Меню Закрыть

Финансово хозяйственная деятельность жкх

Комплексный анализ хозяйственной деятельности МУП ЖКХ «Песковский коммунальник»

Главная > Курсовая работа >Экономика

Исходная информация о предприятии

Источник информации для анализа

Общая характеристика имущества и источников финансирования. Чистый оборотный капитал

Структура имущества предприятия

Анализ структуры активов и пассивов баланса

Анализ финансовой устойчивости

Анализ показателей признания структуры баланса Неудовлетворительной

9. Основные выводы и предложения

1. Исходная информация о предприятии

Муниципальное Унитарное Предприятие Жилищно – Коммунального Хозяйства «Песковский коммунальник» создано в 1992 году. Предприятие находится по адресу: Кировская область, Омутнинский район, п. Песковка, ул. Новая, 10.

Основной вид деятельности организации – предоставление коммунальных услуг населению и предприятиям — теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, а также обслуживание и ремонт тепловых сетей, водопровода и канализации.

МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» является государственным предприятием с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс и расчётный счёт.

Данным предприятием за время своей деятельности введено в эксплуатацию большое количество различных объектов:

7 котельных, работающих на твёрдом топливе,

водозабор, осуществляющий подъём воды из артезианской скважины.

В 2005 году на предприятии была создана лесозаготовительная бригада в связи с переводом муниципальных котельных на дровяное топливо.

Данный участок занимается заготовкой дров и деловой древесины.

2. Источник информации для анализа

Анализ финансовой деятельности МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» за период 2005 – 2006 года проводился по данным бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах и их использовании (форма 2 приложение к балансу).

Основой анализа является система показателей и аналитических таблиц.

Экономический потенциал может быть охарактеризован с двух сторон: с позиции имущественного положения и с позиции его финансового положения. Обе эти стороны финансово-хозяйственной деятельности взаимосвязано-нерациональная структура имущества, её некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения.

Необходимым звеном в системе рыночной экономики является институт несостоятельности (банкротства) хозяйственных субъектов. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос оценки структуры баланса, так как по неудовлетворительной структуре баланса принимается решение о несостоятельности предприятия.

Ниже рассмотрены технико-экономические показатели работы предприятия за 2005 – 2006 года и проводится сравнительный анализ (табл.1)

Таблица 1. Технико-экономические показатели за 2005 – 2006 год.

Выручка от реализации (работ, услуг)

В т.ч. услуги населению, бюджетной сфере и прочим организациям

Прибыль от реализованной продукции

Себестоимость (работ, услуг)

Рентабельность основной деятельности

Затраты на 1 рубль выручки от всей реализации

Затраты на 1 рубль

Затраты на оплату труда

В результате сравнительного анализа по технико-экономическим показателям видно, что выручка от реализации увеличилась к концу 2006 года на 27941,36 тыс. рублей, т.е. на 130%. В том числе от основной деятельности на 30379,80 тыс. рублей. За период 2006 года были оказаны услуги по продаже леса на сумму 979,36 тыс. рублей, что на 2444,13 тыс. рублей меньше чем за прошлый год. Прибыль предприятия выросла на 9110,79 тыс. рублей, соответственно на 117%. Себестоимость работ при этом в 2006 году увеличилась на 18824,88 тыс. рублей или на 137,4% , что в 3,4 раза больше чем в предыдущем, в том числе произошел рост затрат на основное производство на 242,4%.

Увеличение себестоимости привело к снижению рентабельности предприятия с 56,7% до 51,9% к концу 2006 года, в том числе рентабельность основной деятельности снизилась на 19 пунктов с 43,1% до 34,8%.

Затраты на один рубль выручки от реализации составили в 2006 году 0,66 рублей, что на 3,1% больше, чем в 2005 году, то есть произошло удорожание производственных расходов.

Затраты на один рубль выручки от основной деятельности возросли на 26,9% это значит, что по основной деятельности предприятие получило избыток от выполненных работ, что повлекло за собой снижение прибыли и рентабельности производства. Наблюдалось снижение основных средств предприятия на 343,32 тыс. рублей.

В 2006 году произошло сокращение рабочих с 123 до 96 человек, в связи, с чем выросла производительность труда в 2,4 раза и расход на оплату труда составили 12761,02 тыс. рублей, что на 237,3% выше по сравнению с 2005 годом.

