Меню Закрыть

Конституционное право как отрасль право представляет собой совокупность

Оглавление:

Конституционное право как отрасль право представляет собой совокупность

Конспект лекции: Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

  • 1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;
  • 2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:
  • 3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;
  • 4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Наука конституционного права, её понятие и предмет

Наука конституционного права: понятие и предмет исследования

Термин «конституционное право» употребляется в трех основных значениях: как наука, отрасль права и учебная дисциплина. Все они взаимосвязаны и могут существовать, развиваться, находясь в единстве. В этом единстве объединительную функцию выполняет наука. Так, отрасль права является одной из сторон объекта и предмета ее изучения, а учебная дисциплина — совокупностью определенных сведений из области науки.

Наука конституционного права есть совокупность, система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношениях. Это наиболее общее понятие науки конституционного права и оно при замене некоторых терминов приемлемо для определения любой другой юридической науки. Сказанное обусловлено тем, что наука конституционного права лишь часть учения о праве, она справедливо рассматривается как одна из отраслей правоведения (науки о праве) и на нее распространяются все признаки, характеризующие правоведение в целом.

Вместе с тем наука конституционного права является неотъемлемой частью государствоведения (науки о государстве). Однако предмет государствоведения применительно к государственной организации общества значительно шире, нежели у науки конституционного права. Государствоведение изучает государство в целом, его возникновение, типы, закономерности развития, а наука конституционного права — с позиций правового регулирования тех или иных государственных институтов. Государство всегда выступает одной из сторон конституционно-правовых отношений.

Роль любой науки о праве в жизни общества и ее место среди других юридических наук определяется предметом исследования, т. е. кругом изучаемых проблем, влиянием последних на общественную жизнь. Предмет науки конституционного права составляет то, на что направлено исследование в процессе изучения действительности. Этот предмет условно можно подразделить:

  • на нормы конституционного права, составляющие в совокупности отрасль права;
  • регулируемые этими нормами общественные отношения.

Наука конституционного права изучает:

  • все конституционно-правовые институты в их историческом развитии, в динамике, т. е. не только действующие конституционно-правовые нормы, но и те, которые имели место на предшествующих этапах развития государства, а также то, насколько прошлый опыт может быть использован в настоящее время и в будущем;
  • не только отдельные нормы, но и их объединения, в том числе закономерности развития отрасли конституционного права, ее характерные черты и особенности конституционно-правовых отношений;
  • властеотношения — отношения, связанные с осуществлением государственной власти; территориальные пределы осуществления государственной власти, распределение власти между отдельными территориями, субъектами Федерации, отношения человека и государства;
  • конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений, различных социальных общностей;
  • вопросы, связанные с высшими интересами человека, общества и государства.

Наука конституционного права занимает особое место среди других юридических наук, изучая наряду с философией права, теорией государства и права общество как целостную систему.

В связи с этим многие категории, понятия, выводы, теоретические обобщения в науке конституционного права являются основополагающими для других отраслей правовых знаний. Например, разработанные ею теоретические положения, принципы, категории имеют определяющее значение для административного, муниципального и других отраслей права. В этом и заключается ведущая роль конституционного права в национальных системах права всех современных государств.

Наука конституционного права тесно связана с рядом других гуманитарных наук, например с политологией. Они взаимодействуют при исследовании таких вопросов, как организация публичной власти, осуществление народом своего суверенитета, участие граждан в управлении делами государства и общества. Подобное сотрудничество способствует разработке оптимальных способов правового регулирования общественных отношений.

Ведущее положение науки конституционного права среди других правовых наук предопределяет и ее задачи. Это: обеспечение конституционно-правовыми средствами реального самоуправления народа, свободы личности, эффективного функционирования государственной власти; теоретическая разработка проблем федеративных отношений, а также вопросов, вытекающих из демократических процессов; определение основных тенденций развития отрасли конституционного права; прогнозирование тех или иных явлений в жизни государства и общества; установление последствий, которые могут быть вызваны введением или упразднением конституционных норм или отсутствием таковых.

Учитывая изложенное, можно предложить следующее определение науки конституционного права.

Структура системы науки конституционного права

Наука конституционного права — это система взглядов, идей, представлений, юридических знаний, выраженных через научные понятия и категории, о конституционно-правовых нормах и регулируемых ими общественных отношениях, охватывающих основы организации государства и общества, положение в нем личности, организацию и формы осуществления публичной власти в политической системе.

