Меню Закрыть

Ликвидация юридического лица это его прекращение и

Ликвидация юридического лица это его прекращение и

Ликвидация юридического лица (по ГК РФ)

Близкие по тематике статьи:

Ликвидация юридического лица – это прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

  1. По решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в т.ч. в связи с:

а) истечением срока, на которое создано данное юридическое лицо ;

б) достижением цели, ради которой юридическое лицо было создано.

  1. По признанию судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов, носящих неустранимый характер.
  2. По решению суда в следующих случаях:

а) Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

б) Занятие деятельностью, запрещенной законом.

в) Систематическое осуществление благотворительной или религиозной организацией (объединением), благотворительным и иным фондом деятельности, противоречащей уставным целям.

г) Иные неоднократные и грубые нарушения закона и иных правовых актов.

Если законом предоставлено право государственному органу или органу местного самоуправления выдвигать требования о ликвидации юридического лица по указанным выше основаниям, то они вправе обратиться по такому вопросу в суд. Следует учитывать, что обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица суд своим решением может возложить на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный учредительными документами данного юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением казенного предприятия), а также потребительские кооперативы, благотворительный и иной фонд могут быть признаны несостоятельными (банкротами) решением суда в случае невозможности удовлетворить требования кредиторов. Указанные выше категории юридических лиц могут совместно с кредиторами признать решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в письменном виде сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридического лица, который вносит в единый государственный реестр сведения о нахождении юридического лица в процессе ликвидации и назначают по согласованию с последним ликвидационную комиссию (ликвидатора) с установлением порядка и сроков ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, она выступает от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

Порядок ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов:

  1. В органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, ликвидационная комиссия помещает публикацию о его ликвидации, о порядке и сроках приема заявлений кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента появления публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
  2. После того, как истек срок для предъявления кредиторами требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, включающий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и о результатах их рассмотрения. Этот баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
  3. При недостаточности имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества этого юридического лица с публичных торгов в установленном для исполнения судебных решений порядке.
  4. Выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица осуществляется ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, в следующей очередности:

а) требование граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, посредством капитализации соответствующих повременных платежей;

б) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (в т.ч. по контракту), а также по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

г) задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

д) расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Следует учитывать, что кредиторам пятой очереди выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Если происходит ликвидация банков и других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, то в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся их кредиторами.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно, то оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

  1. Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим ликвидацию юридического лица.

Следует упомянуть еще о некоторых важных правилах.

Если для удовлетворения требований кредиторов недостаточно имущества ликвидируемого казенного предприятия или денежных средств учреждения, то кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворения оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Если ликвидационная комиссия отказала кредитору в удовлетворении его требований или уклонилась от их рассмотрения, то он вправе до утверждения ликвидационного баланса ликвидируемого юридического лица обратиться в суд с иском на эту комиссию, по решению которого заявленные требования могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Если требования кредитора заявлены после истечения установленного ликвидационной комиссией для их предъявления срока, то они выполняются только после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок, за счет имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов, неудовлетворенные вследствие недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица или не признанные ликвидационной комиссией (если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых отказано решением суда), считаются погашенными

  1. Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество юридического лица, то оно передается учредителям (участникам), имеющим на него вещные права или обязательственные права в отношении этого юридического лица. Однако, данное правило может быть изменено законом, иными правовыми актами или учредительными документами.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свое существование с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Аннотация. В настоящей статье анализируется порядок ликвидации юридических лиц по этапам.

Ключевые слова: ликвидация юридического лица, промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс, кредиторы, учредители (участники).

юрист А.А. Рудаков

Если у Вас возникли какие-то дополнительные воросы — прошу присылать их мне .

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела

Ликвидация юридического лица

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства

(п. 1 ст. 61 ГК). Тем самым предполагается, что с момента ликвидации права

и обязанности юридического лица к другим субъектам не переходят.

Ликвидация может быть добровольной или принудительной. В первом случае

она производится по решению учредителей (участников) или органа юридического

лица, уполномоченного на то учредительными документами. Сам Кодекс (п. 2 ст.

