Меню Закрыть

Договор комиссии на реализацию ювелирных изделий с физическим лицом

Договор комиссии на реализацию ювелирных изделий из драгоценных металлов со вставками из драгоценных камней

ДОГОВОР КОМИССИИ

на реализацию ювелирных изделий из драгоценных металлов со вставками из драгоценных камней

в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Комитент», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Комиссионер», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. По настоящему Договору Комиссионер обязуется от своего имени, но за счет Комитента, совершать сделки по реализации товара Комитента: ювелирных изделий из драгоценных металлов со вставками из драгоценных камней (далее – «Товар»), а Комитент обязуется выплатить Комиссионеру вознаграждение за выполнение поручения.

1.2. Партия Товара формируется на основании заявки Комиссионера.

1.3. Товар является собственностью Комитента. Момент перехода права собственности на Товар от Комитента к третьим лицам осуществляется в момент передачи Товара третьим лицам.

1.4. Ассортимент, количество, цена Товара (партии Товара), указываются в товарно-сопроводительном документе Комитента. Товарно-сопроводительный документ оформляется на каждую партию Товара и после подписания представителями Сторон становится неотъемлемой частью настоящего Договора.

1.5. Приемка Товара осуществляется представителем Комиссионера в соответствии с товарно-транспортной накладной, в которой должно быть указано количество, ассортимент и стоимость Товара.

1.6. Товар отгружается отдельными партиями в течение срока действия настоящего Договора. Отгрузка и доставка Товара Комиссионеру через спецсвязь Министерства связи РФ, фельдъегерской связью, другими службами (организациями) доставки (транспортировки) по фактическому адресу, указанному в настоящем Договоре производится за счет Комиссионера. Также Комиссионер вправе получить Товар на складе Комитента для самовывоза.

2. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Комиссионер обязан:

  • реализовать Товар Комитента на условиях, наиболее выгодных для Комитента, по цене не ниже назначенной ему последним;
  • принять меры по охране и сохранности Товара Комитента согласно Инструкции о порядке учета хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Министерства РФ от 29.08.01 г.№68н;
  • реализовать Товар Комитента только на территории РФ;
  • возместить Комитенту разницу в стоимости в случае, если Товар был реализован по цене ниже установленной Комитентом, если не докажет, что не было возможности продать Товар по назначенной цене и продажа по низшей цене предупредила еще большие убытки. Если Комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те которые были указаны Комитентом, дополнительная выгода делится между Комитентом и Комиссионером поровну;
  • исполнить все обязанности и осуществить все права по сделкам, совершенным с третьими лицами в рамках настоящего Договора;
  • предоставить Комитенту ежемесячные отчеты о выполнении поручения (Приложение № ) и счет-фактуру для учета вознаграждения не позднее числа каждого последующего месяца. Комиссионер в течении рабочих дней, с числа выпадающего на воскресный день середины месяца представляет информацию (в виде факсимильного сообщения) о ходе реализации Товара с первого числа месяца по середину месяца и с середины месяца по его окончание, с указанием периода реализации;
  • по требованию Комитента обязан предоставить в срок отчет в письменном виде по остаткам на складе;
  • в случае выявления некачественного Товара (брака) возвратить бракованный Товар Комитенту с приложением Акта установленной формы в -дневный срок с момента получения Товара;
  • предоставить в день заключения настоящего Договора, заверенные копии следующих документов: свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о постановке на специальный учет (регистрационное удостоверение пробирного надзора);

2.2. Комиссионер обязан вернуть или поменять Товар, не реализованный в течение календарных дней, не позднее дней по окончанию срока реализации.

2.3. Комитент обязан:

  • передать Комиссионеру Товар, упакованный, опломбированный и имеющий маркировку согласно нормам и стандартам, действующим на территории РФ для данного вида товаров. Товар должен обладать совокупностью признаков, гарантирующих его потребительские качества, т.е. в обязательном порядке иметь: оттиск государственного пробирного клейма с указанием пробы, опломбированный товарный ярлык, индивидуальную упаковку;
  • утвердить ежемесячные отчеты Комиссионера о выполнении поручения. При наличии у Комитента возражений по отчету Комиссионера Комитент должен сообщить о своих возражениях в течении рабочих дней с момента получения отчета. В противном случае отчет считается принятым Комитентом;
  • выплатить Комиссионеру вознаграждение за оказанные услуги в размере, оговоренном в настоящем Договоре;
  • при возврате Комиссионером заводского брака произвести обмен Товара. Транспортные расходы по возврату забракованной продукции возмещаются Комитентом.

