Меню Закрыть

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения контрольная работа

Экологические правонарушения (2)

Главная > Реферат >Государство и право

Понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения………………………………………..…..…………….4-6

Виды эколого-правовой ответственности……………………….……7-14

Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями……………………………………………………15-20

Механизм возмещения вреда природной среде………..……………21-25

Организационно-правовые меры предупреждения экологических правонарушений………………………….……………………. 26-28

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15%
территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только15-20% жителей городов и поселков дышат
воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем – жителям необъятной и богатой ресурсами России – пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма!

1. Понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения

Понятие ответственности за экологические правонарушения. Ответственность за совершение экологических правонарушений следует рассматривать как разновидность общеюридической ответственности в трех различных, но тесно связанных значениях: как вид государственного принуждения по исполнению требований, обусловленных законодательством, как правоотношение и как правовой институт.

Ответственность за нарушение экологического законодательства как вид государственного принуждения обеспечивается различными мерами и средствами. Основными из них являются меры убеждения и принуждения.

Как правоотношение ответственность включает в себя отношения, возникающие между государством в лице его органов и правонарушителем. При этом в число государственных органов, выступающих одной из сторон в экологическом правоотношении (прокуратура, суд, арбитражный суд, МВД и др.), входят специальные органы, обладающие полномочиями рассматривать дела об экологических правонарушениях (Федеральная служба по надзору в

сфере экологии и природопользования, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и т.д.).

Ответственность, как правовой институт, представляет собой систему юридических норм, обеспечивающих порядок применения и реализацию принудительных мер воздействия к правонарушителю. Особенностью данного правового института ответственности, является его комплексность. В систему норм ответственности за экологические правонарушения входят нормы различных отраслей права: земельного, лесного, водного, горного, экологического, трудового, административного, гражданского, уголовного и др.

Экологическое правонарушение порождает соответствующие природоохранные правоотношения, включающие в себя процедуры разбирательства данного конкретного факта компетентными органами и определение мер воздействия на нарушителя экологического законодательства, возмещения вреда. Правонарушение может иметь место только при наличии необходимых для этого элементов: объекта правонарушения, объективной стороны, субъективной стороны и субъекта ответственности.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, охраняемые правом. Непосредственным объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в той или иной конкретной области рассматриваемого законодательства. Так, непосредственным объектом незаконной охоты являются отношения по охране, рациональному использованию и воспроизводству диких зверей и птиц.

Объективная сторона экологического правонарушения представляет собой противоправное деяние, выразившееся в действии (незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействии (невыполнение правил охраны недр).

Объективная сторона экологического правонарушения характерна наличием трех элементов: противоправность поведения, причинение вреда или реальная угроза его причинения; связь между противоправным поведением и нанесенным вредом. Отсутствие нанесения вреда природным объектам лишает правонарушение экологической окраски.

Противоправность поведения непосредственно связана с общественной опасностью, которая влияет на вид ответственности (административная, уголовная и др.).

Общественно опасные последствия, указанные в законе, могут быть вменены лицу только в том случае, если будет доказано, что они являются следствием нарушений, допущенных субъектом, г.е. находятся в прямой причинной связи с нарушениями. Для многих экологических правонарушений характерным является то, что ответственность может наступать не только при наличии вредных последствий, но и в случаях, когда они еще не наступили, но деянием была создана реальная угроза их наступления, например загрязнение водоемов и воздуха, распространение эпидемических и других заразных заболеваний и др.

Субъективная сторона экологического правонарушения выражается в форме вины. Вина за совершенное экологическое правонарушение может выступать в двух формах: умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (самонадеянности и небрежности).

Субъектом экологического правонарушения могут выступать граждане (вменяемые физические лица, достигшие определенного возраста) и юридические лица, в том числе иностранные организации и граждане. Некоторые экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (загрязнение окружающей среды), другие только при умышленной форме вины (незаконная охота, браконьерство и др.), третьи по неосторожности (нарушение правил противопожарной безопасности в лесах и небрежное обращение с огнем).

2. Виды эколого-правовой ответственности.