61) содержит примерный перечень обстоятельств, при которых возникает потребность

в такой ликвидации: истечение срока, на который создано юридическое лицо,

и достижение поставленной при его создании цели. Особо выделена принудительная

ликвидация, осуществляемая по решению суда. В п. 2 ст. 61 названы лишь некоторые

из оснований принудительной ликвидации: осуществление юридическим лицом деятельности,

запрещенной законом, либо без необходимого разрешения (лицензии), иное систематическое,

неоднократное или даже однократное, но грубое нарушение закона либо иных правовых

актов, признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи

с допущенными при его создании неустранимыми нарушениями законодательства.

Отдельно отмечено в той же статье такое основание, как систематическое осуществление

общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным

или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям. Указанная

статья подчеркивает возможность принудительной ликвидации «также в иных случаях,

предусмотренных настоящим Кодексом». Примером может служить ликвидация юридического

лица вследствие банкротства, которому посвящена ст. 65 ГК. За пределами Кодекса

установление новых оснований для принудительной ликвидации, в том числе на

уровне закона, не допускается.

С требованием о ликвидации юридического лица в арбитражный суд могут

обратиться государственные органы или органы муниципального самоуправления

(п. 3 ст. 61 ГК). Необходимо, чтобы право на такое обращение было предусмотрено

законом. В качестве примера можно указать на Закон о страховании . Статья

30 (п. 4) этого Закона предусматривает право Федеральной службы России по

надзору за страховой деятельностью обращаться в арбитражный суд с иском о

ликвидации организации-страховщика, неоднократно нарушавшей законодательство

РФ, а также юридических лиц, осуществляющих страховую деятельность без лицензии.

Органы, не получившие соответствующего права, обращаться в арбитраж с подобными

исками не могут. В этой связи Высший арбитражный суд отклонил требование налоговой

инспекции о ликвидации предприятия, которое не представило бухгалтерскую отчетность

и уклонилось от уплаты налогов .

Ликвидация начинается с того, что учредители (участники) юридического

лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляют

письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, который осуществляет

государственную регистрацию юридических лиц (п. 1 ст. 62 ГК). Указанное сообщение

является основанием для внесения в единый государственный реестр записи о

том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Поскольку

этот реестр в силу п. 1 ст. 51 открыт для всеобщего ознакомления, такая запись

может побудить к необходимым действиям кредиторов юридического лица. Одновременно

она служит предупреждением для потенциальных контрагентов ликвидируемого юридического

Те, кто выступили с инициативой ликвидации, сами же назначают ликвидационную

комиссию или наделяют ее функциями так называемого ликвидатора. Персональный

состав ликвидационной комиссии, а также порядок и сроки проведения ликвидации

должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию

юридических лиц. В случаях, когда ликвидация производится по судебному решению,

им может быть предусмотрено возложение соответствующих обязанностей на самих

учредителей (участников) либо на тех, кто уполномочен на проведение ликвидации

учредительными документами (п. 3 ст. 61, п. 2 ст. 62 ГК).

На протяжении всего хода ликвидации юридическое лицо продолжает существовать

в качестве субъекта гражданского права, которым управляет ликвидационная комиссия,

и в этой связи, в частности, выступает в суде от имени ликвидируемого юридического

лица (п. 3 ст. 62 ГК). Имея в виду это обстоятельство, Высший арбитражный

суд РФ признал, что предприятие и после начала его ликвидации вправе предъявлять

различные требования в арбитражный суд, в том числе и о признании недействительным

самого акта государственного органа о ликвидации юридического лица .

Работа комиссии начинается с извещения о предстоящей ликвидации, которое

должно включать информацию о порядке и сроках обращения кредиторов со своими

требованиями. Извещение необходимо поместить в том печатном органе, который

обычно публикует сообщения о государственной регистрации юридических лиц (п.

Задача комиссии состоит в том, чтобы собрать долги юридического лица

и рассчитаться с его кредиторами. В этой связи, не ограничиваясь общим извещением,

комиссия должна направить персональное уведомление всем выявленным ею кредиторам,

включая и тех, у кого срок требования не наступил.

