Меню Закрыть

Казачья военная подготовка

Казачья военная подготовка

Казаки-дружинники ОКО МО ВКО ЦКВ обеспечивали общественный порядок во время пребывания в селе Шкинь Коломенского городского округа и г. Коломна Московской области мощей святого чудотворца Спиридона Тримифунтского

Казаки-дружинники ОКО МО ВКО ЦКВ обеспечивали общественный порядок во время пребывания в селе Шкинь Коломенского городского округа и г. Коломна Московской области мощей святого чудотворца Спиридона Тримифунтского

Совет атаманов ВКО ЦКВ прошел в расположении легендарной Софринской бригады

Совет атаманов ВКО ЦКВ прошел в расположении легендарной Софринской бригады

Совет атаманов ВКО ЦКВ прошел в расположении легендарной Софринской бригады

Совет атаманов ВКО ЦКВ прошел в расположении легендарной Софринской бригады

Полевые сборы казаков- членов ДНД по защите государственной границы РФ

Полевые сборы казаков- членов ДНД по защите государственной границы РФ

Полевые сборы казаков- членов ДНД по защите государственной границы РФ

Казаки Центрального казачьего войска поздравили военнослужащих Кантемировской дивизии с 75-й годовщиной, 1 июля 2017 года

Казаки Центрального казачьего войска поздравили военнослужащих Кантемировской дивизии с 75-й годовщиной, 1 июля 2017 года

Казаки Центрального казачьего войска поздравили военнослужащих Кантемировской дивизии с 75-й годовщиной, 1 июля 2017 года

Владыка Ювеналий: «Послушание выполнено с честью!» Возрожденный и отреставрированный храм Сошествия Святого Духа в Подмосковье получил освящение

Владыка Ювеналий: «Послушание выполнено с честью!» Возрожденный и отреставрированный храм Сошествия Святого Духа в Подмосковье получил освящение

Владыка Ювеналий: «Послушание выполнено с честью!» Возрожденный и отреставрированный храм Сошествия Святого Духа в Подмосковье получил освящение

Российское казачество проходит государственную гражданскую службу в соответствии с законодательством Российской Федерации

Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»

по созданию и регистрации народных дружин из числа членов казачьих обществ, входящих в состав войскового казачьего общества «Центральное казачье войско»

Призыв и военная служба

Добровольная казачья народная дружина

Виды казачьей службы

а) организация и ведение воинского учета членов казачьих обществ, организация военно- патриотического воспитания призывников, их подготовки к военной службе и вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
б) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий, гражданская и территориальная оборона, осуществление природоохранных мероприятий;
в) охрана общественного порядка, обеспечение экологической и пожарной безопасности, защита государственной границы Российской Федерации, борьба с терроризмом.

охрана объектов животного мира;
охрана лесов;
охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения;
охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
охрана объектов культурного наследия;
защита государственных границ Российской Федерации;
борьба с терроризмом;
охрана общественного порядка;
обеспечение экологической и пожарной безопасности;
муниципальная служба.

Палата В.В. От казачьей группы к казачьему училищу

От казачьей группы к казачьему училищу

Начиная со второй половины 90-х гг. 20 века на Кубани складывается целостная система возрождения казачьей культуры. В сфере образования растет число казачьих классов, казачьих школ, осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 11 августа 2004 года № 799 «Об утверждении положения об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях на территории Краснодарского края».