Но сравнительный анализ не будет объективным без учёта влияния инфляционных процессов. Поэтому заметный рост многих показателей, например себестоимости до 24,2% обусловлен влиянием роста цен за год.

Чтобы получить более объективную картину, пересчитываются некоторые ключевые показатели с учётом коэффициентов потребительских цен, рост которого составил 122% за 2006 год, а не платные услуги, что будет являться более актуальными для организации, рост составил около 150% в год.

Таблица 2. Технико-экономический показатель с учётом роста коэффициента потребительских цен на платные услуги

Анализ финансово экономической деятельности МУП ЖКХ

Главная > Реферат >Экономика

Жилищно – коммунальный сектор экономики

Сущность жилищно-коммунальных услуг и их роль в национальной экономике

Методика оценки экономического положения предприятия ЖКХ

Проблема ЖКХ России в современных условиях

Анализ финансово – экономической деятельности МУП «ЖКХ» п. Метлино ЗАТО Озерск Челябинской области

Общая характеристика хозяйственной деятельности МУП «ЖКХ»

Анализ экономического положения МУП «ЖКХ»

Анализ финансирования МУП «ЖКХ»

Влияние региональной тарифно-ценовой политики на экономическое положение МУП «ЖКХ»

Оптимизация деятельности предприятий жилищно – коммунальной сферы

Перспективы развития ЖКХ в России

Предложения по улучшению экономического положения МУП «ЖКХ»

Удовлетворенность населения жилищными условиями и качеством предоставления коммунальных услуг являются важным стимулом повышения производительных сил общества, поэтому задачи успешного осуществления реформ в жилищно – коммунальном хозяйстве на протяжении последних 10 лет определяются в качестве приоритетных социально – экономических преобразований в России. Рыночные преобразования в экономике, в том числе и в жилищно – коммунальном хозяйстве, существенно изменили структуру производственных и социально – экономических отношений в жилищной сфере. Специфика деятельности в отрасли ЖКХ обусловлена социальной значимостью создаваемой продукции, что придает особый характер взаимоотношениям хозяйствующих субъектов этого сектора с потребителями и муниципальными органами управления, что также необходимо учитывать в процессе трансформации системы управления данной отраслью.

Основные реформы ЖКХ, предлагаемые на правительственном уровне, предполагают замену старой административно – командной системы управления жилищным фондом на рыночно ориентированную, направленную на демонополизацию процессов управления и содержания жилья. В связи с этим меняется содержание жилищно – коммунальных услуг, а также формы предложения и спроса на эти услуги в отношении их объема и качественной составляющей. При этом особое значение имеют вопросы формирования политики оплаты жильем населения, повышения эффективности управления и содержания жилищного фонда, направленные на повышение производительных сил общества.

В целом условия развития ЖКХ являются сложными и тесно связанными с социальным развитием территорий. К настоящему времени недостаточно развита нормативная основа, а также отсутствие системных и комплексных исследований по проблеме управления жилищным фондом различных форм собственности не дают возможности создания полноценных институциональных условий для проведения реформы в жилищной сфере России 21, с.4.

Вопросы формирования системы управления жилищной сферы актуально как для крупнейших городов, так и для малых городов и поселков. На бюджет малых городов ложится значительное бремя по дотационной поддержке предприятий ЖКХ.

Дипломная работа посвящена исследованию проблемы ЖКХ, анализу существующего положения предприятия и разработке рекомендаций практического характера по преобразованию и оптимизации финансово – экономической деятельности МУП «ЖКХ» п. Метлино ЗАТО Озерск Челябинской области.

Целью дипломной работы является анализ финансово – экономической деятельности МУП «ЖКХ».

Для достижения цели дипломной работы необходимо будет решить следующие задачи:

Сделать литературный обзор по проблематике жилищно – коммунального сектора экономики;

Собрать необходимые аналитические данные по предприятию;

Сделать финансово – экономический анализ деятельности предприятия по собранным данным;

Выявить основные тенденции в деятельности предприятия;

Выявить причины основных проблем деятельности МУП «ЖКХ»;

Разработать основные мероприятия по оптимизации деятельности предприятия.

В дипломной работе будут рассмотрены такие вопросы как сущность жилищно-коммунальных услуг, проблема ЖКХ России в современных условиях, методика оценки экономического положения предприятия, анализ экономического положения предприятия, влияние региональной тарифно-ценовой политики на экономическое положение.