Содержание состава экологического правонарушения и степень опасности его последствий определяют вид юридической ответственности. Она может быть:

Причинение ущерба или нанесение вреда гражданам, а также окружающей природной среде влечет за собой привлечение правонарушителя к материальной ответственности.

Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение экологического законодательства к работникам (рабочим, служащим), в трудовые функции которых входит непосредственное соблюдение эколого-правовых норм. Субъектом ответственности может выступать только работник, постоянно или временно выполняющий производственно-трудовые функции и причинивший вред окружающей природной среде. Причем ответственность за нарушение экологического законодательства наступает в том случае, если указанные нарушения допущены субъектом в период рабочего времени. Дисциплинарная ответственность носит диспозитивный характер, то есть она наступает по усмотрению администрации предприятия.

Перечень видов дисциплинарной ответственности исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит (замечание, выговор, увольнение), за исключение случаев, когда в уставах и положениях кооперативных и иных акционерных организаций предусмотрены дополнительные меры взыскания. Объективную сторону дисциплинарного проступка составляет нарушение, выразившееся в невыполнении планов, мероприятий, нарушении нормативов качества окружающей природной среды, несоблюдении требований экологического законодательства. Для состава дисциплинарного проступка важно, чтобы невыполнение указанных планов и несоблюдение требований нормативов и законодательства одновременно выступало и как невыполнение работником обязанностей, обусловленных занимаемой должностью или заключенным трудовым договором. Как разновидность дисциплинарной ответственности следует рассматривать депремирование должностных лиц и иных работников по итогам хозяйственного года за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды или нарушения экологического законодательства.

Административная ответственность за нарушения экологического законодательства наступает в случаях совершения гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правонарушений предусмотренных в нормах административного права, причинивших (могущих причинить) вред природной среде. Административным экологическим правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей природной среде или содержащее реальную угрозу причинения, за которое предусмотрена административная ответственность.

Основные признаки, которые служат разграничением состава административного правонарушения от преступления, определены в УК РФ. Это повторность (ст. 260 п. 2), наличие умысла (ст. 258), крупный ущерб, причинение вреда здоровью людей, животным, сельскохозяйственному производству (ст. 248, 249, 252 УК и др.).

С объективной стороны административное экологическое правонарушение представляет собой действие или бездействие, нарушающее экологическое законодательство. К видам экологических правонарушений относятся несоблюдение экологических требований при планировании, проектировании, строительстве разного рода объектов; сокрытие или искажение экологической информации; порча земли; нарушение правил охраны водных объектов; нарушение правил лесопользования; нарушение правил охраны рыбных запасов и многие другие (ст. ст. 8.1-8.40 Ко АЛ РФ).

Административная ответственность за экологические правонарушения чаще выражается в виде штрафов, размеры которых указаны в соответствующих статьях Кодекса об административных правонарушениях Так, за нарушение правил водопользования предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных- лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, а на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда (ст. 8.14 КоАП РФ).

Правовые меры ответственности за экологические правонарушения (2)

Главная > Контрольная работа >Социология

1. Правовые меры ответственности за экологические правонарушения

Список использованной литературы

В условиях, когда планета Земля становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер.

Вот эти проблемы: предотвращение угрозы новой мировой войны, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация демографической ситуации на планете, охрана здоровья людей и предотвращение распространения СПИДа, наркомании. И во взаимосвязи со всем этим — экология.

Сегодня важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которое носит взаимный характер. Здесь уместно вспомнить слова А.И.Герцена о том, что «природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам». С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Эти факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное развитие труда.

С другой стороны общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных её последствиях.

1.ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Экологическое право — система норм, регламентирующих общественные отношения в сфере сохранения и рационального использования природных ресурсов.

Бурное развитие науки и техники привело к разрыву традиционных связей человека с природой. Поверив в иллюзию безграничных возможностей машин и компьютеров, человечество забыло об ограниченности ресурсов Земли, за счет которых удовлетворяется подавляющее большинство потребностей людей. Последствием такого бездумного поведения стали многочисленные экологические бедствия: истощение земель, загрязнение водоемов, исчезновение редких видов растений и животных. Уже сегодня эти проблемы напрямую связаны с возможностью выживания человечества, поэтому для решения этого вопроса необходимы самые эффективные меры.