2.5. В случае ликвидации, реорганизации либо смены юридического адреса Комитента его поручения сохраняют свою силу для Комиссионера до тех пор, пока не поступят надлежащие указания от правопреемников либо представителей Комитента.

3. РАСЧЕТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОГОВОРУ

3.1. Вознаграждение Комиссионера (включая компенсацию его затрат по настоящему Договору) за реализацию Товара образуется за счет продажи Товара по цене, превышающей цену, указанную в товарно-сопроводительном документе Комитента, но не более чем на % от денежных средств, полученных за проданный в соответствующем месяце Товар Комитента.

3.2. Оплата комиссионного вознаграждения Комиссионеру производится путем удержания суммы вознаграждения из сумм, поступивших к нему от продажи Товара Комитента третьим лицам.

3.3. Расчеты Комиссионера с Комитентом производятся по мере реализации Товара путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Комитента, но не реже чем в следующие сроки:

  • в течение пяти рабочих дней – за Товар, реализованный конечному потребителю до 15 числа (включительно) отчетного месяца;
  • в течение пяти рабочих дней – за Товар, реализованный конечному потребителю с 16 числа (включительно) отчетного месяца до конца отчетного месяца.

3.4. За несвоевременное перечисление денежных средств Комиссионером, Комитент назначает пеню в размере % за каждый рабочий день просрочки.

3.5. Бремя содержания, а также ответственность за утрату, риск случайной гибели или случайного повреждения Товара, несет Комиссионер с момента передачи Товара от Комитента к Комиссионеру. Ответственность Комиссионера за утрату или при наступлении риска случайной гибели ограничивается уплатой Комитенту денежных средств в объеме полной стоимости утраченного или погибшего Товара (в ценах Комитента, указанных в товарно-сопроводительных накладных) с приложением документов, подтверждающих утрату или случайную гибель Товара, а при повреждении – суммой разумно достаточных затрат на восстановление.

3.6. В платежном поручении в графе «Назначение платежа» Покупатель указывает; «За ювелирные изделия по договору № , с выделением НДС отдельной строкой».

3.7. За просрочку предоставления ежемесячного отчета о выполнении поручения в срок не позднее числа каждого последующего месяца Комиссионер обязан возместить Комитенту убытки или потери, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением данного обязательства.

3.8. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств по настоящему Договору она обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки.

3.9. Неисполнением одной из сторон условий настоящего Договора, приведшее к материальным потерям другой стороны, влечет за собой применением к виновной стороне штрафных санкций в размере нанесенного ущерба и может служить основанием досрочного прекращения Договора по инициативе добросовестной стороны.

4. ФОРС-МАЖОР

4.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить.

5. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

5.1. Все вопросы и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного Договора, будут разрешаться путем переговоров.

5.2. При не урегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры подлежат рассмотрению в Арбитражном суде в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует один календарный год. В случае если ни одна из Сторон не заявит о своем желании расторгнуть настоящий Договор, он пролонгируется на очередной год.

6.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями Сторон.

6.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

Как составить договор комиссии на закупку товара?

Гражданский кодекс РФ содержит понятие «коммерческий посредник» — лицо, действующее в чужих интересах на определенных условиях. Существует три вида соглашений, регулирующих отношения посредников и заказчиков: договоры поручения, агентирования и комиссии.

Последнее заключается при необходимости совершить действие, имеющее конкретный конечный результат. Два наиболее распространенных комиссионных соглашения — договор комиссии на закупку и продажу (реализацию) товара.

Особенности

Предприниматели могут обращаться к посредникам за помощью при закупке товара по различным причинам: желание сохранить в тайне свое имя и цель приобретения, нежелание или невозможность принять непосредственное участие в сделке.

Разберемся в определении сторон и собственно сути предмета договора комиссии на закупку товара.

  • Комиссионер (в гражданском праве) — лицо, берущее на себя обязательство оказать посреднические (комиссионные) услуги;
  • Комитент — контрагент комиссионера, лицо, поручающее посреднику осуществить закупку товара. Иными словами, заказчик.

Предметом договора комиссии на закупку является услуга: комиссионер за вознаграждение обязуется приобрести товары для комитента от своего имени, но за счет последнего.

Особенностью посреднических соглашений и договора комиссии на закупку товара в частности является то, что приобретенное имущество не является собственностью комиссионера, несмотря на то, что в договоре купли-продажи указывается его имя.