1. Жилищно – коммунальный сектор экономики

Сущность жилищно-коммунальных услуг и их роль в национальной экономике

Продуктом деятельности отраслей ЖКХ являются услуги. Услуги должны воспроизводиться, так как происходит процесс их потребления. Причем это воспроизводство должно быть постоянным, иначе это отрицательно повлияет на весь процесс общественного воспроизводства, как личного, так и вещественного фактора.

В последние годы получило распространение следующее определение услуг, данное американским специалистом Т. Хидлом.

Услуга – это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой – либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. Такое определение позволяет рассматривать услуги как конкретный результат экономически полезной деятельности.

Имеется и другое определение услуги: услуга – это вид предпринимательской деятельности, осуществляемой с целью удовлетворения разнообразных потребностей непроизводственного и производственного характера.

Виды услуг чрезвычайно разнообразны: они могут иметь промышленный характер, либо удовлетворять личные потребности, могут быть результатом неквалифицированного труда, либо требовать очень высокого уровня квалификации исполнителя. Сфера услуг простирается от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода, включая трудоустройство.

При всем разнообразии услуги имеют некоторые общие характеристики, которые отличают их от товара. Во – первых, неосязаемость услуги; во – вторых, неразрывность производства и потребления услуги; в — третьих, изменчивость услуги; в – четвертых, неспособность услуги к хранению, если спрос на услуги становиться больше предложения, то это нельзя исправить, взяв товар со склада.

Как товар услуга обладает двойственной структурой:

Специфической потребительской стоимостью (полезным эффектом живого труда);

Стоимостью (воплощением в услуге общественно – необходимого труда).

Сфера услуг сама воспроизводит фонд своего существования и развития. Труд, затраченный в данной сфере, является источником доходов участников производства услуг.

Стоимость услуги складывается в зависимости от ряда факторов, влияющих от нее:

Учитываются все выплаченные налоги, сборы и пошлины, а также условия предоставленных продавцами кредитов;

Затраты труда, включающие затраты на транспортировку, установку, эксплуатацию, ремонт, техническое обслуживание, поставку запасных частей, обучение персонала, страховые взносы;

Существенно влияют количество и надежность в применении оригинальных конструкторских решений и современной технологии;

Значительное влияние оказывает эффективное обслуживание потребителей, что повышает репутацию и престиж фирмы или просто облегчает деловые отношения;

Важным фактором является персонал предприятия, который может вступать в отношения с потребителями услуг.

Жилищные услуги являются основным элементом всей системы услуг, которая в последнее время получила быстрое развитие. Жилищные услуги имеют общие черты со всеми остальными видами услуг и одновременно имеют свою специфику.

Это услуги, связанные с функционированием жилья как места обитания человека. Они носят постоянный характер, в то время как многие услуги, получаемые человеком, могут иметь эпизодический характер. Говоря о постоянстве жилищных услуг, надо иметь в виду те услуги, которые предоставлются людям для обеспечения проживания, а именно водоснабжение, получение электроэнергии, газификация, канализация. Эти услуги во многом зависят от состояния инженерной инфраструктуры дома, жилого района, а в настоящее время продолжительность этих услуг определяется и общей ситуацией в стране. Жилищные услуги являются услугами массовыми, которые определены самой личностью потребителя. Номенклатура жилищных услуг многообразна, но она уступает номенклатуре услуг, связанных с предметами потребления, численность которых сотни тысяч. В целом наблюдается тенденция к возрастанию объемов и номенклатуры жилищных услуг. Количество услуг может меняться в зависимости от происходящего физического и морального старения жилья. Чем больше износ, тем больше услуг.

Так как жилищно – коммунальная услуга принимает товарную форму, то надо говорить о потребительской стоимости и стоимости.

Потребительские свойства и режим предоставления материальных услуг должны соответствовать установленным нормативам:

по теплоснабжению: температуре воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормам и нормативам;

по энергоснабжению: параметрам электрической энергии по действующему стандарту;

по холодному водоснабжению: гигиеническим требованиям по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному расходу роды в точке разбора;

по горячему водоснабжению: гигиеническим требованиям по составу, свойствам по температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;

по канализации: отведению сточных вод.