Правовой механизм является одним из наиболее действенных способов зашиты, поскольку подкреплен авторитетом всей государственной машины. Устанавливая научно обоснованные запреты и стимулируя должное поведение субъектов, экологическое право способствует выработке необходимой модели поведения, как отдельного лица, так и всего общества в целом, до тех пор, пока рачительное отношение к природе не станет осознанной необходимостью.

Глобальное, общемировое значение проблем охраны окружающей среды выводит экологическое право за рамки одного государства. Международные соглашения по защите природной среды от неблагоприятного воздействия являются одной из форм ограничения государственного суверенитета в интересах всего человечества. Ряд из них тесно связан с вопросами разоружения. (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.). Другие охватывают только сферу охраны окружающей среды (Договор об Антарктиде 1959 г. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979г.).

Тесная связь с международным регулированием охраны окружающей среды — одна из основных черт экологического права. Другая особенность — комплексный характер этой отрасли. Запреты, ограничения и стимулы рассредоточены по разным отраслям (в административном, гражданском, уголовном праве). Это позволяет наиболее эффективно регулировать данные общественные отношения.

Института ответственности по экологическому праву возник и развивался на базе традиционной правовой системы советского государства. Поэтому, при выборе средств государственно-правового воздействия за совершение экологических правонарушений встали две проблемы:

1) максимального использования потенциала ранее созданных правовых институтов в смысле приспособления их к требованиям охраны окружающей природной среды в условиях рыночных отношений;

2) разработки новых норм различных отраслей права об охране окружающей природной среды, включая развитие нетрадиционных институтов ответственности.

В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву регламентируется в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»:

За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Определение, содержащее основные отличительные признаки экологического правонарушения, имеет ряд недостатков. Так, в нем указаны не все признаки правонарушения; перечислены не все социальные ценности, составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняется вред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объект правонарушения.

Более удачным представляется определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда отношениям в сфере экологии.

Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.

Объект представляет собой совокупность общественных отношений по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Природная среда в целом и ее отдельные компоненты) являются предметом правонарушения.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно нарушение путем действия или бездействия общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей природной среды; причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности причинения такого вреда; наличие причинной связи между экологически опасным деянием и причиненным вредом.

С субъективной стороны могут иметь место обе формы вины: умышленная и неосторожная.

Умысел может быть прямым и косвенным, а неосторожность — в виде небрежности или самонадеянности (легкомыслия).

Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридически лица, включая хозяйствующих субъектов различных форм собственности и подчиненности, а также иностранные организации и граждане.

Как видно из ст.81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» ответственность, предусмотренная за экологические правонарушения, по отраслям права делится на:

Важность охраны окружающей природной среды сделала необходимым задействовать в решении проблемы защиты природы несколько отраслей права, поэтому в каждой из них предусмотрены свои виды экологических правонарушений.

1. Экологические преступления — наносят наибольший ущерб, поэтому являются самыми опасными и закрепляются в Уголовном кодексе. К их числу относятся: уничтожение или повреждение лесных массивов, незаконная охота, загрязнение водоемов и воздуха, умышленное уничтожение, разрушение или порча памятников природы и др.

2. Экологические проступки — (ответственность за них предусмотрена административным, гражданским правом, нормами о дисциплинарной ответственности) — сюда входят: бесхозяйственное использование земель, нарушение правил охраны водных ресурсов, ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований об охране атмосферного воздуха и др.

Совершение этих правонарушений влечет за собой применение норм об экологической ответственности.

Юридическая ответственность в экологическом праве — неблагоприятные последствия. Налагаемые государством за нарушителя норм природоохранительного законодательства.

Особенностями данного вида ответственности являются:

Экологическое правонарушение как основание для данного вида ответственности Разнообразие санкций, применяемых к нарушителю (поскольку отрасль экологического права является комплексной). Субъекты — и граждане, и юридические лица, нарушающие нормы соответствующих нормативных актов.

