Меню Закрыть

Как развестись в мечети

Имеет ли женщина право на развод?

В каких случаях женщина имеет право на расторжение брака (никаха), какова процедура его расторжения?

– Расторжение брака (фасху ан-никах) установлено в шариате для защиты женщин от вреда, исходящего от мужа в материальном плане или в плане половых отношений. Женщина имеет право обратиться к имаму мечети с просьбой о расторжении брака, если муж сам отказывается дать развод или не в состоянии сделать это. Такое право женщине даётся: 1) если муж окажется сумасшедшим или потом, со временем станет сумасшедшим (даже, если есть надежда на выздоровление); 2) если муж окажется больным лепрой (болезнь, при которой сначала кожа краснеет, потом чернеет и начинает сыпаться) или потом заболеет этой болезнью; 3) если муж окажется больным проказой (болезнь, при которой кожа становится сильно белой, пятнистой) или потом заболеет этой болезнью; 4) если обнаружится, что у мужа нет полового органа или потом пришлось удалить его; 5) если муж окажется импотентом. Но, если муж хоть один раз вступил с ней в половые отношения, то она (жена) уже никогда не имеет право на расторжение брака.

После обнаружения всех перечисленных недостатков, если жена хочет расторгнуть брак, она имеет право это сделать, если обратится с такой просьбой к имаму сразу же, после их обнаружения, но если она не сделает этого сразу же, то она не имеет право на расторжение брака потом, со временем.

Если муж окажется импотентом, имам ему дает срок в один год для излечения, но, если после этого срока он останется таким же, жена имеет право расторгнуть брак.

Также жена имеет право на расторжение брака, если муж не в состоянии обеспечивать её минимальным обязательным обеспечением, установленным шариатом. Если же муж в состоянии её обеспечить, но не делает этого, жена не имеет право на расторжение брака, так как она имеет возможность потребовать от него всё необходимое через имама (или через суд). Если не известно местонахождение мужа и он не оставил имущества, которым жена может себя обеспечить, то, по мнению некоторых алимов, она имеет право расторгнуть брак. Также, по мнению некоторых алимов, если муж в состоянии обеспечить жену и не делает этого и жена не может добиться от него своего обеспечения через имама (или через суд), жена имеет право на расторжение брака.

После того, как жена обратится к имаму с просьбой о расторжении брака, имам дает мужу три дня, в течение которых муж должен начать обеспечивать её, и если он этого не сделает, то на четвёртый день имам расторгает их брак или дает ей (жене) разрешение на расторжение брака и она сама делает это. При расторжении брака имам говорит: «Я расторгаю брак»,- и называет имя мужа и жены, если жена сама расторгает с разрешения имама, то она говорит: «Я расторгаю свой брак».

После расторжения брака муж не имеет право на возврат жены (ружъат) до прохождения срока идды, что разрешается, если жене дать однократный или двукратный развод. После прохождения срока идды муж имеет право заново совершить махар с женщиной, которая расторгла с ним брак. Для этого нет условия, чтобы она вышла за другого мужчину и развелась с ним, в отличие от троекратного развода, после которого женщина не имеет право выйти заново за того же мужчину, который ей дал такой развод, а только в том случае, если она: 1) выйдет за другого, 2) вступит с ним в половой контакт, 3) разведётся с ним, 4) выдержит срок идды.

Если мужчина возобновит брак (после срока идды) с женщиной, которая расторгла раньше с ним брак, то она возвращается как новая жена, т. е. для мужа количество разводов не уменьшается, но если мужчина дал однократный или двукратный развод жене и вернул (сделал ружъат) её до прохождения срока идды или заново, после прохождения срока идды поставит с ней новый махар, то она возвращается к нему уже с уменьшенным количеством разводов.

Например, если муж давал однократный развод, то у него останется право на два развода, а если он давал двукратный развод, то у него остается право на один развод, т. е. если он и в дальнейшем даст только двукратный развод в первом примере и однократный во втором, то он уже не имеет право повторно на ней жениться, а только, если она выйдет замуж за другого и разведётся с ним («Фатхуль-Аллам»).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Как развестись в мечети

ВОПРОС: Я с Темиртау, переехала в Алмату только с одной целю – деньги зарабатывать любыми способами. Недавно вышла замуж, добровольно сделав ника в мечети в присутствий свидетелей и мамы ради богатства будущего мужа. Отец сидит в тюрьме и дал свое согласие по телефону. Он подарил мне очень дорогое бриллиантовое кольцо, сотовый телефон в качестве подарка, а маме часы. Надеялась, что скоро уговорю его купит мне квартиру и машину, но о моих каварных планах он в курсе не был. Переспала с ним 3 раза и поставила перед ним условие, чтобы он срочно дал денег мне на квартиру, которую хотела на себя оформить в рассрочку, где будет жить моя мама. Я сама работаю агентом в агентстве по недвижимости и моими хозяевами являются муж и жена салафиты. От них узнаю необходимые сведения о религий. Поэтому во время переписки на сайте знакомств перед будущим мужем изображала верующую женщину, обещала ему после свадьбы намаз читать и хиджаб одеть, хотя ничего не понимаю в религий. Я работаю 7 дней в неделю, с утра до поздней ночи. Перед свадьбой муж спросил сколько я в месяц зарабатываю, и я ему ответила, что 3000 долларов в месяц и обманула его. Ему также сказала, что не умею готовить. До него у меня были мужчины и жила с ними вместе, пока они давали мне деньги, но с ними ника не делала никогда. Когда у них деньги заканчивались, я уходила от них или выгоняла их с сьемной квартиры или моя мама специально устрайвала конфликты с ними, чтобы они ушли от меня. Об этом ему тоже сказала. В последний день попросила у него деньги на проезд до работы и он дал мне 5000 тенге. В этот же день ночью поставила ему условие. Когда муж отказал мне деньги давать на квартиру, сказав, что по шариату не обязан на такие действия, предложив, чтобы моя мама переехала к нему жить вместе со мной, я отказалась с ним переспать и надеялась, что таким образом шантажируя его добьюсь успеха. Поэтому утром ушла к маме и не вернулась к нему до сих пор, теперь хочу развестись с ним, если даже развода не даст. Мне сказали, что в мечети имамы могут сделать развод, если скажу, что муж отказывался меня содержать. Зачем мне такой муж, который не хочет помогать мне финансово и решать мои проблемы?

ОТВЕТ: ас салям алейкум Индира!

Даже с твоего письма видно, какая ты невежественная, мерзкая и меркантильная женщина. Не только противно отвечать, но и противно читать твои слова! До того ты стала мне противна, что даже не хочется приводить аяты и хадисы, чтобы они не смешались с твоими грязными словами! Но отвечаю своими словами ради довольства Аллаха, чтобы другие тоже читали твои слова и были в курсе, что таких как ты продажных женщин очень много на свете и всегда были осторожны в выборе супруги! Подумай теперь, чем ты лучше от «продажной проститутки», продающей свое тело ради денег.

Запомни раз и навсегда – по шариату существуют только 2 вида развода (читай Коран, совершив омовение!): по согласию мужа и выкуп развода со стороны жены, но всеравно, только с согласия мужа! Раз добровольно сделала никях в присутствий свидетелей, ты являешься перед Аллахом его законной женой, если даже на Марс улетишь или еще 10 раз замуж выйдешь! Ты теперь руками и ногами связана с никях до Судного Дня, иншааЛлах, когда получишь за все свои черные дела по воздаянию! И никто, кроме твоего мужа, тебе развод давать не может. Когда давала свое согласие перед никях, никто тебя силой не заставлял на это и не обманывал, ты знала, на что решилась и с ума в тот момент не сходила, помутнения разума не произошло, перед твоими глазами стояли только доллары! Зная об этом, если выйдешь за другого, то совершишь нопоправимый грех – можешь стать даже неверующей за отказ от приказов Аллаха и Сунны (Аллаху известно лучше!)!

С момента, как стала его женой, ты должна подчинятся только своему мужу и слушать его. Без его согласия даже своих родителей не имеешь права в его дом пускать, без его согласия нискем не имеешь право разговаривать, тем более с мужчинами и оставатся с ними в одиночестве даже по работе! Также без его согласия не имеешь работать, тем более 7 дней в неделю. Как он вообще тебя терпел, ты даже готовить не умела по человеческий?!

Он, заранее зная, что ты переспала до него постоянно с мужчинами, зная, что даже не умеешь готовить, что вместе со своей мамашей такие меркантильные до невозможности, взял тебя в жены, да еще и твоей матери предлагал переехать в свой дом, обещал содержать вас, если будешь сидеть дома и следить за домом и за ним – что еще надо для женщины?! Ты обязана его ноги целовать только за это. А ты неблагодарная лицемерка шайтана!

Он не обязан тебе квартиру покупать или свои деньги отдавать на это – у тебя уже есть квартира, где жить, где питаться. Муж также не обязан содержать твоих родителей, если он сам этого не захочет! Он женился на тебе только с одной целю – иметь любимую жену и детей, а не быть твоим одноразовым бумажником и страдать от твоих бесконечных проблем! Раз ты уходишь на работу с утра и появляешься только поздно вечером, он также не обязан тебе давать карманные деньги на проезд – раз такая жадная, работаешь только для своего кармана, то будь добра, оплачивай свои транспортные и прочие расходы сама! Если не можешь оплачивать транспортные расходы, то сиди дома и слушай его! Если бы сидела дома и ухаживала за своим мужем и домом, то муж обязан содержать свою семью, жена не обязана работать (он имеет право запретить работать)! Вот тогда бы и возмущалась, что он тебе не дает деньги на карманные расходы! А так, ты лицемеришь – хочешь за его счет себе квартиру купить, да еще жить припеваючи, не нуждаясь в финансах – мечтать не вредно, шайтан всегда рядом с тобой!

Меркантильность никогда до добра не доводит, в твоем случае тем более! Ты ради денег обещала ему намаз совершать и хиджаб одеть, стать ему верной женой до конца своих дней! Самое главное – ты продала себя, свою совесть, свою честь, свою душу шайтану ради благ временной мирской жизни, вместо того, чтобы стать любимой и счастливой женой, быть с ним вечно в Раю! Раз ты прошла весь этот «крым-срым» с разного рода мужчинами ради денег, тебя трудно перевоспитать – волка сколько не корми…!

Насчет развода в мечети без мужа – есть немало безграмотных имамов, совершающих развод в отсутствий мужа, доверившись только словам таких как ты мошенниц. Такой развод в любом случае недействителен, потому что это противоречит шариату и Корану. Обычно, когда безграмотным имамам приводишь аяты и хадисы, они приводят в качестве доказательства слова своих заблудших лжеученых! Для любого мусульманина слова Аллаха должна быть превыше всего, чем маразмы лжеученого! За это не только имам, но ты сама тоже получишь наказание от Всевышнего Аллаха! Но, как видно из твоих гнилых слов, ты настоящая лицемерка, продающая себя за деньги и не боишься Аллаха. Прочти мои слова несколько раз, может они когда-нибудь дойдут до твоего больного разума, иншааЛлах!

Раз твои родители идут на это, зная твои истинные цели (отпускать свою родную дочку жить к мужикам ради их денег), не пора ли им обратиться к психиатру?! Или они вообще морально сгнили и давно забыли такие простые понятия, как мораль, честь семьи, совесть, стыд, приличия и т.д. Может у вас такая семейка и ты недалеко ушла от своих родителей (яблоко недалеко падает от яблони)?!

Пусть Аллах простит меня за мои прямые слова! Я специально так ответил, чтобы люди были в курсе о существований таких проходимок-мошенниц. А также с целю, чтобы те, кто размышляет о такой жизни, подумали и изменили свои намерения!

Как развестись в мечети

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод

Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. Что говорит ислам о разводе?

1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод».

2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода.

3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.

4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.

6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.

7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.

9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

10. Пророк (мир ему) сказал: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.

Как развестись в мечети

Вопрос от Фазуло

Ассаламу алейкум. Считается ли развод в суде таляком, если не было произнесено талак при свидетелях?

Если до развода в суде мужчина не дал своей жене развод, то они считаются разведенными одним таляком, и их никях считается расторгнутым. Однако они снова могут жениться друг на друге, сделав новый никях.

По поводу развода Аллах Всевышний говорит в Коране:

«О, пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе» (Таляк 65/1).

Если же до официального развода в суде, или после него, мужчина дал своей жене три таляка, то отныне никях между ними запрещен до тех пор, пока эта женщина не выйдет замуж за другого мужчину, и не разведется с ним.

Если мужчина до суда не дал своей жене таляк, то при обращении в суд он считается передавшим полномочия по разводу, судье, таким образом, при вынесении судебного решения о расторжении брака, право на один таляк считается использованным, и с точки зрения религии эта пара считается разведенной. После окончания срока идда женщина может выйти замуж за другого мужчину.

Однако у мужчины остается право еще на два развода. Исходя из этого, если разведенные муж и жена снова захотят заключить брак, то для этого не будет никаких препятствий ни с точки зрения закона, ни с точки зрения религии. Но следует помнить, что обоюдное согласие является обязательным условием. Если разведенные муж и жена захотят заново вступить в брак, то в этом случае муж снова должен будет выплатить своей жене махр.

Смотрите также:

Читайте также:

Как правильно поститься. Еда в уразу

Большинство наших читателей в эти знойные дни исполняют один из главных столпов ислама – держат уразу. Конечно же всех их интересуют вопросы правильного питания, благо, что есть из чего выбирать. Что же советуют специалисты-диетологи потреблять в пищу или напрочь исключить из своего рациона?

Следуем Сунне: 6 правил употребления воды

Многие алимы побуждали следовать сунне даже в таких, казалось бы, повседневных вопросах, как питье воды, еда, или сон. Следуя сунне, человек получает вознаграждение, а его повседневные действия могут быть отнесены к поклонению, так как этот человек делает то же самое, что делал посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям).

Разрешена ли в Исламе пересадка и донорство органов?

Сообщается, что в одном из хадисов посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) поощряя медицинские исследования, сказал: «Аллах не создал ни одной болезни, от которой Он не создал бы лекарства. Если где-то существует болезнь, то обязательно существует и лекарство. Главное, чтобы человек не терял надежды, и продолжал бы искать лекарства».

Дуа, читаемая в День Ашура

В День Ашура читают следующее дуа

Рецепт здоровых волос от Посланника Аллаха (мир ему)

Уход за волосами – сегодня это не только неотъемлемая часть жизни современного человека, но и целая индустрия, без которой немыслима жизнь общества. Однако, наверное, сегодня мало кому известно, что на протяжении пятнадцати столетий мусульмане, следуя сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), трепетно относятся к вопросу ухода за волосами.

15 деяний, за которые верующим обещан Рай

Довольство Всевышнего Аллаха – это цель и смысл жизни каждого верующего. За довольство Всевышнего Аллаха полагается лучшая обитель в мирской жизни – рай, цена которого заключается в искренней вере. Аллах Всевышний обещает рай всем тем, кто проявлял искреннюю веру и смиренность, обладал благим нравом и не обделял других людей, совершал поклонение и отдалялся от запретного.

Можно ли носить медальоны с именем Всевышнего?

Салам Алейкум. Скажите, пожалуйста, можно ли в Исламе носить на шее медальон с именами Аллаха?

Как совершается намаз, равный 20 годам поклонения?

В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Кто после вечернего намаза, не говоря ничего плохого, совершит шесть.

© 2018 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»

Традиция дать жене развод словом «талак» появилась и в Казахстане

Случаи, когда муж дает развод жене одним только словом «талак», появились и в Казахстане. Такое явление в соседних странах давно стало проблемой.

МУЖ СКАЗАЛ: «ТАЛАК»

22-летняя алматинка Айгуль Кожабекова приняла ислам семь лет назад. Стала интересоваться исламским вероучением благодаря двоюродному брату, который читал Коран, не один раз ездил в Мекку.

— Это совсем не то, что говорят вокруг про религию ислам. Политика, войны, катаклизмы, общество, семейные отношения — это всё ничто, когда в сердце есть Аллах, — говорит Айгуль Азаттыку.

Четыре года назад Айгуль вышла замуж, за мусульманина. Родила сына, назвали Муххамадом. Муж работал продавцом в магазине автозапчастей.

Молодая женщина рассказывает, что вначале всё было хорошо. Она вышла замуж, не видя своего мужа до свадьбы. Таковы традиции ислама, ислам запрещает ссориться, женщина покоряется мужу, говорит Айгуль. Они жили на съемной квартире, денег не хватало. Айгуль не работала. По ее словам, она, как истинная мусульманка, смирилась со всеми бытовыми и земными проблемами.

Муж первый раз заговорил о разводе (в исламе это называется «талак»), когда увидел сына — Мухаммад родился с заячьей губой. Айгуль проглотила обиду, вытерла слезы, стала усердней молиться.

Второй раз муж произнес «талак», когда сказал, что хочет жениться во второй раз, чтобы родился нормальный ребенок. Даже назвал имя будущей новой жены. В таких случаях женщине дается три месяца, чтобы она могла выйти замуж за другого или уйти из дома. Айгуль решила уйти.

По словам женщины, муж живет со второй женой, а ей совсем не помогает. Но Айгуль не хочет об этом рассказывать.

— Аллах сказал: «Если вы сохраните чью-то тайну, я тоже сохраню вашу тайну». Извините, но я больше ничего не хочу говорить, — добавляет Айгуль.

В Таджикистане или Кыргызстане, например, после нового явления заключения браков только в мечетях появилась проблема разводов также со ссылкой только на каноны ислама. Вольное толкование религиозных канонов о возможности дать жене развод трехкратным произношением слова «талак» породило еще одну социальную проблему, которая противоречит светским устоям.