Стоимость жилищно – коммунальных услуг регулируется методическими указаниями по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья муниципального и государственного жилищного фонда. Предусмотрена новая структура платежей населения. Установлено, что наниматель жилья должен производить три платежа:

За содержание и ремонт мест общего пользования в жилых зданиях;

За коммунальные услуги;

Плата за наем жилья на компенсацию затрат для его строительства и реконструкции.

Таким образом, в структуре оплаты жилья населением должны получать отражение две новые составляющие:

Плата за наем, производимая нанимателем в качестве отдельного платежа;

Компенсация затрат на проведение ремонта, включаемая в платеж нанимателя за содержание и ремонт жилья.22, с.11

Методика оценки экономического положения предприятия ЖКХ

Рыночная экономика ориентирует предприятия на удовлетворение спроса и потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства только тех видов продукции, которые будут востребованы, обеспечены платежеспособным спросом и принесут прибыль. Рыночные отношения характеризуются постоянным стремлением к повышению эффективности производства; предполагают принятие решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений; требуют постоянных корректировок краткосрочных и среднесрочных целей и задач для реализации долгосрочных целей и миссии предприятия в зависимости от состояния рынка на конкретный период времени.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «УК «ЖКХ»

Направления деятельности и организационная структура предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Методы калькулирования себестоимости услуг, структура расходов на содержание и эксплуатацию жилого фонда, учёт личного состава и SWOT-анализ предприятия.

Подобные документы

Организационно-правовая форма предприятия. Организационная структура управления. Аренда и освоение участка лесного фонда. Анализ хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Фиро-О». Анализ ассортимента, структуры продукции и себестоимости продукции.

дипломная работа, добавлен 24.03.2011

Состав и порядок формирования доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Анализ и оценка ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности СМУП » Жилищно-эксплутационного участка №15″.

курсовая работа, добавлен 12.03.2010

Содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства. Социально-экономическая характеристика, анализ состояния жилого фонда и инженерной инфраструктуры муниципального образования, качество оказываемых услуг. Меры по реформированию ЖКХ.

дипломная работа, добавлен 24.05.2010

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия «Улаган лес». Основные виды деятельности. Организационная структура и характеристика персонала. Использование фонда рабочего времени и заработной платы. Организационная структура бухгалтерии.

отчет по практике, добавлен 04.07.2010

Организационная структура предприятия. Объем, состав и структура производимой продукции, оказываемых услуг. Имущество предприятия, планирование цен и экономической эффективности. Анализ затрат на производство. Регулирование тарифов и предельных индексов.

отчет по практике, добавлен 21.02.2010

Организационная структура предприятия. Анализ затрат на производство, доходов предприятия, финансовых результатов. Разработка предложений по снижению себестоимости, увеличению выручки по МУП «ЖКХ-Раменки». Энергосберегающая политика котельного хозяйства.

дипломная работа, добавлен 09.11.2008

История создания, направления деятельности и организационная структура ООО «ТК Гранд». Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организации. Оценка платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности предприятия.

курсовая работа, добавлен 13.10.2014

Организационная структура, направления деятельности, позиции в глобальных рейтингах ТНК Nestle. Анализ финансово-хозяйственной деятельности компании. Стратегии поведения фирмы на рынке. Выявление сильных и слабых сторон предприятия с помощью SWOT-анализа.

курсовая работа, добавлен 25.03.2014

Основы управления затратами на предприятиях жилищно-коммунального комплекса. Экономическая сущность затрат и цены. Статистический анализ финансово-хозяйственной деятельности. Корреляционно-регрессионный анализ в формировании тарифов и цен на услуги.

дипломная работа, добавлен 06.07.2014

Состояние и концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства России. Анализ деятельности жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области. Оценка маркетинговых исследований по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в Свердловском округе.

дипломная работа, добавлен 06.07.2010

Финансово хозяйственная деятельность жкх

Особенности финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ

Традиционно финансирование эксплуатации жилищного фонда осуществляется из двух основных источников: платежи потребителей и бюджетные дотации. Платежи потребителей, в свою очередь, подразделяются на две группы: платежи населения (физических лиц) и прочих пользователей жилищного фонда — юридических лиц. В связи с низкими тарифами и наличием многочисленных льгот для населения и ряда организаций социальной сферы в бюджете предусмотрены дотации, направляемые жилищному сектору для покрытия выпадающих доходов. Кроме того, необходимо учитывать возможности привлечения дополнительных средств органами управления, потребителями и организациями жилищного сектора финансово-кредитных, фондовых, инвестиционных и прочих ресурсов.