Гражданско-правовая ответственность может быть возложена наряду с дисциплинарной, материальной, административной или уголовной. Привлечение к этим видам ответственности не освобождает субъекта от обязанности возмещения вреда, если таковой имеется. Это объясняется тем, что взыскания, применяемые при реализации указанных видов ответственности, являются мерами наказания, а не возмещением вреда, хотя зачастую (лишение премии, штраф, конфискация) носят материальный характер. Взыскиваемые в виде наказания суммы не идут потерпевшему в счет возмещения вреда, а перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов в бюджет.

Вопрос разделения экологических правонарушений на преступления и проступки на практике является достаточно трудным, по причине того, что норму экологического характера содержащиеся в УК РФ сходны с нормами административного законодательства. Поэтому большое значение приобретает разработка критериев разграничения преступных и непреступных видов правонарушений.

Решение вопроса о разграничении экологических преступлений и проступков упрощается, когда факторы, влияющие на степень общественной опасности правонарушений, учитываются законодателем непосредственно в диспозициях правовых норм. Чаще всего в ней указываются последствия деяния, их размер, повторность преступных нарушений правил, способ действия, форма вины.

Когда же в уголовном и административном законодательстве признаки преступления и проступка описаны, одинакова либо указывается лишь вид нарушения, возникает сложность, а порой и невозможность их разграничивать. Для разрешения данных коллизий Пленум Верховного Суда РФ дает свои рекомендации, однако это не снимает существующей проблемы.

В уголовном законодательстве не разъясняется понятие экологического преступления, хотя формирование понятия о совокупной общественной опасности экологически вредных деяний необходимо для правильного определения круга правонарушений, которые следует признать преступными.

Родовым объектом экологических преступлений следует считать охраняемые уголовным законом комплексные общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению качественно благоприятной для человека и иных живых существ природной среды и обеспечению экологической безопасности населения.

Непосредственными объектами являются конкретные общественные отношения по охране, рациональному использованию отдельных видов природных богатств и обеспечению экологической безопасности населения.

Предметом экологических преступлении следует считать различные компоненты природной среды, не отторгнутые и не обособленные человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенное количество труда предшествующих и настоящих поколений людей, но остающиеся в природной среде, или внесенные в нее для выполнения своих биологических и иных природных функций.

Основываясь на понятиях объекта экологического преступления, предмета экологического преступления можно дать определение самому экологическому преступлению:

экологическими преступлениями являются общественно опасные, предусмотренные уголовным законом деяния, посягающие на общественные отношения по сохранению качественно благоприятной природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения.

Иные преступления, связанные с природными ресурсами, но не обладающие указанными выше признаками, нельзя считать экологическими.

Классифицировать экологические преступления на основе объекта посягательства:

Экологические преступления общего характера

— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

— нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами (ст. 247);

— нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

— нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);

— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Специальные экологические преступления

1) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования земли, недр и обеспечения экологической безопасности:

— порча земли (ст. 254);

— нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

2) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира(фауны):

— незаконная добыча водных животных (ст. 256);

— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

— незаконная охота(ст. 258);

— нарушение ветеринарных правил (ч. 1 ст. 249);

— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);

3) преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию растительного мира (флоры):

— незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);

— уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);

— нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 ст. 249);

— незаконная добыча водных растений (ст. 256).

4) преступления, посягающие на объективные отношения по охране и рациональному использованию вод и атмосферы, а также обеспечению экологической безопасности:

— загрязнение вод (ст. 250);

— загрязнение морской среды (ст. 252);

-загрязнение атмосферы (ст. 251).

По характеру экологические преступления можно разделить на:

1) преступления, связанные с незаконным захватом (завладением) природных ресурсов (ст. 253, 256, 258, 260);

2) преступления, связанные с негативным воздействием на природную среду, ухудшением ее качества (ст. 246, 247, 248, 249,250,251,252,254,255,257,259,261,262).

Административная ответственность за экологические правонарушения применяется компетентным органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом.