Другая особенность договора комиссии на закупку товара — конфиденциальность. Помимо того, что в официальных документах по осуществляемой сделке числится только имя комиссионера, третьей стороне может быть вовсе неизвестно о «заказном» характере сделки. Посредник не обязан информировать третье лицо о личности своего заказчика, если последний сам не пожелает назвать себя или вступить в непосредственный контакт с контрагентами комиссионера.

Комиссионер должен подчиняться специальным правилам, прописанным в Гражданском кодексе РФ, если закупаемый им товар входит в одну из перечисленных категорий:

  • Антиквариат;
  • Ювелирные изделия;
  • Оружие;
  • Прочие объекты, свободная реализация которых запрещена.

Правила составления договора комиссии

Договор комиссии на закупку товара должен подробно прописывать порученные посреднику задачи, условия, поставленные сторонами и ответственность участников в случае их несоблюдения. Деятельность, порученная комиссионеру, должна реализовываться в рамках российского законодательства.

Содержание договора комиссии на закупку товара раскрывает:

  • наименование;
  • количество;
  • стоимость;
  • комплектность;
  • сроки исполнения обязательств.

При необходимости осветить эти данные шире, можно оформить приложения к договору комиссии на закупку: спецификация, ассортимент товара; график исполнения поручения.

Структура договора комиссии на закупку товара может варьироваться в зависимости от характера порученных обязанностей. Обязательными пунктами, общими для всех соглашений такого плана, являются (выделены жирным):

  • Преамбула:
    • Номер и наименование документа;
    • Место и дата подписания;
    • Определение роли участников — Комиссионер, Комитент;
    • Идентификационные данные сторон. Указывается полное наименование организации и реквизиты для юридических лиц, ФИО и паспортные данные — для физических.
  • Предмет договора:
    • Перечень и характеристика порученных сделок по закупке товара;
    • Существенные условия;
    • Характеристика приобретаемого товара (либо ссылка на соответствующее приложение);
    • Территория исполнения условий (если предусмотрено);
  • Срок действия:
    • Дата вступления в силу (обычно это дата подписания);
    • Дата или условие прекращения действия договора комиссии;
  • Права и обязанности сторон в значительной степени зависят от характера сделки. Обязанности сторон по договору комиссии на закупку товара рассмотрим ниже отдельно.
    • Комитент вправе согласно условиям договора комиссии на закупку:
      • отменить выполнение поручения, уведомив об этом заранее;
      • вступать по желанию в непосредственный контакт с субкомиссионерами и контрагентами комиссионера.
    • Комиссионер вправе:
      • в случае необходимости отступать от указаний комитента без согласования (но незамедлительно уведомив после);
      • удерживать приобретенный им товар до осуществления всех выплат и требований;
      • требовать возмещения расходов на хранение, если собственник своевременно не забрал товар;
      • в случае досрочного прекращения действия договора комиссии (вне зависимости от того, кто явился инициатором) получить комиссионное вознаграждение за сделки по закупке, осуществленные им до прекращения договора и другое.
  • Сроки выполнения поручений:
    • Дата начала выполнения;
    • Этапы выполнения поручений (или ссылка на соответствующее приложение — график исполнения);
  • Порядок приёма работ и возмещения расходов:
    • Порядок предоставления документов по проведенной сделке (счет-фактура, отчет комиссионера, отчет о расходах);
    • Срок приемки работы и утверждения отчетов;
  • Вознаграждение и порядок расчетов:
    • Размер основного вознаграждения;
    • Дополнительные вознаграждения;
    • Порядок перечисления денежных средств;
    • Способ осуществления выплат;
  • Ответственность сторон рассмотрена подробнее ниже.
  • Основания и порядок расторжения:
    • Варианты расторжения (по согласованию сторон, в одностороннем порядке);
    • Возможные основания (в соответствии с законодательством);
    • Условия автоматического прекращения договора (смерть одного из участников, признание одной из сторон банкротом и пр.);
  • Адреса, реквизиты, подписи сторон.

Также документ может содержать в себе пункты о порядке разрешения споров, форс-мажорах (действиях непреодолимой силы), прочих условиях и информацию о приложениях к договору.

Образец оформления бланка договора комиссии можно скачать по ссылке.

Обязанности сторон

Основной обязанностью комиссионера по договору комиссии на закупку товара является проведение соответствующей сделки с третьим лицом на наиболее выгодных для комитента условиях и в соответствии с его указаниями.

