Меню Закрыть

Дтп с участием пешехода кто виноват

Каковы для водителя последствия ДТП, в котором виноват пешеход?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

В случае ДТП с участием пешехода для водителя автомобиля предусмотрено три вида ответственности — гражданская, административная и уголовная.

Гражданская ответственность для водителя наступает в любом случае, независимо от его вины. Административная или уголовная ответственность наступает при наличии вины в зависимости от вида нарушенных норм ПДД и тяжести наступивших последствий для жизни или здоровья потерпевшего (п. 1 ст. 1079 ГК РФ; ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ; ст. 5 УК РФ).

Ответственность водителя при отсутствии его вины

Вред, причиненный гражданину автомобилем как источником повышенной опасности, возмещается его владельцем независимо от его вины, если он не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Владелец автомобиля может быть также освобожден судом от ответственности полностью или частично только при наличии грубой неосторожности самого потерпевшего. Однако при причинении вреда жизни или здоровью гражданина даже при грубой неосторожности с его стороны допускается не отказ в возмещении вреда, а лишь снижение размера возмещения (п. 1 ст. 1079, п. 2 ст. 1083 ГК РФ; абз. 4 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 N 2454-О).

Наличие вины потерпевшего в нарушении ПДД при отсутствии доказательств умышленных действий с его стороны, направленных на причинение себе вреда, не освобождает водителя от ответственности (Апелляционное определение Московского городского суда от 10.11.2016 по делу N 33-42854/2016).

Надо отметить, что вред считается причиненным автомобилем, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В противном случае вред возмещается на общих основаниях. Так, например, на общих основаниях возмещается вред, если пассажир, открывая дверцу стоящего автомобиля, причиняет телесные повреждения проходящему мимо гражданину (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1).

Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу пешехода

Обязательства, связанные с возмещением пешеходу вреда, причиненного в результате ДТП его жизни, здоровью и имуществу, возлагаются на страховую компанию, застраховавшую ответственность водителя по ОСАГО в пределах установленной страховой суммы, а именно (ст. 7 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ):

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, — 500 тыс. руб.;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу, — 400 тыс. руб.

Примечание. В случае смерти потерпевшего страховую сумму вправе получить лица, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких лиц — супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода ( п. 6 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

Водители, причастные к ДТП, независимо от оформления документов сотрудниками полиции обязаны заполнить бланки извещений о ДТП, выданные страховщиками. При причинении вреда жизни или здоровью пешеходов в извещении о ДТП указывается наличие пострадавших пешеходов и (при возможности) сведения о них для получения ими страховой выплаты (п. 3.5 Правил ОСАГО).

В случае когда страховое возмещение, полученное потерпевшим от страховой компании, недостаточно для возмещения причиненного вреда в полной мере, водитель обязан самостоятельно возместить разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. В случае причинения пешеходу увечья или ином повреждении его здоровья, помимо расходов на лечение, возмещению подлежит также утраченный им заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь (ст. 1072, п. 1 ст. 1085 ГК РФ).

При определенных обстоятельствах, например при оставлении водителем места ДТП, страховая компания после осуществления потерпевшему страхового возмещения имеет право предъявить водителю регрессное требование в размере такого возмещения (пп. «г» п. 1 ст. 14 Закона N 40-ФЗ).

Возмещение пешеходу морального вреда

Если вред причинен жизни или здоровью гражданина автомобилем как источником повышенной опасности, компенсация ему морального вреда осуществляется независимо от вины автовладельца. Размер такой компенсации определяется судом (ст. ст. 151, 1100, п. 2 ст. 1101 ГК РФ).

Принимая во внимание, что потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается.

При решении вопроса о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, суд будет учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. При этом наличие родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда (п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1).

Какая ответственность применяется к виновнику ДТП? >>>

Если сбил пешехода по его вине: последствия

В крупных городах аварии с участием пешеходов происходят каждый день. На самом деле, сбить человека очень просто, особенно в тех случаях, когда пешеход сам намеренно перебегает дорогу в неположенном месте. В большинстве случаев люди считают, что они поступают правильно: ведь по ПДД у них есть приоритетное право на дороге, а переход в неположенном месте – реальный способ сэкономить свое время.

Однако не все такие опрометчивые решения заканчиваются благополучно. Иногда водитель просто не успевает затормозить, и человек оказывается под колесами. Многие ошибочно считают, что в ДТП с участием пешеходов автомобилист всегда остается виновником аварии. Так ли это на самом деле?

