Меню Закрыть

Гарантии и способы защиты основных прав и свобод человека и гражданина

Гарантии и ограничения конституционных прав и свобод

Важнейшей государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является признание их непосредственно действующими, определяющими деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации относит регулирование прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации. Это гарантирует единый правовой статус человека и гражданина для всех лиц, проживающих на территории России.
В соответствии с Конституцией гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Российской Федерации. При Президенте Российской Федерации создана Комиссия по правам человека. В целях обеспечения государственной защиты прав и свобод граждан, их уважения и соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным конституционным Законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 25 декабря 1996 г.
Под защитой прав и свобод понимается недопущение правовыми и организационными методами и средствами нарушений прав и свобод человека и гражданина или восстановление уже нарушенных. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).
Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ).
Граждане Российской Федерации могут использовать административно-правовые способы защиты своих прав и свобод. Гарантии такой защиты закреплены в ст. 33 Конституции Российской Федерации, в которой говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Это могут быть обращения, заявления и жалобы, связанные с ущемлением их прав и свобод.
К юридическим гарантиям защиты прав и свобод человека и гражданина также относятся: обеспечение потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Гарантия (от фр. garantie) – ручательство, поручение, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо. Гарантии прав и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности, с другой – более емкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирования различных органов публичной власти. Таким образом, гарантии прав и свобод человека и гражданина – это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает следующие составляющие (схема 7):

  • социально-экономические (материальные) гарантии – стабильность экономики, отношений собственности, эффективность налоговой системы и собираемости налогов и пр. (а отсюда – качественное выполнение различных социальных программ, эффективное осуществление личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод);
  • политические гарантии – демократический характер власти и соответствующий государственный режим, обеспечивающие политическую стабильность, высокий уровень политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества;
  • юридические гарантии – собственно правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.

Схема 7. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии.

Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции РФ и в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. Трудно переоценить значение таких конституционных положений, как провозглашение прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ), закрепление основных прав и свобод на уровне Основного Закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15), запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15), установление равенства каждого перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), закрепление за Президентом РФ функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80), запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), предоставление каждому права защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, включая самозащиту (ч. 2 ст. 45), и др.

Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством, в том числе и обязанность пассивного типа – не нарушать права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции). Исходя из этого, Основной Закон российского государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.

Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов РФ (что, к сожалению, на практике распространено достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).

Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей. Перечень таких целей (оснований) обширен, что дает возможность расширительного толкования, но тем не менее исчерпывающий:

  1. защита основ конституционного строя;
  2. защита нравственности;
  3. защита здоровья других лиц;
  4. защита прав и законных интересов других лиц;
  5. обеспечение обороны и безопасности государства.

В-третьих, даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.

Помимо общих условий ограничения прав и свобод Конституция РФ содержит и некоторые специальные условия. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 56 в связи с введением на всей территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения такие ограничения могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.

Примеры законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина в указанных целях содержатся, в частности, в Федеральных конституционных законах от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2001 № 1-ФКЗ «О военном положении», в законах РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», в Федеральных законах от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др. Речь здесь идет об общих ограничениях для неопределенного круга лиц, конкретные же ограничения отдельных прав и свобод (свободы передвижения, права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, свободного распоряжения своим имуществом и т. д.) отдельных лиц могут иметь место на основе решения суда (в качестве санкции за совершенное правонарушение или меры, направленной на обеспечение вынесения справедливого и объективного решения судом) или мотивированного постановления иных компетентных государственных органов (например, постановления следователя о применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде).

Предусмотренные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ условия ограничения прав и свобод человека и гражданина должны соблюдаться не только в отношении прав и свобод, закрепленных непосредственно в Основном Законе, но и в отношении иных прав, предоставленных отдельным категориям граждан в России (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужащим и др.) отраслевым и текущим законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Буквальное толкование данной нормы (т. е. запрет отменять и умалять не только права, предусмотренные в Конституции, но и права, составляющие так называемый специальный правовой статус и закрепленные в отраслевом и специальном законодательстве) «связывает» законодателя, не позволяя ни при каких условиях издавать законы, повышающие налоги и иные платежи, устанавливающие более суровые меры ответственности, отменяющие какие-либо льготы отдельным категориям граждан и т. п. Конституционный Суд РФ, в частности, неоднократно указывал в своих актах, что в правовом социальном государстве недопустима отмена прав, льгот и преимуществ, установленных в том числе и в законах специального характера (в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в законах РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» и др.).