Также посредник обязан предоставлять заказчику все сведения по проводимой сделке по закупке, передавать без промедления приобретенное имущество, сообщать о невыполнении обязательств третьими лицами, об обнаружении повреждений товара или количественной недостачи и так далее.

Комиссионер вправе обратиться к помощи субкомиссионера, поручаясь и неся ответственность перед комитентом за действия последнего. Это явление называется делькредере. За такое поручительство по сделке комиссионеру причитается дополнительное вознаграждение.

Обязанностью комитента по договору комиссии на закупку является незамедлительное принятие выполненной работы, оплата установленного соглашением вознаграждения, возмещение расходов, понесенных комиссионером в рамках реализации порученной сделки и так далее.

Ответственность

При нарушении условий договора комиссии на закупку товара, стороны несут ответственность в соответствии с условиями соглашения и законодательством Российской Федерации.

В качестве ответственности за некритичные и поправимые нарушения может выступать неустойка (штраф). Однако выплата неустойки не освобождает участника от возложенных на него обязательств.

Комиссионер отвечает перед комитентом за:

  • неисполнение заключенной им сделки третьими лицами;
  • утрату, недостачу или повреждение имущества комитента, пока товар находится у него;
  • несвоевременное исполнение обязательств.

Условия оплаты

Поскольку комиссионер действует за счет комитента, последний обязан возместить все издержки и расходы, возникшие в связи с исполнением поручения. Перечисление средств, необходимых для собственно осуществления закупки товара, а также доставки или таможенного оформления, как правило, проводится заведомо (целиком или частями по мере необходимости).

Особенностью вознаграждения по договору комиссии на закупку является тот факт, что помимо основной обещанной денежной суммы, комиссионер имеет возможность заработать дополнительное вознаграждение. Зависит это от эффективности работы. К примеру, если сделка с третьим лицом проведена на более выгодных условиях, чем предполагалось, ему полагается 50% от дополнительной выгоды.

Договор комиссии на реализацию ювелирных изделий с физическим лицом

Документ : Торговля ювелирными изделиями

Торговля ювелирными изделиями

Разрешительные документы на осуществление торговой
деятельности ювелирными изделиями

Правилами розничной торговли ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, утвержденными Постановлением КМУ от 25.03.1999 г. № 460 (далее — Правила № 460) установлено, что ювелирные изделия — это украшения из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.

Законом Украины от 01.06.2000 г. № 1775-III “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” определено, что торговля ювелирными изделиями с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется на основании лицензии. Для получения разрешительного документа в соответствующий орган лицензирования подается заявление, в котором должны содержаться следующие данные:

— сведения о заявителе (наименование, местонахождение, банковские реквизиты, идентификационный код — для юридического лица; фамилия, имя, отчество, паспортные данные, идентификационный номер — для физического лица);

— вид хозяйственной деятельности, на которую заявитель намеревается получить лицензию.

В заявлении отмечается местонахождение филиалов и других обособленных подразделений, которые будут осуществлять хозяйственную деятельность на основании полученной лицензии.

К заявлению о выдаче лицензии прилагается копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности и копия справки о внесении в ЕГРПОУ, заверенные нотариально или органом, выдавшим оригинал документа.

Для торговли ювелирными изделиями к заявлению прилагаются документы, перечень которых установлен Постановлением КМУ от 04.07.2001 г. № 756 “Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности”:

— заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего право собственности субъекта хозяйственной деятельности или аренды им нежилого помещения по месту осуществления торговли;

— сведения с подписью заявителя — о наличии материально-технической базы, необходимой для осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности;

— заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих уровень образования и квалификации специалистов;

— сведения с подписью заявителя о состоянии охраны производственных помещений.

В соответствии с Постановлением КМУ от 14.11.2000 г. №1698 “Об утверждении перечня органов лицензирования” вопросы лицензирования торговой деятельности ювелирных изделий относятся к компетенции Минфина Украины. В соответствии с Постановлением КМУ от 29.11.2000 г. № 1755 “О сроке действия лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, размерах и порядке зачисления платы, за ее выдачу” лицензия выдается сроком на 5 лет. Если субъект предпринимательской деятельности реализует ювелирные изделия по договору комиссии, выступая комиссионером, то ему необходимо приобретать также лицензию на право осуществления торговли ювелирными изделиями.