Что лучше не делать после ДТП с пешеходом

Изучая нормы российского законодательства и практику, можно выделить целый перечень рекомендаций, что не должен делать автолюбитель, ставший участником ДТП, в котором виноват пешеход. При соблюдении этих правил, ему удастся отстоять свою точку зрения в ходе судебного разбирательства:

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

  1. Нельзя скрываться с места дорожно-транспортного происшествия. Данное обстоятельство играет большую роль вне зависимости от того, является водитель виновным или пострадавшим лицом в аварии.
  2. Нельзя убирать или передвигать автомобиль с места аварии. Даже если к моменту приезда на место ДТП сотрудников дорожной инспекции авто будет перемещено всего на пару метров, это будет основанием для привлечения собственника к ответственности. Размер ответственности за такое нарушение – до 2 лет лишения права на управление транспортными средствами.
  3. Если у водителя нет специального образования или навыков, он не должен оказывать пострадавшему доврачебную помощь. Достаточно успокоить пешехода, постараться остановить кровотечение. Перемещать потерпевшего нельзя, так как это может усугубить ситуацию и вызвать внутреннее кровотечение.

По приезду сотрудников ГИБДД на место аварии, ими будут проведены обязательные следственные действия, сбор доказательств и фактов аварии, а также вынесено решение о виновности в ДТП. Виновнику аварии будет предъявлено обвинение в дорожно-транспортном происшествии.

Пешеход виновен в ДТП: последствия

К сожалению, большая часть пешеходов не знает правила дорожного движения. Именно по этой причине у них сформировано мнение о том, что водитель должен пропускать людей на дороге в любом случае. Переходя дорогу в неположенном месте, многие люди забывают о своей безопасности, искренне считая, что у автомобилиста будет возможность резко снизить скорость и остановить авто или иным способом уйти от столкновения. К сожалению, технические характеристики авто не позволяют водителю полностью остановить авто за пару секунд, поэтому большая часть таких выходов на дорогу заканчивается неблагоприятными последствиями.

Пешеход – это такой же участник дорожного движения, поэтому на него также распространяются требования ПДД. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен следующий перечень видов ответственности, к которым может быть привлечен пешеход – виновник ДТП.

  1. За причинение вреда здоровью легкой или средней степени тяжести, виновник должен выплатить штраф в размере от 1 до полутора тысяч рублей.
  2. За причинение тяжкого вреда здоровью виновник может понести уголовное наказание и лишение свободы на срок до 2 лет.
  3. Если в результате столкновения пострадавший умер, виновное лицо привлекается к ответственности в рамках уголовного законодательства, а также лишается свободы на срок до 4 лет.
  4. Если в результате дорожно-транспортного происшествия умерло 2 пострадавших, виновное лицо привлекается к уголовной ответственности и лишается свободы на срок до 7 лет.

Как виновность пешехода закреплена в законодательстве

Помимо того, что пешеход, по своей собственной неосторожности, может погибнуть под колесами транспортного средства, он также может быть привлечен к материальной ответственности. Однако на практике привлечение к финансовому наказанию встречается достаточно редко из-за сложности его реализации на практике.

В соответствии с требованиями российского законодательства, обязанность по возмещению причиненного ущерба пострадавшему возложена на виновника дорожно-транспортного происшествия. То есть, если столкновение произошло по умыслу пешехода, то компенсировать причиненные повреждения должен именно он.

В случае с пешеходами данный вид ответственности закреплен в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормами данного законодательного акта, обязанность по возмещению причиненного вреда возлагается на виновного в аварии, вне зависимости от того, кто это.

Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации. В соответствии с определением данного суда, вынесенном в 2012 году, пешеходы, которые стали виновниками дорожно-транспортных происшествий, не могут быть освобождены от ответственности за причиненный пострадавшему материальный ущерб.

Соответственно, можно сделать вывод, что в ДТП, произошедших по вине пешехода, действует обоюдная ответственности:

  1. Водитель транспортного средства должен возместить вред, причиненный жизни и здоровью пострадавшего в результате столкновения пешехода.
  2. Пешеход должен компенсировать материальный ущерб, который был причинен водителю транспортного средства в результате ДТП.

Порядок действий водителя в случае ДТП по вине пешехода

Результат определения виновного в ДТП лица во многом зависит от действий участников аварии. Так как автомобилист управлял источником повышенной опасности, именно ему необходимо доказывать свою невиновность и следить за соблюдением порядка действий после ДТП.