Потребители оплачивают услуги и работы, предоставляемые жилищными и ремонтными организациями. Но основной потребитель — население — производит оплату по заниженным тарифам, которые не покрывают реальных затрат производителей. Кроме того, значительная часть населения имеет льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые значительно снижают реальное поступление средств от населения. К тому же в последние годы к системе льгот добавился еще один элемент социальной защиты — выплата компенсаций (субсидий) для малоимущих граждан. Все эти обстоятельства существенно ограничивают поступление средств от населения.

Бюджетные дотации на содержание ЖКХ предусматриваются в бюджетах всех уровней власти (федеральном, региональном и местном), но их выделение жилищному сектору производится непосредственно на местном (городском) уровне. Дотации осуществляются в форме трансфертов, направляемых в жилищно-коммунальный сектор для компенсации выпадающих доходов в связи с низкими тарифами, установленными для населения, а также для покрытия действующих льгот. Размер дотаций из федерального бюджета определяется на основе утвержденных федеральных стандартов на покрытие убытков жилищно-коммунального сектора. Как показывает реальная практика, дотации далеко не покрывают размера выпадающих доходов производителей.

Теперь коснемся особенностей финансов ЖКХ. Жилищно-коммунальное хозяйство в течение длительного периода времени развивалось в условиях административно-командной системы, которая ограничивала возможность использования товарно-денежных отношений, а значит использования финансов и их функций. ЖКХ финансировалось по остаточному принципу, а это означало относительно небольшой финансовый фонд и дефицит в объеме и качестве услуг. Ограничения касались и возможностей получения кредита предприятиями и организациями ЖКХ. Таким образом, вся система была достаточно инертна.

Реформирование экономики и ЖКХ, в частности, привело к расширению всего пространства финансовых отношений. Во-первых, их субъектом активно становится физическое лицо, которое вступает в рыночные отношения, влияет на их развитие, платит налоги, берет кредит. Во-вторых, появились совершенно новые юридические лица, которые организуют свою работу, ориентируясь на рынок, а значит, используя весь его инструментарий — финансы, кредит. В-третьих, все-таки система ЖКХ сохраняет в себе остатки административной системы, отказаться от которой в настоящее время весьма трудно. Причины этого многочисленны.

Население не может согласиться с платностью ЖКХ в силу своего низкого жизненного уровня. Тем самым оно подрывает саму основу рыночной сделки: «Я предоставляю тебе товар, а ты его оплачиваешь». Рынок ЖКХ в этом отношении — исключение. Население практически еще не подошло к реализации этого принципа, а это означает усложнение всей системы финансовых расчетов между производителем услуг и ее потребителем. Здесь начинают работать административные методы, защищающие потребителя и ограничивающие активность производителя. В этих условиях жилищно-коммунальное хозяйство теряет свою инвестиционную привлекательность по сравнению с другими сферами предпринимательства. В РФ имеется большое количество дотационных регионов, и это также сдерживает развитие рыночных отношений и их составного элемента — финансовых отношений. В одних — они продвинуты, в других — развитие идет медленно. Экономика жилищно-коммунального хозяйства: Учебное пособие. Под ред. доктора экон. наук, проф. Ю.Ф. Симионова. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. стр. 86 — 89.

Финансово хозяйственная деятельность жкх

Мероприятия по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЖКХ

Анализ представленных выше показателей РМУП ЖКХ говорит, что для отечественного ЖКХ характерно неэффективное управление, которое создает условия для паразитического существования предприятий комплекса за счет потребителей его услуг, прежде всего населения. Действующая система тарифов (она регулируется государством) позволяет включать в платежи необоснованные затраты, в частности, на неэффективное использование рабочей силы. Кроме того, приведенные данные свидетельствуют, что производительность труда в ЖКХ снижается более быстрыми темпами, чем в среднем по стране. Вывод — в рассматриваемом секторе экономики система государственного регулирования менее эффективна, чем в целом по народному хозяйству. В процессе проводимой в стране реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) возникло много проблем, от решения которых зависит успех ее реализации.