Если торговля осуществляется за наличный расчет или с использованием кредитных карточек, то для работающих на общей системе налогообложения субъектов предпринимательской деятельности необходимо наличие торгового патента на каждую торговую точку. Заявка на приобретение торгового патента должна содержать следующие реквизиты:

— выписка из учредительных документов относительно юридического адреса или справки органа, зарегистрировавшего местонахождение структурного подразделения предприятия;

— вид предпринимательской деятельности;

— наименование документа о полной или частичной уплате стоимости торгового патента.

Согласно Закону Украины от 23.03.1996 г. № 98/96-ВР “О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности” патент приобретается на 12 месяцев. Торговый патент должен быть размещен на фронтальной витрине магазина, а в случае ее отсутствия — возле кассового аппарата. Осуществление операций без получения торговых патентов или с нарушением порядка использования торгового патента влечет за собой наложение штрафа в двойном размере стоимости торгового патента.

Реализация ювелирных изделий. Основные требования

Основным документом, регулирующим торговлю ювелирными изделиями, является Закон Украины от 18.11.1997 г. № 637/97-ВР “О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними” (далее — Закон № 637). Розничная торговля ювелирными изделиями должна осуществляться через специализированные магазины или специализированные отделы (секции) магазинов. Продажа ювелирных изделий в неспециализированной торговой сети или на рынках с рук запрещена.

При осуществлении торговли ювелирными изделиями следует разместить в местах торговли следующие документы:

— информация относительно действующих в Украине проб на драгоценные металлы;

— выдержки из нормативных документов о порядке проведения экспертизы качества драгоценных металлов и драгоценных камней;

— выдержки из Закона Украины от 12.05.1991 г. № 1023-XII “О защите прав потребителей” в редакции от 01.12. 2005 г. № 3161-IV (далее — Закон о защите прав потребителей);

— копия лицензии на право торговли;

— внутренняя инструкция и другая необходимая информация.

В соответствии с нормами Закона № 637 для ювелирных и бытовых изделий, содержащих драгметаллы и реализуемых в Украине, установлены такие пробы:

— платина: 900, 950;

— золото: 375, 500, 585, 750, 958, 999 (остаются в обороте и реализуются ювелирные и бытовые изделия из золота пробы с оттиском государственного пробирного клейма 333, 583);

— серебро: 800, 830, 875, 925, 960 (остаются в обороте и реализуются ювелирные и бытовые изделия из серебра пробы с оттиском государственного пробирного клейма 750);

— палладий: 500, 850.

Пунктом 2.3 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по изготовлению изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, утвержденных приказом Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства финансов Украины от 26.12.2000 г. № 82/350 (далее — Лицензионные условия), предусмотрены специальные требования, предъявляемые к торговле ювелирными изделиями:

— на основании приказа руководителя необходимо разработать и утвердить внутреннюю инструкцию о порядке торговли ювелирными изделиями;

— обеспечить торговые помещения специальным оборудованием и торговым инвентарем для хранения, подготовки к продаже, демонстрации и продажи ювелирных и бытовых изделий;

— обеспечить торговые и складские помещения системой охраны и противопожарной безопасности;

— наемные работники должны иметь квалификацию, соответствующую требованиям учебных программ Государственной пробирной службы и Государственного гемологического центра Украины;

— поставлять в торговую сеть ювелирные изделия как отечественного, так и иностранного производства при наличии на них отпечатков наименований производителей, отпечатков государственных пробирных клейм Украины и опломбированных товарных ярлыков. Для комиссионной торговли скупленными у населения ювелирными изделиями необходимо:

— оборудовать рабочее место оценщика весоизмерительными средствами необходимой точности и границ измерения, приборами, инструментом и т. п. согласно требованиям внутренней инструкции;

— расположить рабочие места оценщика таким образом, чтобы сдающий присутствовал при оценке изделий;

— скупать ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней только при наличии документа, удостоверяющего личность.

Прием ювелирных изделий от поставщиков осуществляется при наличии таких сопроводительных документов, как:

— документы, подтверждающие качество изделий.