Действия водителя до приезда ГИБДД

Прежде всего стоит запомнить, что даже если пешеход, которого сбил автомобиль, уверяет автомобилиста в том, что с ним все нормально, и он не нуждается в помощи, лучше настаивать на своем и вызвать на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников ГИБДД.

В судебной практике есть много случаев, когда пешеход, вернувшись домой, составляет грамотное заявление о наезде на него. Причем в этом документе будут содержаться все сведения об автомобиле и данные автомобилиста.

В этом случае водителю транспортного средства не избежать ответственности, так как именно он будет считаться виновником ДТП. Кроме того, судом будет учитываться и отягчающее обстоятельство аварии – виновное лицо скрылось с места ДТП, что влечет за собой лишение водительских прав.

Чтобы избежать таких неприятных последствий, если пешеход настаивает на том, чтобы не вызывать ГИБДД (незначительные повреждения, а ждать приезда сотрудников дорожной инспекции нет времени), автомобилист должен взять расписку, в которой пострадавший пишет, что у него нет никаких претензий. Данный документ выступает в качестве соглашения об обоюдном примирении сторон.

Однако стоит помнить о том, что в суде такая расписка не будет иметь никакой юридической силы. Поэтому лучше всего сразу же вызвать на место аварии сотрудников дорожной инспекции, чтобы зафиксировать факт ДТП с участием пешехода.

До приезда на место ДТП сотрудников ГИБДД, водитель должен переписать данные очевидцев произошедшего. Помимо ФИО и контактных данных, желательно взять их письменные доказательства, подтвержденные личной подписью. В дальнейшем эти документы могут быть приобщены к материалам дела и использованы в качестве доказательства невиновности автолюбителя в суде.

В случае если есть следы торможения, знак аварийной остановки необходимо установить именно в начале тормозного пути. Это позволит сотрудникам дорожной инспекции определить расстояние, с которой водитель начал останавливать авто. Данный факт является свидетельством того, что автомобилист пытался предотвратить столкновение. Кроме того, по этим данным эксперт может рассчитать скорость, с которое двигалось транспортное средство.

Чтобы у специалистов была возможность провести автотехническую экспертизу, нельзя трогать осколки стекла, пластика и прочие части автомобиля.

До приезда на место ДТП по вине пешехода сотрудников ГИБДД, водитель должен зафиксировать положение транспортного средства и пострадавшего относительно крупных стационарных объектов.

Действия после приезда ГИБДД

По приезду на место ДТП сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен соблюдать определенный порядок действий.

  1. Во время составления протокола об аварии, водитель должен постоянно находиться рядом с сотрудниками ГИБДД, следить за фиксируемыми ими цифрами, сведениями, заносимыми в протокол об аварии. Стоит помнить о том, что схема и протокол должны быть подписаны автомобилистом только после полного изучения этих документов.
    Водитель имеет право вносить свои изменения в протокол, если, на его взгляд в документе имеются какие-либо неточности. Лучше всего привлечь адвоката еще на стадии составления протокола, чтобы он смог проверить правильность отраженной в документе информации.
  2. Ни в коем случае нельзя грубить и пререкаться с сотрудниками полиции. Лучше всего разговаривать с ними адекватно и сдержанно. В случае если водитель по каким-либо причинам не согласен со сведениями, указанными в протоколе, он имеет право обжаловать полученный документ в течение 10 дней, подкрепив свою точку зрения доказательствами (записи с камер, показания свидетелей).
  3. На схеме ДТП обязательно должны быть зафиксированы те условия и препятствия, которые могли стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Чтобы доказать свою невиновность в ходе судебного разбирательства, автовладельцу необходимо добиться максимальной детализации обстоятельств аварии.
    В судебной практике есть много случаев, когда пешеходы умышленно создавали аварийные ситуации и подговаривали свидетелей, чтобы получить с водителя денежную компенсацию.
  4. Заключительный этап – получение записей с видеорегистраторов свидетелей произошедшего, камер наблюдения. Однако здесь стоит поторопиться – записи с камер видеонаблюдения хранятся всего 3 дня, так что, если водитель не успеет получить их в течение этого срока, он лишиться доказательства своей невиновности.

К сожалению, ситуации, когда водителя авто необоснованно обвиняют в ДТП встречаются достаточно часто. Поэтому стоит заранее подготовиться и узнать, как правильно действовать, чтобы в дальнейшем была возможность доказать свою невиновность в суде.

Если в ДТП виноват пешеход

Если пешеходом были нарушены правила дорожного движения, и он оказался виновником ДТП, в котором было повреждено транспортное средство, ему необходимо будет возместить в полном объёме материальный ущерб.

Это одобрил Конституционный суд в своём решении об отказе в принятии жалобы. Данный отказ отразится на многих определениях судов, рассматривающих сложные спорные случаи дорожных аварий с участием пешеходов.

Итак, немного подробнее о вышеупомянутой ситуации. Несовершеннолетняя А. Райм выбежала на проезжую часть прямо перед проезжавшим транспортом, вдали от установленного пешеходного перехода. Находящийся за рулём водитель автомобиля успел сбросить скорость и притормозить, но всё-таки сбил ребёнка. В результате, пострадавшая девочка была доставлена в стационар.

На лечение девочки понадобилось десять с половиной тысяч рублей. Кроме того, родители ребёнка предъявили водителю иск о возмещении морального вреда на двадцать пять тысяч рублей. Все выставленные требования родителей девочки были сразу исполнены. По ОСАГО страховая компания полностью возместила финансовые затраты на лечение, а водитель автомобиля расплатился за моральный ущерб собственными средствами.

Но автомобиль тоже получил повреждения, и его владелец обратился в страховую компанию, в которой был оформлен полис КАСКО. Автомобиль был восстановлен, а страховщики в свою очередь предъявили иск к родителям пострадавшей девочки о возмещении полной стоимости ремонта. Всё дело в том, что по документам и протоколам девочка признана виновницей аварии.

Краевой и районный суды города Красноярска посчитали данное требование вполне обоснованным, и вынесли постановление, о том, что родители девочки обязаны компенсировать всю стоимость ремонта транспортного средства.

В надзорной инстанции судьёй Верховного суда было вынесено решение отказать в рассмотрении жалобы на вынесенное ранее решение. После этого, семья Райм подала заявление в Конституционный суд, с целью обжаловать отдельные пункты ст. 1064 ГКРФ.

Конституционным судом было вынесено определение, об отказе в принятии данной жалобы. На нескольких листах очень подробно было расписано почему. В определении поясняется, согласно ст. 1079 ГК хозяин автомобиля обязан полностью компенсировать вред жизни и здоровью, в независимости от того, является он виновником или нет. Другими словами, если ему под колёса машины упал пьяный пешеход, водителю не придётся платить штраф, а также ему не грозит уголовное преследование. Но за лечение горе-пешехода заплатить придётся, если сам пострадавший или его семья этого потребуют.

Возникает вопрос: что делать водителю, который в ДТП получил повреждения? Ведь он же абсолютно не виноват, в том, что пешеход выбежал под его колёса? Как правило, водители или молча за свои средства, ремонтируют машину, или обращаются за выплатой к своим страховщикам.

Бывали случаи, когда водитель пробовал получить с пешехода, нарушившего правила, возмещение материального ущерба. Гораздо реже непосредственно страховые компании выступали с подобными исками. Но после вышеупомянутого решения Конституционного суда аналогичных дел, возможно, будет больше.

Ведь в своём определении КС прописал, что в этой ситуации виновник аварии не освобождается ни в коей степени от ответственности за принесённый материальный ущерб. КС считает, что в данной ситуации возникает ответственность двух сторон. Водитель обязан возместить вред, доставленный здоровью пешехода, виноватый в ДТП пешеход должен возместить водителю материальный ущерб. Но при этом, по закону, пешеход имеет гораздо больше оснований для возмещения вреда.

Что же касается степени ответственности участников ДТП, доказательств вины, размера возмещения — это дело не Конституционного суда, а суда общей юрисдикции.

Своё мнение по поводу данной ситуации высказал В. Соколов, председатель общественного межрегионального движения «Союз пешеходов»:

Мы полагаем, что при таком подходе к делу пострадавший пешеход полностью лишается возможности поправить своё подорванное здоровье, потому что обязан платить деньги за материальный ущерб сбившего его автомобиля.

Дело в том, что суд устанавливает сумму материального вреда, причинённого автомобилю, основываясь на заключении независимой экспертизы, проводимой сертифицированными специалистами, а сумма возмещения вреда здоровью определяется только судьёй, который не обладает необходимыми медицинскими знаниями, эмоционально-эмпирическим способом на основании личного опыта и чьей-то правоприменительной практики.

А она такова: сумма ущерба здоровью, пострадавшему в ДТП, не может превышать сто тысяч рублей, за тяжкий вред компенсация — пятьсот тысяч рублей. Проблема в том, что у нас в стране официально стоимость жизни человека не определена.

А теперь представим, что виноватый пешеход был сбит «Роллс-ройсом» или «Майбахом»: ущерб за помятый капот и разбитое стекло может составить два миллиона рублей, а приобретённая инвалидность будет оценена в пятьсот тысяч рублей. Что же выходит, пешеход или его семья до конца своей жизни будут выплачивать этот ущерб?

Постановление КС стало очень полезным для всех нас. Мы чётко поняли, в какой части нужно совершенствовать российское законодательство — это наш Гражданский кодекс, мы непременно сформулируем все необходимые поправки в кодекс и обратимся в Государственную думу с просьбой о внесении важных корректировок.

ДТП с участием пешехода

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про ДТП с участием пешехода, которые являются для последнего весьма опасными и часто ведут к серьезным последствиям как для здоровья пешехода, так и для кошелька водителя.

Однако сразу же следует отметить, что виновником наезда на пешехода далеко не всегда является водитель автомобиля. Соответственно, не всегда водителю придется нести наказание за аварию.

Замечу, что среди участников дорожного движения бытуют два противоположных мнения:

  • В ДТП с пешеходом всегда виноват пешеход.
  • В ДТП с пешеходом всегда виноват водитель.

На практике же все зависит от конкретной дорожной ситуации, и об этом и пойдет речь в данной статье.

ДТП по вине пешехода

Поскольку пешеходы и водители представляют собой два как бы противоборствующих класса участников дорожного движения, то чаще всего они замечают именно нарушения правил дорожного движения друг друга. Т.е. пешеходы пристально следят за водителями, которые не пропускают их на переходах, ну а водители ругают пешеходов, которые выходят на дорогу в самых неожиданных местах.

Прежде чем переходит к рассмотрению конкретных дорожных ситуаций, хочу отметить, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда может заметить на дороге пешехода в темной одежде и не успевает вовремя среагировать. Что касается пешеходов, то им не всегда понятно, что водителям сложнее оценивать дорожную ситуацию в темное время суток, и они пытаются переходить дорогу точно также, как делают это и днем.

Если Вам часто в темное время суток приходится переходить дорогу, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды. Например, это могут быть 2 белые светоотражающие полосы на штанинах брюк. Пешехода с подобными элементами легко можно заметить издалека, поэтому для него риск попадания в ДТП намного меньше.

Перейдем к рассмотрению ДТП, виновниками которых являются пешеходы. Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего происходят следующие нарушения:

  • Пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора.
  • Пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.

Рассмотрим самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:

1. Пешеход очень спешит и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причинами очень многих дорожно-транспортных происшествий, поэтому если Вы заметили за собой спешку при участии в дорожном движении, то рекомендую на пару минут остановиться и передохнуть.

2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется более удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:

Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры. Такое нередко бывает в спальных районах, поэтому там часто устанавливают знаки, дополнительно ограничивающие скорость (40 км/ч).

Пешеход-пенсионер, который никогда не знал правил и еще помнит те времена, когда машины были настоящей диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю. Такого пешехода, как правило, переубедить очень сложно.

Местный пешеход, который переходит дорогу в том месте, где еще недавно был пешеходный переход. Не всякий пешеход внимательно следит за дорожными знаками и разметкой, поэтому очень часто в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода пешеходы продолжают переходить дорогу по привычке. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не пропускают, а пешеходы все равно идут.

Пешеход бежит за троллейбусом. Типичная ситуация, которая открывает в пенсионерах второе дыхание и заставляет их с невиданной прытью нестись на другую сторону дороги — это отъезжающий автобус или троллейбус. В районе остановок общественного транспорта ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.

Это лишь несколько типичных ситуаций, однако рекомендую обратить на них внимание как пешеходам, так и водителям, ведь ДТП не доставит приятных ощущений ни одному из его участников.

Отдельно хочу отметить, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто где-то на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий, ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.

Кроме того, я рекомендую и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым скорее всего окажется водитель, однако рисковать собственной жизнью я не советую. Лучше постоять подольше и дождаться, когда Вас пропустят, чем поспешить и уехать в больницу на автомобиле скорой помощи.

В настоящее время, ответственность пешеходов за нарушение правил дорожного движения невелика. Максимальный штраф — 1 000 рублей.

Однако если по вине пешехода произойдет ДТП, в котором будет причинен вред здоровью, то наказание будет несколько серьезнее:

  • Легкий или средней тяжести вред здоровью — штраф в размере 1 000 — 1 500 рублей.
  • Тяжкий вред здоровью — уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до двух лет).
  • Смерть человека — уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до четырех лет).
  • Смерть двух или более людей — уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до семи лет).

Обратите внимание, что даже пешеход может попасть за решетку при нарушении правил дорожного движения.

Наезд на пешехода по вине водителя

Водитель, в отличие от пешехода, имеет куда больше возможностей нарушения правил, которые по его вине приведут к наезду на пешехода:

1. Наезд на пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе. Чаще всего наезд происходит из-за того, что водитель либо вовремя не заметил пешехода на переходе, либо вообще не заметил пешеходный переход. Естественно, специально никто пешеходов сбивать не будет.

2. Наезд на пешехода при повороте на перекрестке (пункт 13.1 ПДД) либо при съезде с дороги (пункт 8.3 ПДД). В этом случае водитель не всегда знает, что он должен уступить дорогу пешеходам, однако опять же специально совершать наезд водитель вряд ли будет. Дело скорее в том, что очень часто пешехода невозможно вовремя заметить из-за припаркованных автомобилей или других препятствий.

3. Наезд на пешехода на регулируемом пешеходном переходе.

4. Наезд на пешехода вне пешеходного перехода при движении с превышением скорости или с нарушением другого пункта правил.

Итак, на что следует обратить внимание водителю для предотвращения наезда на пешехода:

1. Остановки общественного транспорта. В непосредственной близости от них пешеходы любят неожиданно появляться на дороге.

2. Притормаживающие на дороге автомобили. Водители часто пропускают пешеходов даже вне пешеходных переходов и если этого вовремя не заметить, можно попасть в неприятное ДТП.

3. Припаркованные автомобили, особенно в центральной части крупных городов. Бывают ситуации, когда из-за припаркованных как попало машин движение на дороге сильно затруднено. Однако это не останавливает пешеходов от неожиданного выхода на проезжую часть.

4. Пешеходы, переходящие проезжую часть в темное время суток и не имеющие светоотражающих предметов. Даже на пешеходном переходе человека, одетого в темную одежду, не всегда можно заметить вовремя. Это следует помнить при движении ночью в населенных пунктах.

Апогей для водителя — нерегулируемый пешеходный переход рядом с остановкой общественного транспорта, рядом с которым припаркован грузовик или микроавтобус, в темное время суток. Ситуация в жизни хоть и не часто, но встречается, и следует быть в ней предельно осторожным. Двигаться со скоростью 20-30 км/ч, внимательно анализируя поведение всех участников движения.

Ответственность за наезд на пешехода

В этой статье я уже писал о том, что нужно избегать наезда на пешехода даже в том случае, если он переходит дорогу в неположенном месте. Любое ДТП с участием пешехода имеет несколько неприятных последствий:

1. Огромная потеря времени. Оформление даже легкого соприкосновения автомобилей очень часто занимает 8-10 часов, что уж говорить про ДТП, в котором есть пострадавшие.

2. Пешеход может скрыться с места ДТП и найти его впоследствии вряд ли удастся. Соответственно, даже в случае нарушения правил пешеходом, чинить автомобиль придется водителю из собственного кармана.

Кроме того, на водителя будет наложено и официальное наказание:

1. За нарушение правил, повлекшее наезд на пешехода. Например, в случае наезда на пешеходном переходе — штраф в размере 1 500 — 2 500 рублей.

2. Штрафы за другие нарушения правил, которые могут быть между делом выявлены сотрудниками ГИБДД. Например, нечитаемые номера, остуствие ОСАГО, алкогольное опьянение и т.п.

3. Дополнительное административное или уголовное наказание в случае нанесения вреда здоровью пешехода:

  • Легкий вред здоровью — штраф 2 500 — 5 000 рублей или лишение водительских прав на 12 — 18 месяцев.
  • Причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего — штраф 10 000 — 25 000 рублей или лишение водительского удостоверения на 18 — 24 месяцев.
  • Тяжкий вред здоровью потерпевшего — уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до двух лет).
  • Смерть пешехода — уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет).
  • Смерть нескольких пешеходов — уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до семи лет).

Естественно, водитель должен быть наказан лишь в том случае, если с его стороны было совершено нарушение правил дорожного движения, которое и повлекло возникновение дорожно-транспортного происшествия.