Конституция РФ предусматривает так называемые абсолютные права и свободы (ч. 3 ст. 56), которые не могут быть нормативно ограничены ни при каких условиях, даже если введено чрезвычайное положение, имело место масштабное стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т. п. К ним, в частности, относятся право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, право на судебную защиту с соответствующими процессуальными гарантиями.

При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Можно нормативно закрепить общепринятые демократические подходы к основным характеристикам конституционно-правового статуса личности, но если человек в том или ином государстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет сведено на нет и восприниматься они будут как фиктивные нормы.

Система институциональных гарантий включает, во-первых, различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав; во-вторых, способы осуществления прав и свобод и процессуальные гарантии, т. е. процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту прав и свобод (парламентские процедуры, процедуры административной жалобы, осуществления амнистии и помилования, судебные процедуры и т. д.).

Существуют следующие способы осуществления прав и свобод и исполнения обязанностей:

  • явочный, при котором для осуществления прав и свобод не требуется не только получения разрешения, но и уведомления каких-либо органов власти. В таком порядке осуществляются, в частности, свобода мысли и слова, свобода совести, право собственности, свобода творческой деятельности, право на национальную и культурную самоидентификацию, на участие в культурной жизни и др.;
  • заявительный (уведомительный). Так реализуются право на забастовку, на осуществление предпринимательской деятельности, свобода выбора места жительства, свобода митингов, шествий и др.; обязанность государства по извещению граждан об уплате налогов и иных платежей, вызову в суд и в правоохранительные органы и т. п.;
  • разрешительный, связанный с необходимостью получить разрешение компетентных государственных органов для реализации некоторых прав и свобод (например, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, посещения отдельных местностей и объектов и др.).

К звеньям системы государственных и негосударственных органов и организаций, призванных обеспечивать охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, относятся:

  • Президент РФ, сотрудники Администрации которого ведут постоянную работу с письмами и обращениями и прием граждан по самым различным вопросам;
  • органы прокуратуры, в функции которых входит оперативное реагирование на любые нарушения законов в Российской Федерации;
  • различные органы исполнительной власти (юстиции, внутренних дел, безопасности, здравоохранения, образования, транспорта и др.), призванные в том числе разрешать многочисленные вопросы по заявлениям, жалобам, претензиям, рекламациям граждан и их объединений;
  • Уполномоченный по правам человека, статус которого закреплен в Федеральном конституционном законе от 26.02.97 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (эффективность обращений этого органа в различные инстанции пока базируется главным образом на его авторитете и не подкреплена конкретными реальными полномочиями); аналогичные институты на региональном уровне (учреждены пока далеко не во всех субъектах РФ);
  • комиссии по правам человека в субъектах РФ (в настоящее время такие комиссии созданы в подавляющем большинстве регионов);
  • Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации и аналогичные органы, созданные в некоторых субъектах РФ (в частности, в Москве);
  • органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся максимально приближенным к населению уровнем публичной власти;
  • адвокатура, нотариат;
  • различные общероссийские, региональные и местные общественные органы и организации, созданные для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан России (например, Российское авторское общество, Конфедерация обществ по защите прав потребителя, разного рода ассоциации и союзы и т. п.).

Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46–54 Конституции РФ). Оно включает право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпцию невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения, запрет на использование незаконных доказательств, гарантии от самообвинения, запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений), гарантии прав потерпевших и др.

