Меню Закрыть

Федеральное и региональное законодательство это

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМУПРАВЛЕНИЯ

Тема 2. Правовые основы местного самоуправления

2.3. Региональное законодательство и муниципальные правовые акты

На территории конкретного субъекта РФ формируется региональное законодательство по вопросам организации местного самоуправления в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 131-ФЗ, в котором определены полномочия субъектов РФ в области местного самоуправления, в частности, правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ.

Общие положения организации местного самоуправления на территории субъекта РФ обязательно закрепляются в Конституции или Уставе (основном законе) субъекта РФ. Эти положения развиваются и конкретизируются в законах субъектов РФ о местном самоуправлении. Субъекты РФ принимают законы по вопросам установления границ, статуса, названий муниципальных образований, наименований органов местного самоуправления, проведения местных референдумов и муниципальных выборов, передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, прохождения муниципальной службы и др.

Региональное законодательство в области организации местного самоуправления включает конституции, законы субъектов РФ, указы и распоряжения руководителей субъектов РФ, постановления органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, ведомственные нормативно-правовые акты. Действие регионального законодательства распространяется на территорию всего субъекта РФ.

С целью организации и осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях принимаются муниципальные правовые акты. Пунктом 1 статьи 7 131-ФЗ определены субъекты принятия муниципальных правовых актов – население муниципального образования, а также органы и должностные лица местного самоуправления.

В отличие от федеральных и региональных органов власти, органы местного самоуправления не вправе принимать законы. Основной правовой акт местного самоуправления – Устав муниципального образования, который в соответствии со ст. 44 131-ФЗ должен содержать следующие положения: наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления; характеристику системы муниципальных правовых актов; виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; порядок формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Устав муниципального образования обладает высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов наряду с муниципальным правовым актам, принимаемым населением муниципального образования (решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан). Муниципальные правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами муниципального образования, не должны противоречить уставу и решениям, принятым населением муниципального образования.

В систему муниципальных правовых актов также входят правовые акты, принимаемые представительным органом муниципального образования (решения); главой муниципального образования (постановления, распоряжения); председателем представительного органа (постановления, распоряжения); главой местной администрации (постановления, распоряжения); должностными лицами местного самоуправления (распоряжения, приказы). Вопросы, по которым органы и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, отражены в ст. 43 131-ФЗ. Принятые муниципальные правовые акты обязательны к исполнению на территории муниципального образования (п. 3 ст. 7 131-ФЗ). Муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральному и региональному законодательству.

В субъектах РФ формируются региональные регистры принятых муниципальных правовых актов, включающие все правовые акты муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, в том числе решения, принятые населением на местном референдуме (сходе граждан). Регистры муниципальных правовых актов субъектов РФ составляют федеральный регистр муниципальных правовых актов.

Формирование правовых основ местного самоуправления является непременным условием организации, функционирования и развития местного самоуправления в РФ. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно расширил полномочия муниципальных образований в сфере правового регулирования местного самоуправления.

Федеральное и региональное законодательство

Информационные блоки

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ

Универсальный информационный блок, содержащий нормативные документы по всем основным областям права, включая акты Правительства РФ, ЦБР РФ, Минфина РФ и других органов власти, решения Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также типовые формы документов, утвержденные нормативными актами.

НАЛОГИ, БУХУЧЕТ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. РОССИЯ

Нормативные документы, относящиеся к налоговой системе и регулирующие вопросы бухгалтерской, статистической отчетности, трудоустройства, компенсаций и социальной защиты. Сюда же вошли международные договоры об избежании двойного налогообложения, а также формы бухгалтерской и статистической отчетности, формы деклараций и первичной учетной документации.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В систему ГАРАНТ, наряду с документами федерального уровня, подключаются документы органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Эмитентами региональных документов являются органы законодательной и исполнительной власти региона: законодательное собрание, глава администрации, налоговая инспекция региона, ГУ ЦБР, таможенное управление, отраслевые комитеты и др. В настоящее время в системе ГАРАНТ представлено законодательство всех 83 субъектов Российской Федерации.

ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Документы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Центрального таможенного управления, отдельных таможен и материалы, регулирующие внешнеэкономические отношения, документы по валютному контролю, таможенному оформлению товаров, международному таможенному сотрудничеству и пр. В блок включены таможенные споры, в том числе и споры по вопросам уплаты таможенных платежей, и типовые формы ГТД и ДТС.

БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Документы по вопросам банковской деятельности, организации и регулирования денежного обращения, лицензирования банковской деятельности и защиты прав вкладчиков и акционеров. В этот же блок включены материалы споров в области финансов и кредита, международные расчеты и векселя, формы договоров займа, кредитных договоров, аудиторских документов.

ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Подборка документов, регулирующих вопросы риэлторской деятельности, страхования недвижимости, приватизации жилья и многие другие аспекты жилищно-коммунального хозяйства. Здесь же можно ознакомиться с судебной практикой по вопросам собственности на недвижимость, обмена жилых помещений, наследования или дарения жилья и т.д.

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ. НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ. ПРИРОДООХРАНА

Документы Министерства природных ресурсов РФ, Росземкадастра РФ, Минсель хоза РФ, Госкомрыболовства РФ и других отраслевых органов власти по вопросам охраны окружающей среды, экологической безопасности и контроля, которые регулируют земельное право, порядок разрешения земельных споров и др.

УГОЛОВНОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Документы Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ и других органов власти по вопросам уголовного права, административных правонарушений, которые регулируют деятельность прокуратуры и правоохранительных органов. В блоке содержится судебная практика по уголовным и административным преступлениям, а также формы процессуальных документов.

ГАРАНТ-МЕДИЦИНА

Документы Министерства здравоохранения и социального развития, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ, Главного государственного санитарного врача РФ и других органов, регулирующие вопросы охраны здоровья населения, медицинского страхования, лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности и многие другие.

АРХИВЫ ГАРАНТА

Индивидуальные правовые акты, в том числе решения о продаже акций отдельных предприятий, принадлежащих государству, и приватизации отдельных предприятий. Часть материалов никогда не была официально опубликована.

LEGISLATION OF RUSSIA IN ENGLISH

Полное собрание российских документов на английском языке с исходными текстами на русском языке. Переводы осуществляются сертифицированными специалистами.

Кому

БУХГАЛТЕРУ
Специалист может ознакомиться с важными в его работе приказами Минфина России, письмами ФНС России, федеральными законами или документами, регулирующими региональные особенности налогообложения. В ИПО ГАРАНТ включены все акты органов власти по актуальным бухгалтерским и налоговым темам.

ЮРИСТУ
Профессионал в области юриспруденции найдет необходимые нормативные акты конституционного, гражданского, трудового, административного, уголовного и иных отраслей права. В распоряжении правоведов кодексы, федеральные конституционные, региональные законы и другие важные акты органов власти, регулирующие вопросы государственно-правового устройства, гражданского законодательства и приватизации.

СПЕЦИАЛИСТУ ПО КАДРАМ
Работникам кадровых служб доступны все нормативные акты, в которых регулируется делопроизводство в организациях, вопросы оплаты и нормирования труда, повышения квалификации, оформления трудовых отношений. Кадровики могут воспользоваться актами органов власти по вопросам трудоустройства, занятости населения, социальной защите, пенсий и компенсаций, здравоохранения и образования.

РУКОВОДИТЕЛЮ
Руководители любого звена будут в курсе общих правовых вопросов деятельности своей организации и изменений российского законодательства благодаря нормативным правовым актам, регулирующим отдельные виды деятельности. Эти специалисты также смогут найти новые возможности для улучшения работы своей организации.

Федеральное и региональное законодательство это

§ 2. Понятие и система регионального законодательства

1. Понятие регионального законодательства

Термин «региональное законодательство» достаточно условен, поэтому рассмотрение вопроса о понятии регионального законодательства уместно начать с терминологического аспекта.

Термин «региональное законодательство» является синонимом термина «законодательство субъектов Российской Федерации». Последний термин является более точным. Тем не менее использование термина «региональное законодательство» оправдано. Субъекты Российской Федерации часто называются регионами даже в официальных документах. Конечно, термин «регион» не имеет эксклюзивной привязки к субъекту Российской Федерации. Регионом можно назвать и территорию Российской Федерации, включающую несколько субъектов Российской Федерации, а в глобальном плане также и часть территории земного шара, включающую несколько государств. И все же, когда говорят о регионах России, чаще всего подразумевают субъекты Российской Федерации. Такая тенденция становится все более отчетливой. Это, кстати, проявляется и в употреблении термина «региональное законодательство», который имеет однозначное толкование (употребление) как «законодательство субъектов Российской Федерации».

Закрепление и все большее распространение термина «региональное законодательство» вполне объяснимо. Практика востребовала краткое прилагательное применительно к субъекту Российской Федерации, такое же краткое и удобное, как термин «федеральный» (применительно к Российской Федерации) и «муниципальный» (применительно к муниципальному образованию). Практика любит краткие удобные обозначения. Лучшего варианта, чем термин «региональный», она не нашла.