Если рассматривать ситуацию в целом, то следует отметить, что наезд на пешехода чаще всего происходит случайно из-за одновременного воздействия многих факторов. Поэтому как будучи пешеходом, так и находясь за рулем автомобиля, следует эти факторы отслеживать и не рисковать собственной жизнью и здоровьем. Особенно это относится к случаям чрезмерной торопливости.

Какое наказание за сбитого пешехода в Украине?

  • Какое наказание за сбитого пешехода в Украине?
  • Что считается «наездом на пешехода» в Украине
  • Как определяется степень наезда на пешехода
  • Ответственность за сбитого пешехода
  • Что делать при наезде на пешехода, первые действия при ДТП

Читая статистику, можно ужаснуться. Каждый день на дорогах Украины гибнут люди. Причин тут много. Но одним из многочисленных дорожных происшествий является наезд на пешехода.

Что считается «наездом на пешехода» в Украине

Наездом считается не только такое происшествие, в результате которого транспортное средство наехало на человека, но и происшествие, в результате которого человек сам натолкнулся на движущийся автомобиль. Бывают случаи, когда пешеходы получают телесные повреждения от груза, который перевозило транспортное средство. Эти происшествия также относятся к этой категории.

Как определяется степень наезда на пешехода

В зависимости от степени нанесенного ущерба, ДТП делятся на те, что повлекли за собой последствия: материальные, легкие телесные, телесные последствия средней степени тяжести, тяжелые телесные, смерть пешехода, особо тяжелые (гибель двух и более людей).

Последствия наезда определяются в результате медицинского обследования и устанавливается величина степени повреждения здоровья. Она может быть легкая, средняя, тяжелая. Если после ДТП пострадавший проходит лечение меньше трех недель, то повреждения квалифицируют как легкие, если больше 21 дня – то средней степени тяжести. Судебно-медицинская экспертиза выносит решение о тяжелых последствиях. Из результатов обследований составляется медицинское заключение, которое прикрепляется к материалам дела.

Ответственность за сбитого пешехода

В результате ДТП виновный за нанесение материальных и легких телесных последствий не несет криминальной ответственности. Ответственность может рассматриваться в административном или гражданско-правовом порядке. Однако не стоит забывать, что наличие легких телесных повреждений в начале происшествия далее может переквалифицироваться как телесные повреждения средней степени тяжести, а это уже криминальная ответственность. Ясно, что наезду на пешехода предшествует нарушение правил дорожного движения. Это способствует возникновению ДТП.

Ответственность за совершённое ДТП, в зависимости от тяжести последствий, может быть:

Административная – регулируется Кодексом Украины об административных правонарушениях и применяется в виде санкций работниками полиции или по решению суда (если предусмотрено: лишение водительских прав, изъятие транспортного средства, общественные работы, административный арест, санкции).

Рассмотрим, чем грозит наезд на пешехода, если водитель оставил место ДТП. Это грозит административной ответственностью – штраф величиной 15 необлагаемых минимумов, или общественные работы (30-40 часов), или административный арест (10 — 15 суток) (ст.122). Нарушение дорожных правил пешеходами – штраф от 3 до 5 необлагаемых минимумов, (ст. 127). Нарушение ПДД велосипедистами – штраф от 5 до 8 необлагаемых минимумов, (ст.127).

Криминальная – регулируется Криминальным кодексом Украины и возникает в результате ДТП, повлекших серьезные травмы или гибель людей.

Рассмотрим, что грозит за наезд на пешехода при средней тяжести причинённых повреждений – штраф от 200 до 500 необлагаемых минимумов, или работы в исправительной колонии до 2 лет, или ограничение свободы до 3 лет (ст.286). При тяжелых телесных повреждениях или наезде со смертельным исходом – ограничение свободы от 3 до 8 лет с лишением водительских прав до 3 лет или без него (ст.286). При особо тяжелых последствиях – лишение свободы от 5 до 10 лет и лишение водительских прав на 3 года (ч., ст.286).

Гражданско-правовая – регулируется Гражданским кодексом Украины и гласит, что с лица, действия которого привели к ДТП, может быть удержана полная или частичная сумма материального и морального вреда. Водитель транспортного средства всегда несет ответственность за причинённый ущерб этим транспортным средством.