Административно-наказуемые экологические нарушения по видам составляют одиннадцать групп:

1. загрязнение окружающей природной среды;

2. превышение предельно допустимых биологических, радиационных, физических и иных вредных воздействий;

3. нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;

4. несоблюдение экологических требований при складировании, переработке, уничтожении, захоронении промышленных и бытовых отходов, радиоактивных, химических и иных вредных веществ;

5. нарушение правил транспортировки, хранения, применения химических средств;

6. нарушение установленного порядка добывания, сбора, заготовки, продажи, приобретения, ввоза и вывоза за границу объектов животного и растительного мира, природного сырья. ботанических, зоологических и минералогических коллекций:

7. порча, повреждение, уничтожение природоохранных территорий и комплексов, а также естественных экологических систем;

8. невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов:

9. невыполнение требований государственной экологической экспертизы и предписаний специальных государственных органов экологического контроля;

10. незаконное расходование бюджетных средств государственных экологических фондов на цели, не связанные с охраной природной среды;

11. нарушение правил охраны природно-заповедных объектов и особо охраняемых территорий.

За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении.

Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического законодательства материальной ответственности содержатся в ст. 83 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды «. Порядок ее применения регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях. В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ РСФСР).

Время не ждёт. Наша задача всеми доступными методами стимулировать всякую инициативу и предприимчивость, направленную на создание и внедрение новейших технологий, способствующих решению любых экологических проблем. Способствовать созданию большого числа контрольных органов, состоящих из высококвалифицированных специалистов, на основе чётко разработанного законодательства согласно международным соглашениям по экологическим проблемам. Постоянно доносить информацию до всех государств и народов по экологии посредством радио, телевидения и прессы, тем самым поднимать экологическое сознание людей и способствовать их духовно — нравственному возрождению согласно требованиям эпохи.

В конце мне хочется напомнить высказывание Сен-Симона: «Счастливой будет та эпоха, когда чистолюбие начнёт видеть величие и славу только в приобретении новых знаний и покинет нечистые источники, которыми оно пыталось утолить свою жажду. То были источники бедствий и тщеславия, утолявшие жажду только невежд, героев завоевателей и истребителей человеческого рода».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экологическое право России: Учебник. Под редакцией докт. юрид. Наук, профессора Ермакова В.Д., докт. юрид. Наук Сухарева А.Я. — М: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1997, — 480с.

2. Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 1992 г.

3. Федеральный Закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 года

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации под. Общей редакцией Генерального прокурора Российской федерации, профессора Ю.И. Скуратова и Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева.- М.; Издательская группа ИНФРА М- НОРМА, 1996 г. -832с

5. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть 1, от 30.11.94 г.

6. В.В. Петров. Экологическое право России. — М., Бек, 1995 г.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения обеспечивает реализацию экологических интересов в принудительном порядке.

Экологические правонарушения — нарушения законодательства связанные с причинением вреда окружающей природной среде (например, загрязнение окружающей среды, незаконная рубка леса и др.). Экологические правонарушения делят на экологические проступки и экологические преступления. Экологическими проступками называют те экологические правонарушения, которые не являющиеся общественно опасными. Если же экологические правонарушения представляют общественную опасность, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, то их относят к экологическим преступлениям.

За экологические правонарушения предусмотрены – дисциплинарная, административная, уголовная и материальная виды ответственности.

Дисциплинарную ответственность могут нести должностные лица, рабочие и служащие, не выполняющие свои производственные обязанности, связанные с охраной окружающей природной среды. Дисциплинарные наказания — это предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы. Они накладываются руководителем предприятия, организации, учреждения. Дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя.

Административная ответственность. К данному виду ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К административным правонарушениям относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д. Виды административного взыскания — чаще всего это денежный штраф, а также предупреждения, общественное порицание, конфискация незаконно добытой продукции и т.д. Мера административной ответственности определяется специально уполномоченными на то органами Минприроды РФ и др.

Уголовная ответственность предусмотрена за экологические правонарушения, отличающиеся наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями. Например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога, загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, браконьерство и др. Меры уголовной ответственности прописаны в Уголовном кодексе. К ним относятся лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п. Степень уголовной ответственности устанавливает суд.