В науке конституционного права, как и в правоведении в целом, происходят процессы дифференциации знаний, в результате чего вся их совокупность обособляется в отдельные блоки. В своем единстве, взаимодействии они образуют единую систему науки конституционного права.

Под системой науки обычно понимается структура расположения накопленных знаний в их логической последовательности. При рассмотрении этой системы наиболее часто применяются два подхода, опирающиеся на систему отрасли конституционного права, на структуру Конституции. Один из них предполагает следующую структуру системы науки конституционного права:

  • общетеоретические вопросы науки и отрасли конституционного права;
  • учение о Конституции;
  • основы конституционного строя (конституционные основы устройства общества и государства);
  • конституционный статус индивидов, их объединений;
  • территориальная организация государственной (публичной) власти;
  • конституционные основы системы государственных органов, их организации и деятельности.

Несколько иной подход предлагает Н. А. Богданова. Она в систему науки включает:

  • конституционное право как юридическую науку;
  • конституционное право как отрасль права;
  • конституционные основы устройства общества и государства;
  • конституционные основы правового положения личности;
  • конституционные основы территориальной организации государственной власти;
  • конституционные основы системы государственных органов и их конституционно-правовое положение.

В этих двух подходах нет существенных различий, за исключением того, что во втором из них наука и отрасль включены в систему науки в качестве отдельных разделов и исключен как самостоятельный раздел «Учение о Конституции».

Имеются и иные схемы системы науки конституционного права.

Остановимся подробнее на первом варианте системы науки конституционного права, поскольку именно он, как правило, лежит в основе учебных программ и учебной литературы.

Общетеоретические вопросы науки и отрасли конституционного права

Наука конституционного нрава, относящаяся к числу отраслевых, изучает элементы отрасли конституционного права. Этим ее задачи не ограничиваются, ибо она наряду с познанием составных частей исследует то общее, что присуще отрасли конституционного права в целом, т. е. характер и особенности ее предмета, специфику теории, особенности регулируемых конституционно-правовых отношений.

В рамках данного раздела изучаются предмет, задачи, методология, источники науки конституционного права, взаимосвязь с другими науками, понятие, предмет, источники конституционного права как отрасли, конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения, система отрасли, методы регулирования общественных отношений, тенденции развития отрасли, ее значение в подготовке юристов.

Учение о Конституции

В науке конституционного права Конституция выполняет двоякую функцию. С одной стороны, она носитель конституционно-правовых идей, с другой — форма выражения норм отрасли конституционного права.

Конституция является основным источником конституционного права как отрасли. Поэтому целый раздел системы науки конституционного права посвящен этому феномену. В этом разделе изучаются сущность, особенности и юридические свойства Конституции, ее виды, форма, этапы конституционного развития; взаимосвязи конституций различных видов внутри Российской Федерации; формы и механизм реализации конституционных норм, охрана и защита Конституции.

Основы конституционного строя

Это новый раздел в науке конституционного права. Его появление обусловлено введением одноименного института в Конституцию РФ 1993 г.

Наука конституционного права призвана сформулировать понятие основ конституционного строя, дать соотношение конституционного строя с государственным и общественным строем, выяснить, какие принципы в своей совокупности могут составлять эти основы, объективно ли введены в Конституцию правовые нормы, составляющие этот институт.

В этом разделе рассматриваются характеристики государства, форм правления, формы осуществления власти народом, суверенитета народа и суверенитета Российской Федерации.

Важное значение имеет исследование конституционных основ общественного устройства. При этом главными проблемами, вытекающими из факта становления в России гражданского общества, являются понятие гражданского общества, его структура, место в нем политической системы, особенности конституционного регулирования отдельных видов общественных отношений, его пределы, втом числе экономических, политических, социальных отношений, а также система общественных структур, функционирующих в обществе.

Конституционный статус индивидов, их объединений

Раздел посвящен анализу взаимоотношений государства и граждан, их объединений, учению о правах, свободах и характеристике их отдельных видов. Это целый комплекс проблем, вытекающих из положения человека и гражданина в государстве и обществе, из конституционного закрепления прав, свобод, обязанностей граждан, их гарантий, юридической природы данных прав и свобод. Сюда же примыкают такие проблемы, как демократия и личность, права человека и общие принципы демократии, их соотношение.

