Меню Закрыть

Курсовая защита прав и свобод человека и гражданина

Курсовая защита прав и свобод человека и гражданина

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года общим всенародным голосованием устанавливает границы и утверждает характер государственного регулирования во всех сферах общественного развития, устанавливает положения, регламентирующие взаимоотношения государства с обществом. Одной из самых ключевых позиций, которые определены Конституцией РФ, является то, что она придает высшую юридическую силу личным правам и свободам человека и гражданина, а также защищает честь и достоинство каждого человека и гражданина. Институт личных прав и свобод человека и гражданина является центральным в Конституции РФ и представляет собой особую ценность, так как выступает ключевым аспектом всех конституционных правоотношений, в которых принимает участие, как гражданин, так и государство. На сегодняшний день, говоря о личных правах человека невозможно не говорить и о свободах, которые являются составной частью данных прав и определяют пределы вмешательства государства в жизнь человека. Устанавливая границы реализации прав, государство тем самым устанавливает факт недопустимости абсолютной свободы, которая привести все общество к произволу. В этой связи границы, в пределах которых каждый человек свободно может реализовывать свои права, в развитом демократическом обществе и государстве устанавливается посредством существования законов. Конституция, закрепляя институт личных прав и свобод человека и гражданина, выполняет одну из самых важных функций – обеспечивает юридические, в том числе и судебные гарантии защиты данных прав и свобод, а государство определяя границы своего вмешательства в жизнь личности, устанавливает взаимную ответственность, что является одним из важнейших критериев его нормального существования и развития. Целью работы является изучение юридических механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько основных задач: 1) рассмотреть систему и гарантии личных прав и свобод граждан; 2) изучить содержание личных прав и свобод граждан; 3) проанализировать гарантии личных прав и свобод человека и гражданина; 4) охарактеризовать основные способы защиты личных права и свобод человека и гражданина. Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в следствии защиты прав и свобод граждан РФ. Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства, предоставляющие гарантии защиты личных прав и свобод граждан. Методологической основой исследования выступают: логические приемы и операции (анализ, синтез, дедукция, индукция); различные, в частности диалектический, системно-структурный, метод правового регулирования, сравнительно-правовой, функциональный, формально юридический. Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределила необходимость обращения к трудам ученых, исследовавших вопросы, связанные с механизмом защиты личных прав и свобод. Теоретическая основа данной работы опирается на труды таких ученых-правоведов, как О.О. Маленко, А.И. Киселева, А.О. Боднер, Г.А. Гаджиева, С.а. Авакьян, Н.Г. Беляевой и др. Реферат имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Личные права и свободы человека, выступают в качестве универсальной категории, которая обуславливает его правовой статус вне зависимости от его места положения или места проживания, а также социального статуса. Комплекс публично-политических прав и свобод представляют собой закрепленные на уровне законодательства, гарантированные возможности граждан активно оказывать воздействие на организацию и деятельность всего государства, а также иных субъектов политической системы. Это значит, что посредством реализации публично-политических прав, граждане могут принимать участие и в социальной жизни всего общества. Значимость данных прав человека и гражданина также бесценна, так как они в своей совокупности являются основным механизмом, двигающим страну по пути прогрессивного развития и дающими возможность полноценного существования всего общества. Механизм защиты этих прав и свобод представляет собой юридический механизм взаимодействия носителя прав и свобод с соответствующим государственным органом. Поскольку основной целью развитого государства на сегодня является отстаивание прав своих граждан, конституционно-правовой механизм защиты представляет собой целую систему государственной власти, функцией которой является не просто соблюдение, но и оборона права граждан согласно прописанной процедуре такой защиты, а также предоставление права каждому на такую защиту. Статьи Конституции РФ содержат целую систему гарантий основных прав и общих свобод как общечеловеческих, так и гражданских. Все это представляет собой систему норм, принципов, условий и требований, что в своей совокупности обеспечивают соблюдение прав, свобод и законных интересов участвующих лиц. Существует несколько основных способов защиты этих прав и свобод: кон¬ституционная; государственная; судебная; личная. На сегодняшний день, одним из наиболее распространенных средств защиты личных прав и свобод человека и гражданина в РФ, которые оказались нарушенными по тем или иным причинам, является судебная зашита. Судебные гарантии закрепляются в ряде статей Основного закона, что свидетельствует о довольно обширных возможностях граждан о получении защиты со стороны судебных органов по нарушенным правам и свободам. При этом, проблема, связанная с судебной защитой этих прав и свобод объясняется, прежде всего, недоверием самих граждан судебной защите РФ, а также чрезмерной перегруженностью судов, которая объясняется нехваткой кадров и в последствии приводит к тому, что заявления граждан о защите их нарушенных прав и свобод могут быть не приняты под разными предлогами. Не смотря на то, что за последние несколько лет в РФ были разработаны и приняты множество правовых актов, обладающих высшей юридической силой и дающих возможность усовершенствовать работу судебной системы по защите прав и свобод граждан, проблема, связанная с неэффективностью их работы продолжает оставаться неизменной. Данный аспект свидетельствует о необходимости разработки специальной программы государственного значения, связанной с обеспечением дополнительных гарантий прав и свобод граждан, которая смогла бы усовершенствовать ныне действующую систему защиты, повысить ее авторитет в глазах граждан РФ и тем самым снизить количество обращений граждан в межгосударственные органы.

. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 2. — Ст. 163. 2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. ? 2009. ? № 4. ? Ст. 445. 3. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — №25. — Ст. 2954. 4. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 28. – Ст. 1187. 5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1997. — N 1. — Ст. 1. 6. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — N 18. — Ст. 1589. 7. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1994. — N 13. — Ст. 1447. 8. Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. — 1993. — №32. – Ст. 1227. 9. Постановление Страсбурга 15 января 2009. Бурдов против России (жалоба № 33509/04) <электронный ресурс>. Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс». 10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2005. — N 4. 11. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1998 г. N 569-СФ «О парламентских слушаниях «О ходе реализации концептуальных положений судебной реформы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1999. — N 1. — Ст. 51. 12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1995. — N 3. 13. Приговор Асбестского городского суда РФ от 01.02.2014 №6-215 по делу №6-215/14 <электронный ресурс>. Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс». 14. Юнусов М.А. Реализация человеком и гражданином в Российской Федерации конституционных прав и свобод, как важнейшее условие законности: дис. . канд. юрид. наук.- Челябинск, 2013 – С. 110. 15. Гаджиев Г.А.Конституционный статус личности. — М: Норма, 2013. – С. 110. 16. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. пособие, М., 2013. – С. 215. 17. Право и мораль в истории законодательства // Право и политика. — 2014.- №12. – С. 49. 18. Беляева Н. Г. Право на неприкосновенность частной жизни и доступ к персональным данным // Правоведение. – 2013. – № 1. 19. Коровин А.Д. О проблеме судебной защиты прав и свобод граждан: Дис… к. ю.н. — Москва, 2014. — С. 73. 20. Маленко О.О. Конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ: автореф. дис. . докт. юрид. наук. Волгоград, 2014. – С. 14. 21. Боднер А. О понятии « Конституционная защита». — Ростов-на-Дону, 2014. – С. 167. 22. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ и проблема их реализации // Правовой Вестник. — 2014. — №15. — С. 18-22. 23. Формы и методы реализации личных прав и гарантии их обеспечения // Государство и политика. — 2013. — №13. — С. 46. 24. Киселев А.И. Теория и практика конституционного права. — Новосибирск, 2014. — С. 263.

Конспекты юриста

Механизмы защиты прав человека

План курсовой работы

1. Понятие механизма защиты прав человека.

2. Характеристика внутригосударственных механизмов защиты прав человека.

3. Характеристика международных механизмов защиты прав человека.

Список используемых источников.

Права человека, став одним из ключевых ориентиров социального развития, сыграли огромную роль в установлении демократических взаимоотношений государства и гражданина, формировании правового государства. Тем не менее, защита данной ценности пока не стала приоритетной задачей всех органов власти и граждан, именно поэтому важно уяснение принципов, способов и форм защиты прав человека и гражданина, их реализация на территории Российской Федерации.

Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина выступают как конституционно-правовая и международно-правовая обязанности современного государства. В демократических государствах создается правозащитная система, способствующая закреплению международных стандартов, соблюдению и защите от нарушений прав человека.