Так как миллионы мужчин работают гастарбайтерами в России, появилось следующее новое явление, когда мужья стали просто присылать женам СМС-сообщения со словом «талак». Депутат парламента Кыргызстана Турсунбай Бакируулу обратился на днях в муфтият с просьбой запретить развод по телефону или по Интернету.

«Я ПОМОГАЮ И БУДУ ПОМОГАТЬ…»

24-летний алматинец Рустем Байниязов читает намаз с детских лет. У него вся семья религиозная. Дед был имамом в маленьком ауле в Карагандинской области.

— Для меня ислам не просто слово из пяти букв. Азан, намаз, мечеть, Мекка — эти слова для меня значат всё. Это и смысл, и образ жизни, — говорит Рустем Байниязов.

Рустем женат во второй раз. С первой женой развелся, она живет в городе Жаркент. От нее у Рустема есть дочь Хадиджа.

— По шариату муж должен помогать жене, если имеется общий ребенок. Я и помогаю. Это делает только глубоко верующий человек. В месяц посылаю 50 тысяч тенге. Это зависит от ризык, то есть что пошлет Аллах, — говорит Рустем корреспонденту Азаттыка.

Рустем живет в Алматы, работает в частной юридической конторе, зарабатывает в месяц до 150—200 тысяч тенге (до полутора тысяч долларов). От второй жены,

Муслимы, у Рустема растет сын Ибрагим.

— Мои жены общаются. Первая жена замуж не вышла, таков ее выбор. Может быть, встретит мусульманина, который возьмет ее в жены. Дай Аллах, — говорит Рустем.

По словам Рустема, в первой семье никогда не было ссор, просто в какой-то момент поняли, что лучше жить отдельно. На то, по словам Рустема, воля Аллаха.

— Ислам в целом не поощряет разводы, мужчине надлежит отпустить ее. Таким мужчинам необходимо напомнить слова Аллаха: «Когда вы разведетесь с женами и когда они достигнут определенного для них срока (иддат — три месяца), тогда или удерживайте их благопристойным образом, или отпускайте их против их воли…», — говорит Рустем.

ДОКУМЕНТ ИЗ ЗАГСА НУЖЕН ВСЕМ

Сотрудник отдела пропаганды Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Асылбек Ауесханулы говорит Азаттыку, что в исламе не приветствуется развод.

— На такой шаг идут в крайних случаях. Сейчас в Алматы из 100 процентов развелись 30 процентов. В их число входят и мусульмане, — говорит он.

Асылбек Ауесханулы говорит, что участились случаи, когда двое молодых людей без участия родственников решают пожениться, а потом через месяц разводятся. По его мнению, пропаганду семейных отношений надо начинать со школьной скамьи, нужны учебники для средних и старших классов, книги для определенного возраста. Семья крепкая, если в ней присутствуют духовные ценности, говорит Асылбек Ауесханулы.

— Вот уже полтора года, как имамы установили правило в мечетях: прежде чем совершать бракосочетание в мечети, молодые должны принести бумагу из ЗАГСа. Отныне этого правила будут придерживаться во всех мечетях города Алматы и всего Казахстана, — говорит Асылбек Ауесханулы Азаттыку.

Казахстан — правовое государство и независимо от религии и вероисповедования

будущая семья должна регистрироваться в ЗАГСе, потому что в случае развода мужчина должен платить алименты, помогать ребенку, говорит представитель ДУМКа.

— Бумага с ЗАГСа нужна не только мусульманам. Она всем нужна. Независимо от того, какой религии придерживается человек, — говорит Азаттыку начальник отдела городского ЗАГСа Алматы Шынар Алимхан.

Если супруги намерены расторгнуть брак по каким-то внутренним убеждениям, подтверждением расторжения брака должен быть соответствующий документ. Шынар Алимхан говорит, что согласно кодексу о браке и семье и расторжение брака проводится в судебном порядке.

По данным ЗАГСа Алматы, за девять месяцев нынешнего года было расторгнуто 4254 брака, за девять месяцев прошлого года — 4215.

Алма КЕНЖЕБЕКОВА

Алма Кенжебекова начала сотрудничать с Азаттыком в мае 2012 года. Окончила факультет журналистики Казахского национального университета имени Аль-Фараби. В разные годы работала в газетах «Преступление и наказание», «Время По», «Мегаполис», «Солдат», журнале «Малый бизнес Казахстана», сотрудничала с Институтом освещения войны и мира (IWPR). Занимала должности заместителя главного редактора в «Юридической газете» и главного редактора на радио «Сета».