Итак, изучив основные проблемы в финансово-хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия, мы пришли к выводу, о том, что выявленные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности характерны для всей отрасли. Поэтому для РМУП ЖКХ вряд ли можно указать какое-либо конкретное мероприятие по улучшению финансово-хозяйственной деятельности.

В связи с этим всеобщей целью улучшения финансово-хозяйственной деятельности, прежде всего должно стать повышение устойчивости и эффективности функционирования предприятий ЖКХ, а так же улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат за счет энергоресурсосбережения.

Реальная конкуренция за получение городского заказа существует не только на работы по эксплуатации и капитальному ремонту жилищного фонда, но и на все виды работ, включая вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора. Основной же целью конкурсного отбора является снижение стоимости работ и повышение их качества.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства требует новых подходов к сложившейся на сегодня практике предоставления населению коммунальных услуг. При этом большое значение имеет снижение себестоимости этих услуг за счёт экономии топливно-энергетических ресурсов. Одним из наиболее эффективных способов снижения затрат в жилищном фонде округа является энергосбережение.

Поэтому проводимые в период подготовки к зимнему отопительному сезону штатные мероприятия всё в большей степени приобретают энергосберегающую направленность. Это относится к плановому ремонту теплотрасс, работам по автоматизации технологических процессов, регулировке в сетях давления и т.д. В целях снижения затрат на эксплуатацию рекомендуется руководству РМУП ЖКХ контролировать фактический расход ресурсов по приборам и по расчетным нагрузкам. Следует применять новые современные материалы при замене теплоизоляции трубопроводов.

Итак, обозначим основные направления мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности РМУП ЖКХ.

1. Совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг. По данному направлению предполагается повышение уровня оплаты услуг населением с постепенным переходом на 100 %-е финансирование отрасли за счет платежей потребителей услуг, дифференциации ставок оплаты жилья в зависимости от качества и местоположения, перехода от бюджетного дотирования на содержание жилищного фонда к выплате субсидий наименее обеспеченным гражданам. Необходимо отметить при этом важность государственного контроля за процессом ценообразования в ЖКХ. Речь идет об установлении государством показателей финансовых взаимоотношений центра и субъектов Российской Федерации. К таким показателям относятся федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, величина которых ежегодно утверждается Правительством РФ. Это:

— уровень платежей граждан за предоставляемые ЖКУ в целом по всем их видам;

— максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и услуг в совокупном доходе семьи в пределах федерального стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов потребления этих услуг;

— предельная стоимость предоставляемых ЖКУ на 1 кв. м. общей площади жилья в месяц, дифференцированная по экономическим районам страны.

2. Демонополизация ЖКХ. Здесь должно уделяться внимание совершенствованию системы управления РМУП ЖКХ развитию конкурентной среды по обслуживанию жилья среди хозяйствующих субъектов при обязательном соблюдении защиты прав и интересов потребителей, предоставлению потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, формированию системы договорных отношений между производителями и потребителями ЖКУ.

Предусматривается разделение функций управления и эксплуатации жилищного фонда. Причем и управленческие, и подрядные (обслуживающие) организации должны подбираться на конкурсной основе. Критерий при этом всегда один — кто предложит больший объем услуг за меньшую стоимость.

3. Ресурсосбережение. Предусматривается, что весь объем производимой и потребляемой электро- и тепловой энергии, топлива и воды должен учитываться с использованием технических средств. С этой целью предполагается обеспечить установку индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах-новостройках, реконструированном или капитально отремонтированном жилье.

Должна быть поставлена задача экономически заинтересовать основных участников процесса ресурсосбережения — производителей, поставщиков и потребителей энергоресурсов в соответствии с рыночными отношениями. А пока в рассматриваемом предприятии рынок не заработает, необходимо наладить систему государственного контроля за тарифами и ценами на энергоресурсы. Ведь в стоимости коммунальных услуг до 70 % приходится на тепло, горячую воду и вообще на энергетику. Вместе с тем, тарифное регулирование может стать одним из основных рычагов экономии ресурсов. Но при регулировании тарифов и цен необходимо учитывать экономически обоснованные затраты производителей и потребителей ресурсов на реализацию программ по ресурсосбережению.

Поскольку основная цель мероприятий — не рост оплаты жилья, а улучшения финансово-хозяйственной деятельности РМУП ЖКХ, одной из основных задач мероприятий является повышение качества оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг.