Меню Закрыть

Дополнительный досмотр

Установлен порядок проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности

Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится на контрольно-пропускных пунктах, постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) и (или) транспортных средств (ТС). В ходе досмотра осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, а также транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, и иных материальных объектов живой или неживой природы в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть. В ходе дополнительного осмотра осуществляются мероприятия по обследованию объектов досмотра в целях обнаружения, распознавания и идентификации выявленных в ходе досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства (АНВ). В ходе повторного досмотра осуществляются мероприятия по повторному обследованию объектов досмотра для выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ. Повторный досмотр проводится при получении информации об угрозе совершения АНВ.

порядок организации и проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра;

порядок использования технических средств обеспечения транспортной безопасности;

порядок проведения наблюдения и (или) собеседования;

особенности досмотра на ОТИ и ТС на различных видах транспорта.

В Приказе приведены перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также формы документов, используемых при проведении досмотра.

Повышение квалификации работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности

Цель обучения: повышение квалификации работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности на морском и речном транспорте, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности (далее -«Требования по обеспечению транспортной безопасности»), и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Категория слушателей: лица, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности на морском и речном транспорте, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Форма обучения: очная с применением электронного обучения и дистанционных технологий.

Дополнительный досмотр введут для пассажиров рейсов, вылетающих в США

ВАШИНГТОН, 28 дек — РИА Новости, Денис Ворошилов. Службы безопасности аэропортов будут проводить дополнительный досмотр пассажиров рейсов, вылетающих в США, говорится в документе Управления транспортной безопасности (TSA) при Минтрансе США.

«TSA выпустило директиву о дополнительных мерах безопасности, которые будут применяться при отправке международных рейсов, конечным пунктом которых значится территория США. Пассажиры, вылетающие в США, могут подвергаться усиленному досмотру (тактильному досмотру, проводимому сотрудниками служб авиационной безопасности), включающему личный обыск и осмотр содержимого ручной клади. Во время полета пассажиры обязаны будут следовать всем указаниям экипажа, а именно: не покидать кресел во время определенной части путешествия, не пользоваться электронными устройствами и личными вещами в те промежутки полета, которые будут обозначены сотрудниками авиакомпаний», — говорится в переданном РИА Новости документе Минтранса.

Ужесточение правил безопасности последовало после того, как в минувшую пятницу 25-летний нигериец попытался привести в действие взрывное устройство на борту самолета, следовавшего рейсом Амстердам-Детройт. Пассажиры и члены экипажа обезвредили злоумышленника. По прибытии самолета в аэропорт Детройта гражданина Нигерии задержали сотрудники ФБР. Позже ему предъявили обвинения в попытке совершения теракта. Министр внутренней безопасности США Джанет Наполитано объявила в субботу об ужесточении мер авиабезопасности, отметив при этом, что усиленные проверки будут носить выборочный и «внезапный» характер. Министр не раскрыла, какие именно меры будут предприняты для предотвращения угрозы.

Управление транспортной безопасности, созданное после терактов 11 сентября 2001 года, выясняет, как нигерийцу удалось пронести на борт взрывчатку, а также признает, что теракт удалось предотвратить исключительно благодаря мужеству пассажиров и экипажа самолета.

«TSA работает совместно с представителями авиакомпаний и силовыми структурами на всех уровнях, включая международный, для того, чтобы уровень авиационной безопасности оставался высоким. Управление просит пассажиров оставаться бдительными и сообщать о всех случаях подозрительного поведения представителям силовых структур», — отмечается в документе.

Управление отмечает, что располагает ресурсами для ужесточения контроля в американских аэропортах, а тем, кто вылетает в США, рекомендует приезжать в аэропорты еще на один час раньше. Обычно авиакомпании рекомендуют пассажирам международных рейсов прибывать в аэропорт за два-три часа до вылета самолета.

«У нас есть все возможности в короткие сроки обеспечить новый режим досмотра (пассажиров), включая усиление кинологических подразделений и применение «невидимых» мер. Пассажиры не должны ожидать, что в службы безопасности всех аэропортов будут работать по одному сценарию. Людям, путешествующим региональными рейсами, следует прибывать в аэропорт с запасом времени. Тем же, кто вылетает в США, необходимо прибавить (к обычному запасу времени) для прохождения предполетного досмотра еще один дополнительный час», — отмечается в документе.

Вместе с тем, как отмечает TSA, процедуры досмотра для вылетающих из США за границу и для пассажиров внутренних рейсов остаются неизменными, однако и при посадке на такие рейсы сотрудники служб авиационной безопасности могут потребовать от пассажира пройти дополнительный досмотр.