Применительно к отдельным видам субъектов Российской Федерации региональное законодательство может обозначаться как полными точными терминами, так и краткими, например: «законо22дательство республики» — «республиканское законодательство», «законодательство края» — «краевое законодательство», «законодательство области» «областное законодательство», «законодательство города федерального значения» — «городское законодательство», Назад

Федеральное и региональное законодательство

Региональное законодательство о поддержке промышленных предприятий

Федеральное законодательство о поддержке промышленных предприятий

О Федеральном законе Российской Федерации «О промышленной политике в Российской Федерации»

31 декабря 2014 года Владимир Путин подписал закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

Федеральным законом определяются цели, задачи и принципы промышленной политики, круг участников её формирования и реализации, регламентируются полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере промышленной политики.

Стимулирование промышленной деятельности в соответствии с Федеральным законом осуществляется путём предоставления её субъектам: финансовой и информационно-консультационной поддержки; поддержки научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности, внешнеэкономической деятельности; поддержки развития кадрового потенциала и предоставления государственных и муниципальных преференций и других мер поддержки.

В целях автоматизации процессов сбора, обработки информации, необходимой для обеспечения реализации промышленной политики, повышения эффективности обмена информацией о состоянии промышленности и прогнозе её развития создаётся государственная информационная система промышленности.

Федеральным законом регламентируются особенности специального инвестиционного контракта, по которому инвестор обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции, а Российская Федерация либо субъект Российской Федерации обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности. Кроме того, на весь срок действия специального инвестиционного контракта инвестору гарантируется стабильность совокупной налоговой нагрузки, режима и обязательных требований.

О государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»

Правительством РФ в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» продолжается разработка и принятие нормативных документов, направленных на предоставление государственной поддержки из федерального бюджета.

Ознакомиться с полным текстом порядков предоставления поддержки можно на сайте Правительства РФ, вкладка – документы либо на сайте Минпромторга России http://www.minpromtorg. gov.ru/.

Ознакомиться с государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» можно на сайте Минпромторга России, вкладка меню – деятельность – госпрограммы.

2.2. Федеральное и региональное законодательство об местном самоуправлении

В качестве базового для построения системы местного самоуправления в России выступил Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении 1995 г.). В нем получили развитие закрепленные в Конституции основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления.

Этот Закон, установив общие принципы организации местного самоуправления в России, определил роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, организационные, территориальные, экономические и финансовые основы местного самоуправления, государственные гарантии его осуществления [14, c.18].

В нем разграничивались полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления, были определены предметы ведения местного самоуправления, регулировались основные формы осуществления населением местного самоуправления (формы прямого волеизъявления и органы местного самоуправления).

Закрепляя основы деятельности органов местного самоуправления, Закон о местном самоуправлении 1995 г. определяет исключительную роль представительного органа местного самоуправления, подчеркивает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществление органами государственной власти и государственными должностными лицами местного самоуправления не допускается. Структура органов должна определяться населением муниципального образования. Закон наделил органы и должностных лиц местного самоуправления правом принимать правовые акты по вопросам своего ведения [10, c.21].

Указанный Закон предусматривает различные формы прямого волеизъявления граждан: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, территориальное общественное самоуправление и др.

Данным Законом, с одной стороны, гарантируется организационная, финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления, судебная защита местного самоуправления. С другой стороны, предусмотрена ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Закон закрепил законодательную базу местного самоуправления и создал необходимые предпосылки для развития федерального и регионального законодательства в сфере местного самоуправления. В числе федеральных законов, принятых в развитие Закона о местном самоуправлении 1995 г., следующие: от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»[11, c.19].

К другой группе можно отнести федеральные законы, составляющие законодательную основу других отраслей права, но в той или иной степени затрагивающие вопросы местного самоуправления. Среди них: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и др.

В настоящее время насчитывается около 300 федеральных законов, законов РСФСР и РФ, в которых содержатся муниципально-правовые нормы.

Кроме того, правовую основу местного самоуправления составляют федеральные подзаконные акты. В их числе свыше 500 Указов Президента РФ, более 1100 постановлений Правительства РФ, нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти. Среди них наиболее важными для местного самоуправления являются Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации»; постановления Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1251 «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления», от 15 декабря 1999 г. № 1394 «О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления», от 20 декабря 2004 г. № 814 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по утверждению границ муниципальных образований», от 31 декабря 2004 г. № 903 «Об утверждении правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления», от 1 июня 2005 г. № 350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» [13, c.21].