Материальная ответственность направлена на компенсацию причиненных убытков за счет правонарушителя. Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан или хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность. Они обязаны возместить предприятию причиненный ему прямой вред. При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Экология природных ресурсов

Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача – обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта задача решается в тех субъектах Российской Федерации, которые имеют в своем составе межрайонные природоохранные прокуратуры.

Наибольшее число экономических правонарушений связано с охраной и использованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.

Общий критерий всех экологических нарушений – причинение вреда окружающей природной среде. В тех случаях, когда вред наносят не природной среде, а среде обитания человека, например, сверх нормативов загрязняют воздух в производственных помещениях, говорят о санитарных правонарушениях.

Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическим проступком. Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную, материальную.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природной среды.

При этом следует учитывать два важных момента: 1) дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку исполнительный контроль за этот выпуск не входит в число водительских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.

Административная ответственность

К административной ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д.

Наиболее распространенная мера административного взыскания – денежный штраф. Согласно «Кодексу РФ об административных правонарушениях» (2001) в административном порядке за экологические правонарушения налагаются штрафы -на граждан – 1-25-кратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленной в РФ;

  • на должностных лиц 3-200-кратный размер МРОТ;
  • на юридических лиц 30-3000-кратный размер МРОТ.

Кроме того, применяются предупреждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т.д.

Уголовная ответственность

За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям относится, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями считаются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

Имущественная ответственность

Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут имущественную ответственность.

Ответственность за экологические правонарушения в Российской Федерации

Перефразируя известное выражение, сформулируем экологический постулат: “Экология имеет шансы уцелеть, только если действует ответственность за нанесенный ей ущерб”. Экономико-правовое пространство — естественный фон всей современной деятельности людей и, на практике, экономические методы, действуют в комплексе с установленными нормами права. Кратко коснемся существующих в нашей стране правовых методов регулирования охраны окружающей среды, проще говоря, рассмотрим, какая ответственность установлена за экологические правонарушения.

В соответствии со статьей 81 Закона РСФСР от 19.12.97 № 2060 — 1 “Об охране ок-ружающей природной среды” за экологические правонарушения предприятия, учреж-дения, организации несут административную и грпжданско правовую ответственность, а должностные лица и граждане — дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую и материальную ответственность.

Ответственность за совершение экологических правонарушений предусмотрена не только Законом, но также и Кодексом законов о труде РФ, Кодексом об администра-тивных правонарушениях РФ, Уголовным кодексом РФ, и иными законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения выражается в наложении администрацией предприятия дисциплинарного взыскания на должностное лицо, работника или руководителя предприятия.

Виды экологических правонарушений, за которые наступает административная от-ветственность перечислены в Кодексе об административных нарушениях РФ. В отли-чие от дисциплинарной административная налагается не администрацией предприятия, а специально уполномоченными органами и должностными лицами. Из всех видов ад-министративных санкций за экологические правонарушения применяются: предупреж-дение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосред-ственным объектом административного правонарушения. Чаще всего применяется штраф.

Гражданско-правовая ответственность представляет собой возмещение вреда, при-чиненного экономическим правонарушением , и наступает в соответствии с разделом 14 Закона и Гражданским кодексом РФ.

Уголовная ответственность наступает исключительно на основании Уголовного Кодекса. Новый УК РФ содержит составы преступлений, объединенные в главу 26 “Экологические правонарушения”. Новыми составами преступления, по сравнению с УК РСФСР от 1960 года, например, являются “Нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ”, “Нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов”. Последняя статья предусматривает самое суровое из всех наказа-ний за экологические преступления — 8 лет лишения свободы.

Существующие в Российской Федерации меры ответственности за экологические правонарушения, в целом, могут оказаться достаточно эффективными. Однако, привле-чение виновных к ответственности — огромная работа, находящаяся в зачаточном со-стоянии. Боюсь, что до осознания неотвратимости наказания за экологические право-нарушения нашему обществу идти еще долго.