Если ювелирные изделия приобретаются у СПДФЛ, то обязательно наличие товарного ярлыка с указанием данных этого предпринимателя: фамилии, адреса, номера свидетельства о госрегистрации. При приеме товара проверяется наличие маркировки, товарного ярлыка или индивидуальной упаковки, групповой, транспортной тары и упаковочного листа. Перечень необходимой информации, предусмотренной для типовой маркировки ювелирных изделий, определен п. 17 Правил № 460:

— на лицевой стороне товарного ярлыка изделия указываются:

— наименование предприятия-производителя (его товарный знак);

— наименование изделия или его шифр;

— наименование сплава металла и его проба;

— цена за 1 г (для весовых изделий) или цена изделия;

— на обратной стороне товарного ярлыка указываются:

— номер (размер) перстня или браслета;

— нормативно-правовой акт, в соответствии с которым изготовлено изделие;

— количество и качественные характеристики камней (цвет, дефектность, масса, форма огранки).

Ювелирные изделия как отечественного, так и иностранного производства должны иметь опломбированные товарные ярлыки. Товарный ярлык к весовому ювелирному изделию крепится нитью или помещается в индивидуальную упаковку и должен быть опломбирован. Обязательным условием торговли ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов (как отечественных, так и импортных) является наличие государственного пробирного клейма. Государственное пробирное клеймо — это знак установленного единого образца, удостоверяющий ценность изделий из драгоценных металлов. Клеймение производится органами, осуществляющими государственный пробирный контроль.

Не подлежат обязательному клеймению следующие виды ювелирных изделий:

— изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую или археологическую ценность;

— ордена, медали и монеты;

— мелкая насечка (инкрустация) золотом и серебром на оружии;

— сусаль желтая и сусаль серебряная;

— предметах быта, религиозного культа;

— другие изделия, не подлежащие клеймению государственным пробирным клеймом, но предназначенные для продажи.

Качество таких изделий должно подтверждаться соответствующим документом органов, осуществляющих государственный пробирный контроль. Торговля ювелирными изделиями без оттисков государственного пробирного клейма Украины или документов, которые подтверждают их качество, запрещается.

Предприятия, занятые изготовлением ювелирных изделий, могут использовать именное клеймо. Использовать именное клеймо имеют право предприятия, включенные в Перечень субъектов предпринимательской деятельности-производителей ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, которые имеют право на клеймение собственных изделий государственным пробирным клеймом, утвержденный Постановлением КМУ от 02.03.1998 г. № 238. В данный Перечень включены :

Львовский государственный ювелирный завод;

Винницкое государственное предприятие “Кристалл”;

ОАО “Киевский ювелирный завод”, г. Киев;

АО “Харьковский ювелирный завод”.

Согласно ст. 22 Закона № 637 реализация ювелирных изделий без государственного пробирного клейма или без соответствующих документов, подтверждающих качество изделий, влечет за собой применение штрафных санкций в размере 100 % стоимости реализованных изделий. В торговом зале должны быть размещены все имеющиеся на день продажи образцы ювелирных изделий. В специализированных магазинах не запрещена торговля сопутствующими товарами и предоставление дополнительных услуг для покупателей (например, гравирование, упаковка приобретенных товаров и др.). На доске информации обязательно должно быть указано, что ювелирные изделия надлежащего качества обмену и возврату не подлежат. Если же изделие окажется некачественным или фальшивым, то покупатель в течение шести месяцев со дня покупки имеет право потребовать:

— замены на аналогичное изделие надлежащего качества;

— бесплатного устранения недостатков или возмещения расходов по ремонту;

— замены на такое же изделие другой модели с соответствующим пересчетом цены;

— расторжения договора и возмещения убытков, понесенных покупателем.

Для оформления возврата некачественного изделия покупателю необходимо написать заявление в двух экземплярах. На экземпляре, который остается у покупателя, обязательно должны быть указаны наименование ювелирного изделия, фамилия и должность лица, принявшего изделие и заявление, дата принятия заявления, подпись и печать (штамп) субъекта предпринимательской деятельности.

Субъект хозяйственной деятельности со дня получения письменного заявления от покупателя с претензией о некачественности ювелирного изделия обязан в трехдневный срок направить этот товар на экспертизу. Такая экспертиза осуществляется за счет субъекта хозяйственной деятельности по Закону о защите прав потребителей. Операции комиссионной продажи ювелирных изделий регулируются Правилами комиссионной торговли ювелирными изделиями из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, утвержденными приказом Минфина Украины от 27.10.2004 г. № 678. Согласно этому документу, на каждое ювелирное изделие, принимаемое на комиссию, выписывается квитанция в двух экземплярах. Первый экземпляр квитанции выдается комитенту, второй — остается у комиссионера. Два экземпляра квитанции подписываются комитентом и комиссионером. Товарный ярлык должен иметь тот же номер, что и квитанция. Товарный ярлык к весовому ювелирному изделию крепится нитью. При продаже ювелирного изделия товарный ярлык не снимается.

Если комитентом является гражданин Украины, то оформление товара на комиссию осуществляется при условии предъявления паспорта, данные которого комиссионером записываются при оформлении квитанции о приеме товара на комиссию.

Не принимаются на комиссию:

— драгоценные металлы в самородках, в изделиях производственного и лабораторного назначения;

— эталонные стандартные образцы драгоценных металлов и их сплавы;

— холодное, огнестрельное оружие в оправе и тому подобное;

— алмазы как необработанные минералы;

— драгоценные и полудрагоценные камни не в оправе;

— ювелирные изделия от граждан в возрасте до 18 лет.

Сбор в Пенсионный фонд

Необходимость начисления сбора в Пенсионный фонд от продажи ювелирных изделий определена п. 6 ст. 1 Закона Украины от 26.06.1997 г. № 400/97-ВР “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование” (далее — Закон № 400). Этим же пунктом определено, что не является объектом обложения сбора в Пенсионный фонд стоимость обручальных колец.

Пунктом 5 ст. 2 этого Закона установлено, что объектом обложения является стоимость реализованных ювелирных изделий. Порядок начисления и перечисления сбора в Пенсионный фонд от продажи ювелирных изделий определен Постановлением КМУ от 03.11.1998 г. № 1740 “Об утверждении Порядка уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций”. Согласно нормам п. 7 этого Постановления размер сбора составляет 5 % от цены реализации ювелирных изделий из золота, платины и драгоценных камней. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование операций по продаже ювелирных изделий из золота, платины и драгоценных камней перечисляется в следующем порядке:

— если в течение рабочего дня сумма пенсионного сбора равна или превышает 50 гривень,- уплата сбора производится на следующий рабочий день;

— если в течение рабочего дня сумма сбора менее 50 гривень, — уплата сбора производится в тот день, в котором сумма сбора составляет 50 гривень.

Документом, подтверждающим продажу ювелирного изделия из золота, платины и драгоценных камней, является кассовый чек, в котором сумма сбора на обязательное государственное пенсионное страхование включается в общий налог и составляет цену товара. Следует отметить, что Закон № 400 не делает различий между торговлей ювелирными изделиями оптом и в розницу, поэтому Пенсионный фонд настаивает на уплате данного сбора оптовиками.

Применяемые системы налогообложения

Субъекты предпринимательской деятельности (юридические и физические лица) при реализации ими ювелирных изделий из драгоценных металлов могут применять не только общую систему налогообложения. Правда, в 2005 году имела место попытка ограничить использование упрощенной системы налогообложения такими плательщиками, — п. 4 раздела 11 “Заключительные положения” Закона Украины от 25.03.2005 г. № 2505-IV “О внесении изменений в Закон Украины “О Государственном бюджете Украины на 2005 год” и некоторые другие законодательные акты Украины”.

Однако 30.06.2005 г. вступила в силу новая редакция этого пункта, утвержденная Законом Украины от 03.06.2005 г. № 2642-IV “О внесении изменений в некоторые законы Украины”, согласно которой упрощенная система налогообложения не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, оптовую и розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, которые подлежат лицензированию.

Первое, на что следует обратить внимание, — с единым налогом несовместима лицензируемая деятельность в сфере розничной и оптовой торговли не любыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, а только промышленными изделиями из драгоценных металлов. Согласно подпункту “ж” п. 1.3 Лицензионных условий к промышленным изделиям из драгоценных металлов относятся проволока, пластины, фильеры и т.п.

Налог на добавленную стоимость

Согласно п.4.1 Закона Украины от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР “О налоге на добавленную стоимость” (далее — Закон о НДС) база налогообложения операции продажи ювелирных изделий, не бывших в употреблении, определяется исходя из их договорной стоимости, но не ниже обычных цен (в случае если обычная цена превышает договорную цену более чем на 20 %) с учетом акцизного сбора, ввозной пошлины, других общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей). Из этого следует, что НДС облагается сумма продажи ювелирных изделий с учетом сбора от продажи ювелирных изделий в Пенсионный фонд.

Следует обратить внимание, что СПД, реализующие ювелирные изделия по договорам комиссии, применяют особый порядок обложения НДС. Налогообложение таких операций регламентируется нормами п 4.7 Закона о НДС. По договорам комиссии могут продаваться как новые товары, так и бывшие в употреблении. Учет реализации этих товаров следует вести отдельно. Если комиссионная торговля предполагает продажу бывших в употреблении товаров, приобретенных у лиц-неплательщиков НДС, то базой налогообложения является комиссионное вознаграждение такого СПД. Если на комиссию приняты новые товары, то налоговые обязательства по НДС возникают у комиссионера по дате возникновения первого из событий:

— предоплаты, полученной от покупателя ювелирных изделий;

— поставки (продажи) таких ювелирных изделий.

Датой увеличения налогового кредита комиссионера является дата перечисления денежных средств в пользу комитента. Датой увеличения налоговых обязательств по НДС комитента является дата получения денежных средств или других видов компенсации стоимости товара, полученных от комиссионера.

Налог на прибыль

Юридические лица, которые продают ювелирные изделия по договорам комиссии и при этом являются комиссионерами, должны руководствоваться нормами п. 7.9 Закона Украины от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР. Нормами п.7.9 данного Закона определено, что денежные средства или имущество, полученные от операции привлечения имущества на основании договора комиссии, не включаются в валовые доходы. Не включаются в валовые расходы денежные средства или имущество, предоставленные на основании договора комиссии. В состав валового дохода комиссионера включается комиссионное вознаграждение. Датой возникновения валового дохода является дата, приходящаяся на первое из событий: либо дата оплаты комиссионного вознаграждения, либо дата подписания акта выполненных услуг в соответствии с договором комиссии.

Налог с доходов физических лиц

Если физическое лицо осуществляет продажу ювелирных изделий по договору комиссии, то доход, полученный им в результате такой продажи, облагается налогом с доходов физических лиц. Нормами п.12.1 Закона Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV “О налоге с доходов физических лиц” установлено, что доход от продажи объекта движимого имущества в течение налогового года облагается по ставке 15 %. Если объект движимого имущества продается при посредничестве юридического лица, то такое юридическое лицо считается налоговым агентом в отношении налогообложения доходов, полученных от такой продажи. Доход от продажи, ювелирных изделий отражается комиссионером в Налоговом расчете по ф. № 1ДФ (утвержденной приказом ГНАУ от 29.09.2003 г. № 451 “Об утверждении формы налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога (ф. № 1ДФ) и Порядка заполнения и предоставления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога” ) с признаком 07.

Применение регистраторов расчетных операций

Пунктом 24 Правил № 460 установлено, что расчеты с покупателями осуществляются за наличные на полную сумму покупки через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций с обязательной выдачей расчетного документа установленной формы. Дополнительно выписывается товарный чек в двух экземплярах, один из них выдается покупателю. В товарном чеке отмечаются: номер или название торгового предприятия, наименование товара, артикул, метрическая проба, вес изделия, его розничная цена, дата продажи, фамилия продавца, штамп торгового предприятия.

О правилах предварительного программирования цены ювелирного изделия в регистраторах расчетных операций (далее — РРО) говорится в совместном письме ГНАУ и ПФ Украины от 22.12.1998 г. № 15282/10/23-3117, от 15.12.1998 г. № 04/4834. Согласно этому письму в РРО необходимо программировать отпускные цены изделий, включая общую сумму налога, которая состоит из сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и НДС. Общая сумма налога состоит из суммы сбора на обязательное государственное пенсионное страхование (1/5 часть общей суммы налога) и суммы налога на добавленную стоимость (4/5 части общей суммы налога).

При комиссионной торговле ювелирными изделиями, бывшими в употреблении, через РРО регистрируется продажа товара по цене, которая состоит из двух частей:

— стоимость товара, включающая сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, продажа которого не облагается НДС,

— комиссионное вознаграждение, подлежащее обложению НДС.

При этом программирование стоимости товара осуществляется по ставке налогообложения, равной 5 %, а сумма комиссионного вознаграждения программируется по общей ставке (включающей пенсионный сбор 5% и НДС 20%). Накопленная за день общая сумма сбора на обязательное государственное пенсионное страхование определяется из ежедневного Z отчета РРО как сумма двух составных частей:

общей суммы налога по ставке 5%,

1/5 части общей суммы налога по ставке 25 %.

Как указывается в письме ГНАУ от 11.08.2006 г. № 8861/6/23-8019, такое разъяснение ГНАУ не противоречит Положениям о форме и содержании расчетных документов, утвержденным приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 19 (645), 12 мая 2008 г.
Подписной индекс 40783