Именно судебный порядок защиты нарушенных прав является общим порядком, альтернативой использованию специального (административного, претензионного и пр.) порядка защиты. При этом право выбора инстанции для обращения за защитой нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу, за исключением ограниченного круга предусмотренных законом случаев, когда использование досудебной процедуры – обязательная предпосылка для обращения в суд, в частности, при разрешении транспортных споров, споров в сфере патентных правоотношений и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изм. и доп., в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также решения и действия органов юридических лиц, общественных объединений, органов военного управления и должностных лиц. При этом Конституция РФ и другие законы употребляют обобщающий термин «суд», которым охватываются различные звенья судов общей юрисдикции, арбитражных судов, в перспективе – административных судов, третейские суды, Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ (созданные пока далеко не во всех российских регионах). Выбор конкретного судебного органа для обращения определяется рядом условий, прежде всего правилами о подведомственности и подсудности. Однако в любом случае человек (объединения граждан) имеет право «на надлежащий суд» («право на своего судью»), т. е. право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, включая и возможность рассмотрения его дела судом присяжных в определенных случаях обвинения в совершении уголовного преступления (на сегодняшний день суды присяжных должны быть созданы во всех субъектах РФ, за исключением Чеченской Республики, в которой указанный суд должен начать функционировать с 2007 г.).

Российские граждане имеют конституционную возможность обращаться за защитой своих прав в межгосударственные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Следует иметь в виду, что такое обращение – процедура достаточно сложная, обусловленная рядом обстоятельств, основными из которых являются, во-первых, наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и, во-вторых, исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты.

Из международных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее известным и авторитетным является Европейский суд по правам человека (в Страсбурге), доступ в который российские граждане получили после вступления России в Совет Европы в феврале 1996 г. и ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в марте 1998 г. Решения Европейского суда для государств, признавших его юрисдикцию, являются обязательными. Несмотря на сложную процедуру обращения в Европейский суд по правам человека, количество жалоб и обращений из России уже исчисляется тысячами (по отдельным оценкам, до 10 % всех дел, принятых Судом к рассмотрению). 7 мая 2002 г. по итогам рассмотрения дела «Бурдов против России» было вынесено первое решение в пользу российского гражданина: Суд постановил выплатить из российской государственной казны 3 тыс. евро участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС А. Бурдову в качестве компенсации за задержку предусмотренных российским законодательством выплат.

Средства и способы защиты прав и свобод человека и гражданина

Главная > Реферат >Государство и право

Средства и способы защиты прав и свобод

человека и гражданина

Конституция Российской Федерации закрепила право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гаранти­ровала своим гражданам государственную защиту прав и свобод в судебном и административном порядке.

За защитой и восстановлением нарушен­ных прав и законных интересов можно обра­щаться:

в суды общей юрисдикции с жалобой на любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов ме­стного самоуправления, общественных объе­динений, должностных лиц и государствен­ных служащих, нарушающие права и свобо­ды граждан — жалоба подается по месту жи­тельства заявителя или по месту нахождения органа, должностного лица;

в Конституционный суд Российской Фе­дерации с просьбой признать закон неконсти­туционным и не имеющим силы, если граж­данин считает, что его права и свободы на­рушены законом, примененным в отношении него (законом считается нормативный акт, принятый органом законодательной власти, но не акты правительства и ведомств);

в органы прокуратуры, которые для вос­становления нарушенных прав полномочны опротестовать незаконные действия, высту­пить в суде с иском в интересах заявителя;

в любые другие государственные органы и органы самоуправления, в компетенцию которых входит решение поставленных зая­вителем вопросов. Этому конституционному праву гражданина соответствуют обязаннос­ти государственного органа и органа местно­го самоуправления и их должностных лиц в установленные сроки рассмотреть обраще­ние и принять решение, известив об этом заявителя. Защитой прав несовершеннолет­них занимаются непосредственно органы опеки и попечительства при местных органах самоуправления;

к региональному Уполномоченному по правам человека и Уполномоченному по пра­вам человека в Российской Федерации, одной из ос­новных задач которых является рассмотре­ние жалоб и обращений граждан на решения или действия государственных органов, орга­нов местного управления, должностных лиц и государственных служащих (за исключением общественных организаций), если заяви­тель обжаловал эти решения и действия в административном и судебном поряд­ке, но не согласен с решениями, приня­тыми по его жалобе.

Для защиты своих прав и интересов граждане могут вступать в общественные профессиональные объединения, участ­вовать в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании, а также прибегать к такому средству, как забас­товки.

Конституция России предоставила право гражданину обращаться в межго­сударственные (международные) органы по защите прав и свобод человека, если были исчерпаны все внутригосударст­венные средства правовой защиты.

Такими органами в соответствии с международными договорами Россий­ской Федерации являются Комитет ООН по правам человека (г. Женева) и Евро­пейский суд по правам человека (г. Страсбург).

В Комитет ООН по правам человека может обращаться любое лицо, считаю­щее, что действиями российского госу­дарства нарушены его права, изложен­ные в Пакте о гражданских и политиче­ских правах (но не в Пакте об экономиче­ских, социальных и культурных правах).

С присоединением России к Европей­ской конвенции о защите прав человека и основных свобод и признанием юрисдик­ции Европейского суда российские граж­дане получили право направить петицию о защите нарушенных прав и свобод, предусмотренных Конвенцией, в Евро­пейский суд по правам человека.

Петиция может быть подана только после исчерпывания всех правовых средств для защиты прав в своем госу­дарстве, после чего, при определенных условиях, она может быть принята к рас­смотрению Европейским судом.

Гарантии и способы защиты основных прав и свобод человека и гражданина

29. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ.

1. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина — условия, средства, меры, направленные на обеспечение их осуществления, на их охрану и защиту. Принцип гарантированности является одним из принципов правового статуса человека и гражданина. Конституцией РФ и федеральными законами закрепляются как общие гарантии реализации всех прав и свобод, так и конкретные гарантии отдельных прав и свобод, наиболее важные гарантии закрепляются в Конституции РФ. Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Гарантии правовые прав и свобод человека и гражданина подразделяются на правовые (юридические) гарантии (правовые средства осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина), политические гарантии (соответствующая политика государства и деятельность государственных органов) и социально-экономические гарантии. Важнейшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина закреплены в Конституции РФ. Конституционные гарантии прав и свобод человека можно подразделять на общие гарантии (статьи 45, 46, 48 часть 2, 52-55) конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 часть 2) и специальные гарантии.

2. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина:

1) Государственная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите см. ниже

2) Право на самозащиту. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (статья 45 Конституции РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (статья 14 ГК РФ «Самозащита гражданских прав»), в уголовном законодательстве (статья 37 «Необходимая оборона», статья 39 «Крайняя необходимость» УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

3) Судебная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Порядок обращения в суд, судебной защиты прав, судебного обжалования, судопроизводства устанавливается Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами.

4) Право на международную защиту. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5) Квалифицированная юридическая помощь. Статьёй 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юридическую помощь.

6) Защита прав потерпевших. В соответствии со статьёй 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.

7) Право на возмещение вреда. Согласно статье 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 1069 ГК РФ устанавливает ответственность государства за вред, причинённый государственными органами (а также органами местного самоуправления) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ — ответственность государства за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда,

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Конституционные гарантии судопроизводства.

В системе гарантий прав и свобод человека и гражданина особо выделяются конституционные гарантии судопроизводства, то есть правовые гарантии прав и свобод человека при осуществлении судопроизводства, уголовного, и иных видов процесса (иначе говоря, гарантии процессуального характера). Конституция предусматривает особые правовые гарантии для участников уголовного процесса, в первую очередь для обвиняемых в совершении преступления. К таким гарантиям относятся:

1) Гарантии подсудности (статья 47). Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

2) Право на защиту (статья 48). Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В некоторых случаях участие защитника обязательно.

3) Презумпция невиновности (статья 49). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

4) Недопустимость повторного осуждения (статья 50). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

5) Недействительность незаконно полученных доказательств (статья 50). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

6) Право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (статья 50). Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (Уголовно-процессуальным кодексом), а также право просить о помиловании или смягчении наказания (в УК РФ смягчение наказания охватывается понятием «помилование»).

7) Освобождение от обязанности давать свидетельские показания (статья 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определён федеральным законом. Статья 5 УПК РФ определяет круг близких родственников, к ним относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (адвокатская тайна, тайна исповеди и т.п.).

8) Принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения (статья 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

4. Конституционные гарантии некоторых прав и свобод.

Характер гарантий прав и свобод человека и гражданина имеют также недопустимость осуществления прав и свобод человека и гражданина в нарушение прав и свобод других лиц (статья 17 часть 3), обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24 часть 2), запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34 часть 2), запрет произвольного лишения имущества (статья 35 часть 4), запрет должностным лицам скрывать факты и обстоятельства, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (статья 41 часть 3), право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причинённого экологическим правонарушением (статья 42), общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на предприятиях (статья 43 часть 2), запрет устанавливать обратную силу законов, вводящих новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков (статья 57), а также некоторые другие конституционные нормы.

Гарантии и способы защиты основных прав и свобод человека и гражданина

1. Гарантии прав и свобод человека

Одного декларирования прав человека не достаточно для их обеспечения и выполнения. Поэтому государство должно еще обеспечить и защитить права и свободы человека. Такую роль выполняют гарантии. Гарантии прав, свобод и обязанностей человека — это система социально-экономических, политических и юридических условий, средств и способов, которые обеспечивают их фактическую реализацию, охрану и защиту. В юридической науке различают две основные группы гарантий – общесоциальные и юридические.

К общесоциальным гарантиям относятся политические гарантии, социально-экономические и культурные гарантии (духовные, некоторые ученые называют их еще идеологическими). Такими гарантиями являются соответствующие общественные системы – политическая, социально-экономическая и культурная (духовная), которые сложились и функционируют в нашем обществе.

Политические гарантии связаны с различными формами осуществления власти народа (выборы), проведение референдумов, разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), многопартийность, свободная оппозиция, участие граждан в управлении государственными делами непосредственно или через представителей. Возможность пользоваться своими правами и свободами, защищать свои интересы и тому подобное.

Социально-экономическими гарантиями прав и свобод является единство социально-экономического пространства, свобода экономической деятельности, существующая система форм собственности и рыночных отношений, защита конкуренции в предпринимательской деятельности, существование социального государства и т. д.

Духовными (идеологическими) гарантиями выступают идеологическое разнообразие, запрет монополизации идеологии, а также существующая система ценностей в обществе, уровень культуры, система образования, наука и пр.

Юридические гарантии – это нормы права, которые предусматривают в своей совокупности правовой механизм, призванный оказывать содействие реализации законов. Качественная характеристика юридических гарантий предусматривает оценку всей действующей системы права в целом с точки зрения полноты охвата правовым инструментарием всех наиболее важных взаимоотношений государственных органов и граждан, а также граждан между собою. Юридические гарантии являются специфическим правовым способом обеспечения, реализации, охраны и защиты прав человека и гражданина; первоочередное значение они приобретают при практической реализации субъективных прав гражданина. Таким образом, юридические гарантии – это предусмотренные законом специальные (специфические) способы практического обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии – это установленные законом специальные механизмы практического обеспечения, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Общей юридической гарантией является существование правового государства. Юридические гарантии разделяются на нормативно-правовые и институционные (организационно-правовые) гарантии.

К нормативно-правовым гарантиям относятся нормы-принципы материального и процессуального характера, юридические обязанности, юридическая ответственность.

Институционные гарантии – это наличие института власти, который должен выступать гарантом.

Гарантии материального характера – отображенные в материальных нормах права, это т. н. декларативные нормы, которые закрепляют принципы правового статуса, правосубъектность. Правовое ограничение как элемент (последствие) юридической ответственности можно рассматривать и как самостоятельный эффективный способ правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ведь путем применения специальных нормативно-правовых ограничений создаются условия, которые принуждают конкретных лиц к неуклонному выполнению конституционных обязанностей. Кроме того, выполнение юридических обязанностей может обеспечиваться путем поощрения, материального стимулирования и т. д.