5 лет назад в этот процесс включилось и профессиональное училище ГОУ НПО ПУ№ 5 г. Армавира. В 2004 году была набрана одна экспериментальная группа казачьей направленности. Ребята сшили форму. В учебную деятельность включились кружки: «декоративно – прикладное искусство Кубани», «народные ремесла», «история и культура кубанского казачества» и др. проработав 1 год с казачьей группой, мы поняли, что без методической и методологической проработки вопроса далеко не уйдешь и вместо приобщения ребят к традициям и ценностям кубанского казачества можно добиться противоположного результата – навсегда оттолкнуть учащихся от казачьей культуры. Поэтому для групп казачьей направленности был разработан специальный учебный план. Он предусматривал получение полного среднего образования по специальностям «слесарь по ремонту автомобилей» (моторист, электрик). В данный план за счет регионального и местного компонентов включены такие разделы как «история Кубани и казачества», факультативы: «культурное наследие кубанского казачества», «прикладная физ.подготовка», «военная подготовка», «история православия».

За счет часов, выделенных на дополнительное образование, ребята из группы казачьей направленности изучают: «стрелковую подготовку», «рукопашный бой», «самодеятельную культуру казачества Кубани». Кроме этого при ПУ№ 5 уже несколько лет успешно функциклирует молодежный спортивный клуб «ВЕДА» армавирского казачьего районного общества. Ребята из казачьих групп почти в полном составе, после окончания занятий в училище, посещают этот клуб, которым руководит опытный педагог – молодежный старшина Анатолий Устименко.

Существенным шагом вперед для училища является трехсторонний договор о совместной деятельности, заключенный между училищем, лабинским отделом кубанского казачьего войска и краснодарским краевым общественным фондом культуры кубанского казачества «Линеец». Итогом совместной деятельности является коллективная монография «концепция казачьего профессионально – технического училища», в которой предпринята попытка осмысления методологических, концептуальных основ построения специального профессионального учебного заведения со статусом «казачьего», готовящего специалистов начального профессионального образования для нужд региональной экономики и промышленности. Основные компоненты этой методологии представлены в виде педагогической системы включающей в себя общественный заказ, систему ценностей и целей, содержание образования и воспитания, принципы и технологические учебно – образовательные процессы, конкретные методы решения образовательно – воспитательных задач.

Согласно разрабатываемой нами концепции учебно – воспитательный процесс ПУ№5 направленный на образование новых форм жизнедеятельности человека на основе возрождения казачьей культуры и традиций кубанских казаков. Его базовой воспитательной основой является процесс культурной идентификации личности, суть которого состоит в отождествлении юноши или девушки себя с казачеством на основе осознания и принятия общих культурных ценностей, стремление прожить свою жизнь в формах культурного бытия казачества.

В соответствии с этим социальным требованием к профессиональному образованию нового типа формируется следующим образом: в процессе образования должен быть подготовлен человек, способный замысливать и осуществлять свою профессиональную деятельность не в качестве самодовлеющей цели (через выполнение узких операционных – заданных действий), а в качестве реализации устроения жизни в культуросообразных формах национальной самобытности. Училище ставит задачу воспитать гражданина и «человека — профессионала» на основе ценностей и качеств, присущих казакам. Это, прежде всего ответственное отношение к делу, трудолюбие, инициатива, выносливость, трудовая смекалка, верность слову, самоуважение и чувство собственного достоинства.

Содержание воспитания заключается в том, что совместными усилиями преподавателей, мастеров производственного обучения оживляются казачьи культурные традиции связанные с оформлением жизнедеятельности учащихся в соответствующих обрядах, ритуала, основанных на традиционных ценностях и нравственных нормах.

Один из главных инновационных направлений работы педагогического коллектива является подготовка личности «информационного общества», умеющей принимать оптимальные решения имеющей навыки выполнения исследовательских и творческих работ. Этому способствуют компьютерные технологии широко применяемые в учебно-воспитательном процессе училища, которые успешно сочетаются с элементами других технологий.

Чтобы избежать искусственного насаждения культурной традиции в принципиально изменившемся мире необходимо учитывать современную динамику общественного развития, и принять точку зрения о том, что культурная традиция может быть включена в современный контекст жизни только как культурная инсценировка, как событие символико-эстетического характера. Такой посыл, включенный в современный событийный контекст обретает новый, нетрадиционный смысл, что дает возможность не прерывать живую связь поколений.