Важность, разносторонность, объемность, правового регулирования в сфере защиты прав человека обуславливает необходимость тщательного изучения всех элементов правозащитной системы.

Объектом исследования является деятельность государства.

Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации прав человека в международном и внутригосударственном праве.

Цель исследования состоит в раскрытии понятия и содержания норм права на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, как основы демократического строя и одной из гарантий реализации основных прав и свобод человека и гражданина в России.

Задачи исследования направлены на достижение поставленной цели: охарактеризовать социально-юридические механизмы обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, рассмотреть и проанализировать внутригосударственные способы и формы, а также международно-правовые механизмы защиты основных прав и свобод человека и гражданина, выявить некоторые проблемы реализации их права на защиту.

Теоретической и информационной базой исследования послужили публикации и статьи в периодической печати, интернет источники, научные труды отечественных авторов: И.В. Крылатова, Н.М. Добрынина, Т.В. Кашаниной и др.

Работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения и списка использованных источников и литературы (библиография).

Защита прав и свобод граждан как приоритетное направление деятельности Конституционного суда Р

Главная > Закон >Государство и право

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»

Защита прав и свобод граждан как приоритетное

конституционного суда РФ

Работа оценена на «______»

Содержание

КУРСОВАЯ РАБОТА 1

Глава 1. Основные понятия 6

1.1 Законодательный процесс 6

1.2 Законодательная инициатива как стадия законодательного процесса 8

Глава 2. Реализация законодательной инициативы субъектов РФ 10

1.1 Реализация законодательной инициативы на федеральном уровне 10

Ильина Н.В. Участие законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе. // Законодательство. М., 2003, №10. С. 71. 13

Ильина Н.В. Указ. Соч. С. 71-73. 16

Ильина Н.В. Указ. Соч. С. 73. 17

Ильина Н.В. Указ. Соч. С. 73-76. 21

1.2 Самостоятельное правотворчество субъектов. 28

1.3 Новгородская область как субъект правотворчества. 38

Лабутина В.Н. Процесс подготовки и правового закрепления нормативных правовых актов субъектов РФ. // Бюллетень министерства юстиции РФ. М.,2003, №7. С. 23. 41

Библиографический список 44

Нормативно-правовые акты 44

Литература и периодические издания 44

5. Ильина Н.В. Участие законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе. // Законодательство. М.: «Статут», 2003, №10. С. 70-77. 45

8. Лабутина В.Н. Процесс подготовки и правового закрепления нормативных правовых актов субъектов РФ. // Бюллетень министерства юстиции РФ. М.: «Спарк», 2003, №7. С. 17-30. 45

Как и в других федеративных государствах, в Российской Федерации чрезвычайно актуальным является вопрос об организации государственной власти не только на уровне Федерации, но и на уровне ее субъектов. Органы власти субъектов Российской Федерации играют важную роль в демократическом развитии государства. При этом их влияние не ограничивается уровнем самих субъектов, а достигает федерального уровня, поскольку из представителей законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации формируется Совет Федерации Федерального Собрания; законодательные органы входят в число субъектов права законодательной инициативы в Государственной Думе.

Помимо этого, деятельность органов государственной власти субъектов Федерации важна и с точки зрения их влияния на построение и развитие правового государства. Построение правового государства сопровождается формированием новой правовой системы; активное участие в этом процессе принимают органы власти субъектов Российской Федерации. Они реализуют как полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, так и собственную компетенцию. Таким образом, законодательные органы субъектов Российской Федерации ответственны за построение «нижнего этажа» правовой системы.

В России становление нового право­вого пространства после вступ­ления в силу Конституции 1993 г. осложняется особеннос­тями федеративного устройства, боль­шим количеством субъектов федерации, законодательные (представительные) органы государст­венной власти каждого из которых явля­ются субъектами права законодательной инициативы по проектам федеральных законов.