После истечения указанного в извещении срока (он не может быть менее

двух месяцев) ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, который

утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации,

по согласованию с органом, который осуществляет государственную регистрацию

Промежуточный баланс должен содержать данные о том, что представляет

собой имущество юридического лица, какие именно требования кредиторов удалось

выявить и каков результат их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК). Последнее имеет

весьма важное значение, поскольку помимо прочего подтверждает своевременность

обращения соответствующего кредитора с его требованием. Имеется в виду, что

указанные кредиторы пользуются определенными преимуществами, так как их требования

удовлетворяются впереди тех кредиторов, которые заявили свои требования хотя

и в период работы ликвидационной комиссии, но после указанного в извещении

Требования кредиторов удовлетворяются за счет имеющихся у юридического

лица денежных средств, а при недостаточности этих средств — из сумм, вырученных

от продажи принадлежащего юридическому лицу имущества. Такая продажа производится

с публичных торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений

процессуальным законодательством. Правило об обязательной продаже имущества

должника, не обладающего достаточными денежными средствами для расчетов с

кредиторами, распространяется на все ликвидируемые юридические лица, кроме

учреждений и казенных предприятий.

Выплата кредиторам производится начиная со дня утверждения учредителями

(участниками) юридического лица либо органом, который принял решение о ликвидации,

согласованного с органом, в функции которого входит осуществлять государственную

регистрацию, промежуточного баланса (п. 2 ст. 63 ГК). И только требования

тех, кто не пользуется привилегиями, должны быть удовлетворены спустя месяц

со дня утверждения промежуточного баланса (п. 4 ст. 63 ГК).

После погашения долгов юридического лица комиссия составляет ликвидационный

баланс, которым завершает расчеты с кредиторами. Баланс должен быть утвержден

собственником имущества или органом, принявшим решение о ликвидации, и, кроме

того, согласован с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических

лиц (п. 5 ст. 63 ГК).

После утверждения ликвидационного баланса в единый государственный реестр

вносится запись о ликвидации юридического лица. Именно с этого момента юридическое

лицо признается прекратившим свое существование в качестве субъекта гражданского

права (п. 8 ст. 63 ГК). До учинения указанной записи кредиторы, чьи требования

ликвидационная комиссия отказалась рассматривать или рассмотрела, но отказала

в удовлетворении, вправе обратиться с иском в арбитражный суд. В случаях,

когда арбитражный суд признает эти требования обоснованными, взыскание обращается

на оставшееся имущество юридического лица. Если же кредиторы не обращались

в арбитражный суд или обращались, но решением арбитражного суда им было отказано

в иске, соответствующие требования считаются погашенными. Такими же погашенными

признаются требования кредиторов, которые не были удовлетворены из-за недостаточности

имущества у ликвидированного юридического лица.

Исключение из приведенного правила предусмотрено, в частности, п. 6 ст.

63. Речь идет о казенных предприятиях и учреждениях, по долгам которых, как

уже отмечалось выше, несут субсидиарную ответственность их собственники. С

учетом особенностей ответственности по долгам казенных предприятий, с одной

стороны, и учреждений — с другой, указанная норма предусматривает: если у

учреждения не хватает принадлежащих ему денежных средств для расчетов со всеми

кредиторами, а у казенного предприятия — денежных средств и иного имущества,

то тогда оставшиеся неудовлетворенными требования могут быть заявлены кредиторами

соответственно Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному

образованию (то есть тому из них, кто является собственником принадлежащего

ликвидированному юридическому лицу имущества).

Свои требования кредиторы могут адресовать и другим лицам, которые в

соответствии с законом или учредительными документами ликвидированного юридического

лица также несут субсидиарную ответственность по его долгам. В частности,

имеются в виду участники полного товарищества (ст. 75 ГК) и полные товарищи

в товариществе на вере (п. 2 ст. 82 ГК). В установленных пределах ответственность

по долгам ликвидированного юридического лица несут также участники общества

с ограниченной и с дополнительной ответственностью (п. 1 ст. 88 и п. 1 ст.

95 ГК), акционеры (п. 1 ст. 96 ГК), члены производственного кооператива (п.

2 ст. 107 ГК) или потребительского кооператива (п. 4 ст. 116 ГК). Учредители

(участники), собственники имущества юридического лица или другие лица, которые

имеют право давать обязательные для организации указания, несут ответственность

по ее долгам, если банкротство произошло по их вине (п. 3 ст. 56 ГК). В случае

признания дочернего общества несостоятельным (банкротом) по вине основного

общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его

долгам (п. 2 ст. 105 ГК).

Имущество, оставшееся после удовлетворения всех требований кредиторов,

если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными

документами, должно быть передано тем юридическим или физическим лицам, которые

имеют на него вещные или обязательственные права (п. 7 ст. 63 ГК). Это означает,

что при ликвидации хозяйственного общества (товарищества), производственного

или потребительского кооператива оставшееся имущество распределяется между

учредителями (участниками), а при ликвидации государственных или муниципальных

предприятий и учреждений, казенных предприятий имущество передается его собственникам

— соответственно Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному

образованию. Что касается общественных организаций и фондов, то их уставы

должны в обязательном порядке предусматривать судьбу оставшегося после ликвидации

имущества (применительно к фондам соответствующее требование содержится в

Статья 64 Кодекса устанавливает обязательную для всех юридических лиц

очередность удовлетворения требований кредиторов. С этой целью возможные требования

разбиты на пять последовательно удовлетворяемых очередей. При невозможности

погашения всех требований кредиторов, отнесенных к соответствующей очереди,

они удовлетворяются пропорционально их размеру. Так, если к соответствующей

очереди отнесены требования на общую сумму 500 млн. руб., а оставшееся после

удовлетворения предшествующей очереди имущество стоит только 100 млн. руб.,

то каждый из кредиторов получит за рубль долга по 20 копеек.

Первую очередь составляют требования граждан, перед которыми юридическое

лицо несет ответственность за вред, причиненный их жизни и здоровью. Удовлетворение

таких требований при ликвидации юридического лица осуществляется с помощью

«капитализации повременных платежей». Например, юридическое лицо, признанное

судом в свое время ответственным за аварию, следствием которой явилась утрата

здоровья или смерть гражданина, производит ежемесячные выплаты потерпевшему

(в случае его гибели нетрудоспособным лицам, которые находились или могли

находиться на его иждивении). В этой ситуации ликвидационная комиссия по договоренности

со страховой компанией должна перевести на счет последней определенную сумму

с тем условием, что гражданам, которые получали возмещение от ликвидированного

юридического лица, будет производить те же выплаты страховая компания.

Во вторую очередь осуществляются расчеты, связанные с выходным пособием

и оплатой труда тем, кто работает по трудовому договору (в том числе по контракту),

а также с выплатой причитающегося вознаграждения по авторским договорам (имеются

в виду требования изобретателей, авторов произведений литературы, науки и

К третьей очереди отнесены требования, обеспеченные залогом имущества

ликвидированного юридического лица (например, требования банка, выдавшего

в свое время ссуду под залог части принадлежащего юридическому лицу оборудования).

Следует иметь в виду, что ранее обеспеченные залогом требования не включались

Основами в общую очередь (ст. 171 ГК) и тем самым должны были удовлетворяться

впереди всех других требований.

В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам

в бюджет и во внебюджетные фонды.

И наконец, в пятую очередь рассчитываются с остальными кредиторами.

лиц (ассоциации и союзы). Различие между тремя указанными моделями наглядно проявляется, в частности, в момент ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица. Статья 62. … В добровольном порядке не могут ликвидироваться фонды.

Прекращение юридического лица может происходить либо путем ликвидации, либо … Юридическое лицо ликвидируется по решению учредителей, а также по решению суда (ст. 61.

12. Круг органов, правомочных принимать решения о ликвидации юридических лиц, по сравнению с их реорганизацией несколько сужен.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация юридического лица. … Хозяйственное товарищество ликвидируется в случаях (ст. 76 ГК РФ)

При ликвидации юридических лиц имеет место прекращение их производственной, торговой, научно-технической и общественной деятельности, удовлетворение их кредиторов.

3. Сохранение обязательства после ликвидации юридического лица выражается в переходе обязанности причинителя (соответствующей праву потерпевшего.

Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным. … ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие.

Ликвидация — полное прекращение деятельности. Для этого создается особая ликвидационная комиссия, которая производит расчеты с кредиторами ликвидируемого юридического лица и.

юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического. … 3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений).

Юридическое лицо может быть ликвидировано … Общий порядок ликвидации юридического лица установлен в ст. 63 ГК РФ.

Если ликвидируется юридическое лицо, являющееся доверителем, то отношения по договору поручения прекращаются в процессе ликвидации юридического лица и с учетом правил.

Добровольная ликвидация юридического лицаликвидация, осуществленная по решению учредителей или участников юридического лица.

Следует также иметь в виду, что ликвидация юридического лица в результате банкротства крайне отрицательно отражается на его работниках и имеет отрицательные социальные.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица. Основание добровольной ликвидации

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение. о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить.

— Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления. им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица.

В случае ликвидации должника-организации исполнительные документы, находящиеся у … Недвижимость, принадлежащая должнику – юридическому лицу, реализуется на торгах.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

  • Предпринимательское право и предпринимательская деятельность
  • Предпринимательские правоотношения
  • Субъекты предпринимательского права
  • Субъекты предпринимательской деятельности
  • Малое предпринимательство

Законодательством определены две формы прекращения юридического лица:

Реорганизация юридического лица

Реорганизация организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Реорганизация осуществляется в пяти формах:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Юридическое лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.

Порядок ликвидации

1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.

2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.

3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Ликвидация юридического лица: понятие и основания

Страницы в журнале: 102-107

А.Ш. ХАБИБУЛЛИНА,

аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета desmodium @ rambler . ru

Освещаются теоретические и практические вопросы, возникающие при ликвидации юридического лица. Особое внимание уделяется понятию ликвидации организации. Формулируется вывод о том, что ликвидация юридического лица представляет собой многоаспектное явление и может быть соотнесена с различными правовыми конструкциями.

Ключевые слова: юридическое лицо, ответственность, правоотношение, юридический факт, прекращение, ликвидация, банкротство.

Liquidation of legal entity: notion and reasons

Highlights the theoretical and practical issues arising from the liquidation of a legal entity. Particular attention is paid to the notion of liquidation. We formulate a conclusion that the elimination of the legal entity is a multidimensional phenomenon and can be correlated with different legal structures.

Keywords: legal entity, liability, legal relationships, juridical fact, dissolution, liquidation, bankruptcy.

В современной юридической литературе ликвидацию юридического лица зачастую определяют как способ прекращения его деятельности, отождествляя таким образом прекращение организации с прекращением деятельности юридического лица[1]. При этом также высказывается мнение о необходимости различать основания, способы и формы прекращения деятельности юридических лиц[2]. Отметим, что ликвидация юридического лица всегда влечет прекращение его деятельности, тогда как последнее не означает того, что юридического лица более не существует. Следует согласиться с точкой зрения Н.И. Чарковской и А.А. Красовской, что прекращение юридического лица можно связать с прекращением его правоспособности, которое наступает с внесением записи в единый государственный реестр о его исключении[3]. Необходимо отметить, что в проекте федерального закона о внесении изменений в ГК РФ, подготовленном Исследовательским центром частного права при Президенте РФ, абзац первый п. 3 ст. 49 ГК РФ предлагается изложить в следующей редакции: «Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц»[4]. В нашем понимании указанная запись имеет правопрекращающее значение и представляет собой юридический факт правопрекращающего характера, форму реализации воли государственной власти (в принудительном порядке) или участников (учредителей) (в добровольном порядке) о прекращении юридического лица как субъекта права[5].

Указание на последствие ликвидации организации содержится в п. 1 ст. 61 ГК РФ, в соответствии с которым ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Аналогичное положение приводится в словарях юридических терминов [ 6 ] . А что необходимо понимать под прекращением юридического лица, законодатель не указывает.

Совершенно справедливо связывать ликвидацию юридического лица с прекращением его как субъекта права и участника гражданского оборота без перехода прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам.

Ликвидация представляет собой многоаспектное явление и может быть соотнесена с различными правовыми конструкциями. Нередко в юридической литературе и правоприменительной практике сущность ее раскрывают через следующие категории: ответственность, юридическая процедура, правоотношение, юридический факт, сделка. Опираясь на достигнутые результаты исследований в данных областях, остановимся лишь на вопросах, которые,

с нашей точки зрения, требуют уточнения, и проанализируем, насколько целесообразно употреблять обозначенные конструкции для определения ликвидации юридического лица.

Судебная практика допускает возможность использования категории ответственности и меры защиты прав и законных интересов других лиц для обозначения ликвидации организаций в принудительном порядке. Так, проверяя конституционность положений п. 2 ст. 61 ГК РФ, КС РФ указал, что ликвидация юридического лица, предусмотренная этой нормой, является санкцией за нарушение обязательных для юридических лиц нормативных актов. При этом данная санкция по своему конституционно-правовому принципу не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям[7]. Возникает вопрос: какова природа этой ответственности?

Под юридической ответственностью (в негативном, ретроспективном смысле) понимается обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия[8]. В зависимости от отраслевой принадлежности норм, закрепляющих юридическую ответственность, различают гражданско-правовую, административную, уголовную, дисциплинарную ответственность. Применение того или иного вида юридической ответственности зависит от характера правонарушения и от того, к какой отрасли права принадлежит тот или иной институт. Однако, являясь институтом гражданского права, ликвидация юридического лица в принудительном порядке выступает в качестве средства не гражданской, а публично-правовой административной ответственности. Таким образом, ликвидация юридического лица представляет собой яркий пример взаимодействия частного и публичного права. Это один из случаев межотраслевых отношений, в которых институт гражданского права находит широкое применение в публичном праве. Подобное заимствование представляет собой реализацию межотраслевых связей в гражданском праве. Возможность использования последних при исследовании института ликвидации юридического лица может быть подтверждена обоснованным мнением профессора М.Ю. Челышева о том, что «межотраслевые связи гражданского права проявляются при исследовании самой сути ликвидации. Действительно, прекращение юридического лица в сфере действия гражданского права в форме ликвидации означает одновременно и прекращение существования данного субъекта в иных правоотраслевых областях. При этом исчезают не только частноправовые, но и публично-правовые грани юридического лица как субъекта права. Ликвидация как правовое явление имеет сама по себе межотраслевое значение. Это выражается в том, что не только в гражданском праве предусматриваются нормы о ликвидации, но они закрепляются и в нормах иных правовых образований»[9].

В юридической литературе была высказана точка зрения, согласно которой ликвидация организации представляет собой правоотношение, существующее в развитии и в то же время являющееся правовым состоянием, т. е. юридическим фактом, влекущим прекращение правоотношений, облекающихся в форму юридического лица и составляющих его содержание[10].

С нашей точки зрения, ликвидация юридического лица представляет собой сложное, длительное явление, состоящее из определенных этапов, мероприятий, в рамках которых возникают разного рода правоотношения. Последние в совокупности образуют систему правоотношений, возникающих в связи или по поводу ликвидации организации. Этимологическое понимание системы сводится к форме организации чего-нибудь, к целому, представляющему собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементов)[11]. Взяв за основу данную дефиницию, следует отметить, что ликвидация юридического лица представляет собой целостную структуру последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов). В связи с этим определять ликвидацию организации необходимо не как правоотношение, а как систему последовательных правоотношений, находящихся в динамике, влекущих абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам. Логичнее, на наш взгляд, оперировать понятием «правоотношения (система правоотношений), возникающие в связи, по поводу, в ходе, при ликвидации юридического лица».

Думается, что ликвидацию организации можно обозначить как юридическую процедуру, представляющую собой целостную структурированную систему последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов), находящихся в динамике, в основе возникновения, изменения или прекращения которых лежит комплекс различных юридических фактов и фактических составов. Данная юридическая процедура влечет абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам, сопровождается рядом определенных действий органов юридического лица, его представителей, органов государственной власти и завершается внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

По общему правилу юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном (судебном) порядке на основании судебного акта. Примечательно, что в отношении большинства юридических лиц добровольная ликвидация не препятствует обращению в суд с иском о принудительной ликвидации в случае наличия для этого оснований. При этом невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица о его добровольной ликвидации, а также принятие решения о ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и без определения порядка и сроков ликвидации не являются основаниями для обращения в суд с иском о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых норм[12].

Добровольная ликвидация юридического лица возможна по решению учредителей либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основаниями принятия такого решения могут быть, например, достижение цели, ради которой организация была создана, либо истечение срока, на который она создавалась. Перечень оснований добровольной ликвидации юридического лица не является исчерпывающим.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК РФ, на основании исков соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено законом. К таким основаниям относятся: наличие допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом или с нарушением Конституции РФ, с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Пленумы ВС РФ и ВАС РФ, разъясняя свою позицию, в п. 23 постановления от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» отметили, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если суд квалифицирует его действия (бездействие), связанные с неисполнением требований, содержащихся в других законах, как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта[13]. Помимо этого необходимо руководствоваться постановлением КС РФ от 18.07.2003 № 14-П, в котором указано: нельзя ликвидировать юридическое лицо по формальному признаку неоднократности нарушений, должны быть проанализированы все обстоятельства дела. Также согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»[14]юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

Основанием для ликвидации юридического лица в принудительном порядке может стать также несоответствие закону его учредительных документов. Президиум ВАС РФ в п. 4 информационного письма от 13.01.2000 № 50 указал: «Тот факт, что акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью не привели свои учредительные документы в соответствие с законом, регулирующим порядок их создания и деятельности, может являться основанием для их ликвидации»[15].

Существуют и особые случаи ликвидации организации. К их числу можно отнести признание юридического лица несостоятельным (банкротом), за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций. Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в результате признания его банкротом (ст. 65 ГК РФ).

Федеральный закон от 08.08.2000. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает возможность исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в упрощенном порядке без обращения в суд. Открытым остается вопрос о том, какое место среди способов прекращения организации занимает исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ: можно ли его признать отдельным способом прекращения юридических лиц наряду с процедурами ликвидации и реорганизации, либо оно является особым упрощенным случаем ликвидации организации[16]. ВАС РФ также не выработал единой позиции по данному вопросу. В одних разъяснениях судом сделаны выводы о том, что по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано только действующее юридическое лицо (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84), процедура исключения недействующего лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией[17]. Между тем существует противоположное указание суда, допускающее административный порядок ликвидации недействующего юридического лица[18].

Полагаем, допустимо признать исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц в качестве одного из способов прекращения организации, который имеет много общего с ликвидацией юридического лица. Так же как и при ликвидации, последствиями исключения недействующей организации из ЕГРЮЛ являются прекращение юридического лица и отсутствие правопреемства. Основное отличие заключается в том, что ликвидация организации должна применяться в отношении действующих юридических лиц и представляет собой сложную, длительную процедуру. На стадии ликвидации организация остается действующим субъектом права, в отношении которого существуют особые ограничения, установленные законодательством, и определенный правовой режим управления им.

В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.; далее — Концепция) указано, что признание в судебном порядке государственной регистрации юридического лица недействительной должно стать самостоятельным основанием для ликвидации юридического лица. В этом случае на учредителей (участников) юридического лица должна быть возложена солидарная обязанность по его ликвидации. В случае неисполнения ими этой обязанности в установленные сроки ликвидацию может проводить назначенный судом ликвидатор (который может быть назначен из числа арбитражных управляющих), осуществляющий свою деятельность за счет сбора (штрафа), уплачиваемого в этом случае обязанными лицами. Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 09.06.2000 № 54 «О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной» признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной[19]. Если допустить возможность признания регистрации юридического лица недействительной, есть основания полагать, что субъект права не был создан и, следовательно, все действия такого несуществующего явления не могли породить каких-либо последствий. Иными словами, «в отсутствие субъекта не может возникнуть и существовать сделка. Организация, имеющая порок, делающий невозможным дальнейшее ее существование, естественно, не может иметь правоспособности»[20]. На наш взгляд, нельзя безоговорочно согласиться с указанным положением Концепции в силу того, что юридическое лицо как субъект права должно продолжить свое существование, даже если оно создано с какими-либо нарушениями, которые будут выявлены впоследствии.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что как действующее законодательство о ликвидации юридических лиц, так и практика его применения требуют постоянного изучения и анализа. Сегодня остро ощущается необходимость в осмыслении теоретических и практических проблем, возникающих при ликвидации организаций, и в поиске оптимальных вариантов их решения.