На пешеходном переходе

Если водитель наехал на человека на пешеходном переходе, то это усугубляет вину водителя, поскольку, согласно закону, водитель обязан уступить дорогу пешеходам, которые переходят или стоят на проезжей части (п. 14.1). Согласно п. 14.2, водитель должен притормозить или остановиться, если перед ним транспортное средство остановилось на пешеходном переходе. Для каждого водителя эти пункты должны стать аксиомой, и тогда наезда на пешехода можно избежать.

Если это случилось, то ответственность за наезд полностью ложится на водителя. Штраф за сбитого пешехода на пешеходном переходе зависит от тяжести нанесенного ущерба и назначается судом. По закону виновник должен компенсировать потерпевшему моральный и материальный ущерб. К материальному ущербу относится оплата расходов, связанных с лечением и восстановлением здоровья, подтвержденная документально.

Моральная компенсация – это сумма за моральные и физические страдания, установленная судом. Если водитель считает себя невиновным, он может подать встречный иск и требовать компенсации. Но если наезд совершён на пешеходном переходе, то лучше не усугублять такими действиями свое положение, поскольку вина водителя неоспорима.

За пешеходным переходом

Что касается ситуации, когда водитель сбил пешехода вне пешеходного перехода, то тут, скорее всего, ответственность и вина пешехода. По правилам дорожного движения, пешеход должен переходить дорогу по кратчайшему пути, убедившись в отсутствии транспортных средств. Водителю в таком случае легче доказать свою невиновность, а пешеходу остается лечиться за собственные деньги.

В таких случаях следует отметить происшествия, когда потерпевший находится в алкогольном или наркотическом опьянении. Тем самым потерпевший нарушает правила дорожного движения еще до наезда, и этот факт будет учтен судом не в его пользу. Мы не будем рассматривать случай, когда водитель находится в алкогольном опьянении. За это предусмотрены громадные штрафы и лишение свободы.

Бывают ДТП, в которых пешеход не пострадал, а транспортное средство получило увечья. Водитель пытался избежать наезда на пешехода, в результате чего пострадало его транспортное средство. Как правило, пешеход пытается скрыться с места ДТП. Если вам не удалось его задержать, вы должны все равно вызвать полицию и оформить ДТП.

Что делать при наезде на пешехода, первые действия при ДТП

Наезд на пешехода при любых обстоятельствах по законодательству предусматривает вину водителя. Поэтому, если такое случилось, вы должны следовать очередности пунктов инструкции. И это приведет к минимизации последствий аварии и правильным правовым действиям в данной ситуации.

1. После наезда на пешехода немедленно остановитесь, поставьте машину на ручник и включите аварийную сигнализацию.

2. Оцените состояние пострадавшего и вызовите скорую помощь при необходимости. Поставьте знак аварийной стоянки и вызовите работников полиции.

Если пострадавший не нуждается в реанимации, но не может двигаться, то не перемещайте его. При некоторых травмах это строго запрещается. Оказывайте потерпевшему помощь в пределах своей компетентности.

Возможны случаи, когда водителю необходимо самому отвезти потерпевшего в ближайшее лечебное учреждение. Перед этим зафиксируйте следы происшествия. В больнице сообщите свою фамилию и номерной знак транспортного средства и возвращайтесь на место происшествия.

3. Если есть свидетели происшествия, запишите их контактные данные. Попросите их подождать и дать показания полиции.

4. Свяжитесь со своим адвокатом. Консультируйтесь с ним до полного выяснения ситуации.

5. С помощью телефона зафиксируйте на фото для себя все детали происшествия и место, где оно произошло (знаки, разметку на дороге, погодные условия и т. д.). Возможно, это понадобится при проведении экспертизы.

6. Если потерпевший в сознании, позвоните в свою страховую компанию и сообщите о происшествии и данные потерпевшего.

7. Дождавшись работников полиции, предоставьте им все документы. Запишите ФИО инспекторов и номера их удостоверений. Поскольку вы находитесь в шоковом состоянии, то, рассказывая о происшествии, не используйте обвинительных фраз в свою сторону, а замените их нейтральными. Ваша позиция должна быть краткой и простой.

8. После составления протокола, возможно, необходимо будет провести анализ на содержание алкоголя в крови. Возможен вариант, что у вас заберут водительские права и конфискуют машину на штрафплощадку. В таком случае заберите все документы из машины и все ценные вещи.

9. Несмотря на ужас случившегося, постарайтесь быть спокойным. Если вы ощущаете отчасти и свою вину в случившемся, помогите с покупкой лекарств потерпевшему.

Лучше, если у вас не будет таких ситуаций, но всегда необходимо быть осведомленным и готовым ко всему.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.