Специфическим источником права также являются ежегодные послания Президента Федеральному Собранию РФ.

Практика применения Закона о местном самоуправлении 1995 г. выявила ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления, в числе которых нечеткость в определении компетенции муниципальных образований, неопределенность территориальной организации местного самоуправления, возможность формирования структуры органов местного самоуправления, не соответствующей решаемым задачам, несоответствие ресурсов исполняемым обязанностям, удаленность органов местного самоуправления от населения, непроработанность механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В контексте проводимых в России реформ данное обстоятельство потребовало принятия Закона в новой редакции. И такой (одноименный) Федеральный закон был принят 6 октября 2003 г.

Он направлен на решение указанных проблем, развитие системы местного самоуправления, а также приведение ее в соответствие с Конституцией.

Ключевые положения Закона о местном самоуправлении 2003 г. направлены на изменение принципов территориальной организации местного самоуправления. Устанавливается обязательное формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях – в поселениях и муниципальных районах с разграничением и закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных государственных полномочий. Определена процедура передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, исключающая возникновение нефинансируемых мандатов и предусматривающая необходимые меры, включая ответственность органов местного самоуправления, по эффективному исполнению указанных полномочий [12, c.25].

В названном Законе предусматривается усиление контроля за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственности указанных органов за их неисполнение. В частности, предусматривается временное исполнение полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью и безопасности граждан, а также в некоторых иных случаях.

В настоящее время на региональном уровне правовую основу местного самоуправления составляют конституции и уставы субъектов РФ, законы о местном самоуправлении; о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований; о местном референдуме; о статусе депутата, выборного должностного лица; о муниципальной службе; о материальной и финансовой основах местного самоуправления; о бюджетном устройстве и бюджетном процессе; о порядке регистрации уставов муниципальных образований; о полномочиях органов местного самоуправления; о собраниях и сходах граждан; о территориальном общественном самоуправлении; об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; о порядке отзыва депутата представительного органа и иных выборных лиц местного самоуправления [15, c.30].

Законы о местном самоуправлении приняты практически во всех субъектах РФ. К таким законам, имеющим общий характер, непосредственно примыкают законы и другие нормативные акты субъектов РФ по вопросам о территориях муниципальных образований, порядке их реорганизации и упразднения, об осуществлении права законодательной инициативы органами местного самоуправления, о правовых актах органов местного самоуправления, о государственной регистрации уставов муниципальных образований. Осуществляется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ. В ряде субъектов РФ законами устанавливаются конкретные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законодательства.

В настоящее время с учетом требований федерального законодательства полностью пересматриваются, а зачастую и отменяются региональные законы о местном самоуправлении. Значительные изменения могут претерпеть законодательные акты, предусматривающие наделение отдельными государственными полномочиями, законы о финансовых основах местного самоуправления, о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о порядке регистрации уставов муниципальных образований, о собраниях и сходах граждан, о территориальном общественном самоуправлении, об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. До внесения соответствующих корректив указанные региональные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Закону о местном самоуправлении 2003 г.

Таким образом, сегодня можно с уверенностью прогнозировать существенную активизацию работы в субъектах РФ по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством и Конституцией.

Федеральным законом от 12 октября 2005 г. № 129-ФЗ были внесены поправки в Закон о местном самоуправлении 2003 г., продляющие переходный период реформы до 1 января 2009 г. Лишь 47 из 89 субъектов РФ заявили о своей готовности реализовать Закон в полном объеме, 28 субъектов РФ с осторожностью подходят к решению вопросов местного значения во вновь образованных муниципальных образованиях, полагая, что им нужен еще год для адаптации в новых условиях. Эти субъекты РФ, по предварительным данным, отодвигают срок реформы до 1 января 2007 г. И лишь 14 субъектов Федерации планируют продлить переходный период на более длительный срок – до 2009 г.

Осознание местного самоуправления как закономерности общественного развития зависит от места, которое отводится ему в системе публичных институтов. Формы самоуправления, возникнув первоначально как самостоятельные, естественные, постепенно превращаются в формы, допущенные государством с целью повышения эффективности управления системой государство-общество.

Принцип действия саморазвивающейся системы, каковой является местное самоуправление, основан на идее полноправного участия граждан в принятии решений и их надлежащей реализации, опираясь на собственные силы.

Помощь государства в данной ситуации должна заключаться в своевременном и полномерном обеспечении местного самоуправления соответствующими нормативно-правовыми актами, без которых деятельность системы местного самоуправления не может быть функциональной и полезной для государства.