Конституцией Украины предусматриваются такие принципы правового статуса личности:

принцип свободы и равенства людей в своем достоинстве и правах – все люди являются свободными и равными в своих правах и достоинстве (ст. 21);

принцип неотчуждаемости и незыблемости прав и свобод человека (ст. 21);

принцип неисчерпаемости прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией; объем прав и свобод человека и гражданина, закрепленный этим документом, может увеличиваться (ст. 22);

принцип гарантированности и постоянства прав и свобод – конституционные права и свободы не могут быть упразднены (ст. 22);

принцип права на свободное развитие личности – каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других лиц, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие личности (ст. 23);

принцип равенства конституционных прав и свобод граждан и их равенства перед законом – не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по признаку языка и др. (ст. 24);

принцип гражданства и свободы его изменения – гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права изменить гражданство (ст. 25);

принцип национального режима для иностранцев и лиц без гражданства, это значит, что иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются такими же правами и свободами, а также несут те же обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины (ст. 26).

Конституция Украины является гарантом прав гражданина, поскольку она гарантирует каждому человеку широкий круг политических, социальных и экономических прав и свобод. Среди них важную роль играют и процессуальные нормы. Гарантии процессуального характера – это процессуальные нормы, которые закрепляют порядок реализации и защиты прав и свобод человека. К ним относятся:

право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц (ст. 55) – самая главная юридическая гарантия защиты прав человека;

право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, который причинен незаконными решениями, действиями или бездействиеморганов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий (ст. 56);

право знать свои права и обязанности – законы и прочие нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом; законы и прочие нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, но не доведенные до сведения населения в установленном законом порядке, являются недействительными (ст. 57);

принцип недопустимости обратного действия закона – законы и прочие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия в времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица; никто не может отвечать за деяние, которое на время его совершения не признавалось законом как правонарушение (ст. 58);

право на невыполнение явно преступного распоряжения или приказа (ст. 60);

принцип недопустимости двойного привлечения к юридической ответственности одного вида (уголовной, административной и т. д.) за одно и то же правонарушение (ст. 61);

презумпция невиновности лица – человек считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнут уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда; никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления (ст. 62);

принцип освобождения от ответственности за отказ давать показания или объяснение – лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснение относительно себя, членов своей семьи или близких родственников, круг которых определяется законом (ст. 63);

принцип недопустимости ограничения конституционных прав и свобод – конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины (ст. 64).

Наряду с нормативно-правовыми гарантиями, которые содержатся в Конституции и законах Украины, чрезвычайно важную роль играют также институционные гарантии. Основными институционными гарантами прав и свобод человека и гражданина, согласно Конституции Украины, являются:

Верховная Рада Украины, которая исключительно законами Украины определяет права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод, основные обязанности граждан (ст. 92);

Кабинет Министров Украины, министерства и прочие центральные органы исполнительной власти. В частности, Кабинет Министров Украины предпринимает меры относительно обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст. 116);

Местные государственные администрации, которые на соответствующей территории обеспечивают соблюдение прав и свобод граждан (ст. 119);

Суды, которые защищают права и свободы человека и гражданина (ст. 53);

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека (ст. 55);

Прокуратура, которая осуществляет представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом (ст. 121);

Органы местного самоуправления (ст. 143);

Адвокатура, которая обеспечивает право на защиту и предоставляет правовую помощь при рассмотрении дел в судах и иных государственных органах (ст. 59);

Политические партии и общественные организации, осуществляющие и защищающие права и свободы граждан, которые объединяются в них (ст. 36);

Международные судебные учреждения и соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина (ст. 55).

К юридическим гарантиям стоит отнести также юридические обязанности и юридическую ответственность. Под юридической ответственностью понимается установленная законодательством и обеспеченная государством юридическая обязанность правонарушителя понести лишение определенных благ, ценностей, которые ему принадлежат (лишение свободы или ограничение в правах, лишение прав на имущество путем его конфискации, взыскание штрафов и пр.). Это форма влияния на нарушителей, реакция государства на нарушение правовых норм, прав и свобод человека. Гарантом прав и свобод человека и гражданина является также государство в целом, поскольку, в соответствии со ст. 3 Конституции Украины, права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, государство отвечает перед человеком за свою деятельность, утверждение и обеспечение прав и свобод человека является обязанностью государства. И, конечно, гарантом прав и свобод человека и гражданина является само лицо – человек и гражданин, которое может защищать свои права и свободы в порядке и границах, предусмотренных Конституцией и законами.