Воспитательный процесс в училище строиться на принципах целостности воссоздания культурной традиции методом «культурных инсценировок» исходя из требований внутренней полноты и завершенности событий «театра» казачьей культурной традиции. Метод «культурного инсценирования» является основным методом воспитательной деятельности в училище. Так же используются ролевые игры, беседы, встречи с интересными людьми, фольклорные спектакли, выставки – показы работ, песенно – литературные композиции, экскурсии, коллективные творческие дела и т.п.

Активно взаимодействуют с педагогическим коллективом институт казачьих кураторов, сформированный из казаков армавирского районного общества. С казачьими группами проводятся разнообразные воспитательные мероприятия, связанные с казачьей тематикой. Педагоги училища и казачьи кураторы стремятся к созданию соответствующей казачьей культуре предметной среды, изменению формы поведению, убранства помещению, бытового уклада жизни, форм развлечения и традиционных занятий. Воспитатели стараются воспроизвести и духовные образы казачества, особенности мышления, мировосприятия, ментальности казаков.

Училище формирует своеобразное воспитательное пространство включающее в себя, помимо самого училища, армавирское районное казачье общество, военно-патриотический молодежный казачий клуб «веда», православных священнослужителей, родителей учащихся. Научное руководство со стороны фонда культуры кубанского казачества «линеец» позволяет нам не повторять ошибок, связанных с недостаточной методологической проработкой содержания воспитания в учебном заведении со статусом «казачье».

В текущем учебном году большинство учащихся данного училища обучается по специальным программам, в основе которых региональный казачий компонент. Решением администрации края в феврале 2008 года нашему учебному заведению первому на Кубани присвоено звание «казачье профессиональное училище». Педагогический коллектив казачьего училища намерен и далее всемерно расширять и презентовать избранный нами казачий образ жизни, привлекая новых сторонников идеи возрождения казачества.

Воинская повинность казачьих войск в России в 1913 году.

Напомним, что к 1913 году Вооруженные силы Российской империи состояли из:

*Постоянные Вооруженные силы,
* Государственное ополчение (созывается лишь во время войны).

Постоянные Вооруженные силы подразделялись на:
*Сухопутные войска,
*Морские силы.

Постоянные Сухопутные войска состояли из:
1.Армия,
2.Запас Армии,
3.Казачьи войска,
4.Инородческие войска.

Как мы видим, Казачьи войска не входили в состав Армии, а составляли самостоятельную военную структуру. Казаки в стране относились к особому сословию и в отношении их действовали особые правила воинской повинности, отличные от правил для всех остальных сословий.

Ряд регионов страны был выделен в особые административные образования — области казачьих войск, где существовала особая, отличная от остальных регионов страны система самоуправления и где основную, даже подавляющую часть населения составляли лица, отнесенные к особому сословию — казакам. По состоянию на 1913 год самой крупной областью была Область Всевеликого войска Донского. Кроме не существовали Области Кубанского Войска, Амурского, Уссурийского, Терского, Сибирского, Забайкальского, Семиреченского. Пречень, очевидно неполный.

Лица, относящиеся к сословию казаков, военную службу проходили в Казачьих войсках, а не в Армии, Флоте или Инородческих войсках.

Казаки делились на разряды:
1.Приготовительный разряд. Возраст от 20 до 21 года.
2.Строевой разряд. Возраст от 21 года до 33 лет,
3.Запасной разряд. Возраст от 33 до 38 лет.
4.Отставной разряд. Возраст старше 38 лет.

Если лицо отчислено из казачьего сословия, то на него распространяются правила всеобщей воинской повинности.

Все правила казачьей службы излагаются в Уставе о воинской повинности, исходя из условий Донского войска. По остальным казачьим войскам указываются только особенности.

