.

В Китае создан первый научно-технический парк промышленного проектирования и диза.

Первый в Китае научно- технический парк, специализирующийся на промышленном проектировании и дизайне, открыт в городе Уси восточнокитайской провинции Цзянсу. В первую очередь строительства парка были построены офисные помещения площадью в 16 тыс. квадратных метров для десятков НИИ и предприятий, которые специализируются проектированием интегральных схем, дизайном упаковок и реклам и т. д. Проектируемая площадь второй очереди строительства парка общим объемом капиталовложений в 200 млн юаней составляет 60 тыс. кв. м. Крупный научно-технический парк поставил себе цель за ближайшие 3–5 лет «вырастить» порядка 50 крупных компаний по проектированию электронных приборов, телекоммуникационной и машиностроительной продукции, упаковочных материалов. Согласно итогам обследования, проведенного недавно Государственным информационным центром, Центром по изучению проблем развития при Госсовете КНР и другими ведомствами страны, экономическое развитие в некоторых районах страны тесно связано с уровнем развития местных малых и средних предприятий.

Китай будет поэтапно улучшать политико-правовую систему средних и малых предприятий и механизм социализации услуг этому сектору, а также либерализирует условия их роста, заявил заместитель председателя государственного комитета по делам развития и реформы Чжан Сяоцян на первой Всекитайской ярмарке средних и малых предприятий. Он отметил необходимость улучшения работы, связанной с рассмотрением и утверждением Способов государственного управления развитием фондов средних и малых предприятий и Способов управления кредитными гарантиями средних и малых предприятий, обратил внимание на важность повышения темпов работы, рассмотрения и утверждения политических правил стимулирования развития средних и малых предприятий. В их числе такие аспекты политического характера, как улучшение правительственных закупок, подготовка талантливых специалистов, освоения рынка, выстраивание системы кредитования средних и малых предприятий. Средние и малые предприятия стали основной силой поддержки роста китайской экономики. Торгово-промышленные административные органы страны зарегистрировали свыше 3,6 млн средних и малых предприятий и 27,9 млн единоличных торгово-промышленных хозяйств. Конечная продукция и услуги, создаваемые на средних и малых предприятиях, составляют 55,6 процента валового внутреннего продукта Китая, они дают 74,7 процента добавленной стоимости в промышленности и 62,3 процента экспорта. [В настоящее время 65 процентов патентов приходится на средние и малые предприятия, более 75 процентов технологических новинок выполнены в этом секторе, там же освоено более 80 процентов новой продукции.

Государственная поддержка малого бизнеса

Правительство Китая большую роль отводит развитию малого предпринимательства в экономике страны. Именно благодаря малым предприятиям создается большое количество новых рабочих мест. Однако малому предпринимательству в стране все же необходима дополнительная поддержка государства, привлечение инвестиций и расширение кредитных программ для развития бизнеса. Понимая это, власти страны стараются различными способами содействовать экономическому росту малого предпринимательства, совершенствуя, к примеру, законодательные акты, направленные на регулирование экономики и налогообложения субъектов малого предпринимательства. На сегодняшний день малое предпринимательство в стране действует в соответствии с Законом ‘’О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства‘’, принятого в 2002 году, предусматривающего одинаковые возможности для малых предприятий по поводу кредитования, инвестирования, совершенствования производства, внедрения новых наукоемких технологий в экономику страны. Поддержкой малого бизнеса в стране занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого бизнеса.

В Китае начинается кредитование зарубежных инвестиций.

Государственный комитет по делам развития и реформам и Импортно-экспортный банк Китая распространили совместное уведомление о том, что Китай будет выделять специальные кредиты для инвестирования в крупные проекты за рубежом, реализация которых поощряется правительством. Как сообщается, Государственный комитет по делам развития и реформ и Импортно-экспортный банк Китая совместно установят режим кредитования зарубежных инвестиций. И Импортно-экспортный банк Китая будет ежегодно выделять специальные льготные кредиты на реализацию проектов за рубежом. Такие кредиты будут направляться, главным образом, на реализацию проектов, восполняющих нехватку отечественных ресурсов и стимулирующих экспорт отечественной техники, продукции, оборудования и рабочей силы, проекты, способствующие повышению конкурентоспособности предприятий за рубежом при освоении международного рынка и др. В настоящее время, когда быстрыми темпами идёт процесс экономической глобализации, для Китая очень важно увеличивать международную конкурентоспособность. По объему производства продукции китайские предприятия занимают четвертое место в мире, КНР становится мировым лидером, и сейчас важно поддерживать и развивать эти достижения. В этой связи назрела необходимость реформирования малых и средних предприятий. При этом необходимо учитывать, что:

1. Важная роль при создании и развитии объединенных групп МСП отводится специализации и разделению труда, в отличие от промышленных районов, для которых важна территория, строительство предприятий, привлечение инвестиций.

2. Развитие объединенных групп МСП должно усиливать местную экономику и опираться на международные ресурсы.

3. Для развития МСП необходима стабильная макроэкономическая среда, а также юридическая и судебная защищённость. Все это может обеспечить только правительство, которому, в свою очередь, важно сотрудничество с МСП.

4. Для развитых МСП государство должно поощрять чёткое разделение труда, создать центр новаторства, стимулировать сотрудничество с научно-исследовательскими отделами, развернуть обучение для менеджеров и рабочих, приветствовать взаимодействие местных МСП с иностранными.

В период до 2020 года по национальной программе экономического развития основное внимание будет уделено 11 отраслям промышленности, среди которых ключевыми являются телекоммуникация и IT-технологии. Современная индустриализация китайской промышленности должна перейти от ресурсоёмкого хозяйства к наукоёмкому и высокотехнологичному производству, основанному на экологически чистых технологиях. В решении этой задачи одна из ведущих ролей отводится малым и средним предприятиям, как стимуляторам оживления экономического рынка.

Таким образом, можно сделать вывод, что правительство Китая постоянно предпринимает различные меры по создании более благоприятных условий для дальнейшего развития малых и средних предприятий, совершенствования правовой системы регулирования его деятельности.