Проблема состоит в том, что место и роль органов государственной власти субъектов Российской Федерации в законотворческом процессе, а также механизм согласования законодательной деятельности с центром по-прежнему недостаточно регламентированы. Возможность более полного учёта интересов и мнений регионов в законодательной сфере по вопросам совместного ведения в настоящее время предусмотрена 184 законами. Но Федерального закона, который бы закреплял подготовку и процесс принятия законов, роль, функции, взаимодействие всех участников этого процесса, пока нет. Недостаточная урегулированность проблемы также является одним из факторов актуальности темы.

При написании данной курсовой работы использовались исследования таких авторов, как А. Павлушкина, Н.В. Ильиной, В.А. Лебедева, М.М. Курманова, Т.А. Золотухиной, В.Н. Лабутиной и других.

А. Павлушкин, Н.В. Ильина и В.А. Лебедев в своих работах рассматривают вопрос участия органов государственной власти субъектов федерации в федеральном законотворческом процессе, оценивают его эффективность, качество законопроектов, внесённых в Государственную Думу субъектами РФ в порядке законодательной инициативы, а также выделяют основные проблемы и предлагают пути их решения. Курманов М.М. анализирует проблемы самостоятельного правотворчества субъектов РФ, особое внимание уделяя проблеме разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами. Т.А. Золотухина исследует проблемы правотворчества субъектов РФ, связанные с несоответствием нормативных правовых актов субъектов с федеральным законодательством. А В.Н. Лабутина подробно описывает законотворческий процесс на уровне субъектов федерации.

Исходя из краткого обзора литературы, можно сделать вывод, что комплексно проблема работы еще не раскрыта и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.

Цель данной научной работы – обобщить и систематизировать исследования по вопросу реализации законодательной инициативы субъектов РФ. Для достижения цели решались следующие задачи:

Рассмотреть различные подходы к определению понятий «законодательный процесс» и «законодательная инициатива» с целью лучшего понимания исследуемой проблемы.

Описать на основе обобщения научных исследований как процесс реализации законодательной инициативы субъектов РФ на федеральном уровне, так и самостоятельное правотворчество субъектов федерации, а также проанализировать основные проблемы и определить оптимальные пути их решения.

Подробнее раскрыть процесс самостоятельного законотворчества субъектов РФ на примере Новгородской области.

Таким образом, объектом исследования является право законодательной инициативы, а предметом – понятие, процесс и проблемы реализации законодательной инициативы субъектов РФ (как на федеральном уровне, так и на уровне отдельного субъекта).

Для достижения поставленной в работе цели использовались следующие методы:

Сравнительный метод: сравнение различных подходов к определению основных понятий.

Анализ: изучение данных, содержащихся в исследованиях различных юристов по рассматриваемому вопросу, выделение самых значимых моментов; оценка процесса реализации законодательной инициативы субъектов с точки зрения его совершенства, выявление проблем и путей их решения.

Синтез: обобщение данных, полученных в результате анализа.

Статистический метод: приведение в работе статистики эффективности участия законо­дательных (представительных) органов государственной власти субъектов феде­рации в федеральном законодательном процессе.

Структура работы логично отражает последовательность поставленных во введении задач.

Глава 1. Основные понятия


1.1 Законодательный процесс

В юридической литературе встречаются различные подходы к определению понятия «законодательный процесс». Наиболее распространенным является представление о законодательном процессе как о процедуре принятия парламентом законопроекта к рассмотрению, его обсуждение, принятие и обнародование закона 1 .

Понятие «законодательный процесс» отграничивается от ряда близких по содержанию терминов, а именно: «законоподготовительная деятельность», «законопроектные работы» и «процесс законотворчества». Если законоподготовительная деятельность понимается как подготовка законопроектов, вносимых в последующем в парламент, то законопроектные работы представляют собой деятельность по подготовке проектов законов, которые надлежит принять парламенту государства и, дополнительно, процесс подготовки всего комплекса актов, в том числе и законов по соответствующим сферам, включая акты главы государства, правительства, министерств и ведомств 2 .

Понятие «законодательный процесс» отождествляют по содержанию с понятием «законотворчество», но отграничивают от термина «процесс законотворчества», представляющий собой познавательный процесс со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования.

Не менее противоречивым является вопрос о соотношении понятий «законодательный процесс» и «законодательная деятельность». Как правило, эти понятия, рассматриваются в качестве синонимов. К примеру, законодательная деятельность парламента в юридической литературе 80-90х гг. часто раскрывается через стадии законодательного процесса и, наоборот, законодательный процесс определяется через совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность парламента 1 .

Законодательный процесс состоит из относительно законченных этапов, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу 2 .

Существуют разнообразные мнения относительно количества стадий законотворчества. Так, одни авторы выделяют лишь две стадии законодательного процесса – подготовку законопроекта и официальное возведение воли народа в закон; вторые авторы различают три стадии – подготовку законопроекта (предварительная стадия), обсуждение и принятие закона (основная стадия) и стадия введения закона в действие (решающая стадия); третьи авторы (их большинство) говорят о четырех стадиях законодательного процесса – внесение законопроекта, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование; четвертые авторы полагают, что в законодательной деятельности необходимо выделить пять стадий – начальный или предзаконопроектный (от появления идеи, предложения о необходимости разработки нового закона до поступления этого предложения на рассмотрение соответствующих государственных и общественных органов и подготовки законопроекта); подготовку законопроекта, официальное внесение подготовленного проекта в законодательный орган, рассмотрение проекта в законодательном органе, его комитетах и комиссиях, принятие закона, введение его в действие; пятые авторы доводят количество стадий законотворчества до шести, включая в него прогнозирование и планирование, внесение предложений о разработке законопроекта, разработку концепции и подготовку законопроекта, специальное и общественное обсуждение законопроекта, рассмотрение и принятие закона, опубликование закона и вступление в силу.

Как видно, стадия законодательной инициативы является общепризнанной в законодательном процессе независимо от своего наименования 1 .

Понятие прав и свобод человека и гражданина (2)

Главная > Реферат >Государство и право

Понятие прав и свобод человека и гражданина…………………………….5

II. Классификация основных прав, свобод и обязанностей по Конституции Российской Федерации……………………………………………………………. 9

— Личные (гражданские) основные права и свободы…………………………….10

— Политические права и свободы человека и гражданина……………………….14

— Экономические, социальные и культурные права и свобод…………………. 17

III. Основные обязанности граждан……………………………………………. 22

IV. Проблемы реализации личных прав и свобод……………………………….25

Список использованных нормативно-правовых источников, учебной и научной литературы………………………………………………………………..30

Данную тему для этой курсовой работы я выбрала руководствуясь проблемой прав и свобод граждан. В настоящее время в Российской Федерации происходит активный процесс преобразования устоявшейся политической системы власти и закреплённых в нормах Конституции РФ института прав и свобод человека.

В условиях демократического, правового и социального государства этот институт является фундаментом для существующих отношений в государстве для каждого из его членов.

Конституция РФ зафиксировала в своих статьях наиболее важные и социально значимые принципы и начала, дающие основу для других отраслей права и институтов. Для человека они являются наиболее важными условиями обеспечения его естественных прав, социальных и экономических прав, а также условий обеспечения его достоинства и чести в условиях современного мира.

Актуальность выбранной темы определяется первостепенным значением конституционных прав и свобод человека и гражданина для существующего общественного и политического строя.

Хочется отметить, что раздел о правах человека и гражданина не всегда занимал значимое место в предыдущих Конституциях нашей страны – появился он лишь в Конституции СССР 1936 года, да и то, в числе последних глав (гл.10 ст. ст. 118 – 133).

В Конституции 1977 года раздел, касающийся прав человека был поставлен уже на второе место (часть 2 Государство и личность). В этой конституции был расширен перечень прав и свобод советских граждан, в частности, появились права на жилище и охрану здоровья.

В 1991 году начался новый период в правовой системе Российской Федерации, ознаменованный признанием гарантированных прав человека и гражданина.

В 1991 году была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, полностью соответствующая международным актам, принятым демократическим мировым сообществом.

При выборе данной темы для курсовой работы моим пожеланием было, чтобы развитие России было быстрым и прогрессирующим, а уровень правовой культуры был настолько высок, что все решения принимаемые компетентными органами были основаны на законе и гуманном отношении к людям.

Далее я постараюсь проанализировать сущность и содержание прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также проблемы их практической реализации. Их понятия, признаки и классификацию.

Понятие прав и свобод человека и гражданина

Возникновение понятия «права человека», т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права.

Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776г.), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791г.). Не маловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закреплённые в этом правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развёрнутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединённых Наций.

Конституция Российской Федерации 1993 года рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространён в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод. 1

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности».

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют.

Как правило, человек может считаться гражданином, если он принадлежит на правовой основе к определённому государству, который имеет определённую правоспособность, наделён правами, свободами и обременён обязанностями 2 . Например, в Российской Федерации вопросы о принадлежности к гражданству регулируются Законом Российской Федерации «О гражданстве» от 31.05.2002 N 62-ФЗ.

Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.). Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под «личностью» подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

Классификация основных прав, свобод и обязанностей по Конституции Российской Федерации.

В Российской Федерации, как и в других государствах сходного государственного устройства, основные права и свободы человека и гражданина — основная сущностная системообразующая всей системы демократического и правового государства.

Существуют три причины закрепления прав и свобод человека и гражданина;

1) Значимость данного права и данной свободы для человека и общества. Для каждого человека они являются условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого человек состоит. Для государства, для общества значимость конституционно закреплённых прав и свобод выражается в том, что именно реализация этих прав и свобод означает претворение в жизнь сущностных свойств государства, как демократического так и правового;

2) Необходимость закрепления в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, которые в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России;

3) Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и данной свободы.

Ст.17 Конституции устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются в конституции.

Ст.19 конституции раскрывает норму о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина можно классифицировать на:

— Личные (гражданские) основные права и свободы

— Политические права и свободы человека и гражданина

— Экономические, социальные и культурные права и свободы

Министерство образования и науки российской федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОЛОМЕНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Кафедра теории и истории государства и права

Курсовая работа

«Конституционное право Российской Федерации»

Конституционная защита прав и свобод личности

студент 2 курса группы Ю-23

к.ю.н. доцент Шестакова Т.С.

КОЛОМНА 2011

Содержание

1.Понятие личности. Правовой статус личности……………………….

2. Права и свободы личности по Конституции Российской Федерации…

2.1. Личные (гражданские) права и свободы………………………….

2.2. Политические права и свободы……………………………………

2.3. Социально-экономические и культурные права и свободы……..

3. Конституционная защита прав и свобод личности…………………….

3.2. Административные действия органов исполнительной власти…

3.3. Институт Уполномоченного по правам человека………………..

3.4. Международно-правовой механизм защиты……………………..

Список использованных источников и литературы .

В настоящее время в Российской Федерации происходит активный процесс преобразования устоявшейся политической системы власти и закрепленных в нормах Конституции РФ института прав и свобод человека.

В условиях демократического, правового и социального государства этот институт является фундаментом для существующих отношений в государстве для каждого из его членов. Конституция РФ зафиксировала в своих статьях наиболее важные и социально значимые принципы и начала, дающие основу для других отраслей права и институтов. Для человека они являются наиболее важными условиями обеспечения его естественных прав, социальных и экономических прав, а также условий обеспечения его достоинства и чести в условиях современного мира.

Актуальность выбранной темы определяется первостепенным значением конституционных прав и свобод человека и гражданина для существующего общественного и политического строя. Одновременно со становлением правового государства и независимого правосудия в нашей стране постепенно растет уровень осведомленности граждан о своих правах и о том, с какими требованиями они могут выступать. Граждане и организации начинают прибегать к еще сравнительно новым для них возможностям защиты права, в том числе выдвигая возражения относительно неправовых законов в ходе рассмотрения конкретных судебных дел, обжалуя акты законодательства в самостоятельной судебной процедуре.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных (конституционных) прав и свобод личности, а также механизм их защиты по Конституции РФ.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:

— рассмотреть понятие личности, что входит в состав понятия правовой статус личности и как это находит свое отражение в Конституции РФ и нормах международного права;

— дать краткую характеристику прав и свобод личности по Конституции РФ ;

— проанализировать как эти права и свободы гарантируются и какие существуют средства их реализации и защиты.

В работе использовались нормативные правовые акты Российской Федерации, юридическая литература, а также материалы периодических изданий (в частности Российской газеты) и публикаций в Интернете.