TSA ничего не сообщает о периоде, на который вводятся меры. В документе лишь отмечается, что управление будет постоянно отслеживать ситуацию с авиабезопасностью в стране.

Накануне Белый дом заявил, что администрация США проведет полный пересмотр мер по обеспечению безопасности на авиатранспорте.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Повышение квалификации работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности. (20 часов)

Транспортная безопасность — состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Данный курс предназначен для повышения квалификации работников, осуществляющих досмотр транспортных средств в целях обеспечения транспортной безопасности.

ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Цель программы: Повышение профессионального уровня работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.
Документ о квалификации: Удостоверение
Продолжительность обучения: 20 часов (2-3 раза в неделю)
Форма обучения: Очная, дистанционная
Стоимость обучения: уточните по тел.: +7 (917) 777-67-60 или +7 (347) 246-27-79
Место проведения курса: БРУКК, г. Уфа, ул. Владивостокская, 10.

ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕН КУРС

Для работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.

  • Заявка с реквизитами организации и данными слушателей для занесения в реестр

Для расчета стоимости работ просим выслать заявку на электронную почту
[email protected]

Для частных лиц:

  • Паспорт
  • ИНН
  • Диплом о профессиональном образовании

РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ КУРСА

  • положения законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
  • перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее – АНВ), порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;
  • требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;
  • порядок применения физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия работниками подразделений транспортной безопасности;
  • основы проведения наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности;
  • правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности;
  • схему размещения и состав оснащения средствами досмотра контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или её секторов, критических элементов ОТИ и (или) ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ;
  • порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и (или) ТС;
  • уголовную и административную ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, административную ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.
  • моделировать поведение нарушителей, выявлять уязвимые места и прогнозировать возможные способы совершения АНВ;
  • пользоваться средствами досмотра, сертифицированными в установленном порядке.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Введение в курс подготовки
2. Нормативная правовая база в области обеспечения транспортной безопасности
3. Устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или её часть
4. Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС
5. Информационное обеспечение транспортной безопасности
6. Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил
7. Итоговое занятие
Итоговая аттестация

Дополнительный и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности (Дмитриев С.Н.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

В основе подавляющего большинства социально-политических конфликтов лежит борьба за ресурсы (природные, финансовые, интеллектуальные и т.д.). Сферу бизнеса отличает относительно высокая адаптивность к ресурсным ограничениям, обусловленным экономическим кризисом. Что же касается отечественной системы государственного управления и контроля, то она по-прежнему гипертрофирована, малоэффективна и нередко, вопреки своему назначению, сама порождает немало негативных явлений в секторе реальной экономики. В частности, «успешно» подавляет указанную адаптивность производственной сферы, что влечет гигантские экономические потери, в том числе и в «бюджетных» отраслях. В связи с этим, несмотря на повсеместно отмечаемый рост террористической угрозы, полагаю необходимым отказаться от некоторых весьма дорогостоящих программ и способов обеспечения «транспортной безопасности» (далее — ТБ), поскольку в настоящее время их несостоятельность становится все более очевидной. Они не имеют достаточной научной основы, их реализация регулируется правовыми нормативными актами, не отражающими реалии современных транспортных процессов и возможности их правового, организационно-штатного и материально-технического обеспечения. При этом усиливающееся прямое и косвенное табуирование критики современной системы ТБ привело к тому, что научная общественность не проявляет должной активности в исследовании «антитеррористического» давления на субъекты транспортной инфраструктуры (далее — СТИ) и бюджет страны, хотя речь идет об относительно новой сфере правоотношений, практически лишенной самостоятельного предмета регулирования, но при этом сопровождаемой потоком новейших нормативно-правовых актов, общее количество которых стремительно приближается к сотне.
Анализ содержания новоиспеченной правовой базы дает основания полагать, что в настоящее время достижение некоего «состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) и транспортных средств (далее — ТС)» от «актов незаконного воздействия» (далее — АНВ) «становится практически невыполнимой задачей, поскольку транспортные предприятия повсеместно сталкиваются с непреодолимыми ресурсными ограничениями и не в состоянии реализовать элементарные требования по ограждению и охране категорированных объектов, не говоря уже о внедрении современных инженерно-технических средств обеспечения ТБ, таких как переносные поставщики заградительных радиопомех, систем обнаружения, распознавания и идентификации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ; средств ночной видеосъемки, организации непрерывного контроля «не менее чем тремя сотрудниками сил обеспечения ТБ выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем обеспечения» и т.д. В настоящее время не находится средств даже на элементарное обустройство таких объектов высочайшей социальной значимости, как Керченская переправа, где до сих пор не оборудованы автобусные остановки, тротуары; недостаточно мест, обустроенных для ожидания пассажирами паромов; посадка и высадка пассажиров ведется непосредственно через грузовые аппарели, по которым одновременно движется автотранспорт. На гидроузлах канала им. Москвы нет качественных ограждений шлюзов, не везде работоспособны системы тревожной сигнализации. Даже на крупнейшие узловые железнодорожные станции можно беспрепятственно пройти со стороны входных и выходных путей и т.д. и т.п.
———————————
См.: п. 10 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 N 16-ФЗ (с изм. и доп.).
См., например: п. 13.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта: утв. Приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. N 41.