Рассмотрев вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями способствует вживлению местной публичной власти в ткань государственного организма, их сращиванию и взаимному обогащению.

Существует реальная необходимость разработать необходимые дальнейшие шаги для развития системы местного самоуправления и закрепить их законодательно.

Учитывая многообразие субъектов правового регулирования, а также то, что новые законы по-прежнему должны работать в неподготовленной среде (низкая активность населения, отсутствие необходимой финансово-экономической основы, некомплексность правового регулирования).

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета от 25 декабря 1993 года, № 237

Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 декабря 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26, ст. 2780

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января 1999 года) // Журнал «Совет Европы и Россия», 2002, № 2

Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ООО «Витрем», 2002

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2004 года, № 162

Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета от 31 мая 2003 года, № 104

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещёнии заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета от 28 июля 2005 года, № 163

Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 года № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 октября 2005 года, № 44, ст. 4536

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года № 4 «О судебной практике по делам злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» // Текст постановления официально опубликован не был

Национальный план противодействия коррупции утверждён Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568 // Российская газета от 5 августа 2008 года, № 164

Монографии, учебные пособия

Антикоррупционная политика: Справочник / Под ред. А.В. Малько. М., 2006

Аринин А.Н. Борьба с коррупцией – это борьба за обеспечение и защиту прав и свобод граждан Российской Федерации / Защита прав и свобод граждан: Материалы научно-практической конференции. – М., 2005

Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. – М., 2001. – 240 с.

Водько Н.Г. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: научно-практическое пособие. – М.: Юриспруденция, 2000. – 80 с.

Гармаев Ю.П. Должностные преступления в таможенных органах. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002. – 176 с.

За кулисами становления экономических теорий. От теории – к коррупции. М. Гэффни, Г. Титова, Ф. Харрисон. – СПб.: Б. & К., 2000. – 310 с.

Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В.В. Лунеева. – М.: Юрист, 2001. – 426 с.

Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 912 с.

Куракин А.В. Правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы в Российской Федерации: Монография А.В. Куракин. – М., 2004

Рочева Е.А. Криминологическая характеристика злоупотребление властью или служебными полномочиями как одного из криминальных проявлений коррупции // Смирнов А.Ю. Актуальные проблемы квалификации получения взятки // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2007, № 1

Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел: Монография. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2003. – 415 с.

Ткач А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации». – М.: ЗАО «Юстицинформ». 2006. – 176 с.

Шнитенков А.В. Ответственность за преступления против интересов государственной службы и интересов службы в коммерческих и иных организациях. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2006. – 331 с.

Статьи, периодические издании

Велетминский И. Заказной закон // Российская газета от 27 октября 2004 года

Дорохов Н.И. Некоторые аспекты оценки коррупции как социально-правового явления // Военно-юридический журнал. 2006, № 4

Данелян Р.С. Судейское усмотрение и институт условного осуждения // Российский следователь. 2006, № 10

Зубко И. Взяток в России берут всё больше // Российская газета от 28 июля 2004 года

Казаченкова О.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Журнал российского права. 2006, № 3

Камынин И. Международное законодательство о борьбе с коррупцией и нормы Уголовного кодекса Российской Федерации // Законность. 2005, № 11

Королева М. Роль коррупции в криминализации правоохранительной деятельности // Уголовное право. 2007, № 1

Куракин А.В. Реформирование государственной службы России должно иметь антикоррупционную направленность // Российская юстиция. 2002, № 7

Кушниренко С.П. Субъекты взяточничества // Следователь. 2007, № 2

Малько А.В. Цели и наиболее эффективные юридические средства современной российской антикоррупционной политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2004, № 3

Мишин Г.К. Элитно-властная коррупция как приоритетное направление ограничения политической коррупции и антикоррупционной политики в целом // Государство и право. 2003, № 4

Музалевская Е.А. Коррупция в системе государственной службы России: истоки и тенденция // Следователь. 2007, № 12

Пятилетова Л. Почём продаётся Москва // Российская газета от 5 июля 2004 года

Римский В.Л. Коррупция как системный фактор российских выборов // Следователь. 2008, № 1

Розенко С.В. Проблема коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Чиновник. 2004, № 2

Скобликов П.А. Как называются коррупционеры в современной России // Российская юстиция. 2006, № 12

Скобликов П.А. Уголовная ответственность за коррупцию: Условное осуждение // Уголовное право. 2003, № 3

Сухаренко А.Н. Коррупция в правоохранительных органах // Следователь. 2006, № 9

Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006, № 5