Территориальная организация государственной (публичной) власти

В этом разделе изучаются вопросы, связанные с территориальной организацией государственной власти, распределением этой власти по вертикали в соответствии с теми или иными формами государственного устройства. Проблемными для исследования являются общетеоретические вопросы государственного устройства, проблемы федерализма, унитаризма и автономии, особенности устройства Российской Федерации, виды и характер ее субъектов, суверенитет Российской Федерации, оптимизация федеративных связей, административно- территориальное деление субъектов Федерации.

Конституционные основы системы государственных органов, их организации и деятельности

В этом разделе объединяются исследования по многочисленным вопросам организации и осуществления государственной власти. Объектами таких исследований являются система и виды государственных органов, конституционно-правовые статусы конкретных государственных органов, принципы построения этой системы, статус и формы деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, конституционные основы организации местного самоуправления. Особенность этого раздела выражается в наличии таких подотраслей, как избирательное, парламентское, конституционно-судебное право.

В заключение отметим, что с развитием государства и общества возникают новые подходы к изучению предмета науки конституционного права и ее системы, появляются новые теории и концепции.

Конституционное право

Конституционное (государственное) право – 1) отрасль права – совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством; 2) одна из правовых наук – система знаний и представлений об отрасли конституционного права и практика ее осуществления; 3) учебная дисциплина – систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного прав и основ конституционно-правового законодательства в учебных целях.

Вопрос о наименовании отрасли до сих пор остается дискуссионным. В досоветский и советский периоды традиционно использовали название «государственное право». Однако с середины 1960-х годов была развернута широкая дискуссия о названии отрасли права: две группы ученых отстаивали свои позиции, как должна наименоваться отрасль права – соответственно «государственным» (А.И. Ким, С.С. Кравчук, А.И. Лепешкин, А.Х. Махненко, В.С. Основин, Я.Н. Уманский, Б.В. Щетинин) или «конституционным» (В.Ф. Коток, В.А. Рянжин, И.Е. Фарбер) правом. Так, в монографии О.Е. Кутафина «Предмет конституционного права» подробно разбираются не только современные подходы, но и дискуссии предшествующих поколений государствоведов.

Главные аргументы сторонников «государственного права» сводились к следующему: государство признается ключевой фигурой между обществом, государством и личностью. Государственное право как раз и есть та отрасль права, которая закрепляет устройство государства и государственно организованного общества, правовое положение личности в этом государстве (значит, и в обществе), механизмы реализации государственной власти.

Сторонники «конституционного права» отстаивали свою позицию, подчеркивая, что взаимоотношения между обществом, государством и личностью строятся в рамках конституции. Личность существует не только в государстве, но и в обществе. Конституция и является основой объединения государственно-властных и общественно-политических начал в управлении обществом и обеспечении прав и свобод личности.

На сегодня конституционное право является устойчивым наименованием. Между учеными достигнут компромисс, который выражается в том, что отрасль часто именуют конституционным (государственным) правом.

Содержание

↑Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: предмет, метод, система

Конституционное право – ведущая отрасль, ядро системы права Российской Федерации. В отличие от других отраслей права, которые воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, конституционное право закрепляет и регулирует отношения, складывающие во многих сферах жизнедеятельности общества.

При этом конституционное право устанавливает основы, принципиальные начала устройства государства и общества, места личности в государстве, которые получают развитие в других отраслях права. Положения всех отраслей права опираются на принципы и нормы конституционного права и не могут противоречить им.

В общей системе права каждая отрасль права отличается от других предметом и методом правового регулирования.

Предметом конституционного права являются наиболее фундаментальные и базовые для государства и общества общественные отношения. Отношения, составляющие предмет конституционного права, называют конституционно-правовыми отношениями. Допустимо и использование понятия «конституционные правоотношения». Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, можно назвать политическими отношениями, поскольку они так или иначе связаны с публичной властью – государственной или местным самоуправлением. Так, одним из первых признал политические отношения предметом государственного права И.Е. Фарбер.

Предметом конституционного права России как отрасли отечественного права являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного (общественного) строя российского государства, сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Метод конституционного права – это специфичная совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения.

Спецификой конституционно-правового регулирования является сочетание методов общего нормирования (общих установлений) для одних и подробного регулирования для других политических общественных отношений. Для конституционного права характерен прием общего регулирования, т.е. закрепление основ, базовых принципов устройства, деятельности и взаимоотношений субъектов конституционно-правовых отношений. Прием конкретного или детального регулирования характерен прежде всего при установлении компетенции и процедурных правил организации деятельности таких субъектов.

В конституционном праве основные методы правового воздействия (предписание, запрет, дозволение) используются в полном объеме и дополняют друг друга. Однако среди способов правового воздействия доминирует императивный метод, диспозитивные нормы используются значительно реже. Кроме того, отличительной особенностью конституционного права является широкое использование норм-принципов, норм-определений, и норм-целей.

Система конституционного права как отрасли права представляет собой совокупность структурных элементов и существующие связи между ними. Система конституционного права состоит из конституционно-правовых норм, конституционно-правовых институтов и подотраслей.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством, обеспеченные его принудительной силой и регулирующие общественные отношения, относящие к предмету конституционного права.

Конституционно-правовые нормы, регулирующие близкие по содержанию общественные отношения в рамках предмета конституционного права, в их совокупности составляют конституционно-правовые институты, которые логически связаны между собой. К основным конституционно-правовым институтам относят: основы конституционного строя, гражданство, основы правового статуса личности, федеративное устройство и мн. др.

Некоторые институты развиваются и со временем выделяются в подотрасли конституционного права — более сложные нормативные соединения, регулирующие крупную однородную часть общественных отношений (например, избирательное права, парламентское право.

Конституционное право формализуется в его источниках. Источниками российского конституционного права как отрасли права являются нормативные юридические акты, регулирующие (закрепляющие) политические отношения и содержащие нормы конституционного права. Акт может быть источником полностью (например, конституция, законы о гражданстве, о референдуме, о выборах); комплексно регулировать общественные отношения (его нормы можно отнести к нескольким отраслям права); в целом являться источником другой отрасли права, но ряд его норм могут относиться одновременно и к конституционному праву.

Главным источником конституционного права России является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. путем референдума (всенародного голосования).

↑Наука конституционного права

Конституционное право как наука – это совокупность знаний о действующем конституционном праве как отрасли права, о составляющих его нормативных актах, о закономерностях воздействия конституционно-правовых норм на общественные отношения, формирования предмета конституционно-правового регулирования с учетом как совокупности имеющихся норм, так и воззрений, концепций, существующих в обществе и обращенных к конституционно-правовым явлениям.

Наука конституционного права имеет свою систему, которая по своей логике соответствует системе конституционного права как отрасли. Другим критерием систематизации науки конституционного права может служить уровень обобщения материала об изучаемых объектах. По этому критерию выделяют общее и особенное конституционное право (общая теория конституционного права и конституционное право национального государства).

Между конституционным правом как наукой и как отраслью существует тесная связь; в то же время у них и свое назначение. Конституционное право как отрасль регулирует (закрепляет) общественные отношения. Конституционное право как наука изучает соответствующие нормы, отражаемые в них и связанные с ними закономерности. Следовательно, отрасль является предметом (объектом) исследования для науки. Однако задачи науки гораздо шире.

Так, С.А. Авакьян выделяет следующие задачи науки конституционного права:

1) изучение действующего конституционного права как совокупности нормативных актов, регулирующих политические общественные отношения и содержащих конституционно-правовые нормы;

2) развитие научной теории конституционного права;

3) изучение реальной практики государственного строительства, выявление потребностей в конституционно-правовом регулировании, выработка рекомендаций о его направлениях, подготовка проектов нормативных актов, анализ эффективности действующих норм и внесение предложений по ее обеспечению;

4) изучение истории возникновения и развития конституционно-правовых институтов и норм в нашей стране и за рубежом;

5) формирование конституционно-правового мировоззрения;

6) формулирование понятия и создание научно обоснованного курса российского конституционного права как одной из учебных юридических дисциплин.

В науке конституционного права комплексно используются следующие основные методы: формально-юридический, исторический, сравнительный, социологический, политико-правовой.

↑Конституционное право как учебная дисциплина

Конституционное право как учебная дисциплина представляет собой краткое, сжатое и систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного прав и основ конституционно-правового законодательства в учебных целях в соответствии с установленными государственными стандартами. Другими словами учебный курс конституционного права – искусственный сплав основ отрасли права и науки конституционного права Российской Федерации.

Изучение учебного курса строится по определенной системе. В рамках данного курса изучаются следующие разделы:

1) теория конституционного права России (понятие, предмет и метод, нормы и правоотношения, источники, наука);

2) учение о конституции;

3) основы конституционно-правового строя России;

4) конституционно-правовой статус личности;

5) государственное устройство;

7) организация и деятельность органов государственной власти;

Учебный курс конституционного права способствует формированию базовых представлений о ключевых положениях науки и отрасли права, а также правосознания современного юриста.

↑Рекомендуемая литература

Лепешкин А.И. О так называемом «конституционном праве» и предмете советского строительства // Актуальные теоретические проблемы развития государственного права и советского строительства. М., 1976;

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Конституционное право как отрасль российского права. Предмет и метод конституционного права

Главная > Доклад >Государство и право

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

по учебной дисциплине

«Конституционное право Российской Федерации»

на тему: «Конституционное право как отрасль российского права. Предмет и метод конституционного права»

Студент ΙΙ курса

Калугин Анатолий Павлович

(дата, подпись) Старший преподаватель

Принял:_________2010 г. Гладких Николай Михайлович

ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА…. 4 § 1.1 Предмет Конституционного права….……………………………………..4

§ 1.2 Метод конституционного права….………………………………………. 5

§ 1.3 Конституционно-правовые отношения….………………………………. 7

§ 1.4 Виды Конституционно-правовых отношений…….……………………. 7

§ 1.5 Источники Конституционного права….…………………………………..8

Список использованных источников….…………………………………….10

Конституционное право является составной частью российской системы права. Как любая отрасль права, конституционное право представляет совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством. В общей системе права каждая отрасль отличается от других предметом и методом правового регулирования. Наиболее важным критерием разграничения является предмет правового регулирования.

Конституционное право имеет свой предмет правового регулирования. В центре отношений, на которые воздействуют нормы конституционного права, всегда стоят отношения, связанные с политической, государственной властью, свободой человека в обществе и государстве. Поэтому эти отношения являются наиболее значимыми и для общества, и для государства, и для конкретного человека. В зависимости от уровня развития общества и существующих политико-правовых ценностей содержание предмета конституционного регулирования постоянно уточняется.

Конституция Российской Федерации (России) учредила новую модель государства и общества, основанную на современных принципах демократического государства, гражданского общества, свободы личности и рыночной экономики.

Отношения, касающиеся предмета конституционного права, постоянно находятся в динамике. Все больший объем экономических и социальных отношений требуют конституционно-правового регулирования. В частности государство не может оставаться нейтральным при решении задач своего сохранения своего экономического суверенитета, воздействия на рыночную экономику с целью обеспечения достойного уровня жизни своих граждан.

ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

Предмет Конституционного права

Конституционное право — одна из отраслей системы права РФ, представляет собой совокупность правовых норм регулирующих качественно однородные общественные отношения.

Предметом Конституционного права РФ является совокупность общественных отношений регулируемых нормами Конституционного права.

По сравнению с другими отраслями российского права эти отношения занимают особое место в обществе российского государства.

Особенности общественных отношений регулируемых Конституционным правом:

Они складываются во всех сферах жизни общества (политической, экономической, социальной и духовной);

Они наиболее значимы и носят фундаментальный характер;

Они выступают системообразующими обеспечивающими единство и целостность общества;

С учётом перечисленных особенностей Конституционное право приобретает ведущий характер в системе права;

Предмет Конституционного права охватывает следующие основные общественные отношения:

Составляет основу конституционного строя;

Образующие основы правового положения человека и гражданина;

Вытекающего из федерального устройства;

Связанное с организацией и осуществлением государственной власти;

Возникающие в ходе осуществления судебной власти;

Составляет основу местного самоуправления;

Для уяснения понятия Конституционного права необходимо определить юридический режим отрасли, которой включает в себя:

3)Характер главного источника;

Метод конституционного права

Метод Конституционного права это совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на регулирование Конституционным правом общественного отношения и их участников.

Методы Конституционно — правового регулирования в зависимости от характера правового содержания подразделяется:

В общей теории под нормой права понимается исходящее от государства и охраняемое им общественное формально определенное правило поведения, предоставляющее участникам отношений юридические права и возлагающие на них обязанности.

Конституционно — правовые нормы имеют специальную структуру. Классическая структура правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. Нередко Конституционно правовые нормы имеют только диспозицию, иногда гипотезу и диспозицию, очень редко санкцию. Таким образом, Конституционное право это установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в конституции и принятых не ее основе законодательных актов и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Конституционно — правовые нормы имеют следующую классификацию:

1) По объекту правового регулирования или содержанию:

а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;

б) закрепляющие статус человека и гражданина;

в) федеративное устройство;

г) закрепляющие систему и организацию деятельности органов государственной власти;

2) По юридической силе:

а) нормы, содержащиеся в конституции которые обладают высшей юридической силой;

1) Конституция РФ;

4) указ президента;

5) постановление правительства;

6) постановление министерства;

7) законодательные акты представителей субъектов;

8) решение органа местного самоуправления;

3) по характеру содержания правовых предписаний:

4) по территории действия:

а) федеральные конституционно-правовые нормы;

б) правовые нормы субъектов РФ;

5) По степени правовой определенности содержащихся в правовых предписаниях:

а) императивные — не допускают свободное действие субъектов в применении установленных данными нормами поведения;

б) диспозитивная — предусматривает выбор субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий;

6) По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

7) По кругу, лиц которому, адресовано правовое предписание:

а) общие — неопределенный круг лиц;

б) специальные — определенный круг лиц;

Конституционно — правовые отношения это такие отношения, которые возникают на основе норм права общественные отношения, в котором стороны связаны между собой конкретными правами и обязательно гарантированы государством. Строение Конституционно-правовых отношений:

содержание (права и обязанности);

Виды Конституционно-правовых отношений

Конституционно — правовые отношения классифицируются

по различным видам:

1) по целевому назначению подразделяются на правоподразделительные и правоохранительные;

2) по степени конкретной степени соответствия;

3) по характеру обязательств на активные и пассивные;

4) по времени действия на срочные и бессрочные;

Источники Конституционного права

Источниками Конституционного права являются:

Конституция РФ, конституции республик, уставы;

постановление государственной думы и совета федерации;

договоры и соглашения;

регламенты палат федерального собрания РФ;

указы и распоряжения президента РФ;

постановление правительства РФ;

правовые акты Федеральных министерств и ведомств;

10) судебное решение (постановление конституционного суда);

11) правовые акты СССР и РСФСР;

12) законы субъектов, постановление и распоряжение президента и глав субъектов;

13) акты органов местного самоуправления;.

На сегодняшний день конституционное право является устойчивым наименованием. Спорность оценки наименования данной отрасли следует отнести к научным поискам уточнения содержания предмета конституционного права. Конституционное законодательство отражает более узкую категорию-совокупность только законодательных актов Российской Федерации и субъектов Федерации, регулирующих конституционно-правовые отношения. Такое выделение необходимо для того, чтобы лучше оценить, представить для толкования и применения сложную двухуровневую систему конституционного законодательства. Эта система составляет основу всей отрасли конституционного права, но при этом она имеет свою логику и характерные черты развития.

Конституция России обладает высшей юридической силой. Федеральные законы не должны противоречить Конституции России, федеральным конституционным законам.

Список использованных источников

Законы и иные нормативные акты

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 03.12.2003) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 13. Ст. 12131

Конституционное право России: учебник / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. – М.: Эксмо, 2010. – 560 с.

Конституционное право России: учебник / М.В. Баглай. 4-е изд.,М., 2004,с. 365.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

знать понятие, предмет, метод конституционного права как отрасли права и юридической науки; особенности и основные этапы развития конституционного права как отрасли российского права;

уметь разграничивать конституционное право как отрасль права, науку и учебную дисциплину; определять место конституционного права Российской Федерации в системе отраслей российского права; различать позиции ученых в отношении предмета конституционного права как отрасли российского права;

владеть исследовательскими методами анализа теоретических и исторических основ конституционного права Российской Федерации.

Конституционное право как отрасль права: понятие и особенности

Понятие, предмет, метод конституционного права

Понятие конституционного права

Термин «конституционное право» происходит от названия особого политико-правового документа – конституции (от лат. constitutio – устройство, установление). Конституция – это наиболее важный и значимый правовой акт в национальном праве, та основа правовой системы, которая предопределяет формирование и развитие государства, права и гражданского общества.

Понятие конституционного права используется в трех взаимосвязанных значениях.

В основном значении конституционное право – это одна из многочисленных отраслей права, занимающая в демократических странах ведущее место в национальной правовой системе. В этом значении конституционное право представляет систематизированную совокупность правовых норм, регулирующих публичные отношения, определяющие общественный и государственный строй, положение личности в общественной и государственной жизни, а также принципы взаимоотношений личности и государства.

Нормы конституционного права содержатся, прежде всего, в конституции, а также в других важнейших государствообразующих нормативных правовых актах.

Наличие конституционного права как отрасли обусловливает существование соответствующей науки конституционного права и одноименной учебной дисциплины.

Наука конституционного права представляет собой совокупность знаний, учений и теорий о целесообразном и закономерном возникновении, функционировании и развитии конституционного права как отрасли права.

Выводы и достижения науки конституционного права, внедряемые в практику, напрямую связаны с прогрессивным развитием общества и государства, ибо имеют принципиальное стратегическое значение. По многим аспектам наука конституционного права представляет собой фундаментальную основу для других юридических и политических наук, изучающих разнообразные отрасли права, институты государствоведения и политологии.

Учебная дисциплина (учебный курс) конституционного правасистема знаний об отрасли и науке конституционного права, формируемая в образовательных целях.

Учебная дисциплина базируется на нормативном и фактическом развитии отрасли конституционного права и на достижениях одноименной науки, а ее содержание в значительной мере обусловлено спецификой конкретной страны и периодом развития конституционного права как отрасли и науки.

Как и для любой другой учебной дисциплины, для конституционного права характерен более узкий объем знаний по сравнению с общим потенциалом науки, изучающей одноименную отрасль. Если главная цель для науки – это систематизация существующих и формирование новых знаний, формулирование и интерпретация научных идей, концепций, учений и теорий, а также разработка возможных способов их воплощения в реальную жизнь, то для учебной дисциплины – это усвоение и распространение уже созданных знаний, причем в том объеме, который возможно обеспечить в рамках учебного процесса.

Предмет отрасли конституционного права Российской Федерации

Предмет любой отрасли права составляет группа (совокупность) общественных отношений, объединяемая общим родовым или видовым признаком. Например, гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, административное – управленческие, финансовое – бюджетно-финансовые и денежные, трудовое – трудовые отношения и т.д.

Предмет конституционного правасистемно-обособленная группа публичных отношений, т.е. отношений, связанных с публичной властью, определяющих общественный и государственный строй, а также место личности в системе публичных отношений.

В конституционно-правовом смысле с точки зрения обладания возможностью регулирования общественных отношений, управления государством и обществом в их взаимосвязанном единстве власть является по своей природе публичной. Выделяется четыре основных вида и одновременно института публичной власти, составляющие в современную эпоху предмет конституционно-правового регулирования: народовластие, общественная власть, государственная власть и местное самоуправление.

Предметом конституционного права являются также отношения, выражающие взаимодействие между государством и личностью, основы правового положения личности, основы экономического строя, базовые институты гражданского общества, основные принципы экономической деятельности и форм собственности, социальную систему общества и ряд других институтов, имеющих определяющее значение для государственного и общественного строя, взаимодействия государства и личности.

Учитывая многогранность конституционного права, выделяют два типа отношений, являющихся предметом конституционного права.

Первый тип – отношения фундаментального характера, которые представляют собой основы для конкретных (частных) общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования. К ним относятся основы конституционного строя, т.е. основы общественного и государственного строя и основы правового положения (статуса) личности. Эти базовые отношения получают конкретизацию в других отраслях права.

Второй тип – отношения, детально регулируемые нормами конституционного права. К ним относятся отношения по организации и осуществлению публичной власти (прежде всего, непосредственной власти самого народа и государственной власти), а также общественной власти и местного самоуправления.

Метод конституционно-правового регулирования

Для формирования любой отрасли права важное значение имеет наличие собственного метода правового регулирования. Предмет и метод регулирования составляют в совокупности главные признаки, свидетельствующие о существовании самостоятельной отрасли права.

Под методом конституционно-правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на конституционно-правовые отношения.

Если предмет конституционного права дает представление о том, какие именно отношения регулирует данная отрасль права, го метод показывает, как именно она их регулирует.

В зависимости от характера предписаний, содержащихся в нормах права, выделяются два основных метода: императивный и диспозитивный.

Императивный методэто метод властных предписаний, основанный на запретах, подчинении и ответственности. Для отношений, регулируемых на основе данного метода, характерно неравенство сторон или субординация (например, в системе органов государственной власти).

Диспозитивный методэто метод регулирования отношений между сторонами, основанный на дозволениях и праве выбора поведения субъектами правоотношений, равноправии и координации деятельности (например, институт прав и свобод человека).

Названные методы могут быть в свою очередь подразделены на следующие способы правового воздействия (регулирования).