Статья 415 Устава предусматривает, что казаки служат на своих собственных лошадях и приобретают все снаряжение за свой счет. Стоит заметить, что дополнительная 1457 статья указывала, что в связи с этим вооружение казаков строго не регламентируется и они вправе служить с » отцовским или дедовским оружием».

Вооруженные силы Войска Донского подразделялись на:

1.Служилый состав войска, к которому причисляются казаки разрядов 1-3..
2. Войсковое ополчение, к которому причисляются казаки 4 разряда.

В приготовительном разряде молодые казаки получали предварительную военную подготовку, которую проходили по месту жительства. За их подготовку несли ответственность главы местных администраций -хуторские и станичные атаманы. К моменту поступления на действительную службу казак был обязан иметь полную военную подготовку нижнего чина.

Из казаков строевого разряда комплектовались:
1.Строевые части.
2.Местные команды.

Казаки запасного разряда предназначались для восполнения в военное время потерь в строевых казачьих частях, а также для формирования в военное же время особых казачьих частей и команд.

От автора. Сегодня термин «команда» употребляется наряду с термином «экипаж» только в Военно-Морском флоте или в сухопутных войсках для временных небольших сборных подразделений неопределенного штата, выполняющих локальные временные задачи. Да и то, в полуофициальном плане.
А в 1913 году термин «команда» употреблялся как официальное обозначение подразделений (уровня примерно роты) специальных войск, входящих в состав пехотных и кавалерийских полков. Это делалось для того, чтобы не было путаницы с основными подразделениями. Например, саперная команда в пехотном полку (тогда как пехотные подразделения этого уровня именуются ротами), пулеметная команда в кавалерийском полку (тогда как основные подразделения именуются эскадронами), телеграфная команда в артиллерийском полку.

Казак, которому к началу января текущего года уже исполнилсь 20 лет, зачислялся в служивый состав (в Уральском казачьем войске — 19 лет).
Казаки, лишенные по суду всех прав состояния, в служивый состав не зачислялись.

Распределение сроков военной службы казаков существенно отличалось от от армейских.

1.Общий срок службы казака — 18 лет.
2.Срок службы в приготовительном разряде — 1 год,
3.Срок службы в строевом разряде 12 лет.
4.Срок службы в запасном разряде — 5 лет.

Примечание. В Уральском казачьем войске:

1.Общий срок службы казака — 22 года.
2.Срок службы в приготовительном разряде — 2 года,
3.Срок службы в строевом разряде 15 лет.
4.Срок службы в запасном разряде — 5 лет.

Из 12 лет службы в строевом разряде 4 года составляет действительная военная служба в строевых частях или местных командах, остальные 8 лет казак находится на так называемой льготе, т.е. он живет дома и занимается своими повседневными делами, но в любой момент по необходимости он может быть возвращен к исполнению военных обязанностей.

Перечисление казаков из разряда в разряд производится всякий раз 1 января.

В военное время казаки находятся на действительной службе по указаниям императора.

По окончании действительной службы служилые казаки (строевой разряд и запасной разряд) могут поступать на государственную гражданскую службу, войсковую службу (различные должности в системе самоуправления Области Войска Донского) и общественную службу, или заниматься иной деятельностью (крестьянствовать, торговать и т.п.).

На государственную гражданскую службу казаки поступают с тем чином, который приобрели на военной казачьей службе, но в случае повторной действительной военной службы чин, приобретенный на гражданской службы для военой службы не имеет никакого значения, и на повторной действительной военной службе казак носит тот чин, который он приобрел на военной службе.

Служилые казаки, получившие на действительной военной службе или во время учебных сборов заболевания или увечья, из-за которых они стали негодными к военной службе и при этом не имеют средств к существованию, получают пенсию от Войска Донского 3 руб. в месяц, а нуждающиеся в постороннем уходе 6 руб. в месяц.

Войсковое ополчение составляется из всех способных носить оружие казаков, кроме относящихся к служилым казакам (состоящих в приготовительном, строевом и запасном разрядах).

Из служилых казаков от действительной службы освобождаются только непригодные по телесным недостаткам или состоянию здоровья. При этом, при общем правиле минимального роста для военной службы 154 см. разрешается прием на действительную службу казаков и более низкого роста по их желанию.

В отличие от общегосударственных правил военной службы казакам не предоставляются льготы, т.е. временное или постоянное освобождение от службы по семейному или имущественному положению. Казаки, подпадающие под условия предоставления льгот зачисляются на действительную службу в льготные полки.

В льготные полки зачисляются казаки:
а) Если в семье с уходом казака на действительную службу не останется ни одного трудоспособного мужчины,
б) Если из семьи одновременно должны уйти на действительную службу двое или больше трудоспособных мужчин,
в) Если из семьи двое или большее число мужчин находятся на действительной службе,
г) Если у семьи сгорел дом не ранее, чем 2 года назад,
д)Если у семьи сгорел хлеб не ранее, чем 1 год назад,
е) Если семья казака терпит крайнюю нужду.

Однако может быть предоставлена трехлетняя отсрочка от действительной службы казакам, семьи которых переселились во вновь образованные хутора или станицы, но если при этом не возникло затруднений в комплектовании строевых частей.

Также дается отсрочка по общегосударственным правилам (до 24, 27, 28 лет) для окончания обучения в образовательных учреждениях.

Мероприятия по зачислению казаков на действительную службу проводятся с 15 августа по 31 декабря каждого года. Датой начала действительной службы считается день приема на службу.

На основании данных, поступивших от станичных атаманов окружному атаману, составлялись списки казаков, подлежащих зачислению на действительную службу. В начало списка помещались те, у кого нет никаких освобождений и отсрочек от действительной службы (применительно к общегосударственным правилам, изложенным в статье сайта о воинской обязанности в России в 1913 году), ниже записывались казаки, имеющие льготы, и в самом конце списка вписывались те, чье хозяйство сгорело при пожаре.

Правила, вытягивания жеребия, которое существовало в остальных регионах империи, для казачьих областей не существовало. Номер каждого казака в списке определял Станичный Сбор, который решал, принимать во внимание семейные обстоятельства, обучение в учебных заведениях и т.п. обстоятельства, или нет. Как и вопрос о предоставлении отсрочки.

Если в целом в империи, лица, уклонявшиеся от службы путем подлога, членовредительства, обмана и т.п. просто подлежали призыву на службу без вытягивания жеребия, то казак наказывался заключением в военную тюрьму на 3-4 месяца, после чего все равно подлежал зачислению на действительную службу.

Поскольку количество казаков, подлежащих зачислению на действительную службу обычно превышало потребности империи, то те молодые казаки, которые оказались в конечной части списка, зачислялись в льготные полки.

Устав не разъясняет понятий «местные команды» и «льготные полки», поэтому автор не счел себя вправе, давать пояснения, исходя их вторичных источников.

Автор выносит благодарность Сергею Лукьянову за предоставленный материал.

Источник и литература

1. С.М.Горяинов. Уставы о воинской повинности. Комиссiонеръ военноучебныхъ заведенiй. С.-Петербургъ 1913г.
2. Справочник необходимых познаний. Вся Пермь, Алгос-Пресс. Пермь. 1995г.
3.Быт Русской Армии XVIII-начала XX века. Военное издательство. Москва. 1999г.

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ИЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Содержание:

СВЕЖИЙ НОМЕР

«Военно-исторический журнал» — № 11 2018 г.

ОСОБЕННОСТИ ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ КАЗАКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

СОЛОВЬЁВ Дмитрий Николаевич — доцент кафедры управления персоналом Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, майор запаса, кандидат военных наук

(Санкт-Петербург. E-mail: [email protected])

Особенности одиночной подготовки казаков к военной службе

Казачество как военное сословие имело своё организационное устройство и несло военную службу на особых условиях. Следует отметить, что казачество являлось внушительной военной силой Российской империи. Так, в 11 казачьих областях, занимавших площадь почти 608 930 км 2 , на 7305 тыс. человек населения приходилось 3381,6 тыс. служилых казаков, т.е. практически половина. Из приведённой здесь таблицы видно, как распределялось войсковое население по казачьим областям.

Население казачьих областей Российского государства

по состоянию на 1 января 1904 года

На службу казак являлся, как правило, на своём коне, в своём обмундировании, со своим оружием и в целом подготовленным к ведению боевых действий.

Подготовка к военной службе начиналась с самого раннего возраста, можно сказать, с появлением младенца на свет. Новорождённым дарили ружья, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Всё это развешивалось на стене рядом с местом, где лежала родительница с сыном. По истечении сорока дней, после того как мать выполняла очистительную молитву, отец надевал на ребенка портупею от шашки, и, придерживая холодное оружие своей рукой, сажал ребёнка на коня, потом возвращал матери, поздравляя её с рождением казака. Когда же у маленького прорезывались зубы, родители вновь сажали его на лошадь и везли в церковь, где служили молебен Ивану-воину1. Трёхлетние мальчики уже свободно ездили на лошади по двору, а в пять лет скакали по степи. Стрелять учились с семи лет, рубить шашкой — с десяти.

Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с пяти—семилетнего возраста отцы забирали их с собой на службу, а часто — и на войну2.

Общинный характер обучения и воспитания у казаков выражался в том, что о молодом поколении заботились не только семьи, но и вся станица, что привело к появлению института общественных воспитателей — своего рода наставничества старшего поколения. Наставником обычно являлся крёстный отец, при этом как бы дополняя кровного отца. Если родной отец проявлял излишнюю мягкость в отношении своего сына, то крёстный «поправлял дело» суровостью, в результате чего достигался необходимый баланс в воспитании подростка3.

С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход), приглашать на другие общественные мероприятия, где он усваивал манеру общения казаков друг с другом, и прежде всего младших со старшими, постигал тонкости принятия решений в казачьей среде, проникался духом патриотизма, гордости за свой род, свою станицу. Таким образом, юноша, что называется, с младых ногтей знал своё предназначение — военная служба, на которой он должен зарекомендовать себя не хуже, чем старшие товарищи и братья4.

До 1835 года на службу казаков забирали всех — и старых, и молодых, кто только мог носить оружие. С 1835 года все казаки, кроме духовенства и калек, служили 30 лет: 5 лет действительной службы и 25 в запасе. С 1863 года 25 лет службы в запасе сократили до 15. По закону 1875 года служить обязаны были все казаки с 18 лет со своим снаряжением и лошадью: 3 года подготовительных, 12 лет действительных, 5 лет запаса, а затем войсковое ополчение. Причём казак был привязан к своему войску, за его пределы он не мог выехать без особого разрешения и, возвратившись домой после первой очереди службы, ещё несколько лет должен был содержать строевого коня.

По реформе 1874 года в России вводилась всесословная воинская повинность. В это же время было принято «Положение о военной службе казаков Донского Войска», определившее состав войска, принцип комплектования строевых частей и местных команд. В 1875 году был утверждён «Устав о воинской повинности Донского Войска».

Казачьи полки стали делиться на три очереди. Полки 1-й очереди, состоявшие из казаков 21—25 лет, несли службу на границах России. Штабы и офицерские кадры полков 2-й и 3-й очередей находились на территории казачьих областей. В случае войны они пополнялись казаками 25—33 лет и выступали на театр военных действий. Казаки «запаса» составляли отдельные сотни и тоже выступали на войну. В крайнем случае могло формироваться ополчение из казаков, выбывших по возрасту из «запаса».

Изменилось тактическое применение казачьих полков. Часть из них вошла в состав кавалерийских дивизий вместе с драгунскими, уланскими и гусарскими полками. Но значительная часть состояла в отдельных казачьих дивизиях. В целом роль казачьих полков повысилась, так как регулярная кавалерия по количеству была сокращена почти наполовину.