1 См., например: Гражданское право: учеб.: в 2 т. Т. 1 / под ред. Е.А. Суханова. — М., 2004; Гражданское право: учеб. Т. 1 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М., 1999. С. 141.

2 См.: Советское гражданское право. Часть первая / под общ. ред. В.Ф. Маслова, А.А. Пушкина. — К., 1977. С. 124.

3 См.: Чарковская Н.И., Красовская А.А. К вопросу об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра // Исполнительное право. 2008. № 1.

4 URL : http :// www . privlaw . ru

5 Справедливо с этой позиции заключение А.В. Габова о том, что « de facto ликвидация рассматривается как юридический состав, а прекращение — как следствие его реализации и как юридический факт, последний в этом составе» (см.: Габов А.В. Законодательство о ликвидации юридических лиц в свете проекта изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации // Вестн. гражданского права. 2011. № 4. С. 32—83).

6 См.: Большой юридический словарь / под ред. проф. А.Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. — М., 2007. С. 370.

7 См.: Постановление КС РФ от 18.07.2003 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона “Об акционерных обществах”, статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО “Медиа-Мост” и ЗАО “Московская Независимая Вещательная Корпорация”» // Вестн. КС РФ. 2003. № 5.

8 См., например: Большой юридический словарь. 3-е изд. С. 846; Пионтковский А.А. О понятии уголовной ответственности // Советское государство и право. 1967. № 12. С. 40; Малеин Н.С. Имущественная ответственность в хозяйственных отношениях. — М., 1968. С. 8; Шаргородский М.Д. Детерминизм и ответственность // Правоведение. 1968. № 1. С. 46.

9 Челышев М.Ю. Система межотраслевых связей гражданского права: цивилистическое исследование: дис. … д-ра юрид. наук. — Казань, 2009. С. 28.

10 См.: Нода Е.В. Ликвидация юридического лица по законодательству Российской Федерации: атореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005.

11 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. — М., 1997. С. 719.

12 См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // Вестн. ВАС РФ. 2000. № 3.

1 3 Вестн. ВАС РФ. 1996. № 9.

1 4 Там же. 2004. № 10.

15 См. также: Постановление Пленума ВС РФ № 4 и Пленума ВАС РФ № 2 от 05.02.1998 «О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона “Об акционерных обществах”» // Вестн. ВАС РФ. 1998. № 4.

16 В юридической литературе можно встретить точки зрения, согласно которым исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ представляет собой специальный случай ликвидации организации — упрощенный или внесудебный (административный) порядок. «Упрощенная процедура ликвидации юридического лица направлена на поддержание “чистоты” реестра, поскольку позволяет оперативно “очищать” его от юридических лиц, которые существуют de jure , но не de facto » (см.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1 / под ред. А.П. Сергеева. — М., 2010. См. также: Марков П.А. Ликвидация недействующих юридических лиц // Российская юстиция. 2006. № 9; Пантюшов О. Ликвидация организации и субсидиарная ответственность учредителей по налоговым долгам организации // Корпоративный юрист. 2006. № 5). Существует и противоположное мнение, в соответствии с которым процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ должна быть обозначена в ГК РФ как один из способов прекращения правоспособности юридического лица со ссылкой на соответствующий закон (см.: Чарковская Н.И., Красовская А.А. Указ. ст.).

17 См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» // Вестн. ВАС РФ. 2007. № 2.

18 См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”» // Вестн. ВАС РФ. 2006. № 4.

19 Вестн. ВАС РФ. 2000. № 7. См. также: постановления ФАС Поволжского округа от 15.01.2004 № А57-238/03-21, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2005 № А58-2343/03-Ф02-1323/05-С2.

20 См.: Практика применения Гражданского кодекса РФ части первой / под общ. ред. В.А. Белова. — М., 2009. С. 113.