1. Предписание, или позитивное обязывание, – способ правового воздействия, суть которого состоит в обязывании совершения определенных юридически значимых действий на условиях, предусмотренных правовой нормой.

Использование данного метода характерно для определения задач и полномочий государственных органов, закрепления обязанностей человека и гражданина (например, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу – ст. 82 Конституции РФ или прекращение главой Российского государства своих полномочий в случае отрешения его от должности – ст. 92 Конституции РФ; обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы – ст. 57 Конституции РФ и др.).

Исполнение предписания означает, что одна сторона должна проявлять активные действия по выполнению возложенных на нее обязанностей, другая вправе требовать их выполнения, а в необходимых, предусмотренных нормами права, случаях использовать меры принуждения для совершения этих действий и привлекать к ответственности. Сам факт уклонения от обязанности нередко является основанием для привлечения к ответственности.

В конституционном праве довольно широко используется способ предписаний, на основе которого определяется система и компетенция органов государственной власти и местного самоуправления, а также отношения между ними; без этого способа невозможно определить двусторонние обязательства государства и личности.

2. Запретспособ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий или бездействия.

В отличие от предписания, обязывающего совершать активные действия, запрет предусматривает уклонение, воздержание от юридически значимых действий, совершение которых влечет за собой негативные для общества последствия или несовместимо с государственно-правовыми ценностями.

Данный способ используется для пресечения действий, нарушающих основы конституционного строя Российской Федерации, государственную целостность и безопасность государства, общества и граждан, права и свободы человека и гражданина и иные государственно-правовые устои Российской Федерации. Например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ «никто не может присваивать власть в Российской Федерации». В соответствие со ст. 21 Конституции РФ «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

В Конституции РФ наибольшее число запретов содержится в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина. При этом нарушение запретов влечет за собой, как правило, наиболее серьезный вид юридической ответственности.

3. Дозволениеспособ правового воздействия, выражающийся в разрешении совершения определенных действий или бездействия, которые имеют или могут иметь юридическое значение.

Через дозволение раскрывается диспозитивный метод правового воздействия. Этот метод применяется для регулирования прав и свобод человека и гражданина, наделения других субъектов правоотношений определенными правами и полномочиями, а также для предоставления им правовой возможности поступать по выбору в рамках задаваемой модели поведения (например, право Президента России принять или не принимать отставку Правительства РФ, распускать или не распускать Государственную Думу в случаях, предусмотренных ст. 117 Конституции РФ).

Дозволение не означает полную свободу поведения субъекта права. Нередко одновременно с дозволением устанавливаются условия совершения действий или бездействия. Встречаются как общие условия-принципы, так и конкретные требования. Например, согласно ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это общее условие-ограничение реализации прав и свобод. Примером конкретного условия являются положения ст. 39 Конституции РФ, которые определяют, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким образом, человек лишь при определенных условиях получает право на данный вид социальной льготы и может либо воспользоваться данным правом, либо отказаться от него.

Наиболее характерным примером установления рамок дозволения является регулирование полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особенность природы полномочий заключается в том, что они являются одновременно правами и обязанностями.

В большей мере для конституционно-правового регулирования характерно использование императивного метода и способов, основанных на властных началах, при этом конституционное право достаточно широко использует диспозитивный метод правового регулирования.

Другой особенностью конституционно-правового регулирования является нередко встречающаяся комбинация императивного и диспозитивного методов правового регулирования. Это обнаруживается даже в государственно-властных отношениях, в целом основанных на подчинении. Здесь нельзя выявить ту жесткую субординацию, которая наблюдается, к примеру, при анализе методов регулирования в административном праве.

Так, государственная власть в Российской Федерации организуется на основе принципа разделения властей, предполагающего относительную самостоятельность и независимость ветвей власти, взаимодействующих между собой в режиме активного партнерства и координации. Федеративное устройство России означает широкое использование принципа субсидиарности, механизмов кооперации и сотрудничества между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Природа этих отношений конституционно-договорная.

Государство не только требует, но и создает условия для надлежащего исполнения гражданином своих обязанностей. К примеру, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается созданием и функционированием налоговых служб, выполнение гражданином обязанности нести военную службу сопровождается определенной законом деятельностью военных органов и должностных лиц. В последнем примере гражданину, в соответствие с Конституцией РФ, должна быть предоставлена возможность заменить военную службу на альтернативную гражданскую (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).