Для подготовки казачьих офицеров были созданы специальные военные учебные заведения. Так, на Дону в 1869 году открылось Новочеркасское казачье юнкерское училище, а в 1883 году — Новочеркасский кадетский корпус.

Казачьи формирования по сути перестали быть иррегулярными и всё чаще выступали как постоянно готовый мобилизационный ресурс регулярной армии, используемый там, где от действий армии требуется стойкость и выдержка, умноженная на веками сложившееся военное искусство.

Взгляды казачества на воспитание фиксировались в специальных рекомендациях и руководствах: наставлениях, заповедях-запретах, заповедях-разрешениях, советах по воспитанию, а также в пословицах и поговорках.

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

1 Гордеев А.А. История казаков. М., 1992. Ч. 3. С. 276.

2 Ригельман А. История или повествование о донских казаках. М., 1846. 819 с.

3 Железнов И.И. Уральцы: Очерки быта уральских казаков. М., 1858. 343 с.

4 Кательников Е.Н. Историческое сведение войска Донского о Верхне-Курмоярской станице, составленное из сказаний старожилов и собственных примечаний 1818 года декабря 31 дня. Новочеркасск, 1886. 470 с.

Мы казаки. И мы этим гордимся!

Главной задачей МКО «Витязь» является воспитание молодёжи в духе мужской казачьей традиции. А это значит, что настоящий казак должен быть крепок и Духом и телом, владеть различными видами боевой подготовки, уметь принимать быстрые и верные решения. Главным девизом Донских казаков всегда было: «..За Веру Православную, Дон-Батюшку и Отечество!», а это значит, что они находились в состоянии постоянной боевой готовности дать отпор любому врагу. В МКО «Витязь» уделяется много времени духовно-нравственному воспитанию, изучению казачьей культуры, традиций и быта. Также, осваиваются приемы владения казачьим оружием: шашкой, кнутом, пикой, ножом, винтовкой. Изучается рукопашный бой (иногда его называют «Казачий Спас») и тактика казачьего спецназа — пластунов.

Казак всегда вставал на защиту Православной Веры и единоверцев, где бы те не терпели беды и унижения. Члены МКО «Витязь» исповедуют Православие, ходят в церковь, участвуют в соборных мероприятиях, крестных ходах, праздниках. Обязательно исповедуются и причащаются. Весь тренировочный процесс и сама жизнь отряда проходит по благословлению. Духовным наставником МКО «Витязь» является настоятель Краснослободского Храма Живоначальной Троицы о. Лазарь, который частый гость в Центре военно-спортивной и конной подготовки «Щит» и участник различных мероприятий: соревнований, турниров, казачьих вечёрок.

Конная подготовка и джигитовка — обязательный элемент подготовки бойцов в МКО «Витязь». И хотя лошади в современном бою не применяются, тем не менее верховая езда не только дань великому казачьему прошлому неотрывному от коня, но и прекрасный спорт, позволяющий овладеть множеством необходимых навыков: прекраснойц мышечной реакцией, координацией, чувством баланса, привести в порядок опорно-двигательный аппарат.

В отряде изучается множество воинских дисциплин, как традиционных казачьих, так и актуальных для современной армейской подготовки. Преодоление полосы препятствий, водных преград, альпподготовка, полевые выходы, индивидуальная работа и работа в команде, тактика ведения боя и многое-многое другое. В связи с этим, руководство отряда имеет соглашение с военным комиссариатом Волгоградской области на адресое прохождение бойцами «Витязя» срочной воинской службы в рядах ВДВ и войск специального назначения.

Отряд сотрудничает со спортивными секциями и бойцовскими клубами для обмена опытом проведения совместных сборов для повышения уровня мастерства и участия в соревнованиях и турнирах.