О косвенном признании данного обстоятельства федеральными органами государственной власти могут свидетельствовать: ст. 11 ФЗ «О транспортной безопасности», распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» и многие другие, в которых признается невозможность распространения единых требований на наиболее сложные регионы и ОТИ, несмотря на то что именно они прежде всего нуждаются в реализации этих требований. Не забудем и о достижениях «руферов» и «сталкеров», регулярно проникающих на сотни охраняемых объектов, включая аэропорты, и выкладывающих видеоотчеты о своих похождениях в Интернет.
———————————
Утверждено 27 января 2015 г. N 98-р (в ред. от 16.07.2015 N 1384-р).

Удручает недопустимо низкий уровень нормотворчества в сфере ТБ. Законодатель полагает возможным не считаться с процессуальными положениями отраслевых кодексов, что порождает множество трудноразрешимых коллизий. Так, в ФЗ «О транспортной безопасности» появилась статья 12.2 «Досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения ТБ»; в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) — статья 11.15.2 «Нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил», которая устанавливает наказания за нарушение правил дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. При этом организация «дополнительного досмотра», «повторного досмотра», а также неких «наблюдения», «обследования» и «собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности» возлагается на СТИ и перевозчиков .
———————————
Ст. 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 N 16-ФЗ (с изм. и доп.).

На первый взгляд, данные нормы отражают возможность применения указанных мер обеспечения административного производства и соответствующих административных наказаний. Однако такая фрагментарная коррекция упомянутых законов совершенно недостаточна, поскольку противоречит принципиальным положениям главы 27 КоАП . В тексте недавно вступивших в силу Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее — Правила) [6] содержится восемнадцать (!) упоминаний о необходимости информирования уполномоченных подразделений МВД России и ФСБ России в случае обнаружения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ, а также лиц, не имеющих правовых оснований для нахождения в зоне ТБ, нарушающих Требования по соблюдению транспортной безопасности либо застигнутых при совершении или подготовке к совершению АНВ. В последующем это обеспечивает возможность ведения административного производства по данным фактам. При этом согласно ст. 1.6 КоАП любое лицо, привлекаемое к ответственности, может быть подвергнуто досмотру и иным мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении исключительно на основаниях и в порядке, которые установлены законом. Однако такие понятия, как «дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения ТБ» в процессуальной части КоАП не используются. Нет там ни слова и о возможности применения «наблюдения», «обследования» и «собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности». В правоприменительной деятельности можно оперировать лишь такими мерами, как «досмотр», «личный досмотр», «досмотр вещей», «досмотр ТС» и «осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов». Наконец, все без исключения «инновационные» меры вполне могли бы применяться и без разработки каких-либо оригинальных дефиниций. Для этого и ранее было вполне достаточно установления соответствующих признаков правонарушений.
———————————
См.: ст. 27.2, ст. 27.3, ст. 27.9 и ст. 27.13.
Утв. Приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227.

Искусственное расширение номенклатуры мер обеспечения административного производства немедленно провоцирует всевозможные организационно-штатные выводы паразитарного толка. Следуя новым положениям закона, ведомства-инициаторы немедленно создают пакет нормативных актов, регламентирующих порядок реализации данных мер, игнорируя необходимость их соответствующего процессуального обеспечения. Например, в общих положениях недавно вступивших в силу Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее — Правила) утверждается, что они разработаны «с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2014 г. N 1208 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта» и норм международных договоров Российской Федерации. Указано также, что данные Правила «обязательны для исполнения всеми СТИ, перевозчиками, подразделениями транспортной безопасности на ОТИ и ТС, застройщиками ОТИ, а также иными лицами, прибывающими на ОТИ или ТС либо находящимися на ОТИ или ТС» .
———————————
Утв. Приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227.
Там же. П. 1.

Однако невозможно, например, признать корректными пункты 8 — 22 Правил, из содержания которых следует, что персонал сил ТБ на ОТИ следует делить на сотрудников, осуществляющих досмотр, и лиц, осуществляющих «наблюдение и собеседование». Вследствие ограниченности территории контрольно-пропускных пунктов (далее — КПП), а также ряда технологических особенностей ОТИ и ТС далеко не всегда целесообразно проводить досмотр исключительно «на КПП и постах, расположенных на границах зоны ТБ или ее частей, а также в зоне ТБ ОТИ и ТС» . Масштабная попытка «творчески» укрепить инструментарий обеспечения ТБ привела к противоположному результату — Правила получились громоздкими (более 100 с. формата А4 с приложениями), запутанными и малосодержательными. Так, если потребуется ответить на вопрос, что же такое «дополнительный осмотр», то в п. 6 Правил вы можете прочесть буквально следующее: «В ходе дополнительного досмотра в целях обеспечения ТБ осуществляются мероприятия по обследованию объектов досмотра в целях обнаружения, распознавания и идентификации выявленных в ходе досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства». Каких-либо отличий от установленного КоАП определения понятия «досмотр» здесь нет .
———————————
Там же. П. 4.
См.: ст. 27.7 КоАП.

То же самое можно сказать и о формулировке содержания «повторного досмотра». Пункт 7 Правил гласит: «В ходе повторного досмотра в целях обеспечения ТБ осуществляются мероприятия по повторному обследованию объектов досмотра для выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ. Повторный досмотр проводится при получении СТИ или перевозчиком информации об угрозе совершения АНВ». Как видите, тоже ничего нового. К тому же на объектах транспорта относительно часто возникает потребность в проведении не только «повторного», но и последующих досмотров, поскольку их количество определяется конкретными обстоятельствами и особенностями эксплуатации ОТИ и ТС.
Следующий пункт Правил также можно отнести к образцам сугубо формального подхода к трактовке оснований и содержания служебных действий представителей сил ТБ. Так, «наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения ТБ, направленные на выявление лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, проводятся в ходе досмотра, а также в случаях, предусмотренных Требованиями. По результатам наблюдения и (или) собеседования принимается решение о проведении дополнительного досмотра с составлением акта о принятом решении. Образцы данного акта и журнала учета таких актов включаются в Порядок сверки или проверки документов, а также оценки данных технических средств обеспечения ТБ, осуществляемых для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС» . Но наблюдение за действиями участников транспортного процесса и их опрос в любом случае представляют собой не что иное, как основные, рутинные методы служебной деятельности лиц, занятых обеспечением ТБ, и, разумеется, эти действия далеко не всегда должны сопровождаться дополнительными бюрократическим процедурами . Нет необходимости загромождать текст Правил многочисленными формально-логическими констатациями, такими как «решения о проведении дополнительного досмотра, повторного досмотра, а также о допуске объектов досмотра в зону ТБ или ее часть, принимаются лицами, ответственными за обеспечение ТБ на ОТИ и (или) ТС, или лицами из числа сил обеспечения ТБ, уполномоченными на это СТИ и (или) перевозчиками» и «в ходе дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и собеседования осуществляются мероприятия по выявлению лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) и (или) перемещения в зону ТБ ОТИ и (или) ТС или ее часть» и т.п.
———————————
См.: п. 9 Правил.
В частности, предполагается ведение Журнала учета актов обнаружения и идентификации предметов и веществ, содержащих взрывчатые вещества, являющихся оружием или его составными частями и других документов (см.: приложения к Правилам).
См.: п. 10 — 11 Правил.

Значительная часть предписаний, содержащихся в Правилах, базируется на использовании понятий и терминов, лишенных какой-либо правовой основы. В частности, в пунктах 13 — 15 применяются такие словосочетания, как «технологический сектор», «перевозочный сектор», «зона транспортной безопасности» и «сектор свободного доступа», рецептированные из Требований по обеспечению транспортной безопасности (далее — Требования), где они определяются следующим образом: «Конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее — технологический сектор зоны транспортной безопасности)» и «Конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляются по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее — перевозочный сектор зоны транспортной безопасности)» . Однако трудно найти какие-либо весомые аргументы для разграничения этих секторов на технологический и перевозочный, поскольку применительно к подавляющему большинству ОТИ это одно и то же — так называемая «перевозочная» функция является обязательным элементом технологической цепи любого транспортного предприятия. Не говоря уже о том, что «зона транспортной безопасности» — это не что иное, как территория, подлежащая охране. В связи с этим вводимые Правилами знаки-указатели «Граница зоны транспортной безопасности» также лишены смысла.
———————————
См.: п. 5.26.4 и 5.26.3 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта: утв. Приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. N 41.
См.: п. 23 Правил.

«Сектор свободного доступа» определяется как территория ОТИ или ТС, «доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается» . В результате возникает предписание, регламентирующее основания «для пересечения объектами досмотра границ сектора свободного доступа зоны ТБ», к которым причисляются «отсутствие у таких объектов досмотра запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону ТБ. перемещаемых без законных на то оснований, а также выполнение требований по соблюдению ТБ» . Если совместить это с соответствующими пунктами Требований, обязывающих «воспрепятствовать проникновению в зону свободного доступа. лица (группы лиц), пытающегося совершить АНВ» , то проще пойти туда, не зная куда, и принести то, не знаю что. Более того, всем СТИ и перевозчикам предписано учитывать Правила при разработке планов обеспечения ТБ, схем размещения и состава оснащения КПП на границах зоны ТБ, постов на ОТИ, в инструкциях о пропускном и внутриобъектовом режимах, а также в иных внутренних организационно-распорядительных документах . Можно не сомневаться в том, что текст Правил также будет аккуратно переписан в указанные планы наряду с другими трудновыполнимыми «перлами» обширного пакета подзаконных актов, действующих в сфере обеспечения ТБ.
———————————
См.: п. 5.26.1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта: утв. Приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. N 41.
См.: п. 13 Правил.
См., например: п. 6.1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта: утв. Приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. N 41.
См.: п. 16 Правил.

Бумага все стерпит, но как реализовать на практике многочисленные «заоблачные» требования, если речь идет не о местах базирования ракет стратегического назначения, а о транспортных предприятиях, через КПП которых транспортные средства нередко идут потоком? Отныне «КПП, расположенные на пути попадания объектов досмотра в перевозочный сектор из сектора свободного доступа, а также в любую часть зоны ТБ, с территории вне границ зоны ТБ ОТИ или ТС, оборудуются заграждениями, исключающими наблюдение лиц, не относящихся к силам обеспечения ТБ ОТИ или ТС, за мероприятиями, осуществляемыми в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра» . При этом «на КПП (постах), на которых осуществляется досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр ТС и (или) самоходной техники, машин и механизмов, используются технические средства обеспечения ТБ, препятствующие несанкционированному проникновению в зону ТБ или ее часть ТС, самоходной техники, машин и механизмов под управлением лица (группы лиц), пытающихся совершить АНВ» и т.п. Как можно запомнить излагаемые на протяжении десятков пунктов Правил чисто умозрительные вариации применения «дополнительного» и «повторного» досмотров, а также «наблюдения» и «собеседования» при «перемещении объектов досмотра «в перевозочный сектор зоны ТБ из сектора свободного доступа и технологического сектора зоны ТБ ОТИ и ТС»? В любом случае при формулировке Правил следовало бы ограничиться простым изложением порядка выполнения досмотра и сопровождающих его действий на охраняемой территории, а не дробить его на пару сотен практически стереотипных пунктов в духе буддийских мантр и худших образцов прецедентного права. «Absoluta sententia epositore non indigent» — полагали древние . Ведь кроме рассмотренных в данной статье Правил персонал сил ТБ в настоящее время вынужден изучать по обширным программам множество нормативно-правовых актов, а также приемы выполнения служебных обязанностей , освоение которых вызывает существенное затруднение у обучающихся. Очевидно, что в условиях острых ресурсных ограничений гипертрофия образовательной функции в направлении, в большей мере свойственном правоохранительным органам, неуместна.
———————————
См.: п. 25 Правил.
См.: п. 54 Правил.
Ясное значение не требует объяснений.
См.: ст. 85.1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изм. и доп.); Об утверждении Перечня отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональных данных: Приказ Минтранса России от 14.10.2015 N 306 и др.

1. О транспортной безопасности: Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (с изм. и доп.).
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (с изм. и доп.).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2016).
4. О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (вместе с «Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»): Постановление Правительства РФ от 26.02.2015 N 172.
5. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году»: утв. 27 января 2015 г. N 98-р (в ред. от 16.07.2015 N 1384-р).
6. Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности: утв. Приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227.
7. Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта: Приказ Минтранса России от 23 июля 2014 г. N 196.
8. Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта: утв. Приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. N 41.
9. Об утверждении Перечня отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональных данных: Приказ Минтранса России от 14.10.2015 N 306.
10. Об утверждении Требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта: Приказ Минтранса России от 21 августа 2014 года N 231.
11. Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности: Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2014 г. N 212.
12. Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности: Приказ Минтранса России от 08.09.2014 N 243.